871 По общепринятому счету – Генриха IV; разнобой происходит оттого, что германский король Генрих I не был императором. 874 Что конкретно скрывается за столь необычным титулом Вратислава II, неясно. Вряд ли таким образом выразился всего лишь сюзеренитет пражского князя над Силезией, с которой польские князья после 1054 г. должны были выплачивать Праге дань. Следует иметь в виду, что согласно подтвержденной собором 1085 г. грамоте (о которой идет речь непосредственно ниже) границы Пражской епископии обнимали всю Малую Польшу с Краковом. 876 Учредительная грамота Пражской епископии от 973 г., исходившая от германского императора Оттона I и папы Бенедикта VI, никак не могла быть исходатайствована Адальбертом-Войтехом, который был только вторым по счету пражским епископом. 879 Краковская земля к тому времени уже в течение почти столетия принадлежала Древнепольскому государству (см. примеч. 881). 880 Т. е. земли на правобережье реки Ваг (левого притока Дуная, впадающего заметно ниже Братиславы), которая упомянута в качестве границы также ниже, при описании южных пределов Пражской епархии. Однако в политическом отношении эти области, как и остальная Словакия, принадлежали Венгерскому королевству. Таким образом, очерчиваемые границы включали в себя не только польские (Краков), но и венгерские территории. 881 Итак, в качестве восточных пределов Пражской епископии указана Краковская земля в ее целом: от собственно Кракова до словацких Татр на юге и до Буга и Стыри на востоке. Имеются в виду, понятно, находящиеся рядом истоки этих рек, так как в остальном они текут параллельно на большом расстоянии друг от друга. До рубежа 80–90-х гг. X в. Краковская земля входила в состав Древнечешского государства. Поскольку лежащие в верховьях Западного Буга, на его левобережье, так называемые Червенские города (территория, важная в отношении международной торговли, занимавшая одно из ключевых мест на пути из Среднего Подунавья через Прагу и Краков на Киев), были захвачены киевским князем Владимиром, вероятно, уже в 979 г. (в «Повести временных лет» этот поход датирован 981 г.) (Назаренко 2001а. С. 393–411), то в данных грамоты 1086 г., действительно, приходится видеть указание на чешско-русскую границу более раннего времени – ок. 973 г., когда была основана епископия в Праге (Buczek 1939. S. 1–48; Королюк 1964. С. 119–151; Labuda 2. S. 125–151; Назаренко 2001а. С. 393–396). Очевидно, этим объясняются и другие несоответствия обрисованных в грамоте 1086 г. границ политическим обстоятельствам того времени (см. предыдущее примеч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1500 г., при папе Римском Александре VI (1492-1503), постоянный папский представитель был назначен в Венецию. Папа Римский Юлий II (1503-1513) направил Н. в швейцар. кантоны. При папе Римском Льве X (1513-1521) постоянные нунциатуры появились при дворе императора Свящ. Римской империи, во Франции, в Португалии и в Неаполитанском королевстве. Дальнейшее учреждение постоянных нунциатур было связано с политикой Контрреформации , хотя нестабильная политическая ситуация в Европе затрудняла этот процесс. В 1555 г. папа Римский Юлий III (1550-1555) назначил Н. в Польшу. В 1560 г. папа Пий IV (1559-1565) учредил постоянные нунциатуры в Савойе и Тоскане. В гл. 20 декрета «Si in quibuslibet», принятого 11 нояб. 1563 г., на 24-й сессии Тридентского Собора (1545-1563), были определены полномочия Н. В основных чертах новая система папской дипломатии оформилась в понтификат Григория XIII (1572-1585). К нач. XVII в. в католич. Европе сложилась система постоянных нунциатур. Их насчитывалось 13: 4 - в Италии (Савойское герцогство (Турин), Тосканское герцогство (Флоренция), Венецианская республика (Венеция) и Неаполитанское королевство (Неаполь)), 4 - в «латинском мире» (Франция (Париж), Испания (Мадрид), Португалия (Лиссабон) и Бельгия (Фландрия в составе владений Испании, нунциатура учреждена в 90-х гг. XVI в., при папе Римском Клименте VIII (1592-1605)), 4 - в «германском мире» (при императоре Свящ. Римской империи, Германия (Кёльн и Грац, ныне территория Австрии), и Швейцария (Люцерн)), 1 - в «славянском мире» (Речь Посполитая). С этого же времени прослеживается четкое разделение между функциями легата и Н. Легат, возведенный в кардинальское достоинство, выполняет важные поручения, имеющие разовый характер; Н.- постоянный дипломатический представитель Папского престола. С XVI в. все Н., отправляемые Папским престолом, имели сан епископа или архиепископа. Однако сложившаяся практика назначать Н. ко дворам европ. монархов за пределами Италии правящих ординариев итал. диоцезов противоречила решению Тридентского Собора об обязательном присутствии епископов в своих епархиях. С XVII в. назначаемые Папским престолом Н. стали возводиться в достоинство титулярных архиепископов (до 1882 - in partibus infidelium). Епископское рукоположение назначенных Н., не имеющих епископского сана, обычно совершает кардинал - гос. секретарь (при условии, что он сам имеет епископское посвящение).

http://pravenc.ru/text/2577993.html

В нач. III в. до Р. Х. покровительство святилищу оказывала царица Стратоника, жена Селевка I Никатора. С этого времени древний семито-арам. культ был эллинизирован; семит. божества были отождествлены с греческими, а затем с римскими. Его основу составила триада богов Геры (Атаргатис), Зевса (Ваала-Шамема) и Диониса (Таммуза). Во II в. по Р. Х. святилищу М. посвятил обширный трактат греческий ритор Лукиан из Самосаты (или Псевдо-Лукиан). Благодаря ему культ в Иераполе остается одним из наиболее детально описанных в античной лит. традиции ( Ovid. Met. 5. 331; Idem. Fast. 2. 459-474; Lucian. On the Syrian Goddess/Ed. J. L. Lightfoot. Oxf., 2003; Ps.-Melito. Apologia//Spicilegium Syriacum/Ed. W. Cureton. L., 1855. P. 25; рус. пер.: Афиногенов Д. Е. Псевдо-Мелитон: Проблемы веры и власти в одном раннесирийском тексте//Раннехристианские апологеты II-IV вв.: Переводы и исслед. М., 2000. С. 145). В то же время к.-л. археологические остатки античных памятников в М. неизвестны. Иераполь сильно пострадал в ходе тяжелых римско-персид. войн в 50-90-х гг. III в.; вероятно, святилище было уничтожено персами. Однако город был быстро восстановлен. Хорошо укрепленный Иераполь часто служил местом концентрации рим. и визант. армии в войнах против персов. В сер. IV в., после серии адм. реформ имп. Диоклетиана и его преемников, Иераполь стал столицей пров. Евфратисия, включавшей правобережье среднего течения Евфрата и окрестные районы с городами Зевгма, Самосата , Кирр , Германикея и др. Здесь неоднократно бывал имп. Констанций II . В 363 г. имп. Юлиан Отступник собирал в Иераполе и Самосате войска для Персидского похода; историк Аммиан Марцеллин, описавший эти события, называл оба города большими и знаменитыми ( Amm. Marc. Res gest. XIV 8. 7). Имп. Юстиниан I вложил значительные средства в строительство и реконструкцию стен Иераполя, который, по свидетельству историка Прокопия Кесарийского (сер. VI в.), был крупнейшим городом в Приевфратье ( Procop. De aedif. II 9. 12-17). Иераполь неоднократно успешно отражал нападения персов, а в 540 г.

http://pravenc.ru/text/2561810.html

В ряде источников И. Ф. именуется «грамматиком» (γραμματικς) ( Tim. Const. De recept. haer. 10//PG. 86. Col. 161; Niceph. Callist. Hist. eccl. XVIII 45, 49; Suda. 464); иногда встречается также именование «схоластик»; богословские оппоненты называли И. Ф. «тритеитом» (ср.: Ioan. Damasc. De haer. 83). Симпликий в полемике с И. Ф. указывает на то, что И. Ф. сам называл себя «грамматиком» ( Simplic. Comm. in De cael.//CAG. Vol. 7. P. 56. 26, 70. 34, 73. 10, 156. 26, 162. 20); Ioan. Philop. Comm. in Phys. 8. 1//CAG. Vol. 10. P. 1140. 7). Симпликий называет его пренебрежительно «этот, выдающий себя за грамматика» ( Simplic. Comm. in De cael. 1. 2, 3//CAG. Vol. 7. P. 49. 10, 71. 8, 119. 7). Возможно, И. Ф. занимал какую-то должность или кафедру, относящуюся к преподаванию греческой грамматики для александрийской общины ( Sorabji. 1987. P. 5-6; Scholten. 1996. S. 123). И. Ф. учился у грамматика Романа, к-рый жил и преподавал в Александрии в нач. VI в. Кроме того, сохранилось 2 трактата по грамматике, которые приписывают И. Ф. Возможно также, что Грамматик было лишь литературным прозвищем. Относительно места рождения И. Ф. среди исследователей нет единого мнения. Одни называют Кесарию (неизвестно, какую: в Каппадокии, в Вифинии или Палестине) (напр.: Kroll. 1916. Sp. 1764-1765). Другие (напр.: Bardy. 1924; Scholten. 1997; Sorabji. 1987), ссылаясь на Никифора Каллиста ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XVIII 47//PG. 147. Col. 424), указывают на Александрию, что кажется наиболее вероятным. О датах рождения и смерти И. Ф. нет упоминания ни в одном источнике. Однако время создания нек-рых сочинений И. Ф. может быть точно определено, что дает возможность исследователям предположительно установить время его жизни. В частности, И. Ф. сам сообщает о датах написания 2 трактатов: «Комментариев на Физику Аристотеля» - 517 г. ( Ioan. Philop. Comm. in Phys. 4. 10//CAG. Vol. 17. P. 703. 16-17) и «О вечности мира против Прокла» - 529 г. (De aetern. mundi. 16// Rabe. 1899. P. 579. 14-15). Др. несохранившаяся работа И. Ф. - «Различные положения» (Σμμικτα Θεωρματα; упом. в: CAG. Vol. 16. P. 55. 26; 156. 17) - была написана до 517 г. Поскольку написанию этих сочинений должен был предшествовать продолжительный период философских занятий, дата рождения И. Ф. может быть отнесена ко 2-й пол. 80-х или к 1-й пол. 90-х гг. V в.

http://pravenc.ru/text/471531.html

Вылчитрынский золотой клад. XIII-XII до Р. Х. (СНАМ) Вылчитрынский золотой клад. XIII-XII до Р. Х. (СНАМ) Наиболее ранние археологические свидетельства заселения территории совр. Б. относятся ко времени раннего палеолита (700-100 тыс. лет до Р. Х.). К эпохе халколита (меднокаменного века, IV-III тыс. до Р. Х.) относятся крупный Варненский золотой клад, находки антропоморфной и зооморфной идольной пластики и керамических сосудов. Тогда же появляются первые поселения с жилыми постройками - полуземлянками (совр. Лудогорие, Шумен, Русе). Распространены были культы матери-земли, солнца, вождя, почитание предков. К периоду бронзы (3000-1200 гг. до Р. Х.) относятся поселения у с. Эзеро, Побит-Камык (в р-не Разграда), в окрестностях Сливена, Русе, Варны и Врацы. Наиболее яркими памятниками искусства того времени являются скальные рисунки в пещере Магура и Вылчитрынский золотой клад XIII-XII вв. до Р. Х., изделия к-рого отличаются изяществом и совершенством техники. Отчетливыми становятся региональные культурные особенности; в отличие от Сев. Болгарии земли к югу от Балканских гор были прочно связаны с греч. и ближневост. культурами. Античная Фракия Кариатиды. Фрагмент декора гробницы в с. Свештари. 1-я пол. III в. до Р. Х. Кариатиды. Фрагмент декора гробницы в с. Свештари. 1-я пол. III в. до Р. Х. Во II тыс. до Р. Х. одновременно с консолидацией греч. этноса на Балканском п-ове складывается ряд др. индоевроп. народностей, в числе к-рых были фракийцы и иллирийцы. В долине р. Струма расселились македонцы. Родственным фракийцам народом были мёзы, жившие в бассейне Моравы и Н. Подунавье. В сер. II-I тыс. до Р. Х. фракийцы занимали обширные территории от Карпат до Эгейского м. и от Чёрного м. до Македонии. Известно ок. 90 племен, крупнейшими из к-рых были одрисы, занимавшие значительную часть территории Фракии, а также геты и даки. Среди др. фракийских племен к VII-VI вв. до Р. Х. наиболее известны трибаллы, занимавшие территории сев.-зап. окраин совр. Б., серды, бессы, сатры. В VIII-VII вв.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Древнейшим из Л. П. являлся патриархат Аквилеи , предстоятели которого претендовали на преемство от ап. Марка. Титул патриарха, усвоенный епископом Аквилеи в сер. VI в. в ходе противостояния с Римом в споре о «Трех Главах» , сохранился и после перенесения кафедры в Градо (568), причем в нач. VII в. противостояние между Римом и Византией привело к возникновению Л. П. как в Аквилее (существовал до 1751), так и в Градо. С XII в. патриархи Градо постоянно проживали в Венеции, куда 8 окт. 1451 г. папа Римский Николай V буллой «Regis aeterni» перенес кафедру (подробнее см. в статьях Аквилея , Градо , Венеция ). Как правило, титул патриарха использовался для повышения статуса предстоятеля к.-л. кафедры среди др. церковных и светских правителей региона; статус главы Л. П. был близок к статусу примаса. С этим связаны неудавшиеся планы Адальберта , архиеп. Гамбургского и Бременского (1043-1072), по созданию «Северного Патриархата» из 12 еп-ств в ходе борьбы за влияние в Дании и Норвегии. Подобное использование термина могло исходить и от папской власти: в 1232 г. папа Римский Григорий IX именовал архиепископа Буржа патриархом Аквитании, поддерживая его в противоборстве с архиепископом Бордо за церковное главенство в регионе. А. В. Русанов Латинский Патриархат Иерусалима (Лат. Patriarchatus Hierosolymitanus Latinorum), первый в числе учрежденных на Востоке Л. П., был основан в результате 1-го крестового похода (1096-1099; см. ст. Крестовые походы ); его юрисдикция распространялась на территорию Иерусалимского королевства . Согласно зап. источникам, во время взятия Иерусалима (1099) Патриарший престол был вакантным, т. к. правосл. Иерусалимский патриарх Симеон II в 90-х гг. XI в. покинул город по причине смут, вызванных соперничеством династии Фатимидов с сельджукскими военачальниками за власть над Палестиной, и поселился на о-ве Кипр, где умер в июле 1099 г.; однако скорее всего Симеон скончался в 1106 г. в К-поле ( Runciman. 1951. P. 78; Richard. 1985. P. 233-234). В авг. 1099 г.

http://pravenc.ru/text/2463175.html

Матару или Кохайто, и Маста, остающаяся нелокализованной. Судя по титулатуре правителей Аксума в сабейских надписях (mlk/hbšt/w- " ksm-n - царь хабашат и аксумитов), этническое ядро гос-ва в этот период составляли не только собственно аксумиты, но и племя (или группа племен) хабашат (см. Абиссиния ). Диалект племени геэз, покоренного царем - автором Адулисской надписи, стал наряду с греч. гос. языком А. ц. Один из самых ранних текстов на геэзе упоминает Гадару. Первые надписи и монетные легенды на этом языке составлялись консонантным письмом слева направо благодаря греч. влиянию и лишь изредка справа налево, как в др. семитских языках. Все 24 буквы этой разновидности геэзской письменности, засвидетельствованные в эпиграфике, происходят от соответствующих сабейских знаков, большая часть к-рых претерпела изменения (поворот на 90 или 180°, подчас весьма существенные искажения начертаний). Золотая монета царя Эзаны. 1-я пол. VI в. (Париж. Нац. б-ка) Правление царя Эзаны (20-е - 60-е гг. IV в.) Переломным периодом в истории Аксума стал IV век - начало христианизации страны. В эфиоп. церковной традиции ее связывают с легендарными братьями-соправителями святыми Абрэхой и Ацбэхой , совр. же наука считает, что обращение страны в новую веру произошло при царе Эзане (ок. 320-360). От него сохранилось наибольшее число пространных царских надписей (RIE 185-189, 270-271), сообщающих о покорении этим правителем бега (бэга, блеммиев), агвезат (т. е. племени геэз), царане, черных и красных ноба (нубадов) и др. народов. Вероятно, им был взят г. Мероэ . Держава Эзаны охватывала Эритрею, север Эфиопии и значительную часть совр. Судана. Судя по титулатуре, он претендовал на власть над Химьяром и Сабой, но реальных шагов для осуществления подобных амбиций, насколько позволяют судить источники, не предпринимал. Ко времени правления Эзаны А. ц. в экономическом и культурном отношениях было тесно связано с вост. провинциями Римской империи. Оттуда вместе с торговцами и путешественниками проникает на Африканский Рог проповедь христианства.

http://pravenc.ru/text/63940.html

Однако довольно скоро Грузия опять едина и могущественна. Имя правителя столь же достохвального - царица Тамар. Это XII век. А уже в XIII единой Грузии нет. Мало того, что там два царя, которые не могут сговориться против монголо-татар. Монголы победили и требовали умеренного вассалитета (включая командировку отрядов в войско), а также подоходного налога. В XVI веке на этих территориях семь государств: три царства и четыре княжества, включая и Абхазское. Абхазия И вот в чем вопрос — почему такую странную оборонительную позицию по отношению к Грузии всегда занимает Абхазия? Мне довелось заниматься исследованием Империй. И тогда мне удалось установить непреложную закономерность - малый народ всегда с большим против среднего. Большой народ ничем малому не угрожает, а вот средний угрожает малому по-страшному! И каждый раз, когда прекращает свое существование настоящая Империя (как это было, например, с Римом или Ираном), раздается стон, но это не стон имперского, стержневого народа, а стон малых народов, ибо средние начинают тут же над ним издеваться. Поэтому абхаз всегда с русским против грузин, поэтому гагауз всегда с русским против молдаванина. Еще один момент: более заметны в истории аланы — потрясатели Европы IV-VI вв. Абахазы федеративны, легко входят в состав Византии и России, а между этим легко ориентируются на чуждых им турок, потому что турки, как большой народ, не угрожают существованию абхазов. Осетия В 90-ые гг. была агрессия грузин против осетин. А в тот короткий промежуток времени - с 1918 по 1921 год - грузинское меньшевистское правительство устроило настоящую осетинскую резню. Почему Осетия разделена труднопроходимыми горами? Южные осетины - беженцы. Они переселенцы из-за давления мусульман, которое началось еще в Х веке. И тогда они перевали через Большой Кавказский хребет. Остались самые сильные осетины, плюс те немногие, которые омусульманились. Т. е. осетины попали на чужую территорию. Но тому более тысячи лет. Следовательно, это не параллель Косову. Осетины переселились по решению грузинского царя. Возможно, он был настоящим православным и помогал православным. Плюс к этому территория была слабо заселена. А также грузинским государствам угрожали мусульмане-кочевники. Осетины становились для грузин своеобразными казаками. Поэтому надо безо всяких оговорок смело признавать Южную Осетию землей осетин.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Страна имела военный успех, была создана сильнейшая армия в Европе, «прорублено окно» в Европу, возвращены северные земли, завоеваны южные территории, построен Петербург. Произошла кардинальная реформа государственного управления, сводившегося к четкому разделению управления по функциональному (образование коллегий) и региональному признаку (губернии и провинции). В 1705 г. Пётр ввёл рекрутскую повинность, заложившую формирование регулярной армии. В 1716 г. был издан воинский Устав, написанный лично императором. При населении 13 млн. человек Россия имела армию численностью 200 тысяч солдат и около 100 тысяч казачьей конницы. Император сам вел за собой войска, был прекрасным полководцем, тщательно берег своих солдат и очень гуманно относился к побежденным. В битве под Полтавой пуля прошила шляпу Петра. Был создан сильный военный флот: к середине 1720 г. в его составе было около 48 линейных кораблей, 800 галер. Не менее значительные успехи имелись в развитии науки, культуры и образования [iv] . Империи нужны были грамотные и классифицированные специалисты и император прекрасно понимал это. Была создана светская и государственная система образования, профессиональные школы разного уровня, в Москве – Школа математических и навигацких наук (1701), Госпитальная школа (1707). Были открыты пушкарская, инженерная, артиллерийские, медицинские, реальные (при приказах, заводах, верфях) и др. школы. Появились начальные общеобразовательные школы, для детей солдат и матросов - гарнизонные и адмиралтейские школы. В 1724 в С.-Петербурге была основана российская Академия наук, при которой открылись университет и гимназия. В 1700—1725 гг. за границей учились около тысячи русских. Началось массовое издательство книг на русском языке. В 1714 г. Пётр запретил жениться дворянским детям, не имевшим начального образования; без образования нельзя было стать офицером или занять хорошую должность в госаппарате. Государство активно [v] участвовало в экономике – сначала строило казенные мануфактуры, а затем стало поощрять частную инициативу в промышленности. Если в конце XVII века в России было около 20 мануфактур, то к 1720 г. – 205, среди них – 90 казенных и 115 – частных, были построены Уральские металлургические заводы. Россия вышла на 1 место в Европе по производству чугуна, полностью перешла на отечественное вооружение, ранее закупаемое в Европе. Тарифная политика носила ярко выраженный протекционистский характер. Император проводил активную денежную политику [vi] . Была введена государственная монополия на чеканку денег, введен запрет на вывоз драгметалов (на ту самую утечку капитала) за границу. Если до 1700 г. эмиссия монет составляла от 200 до 500 тыс.руб. ежегодно, то в 1700 г. было выпущено около 2 млн.руб., а в 1702 г. – уже свыше 4.5 млн.руб. [vii]

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/24/re...

Базилика Пресв. Богородицы. VI в. Среди античных памятников Б. сохранились стены акрополя V-IV вв. до Р. Х. с Львиными (по рельефу на архитраве) и Скейскими воротами (см. Энеида, III 351), в нижнем городе - театр III в. до Р. Х., рассчитанный на 3 тыс. зрителей с 19 рядами скамей (кирпичная стена со статуями в нишах рим. времени), руины эллинистического храма с рим. мозаиками, храма Эскулапа (I в.), нимфея (II в.), терм, акведука, перистильного и 3-конхового домов и др. памятники средневек. Б.- баптистерий, возможно, нач. VI в. (диаметр 13,5 м), построенный на основе античного здания, с 2 рядами колонн и мозаикой (животные и птицы, символы крещения и Евхаристии), 3-нефная базилика в честь Пресв. Богородицы с трансептом и граненой апсидой (VI в., восстановлена в IX-X вв.), руины имп. комплекса с напольными мозаиками. На акрополе - руины трехнефной базилики (VI в., восстановлена в XI-XII вв.) и крепости, построенной венецианцами, в к-рой в наст. время расположен археологический музей. Первооткрывателем древнего Бутрота стал в 1435 г. гуманист Ч. де Пицциколли. Археологические раскопки были начаты в XX в., в 1927-1935 гг. под рук. гр. Л. М. Уголини (мн. найденные скульптуры попали в Италию), в 1938-1940 гг.- Д. Мустили (произведена аэрофотосъемка), с 1944 г. работы ведут Ин-т археологии Албанской АН и ин-т памятников культуры. С 1991 г. здесь работают специалисты из Албании, Греции, США и др. стран, в 90-е гг. XX в. часть памятников, вывезенных в Италию, была передана Нац. музею в тиране. в 1993 г. по решению ООН Б. включен в число памятников мирового наследия под эгидой ЮНЕСКО. Тогда же создан фонд «Бутринти», при участии к-рого проводятся работы по реставрации и сохранению археологических памятников Б. Лит.: Leake W. M. Travels in the Nothern Greece. L., 1835; Ugolini L. M. Albania antica: L " acropoli di Butrinto. R., 1937; idem. Butrinto: Il mito d " Enea e gli scavi. R., 1937; Butrinti. Tiranë, 1959; Budina Dh. Nekropoli i Butrintit//Bul. i Universiteti shtetëror të Tiranës. Ser. shkencat shoqërore. 1959. N. 2. F. 246-256; idem. Ujësjellësi i Butrintit=[L " aqueduc de Butrint]//Studime historike. 1967. N. 2; Sestieri P. C. Butrinto//Enciclopedia dell " arte antica, classica e orientale. R., 1959. Vol. 2. P. 232-235; Ducellier A. Observations sur quelques monuments d " Albanie//Ra. 1965. P. 184-188; Anamali S. , Adhami S. Mozaike të Shqipërisë. Tiranë, 1974. F. 47-53; Meksi A. Bazilika e madhe dhe Baptisteri i Butrintit//Monumentet. 1983. Vol. 1 (25). F. 47-75.

http://pravenc.ru/text/153703.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010