Исходя из положения: „кафир не имеет власти над муслимом“, мусульманское законодательство отрицает за иноверцем право занимать какое-либо общественное положение, которое ставило бы мусульман в юридическую зависимость от него. Так зимми не имеет права занимать должности секретаря („кятиб“) или делопроизводителя („мубашир“), не может покупать рабов мусульман, не имеет права быть опекуном над муслимом 95 . Наем мусульман в услужение иноверцам дозволен законом, но все же считается достойным порицания 96 . Но самый любопытный и вредный для христиан вывод из вышеприведенного общего правила представляет запрещение принимать на суде свидетельство зимми против мусульман 97 . Поэтому при всяком случае столкновения с мусульманами обиженный христианин может только тогда рассчитывать на покровительство закона, когда может представить свидетелей мусульман. Напротив, представляй он хоть сотню свидетелей христиан, самый факт обиды считается недоказанными. Своеобразная природа этого ограничения гражданских прав христиан состоит в том, что во всех других случаях притеснения христиан имеют характер несправедливости и могут быть устранены обращением к закону, или они узаконены и, следовательно, определены, или даже в случае неопределенности закона право толкования предоставлено все же власть имеющим; напротив, в данном случае закон решительно оставляет христиан на произвол мусульманского общества, или точнее – худших слоев его, наиболее расположенных злоупотреблять законом, – и таким образом отказывается гарантировать зимми против множества случайностей. – Сами мыслящие мусульмане чувствовали нелепость этой привилегии. „Как много деревень, писал Газзали, где есть только один врач, и тот – христианин или еврей! Однако же, по юридическому принципу, свидетельство этого христианина или еврея не имеет законной силы даже в вопросах судебной медицины 98 !“ Несмотря на подобные неудобства, мусульмане стойко держались этой привиллегии 99 . Некоторые другие распоряжения касательно гражданского положения зимми составляют вывод из понятия о разности вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В реальности же, о чём я сообщил выше, по состоянию здоровья объективно 11.01.2019 г. я не был способен по медицинским показаниям участвовать в следственных действиях. Записи соответствующего содержания приведены в протоколе допроса меня и следователем, и адвокатом в Приложении 13, листы 3-4. Ещё больше подробностей о моём состоянии в тот день приводит мой защитник-адвокат Пешиков П.С. в заявлении, оставленном письменно в конце протокола ознакомления с одним из экспертных заключений по уголовному делу тогда же, 11 января сего года: «Считаю ознакомление с заключением эксперта от 02.11.2018 г. не проведённым, поскольку обвиняемый Каклюгин Н.В. до начала ознакомления заявил о плохом состоянии здоровья и вызове сотрудников медчасти СИЗО (на данный момент никто ещё не прибыл из сотрудников медчасти). Каклюгин Н.В. визуально и на слух воспринимать информацию не в состоянии здоровья – левая почка (колики), цвет лица белый». Ниже следователь Швецова И.С. в который раз спокойно записывает классическую свою ложь в этом моём деле: «Протокол прочитан вслух следователем лично. От подписи отказался». См. Приложение 13, лист 5 или лист 95 тома 1 материалов дела. Ведь она, как и её руководитель Сердеров М.У., сотрудники прокуратуры Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, начальник ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России А.С. Пачганов, ощущая себя как за каменной стеной, за в упор не замечающей многочисленных нарушений в моём деле при расследовании и медицинском сопровождении меня в качестве заключённого, но тем не менее гражданина Российской Федерации, под покровительством «оборотней в погонах» из прокуратуры Ростовской области. Но если бы осуществлявшие с преступной халатностью все эти месяцы надзор за соблюдением законности проведения следственных действий, сохранности во время их проведения моих прав и свобод, приемлемого уровня здоровья прокурорские работники взглянули на эти противозаконные события через призму подготовленного мной в середине января 2019 года, подписанного и переданного следователю Швецовой И.С. 24.01.2019 г. заявления, многое могло бы измениться в лучшую, справедливую сторону ещё тогда. В материалах дела оно также есть, это листы 50-51 тома 3. Однако, и в этом случае ни областная, ни районная прокуратуры не стали обращать на него внимания в силу каких-то своих, только им пока известных соображений. А ведь в нём предельно ясно, чётко и последовательно изложен мотив заказчиков и исполнителей данной умело организованной провокации, приведшей меня на скамью подсудимых.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/23/prikaz...

И я его спрашиваю: «Как у тебя дела? Как, там, Рома? Как мальчики?» И он мне рассказывает, конечно, тяжелую историю, что этот спился, второй спился, третий сидит в тюрьме.… Спросила про девчонок и тоже, к сожалению, услышала неутешительные вещи, дети их уже в Доме ребенка. А сам он спасся тем, что рядом оказался тренер. Конечно, одно из самых тяжелых последствий – это дети в Детских домах, последствия алкоголизма. Когда все понимают, и признают это службы и суды, что ребенку в этой семье оставаться опасно. В семье, где он рожден – ему оставаться опасно. Это страшно. И он попадает в не менее страшную ситуацию, но там, где хотя бы не опасно физически. Там разрушаются по-другому. Система воспитывает человека системы. Из Домов ребенка ребенок переходит в Детский дом, а из Детского дома – в тюрьму. Это следующая система, его приучили так жить. И какая бы не идеальная была система, мы никогда не сможем дать того, что могла бы дать семья. 95% детей – это социальные сироты. То есть, по той или иной причине родители не могут воспитывать ребенка. Почти всегда это связано с алкоголизацией родителей». Согласно исследованиям, 60% детей в пьющих семьях подвергаются насилию. Более 90% детей в детских домах – это дети родителей, лишенных родительских прав из-за алкоголя. По статистике, 40% выпускников детдомов попадают в тюрьму, ещё 40% становятся алкоголиками или наркоманами, 10% кончают жизнь самоубийством, и лишь 10% находят в себе силы начать нормальную жизнь. Владимир Георгиевич Жданов, российский общественный деятель: «А водкой, вином и пивом торговать – это Богонеугодное дело, это дьявольское дело. И эти люди понесут эту заслуженную кару. Кстати, то, что мы ходим в магазины и там написано: «Водка русская», «Российская», «Петр I» – это все обман. Почти весь алкогольный рынок у нас захватили западные монополии. Весь табачный рынок захватили западные монополии. Они качают эти деньги, а нам что? А нам болезни, нам проблемы, нам смерти, все, что хочешь. Очень хитро система выстроена.

http://pravoslavie.ru/101066.html

Такое же переносное значение имеет и выражение: ««нравственный закон»» (стр. 86). «Если не нравятся выражения: долг, обязанность, нравственный закон и т. п., можно поставить на их место ««убеждение»». Я против этого ничего не имею… Я только и имею в виду этику убеждения. Пусть она называется рациональной этикой, интуитивизмом, деонтологизмом, конвикционизмом, – дело от этого не изменится: развитие есть единственный факт, вызывающий естественное сознание высшего и низшего состояния, единственный, к которому психологически правильно приложим термин обязательности (?). Степенью развития, достигнутой личностью, определяется и возможный для неё идеал, который вообще становится нравственным побуждением личности к деятельности»… (стр. 95–6). Нам кажется, что и эти слова совершенно ясны и недвусмысленны. Итак, долг к другим определяется долгом к себе; долг к себе определяется требованиями нашей природы; какие требования хороши и какие дурны – это определяется эволюцией или уровнем нашего развития. Ясно, куда мы пришли: относительность нравственности, во-первых (строго говоря, закона нравственности нет, а есть условные, изменчивые и относительные убеждения); индивидуализм, во-вторых, – индивидуализм, который «берет личность как существо состоящее из тела и души» и, поэтому, не отрицает «жизни плотью и радостей земной жизни», который признает, что «все необходимые потребности личности должны быть удовлетворены» (стр. 120, passim) и на этом базисе психологически и логически хочет утвердить долг и нравственность. Мы получаем, таким образом, из всех этих посылок удивительный тезис, который сам автор формулирует так: «индивидуализм, исходя из идеи личного развития, дает право человеку быть эгоистом» (121). При всей утонченности толкования, которое дает автор введенным в эту формулу тер- —157— минам; при всех оговорках и ограничениях, которыми он её обставляет («под условием соблюдения прав, вытекающих из эгоизма других (!), при ограничении эгоизма альтруизмом, социальным инстинктом и чувством долга, коренящимся в самой личности» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За отказом Зевса от брака с Фетидой последовал брак Пелея и Фетиды, рождение Ахилла, а значит, и начало Троянской войны. Связь Зевса с хтонической силой Земли-Геи сказалась в том, что он исполнил ее просьбу истребить род нечестивых людей, обременяющих ее (Ibid. I 5; ср.: XIX 273 и сл.). В нем ярко выражены архаические функции: он «Тучегонитель», насылающий ветры, дожди, ливни (Ibid. I 354; IV 30; V 672; XVI 297-300). Но как олимпиец он защитник прав человека, покровитель молящих о гостеприимстве ( Idem. Od. VI 207), охранитель очага ( Idem. Il. III 107). Зевс требует повиновения от своей олимпийской семьи (Ibid. V 877 сл.), хотя не всегда добивается этого. Зевс многократно вступает в браки законные и незаконные, в пределах гомеровского эпоса он состоит в 3-м, законном браке с Герой, охраняющей моногамную патриархальную семью (1-й женой была Метида, 2-й - Фемида) и вместе с тем отстаивающей жен. господство в этой семье. Зевс - отец славных героев, из к-рых в «Илиаде» упоминается Геракл (Ibid. XIX 95-134). Эпический Зевс - покровитель не только отдельных героев, но и великих народов, вступивших в войну. Сидя на Олимпе, он помогает ахейцам, но, восседая на Иде,- троянцам. Он соблюдает равновесие, нарушаемое вмешательством др. богов, его родичей. Как воитель Зевс ненавидит стихийные бедствия войны, олицетворением к-рых является его сын от Геры, буйный Арес (по происхождению фракийское божество). В этом случае замечательна отповедь Зевса Аресу, в к-ром чувствуется дух его строптивой матери (Ibid. V 888-898). Для Зевса важно установление порядка, охрана царской власти (как, напр., передача царского скипетра Агамемнону - Ibid. IX 37 сл.), его любовь и почтение к царскому сану (Ibid. II 196 сл.; Idem. Od. XXIV 24). Он ставит героев на царство (Ibid. I 390) и защищает права царственной семьи (Ibid. XVI 400-403), т. к. он гарант власти. Зевс претендует на беспристрастное решение судьбы героев, держа в руках золотые священные весы как вершитель войн (Ibid. XIX 223). Решая участь ахейцев и троянцев, он бросает на чашу весов жребии смерти (Ibid. VIII 69-74). Священные весы Зевса познает Гектор, испытав малодушие (Ibid. XVI 658), когда Зевс бросил на чашу весов жребии смерти Гектора и Ахилла, жребий Гектора поник, и от героя удалился Аполлон, его помощник. К Ахиллу же подошла его помощница Афина (Ibid. XXII 209-215). Зевсовы весы - это Судьба.

http://pravenc.ru/text/180431.html

Когда умиление есть, то с нами Бог . Как дождь, падая на землю, дает приличные качества растениям, – сладким сладость, крепким крепость: так и благодать, в сердца верных от Бога сходящая, производит в них всякое благо: алчущему Христа ради бывая пищею, жаждущему – сладчайшим питием, зябнущему – одеждою, трудящемуся – успокоением, молящемуся – извествованием и плачущему – утешением. Житие. С. 95–96 742. Молчание в разуме рождает умиление и кротость, приближает к Богу и дает душевный мир Когда мы в молчании пребываем, тогда враг-диавол ничего не успеет относительно к потаенному сердца человеку: сие же должно разуметь о молчании в разуме. Оно рождает в душе молчальника разные плоды духа. От уединения и молчания рождаются умиление и кротость... В соединении с другими занятиями духа, молчальничество возводит человека к благочестию. Пребывание в келии в молчании, в упражнении, в молитве и поучении день и ночь закону Божию делает человека благочестивым... Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом. Ты только сиди в келии своей во внимании и молчании, и всеми мерами старайся приблизить себя к Господу; а Господь готов сделать тебя из человека ангелом: «на кого бо», говорит Он, «воззрю, токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих» ( Ис. 56:2 ). Плодом молчания, кроме других духовных приобретений, бывает мир души. Молчание учит безмолвию и постоянной молитве, а воздержание делает помысл не развлекаемым. Наконец, приобретшего сие, ожидает мирное состояние. Житие. С. 98–99. 743. Краткое молитвенное правило для мирян Краткое молитвенное правило для мирян, не имеющих, по причине обыденных житейских занятий, возможности совершать продолжительную молитву: – Вставая утром от сна, произноси всякий раз молитву Господню: «Отче наш», за сим: «Богородице, Дево, радуйся», и святой символ: «Верую во единого Бога Отца» – и за сим непрестанно в уме своем твори молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» Так продолжай до вечерней трапезы, потом говори: «Владычице, спаси мя грешного!» и, отходя ко сну, то же произноси: «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся» и « Символ веры ». Кто будет поступать так, в простоте и с верой в Бога, тот спасется. Молитва – путь ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

«Всё зависит от случая,— рассуждает Рагин в беседе с Громовым. — Кого посадили, тот сидит, а кого не посадили, тот гуляет, вот и всё. В том, что я доктор, а вы душевнобольной, нет ни нравственности, ни логики, а одна только пустая случайность» (С-8,95). Следствие, и неизбежное: всё это снимает с человека какую-либо ответственность за совершённое им, делает его самого рабом обстоятельств: «Я служу вредному делу и получаю жалование от людей, которых я обманываю; я не честен. Но ведь сам по себе я ничто, я только частица необходимого социального зла: все уездные чиновники вредны и даром получают жалование... Значит, в своей нечестности виноват не я, а время... Родись я двумястами лет позже, я был бы другим» (С-8,92-93). Все эти рассуждения о полной зависимости человека от внешних обстоятельств, о «заедающей среде» и пр. к тому времени были давно известны, пережёваны много раз, истрёпаны языками и опошлены— но не вышли оттого, как видим, из употребления. Оценку всей этой философии даёт Громов, точно и безжалостно: «Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь...» (С-8,103). Громов же хорошо усмотрел, и болезненно для души сознал, это страшное для человека следствие всей этой системы равнодушия: «Люди, имеющие служебное, деловое отношение к чужому страданию, например, судьи, полицейские, врачи, с течением времени, в силу привычки, закаляются до такой степени, что хотели бы, да не могут относиться к своим клиентам иначе как формально; с этой стороны они ничем не отличаются от мужика, который на задворках режет баранов и телят и не замечает крови. При формальном же, бездушном отношении к личности, для того, чтобы невинного человека лишить всех прав состояния и присудить к каторге, судье нужно только одно: время» (С-8,78). И российские порядки здесь ни при чём. Чехов наблюдает общий закон развития человечества в бездуховном обществе. Просто русский человек острее ощущает это, поскольку Православие воспитало в нём потребность в духовных переживаниях. Поэтому там, где он замечает, как они оказываются по какой-либо причине задавленными, русский человек острее переживает это и сильнее страдает. «Палата 6»— символ не России, но мира, состоящего из уединившихся в себе людей. Предельная отчуждённость от мира— «оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом. Это— неподвижное, обжорливое и нечистоплотное животное, давно уже потерявшее способность мыслить и чувствовать. От него постоянно идёт острый, удушливый смрад.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Итак мы просим о том, да неукоснительно подастся охранение кафолическим церквам в каждом граде и разных местах, принадлежащих к каждому владению. Подобает и о сем просить благочестивых Самодержцев, да соблюдается закон, изданный блаженной памяти отцом их Феодосием, о взыскивании по 10 фунтов золота с еретиков рукополагающих и рукополагаемых, также и с владельцев, у которых будет усмотрено собрание их... Еще и о том подобает просить, да будет благочестием их возобновлен закон, который отнимает у еретиков право получать или оставлять что-либо по закону и по завещанию (пр. 104. 105. 78. 120). 9) Просили также пастыри церкви православной гражданское правительство и об истреблении остатков язычества – идолов и капищ, стоявших еще во многих приморских местах, в селах и укромных владениях без всякой благовидности, – о запрещении пиршеств, привнесенных от языческого заблуждения, непристойных плясок на полях и улицах городских, оскорбляющих честь матерей и целомудрие благочестивых жен, особенно же во дни памяти мучеников, – о воспрещении представления позорищных игр в день воскресный и в другие светлые дни христианской веры (прав. 69. 71. 72. 95). 10) Если бы кто из клириков пожелал идти к царю по своим надобностям, то он должен был получить отпустительную грамоту, в которой должно быть обозначено о его желании и надобности, явиться с нею к римскому епископу и от него получить тоже грамоту, открывающую доступ ко двору. Если бы у него явилась какая надобность внезапно в бытность в Риме, то он все-таки должен испросить грамоту у римского епископа. 11) О продаже церковной собственности постановлено было в африканской церкви следующее: не продавать церковной собственности; но если сия собственность не приносит доходов и настоит великая нужда, то представлять о сем первенствующему епископу области и с определенным числом епископов совещаться, что учинить должно. Если же такая нужда настанет для церкви, что не возможно совещаться прежде продажи: то да призовет епископ во свидетельство хотя соседних епископов и да попечется представить собору все прилучившиеся церкви его обстоятельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Так вот, что же можно сказать об этом обращении Патриарха? Оно потрясает, ужасает. Нас сейчас, уже проживших ХХ век, это послание, мне кажется, должно оставлять в чувстве глубокой грусти по поводу того, насколько даже Патриарху не было ведомо, в какую глубокую бездну уже упала страна. Он был уверен, что в стране, где сто миллионов православных христиан, кучка большевиков обречена будет на неудачу, если хотя бы большинство этих христиан просто отстранится от них и не поддержит. Даже бороться с помощью оружия не надо, просто отстраниться – и у них не будет никакой основы. А этого не случилось. Патриарху казалось, что достаточно такого рода анафемы – анафемы, которая, в общем и целом, не должна даже способствовать кровопролитию. А ведь были на Соборе отдельные священнослужители, такие, как носивший парадоксальную фамилию Неженцев, священник Неженцев. (Вы узнали эту фамилию, это фамилия одного из ближайших к генералу Корнилову молодых офицеров, погибших в молодом возрасте, подполковника, возможно, что они были родственниками.) Священник Неженцев сказал, что нужно не Патриарха избирать, а нужно собирать земское ополчение, нужно сопротивляться злу силою, уже наступил такой момент, очень многие православные по крещению русские люди готовы идти за большевиками, и даже анафемой их уже не остановишь. Существуют данные о том, что, впервые получив возможность причащаться по желанию, а не по обязанности (я имею в виду причащение на Страстной неделе перед Пасхой 1917-го года), военные чины нашей армии причастились примерно в количестве 10%. До этого, когда причащение было обязательным, в 1916-м году речь шла о 95-96%. Вот такой факт, он очень выразителен. Наверное, надо было встревожиться. А Патриарх, происходивший из народной православной толщи, пребывал еще в убеждении, что помочь людям, православным христианам ужаснуться тому, что они делают, вполне достаточно, пригрозив им анафемой. Безусловно, требовалось что-то другое. Я не хочу произносить очень популярные у нас даже среди православных патриотов слова о том, что лучший и самый бескровный способ подавить революцию связан с тем, чтобы утопить её в крови самих революционеров. В принципе, так бывало в истории – вспомним Франкистскую Испанию. Но там епископы как раз призвали народ к сопротивлению. И кто был более прав – патриарх Тихон, который считал, что этого делать не нужно, или священник Неженцев?

http://pravmir.ru/patriarh-tihon-i-tserk...

89 Taft R. F. [A History of the Liturgy of St. John Chrysostom, vol. IV:] The Diptychs. R., 1991. P. 134–137. (Orientalia Christiana Analecta; 238). 90 При том что никаких санкций за неисполнение этого требования сами же документы не предусматривают. 91 См. в настоящей книге отдельный экскурс на эту тему: «Формы поминовения церковных иерархов за Божественной литургией в русской и украинской традиции». 92 Большое число свидетельств того, что Константинопольская патриархия столетиями не оспаривала постоянный характер юрисдикции патриарха Московского над Киевской митрополией, собрано в размещённой в Интернете статье протопресвитера А.Гоцопулоса (. Γκοτσπουλος) «ΟΥΚΡΑΝΙΑ – ΚΩΝΣΤΑΝΤΙΝΟΥΠΟΛΗ ΜΟΣΧΑ; Μικρ συμβολ στ διλογο γι τ Οκρανικ “Ατοκφαλο”». 93 В связи с этим утверждением следует отметить, что в действительности в документах Константинопольской патриархии 1686 г., как было показано выше, не содержалось ни титула «экзарх Вселенского престола», ни требования «полной церковной автономии» – более того, митрополит Киевский прямо провозглашался подлежащим суду патриарха Московского. Впрочем, в отличие от концепции переустройства Киевской митрополии авторства патриарха Иерусалимского Досифея, который предлагал, по сути, лишить митрополию какой-либо автономии, в документах 1686 г. говорилось о свободных выборах митрополита Киевского, а прочие аспекты внутренней жизни Киевской митрополии были описаны лишь в общих выражениях. Гарантии «прав и волностей» Киевской митрополии были предметом переговоров гетмана и царей, в которых патриарх Константинопольский не принимал участия. 94 См. раздел, посвящённый документам 1686 г., в его комментариях на интернет-портале Cerkvarium. 95 Так, в итоговый пакет документов была включена разрешительная грамота патриарху Иоакиму, об издании которой никто не ходатайствовал; о своём несогласии с уступкой Киевской митрополии Московскому патриархату на переговорах и в своих грамотах прямо заявлял патриарх Досифей; интрига с требованием патриарха Досифея вовлечь в переговоры великого визиря Османской империи и затягивание выдачи грамот патриархом Дионисием также могли быть вызваны нежеланием греческой стороны решить вопрос по существу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010