946 «Ergo si Ecclesia ilia (romana) incidente, quod absit, in haeretici rationem, hi ab ea abstinent, irreprehensibilis est separatio [Ведь если бы (римская) церковь впала в еретическое учение, чего в действительности нет, они бы от нее отошли, чтобы их отделение было безупречным]» – Idem. Epistola ad Alexium Calothetum//PG 151, col. 1310bc. 947 «Et cum caput totius Ecclesiae initio constitutum cecidisset, oporteret utique Dominum alterum caput suscitare sanae parti Ecclesiae, ne sine capite et inusitatum et deordinatum et déformé magnum et mysticum corpus Christi remaneret [И если бы глава всей Церкви, изначально установленная, пала, то следовало бы, чтобы Господь воздвиг другую главу для здоровой части Церкви, дабы великое и таинственное тело Христово не оказалось обезглавленным, бездеятельным, смятенным и разложившимся]». – Idem. Epistola de unione Ecclesiae Romanae//PG 151, col. 1266a. 949 См., в части., его трактат, в издании PG стоящий после писем в Италию: « Τς γρ πποτε τον Πτρον Ρμης πσκοπον προσεπεν, τον Κλμεντα κορυφαον; Πολλν δε προβληθντων πισκπων υπ το κορυφαου Πτρου ν διαφροις λλαις πλεσι, ποιος νμος κελεει μνον των λλων τον Ρμης πσκοπον διδοχν τε ατο νομζεσθαι, κα τν λοιπν ρχειν; Τς δ λγος τι κωλσει μη κα τον Αλεξνδρεις διδοχον εναι το Πτρου; [Ибо кто когда-либо называл Петра римским епископом, или Климента первоверховным апостолом? Ведь если Петр поставил во многих городах значительное число епископов, то какое правило повелевает называть из других лишь епископа Рима его преемником и владыкой остальных? Какое же требование запрещает и александрийскому епископу быть преемником Петра?]». – PG 151, col. 1263с. Ср. еще один его трактат, неизданный: «… παντες οι ερρχαι, σοι τε π το αποστλου Πτρου κα τν λλων αποστλων χειροτονθησαν, σοτμως εσ το Δεσπτου Χριστο βικριοι, κα τν αποστλων πντων διδοχοι τς σης αξας κα ξουσας μετασχντες [вообще все иерархи, рукоположенные апостолом Петром или другими апостолами, в равной мере являются викариями Господа Христа и являются преемниками равного достоинства и власти от всех апостолов]». – Paris, gr. 1278, fol. 105v.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

51 Русские епископы не конфирмируют детей, как на Западе; младенцы миропомазаются священниками при крещении. Многие епископы оставались неизвестными всем, кроме узкого круга епархиальных чиновников. 52 Православное правило, предписывающее епископу безбрачие к моменту хиротонии, в то время, как остальное духовенство не имело этого ограничения, было установлено Шестым Вселенским Собором в 668 г. Это был компромисс между настаивавшими на полном безбрачии духовенства и возражавшими против него. Русская Церковь пошла еще далее, и ограничила выбор епископов среди лиц, принявших монашеский чин. См. Голубинский. «История Русской Церкви», т. 2, стр. 26, М., 1911. 53 Высшие иерархи, митрополиты, архиепископы и епископы по рангу приравнивались к генералам; протоиереи – к капитанам, а молодые священники и дьяконы – к лейтенантам. См. Макаров. «Русско-французский словарь», СПБ, 1890, «Табель о рангах», стр. 770–73. 54 Государственное жалование было введено только в 1893 г., и большинство духовенства вообще не могло его получать. Отпущенных средств было недостаточно, и в 1910 г. из 29 946 приходов – 10 153 не имели пособий от государства. Лучше всего обеспечивались священники, которые служили на окраинах империи, по соседству с римско-католическим и протестантским духовенством. Жалование их составляло от 800 до 1 500 руб. в год. В центральных областях священники получали всего 300 руб., а в некоторых местах – даже 100 руб. Земля, принадлежавшая приходам, также распределялась неравномерно. В 1900 г. из 43 000 приходов в европейской части России только 28 675 приходов имели землю. Возделывание земли отнимало у духовенства много времени и энергии, а если священник отдавал свой надел в аренду крестьянам, между ним и прихожанами возникали нежелательные конфликты. Поэтому главным источником дохода были сборы, доставлявшие священнику годовой доход около 400–500 руб. Такая система порицалась большинством духовенства, жаловавшимся, что необходимость брать деньги у прихожан за совершение треб унизительна, и мешает установлению подлинно пастырских взаимоотношений с паствою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Боярин Иван Овин - лицо историческое. Выходец из Вел. Новгорода, он имел обширные владения близ Галича, сохранившие его имя в совр. топонимике города (Овинов луг на берегу Галичского оз., Овинов починок, Овиновская слобода). В пределах вотчины Овина, в к-рую в т. ч. входило с. Успенское (с XVII в.- Успенская слобода, ныне с. Успенская Слобода), со стороны Костромской дороги в направлении к Галичу находился Никольский мон-рь - буд. обитель прп. Паисия Галичского. Летописных сведений об основании мон-ря не сохранилось (если таковым не является упоминание о сооружении новгородцем Обакуном ц. свт. Николая Чудотворца на р. Кешме в Галиче в 1340, см.: Новгородский летописец: (С 946 по 1441 г.). Мышкин, 1899. С. 205). Существует отличная от «галичской» «новгородская» версия обретения иконы, учитывающая происхождение рода Овиных из Вел. Новгорода. После возвращения из похода боярин Иван Овин заболел и получил исцеление от иконы Божией Матери «Успение», присланной ему неким мужем («гречином»). По совету архиерея Овин построил в своей боярщине храм в честь иконы, принесшей ему исцеление, чтобы она помогала всем людям. Т. о., главная мысль «новгородской» версии - икона была обретена в Вел. Новгороде и в Галич привезена самим Овиным ( Григоров. 2006. С. 239, 314). Согласно информации еп. Амвросия (Орнатского), переосвящение монастырского храма из Никольского в Успенский и, как следствие, самого мон-ря приходится на время вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского (1359-1389) (ИРИ. Ч. 5. С. 444). Нельзя исключить, что события обретения иконы, строительства храма и его переосвящения были действительно разнесены по времени: первые 2 могли произойти до 1362 г., т. е. до изгнания с княжения кн. Димитрия Константиновича (?) Галичского и вхождения Галича в состав Великого княжества Московского, 3-е - в правление вел. кн. Димитрия Донского. Эта версия находит подтверждение в раннем «Сказании...»: после того как икона прославилась чудесами и к ней стал во множестве стекаться народ, она «прозвася Овиновская... Обитель же она от того времяни нача зватися Успенская, а не Николаевская» (РГБ ОР. Ф. 299. Ед. 57). Чудеса

http://pravenc.ru/text/2578155.html

Иоанн, и прежде слушавший Диодора, теперь обратился к нему одному, вместе с товарищами школы ливаниевой Феодором, Максимом и Василием, слушать наставления его в изъяснении Свящ. Писания; друзья школы положили вступить в отшельническую жизнь; Иоанн исполнил желание, лишь только скончалась любимая мать, но Феодор, спустя несколько времени, расположился вступить в брак: это сильно огорчило Златоуста, и он писал к нему сильные увещания, которые возвратили Феодора к прежнему расположению 943 . Златоуста и Василия, положено было возвести на кафедры епископские. Златоуст тайно от друга своего скрылся в пустыню, а Василий рукоположен был и горько жаловался на разлучившегося с ним друга 944 . Златоуст написал в утешение его превосходное сочинение о священстве 945 . 4 года провел он у нагорных пустынников, под руководством старца и два другие года один в дикой пещере 946 ; очищая сердце свое подвигами самоотвержения, он опытом дознал превосходство уединенной жизни: но мир и тогда, как ныне, порицал и даже гнал пустынников, оскорбляясь тем, что пустынники отнимали у него слуг его и воспитывали людей лучших пред Богом и пред людьми. Златоуст написал три книги против вооружающихся на ищущих монашества 947 , и вслед затем другое сочинение, полное одушевления: Сравнение инока с царем 948 . С восторгом отзывался Златоуст и в последствии о пустынниках, населявших окрестные горы антиохийские 949 . Жесткие подвиги, каким подвергал себя Златоуст – особенно в пещере, расстроили здоровье его, и он для поправления здоровья возвратился в Антиохию 950 . Св. Мелетий тогда же (в нач. 381 г.), посвятил его в диакона. Слух о телесной и душевной болезни юного друга пустыни Стагирия поразил его скорбию; – тогда как сам он был еще не совсем здоров, он поспешил подать врачевство болящей душе Стагирия, сочинение о провидении 951 ; в тоже время писал он пространное сочинение о девстве и утешение вдов 952 , защищение веры против Юлиана 953 , и две книги о сокрушении. Все эти сочинения нисаны, пока он был диаконом; а в звании диакона пробыл он пять лет 954 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Следующее за этой молитвой возглашение Победную песнь поюще ... является продолжением евхаристической молитвы, а пение хором песнопения Свят, Свят, Свят Господь Саваоф ... является раскрытием этого возглашения. Поэтому возглас и слова пения нельзя рассматривать отдельно от предыдущей молитвы. Четырех таинственных существ – орла, тельца, льва и человека, славословящих Бога, – созерцали в видениях пророки Исаия ( Ис.6:3 ), Иезекииль ( Иез.1:10 ) и апостол Иоанн Богослов ( Откр.4:6–8 ). Под поющим в молитве разумеется орел, вопиющим – телец, взывающим – лев, глаголющим – человек. Господь именуется Саваофом, то есть Господом Небесных воинств. Вспоминая славословие Серафимов и Херувимов, Церковь присоединяет к их пению слова: Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне . Такими словами народ приветствовал Господа при Его входе в Иерусалим ( Мф.21:9 ). На благодарственной службе, при воспоминании о шествии Господа на вольную смерть, наше сострадание Его Крестному Подвигу соединяется с благоговейным созерцанием Его Божественной Славы, которую мы воспеваем вместе с Херувимами и Серафимами – сими блаженными Силами , – говорится во второй тайной молитве. Ее священник читает, находясь среди Ангельских Сил, присутствующих в храме при совершении Таинства Святой Евхаристии и славословящих Господа за Домостроительство нашего спасения. «В этот высочайший момент Литургии соединяются и соприсутствуют вместе прошлое, настоящее и будущее: Совет Отчий о принесении Сына... ( Рим.14:24 ); дело Сына, уже совершенное (Крест, Гроб, Воскресение, Вознесение), совершаемое (одесную седение) и имеющее совершиться (Второе и Славное пришествие); сошествие Святого Духа Животворящего, Который освящает нас и предлежащия Дары сия » 946 . Приимите, ядите, это есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов. Вспоминая эти слова Господа на Тайной Вечери, мы словом аминь исповедуем Его страшную смерть на Кресте и вольное самопожертвование во искупление грехов рода человеческого. Пейте от нее все, это есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов . Аминь , – поет Церковь , ибо мы веруем, что Господь Иисус Христос, как тогда, на Тайной Вечери, Своим ученикам, так ныне и нам подает Божественное Тело и Святейшую Кровь, причащаясь которых мы соединяемся с Богом и становимся наследниками блаженной Вечной Жизни, по Его слову: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:55–54 ). «Кто постигнет величие благодеяния, подаваемого нам Господом Иисусом Христом в Таинстве Евхаристии, или причащения? Вполне – никто, ни даже ум ангельский, ибо благодеяние это беспредельно и необъятно, как Сам Бог!.. Какая близость Божия к нам! Вот Он – тут, на престоле... существенно, всем Божеством и человечеством предлагается и вкушается верными... Какое чудное общение...» 947

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если Бога любишь – светла и темница, А кто правду душит – свет ему не снится. Мрачная темница, в ней – свята девица, Феодула тоже с Христом быть решила, Чистой голубицей за Ним поспешила; За Христа толпа во тьму ее низвергла, Но святая дева все скорби отвергла: Весело в темнице молится Творцу, Не боится смерти, но спешит к венцу. Палачи от гнева и ярости сгорают, На дворе игемона в отчаянье впадают; Лишь о злобе мыслят, только лиху служат, А в пустом их сердце люты мысли кружат; Не познали Бога и Христа не ведают, Тайны им не собеседуют. 3. Св. Полиевкт, патриарх Цареградский . За свой высокий ум, ревность в вере и святые наставления наречен вторым Златоустом. В эпоху [правления] патриарха Полиевкта и императора Константина Порфирородного в Царьград прибыла русская княгиня Ольга, где и крестилась в 957 году. Крестил ее патриарх, а император был ее восприемником. Святой Полиевкт пророчески ей предрек: «Благословенна ты в женах русских, ибо возлюбила ты свет и отвергла тьму. Будут благословлять тебя [все] сыны русские до последнего колена». Из простых монахов святой Полиевкт был избран в патриархи в 946 году и остался на первосвятительском престоле вплоть до своей смерти в 970 году. Рассуждение Спросили монахи великого авву Исхириона: – Что мы сделали? – Мы исполняли заповеди Божии, – ответил Исхирион. – А что будут делать те, которые придут после нас? – Они будут делать то же, что и мы, только вполовину меньше. – А те, которые придут после них? – Те при скончании века не будут проходить никакого монашеского подвига, но их постигнут такие напасти и толикие искушения, что, претерпевая все эти скорби и бедствия, они окажутся в Царстве Божием большими нас и отцов наших. Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса как единого истинного Просветителя, а именно: 1) как Просветителя каждого отдельного человека; 2) как [и] следовательно – Просветителя и общества, и всего человечества; 3) как Просветителя, непреходящим светом осиявающего и ум, и сердце, и волю человека. Проповедь о смерти как сне Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Это первое письменное высказывание беспоповщинских взглядов касалось частных, а не общих вопросов, и не являлось еще общей декларацией их взглядов на мир и на церковь , но и оно уже отчетливо показывало, как далеко от православия уходило радикальное крыло противников патриаршей, " никоновской» церкви. Прежде всего, бросается в глаза, что при перечислении участников собора на первом месте были»учителя из простецов«, а не духовные лица, перешедшие в их движение из православной церкви. Этим как бы подчеркивался принцип учительного равенства всех членов беспоповской церкви, учительства мирян и не признавался особый клир церкви. Затем, все решения принимались на соборе от имени всех его участников, включая и простецов не учителей, а не только духовных руководителей согласия. Третьим важным решением, принятым этим первым новгородским собором, было запрещение браков и чадорождения членами беспоповской церкви. По их решению, ввиду отсутствия благодати священства и таинств, брак был невозможен, а внебрачное сожительство и рождение детей являлось грехом. Четвертой важной чертой этих решений было строгое запрещение общения членов беспоповской церкви с представителями окружающего их мира, будь это никониане, поповцы или иноверные. Кто не повиновался этому постановлению, тех было решено»из чину измотать и отлучать " 945 . Наконец, в этом приговоре совершенно неожиданно новгородские отцы сделали довольно резкий иконоборческий выпад: священники " никонианской» церкви в нем названы «идоложрецами», а их служение перед иконами сравнивается с приношением жертв самому сатане. Правда, их федосеевские иконы остаются " святыми», но резкость тона этих замечаний наводит на мысль, что федосеевцы могли пользоваться богословской стилистикой протестантских писателей. Приговор был составлен Феодосием Васильевым»по совету всея восточные соборныя церкви«, то есть беспоповского движения, и скреплен двадцатью четырьмя подписями, среди которых на первом месте стояли имена Харитона Карпова, Феодосия Васильева и Тимофея Иевлева 946 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Уильям из Малмсбери (1-я пол. XII в.) связывал перенесение мощей К. и других нортумбрийских святых в Гластонбери с именем англосакс. кор. Эдмунда (939-946), покорившего Нортумбрию ( William of Malmesbury. 2007. Vol. 1. P. 310). Кроме того, оба известных списка анонимного Жития содержатся в рукописях, связанных с Гластонбери (древнейшая, кон. X в.,- Lond. Brit. Lib. Harl. 3020). Нет свидетельств, что этот текст в ранний период был известен за пределами мон-ря Вермут-Ярроу. Однако весьма вероятно, что его копия могла храниться при гробнице К., а затем была передана в Гластонбери вместе с мощами святого ( Carley J. P. More preConquest Manuscripts from Glastonbury Abbey//Anglo-Saxon England. 1994. Vol. 23. P. 268-281). Память К. включена под 25 сент. в Древнеанглийский Мартиролог и в англ. литургические календари (с кон. Х в.). В Гластонбери 8 окт. праздновалось перенесение мощей К. и св. Аэдана ( Blair. 2002. P. 520). Почитание К. сохранялось также в еп-стве Лангр. Ист.: Venerabilis Baedae Opera historica/Ed. C. Plummer. Oxf., 1896. 2 vol.; он же (Беда Достопочтенный). Церковная история народа англов/Пер. с лат.: В. В. Эрлихман. СПб., 2001; он же. Начинается «Житие святых аббатов монастыря в Веармуте и Ярроу Бенедикта, Кеолфрида, Эостервина, Зигфрида и Хвэтберта», составленное пресвитером и монахом того же монастыря Бедой/Пер.: В. В. Зверева//СВ. 2002. Вып. 63. С. 240-250; The Life of Ceolfrid, Abbot of the Monastery at Wearmouth and Jarrow/Transl. D. S. Boutflower. L., 1912; Das altenglische Martyrologium/Hrsg. G. Kotzor. Münch., 1981. 2 Bde; The Early History of Glastonbury: An Edition, Transl., and Study of William of Malmesbury " s De Antiquitate Glastonie Ecclesie/Ed. J. Scott. Woodbridge, 1981; The Durham «Liber vitae»: London, British Library, MS Cotton Domitian A.VII/Ed. A. J. Piper. L., 2007. 3 vol.; William of Malmesbury. Gesta pontificum Anglorum/Ed. R. M. Thomson, M. Winterbottom. Oxf., 2007. 2 vol. Лит.: Higgitt J. The Dedication Inscription at Jarrow and its Context//Antiquaries Journal.

http://pravenc.ru/text/1684205.html

18 (31) августа. Мучеников Флора и Лавра. Преподобного Иоанна Рыльского (946 г.), основателя монашества в Болгарии. Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица». 19 августа (1 сентября). Донской иконы Божией Матери. 23 августа (5 сентября). Священномученика Иринея, епископа Лионского (202 г.). 24 августа (6 сентября). Перенесение мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца (1479 г.). 26 августа (8 сентября). Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1395 г.). 27 августа (9 сентября). Преподобного Пимена Великого (около 450 г.). 28 августа (10 сентября). Обретение мощей преподобного Иова Почаевского (1659 г.). Память отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. 29 августа (11 сентября). Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 30 августа (12 сентября). Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского (1652 г.). Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского (1724 г.). 31 августа (13 сентября). Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (ок. 408 г.) Священномученика Киприана Карфагенского (258 г.). Святителя Геннадия, патриарха Цареградского (471 г.). 49 Богоотцы (др. – греч. «теопатерес») – название, используемое в святоотеческом и литургическом предании по отношению к некоторым библейским праведникам, родственникам Иисуса Христа по плоти: пророку Давиду; святому праведному Иосифу Обручнику и святым праведным Иоакиму и Анне, родителям Приснодевы Марии. 50 Следует отметить, что празднование дней памяти святых, приходящееся на конец февраля – начало марта зависит от того, является год високосным либо нет. Так память преподобного Кассиана Римлянина в високосный год празднуется 29 февраля, в остальные годы – 28-го. В високосном году все празднования, приходящиеся на период с 17 февраля (2 марта) по 24 февраля (9 марта) смещаются на день назад. Читать далее Источник: Справочник православного человека/[ред.-сост. Пономарев В.]. - Москва : Даниловский благовестник, 2006-./Ч. 4: Православные посты и праздники. - 2009. - 207 с. ISBN 978-5-89101-363-6

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА МАГИСТР [Греч. Νικτας Μγιστρος] (ок. 870 - после 946/7), визант. гос. деятель, писатель. Биография Основным источником для восстановления биографии Н. М. является корпус его писем. Их издатель идентифицировал Н. М. с автором Жития прп. Феоктисты Лесбосской (BHG, N 1723-1724; Westerink. 1973. P. 41-46), в котором также содержатся автобиографические сведения. Кроме того, Н. М. упоминается в визант. хрониках. Н. М. происходил из провинциальной аристократической семьи. Долгое время его родным городом считалась Лариса в Фессалии, однако, согласно новейшему исследованию ( Pratsch. 2005), он был родом из Пелопоннеса, вероятно из Спарты. Предположительно мог иметь прозвище Элладский (Ελλαδικς или Ελλαδικς), связанное с местом рождения, но однозначных доказательств этому нет. Точно известно, что Н. М. был женат и имел детей, по крайней мере сына и дочь Софию, которая была выдана замуж за Христофора Лакапина, сына и соправителя имп. Романа I Лакапина (919-944). Согласно Житию прп. Феоктисты, Н. М. принимал участие в военной экспедиции визант. флота на о-в Крит против арабов. Кампания под командованием адмирала Гимерия началась в 911 г. и, продлившись ок. года, окончилась неудачей. В ней принимал участие и буд. имп. Роман I, однако Н. М. о нем не упоминает. Согласно др. предположению, рассказ Н. М. относится к успешной сир. кампании 910 г., в начале к-рой Гимерий и его спутники могли отправиться на Крит для переговоров с арабами об их нейтралитете в предстоящем конфликте (Holy Women of Byzantium. 1996. P. 95-96). Как сообщают визант. хроники ( Theoph. Contin. P. 394; Scyl. Hist. P. 208), в марте 919 г. Роман Лакапин, готовясь завладеть императорской властью, подошел с военным флотом ко дворцу Вуколеон и выслал своего свата (συμπεθερς) Н. М. для переговоров с патриархом Николаем I Мистиком (901-907, 912-925), настроенным против Романа. Н. М. успешно выполнил миссию и вывел патриарха из дворца.

http://pravenc.ru/text/2565408.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010