Seybold). То, что псалмы находили применение в раннеиудейском храмовом культе, и то, как это происходило, пластично изображено в 1Пар.16 , 2Пар.29:20–30 и Сир.50:15–21 . Из этих описаний видно, что сами тексты псалмов исполнялись во время ежедневного жертвоприношения и по особым праздничным дням хором левитов, который одновременно музицировал и пел; двое священников, стоявших на возвышении на краю священнического двора (где стоял жертвенник), подавали хору сигналы трубами, когда нужно начинать, сделать паузу и закончить. Участвовавшая в богослужении «община» могла хорошо видеть и слышать хор; «община», как правило, исполняла только рефрен или краткий стих (напр., «ибо Его милость (доброта) длится вечно», ср. Пс.136 ). Число использовавшихся при таких богослужениях псалмов было, однако, небольшим, и на последовательность текстов в канонической Псалтири не ориентировались. Если имеют историческую основу данные Мишны (мТамид 7,4), подтверждаемые отчасти также соответствующими заголовками в Септуагинте, то в качестве «недельных псалмов» использовались следующие: 24 (первый день; так и в LXX); 47 (второй день; так и в LXX); 82 (третий день; в LXX не подтверждено); 94 (четвертый день; так и в LXX); 81 (пятый день; не подтверждено в LXX, но так и в Vetus Latina); 93 (шестой день; так и в LXX); 92 (шаббат; так в МТ и LXX). Определенно известно и то, что определенные псалмы исполнялись всеми присутствующими; это происходило во время литургий, где «община» принимала более весомое и непосредственное участие в ритуале жертвоприношения. Таким образом исполнялись, например, «праздничные псалмы» 50, 81, 95 во время «праздника снопов» или «псалмы-халлели» 113–118 вечером в Песах. Не может быть, очевидно, сомнений и в том, что «народные жалобные псалмы» пелись хором во время больших «жалобных» и покаянных литургий в храме (ср. Книгу Плача). Авторы библейских псалмов ориентировались при создании своих текстов на определенные формальные и тематические условности, которые полезно знать для того, чтобы понять, каким путем протекает молитва в отдельных псалмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

1535 «Епископ нового Рима имеет равное достоинство ( ομτιμος) ввиду перенесения скипетров...» (Rhalles-Potles II. Р. 286). Следует отметить анахронизм, заключающийся в том, что это событие считается уже совершившимся ко времени Халкидонского Собора, тогда как в действительности Западная империя в данный период еще существовала. 1536 Именно это писал папа Хинкмару Реймсскому, сообщая о содержании полученного им послания от императора: PL 119, 1152D-116 ΙΑ, особ. 1155–1157. 1541 Наилучшее издание этого текста: Fuhrmann Я. Das Constitutum Constantini (Konstantinische Schenkung) Text/Fontes iuris Germanici Antiqui in usum scholarum ex MGH separatim editi, 10. Hannover, 1968. 1542 См.: Congar Y. L " ecclesiologie du haut Moyen-Age. Paris, 1968. P. 199. Note 15. Позднейшую библиографию см.: Huyghebaert N. La Donation de Constantin ramenee a ses veritables dimensions//RHE, 71. 1976. P. 45–69. 1543 Dolger F. Rom in der Gedankenwelt der Byzantiner. Byzanz und die europaische Staatenwelt. Ettal, 1953. S. 70–115; Alexander P. The Donation of Constantine at Byzantium and Its Earlier Use Against the Western Empire//Melanges G Ostrogorsky, 1. Belgrade, 1963. P. 11–26. 1544 Levison W. Konstantinische Schenkung und Silvesterlegende. Miscellanea F. Ehrte. Rom, 1924. S. 159–247. 1546 АСО II, III, 3. Р. 101 (540). Относительно точного содержания выступления легатов на этом заседании следует руководствоваться латинскими рецензиями, как ясно показал Эд. Шварц: АСО II, I, 3. Р. 94 (453). 1547 АСО II, III, 3. Р. 88 (447). Относительно личности Аэция см. статью Жюжи: DHGE. T. 1. Col. 668–669. 1550 Относительно административного положения Анкиры см.: Jones A. H. M. Op. cit. Vol. 2. P. 852. См. также: Dagron G. Op. cit. P. 476–477. 1553 Plöchl W. Op. cit. S. 277–278; Gaudemet J. La formation du droit seculier et du droit de l " Eglise aux IVe et Ve siecles. Paris, 1979. P. 167–168. 1554 Этот сборник, если его так можно называть, обычно именуется Vetus Romanä Plöchl W. Op. cit. S. 277. 1562 Dvornik Fr. The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Cambridge (Mass.), 1958. P. 90–91. В одном из посланий папы Льва к Анатолию можно прочесть следующее: De commonitorio vero a clericis dilectionis tuae nobis oblato necessarium non fuit epistulis quid videretur inserere, cum sufilceret legatis cuncta committi, quorum sermone ex omnibus diligentius instruereris [О памятке, представленной нам твоими клириками, нет необходимости упоминать в письме, поскольку достаточно все поручить легатам, чьими словами ты будешь всячески извещен по каждому вопросу] (Epistula LXXXV, ad Anatolium episcopum Constantinopolitanum//ACO II, IV. P. 44–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

86 . Молиться надо своему Ангелу Хранителю, чтобы он вразумил. Утренние молитвы хорошо совершать с поклонами, хоть сотню. Потом читать молитву Иисусову, потом Евангелие и Апостола. 87 . Полезные телесные делания при Иисусовой молитве: стеснение дыхания (сжатие гортани), сидение на стульчике, примрачность места, ибо приспосабливают внешнего к внутреннему. 88 . В храме при гласной молитве – пении и чтении – водворять надо и внутреннюю, умную молитву. 89 . Молитвы читайте нараспев, чтобы мысль могла следить за словом и сердце – отвечать мысли чувством. 90 . В своей частной молитве можно класть земные поклоны и в воскресение: жены, святые, сретив воскресшего Господа, поклонились Ему до земли. 91 . Молитвы читайте неспешно, а нараспев, со вниманием, и их надо перечувствовать. Полезны поклоны и свои молитвы. 92 . Молиться надо иногда словами – гласно, а иногда умом, беззвучными словами в сердце, но молитва со словами и тут, и там. 93 . «Даяй молитву молящемуся», то есть добре молящемуся телесною молитвою дает Бог умную молитву. 94 . Молитвословие – правило внешнее – определяется временем, местом и мерой, а молитва – внутреннее дело, в котором непрестанно должно быть памятование, мысль и чувство к Богу. 95 . Труд молитвенный состоит в том, чтобы умом в сердце пред Господом зреть выну Господа, ходить пред лицем Его, возносясь к Нему и падая пред Ним в самоуничижении непрестанно, и сидя, и ходя, и беседуя. Трудно? – Да, не легко. За то и называется сие трудом молитвенным. 96 . Сила молитвы не в словах, а в мыслях и благоговейных чувствованиях к Богу, а некоторые, как заговор, мурлычат, а сердце пусто, и мысли бродят, даже и срамные движения приходят, а им ничего, будто все такое в порядке вещей. У них приходит малая теплота, и они кричат: вот благодать, но это теплота легкая, от естества, а не от благодати. 97 . Существо молитвы – в умном предстоянии Господу со взыванием к Нему в чувстве и благодарении, или в славословии, или в прошении, или в сокрушении, или в страхе, или в уповании.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

133–134 об. – вопросник женщинам (Ж- Соф. 875 ); л. 134 об.–136 – поновление мужчинам («простым людям»); л. 138 об.–142 об. – поновление; л. 142 об.–146 – поновление священникам; л. 146–152 – поновление священникам; л. 153–157 об. – поновление инокам; л. 157 об.–159 – поновление вельможам; л. 161 об.–164 – чин причащения больного; л. 163 об.–164 – поновление мужчинам; л. 164–167 – поучение детям духовным; л. 168–172 – поновление мирянам; л. 226–227 об. – молитва разрешительная над умершим. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 151–153, 167–168, 237–240, 252–254, 267–268; Приложения ко второму тому. С. 22, 74 (М–Соф. 875; Ж- Соф. 875 ; поновление Соф. 890 . Служебник. Третья четверть XVI в. 4°. 257 + I л Филиграни: 1) Голова быка с крестом, цветком и змеёй, тип: Лихачёв, 1407 (1512 г.): 2) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами SB, вид: Хивуд, 3560 (ок. 1580 г.); 3) Кувшин с одной ручкой, полумесяцем и литерами GS (на вставных листах), тип: Гераклитов, 486 (1637 г.); 4) Кувшин с одной ручкой и литерами EDL, вид: Брике, 12725 (1581 г.); 5) Сфера с литерой М, вид: Лихачёв, 1852 (1562 г.); 6) Кувшин с двумя ручками и растением, вид; Брике, 12896 (1553 г.); 7) Перчатка с цветком, не отожд.; 8) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами AD, вид: Лихачёв, 1931–1932 (1556 г.); 9) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами IG, тип; Брике, 12746 (1556 г.). Записи: л. 6–17 – «Сеи Служебник Лужецкие пятины Волдомецкого погоста, что на Шебки, церкви Рожества Богородицы»; л. 82–94 – «180-го году месяца марта 2 день продал сию книгу Углятского уезду вдовой поп Дмитреи Осипов попу Никифору Степанову впрок без выкопу, и мне Дмитрею впредь до тое книги дела нет, ни моим детям, ни моему роду, ни племяни, лета 7180-го году, месяца февраля 4 день, а подписал я, поп Дмитреи своею рукою»; л. 130 об. – «Память мне Босздану (?) Еуфимеву сыну Родичеву» (скоропись); л. 131 об. – «Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси бьет челом и плачет сирота твоя Устужецкои посацькои человек Микита Онуфреев сын Рудаков, а на Устюжецково же на посацково же человека на Ивана Семенова сына дьякова...» (далее нрзб.); л. 257 об. – «Государю моему Ионе многомилостивому приятелю Государю Якову Ивановичу» (скоропись). На л. 50 почерком, отличным от писцового, приписана молитва о «царе и великом князи Василии» Содержание: л. 157 об.–190 – чин исповеди; л. 163 об.–164 – краткий вопросник (Кр-Свир. 91); л. 164–165 – Наставление-вопросник; л. 165 об.–168 – вопросник мужчинам (М-Соф. 890); л. 168–172 об. – поновление; л. 172 об.–174 об. – вопросник женщинам (Ж-Свир. 91); л. 174 об.–176 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 176 об.–178 об. – поновление; л. 179–181 об. – вопросник вельможам (В Соф. 890 ); л. 181 об.–183 – поновление вельможам; л. 186–189 об. – молитва разрешительная; л. 190–191 об. – чин причащения больного; л. 250 об.–253 об. – правило о крестном целовании.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

93 По получении в суде домашнего завещания, представляемого к явке, надлежит, из предосторожности, немедленно снимать с него точную копию, с обстоятельным описанием всех подчисток и поправок, какие могли бы в нем оказаться. Это нужно для предупреждения всяких впоследствии недоразумений о тождестве и неприкосновенности первоначального текста. Бывали случаи искажений и подчисток в тексте завещания по смерти завещателя, и важно иметь на эти случаи удостоверение о подлинном состоянии текста в ту минуту, когда он первоначально представлен был в судебное место. 94 В новом уставе 1858 г. (§ 2) правило это выражено следующими словами: «консул удостоверяет законность всех актов, совершаемых российскими подданными в его округе». Далее (§ 16) сказано: «консул утверждает своей скрепой и печатью Консульства документы, которые будут совершаемы в его округе, или ему предъявляемые, и которые должны получить законную силу в России, как то: свидетельства, верющие письма, завещания и пр.». 95 Отменяемость завещаний у нас не вдруг пришла в общее сознание. Это видно из указа 8 окт. 1814 г. (П. С. З. 25704) по делу Ртищевой: право ее на отмену своего завещания было отвергнуто решением 7 Департамента Сената. Она сама по жалобе на сие решение основывала право свое на непочтении наследников. Но Общее Собрание Сената подтвердило это право, как существенное право всякого завещателя. 96 О завещаниях несовершеннолетних см. ст. Муллова в Ж. М. Ю. 1862 г., 9; ст. Ку­ницына там же 1863 г., 3. 97 Мнению этому нисколько не противоречит известная юридическая формула: quod initio vitiosum est, tractu temporis convalescere non potest, потому что завещательное распоряжение в пользу неспособного лица нельзя почитать в самом существе неправильным, так как в минуту составления своего завещание не имеет еще никакого действия и никаких гражданских последствий не влечет за собой. Разумеется, впрочем, если закон постановил положительно, что завещатель и при составлении акта необходимо должен иметь в виду лицо юридически способное, то и вышеизложенная формула вступает во всю свою силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В наше время дело обстоит так же, как в древности: партийность и несолидарность представляют общее правило общественной жизни. Даже более, при большей сложности современной социальной жизни, при её разнообразии и ускоренном движении, противоречий общественных и столкновений ныне больше, чем в старину. А в виду этого никто из здравомыслящих не считает существование государственной власти излишним и вредным; наоборот, – его считают необходимым. После того, как французские революции обманули возлагавшиеся европейским обществом излишние надежды на силу государственной власти, это общество впало было в противоположную крайность, склонившись к анархизму или пониженной оценке государственности. Но это разочарование проходит, и государственная сила приобретает всё больший кредит в глазах даже наиболее либеральной партии социалистов 92 . Никакого коренного различия между стариной и современностью, по интересующему нас вопросу, как видно, нет, и государство, как необходимо было тогда, так не менее нужно и теперь. Ведь говорит Фр. Энгельс: „Государство не есть навязанная обществу извне власть. Оно есть продукт общества на известной ступени развития, признание того, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой, что в нём возникли непримиримые противоположности, на разрешение которых у него не хватает сил. И чтобы эти противоположности, т. е. классы с противоречащими экономическими (и всякими другими) 93 интересами, не погубили себя и всё общество в бесплодной борьбе, необходима власть, которая, пользуясь господством над обществом, смягчала бы борьбу и держала бы её в пределах порядка“ 94 . Что касается собственно того, будто теперь люди без всякой помощи правительства могут составлять общества, собрания, конгрессы, то это отчасти верно, а отчасти ошибочно. Именно: сама безопасность проезда и всяких путешествий членов различных обществ, соблюдение порядка в их собраниях обеспечивается, между прочим, правительством. Сверх того, лёгкость организации всяких союзов и наличное существование различных конгрессов не ведут ещё к устранению политического союза и его власти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

То же самое можно сказать и о социальном составе монашествующих, а дореволюционное монашество в значительной своей части было крестьянским 92 . К 1914 г. численность русского монашества достигла почти ста тысяч человек. Среди них были 11 845 монахов и 17 283 монахинь; 9 485 послушников и 56 016 послушниц. Даже если предположить, что от монашеского пути отошли все послушники и послушницы закрытых монастырей, и тогда общее число насельников «домашних» монастырей составит почти 30 000 человек 93 . На деле эта цифра была больше, так как послушники далеко не всегда уходили в мир, а в «домашних» монастырьках собственно монахов и монахинь дополняли «чернички» или «монастырки», женщины, не приносившие обетов, но жившие по-монашески. Таким образом, в 1922 1929 гг. практически вся территория страны, особенно европейская часть России и Украина, оказалась покрыта сетью небольших (от 3–4 до 20–30 человек) «домашних» монастырей. В первой половине 1930-х гг. их насельники и насельницы стали объектом первой волны репрессий: многие из них были арестованы и сосланы, как правило, на три года. В 1933–1935 гг. их сроки закончились, и иноки стали возвращаться в родные места, где в 1937–1938 гг. были захвачены новой репрессивной волной. На этот раз их ждали расстрельные приговоры 94 . На основании ныне известных данных пока нельзя сделать вывод о масштабах репрессий против насельников и насельниц закрытых монастырей в 1930-х гг. и соответственно – о том, насколько сократилось в это время число «домашних» монастырей. Судя по активности их насельников в первой половине 1940-х гг., они продолжали быть заметным явлением в церковном подполье. Новые монашеские общины Почти одновременно с «домашними» монастырями в 1920-х гг. возникает еще один тип нелегальных монастырей – общины, изначально созданные как подпольные. Если «домашние» монастыри стали результатом дробления ранее существовавших общин, то изначально подпольные общины возникли благодаря естественному притяжению к их руководителям людей, стремившихся к духовной жизни, в основном молодежи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вы сказали только что о творческой конкуренции как непременном условии развития культуры, отечественной культуры. Но, вообще говоря, современная архитектура нуждается действительно в охране, в поддержании не меньше, чем наше культурное наследие. Этот процесс непрерывен. Если мы не научимся с уважением относиться к архитектуре, к архитекторам, если не выведем из-под давления строительного комплекса, из-под строительного пресса, то мы действительно останемся только с наследием, мы не увидим достойной современной архитектуры. Конкурсы, которые питают архитектуру, к сожалению, сегодня практически запрещены 94-фз. Это те конкурсы, которые дарили нам и новые имена, и новые образы, дарили, наконец, нам всё то пространство, в котором мы сегодня живём. Нам необходимо снова вернуться к этой норме. И, наконец, последнее, о чём я хотел бы сказать из числа таких быстрых и требующих решения актов, это вопрос о саморегулировании в том виде, в котором это сегодня принято. Ситуация тоже не менее парадоксальная. Количество, скажем так, специалистов в области реставрации, мы это знаем, исчисляется десятками, максимум сотнями. Количество свидетельств, выданных юридическим лицам, на выполнение работ в области реставрации, это десятки тысяч. Десятки тысяч! Кто за этим стоит, мы представляем. Они называются деликатно у нас «коммерческими структурами». На самом деле это структуры, которые не ограничиваются лишь коммерческой деятельностью. Но они сегодня контролируют рынок. Выход в одном – выход в тех нормативах, в тех стандартах, которые содержатся в замечательном документе, это Протокол ВТО, который Вы, Владимир Владимирович, подписали вместе с приложениями. Там содержится вполне, очень внятно изложенная, цивилизованная норма того, как вообще должна проектная практика, архитектурная практика быть организована. Но почему-то параллельно с подписанием этих документов какой-то действует другой тренд, и мы движемся в сторону, прямо противоположную той, что здравым смыслом диктуется. Не может в стране существовать та система саморегулирования, которая сегодня существует. Свободный рынок должен балансироваться прежде всего общенациональным стандартом профессиональной практики. К профессиональной практике должны допускаться только квалифицированные люди, имеющие образование, имеющие опыт и так далее. Так происходит во всём мире. Открытый рынок для строительства, для архитектуры, для городов – это вещь губительная. Это то, что ведёт нас к непрофессионализму, к последствиям, которые дают о себе знать, как правило, в перспективе. И все претензии, или многие претензии, которые предъявляются сегодня к архитектуре и к архитекторам, на самом деле следует предъявлять к тем непрофессионалам или к тем, кто допустил непрофессионалов, низких профессионалов, слабых людей в профессиональном отношении к работе в городе, к работе с тем уникальным материалом, который являют собой российские города.

http://pravoslavie.ru/56340.html

Инок аще седит в дому своем, яко мирянина сего вменяет Бог. Правило 94. Инок аще оставит ложе свое, и уснет на дружнем без благословныя вины, имать запрещение, поклонов пятьдесят. Правило 95. Инок аще упиется, запрещается недель пять. и аще сблюет от много пития, запрещается яко же ниже в Номоканоне сем о священницех. Правило 96. Инок аще что украдет из монастыря, или тайно яст, подобно со мнозем испытанием да исправится и запретится от настоятеля. Правило 97. Инок аще солжет, вольным хотением, имать запрещение, сто поклонов великих. аще ли да спасет душу, или свою, или ближняго, греха не имать. Правило 98. Инок аще отъидет на брань, имать канон дний, 30. Правило 99. Инок аще посмеется, паче усклабления. имать поклонов, пятьдесят. Правило 100. Инок аще идет с женою поприще едино, да отлучится днии седмь. Правило 101. Инок аще лобжет жену, или отроча, имать запрещение, днии четыридесять да не причастится. ибо ни на святое воскресение Господне, достоит иноку лобызати отроча, или свою матерь. Правило 102. Презвитер инок врачуяи, или жилу секии, да есть празден священнодейства днии седмь. Правило 103. Инок презвитер аще извержен есть, трапезу точию да благословит. Правило 104. Инок простыи, бияи кого, прежде да примирится оному. таже да сотворит поклонов триста. Правило 105. Инок после павечерницы, ядыи и пияи, да постится едину седмицу, сухоядение и поклонов двесте. аще повелит нужда ясти и пити, второе да поет павечерницу. Правило 106. Инок аще распояшется на ложи своем, да сотворит поклонов, пятьдесят. Правило 107. Инока пострижена, изшедша же самовольне, недостоит приимати в другии монастырь, по четвертому правилу, иже в Халкидоне святаго собора. Правило 108. Аще ли же игумен приимет и, лишается игуменства. разве аще понужден будет зря его погибнути хотяща. инако бо от рук его душа его взыщется, яко нечеловеколюбствова о брате. Аще ли же епископ приимет сицеваго, и яко же причетника имать и, да будет епископ, своих людии точию общением доволен, другим ему сообщающимся, по осмьдесят третиему правилу, иже в Карфагене собора. Правило 109.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/nomoka...

Правила также пытались исправить недостатки, возникшие в монашеской среде. Пустынники с длинными волосами и в черных одеждах бродили по городам и ночевали где попало (42 правило), монахи женились (44 правило), монахини к пострижению одевались в пышные одежды, изображая невест Христовых (45 правило). Обращалось внимание и на недостатки жизни простых христиан. Миряне любили ходить в театры (51 правило), играть в азартные игры (50 правило), заключали браки с близкими родственниками (54 правило), занимались гаданиями и волхвованиями (61, 62, 65 правила), употребляли языческие клятвы (94 правило), распространяли соблазнительные картины (100 правило), практиковали аборты (91 правило). Празднование праздника Рождества сопровождали обрядами, которые изображали Богородицу обычной родительницей (79 правило). Отношение Римской Церкви к постановлениям Трулльского собора Некоторые правила затрагивали традиции Римской Церкви. 36 правило возобновляло 28 правило Халкидонского собора, не принятое Римом. 13 правило было направлено против целибата духовенства. Все эти каноны были подписаны императором, четырьмя патриархами и 211 епископами и их представителями. Акты были подписаны и представителями папы. Сам же папа Сергий, получив акты, заявил, что скорее умрет, чем подпишет их. Юстиниан замыслил послать в Рим войска и вообще жестоко отомстить непокорному епископу Рима. Мести помешало лишь его свержение, произошедшее в 695 г. После своего возвращения на трон Юстиниан снова попытался уговорить папу подписать решения Трулльского собора. Папа Иоанн Седьмой как будто уступил, но его преемника, Константина снова пришлось уговаривать. Константин был вызван к императору. Папу доставили с большой почтительностью. Климент примирился с императором, признав, очевидно, все правила, которые не противоречили православной вере и римским традициям. В итоге папа был отпущен в Рим. Седьмой Вселенский собор 1м правилом подтвердит правила Трулльского собора. Иконоборческий спор и предыстория Седьмого Вселенского собора Мотивы иконоборческого движения

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010