Прилагаем полный список патриархов константинопольских, правивших церковью константинопольскою со времени низвержения иконоборства до крестовых походов (842–1006. Посл Мефодия (842–846 г.) патриаршествовал дважды Игнатий (846–857; 867–877 г.. Преемником его был Фотий, тоже дважды восходивший на патриарший престол (857–867; 877–886 г.. Игнатий и Фотий были замечательными историческими личностями. Фотий по принуждению императора Льва мудрого уступает престол 16-ти летнему отроку Стефану, сыну императора Василия Македонянина (886–893); Стефан был из учников Фотия. Ему преемствовал Антоний II (893–895 г.), известен как строгий аскет. Посл Антония принял управление церковью Николай Мистик (дважды был патриархом: 895 – 906; 912–925. Посл первого патриаршества Николая престол патриарший переходит к Евфимию (906 -- 911 г.); в правление Николая и Евфимия происходят известные споры о четвертом браке императора Льва Мудрого . Дальнейшими патриархами были: Стефан II (925–928 г.), Трифон (928–931 г.), мало известны по своей деятельности. 931–933 гг. между-патриаршество – вследствие желания императора Романа 1-го возвести на патриарший престол сына своего Феофилакта, которому тогда еще не исполнилось 16-ти лет, каких лет он в 933 году и был возведн в патриархи. Феофилакт (933–946 г.) известен своею беспорядочною жизнью и худым правлением. После Феофилакта правил церковью деятельный патриарх Полиевкт (946–970), после него Василий I (970–974 г.), Антоний (974–978 г.), оба известны только своим аскетизмом. (979–981 – между-патриаршество. Последующими патриархами были: Николай Хрисоверг (982–996 г.), Сисиний (996 – 999), человек высокообразованный, Сергий (999 -- 1019) родственник знаменитого патриарха Фотия, Евстафий (1019–1025), Алексий Студит (1025–1043) известен как главный организатор богослужебного устава Студийского. Алексею преемствовал Михаил Керуларий (1043–1058), при нем совершилось разделение церквей на восточную и западную. Остальные патриархи изучаемого времени: Константин Лихуд (1059–1063 г.) происходил из важных государственных сановников, Иоанн Ксифилин (1064–1075) муж прекрасно образованный, в противоположность ему Косьма (1075–1081 г.) и Евстратий Гарида (1081–1084 г.) были людьми неучеными, Николай Грамматик (1084–1111) с достоинством держал себя во время разных догматических движений в царствование Алексея Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

(Происходил из Равенны в Италии; процветал в царствова Льва Мудрого и сына его Константина Порфирородного 886–919 Ορολογ. ed. cit. 264) 513 . Покров Пр. Богородицы 911 г. празднуется только в славянских странах, но не в Греции (окт. 1). Андрей юродивый после 911 (окт. 2). (Славянин по происхождению и первоначальник любимого славянами – в особенности русскими – подвига юродства. Обширное житие св. Андрея богато бытовыми чертами, характеризующими жизнь константинопольскую). Положение пояса Пр. Богородицы в Халкопратии при Константине и Романе 942 (апр. 12). Перенесение нерукотворного образа Господня от Едеса в Царьрад 944 г. (авг. 16). Лука столпник 946 г. (дек. 11). Иоанн рыльский 946 (окт. 18). Исповидник Данале, нареченный Стефан, при Константине и Романе (дек. 17). Пр. Феодора ) (дек. 30). Василий новый ) при Романе (март. 26). В житии этих святых находится сказание о хождении по мытарствам, воспеваемое в русских духовных стихах и изображаемое на лубочных картинках. Фома иже в Малеоне (июл. 7) 514 . Пр. Афанасий афонский (июл. 5). (Был родом из Трапезунта, сначала монашествовал на горе Кимейской или Киминской в Вифинской Мизии; потом, перешедши на гору афонскую, устроил громадный монастырь, известный под именем лавры Афанасия; скончался в 988 г. Ορολογ. р. 307). XI век Перенесение мощей св. Николая чудотворца из Мир Ликийских в Барград 1087 (мая 9) 515 . Собор св. трех святителей: Василиа Великого, Григориа Богослова , Иоанна Златоуста (янв. 30). (Комментарий греч. часослова ed cit. 264. Общий праздник 3-х святителей учрежден око 1100 г. в царствование Алсксея Комнина по причине бывшего тогда спора между учеными и добродетельными мужами, из коих одни предпочитали Василия, другие – Григория, иные Златоуста, и потому назывались одни Василитамм, другие Грегоритами, третьи – Иоаннитами. А последование общего празднества превосходно составил Иоанн е. евхаитский (февр. 8), – он же и Черноногий по прозванию, так как прежде архиерейства был иноком, как это видно из надписания канона ангелу хранителю человеческой жизни. Процветал же Иоанн около средины XI в, дожив и до времени Комнина» 516 . XII век

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Но вы, может быть, представите со стороны своей о точности сего времени сумнение в том, что сам Константин Багрянородный, в часто упоминаемой книге о Обрядах, прибытие Княгини Ольги в Царьград полагает в лето 946-е. Ответствую на сие. В самом подлиннике той книги ничего такова не видно, а только выводится сие из Надписи положенной над двумя статьями, имеющимися в главе 15-й из коих в одной упоминается о приеме, в 31-й день Маия, Послов присланных от Амерумна, 38 а в другой о назначении в честь тех же Послов Рыцарского позорища; а поскольку и первое и другое случилось в течение четвертого Индикта, то и произошло от того несправедливое сие мнение, яко бы в тот же самой Индикте не только означенные Послы, но и другие, коих прислал Амир, были приниманы. Но о приеме сих Послов сказано в следующей четвертой Надписи, а о принятии Российской Княгини Ольги упоминается в Надписи пятой 39 ; а что сии Надписи, время четвертого Индикта изображающие, совершенно несправедливы, на сие ясные предлежат доказательства. При отправлении означенных торжеств находился с Константином Багрянородным и Роман сын его, так как Ииператор, о чем пространно изъяснено предыдущем; но сие есть неоспоримая истина, что Роман вторый в соцарствование от отца своего принят в течение шестого Индикта, следовательно, с крайним леточисления превращением, отнесено сие к Индикту четвертому. 2) В той же книге сказано 40 , что 31-го числа Маия был прием Послов присланных от Амерумна. В 24-й день Октября приниманы были, таким же образом. Послы Ишпанские 41 . Потом в честь послов Срацынских назначено Рыцарское позорище 42 . В 6-й день Августа был празднован торжественный праздник Господня Преображения 43 , а после сего праздника в 9-й день Августа был при Дворе Императорском бал 44 ; в 30-й же день Августа был прием Княгини Российской Ольги. А там же ниже 45 , что к 18-му дню Октября приуготовляем был у Двора пир, на котором вельможи Российские с Императором, а Княгиня Ольга с Императрицею и с детьми имели обеденный стол. Но кто же может удостоверить, чтоб в течение одного и того же года, случились дела, которые происходили следующим порядком, а именно, 31 10 мая, 24 10 Октября, 6-го или 9-го и 30-го Августа, 9-го Сентября, и 18-го Октября? Все ж сие точно таким порядком в книге о Обрядах описано; следовательно Надписи оные время четвертого Индикта изъявлияющие, надобно чтоб были ложны, а по сему и свидетельство на них основывающееся, будто Ольга прибыла в Константинополь 946-го года, в которой полагается четвертый Индикт, никакого уважения не заслуживает.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Vulgar...

Так же, как и папы, они сменяли один другого с ужасающей быстротой, оправдывавшей всевозможные подозрения. Можно бы сказать, что и этих преступлений для этой новой Мессалины было мало. По ее желанию был избран папой ее сын, которого она имела от маркиза Альбериха Тускуланского. Молодой человек, достойный сын такой матери, имел тогда всего двадцать лет. Он украсился тиарой и принял имя Иоанна XI (931—936). Его старшому брату Альбериху II всемогущая властительница поручила общее управление Римским государством. Так наследие Святого Петра оказалось разделенным между двумя братьями в результате беспутного поведения их родительницы: старший имел ключи от крепостей, младший занимал святой престол. Можно ли было предполагать, что гражданская власть совершит столь чудовищное покушение на независимость Церкви? Это была настоящая мерзость запустения на месте святе. Злосчастная роль Марозии не окончилась со смертью ее сына Иоанна XI. Четыре его преемника: Лев VII (936—939), Стефан IX (939—942), Марин II (942—946), Агапит II (946—955) — были избраны или по ее влиянию, или по влиянию ее сестры Феодоры; обе эти женщины, несмотря на взаимное соперничество, были душой итальянской национальной антигерманской партии. Пятым преемником Иоанна XI был сын его брата Альбериха, следовательно, внук Марозии, молодой девятнадцатилетний мирянин, при вступлении на престол Святого Петра принявший имя Иоанна XII (955—964). Этот сын Альбериха и его наложницы был папой негодным, кровавым и развратным, protervum et socleratum pontificem (папой наглым и преступным)». Весь процитированный отрывок взят из «Католической богословской энциклопедии» 13 . При представленном выше положении вещей трудно было патриарху Николаю Мистику, его преемникам и другим первосвятителям Восточных Церквей налаживать с Римом полезные для церковного дела отношения. Правда, есть основания предполагать, что Николаю Мистику удалось уговорить папу Иоанна X (914—928) восстановить каноническое общение с Востоком. Но едва ли это общение было прочным и едва ли от него можно было ждать безусловной пользы для общецерковного дела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

§3. В) При Олеге, Игоре и Ольге Хотя несчастная смерть Оскольда и Дира, в 882 г. убитых язычником Олегом, не могла не ослабить успехов христианства в Киеве 34 , однако Олег, и не намеренно, но знакомил Руссов с евангельской верой. Когда в 911 г. послы его были в Царьграде для заключения мира, им по приказанию императора показывали: «страсти Господни, венец и гвозди и хламиду багряную и мощи святых, и учили их греческой вере, показывая в ней истинную веру... Посланные же Олегом, возвратясь к Олегу, передали все речи своим» 35 . При Олеге Греки полагали в России особую епархию, 60-ю в числе подведомых Константинопольскому Патриарху 36 . Более свободы и покоя имела вера Христова в России при Игоре. Арабам в 922 г. известно было, что Руссы обращаются к христианской вере 37 . Когда послы тарского эмира представлялись (946 г.) Императорам: многие крестившиеся Руссы стояли во дворце с мечами и знаменами 38 . В 946 г. Руссы в договоре с Греками говорили: «Если бы кто из русской страны вздумал нарушить эту любовь: то те, которые приняли крещение, да примут казнь от Бога Вседержителя... а некрещеные да не имеют помощи от Бога и от Перуна» (ст. 1). «Если не найдется бежавший раб: то клянутся Руссы христиане по своей вере, не-христиане по своему закону» (ст 3.). В утверждение договора, мы Руссы, которые из нас крестились, будем клясться (в Киеве) в соборной церкви св. Илии церковию и предлежащим честным крестом» 39 . Таким образом между Русскими уже были христиане в таком числе, что о них надобно было говорить в договоре, и они утверждали договор клятвою пред св. крестом. Мало того, – в Киеве уже был соборный храм, что может указывать на существование и других храмов 40 . Договор руссов с Греками заключен был вследствие похода Руссов в Грецию. К этому походу, по всей вероятности, относится чудо, совершившееся над Россами при гробе св. Георгия Амастридского, описанное в житии сего Святого. «Пришли варвары в храм Святого; подумали, что тут лежат сокровища, начали откапывать их. Но у откапывавших отнялись руки и ноги; связанные невидимыми узами, они оставались неподвижны.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Арабский географ Ибн Хордадбех в «Книге путей и государств» (ок. 885 г.) сообщает, что купцы русов «везут свои товары из Джурджана на верблюдах к Багдаду, и переводят им славянские слуги, и говорят они, что они – христиане, и платят джизью» 152 (т.е. подать с иноверцев). Таким образом, и в военной, и в торговой среде христианство на Руси появляется в последней трети IX в., и в таком качестве выходцы из Руси предстают за пределами своей страны. Не удивительно поэтому, что русско-византийский договор 944 г. князя Игоря предусматривает необходимую клятву верности христиан – участников переговоров (в т.ч. и русских) в соборном храме св. Ильи на кресте, а корроборационная формула документа полностью выдержана в христианизированной традиции византийской дипломатики. 153 В середине X в. сам путь «из варяг в греки», по которому шли сначала в IX в. военные дружины, затем, в X в., – торговцы, послы, наконец, правители Руси (княгиня Ольга, князь Игорь), а со второй пол. XI в. – нач. XII в. пойдут русские паломники в Царьград и Святую Землю, уже хорошо известен и подробно описан в трактате «Об управлении империей» Константина Багрянородного. 154 Первой паломницей Руси в Царьград может считаться великая княгиня Ольга, совершившая в середине X в. (ок. 946 г. или в 957 г., а по мнению других, дважды – в 946 г. и 955 г., или 955 и 957, или 957 и 960 Г. Г.) 155 поездку в Константинополь во главе большого государственного посольства. Главным содержанием посольской миссии, описанной как в русских летописях, так и в трактате «О церемониях византийского двора» византийским императором Константином VII Багрянородным – участником и организатором рассматриваемых событий, стало 1) крещение княгини Ольги и 2) возможность для новообращенной поклониться святыням Константинополя. Естественным в этой связи представляется присутствие в составе посольства Ольги, поименно перечисленного в византийском источнике, священника Георгия (всего свита насчитывала, по меньшей мере, более восьми десятков человек).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно бы сказать, что и этих преступлений для этой новой Мессалины было мало. По её желанию был избран папой её сын (Иоанн XI)… Это была настоящая мерзость запустения на месте святе. Злосчастная роль Марозии не окончилась со смертью её сына Иоанна XI. Четыре преемника его: Лев VII (936–939), Стефан IX (939–942), Марин II (942–946), Агапит II (946–955) были избраны или по её влиянию, или по влиянию её сестры Феодоры; обе эти женщины, несмотря на взаимное соперничество, были душой итальянской национальной антигерманской партии. Пятым преемником Иоанна XI был сын его брата Альбериха, следовательно, внук Марозии, молодой 19–летний мирянин, при вступлении на престол св. Петра принявший имя Иоанна XII (955–964)… Этот сын Альбериха и его наложницы был папой негодным, кровавым и развратным, папой наглым и преступным», (Dictioimaire de Th. Cath., t.IV, Paris 1939, col. 2302). В 963 году этот пала был осужден на соборе за чудовищный разврат. В начало XI века в Риме восторжествовала пронемецкая партия и папский престол оказался в полной зависимости от германского императора (Генриха II, потом Генриха III). Это обстоятельство сыграло роковую роль в истории дальнейших политических и церковных взаимоотношении между Востоком и Западом. Германские императоры назначают пап по своему усмотрению. Сначала на папский престол возводились представители пронемецкой римской аристократии (из фамилии графов Тускуланских) Бенедикт VIII (сын графа Тускуланского), Бенедикт IX (сын другого графа Тускуланокого, ставший папой в возрасте неполных 12 лет), потом — немцы из окружения самого императора: Климент II Свидгер и Лев IX Брунон д " Эгизгайм. Антивизантийские настроения немцев на церковном форуме проявились в это время в восстановлении осужденной ранее добавки Filioque. Император Генрих II добился у папы Бенедикта VIII включения Filiogue в Символ. С этой добавкой пелся Символ веры в 1014 году при коронации самого Генриха. Новый церковный разрыв с Востоком был результатом антивизантийского курса императора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Так же, как и папы, они сменяли один другого с ужасающей быстротой, оправдывавшей всевозможные подозрения. Можно бы сказать, что и этих преступлений для этой новой Мессалины было мало. По ее желанию был избран папой ее сын, которого она имела от маркиза Альбериха Тускуланского. Молодой человек, достойный сын такой матери, имел тогда всего двадцать лет. Он украсился тиарой и принял имя Uoahha XI (931–936). Его старшому брату Альбериху II всемогущая властительница поручила общее управление Римским государством. Так наследие Святого Петра оказалось разделенным между двумя братьями в результате беспутного поведения их родительницы: старший имел ключи от крепостей, младший занимал святой престол. Можно ли было предполагать, что гражданская власть совершит столь чудовищное покушение на независимость Церкви? Это была настоящая мерзость запустения на месте святе. Злосчастная роль Марозии не окончилась со смертью ее сына Uoahha XI . Четыре его преемника: Лев VII (936–939), Стефан IX (939–942), Марин II (942–946), Агапит II (946–955) – были избраны или по ее влиянию, или по влиянию ее сестры Феодоры; обе эти женщины, несмотря на взаимное соперничество, были душой итальянской национальной антигерманской партии. Пятым преемником Uoahha XI был сын его брата Альбериха, следовательно, внук Марозии, молодой девятнадцатилетний мирянин, при вступлении на престол Святого Петра принявший имя Uoahha XII (955–964). Этот сын Альбериха и его наложницы был папой негодным, кровавым и развратным, protervum et socleratum pontificem (папой наглым и преступным)». Весь процитированный отрывок взят из «Католической богословской энциклопедии» 13 . При представленном выше положении вещей трудно было патриарху Николаю Мистику , его преемникам и другим первосвятителям Восточных Церквей налаживать с Римом полезные для церковного дела отношения. Правда, есть основания предполагать, что Николаю Мистику удалось уговорить папу Иоанна Х (914–928) восстановить каноническое общение с Востоком. Но едва ли это общение было прочным и едва ли от него можно было ждать безусловной пользы для общецерковного дела.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

Получившие дозволение жить в затворе были провожаемы туда монастырскою братиею с молитвами и благословением, ими совершался богослужебный чин о хотящем затворитися. Чин существовал и у греков. Это видно из слов Валсамона, писателя XIV века. Валсамон, объясняя 41 правило VI вселенского собора, постановившее – испрашивать дозволение у настоятеля монастыря на затворничество, осуждал обычай у внешных, т. е. не греков, что «у внешных желающий – немедленно заключается в затвор, без епископскаго дозволения и без обычных псалмопений» (Прав. св. Соб. изд. Моск. Общ. люб. прав. ввеп. III, ч, 2, стр. 424). Из таких слов видно, что у греков провожали в затвор с обычными песнопениями. Ноу Гоара нет этого чина. В России затворничество было в XII столетии. В лаврентиевской летописи под 1175 годом читаем: Андрей Боголюбский был на милостыню зело охотив; ибо брашно свое и мед по улицам на возех слаше больным и по затворам (Полн. собр. лет. Т. I, стр. 156). Чин о хотящем затворитися сохранился от XIV столетия. В рукописном Требнике конца XIV или начала XV столетия, находящагося в Московской Синодальной библиотеке 37, л. 134, 140) содержится: чин бываемый о хотящем затворитися, но уставом; якоже в правиле пишется. Чин состоит из стихир на все гласы, ектении, двух молитв, после которых вводится в затвор избирающий сей род подвижничества; в заключение прилагаются еще некоторые стихиры (Невоструев. Опис. слав. рукоп. отд. III, ч. 1, стр. 145). В печатных богослужебных книгах «чин о хотящем затворитися» находится в московском иноческом потребнике 1639 года. Сравнивая описание указанного рукописного чина с этим печатным, находим, что оба они один и тот же чин. В киевском требнике митрополита Петра Могилы также содержится чин бываемый о хотящем затворитися. Чин во многом сходен с московским, но более обширен. Но не во всех, и даже в очень редких экземплярах Требника Петра Могилы , изданного в 1646 году встречается этот чин. О редкости таких экземпляров свидетельствует Описание рукописей книг церковной печати библиотеки А.И. Хлудова (составленных Анд. Поповым М. 1872 г., стр. 17). В нем сказано, что Требник (Евхологион) изд. Петром Могилою в Киеве, 1646 г. в лист имеет 20, 994, 4, 263, 2 и 430 страниц. В таком полном виде, именно с добавлением в конце 1-й части (на 52 листах) мнишеского чина, требник Петра Могилы чрезвычайно редко встречается. Обыкновенно в 1-й части 946 л.». Прибавим к этому, что требник Петра Могилы, с этим числом страниц (946), ни чем, ни в начале ни в конце его, не дает заметить, что в нем не достает 52 листов. В других печатных богослужебнах книгах кроме указанных двух требников – иноческого 1639 года, и Петра Могилы 1646 года, чин о хотящем затворитися, не встречается.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

142 Римская Паннония занимала земли на правобережье Дуная к западу от Дунайского колена. В средневековых текстах этот хороним употреблялся в более широком значении, включая все земли в Среднем Подунавье, занятые венграми. Датировка Региноном переселения венгров из Северного Причерноморья на Средний Дунай 889 г. вряд ли верна; обычно принимается другая дата – 896/7 г. Возможно, хронист использовал византийскую датировку по александрийской эре (897 + 5500==6397 г.), пересчитав ее в год от Рождества Христова по константинопольской эре (6397 – 5508==889) (Наза­ренко 1993. С. 109. Коммент. 1). 145 Киевской княгини Ольги, правившей после гибели (ок. 945 г.) мужа, киевского князя Игоря, во время несовершеннолетия своего сына Святослава (примерно до 960 г.). В крещении Ольга действительно носила имя Елена (ПСРЛ 1. Стб. 61; 2. Стб. 49; Иаков Мних. С. 67); см. также: Назаренко 1993. С. 111. Коммент. 8. 147 В том, что традиционный этноним Rugi (см. 4, примеч. 81) в данном случае обозначает именно русь, можно быть уверенным благодаря сообщению об этом событии в так называемых анналах херсфельдского корня, где народ, приславший послов, назван своим обычным для латинской письменности X–XI вв. именем – Rusci (см. 12/1, 18/1, 19/1, 21/1). 148 Западноевропейские авторы избегали именовать византийских императоров римскими, как те себя сами титуловали, предпочитая говорить о «константинопольских» или «греческих» императорах по причине споров между Востоком и Западом об императорском титуле, начавшихся в 800 г., с императорской коронации Карла Великого (ср. 2, примеч. 30). 149 Византийском императоре Романе II. О крещении Ольги именно в Константинополе сообщают все источники, но вопрос о том, когда это случилось, остается спорным. Роман II правил самостоятельно в 959–963 гг., а совместно с отцом – с 946 г. Древнерусские источники, как правило, датируют поездку Ольги в Царьград и ее там крещение 6463 (955/6) г. Приемы Ольги в Константинополе, описанные в сочинении Константина Багрянородного «О церемониях» (Const. De cerim. II, 15. Р. 594.15–598.12; см. также настоящую Хрестоматию, т. II) могут быть датированы осенью либо 946, либо 957 г., но в этих описаниях нет ни слова о крещении княгини. Ввиду таких противоречий были исследователи, которые отдавали предпочтение датировке «Продолжателя Регинона» (см., например: Obolensky 1990. Р. 145–158). При всей дискуссионности проблемы (краткий ее обзор см.: Назаренко 1993. С. 114–118. Коммент. 11) нам наиболее предпочтительным представляется мнение о крещении Ольги в 957 г. при отце Романа II императоре Константине VII Багрянородном (Назаренко 2001а. С. 219–310; здесь подробно и о других точках зрения).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010