В обширном ответе Григория Евномию (начинающему с неприятного перехода на личности) можно нащупать три основных момента: новую теорию языка, акцент на Божией непостижимости и иное ключевое высказывание о Боге! бесконечность вместо нерожденности. Спор о природе языка Григорий, как и Василий прежде него 946 и в отличие от Евномия, не считает, что слова имеют божественное происхождение и могут выразить сущность вещей. Согласно святителю, имена «не происходят из природы вещей, но присоединяются к вещам как понятия человеческого мышления» 947 . Создание имен и присваивание имен вещам согласно их природе (προσφυς 948 ), по мнению Григория, – чисто человеческое свойство. Бог предоставил человеку давать вещам имена 949 , – и в этом нет ничего странного, как, очевидно, находит Евномий. Способность речи как таковая действительно является произведением Бога, Творца человеческой природы, но отдельные слова придумывает и присваивает вещам сам человек 950 . По Книге Бытия, Бог Сам приводит животных к человеку, предоставляя ему наречь им имена (см. Быт. 2:19 и ниже 951 ). Бог не говорит на Каком-то особом языке, открывающем истинную сущность вещей; когда мы читаем в Книге Бытия, что «Бог сказал» или «Бог назвал» – это, по мнению Григория, всего лишь антропоморфизмы (νθρωπικς 952 ). Для Григория речь обязательно предполагает потенциального слушателя, которого у Бога до сотворения человека не было. Представление о внутрибожественном общении между Отцом, Сыном и Духом с помощью человеческой речи святитель отклоняет как неуместное 953 . Согласно Григорию, речь связана с человеческой телесностью, не позволяющей нашим движениям ума проявляться напрямую и требующей внешнего выражения мыслей через телесные органы чувств. Будучи телесными существами 954 , мы вынуждены давать мыслям имена, знаки (σημεα 955 ) этих чисто умственных движений, чтобы передать их другим телесным существам. Мы пытаемся по мере сил истолковывать содержание наших мыслей, причем, очевидно, можем ошибаться как в самих мыслях, так и в их выражении 956 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Что касается исследовательской литературы, то существует новейшая работа о мессалианстве 944 , ограничивающаяся рамками до 431 г. (то есть до Третьего вселенского собора), где 70 страниц посвящено изложению истории раннего мессалианства и анализу источников. Лучшей краткой сводкой материала остается статья А. Гийомона 945 . Работа А. Риго 946 посвящена специальному вопросу об отношении друг к другу мессалианства, исихазма и богомильства с акцентом на событиях 1341–1344 гг. В нашу задачу не входит подробное и всестороннее исследование истории мессалианства и ее этапов, ибо эта тема составила бы предмет отдельной монографии и заняла бы слишком много места. Поэтому ограничимся в этой главе кратким перечнем главных источников 947 и изложением основных вех истории мессалианства. Необходимые для нас детали будем, тем не менее, излагать более подробно. III.1. Краткий очерк истории мессалианства (до XII в.) Первое упоминание о мессалианах имеется у прп. Ефрема Сирина 948 , однако оно слишком кратко, чтобы можно было составить какое-то представление об этом течении. Следующее за ним свидетельство оставил свт. Епифаний Кипрский (Саламинский) 949 . Хотя ересь мессалиан – последняя в Панарии, а Епифаний умер в 377 г., terminus ante quem для возникновения ереси необходимо снизить до 374 г., так как мессалиане упоминаются уже в Слове якорном. По мнению большинства ученых, описание Епифания относится к ранней стадия развития мессалианства, ибо, с одной стороны, Епифаний не говорит о многих сторонах догматического учения, на которых ставят акцент позднейшие писатели; с другой, некоторые черты реальной жизни мессалиан упоминаются только у Епифания, так что согласовать показания Епифания с дальнейшими ересеологами довольно трудно. Мы, со своей стороны, предпочли бы оставить открытым вопрос о степени догматического развития ереси у мессалиан, описываемых Епифанием. Далее следует ряд греческих, латинских, сирийских и армянских авторов (прп. Нил, блж. Иероним, Маруфа, свт. Кирилл Александрийский , Филоксен Маббугский, Севир Антиохийский и др., а также апофтегмы), из которых самыми важными для анализа являются (некоторые из них были упомянуты в первой главе): акты Третьего вселенского собора, Церковная история 950 и Собрание еретических злоизмышлений 951 блж. Феодорита Кирского , О приходящих в Церковь (О принятии еретиков) Тимофея Константинопольского 952 и Библиотека св. патриарха Фотия 953 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Триодь Цветная. M., 1992. Л. 130–136. 946 Установился также обычай совершать поминальные моления в субботу перед Сырной седмицей и в субботу первой седмицы Вели кого поста, когда Церковь воспоминает чудо, совершенное с коливом святым великомучеником Феодором Тироном († 420). Разные поместные Православные Церкви совершают общие панихиды и в другие дни. Например, Русская Православная Церковь совершает две общих панихиды по православным воинам, павшим за веру и отечество. Одна совершается 29 августа (память усекновения честной главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна), а другая — в субботу перед 26 октября (праздник святого великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого) [с 1996 года установлен еще один такой день — 26 апр./9 мая. — Ред.]. 947 См.: Постановления апостольские. Кн. 8. Гл. 44//ΒΕΠΕΣ. Т. 2. 169 (19–21). 948 На Руси, как правило, — сладкий рис с изюмом. (Ред.) 949 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. 950 Преп. Иоанн Дамаскин. О в вере усопших 15, 19//PG. 95, 261 В, 265 С. 951 Там же, 265 С, 261 С. 952 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Поучение 5. Ст. 9. M.: Синод, б–ка, 1991. С. 336. 953 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Филиппийцам беседа 3, 4//PG. 62. 204. 954 Он же. Сл. 45. О еже не плакати горько…//PG. 63, 892. 955 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. 956 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της ρθοδξου Καθολικς Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 410–411. Согласно св. Дионисию Ареопагиту, святая Евхаристия приносится за «достойных священных молитв […], от немощи человеческой нечистоты приносимых» (О церковной иерархии. Гл. 7. Ст. 6–7//СПб., 1855. С. 226–231). 957 Свт. Климент Римский. К Коринфянам послание II. Гл. 8//Ранние отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 89–90. 958 Свт. Василий Великий. Нравственные правила. Правило 1. Гл. 2//Творения. М., 1993. Ч. 3. С. 359. 959 Свт. Григорий Богослов. Слово 16, в присутствии безмолвствующего отца//Творения. ТСЛ, 1993. С. 236. 960 Свт. Иоанн Златоуст. О Лазаре. Сл. 2. Ст. 3//PG. 48, 985. См.: На Еванг. от Матфея беседа 36, 3//PG. 57, 416; На Пс. 9, 4//PG. 55, 127; На Посл. к Филиппийцам беседа 3, 4//PG. 62, 203. 961

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Последняя по времени память есть празднование Миасинсной Богородице 1 сент. (864 года). Зографский, XII-XIII в Он найден на Афоне, в монастыре Зографе, писан в Болгарии кириллов. буквами в XII- XIII веке при евангелии XI века – глаголитском. Месяцеслов издан И. И. Срезневским (в записках импер. академии наук Т. IX. кн. 1. 1866 стр. 69). Имеет только месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь и январь по 8 число, затем рукопись кончается. Памяти имеет почти на все дни означенных месяцев и более по одной, редко по две и притом известнейшие и заключающиеся в месяцесловах 8 – 10 веков. Особенностей почти не имеет. Под 1 января после памяти Василия Вел. сказано: в тот же день св. Сильвестра, папы римского. Может быть писцом пропущена первая строчка 2 числа, в которой стояло препразднство Крещения; ибо затем непосредственно идет 3 число; впрочем подобное в римск. алляциевом календаре, в.: прямо после обрезания Господня, без означения числа, поставлена память св. Силвестра. Из славянских последний святой в нем Иоанн Рыльский, ок. 946 года, из восточных Стефан новый 28 нояб., 767 года. Месяцесловы XIII в. Греческий синодальный, XIII в Месяцеслов при гречес. апостоле в синод. библиотеке 346 (у Маттея 333), относимый к XIII веку, отличается многими особенностями, так что трудно решить: действовал ли при составлении его произвол одного автора, или не был ли месяцеслов принадлежностию какой-либо, древнейшей церкви востока. Особенности, ему свойственные, следующие: 30 сент. пр. Акакиев Латре (неизвестен), окт. 27 пр. Авраамия вместо 29, пр. Феодосия10 нояб. вместо 11 января, мучч. Иарка и Стефана 23 нояб. вместо 22, св. Сосанны 16 дек. вместо 15, Инды и Домны дек. 31 вместо 28 (тоже в Кт.), Никифора, патр. константиноп., 8 февраля вместо 2 июня, 15 марта св. Прокла, патр. цареградского, вместо 20 нояб., 20 мар. св. муч. Марии (неизвестна), 29 марта пр. Феофана сигрианского вместо 12 марта, Стефана, папы римского, 2 апр. вместо 2 авг., пр. Тита чудотворца 5 апр. вместо 2, св. Георгия в Малее 7 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Принципиально важно указание византийского хрониста Скилицы: “И жена некогда отправившегося в плавание против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер ее муж, приплыла в Константинополь. Крещенная и истинной вере оказавшая предпочтение, она после предпочтения (этого) высокой чести удостоенная вернулась домой”. Сообщение это помещено в начале правления Константина VII. Оно может означать, что крещеная Ольга прибыла в Константинополь в 946 г. и была удостоена высокой чести. Для нас интересно, что крестилась княгиня вскоре после гибели мужа. Нам могут возразить, что для Ольги было чисто физически невозможно оказаться в Царьграде в 944 г.: ПВЛ датирует гибель Игоря 945 г., а окончание борьбы с древлянами 946 г. При этом упоминается, что все лето после смерти Игоря Ольга простояла под Искоростенем. Однако после научно обоснованной передатировки похода на греков (943 г.) все летописные даты сдвигаются. Если же учесть, что древнерусский год начинался с 1 сентября, то нет ничего невозможного в том, что осенью 943 г. (944 по ст. стилю) был заключен договор с греками, зимой Игорь был убит, а весна ушла на расправу с древлянами. Упоминание о длившейся все лето осаде Искоростеня для нас здесь значения не имеет, так как это одна из позднейших вставок в текст летописи. Таким образом, летом и осенью 944 г. для Ольги было вполне возможно и, главное, насущно необходимо оказаться в Царьграде. Читайте также — Князь Владимир: житие, иконы, молитвы Летом или осенью св. Ольга прибыла в Константинополь ко двору императора Романа Лакапина. Несмотря на ее отчаянное положение, василевс принял ее благосклонно. Просьба о крещении и предложение союза чрезвычайно обрадовали императора. Он воскликнул: “Патриарху ли возвещу слово сие!” Возведение на киевский престол византийскими войсками княгини-христианки сразу обеспечило бы империи могущественного и верного союзника. Но еще более привлекательной показалась вдовому императору перспектива женитьбы на архонтиссе русов, необычайно умной и по-прежнему красивой. Личная уния с державой ромеев сразу включила бы Русь в экономическую и политическую систему империи. Христианизация, осуществленная княгиней-василиссой, совершилась бы быстро и безболезненно. Вместо сильных и опасных соперников Византии русы превратились бы в мирных граждан имперской окраины. Княгиня Ольга — «Я — язычница, крести меня сам»

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

1. Пенсионеры, не работающие на день смерти. 2. Лица, нигде не работающие и не являющиеся пенсионерами на день смерти. Также безвозмездное погребение проводится в случае рождения мертвого ребенка, если срок беременности был более 154 дней. При смерти человека, относящегося к любой из указанных категорий, родственники получают пособие в размере 11 000 рублей, которые в Москве выплачивается УЗСН. Территориальные подразделения ПФР выплачивают компенсацию в размере 5 946 руб. 47 коп.. В случае смерти работающего человека или несовершеннолетнего ребенка, родственники получают пособие в размере 5 946 руб. 47 коп.. Выплаты проводятся либо по месту работы усопшего, либо по месту работы одного из родителей ребенка. Актуальность цифр стоит проверять по факту, потому что размер безвозмездного пособия периодически меняется. Что делать, если человек умер заграницей Если человек умер в другой стране, первое, что нужно сделать, выяснить, есть ли у него страховка. Смерть заграницей — это страховой случай, отсутствие страховки может вылиться в серьезные финансовые затраты для близких усопшего.   Далее вам надо организовать доставку тела. Этим занимаются специализированные ритуальные агентства. Чтобы в аэропорту не было проблем, вам потребуются следующие документы: К сожалению, при отсутствии страховки все финансовые затраты лежат на вас. Читайте также   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 716 186 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 27 февраля, 2023 9 марта, 2022 18 января, 2022 21 ноября, 2021 20 ноября, 2021 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/umer-chelovek-chto-del...

Однако историкам достаточно хорошо известно, что летописные даты не всегда можно воспринимать как абсолютную хронологию. А что касается совпадения ПВЛ и “Памяти и похвалы”, то можно заметить, что в Похвале Ольге, составляющей самостоятельный раздел этого произведения, историками литературы обнаружены несомненные интерполяции. Позднейшей переработкой является и весь рассказ о “чуде с оконцем” с последующим хронологическим указанием. Дата 15 лет была высчитана интерполятором на основании все той же ПВЛ. Наконец, история о сватовстве императора в тексте летописи воспринимается иногда как озорная выдумка, введенная летописцем. Однако зададимся вопросом: кто из византийских императоров мог планировать брак с Ольгой? И Константин, и Роман II были женаты. А вот Роман I Лакапин овдовел еще в 937 г.! Политические же выгоды от личной унии Руси и Византии были для империи колоссальными. Немецкий хронист, продолжатель Регинона Прюмского, прямо говорит, что Ольга “при константинопольском императоре Романе крещена в Константинополе”. При общепризнанной атрибуции этой хронологии Адальберту, неудачливому епископу Руси, год проведшему в Киеве, вряд ли можно полагать, что хронист спутал Константина VII с недавно вступившим на престол его сыном Романом II. Адальберт был для этого достаточно осведомлен. Если принять версию, что Ольгу в 946 г. встречали в Константинополе как христианку, то молчание Константина VII о крещении становится просто необъяснимым. Он воцарился в 945 г., а уже в 946 г. Ольга была крещена. Предположить еще один ее визит в Царьград летом 945 г. мы не можем, а относительно крещения в Киеве Г. Г. Литаврин справедливо заметил: “Сколь бы остроумной ни была та или иная гипотеза, она не должна противоречить показаниям всех источников без исключения”. С киевской теорией дело обстоит именно так. Все становится на свои места, если предположить, что Ольгу крестил в 944 г. Роман I. Константину не было никакой нужды упоминать в трактате событие двухгодичной давности, да еще с участием ненавистного тестя-узурпатора.

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

10) Но для мускульного чувства внешне-чувственное бытие идет гораздо выше. По Тиндалю, «вне границ видимаго спектра существуют еще лучи, имеющие огромное значение. Самое сильное лучеиспускание соответствует никак не видимому спектру; оно находится, с одной стороны, за крайним красным цветом, на таком же удалении, в каком зеленый цвет находится по другую сторону красного цвета. Но и на другом конце спектра также находятся невидимые лучи; именно большая группа лучей оказывается по ту сторону крайняго фиолетоваго луча. Но лучи ультрафиолетовые, как и ультракрасные, не могут быть видимы даже тогда, когда надают в большом количестве на сетчатую оболочку глаза. Невидимая часть спектра почти в восемь раз больше видимой части; следовательно, только восьмая часть способна быть видимою, все же остальное представляют лучи тепловые, а не световые 440 . Напряженность темных волн света превосходит в семь раз напряженность его световых волн» 441 . По этому, если фиолетовый цвет оканчивается при скорости 946.000,000,000,000 вибраций в секунду, то, чтобы получить крайний предел напряжения света, а вместе с темь крайний предел и внешне-чувственного бытия, проявляющегося для мускульного чувства в форме теплоты, следует эту невообразимую цифру (946.000,000,000,000) увеличить еще в шесть, или семь, раз, – или даже больше и гораздо больше, если взять во внимание прогрессию возрастания скорости от красного цвета до фиолетового и сделать отсюда заключение к прогрессии возрастания скорости вибраций от фиолетового цвета до крайнего, в спектре, темного теплового луча: здесь мы получили бы уже не триллионы, а квадриллионы вибраций в секунду... Зато здесь уже решительный конец внешне-чувственного бытия. 12) Когда отдельная поступательная вибрация, гонимая особенно сильными импульсом, описывает периферию около центра и оси, в таком случае происходит движение, самозамкнутое между другими подобными движениями, – и этим то самозамкнутым движением закладывается основание тому, что называется атомом. Когда два, три, или больше атомов, вращаясь каждый около своей оси, в тоже время, движутся совместно, или, вибрируя параллельно друг другу, или колеблясь друг около друга, или сферически вращаясь друг около друга, так что атмосферы их более или менее соприкасаются и даже сливаются одна с другою, – в таком случае получается то, что называется молекулою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

3) Награда и труд так тесно связаны между собою, что одна не бывает без другого, подобно тому, как отец не бывает без сына, или господин без раба. Но жизнь вечная есть награда ( Быт.15:1 ; 2Пар.15:7 ; Прем.5:15 ; Исх.40:10 ; Мф.5:12, 20:8 ; 1Кор.3:8, 14 ; Апок.11:18, 22:12 ) и притом соразмерная с трудами человека ( Мф.16:27 ; Лк.6:38 ; Рим.2:5 ; 1Кор.3:8 ; Гал.6:7 ; Апок.22:12 ). Поэтому, как можно отрицать значение последних в деле спасения? (941 а –942 б ). 4) Всякий, желающий собрать жатву с поля, должен сначала засеять его. Но жизнь вечная есть жатва ( Гал.6:7–10 ; Пс.125:5–6 ) и потому предполагает труды и заботы, предшествующие ее собиранию (943 а ). 5) Лицезрение не согласно с правдою и святостию Божиею ( Рим.2:11 ; Гал.2:6 ; 1Пет.1:17 ; Деян.10:34 ); поэтому Господь дает небесные награды сообразно с трудами и заслугами человека. Последние имеют некоторое достоинство пред Богом ( Лк.10:7 ; Прем.3:5 ; 2Сол.1:5 ; Апок.3:4 ), и воздаяние за них совершается по справедливости ( 2Сол.1:6–7 ; 2Тим.4:7–8 ; Евр.6:10 ; 1Кор.9:24 ; Притч. 19:17 ; Пс.91:16, 10:7, 124:17, 118:137 ). А так как Господь обещает награду небесную не за одну веру, но и за добрые дела ( Ин.8:51 ; Иак. 1:12 ; Апок.2:7–11; 3:5, 21 ), то Он, но величайшей правде Своей, и исполнит в свое время обещанное (943 а –945 б ). 6) Небесные блага уготованы любящим Бога, а не верующим только в Него ( 1Кор.2:9 ). А так как лучшее проявление любви к Богу есть соблюдение Его заповедей ( Ин.11:15, 21:23–24 ), то и небесные награды даются не за веру человека, но и за добрые дела его (946 аб ). 7) Протестанты признают необходимою для спасения только веру человека. Но мертвая вера – для нас не спасительна, а живая необходимо предполагает добрые дела (946 б –947 а ). 8) Учение протестантов о единой оправдывающей вере ведет к последствиям, вредным для нравственной жизни человека: лишает его побуждения к добрым делам и дает повод к бездеятельности и нравственному расслаблению (947 аб ). 9) На всяком христианине лежит обязанность соблюдать заповеди закона Моисеева ( Мф.19:17 ), что, конечно, невозможно без добрых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Однако неверующие иудеи донесут римскому сенату, что Илия есть враг римлян, а сенаторы объявят об этом Нерону и потребуют расправиться с Илией (847–854). По приказу Нерона Илию доставят на повозке в Рим, где он будет умерщвлен, равно как и множество христиан. Но все они на четвертый день воскреснут и будут вознесены Господом на небо (Carm., 855–864). Затем гонение против христиан продолжится, они будут изгнаны из Рима и преследуемы по всему миру в течение трех с половиной лет (870–886). Тогда на Востоке восстанет некий царь (rex ad orientem), который соберет все народы на войну против Рима. Его пришествие будет сопровождаться великими знамениями: эпидемиями, войнами, голодом, засухой, трубным гласом с неба, огненной колесницей, несущейся среди звезд и факелов 1046 ; все это – знамения конца света. В результате Нерон будет убит, а Рим разрушен (891–918). Затем этот царь-победитель направится в Иудею, где сотворит много знамений и чудес, чтобы соблазнить иудеев поверить в него (927–932). Он объявит себя бессмертным и будет антихристом иудеев, так же как Нерон был антихристом язычников: «Для нас Нерон стал антихристом, а тот – для иудеев; Оба они суть два лжепророка последних времен. Нерон – это гибель для Города, а тот – для земли всей» (933– 935) 1047 . Но скоро антихрист станет неугоден иудеям; они воспротивятся ему и обратятся за помощью к Богу (937–940). Тогда: «Бог Вседержитель, подводя к концу то, о чем я сказал, Произведет на свет долгое время скрывавшийся народ. Они суть иудеи, запертые за Персидской рекой, О которых Бог хотел, чтобы они оставались там до конца. Плен привел их туда, чтобы там оставались; А из двенадцати колен девять с половиной здесь пребывали» (941–946) 1048 . Эти оставшиеся в Вавилонском плену два с половиной колена израильских (obrelictae duae tribum et dimidia, Instr., I. 42.8) проводили там строгую жизнь, воздерживались от мясной пищи, печалились о смерти, но ожидали будущего воскресения (Carm., 946–958). Их возвращение в Иудею будет сопровождаться чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010