Скачать epub pdf Мужество См. также: Блудная брань . 63, 66, 71; Воздержание . 158; Воля . 164; Грех . 195; Клевета . 309; Кончина мученика . 329; Кротость . 367; Мученичество . 572; Отречение от Бога . 691; Смерть . 1029; Твердость . 1126; Терпение . 1133, 1144, 1146; Храм . 118З; Чистота . 1220. 562. Бог являет Свою помощь мужественным См. также: Помощь Божия . Брат сказал авве Пимену: “Я замечаю, что куда ни пойду, везде нахожу себе помощь.” Старец отвечал ему: “В настоящее время Бог милосерд к тем, которые носят меч в руках своих. Если мы будем мужественны, Он явит нам милость Свою.” (Достопамятные сказания. С. 208. 94). 563. Монаха во время молитвы “схватывала” лихорадка, но он мужественно, вспоминая смерть, исполнял правило, и болезнь отходила См. также: Демонские козни ; Смертная память ; Уныние . Как только некий безмолвствовавший инок вставал на свое молитвенное правило, у него начиналась лихорадка с ознобом и жаром, причем появлялась сильная головная боль. Когда это происходило, монах говорил сам себе: “Вот! Я уже болен к смерти, встану же прежде, чем смерть постигнет меня, совершу мое молитвенное правило.” Этими словами он понуждал себя и исполнял свое правило. С окончанием правила болезнь отступала. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 370. 2). 564. Авва Геласий изгнал из своей обители еретика Феодосия и не признал его патриаршества, несмотря на многие угрозы См. также: Твердость . Во время Вселенского Собора в Халкидоне некто Феодосий, первый начавший в Палестине защищать раскол Диоскора, пришел к авве Геласию в его монастырь и начал оговаривать Халкидонский Собор, якобы, утвердивший учение Нестория, думая этим увлечь святого в обман и раскол. Но Геласий по внешнему виду Феодосия и просвещаемый божественным даром рассуждения понял лукавое намерение еретика и не только не был увлечен в его отступничество, что сделали почти все, но и выслал его, как подобало, с бесчестьем. Феодосий устремился в Святой Град и, прикрывшись личиной ревности по Боге, увлек на свою сторону все монашество, увлек и царицу, бывшую в то время там. С помощью этих своих сообщников он вступил своевольно и насильственно на патриарший престол… Призывает он как-то авву Геласия, приводит в храм, привечая и вместе с тем угрожая, повелевает предать анафеме Ювеналия. Геласий, нисколько не устрашившись, говорит: “Иного епископа Иерусалимского, кроме Ювеналия, я не знаю.” Феодосий, опасаясь, чтоб и другие не стали подражать благочестивой ревности старца, повелел скорее изгнать его из храма. Приверженцы Феодосия схватили авву, обложили его дровами и стращали, что сожгут его. Но видя, что он не боится и не выказывает им повиновения, сами испугались народного восстания, потому что блаженный был известен и славен. Но больше – по действию Божественного Промысла отпустили преподобного, не причинив ему никакого вреда. А он по произволению и совести сделался мучеником, принеся себя во всесожжение Богу. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 87. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Arhiva Regulamentul cu privire la interaciunea Departamentului Sinodal pentru mnstiri i monahism cu mnstirile eparhiale 22 octombrie 2016 00:27 Документ принят на заседании Священного Синода 21 октября 2016 года ( журнал 94 ). I. Общие положения Документ призван регулировать отношения Синодального отдела по монастырям и монашеству с епархиальными архиереями по вопросам открытия/упразднения епархиальных монастырей, назначения на должность игуменов/игумений епархиальных монастырей, инспекционных поездок членов Коллегии Отдела с целью ознакомления с жизнедеятельностью епархиальных монастырей по поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (далее — «Патриарха»). 1. Открытие (упразднение) епархиальных монастырей осуществляется на основании решения Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви (далее — «Священного Синода») по представлению епархиального архиерея и как правило с учетом отзыва Синодального отдела по монастырям и монашеству (далее — «Отдел»). 2. Игумен/игумения епархиального монастыря назначается на должность (освобождается от должности, переводится) Патриархом и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея и как правило с учетом отзыва Отдела. 3. Члены Коллегии Отдела могут либо по благословению Патриарха, либо по согласованию с управляющим делами Московской Патриархии и с епархиальным архиереем данного монастыря быть направлены в епархиальный монастырь Русской Православной Церкви для ознакомления с его жизнедеятельностью с последующим докладом Патриарху для принятия дальнейших решений Патриархом и Священным Синодом. II. Порядок внесения и рассмотрения предложений об открытии (упразднении) епархиальных монастырей 1. Епархиальный архиерей подает на имя Патриарха и Священного Синода рапорт, содержащий просьбу об открытии (упразднении) монастыря (и в случае открытия монастыря предложение кандидатуры на должность игумена/игумении (см. п. III.1-2)), к которому прилагается справка о монастыре (содержащая исторические сведения и описание современного состояния обители).

http://patriarchia.ru/md/db/text/4645883...

Архив Пн Положение о взаимодействии Синодального отдела по монастырям и монашеству с епархиальными монастырями 22 октября 2016 г. 00:27 Документ принят на заседании Священного Синода 21 октября 2016 года ( журнал 94 ). I. Общие положения Документ призван регулировать отношения Синодального отдела по монастырям и монашеству с епархиальными архиереями по вопросам открытия/упразднения епархиальных монастырей, назначения на должность игуменов/игумений епархиальных монастырей, инспекционных поездок членов Коллегии Отдела с целью ознакомления с жизнедеятельностью епархиальных монастырей по поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (далее — «Патриарха»). 1. Открытие (упразднение) епархиальных монастырей осуществляется на основании решения Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви (далее — «Священного Синода») по представлению епархиального архиерея и как правило с учетом отзыва Синодального отдела по монастырям и монашеству (далее — «Отдел»). 2. Игумен/игумения епархиального монастыря назначается на должность (освобождается от должности, переводится) Патриархом и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея и как правило с учетом отзыва Отдела. 3. Члены Коллегии Отдела могут либо по благословению Патриарха, либо по согласованию с управляющим делами Московской Патриархии и с епархиальным архиереем данного монастыря быть направлены в епархиальный монастырь Русской Православной Церкви для ознакомления с его жизнедеятельностью с последующим докладом Патриарху для принятия дальнейших решений Патриархом и Священным Синодом. II. Порядок внесения и рассмотрения предложений об открытии (упразднении) епархиальных монастырей 1. Епархиальный архиерей подает на имя Патриарха и Священного Синода рапорт, содержащий просьбу об открытии (упразднении) монастыря (и в случае открытия монастыря предложение кандидатуры на должность игумена/игумении (см. п. III.1-2)), к которому прилагается справка о монастыре (содержащая исторические сведения и описание современного состояния обители).

http://patriarchia.ru/db/text/4645879.ht...

Дональд Ферберн (протестант) Скачать epub pdf Глава 8 Искупление. Божий дар Сыновних отношений с Отцом В предыдущей главе мы увидели, что воплощение было личным действием Бога Сына, сошедшего на землю, дабы Бог мог обитать среди нас как человек. Посему Иисус – это Божий Сын, принявший человеческую природу во всей ее полноте, и стал в полной мере человеком. Посему жизнь Христа служит ярким свидетельством того, как выглядит совершенная любовь, поскольку отныне он стал причастником любящего общения с Троицей не только как Бог (имея это общение от самой вечности), но и как человек. И все же, какой бы потрясающей ни была эта любовь, своего наивысшего проявления она достигает не столько в жизни Христа, сколько в его смерти и последующем воскресении. Это та самая кульминация событий, где Бог лично и решает проблему человечества. Мы уже видели, что все человеческие существа со времен Адама и Евы рождаются мертвыми, и даже несмотря на сохраняющийся в нас образ Божий, мы настолько испорчены грехом, что совершенно неспособны сделать ничего такого, что сохранило бы нас от неотвратимой гибели. Если человеческая жизнь Божьего Сына служит нам напоминанием о том, как должна была выглядеть наша человеческая жизнь по Божьему замыслу, то человеческая смерть и воскресение Божьего Сына устраняет духовную смерть и возвращает нас к жизни. В настоящей главе мы подробно рассмотрим тему смерти и воскресения Христа. Смерть Христа и искупление Мы уже видели, что искупление означает «выкуп», таким образом, смерть Христова стала выкупом, с помощью которого Бог возвращает нас к себе. Другое слово, близкое по смыслу к искуплению, – это умилостивление, указывающее, как правило, на конкретный способ, благодаря которому Христос возвращает людей обратно к себе. Современные богословы обычно говорят о разных взглядах или теориях искупления, которые в большинстве случаев сводятся к трем основным. В классической теории искупления, приписываемой ранней церкви и встречающейся сегодня в восточном православии, главное внимание сосредоточено на жизни, смерти и воскресении Христа как Божьем действии для преодоления силы греха, смерти и оков дьявола. Посредством воплощения Бог Сын лично вступил на территорию сатаны, тогда как посредством смерти Христа Бог освобождает нас от власти дьявола, греха и смерти. 94 В теории заместительного искупления, приписываемой Ансельму (конец XI века) и встречающейся сегодня в консервативном крыле западного христианства (среди протестантов и католиков), главное внимание сосредоточено на смерти Христа как искуплении нашей вины перед Богом. Наши грехи сделали нас виновными перед святым Богом, однако Христос взял на себя наказание за наш грех , простив наши грехи и оправдав нас перед Богом. 95 В различных нравственных теориях искупления основной акцент делается на том, каким образом жизнь и смерть Христа мотивируют к преодолению нашей греховности и помогают вести бескорыстную жизнь в подражании ему. 96 Следуя его примеру, мы становимся искупленными.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Кондак молебен Пресв. Богородице в Типографском Уставе с Кондакарем. XI в. (ГТГ. К–5349. Л. 93 об.) В Типографском Уставе с Кондакарем (ГТГ. К-5349, XI-XII вв., 126 л.), древнейшем из слав. Кондакарей и уникальном по структуре и составу, на каждую литургическую память текст кондака приводится дважды: без нотации и текстовых вставок, возможно с дидактической целью - изучить текст перед его пением, а затем «растяжным письмом» и с нотацией ( Успенский Б. А. 1973. С. 320-321). Нотирована меньшая часть рукописи (из 132 кондаков имеют нотацию 43 (29 минейных и 14 триодных), в т. ч. 38 самогласнов и 5 подобнов, для которых в этой рукописи содержатся только 2 образца-самогласна - Владышевская. 2006. С. 116-118); в ней нет ни ипакои, ни причастнов, помещенных в др. Кондакарях. Как и в знаменном распеве , в К. п. наиболее развиты четные гласы. Образцы-самогласны для кондаков (указано 18,) наиболее часто приходятся на 2, 4 и 6-й гласы (Там же. С. 118-119). Из 5 нотированных древнерус. Кондакарей только в этом списке, как и в визант. аналогах, после каждого кондака помещен 1-й икос без нотации, но с указанием, является ли песнопение самогласном или подобном (за редкими исключениями). Икосы имели собственную, по-видимому неосмогласную, систему подобнов (указано 14); полных текстов самогласнов в этом памятнике содержится 7 (Л. 29, 38, 49, 50 об., 75 об., 82, 89 об.), но нотированных образцов не обнаружено. Вероятно, общим для пары кондак - икос был мелос припева, текст к-рого совпадает ( Владышевская. 2006. С. 154-156). В последовании праздника Благовещения Пресв. Богородицы помещен Акафист , в котором нотирован 1-й кондак - «Възбраньноуму воеводе победьная» (Л. 58 об.; сохр. не полностью). Как и в Благовещенском Кондакаре, после кондакарной части здесь есть разделы дополнительных песнопений: воскресные кондаки и икосы во всех 8 гласах (без нотации, но, как правило, с указанием подобнов - Л. 94-97), кондаки (с нотацией) и икосы на освящение церкви и Пресв. Богородице (кондак молебный) (Л. 92 об.- 93, 93 об.), прокимны «Вьсяко дыхание» (сохр. на гласы 1-4 - Л. 100, 102 об., 105 об., 108).

http://pravenc.ru/text/1841898.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА († 8.11.1470, г. Усть-Вым, ныне с. Усть-Вымь Усть-Вымского р-на Республики Коми), свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых пПермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), еп. Пермский. Хиротонисан во епископа Пермского между 19 авг. 1455 г. (дата мученической кончины его предшественника на кафедре священомученика Питирима ) и 13 дек. 1459 г., когда И. впервые упомянут как Пермский архиерей в послании рус. архиереев к западнорус. епископам о верности святителю Ионе , митр. всея Руси, и о непризнании униата Григория (АИ. Т. 1. С. 502-503, 272; РИБ. Т. 6. Стб. 631-634, 84). Согласно рус. практике XV в., архиерейская хиротония должна была совершаться при достижении ставленником 40 лет (РИБ. Т. 6. Стб. 461, 52). Все Пермские епископы XIV - 1-й трети XVI в., о к-рых сохранились биографические сведения, были связаны с севернорус. землями либо рождением, либо служением в сев. мон-рях (как правило, Ростовской епархии). Можно предположить, что И. не был исключением. По мнению ряда исследователей, И. участвовал в составлении присяжной грамоты архиереев Московской митрополии на верность митрополиту всея Руси свт. Ионе (дек. 1459-1460), хотя в грамоте И. не упоминается (АИ. Т. 1. С. 108-110, 61; РИБ. Т. 6. Стб. 627-631, 83; РФА. Вып. 1. С. 92-94, 14; Абеленцева. 2009. С. 268-270). И. перечислен среди рус. владык, от имени к-рых было отправлено послание Тверскому еп. Геннадию (Кожину) с приглашением прибыть в Москву для участия в избрании на митрополичий престол преемника свт. Ионы Феодосия (Бывальцева) . Приглашение составлено на малом соборе («совете») архиереев, состоявшемся весной 1461 г. Из послания следует, что на соборе И. отсутствовал, но прислал повольную грамоту и поэтому был включен в число авторов послания («с соединением брата нашего Ионы, епископа Пермьскаго») (АИ. Т. 1. С. 121, 69; РИБ. Т. 6. Стб. 685-688, 93; РФА. Вып. 1. С. 78-79, 8).

http://pravenc.ru/text/578252.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ [лат. Paschasius Radbertus] († между 856 и 865, аббатство Корби), св. Римско-католической Церкви (пам. 26 апр.), аббат мон-ря Корби , католич. богослов, экзегет, автор 1-го на лат. языке трактата о таинстве Евхаристии . Жизнь Хронология жизни П. Р. устанавливается приблизительно. Считается, что он род. в Суасоне между 785 и 795 гг. (как правило, указывают среднюю дату - ок. 790). Вероятно, он рано осиротел или был брошен (expositus) родителями, а потому отдан на воспитание в женский мон-рь Пресв. Девы Марии в Суасоне (Нотр-Дам-де-Суасон) ( Engelmodus. Ad Radbertum abbatem. 69-71//MGH. АА. Poet. T. 3. P. 64). Нек-рые исследователи полагают, что П. Р. был облатом и попал в эту обитель из-за тесной связи аббатства с королевской семьей (аббатиса Гизела (ок. 780-810) была дочерью франк. кор. Пипина Короткого (751-768) и сестрой франк. кор. Карла Великого (768-814; император с 800)), что открывало П. Р. возможности для дальнейшей карьеры. Вспоминая о том, как он был пострижен в мон-ре, П. Р. писал, что он был тогда еще «ребеночком» (puerulus), а при совершении чина присутствовали монахини из аббатства Пресв. Девы Марии, что, возможно, указывает на принятие им тонзуры в Суасоне ( Paschas. Radb. Expositio in Psalmum 44. III 53-57/Ed. B. Paulus. Turnhout, 1991. P. 74. (CCCM; 94)). П. Р. находился в этом мон-ре до 803/4 г., когда имп. Карл Великий запретил воспитание мальчиков при жен. обителях (Capitula ecclesiastica ad Salz data. 7//MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 119). После этого нек-рое время П. Р. жил в миру (exulatus longdiu in saeculo), вероятно, при имп. дворе в Ахене , поскольку был хорошо осведомлен о жизни в этот период Валы († 836), буд. аббата Корби. Ок. 812 г. П. Р. стал монахом аббатства Корби. Некоторые исследователи указывают 814 г. как дату его поступления в Корби, но это представляется сомнительным, поскольку после прихода к власти имп. Людовика Благочестивого (814-840) аббат Адальхард I († 826), учитель П. Р., был отправлен в ссылку. Однако поскольку в 814 г. Вала, тоже входивший в состав ближайшего окружения имп. Карла Великого, был насильно пострижен и стал препозитом в аббатстве Корби, он мог привести с собой из Ахена и П. Р.

http://pravenc.ru/text/2579153.html

Нэнси Паттерсон Шевченко. Иконы в литургии Мученик св. Стефан Младший (конец VIII в.), брошенный в темницу иконоборцами, пел в лицо своим истязателям тропарь «мы почитаем пречистые иконы» 89 . Этот стих звучит рефреном во всех чтениях на день Торжества Православия – праздника в честь восстановления иконопочитания в 843 г 90 . «Проскинесис» – почитание икон снова было признано каноничным. Стены храмов опять украсились священными изображениями, восстановленными или переписанными заново. С этого времени и по сегодняшний день иконы остаются неотъемлемой частью богослужения 91 . Тема «иконы и литургия» предполагает значительную широту как исследовательского поля, так и спектра привлекаемых источников. В отношении первого необходимо учитывать не только те действия – лобзание, каждение, возжигание свечей, поклоны, – которые совершаются у икон в храме, но и творимые в монашеской келье или домашней молельне, и совершаемые в процессиях, будь то торжественных или покаянных или составляющих рутинную часть придворного ритуала, и даже те, что происходили на полях сражений, когда под часовни оборудовались палатки и солдаты участвовали в богослужении накануне битвы 92 . Поле исследования весьма велико. Столь же обширен и круг привлекаемых источников: это и хроники, и проповеди , и экфрасисы, и поэмы, и жития святых, и описания чудес 93 . Кроме того, ценная информация содержится в различных типиках – литургических и административных документах, которые регламентировали каждодневную жизнь в монастырях, а также в частных и церковных имущественных описях 94 . Как правило, авторов этих документов заботили вопросы освещения образов или икон в церкви (типики), либо же простая идентификация икон (инвентарные описи). Однако именно эти тексты сохранили специфическую терминологию, употреблявшуюся для определенных категорий икон: почитаемые (проскинесис) иконы, сигнон или процессионные иконы, иконы проскинемата и др. 95 . Хотя эта терминология и не всегда последовательно выдерживалась, она представляет благодатный материал для исследователей 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

прот. Иоанн Козлов Гонения на еретиков и раскольников Православная церковь всегда прибегала в необходимых случаях к содействию гражданской власти для обуздания еретиков и раскольников. a) 67 пр. Карфагенского собора: «Грамотами соборными подобает молити властели, да помогают общей матери соборной церкви, в них же епископское господство и власть преобидима есть. Толк.: не покоряющиеся словеси, ни правильным повелением, властельскою рукою да поправлены будут. Сего ради убо и собора сего отцы подобно разсудиша, писати африкийским властелем, и молитися им, да помогут общей матери соборней церкви». б) 92 прав.: «Кийждо епископ в своем граде, со старейшинами донатиан, да сходится, или аще и соседа приим, да собирается с ними. Толков.: Тщашеся божественнии отцы, приединити к соборней церкви донатианы, яже от нея себе зле отторгнуша, не престаху моляще их отступити от ветхия прелести их, и восприяти истину. Изволиша и еще подобно быти, да кийждо епископ в своем граде о себе со старейшинами донатиан да сходится, или другого епископа с собою прием, и с тем да собирается с ними, и глаголет к ним яже суть по сем правила ясно написана. И аще не послушают тако молими, царскою властию изгнати тех из церкве, в ню же внидоша» ( в Кормчей л.л. 142 об. 143 и 154 об. ). в) Из толков. 94 прав.. л. 155: «Благочестивых царей, пособия и помощи церкви всегда требуют, цари же должни суть таковая подаяти им, яко веры суще поборницы... Изволиша отцы грамоты послати ко властелем, яко да потщавшеся дати им помощь, изгнати донатианы» ( у Озерского ч. I, стр. 308–310 ). г) 9 правило Двукратнаго собора: «Аще же некие будут совершенно непокорны и вразумлению чрез епитимии непослушны: таковых никто не возбраняет вразумляти преданием суду местных гражданских начальников. Понеже пятым правилом Антиохийского собора постановлено, производящих в церкви возмущение и крамолы обращати к порядку внешнею властью» ( Полн. Кормчая стр. 842 ). д) Маргарит, житие Злат., л. 54: «На востоце же солнца слышав (св. Иоанн Злат.) во всех много зловерие маркеонское, и послав к того места епископу, веля изгнати тую зловерную ересь из церкве подая ему и от царя помощное написание».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Прп. Корнилий Комельский. Икона. XIX в. (ВГИАХМЗ) Основными источниками биографических сведений о К. являются его Житие, известное более чем в 40 списках кон. XVI-XIX в. (перечень см.: Сергеев. 2000), акты Корнилиева Комельского мон-ря, а также жития учеников К., прежде всего преподобных Геннадия Костромского и Кирилла Новоезерского. Житие К., несмотря на ряд заимствований, богато фактами, находящими подтверждение в документальных источниках. Оно сохранилось в неск. редакциях: Первоначальная возникла в 60-70-х гг. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 28/1267; РГБ. Попов. 94); Основная была создана, вероятно, ок. 1589 г. иноком Нафанаилом, к-рого В. О. Ключевский считал единственным автором Жития (наиболее ранние списки: РНБ. Погод. 787, 1606 г.; РГБ. Рогож. 176, до 1608 г. и др.). Основная редакция вошла в Четьи-Минеи Германа Тулупова (заглавие: «Месяца маия въ 19 житие и подвизи преподобнаго отца нашего Корнилия, новаго чюдотворца рускаго, града Вологды в пределех, иже на Комельском лесу пречестный монастырь поставльшаго, Пречистыа Владычица нашеа Богородица, честнаго и славнаго ея Введения, и в нем общежитие составльшаго и братию совокупль. Благослови отче»; нач.: «Разум убо православным християном духовных муж жития ползы ради испытовати...»). Она состоит из предисловия, собственно Жития, 9 посмертных чудес (2 из них датированы: 1-е - 1542 г.; 9-е - 1556-1557 гг.), 2 прижизненных чудес, помещенных после посмертных, рассказа об ученике святого Геннадии и Похвального слова (при создании памятника было использовано Похвальное слово Кириллу Белозерскому; по наблюдениям Т. Б. Карбасовой, объем заимствований значительный - ок. 1/3 текста). Основная редакция часто переписывалась вместе с монастырским Уставом К. и посвященной святому Службой (в некоторых списках к ним присоединены тропарь и кондак на обретение мощей К. и молитва святому). В рукописях, содержащих этот комплекс, отсутствуют, как правило, статьи иного содержания, поэтому их можно условно называть «корнилиевскими сборниками».

http://pravenc.ru/text/2458683.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010