Иаков Брат Господень» (сер. XVI в., частное собрание, Вел. Новгород). Полуфигура И. в медальоне широко использовалась в лицевом шитье, особенно на каймах плащаниц. Напр., на плащанице, вложенной царем Алексеем Михайловичем в Преображенский собор Новоспасского монастыря (царицына мастерская, 1645-1647, ГММК), И. с подписью: «Брат Божий» - представлен на левом поле; на правом ему соответствует изображение свт. Лазаря с подписью: «Друг Божий»; также в начале ряда святителей И. помещен на левом поле плащаницы, шитой в мастерской Анны Ивановны Строгановой (70-е гг. XVII в., Кировский гос. объединенный историко-архитектурный и лит. музей). Без подписи изображения И. входили в состав неск. сцен из НЗ: в композиции «Бегство в Египет» юный И. с нимбом идет впереди осляти, к-рый везет Богоматерь и Младенца,- на иконе в составе серии 12 праздников («Рождество и детство Христово», XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или следом за ним - на миниатюре из Слов Григория Назианзина 3-й четв. XI в. (РНБ. Греч. 334. Л. 1). Подобная схема сохраняется, напр., на ростовской иконе «Рождество Христово» 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК): в правом нижнем углу в эпизоде бегства в Египет И. (без нимба, с посошком на плечах) идет следом за ослятей. И. изображали в развернутом варианте композиции «Успение Пресв. Богородицы», получившем распространение в иконописи и монументальной живописи к нач. XIII в.,- он единственный святитель в коричневой фелони, в омофоре, с седой бородой, с жестом обращения ко Христу на фрагменте эпистилия с 12 праздниками (кон. XII - нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); один из 3 епископов в правой группе апостолов, средовек с гуменцом, в фелони и омофоре - на иконе из новгородского Десятинного мон-ря (нач. XIII в., ГТГ); в полиставрии, с кодексом в руках - в композиции «Успение Пресв. Богородицы» на обороте 2-сторонней чудотворной Донской иконы Божией Матери, приписываемой Феофану Греку (80-90-е гг. XIV в., ГТГ), на иконе из праздничного ряда в соборе афонского мон-ря Ставроникита (ок.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Явление Богоматери прп. Савве Сторожевскому. Икона. XVIII в. (ГММК) Отсутствие в источниках «канонизационного списка» Собора 1549 г. заставляет исследователей реконструировать его на основании косвенных данных. Митр. Макарий (Булгаков) предложил реконструированный список, в который вошли: святители Киприан и Фотий, митрополиты Московские; святители Никита, Евфимий и Иона, архиепископы Новгородские; святители Леонтий, Исаия, Игнатий и Иаков, епископы Ростовские; прп. Стефан Пермский; мученики Михаил и Феодор Черниговские; преподобные Авраамий и Исидор Ростовские; прп. Варлаам Хутынский; прп. Кирилл Белозерский и прп. Никита Переяславский. При этом историк ссылается на факт упоминания этих святых царем и митрополитом вскоре после Собора 1549 г. и внесения их имен в месяцесловы ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 124). Ключевский, с которым впоследствии согласился митр. Макарий (Булгаков), предложил др. реконструкцию списка святых, канонизированных Собором 1549 г. В составе «Особой редакции» Жития свт. Ионы Московского находится общий список подвижников благочестия, которым было установлено литургическое празднование при митр. Макарии. Исключив из этого списка имена, перечисленные в Волоколамской редакции грамоты Собора 1547 г., Ключевский получил следующий «канонизационный список» Собора 1549 г.: святители Евфимий и Иона Новгородские, прп. Стефан Пермский, свт. Иаков Ростовский, св. блгв. кн. Всеволод-Гавриил Псковский, св. блгв. кн. Михаил Тверской, прп. Савва Сторожевский, прп. Евфимий Суздальский, прп. Авраамий Смоленский, прп. Савва Вишерский, прп. Евфросин Псковский, прп. Ефрем Перекомский, прп. Григорий Пельшемский, блж. Максим Московский, мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, а также два нерус. святых - мч. Иоанн Болгарский и свт. Арсений Сербский. Ключевский предлагал включить в этот перечень свт. Нифонта Новгородского, св. Петра Ордынского, а также преподобных Ферапонта и Мартиниана Белозерских на основании косвенных свидетельств об учреждении им службы в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. ( Ключевский. 1871. С. 40, 273). Голубинский предполагал, что существовал царский или митрополичий указ об общецерковном прославлении 15 рус. святых, которые уже почитались к 1547 г.: кнг. Ольги, кн. Владимира, мучеников Михаила и Феодора Черниговских, князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, святителей Леонтия, Исаии и Игнатия Ростовских, прп. Антония Печерского, прп. Никиты Переяславского, прп. Варлаама Хутынского, прп. Димитрия Прилуцкого и прп. Авраамия Ростовского (Там же. С. 90-91). Список святых, канонизированных Собором 1549 г., восстанавливается Голубинским с помощью того же метода вычитания, которым пользовался Ключевский ( Голубинский. 1903. С. 103). Ничего принципиально нового в исследование проблемы Соборов 1547 и 1549 гг. сочинение Голубинского не внесло.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

В академическом пособии для иконописцев 1910 г., составленном В. Д. Фартусовым , З. предстает как «старец русскаго типа, новгородский урожденец, лицом худощавый от поста, волосы на голове просты, с сединой, борода более средней величины, также с проседью, одежды монашеския, и как у пресвитера, епитрахиль, на плечах схима», С.- как «глубокий старец русскаго типа, очень худой лицом, с большой седой бородой, в убогой ряске, мантии и куколе на голове», приводятся варианты текстов изречений на свитках ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 252, 27). При игум. св. Филиппе (Колычеве) в Соловецком мон-ре сложились изводы с изображением Соловецких чудотворцев в молении Спасителю или Богоматери. Согласно описи нач. XX в., в ц. в честь иконы Божией Матери Одигитрии в Савватиевском скиту был чтимый Смоленский образ Богородицы в серебряном окладе «длиною 51/2, шириною 43/4 вершка, а с полями длиною 91/4, шириною 8 вершков; на полях написаны: вверху Святая Троица, по сторонам: апостол Филипп (небесный покровитель свт. Филиппа.- Авт.), святитель Николай и преподобные Зосима и Савватий, а внизу подпись: «В 1543 году сей образ Пресвятыя Богородицы обретен игуменом Филиппом и привезен первый на остров Савватием Чудотворцем»». В часовне «Чудо о просфоре» на сев. стене стоял образ «Пресвятыя Богородицы, пред Нею преподобные Зосима и Савватий с ликом монахов в молении и вокруг с чудесами, длиною 48, шириною 31 вершок. Икона сия писана 7053 при игумене Филиппе» (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 331, 362-363). При нем же в обитель поступил воздвизальный крест, вложенный старцами Исааком Шаховым и Даниилом Жданьским в 1560/61 г., на обороте к-рого вырезаны фигуры З. и С., припадающих к стопам Спасителя (Сохраненные святыни. 2001. С. 150-153. Кат. 40). «Древние» образы преподобных, без уточнения времени их создания, упомянуты в монастырских документах. Такие иконы, поясные и прямоличные, стояли на Соловецком подворье в Архангельске и около рак З. и С. в Троицком соборе мон-ря (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 216, 454). Ранними примерами единоличной иконографии святых являются парные ростовые иконы-пядницы в окладах из алтаря Преображенского собора обители, кон. XVI в. (ГММК) - святые представлены с разведенными руками, с развернутыми свитками в левой руке (текст у С.: «Владыко человеколюбче Господи Иисусе Христе, сподоби мя одесную Тебе стати…», у З.: «Не скорбите братие…»), различен рисунок благословляющей десницы, борода З. немного короче (Сохраненные святыни. 2001. С. 90-93. Кат. 21, 22).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Церковь Св. Троицы в Никитниках. 1631–1634 гг., 1653 г. Фотография. 2010 г. Церковь Св. Троицы в Никитниках. 1631–1634 гг., 1653 г. Фотография. 2010 г. С изменением отношений между гос-вом и РПЦ после 1991 г. в М., как и по всей стране, стали восстанавливать церкви. По-разному шел и до наст. времени не завершен процесс возвращения церковных зданий в пользование РПЦ. Одним из первых в 1983 г. был передан руинированный Данилов мон-рь. 25 сент. 1991 г. после долгих переговоров Военно-воздушная академия освободила здание храма Благовещения Пресв. Богородицы в Петровском парке. В храмах, бывших частью музейных комплексов, где мн. чудотворные иконы хранятся как древнейшие произведения национального искусства и культуры, прихожане могут обратиться с молитвой к древнейшим чудотворным иконам, как, напр., в ц. свт. Николая в Толмачах (в составе Третьяковской галереи с 1929) - к Владимирской иконе Божией Матери. Церковь свт. Николая Чудотворца в Толмачах. 1697 г., 1834 г. Фотография. 2014 г. Церковь свт. Николая Чудотворца в Толмачах. 1697 г., 1834 г. Фотография. 2014 г. С 90-х гг. XX в. в М. ведется активное строительство церквей. Не только восстанавливают древние, разрушенные, напр. храм Христа Спасителя, но и реставрируют сохранившиеся, но утратившие архитектурные детали (конструктивные и декоративные, прежде всего церковное завершение). Одним из главных направлений в совр. церковном строительстве остается возведение храмов в новых районах мегаполиса. Напр., ц. во имя прп. Евфросинии (вел. кнг. Евдокии) Московской в совр. р-не Котловка была построена на месте древней усадьбы Котлы, принадлежавшей святой при ее жизни (2005-2010, архитекторы И. Г. Бирюков, Л. И. Колоколов). Архитектурный облик церкви воспроизводит формы раннемосковского зодчества - одноглавый, квадратный в плане, с аркатурно-колончатыми мотивами в декоре, своеобразное решение фасада в виде единой закомары, с вписанными оконными проемами и порталами. Церковь является памятником св. семье: около храма установлена скульптурная группа с портретами св. вел. кн. Димитрия Донского с супругой и младшим из сыновей (2013, скульптор Д. В. Кукколос); внутреннее убранство напоминает о древних святынях времени преподобной - одна из местных икон воспроизводит храмовую икону Архангельского собора Московского Кремля - образ арх. Михаила с деяниями (ок. 1400, ГММК); внутренняя фресковая роспись бесстолпного пространства в стиле мастеров Ярославля ориентирована на традиции XVII в.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Андрониково Евангелие. 1-я четв. XV в. (Л. 2) (ГИМ. Епарх. 436), иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий, или Евангельских чтений (апракос), с месяцесловом. Исполнено на пергамене (291 л.) крупным полууставом в 2 столбца. По палеографическим признакам датируется 1-й четв. XV в., переплет - XVII в. Сведения о происхождении содержатся в записи XIX в. на крышке переплета, вероятно сделанной при передаче А. Е. в Московскую епархиальную б-ку в нач. 60-х гг. XIX в., с 1921 г. хранится в ГИМ. Более древние пометы исторического характера отсутствуют. Предположительно создано для Андроникова в честь Нерукотворного Образа Спасителя муж. мон-ря в качестве соборного напрестольного Евангелия. Роскошные украшения А. Е.- выходная миниатюра, 2 заставки (перед синаксарем и месяцесловом), 373 инициала - связывают памятник с центральным скрипторием Москвы при митрополичьей кафедре. Начало активной работы мастерской приходится на 90-е гг. XIV в., длительное время, до 1400 г., ее возглавлял протодиак. Спиридоний . Отсюда вышли такие шедевры, как Киевская Псалтирь (1397; РНБ), Евангелие Хитрово (ок. 1399-1400; РГБ), Евангелие Успенского собора Московского Кремля (Морозовское) (нач. XV в.; ГММК) и др. Оформление А. Е. следует декору названных рукописей. Начальная заставка (Л. 2), основная часть инициалов относятся к образцам неовизант. орнамента; зооморфные инициалы в виде драконов, змей, дельфина, птиц повторяют или варьируют мотивы предшествующих кодексов и принадлежат той же группе мастеров. Спас в силах. Миниатюра Андроникова Евангелия. 1-я четв. XV в. (Л. 1 об.) Спас в силах. Миниатюра Андроникова Евангелия. 1-я четв. XV в. (Л. 1 об.) К индивидуальным особенностям А. Е., вероятно оговоренным заказчиком (игуменами Андроникова мон-ря преподобными Саввой или Александром Московским), относится отсутствие разграничений в тексте, кроме синаксаря и месяцеслова, а также сюжет выходной миниатюры (л. 1 об.) - Христос Еммануил во славе, с открытым Евангелием с текстом: «              » (Ин 15. 17). Нек-рые исследователи связывали миниатюру с именем прп. Андрея Рублёва (А. И. Успенский, В. И. Антонова, В. Г. Брюсова и др.). По всей вероятности, она принадлежит московскому художнику, имя к-рого неизвестно, но манера исполнения также основана на традициях палеологовской живописи (по предположению С. С. Чуракова, это мог быть Даниил ).

http://pravenc.ru/text/115430.html

Над рукописью работали не менее 2 писцов, почерк старшего представляет образец устава рубежа XIV и XV вв., близкий к почеркам писца Климентьевского Евангелия (нач. XV в.- РГБ. 25) и Евангелия Хитрово (ок. 1400 г.- РГБ. Ф. 304. III. 3/M. 8657), а также 1-го писца Евангелия Успенского собора Московского Кремля (кон. XIV - 1-я четв. XV в., ГММК. Кн. 34). Совокупность почерков дает основание для датировки собственно рукописи временем не ранее 1-го и 2-го десятилетий XV в. Не исключено, что первоначальный достаточно скромный орнамент, замененный в процессе оформления Е. Ф. К. более роскошным, с обилием золота, относится к раннему блоку рукописи, современной окладу. Е. Ф. К. было декорировано в ведущей столичной мастерской, действовавшей с 90-х гг. XIV в., при митр. Киприане ( 1406). С ней связан ряд книг, художественное оформление к-рых отличают мастерство, преемственность стилистики и приемов исполнения ( Киевская Псалтирь - РНБ. ОЛДП. Fol. 6, 1397 г.; Евангелие Хитрово). Датировка Е. Ф. К. 2-м десятилетием XV в. предполагает его создание уже при митр. Фотии, в тот период, когда с появлением в Москве греч. художников произошли изменения в эстетической ориентации придворного искусства, выразившиеся в нарастании пластической отчетливости, экспрессивности, масштабности изображений. Исполнители инициалов Е. Ф. К. следуют стилистике позднепалеологовской эстетики, в то же время сохраняя тесную связь с декораторами предшествующих столичных рукописей. Ими созданы утонченные образы, изощренные орнаментальные мотивы. Многочисленные орнаментальные и фигурные буквицы образуют взаимосвязанные серии. Ансамблевый подход особенно заметен при рассмотрении зооморфных стилизованных инициалов - они делятся на циклы змей, драконов, птиц, соотносящихся с комментариями свт. Василия Великого к кн. Бытие. Виртуозность исполнения инициалов в наибольшей степени ассоциируется с творчеством Феофана Грека . Однако обновление Е. Ф. К. приходится на период, когда художник уже покинул Москву или скончался после 1405 г.

http://pravenc.ru/text/180925.html

В 1812 г. праздник Сретения Владимирской иконы 26 авг. совпал с днем Бородинской битвы. Крестный ход этого дня с В. и. и др. чтимыми иконами Божией Матери (Смоленской и Иверской) вокруг стен Китай-города и Белого города по своей духовной значимости был близок Большим крестным ходам XVII в. Накануне сдачи Москвы эти 3 иконы были отправлены во Владимир. Там В. и. ежедневно носили крестным ходом по городу. Затем ее вместе с Иверской иконой перевезли в Муром, а оттуда - в освобожденную столицу. В ознаменование победы 1 дек. 1812 г. совершили крестный ход в Китай-город, В. и. несли в сопровождении чтимых икон Богоматери - Иверской, Грузинской, «Утоли моя печали» ( [Снегирев И. М. ] Очерки жизни моск. архиеп. Августина. М., 18413. С. 26-52). 26 мая 1883 г., в день освящения храма Христа Спасителя, В. и. возглавляла торжественный крестный ход из Успенского собора к новому храму. В 1918 г. служба В. и. была использована еп. Афанасием (Сахаровым) при создании им новой службы всем святым, в земле Российской просиявшим ( Чинякова Г. П. Служба всем святым, в земле Российской просиявшим,- словесная икона Св. Руси//ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 71-76). Им же была составлена новая иконография этого праздника с изображением В. и. в Успенском соборе Московского Кремля, осеняющим сонм рус. святых (икону в 20-30-х гг. ХХ в. написала мон. Иулиания (Соколова) ). В дек. 1918 г. В. и. была взята из закрытого для богослужения Успенского собора на реставрацию, законченную в апр. 1919 г. С 1926 по 1930 г. она находилась в ГИМ, затем была передана в ГТГ. Почитание иконы как чудотворной святыни возобновилось в 90-х гг. XX в. В один из тяжелых периодов новейшей истории, когда нависла угроза вооруженного столкновения противоборствующих сторон власти, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 2 окт. 1993 г. В. и. была принесена в кафедральный Богоявленский Елоховский собор для всенародной молитвы об избавлении России от кровопролития. В 1995 г. отмечалось 600-летие праздника Сретения Владимирской иконы, 26 авг. из Успенского собора Московского Кремля после литургии был совершен торжественный крестный ход в восстановленный Сретенский мон-рь, куда из ГТГ принесли на поклонение В. и. В эти годы шла дискуссия о передаче В. и. из ГТГ в ГММК - на место ее исторического пребывания, в Успенский собор Московского Кремля. После освящения в 1996 г. ц. свт. Николая в Толмачах при ГТГ В. и. периодически приносили туда на поклонение; с 1999 г. она находится там постоянно. В. и. в миниатюрах рукописей, иконах и настенных росписях

http://pravenc.ru/text/154962.html

Николай Чудотворец и ап. Филипп» из дер. Телятниково близ погоста Кижи в Республике Карелия (ГТГ), «Свт. Николай Чудотворец» из дер. Перёдки Боровичского р-на Новгородской обл. (1-я пол. XIV в., ГЭ), икона Божией Матери «Одигитрия» из погоста Любони Боровичского р-на (кон. XIV в., ГРМ), «Сошествие во ад» из Тихвина (кон. XIV в., ГРМ), «Отечество, с избранными святыми» (из собрания М. П. Боткина, кон. XIV в., ГТГ)). Написанные для Софийского собора большие иконы «Похвала Богоматери» и «Предста Царица» («Христос Великий Архиерей») (обе 80-90-е гг. XIV в., ГММК) имеют прямые аналогии в балканской живописи кон. XIV в. и связываются с работой приезжих мастеров. Однако внушительный масштаб иконных досок наводит на мысль о том, что иконы могли быть созданы в самом Новгороде. К работе балканских художников относят также икону «Покров Пресв. Богородицы» из Зверина мон-ря (ок. 1399, НГОМЗ), близкую по стилю к росписям в ц. Рождества Христова на Красном поле - ранний пример особого варианта этой сцены с иконографической особенностью: покров-плат держат ангелы, а не Пресв. Богородица, как на иконах из др. областей Др. Руси. В иконописи сильнее, чем во фресковой живописи проявлялись местные особенности. В иконах архаизирующего направления сохранилась приверженность к художественному наследию XIII в. В клеймах житийной иконы свт. Николая Чудотворца из погоста Любони (1-я четв. XIV в., ГРМ) фигуры напоминают святителей на вставной миниатюре Уваровской Кормчей (ГИМ. Увар. 124, 2-я пол. XIII в.), а на иконе из дер. Телятниково - миниатюры Соловецкого Служебника (РНБ. Солов. 1017. Л. 20 об., XIII в.). В иллюстрациях Хлудовской Псалтири можно найти параллели из круга архаизирующих икон (ГИМ. Хлуд. 3). Местная традиция проявляла себя в замкнутых, внутренне неподвижных образах, в упрощенном рисунке, декоративно-локальном цвете, плоскостной композиции и обилии надписей: иконы «Чудо Георгия о змие» (нач. XIV в., ГРМ), «Свт. Николай Чудотворец в житии» из с. Озерёва Бокситогорского р-на Ленинградской обл.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Как писал прп. Иоанн Дамаскин, «Бог сказал: «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя», и «сие творите в Мое воспоминание» - и всемогущим Его повелением это происходит... Ты спрашиваешь, каким образом хлеб делается Телом Христовым, а вино и вода - Кровью Христовою. Говорю тебе и я: Дух Святой приходит и делает это, что превосходит слово и мысль» ( Ioan. Damasc. De fide orth. 4. 13 (86)). Заключительная часть литургии состоит в Причащении, в к-ром, вкушая под видами хлеба и вина Тело и Кровь Христовы, верные соединяются со Христом, а в Нем - друг с другом; тем самым литургия является таинством самой Церкви как единства верующих (ср.: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10. 16-17)). Лжица. Москва (?). 1761 г. (?) (ГММК) Лжица. Москва (?). 1761 г. (?) (ГММК) Правом приступать ко св. Причащению обладают лишь крещеные правосл. христиане (ср.: «От Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещеных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам» (Didache. 9)), не находящиеся в состоянии отлучения от Церкви (церковная традиция также предполагает, что причастники готовятся ко св. Причащению постом и молитвой). Св. Причащение преподается и духовенству, и мирянам под двумя видами, хотя младенцам преподается только под видом вина; под одним видом св. Причащение может быть преподано и тяжелобольным ( Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 309-317). Св. Дары также могут быть преподаны вне Божественной литургии - из-за болезни или по иным особым причинам. Кроме полной литургии в правосл. Церкви существует особый чин литургии для дней Великого поста (в древности она могла совершаться и в некоторые др. дни) - литургия Преждеосвященных Даров , к-рая не содержит анафоры, но включает помимо прочего определенные священнодействия над заранее освященными Дарами и причащение.

http://pravenc.ru/text/348067.html

евангелистов можно предположить, что «пасхой» называется и день, предшествующий 15 нисана. Однако точный ответ на вопрос о дате Тайной вечери остается открытым. Ап. Павел, сообщая об установлении Е., сказал лишь то, что произошло это «в ту ночь, в которую предан был» Господь Иисус (1 Кор 11. 23). По всей видимости, основное значение имеют содержание и детали самой трапезы, а не день ее совершения. II. Рассказ об установлении Е. Повествование об установлении Е. во время Тайной вечери приведено в Евангелиях в 2 неск. различающихся версиях. Одну содержат Евангелия от Матфея и от Марка, другую - Евангелие от Луки (в Евангелии от Иоанна, где также есть рассказ о Тайной вечере, об установлении Е. не упоминается; отдельный вопрос составляет отношение к Е. обряда омовения ног и прощальной беседы Спасителя, связанных в повествовании евангелиста Иоанна с Тайной вечерей). Тайная вечеря. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГММК) Тайная вечеря. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГММК) В Евангелиях от Матфея (Мф 26. 26-29) и от Марка (Мк 14. 22-25) говорится о том, что Господь во время трапезы с 12 учениками преломил хлеб, благословил (ελογσας) его и подал ученикам со словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». Затем Он взял чашу с вином, возблагодарил (εχαριστσας) над ней и подал ее ученикам, сказав: «Сие есть Кровь Моя нового Завета, за многих изливаемая» (в Евангелии от Матфея к речению над чашей прибавлены слова «во оставление грехов»; но и без них жертвенный и искупительный смысл евхаристической чаши очевиден; слова Христа над хлебом и чашей в церковной традиции называют установительными; см.: Jeremias. 1935). Далее Господь сказал о грядущих событиях - преподав чашу, Он прибавил: «...отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф 26. 29; ср.: Мк 14. 25: «Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием»). В обоих Евангелиях установительные слова над хлебом подобны словам над чашей: «Тело Мое» - «Кровь Моя», но сотериологическое толкование дается только чаше. В отношении хлеба говорится о «благословении» (ελογσας), а в отношении чаши - о «благодарении» (εχαριστσας).

http://pravenc.ru/text/348067.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010