Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКОСОЛИЙ Раннехрист. аркосолии в катакомбах св. Коммодиллы. Кубикула Льва. IV в. Раннехрист. аркосолии в катакомбах св. Коммодиллы. Кубикула Льва. IV в. [лат. arcosolium от arcus - арка и solium - трон, гроб, саркофаг], термин, употребляемый для описания погребальных сооружений в виде арочных ниш в стенах церковных зданий или катакомб ; как надписание встречается на лат. раннехрист. надгробиях. А. устраивались в кубикулах (залах) знатных и богатых семей в языческих и христ. катакомбах с III-IV вв.: в нишу ставился саркофаг или в ее дне вырубалась скальная могила; передняя стенка А. могла иметь надпись или орнамент (с IV в. расписываются также тимпан и внутренняя поверхность арки). В раннехрист. период А. сооружались повсеместно и над отдельными захоронениями в гробницах и подземных склепах (группа склепов V-VI вв. с расписанными А. открыта в 90-х гг. XX в. в Фессалонике). Подобная архитектурная организация захоронения была хорошо известна эллинистическому Востоку, в т. ч. в Палестине рим. периода ( Гроб Господень описывается как скальная гробница с аркосолийной нишей, где погребение заменяет «скамья»). Христианство сохранило эту форму погребальных сооружений как в подземных, так и в наземных храмах. А. позволял архитектурно выделить почитаемые захоронения и существенно увеличить их количество, не занимая пространства храма (могилы помещались в фундаменте стены). Простейшие формы А. были широко распространены в средневизант. эпоху в К-поле, а также в провинциях Византийской империи: в М. Азии, слав. землях на Балканах (напр., А. в ц. св. Ахиллия на оз. Преспа), в Крыму (храм X в. в портовом районе Херсонеса, мон-ри побережья, церкви Сурхата (Солхата) XIV-XV вв.)). В эпоху Палеологов появляются богато украшенные резьбой мраморные обрамления А., ведущие происхождение от резных кивориев (люнеты арки в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг., с изображением Христа и ангелов; фрагменты А. из мон-ря Липса Константина в К-поле, до 1282 г., с изображением Тайной вечери и ангелов).

http://pravenc.ru/text/76082.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗЕДАЗЕНИ Зедазени [Зедазенский; Иоанно-Зедазнийский; груз. , от - Верхний и - Задени, название горы по имени древнегруз. языческого божества], во имя прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен на склоне относящейся к Сагурамскому хребту одноименной горы (2-е название - Кухети), в 8 км к северо-западу от г. Мцхета . Кафоликон во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря Зедазени. VIII в. Кафоликон во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря Зедазени. VIII в. О горе Задени, где позже был основан монастырь, сложены народные легенды о том, что здесь обитал сказочный дэв, к-рый сторожил древнюю столицу Грузии Мцхету. На заходе солнца он спускался к реке и пил воду. По свидетельству исторических источников, гора носила имя одного из древнегрузинских языческих божеств - Задени. Четвертый царь династии Парнавазиани Парнаджом (Фарнаджом) (112/109-99/90 гг. до Р. Х.) «построил крепость Задени и создал идола по имени Задени» (КЦ. 1955. Т. 1. С. 29; Вахушти Багратиони. 1941. С. 93; Такаишвили. 1900. С. 10-12). Г. А. Меликишвили считает, что культ Задени, так же как и культ Арма (Армази), был занесен в Картли из малоазийского мира расселившимися здесь мушками (месхами), одним из древнейших груз. племен. Задени занял первенствующее положение в древнегрузинском языческом пантеоне ( Меликишвили. 1959. С. 316, 317). В дохристианскую эпоху Армази и Задени приносили жертвы. Идолы были сокрушены просветительницей Грузии св. равноап. Ниной после Крещения Грузии (326). Появление мон-ря З. связано с основателем монашеской жизни в Грузии прп. Иоанном Зедазнели, к-рый пришел вместе с 12 учениками, т. н. сир. отцами из Антиохии по повелению явившейся ему во сне Пресв. Богородицы. Василий Зедазнели, ученик преподобного и автор «Жития и подвижничества святого отца нашего Иоанна Зедазнели и учеников его, которые просветили страну эту северную» рассказывает об обстоятельствах прихода монахов в Картли (Вост. Грузия) и основании З. (Sinait. iber. 50 (нет окончания), X в.; 1-я метафрастическая ред. кон. XI в.: НЦРГ. Q 795 (нет окончания), 1479-1495 гг.; 2-я метафрастическая ред. предположительно XII в.:НЦРГ. А 160, 1699 г.; А 180, 1713 г.; 7 рукописей XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/199695.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДРИЯ [греч. Αλεξνδρεια, араб.  ], центр Александрийской Православной Церкви , второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного м., в зап. части дельты Нила. Площадь ок. 65 кв. км (без пригородов), население ок. 3,6 млн. чел. (90-е XX в.). История А. основана Александром Великим в 332/31 г. до Р. Х. после завоевания им Египта. По сведениям Псевдо-Каллисфена, на территории буд. города располагалось 16 егип. деревень, из к-рых значительным было лишь поселение Ракоте или Ракоти (коптско-саидский rakote , бохайрский rako+ - основанное богом Ра), где уже при фараонах Саисской династии (VII-VI вв. до Р. Х.) селились греки. Это имя носил один из кварталов (греч. Ρακτις), а египтяне называли так сам город. А., названная в честь своего основателя, служила форпостом, выполнявшим функции связующего звена между отдельными частями державы Александра. После смерти Александра (тело к-рого, по одной из легенд, было перевезено в А.) город стал столицей эллинистического гос-ва Птолемеев (305-330 гг. до Р. Х.) и вскоре превратился в крупнейший религ., культурный и экономический центр Средиземноморья. А. поддерживала тесные связи с М. Азией, Палестиной, Аравией, Грецией, островами Эгейского м., Карфагеном, Сицилией и Римом. Она стала полиэтничным торговым центром и настоящим средоточием чудес света. Религ. жизнь города в эллинистическую и раннехрист. эпохи была очень пестрой: здесь процветали местные культы Сараписа и Исиды , многочисленные егип. боги были отождествлены с греческими. Через А. вост. культы стали распространяться по Средиземноморью. Являясь практически единственным крупным городом в Египте, А. была оторвана от жизни долины Нила. Формально город обладал самоуправлением, к-рое осуществляли основанный Александром и вскоре упраздненный совет (буле) и организованное по афинскому образцу народное собрание (экклесия); главным должностным лицом являлся гимнасиарх, выступавший в качестве представителя народа. Однако реально столица Птолемеев не обладала автономией от царской власти, устроенной по образцу вост. монархий.

http://pravenc.ru/text/64468.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАХОМИЙ († 21/23.03.1384, Троице-Сыпанов нерехтский монастырь), прп. (пам. 15 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской. Основатель Пахомиева нерехтского Сыпанова во имя Святой Троицы монастыря (ныне женский, в с. Троица Нерехтского р-на Костромской обл.). Сведения о жизни П. сохранились в Житии святого. Точное время его написания неизвестно. В. О. Ключевский относил время его составления к кон. XVI в., отмечая при этом, что «поздний биограф имел под руками надежные источники известий об этом подвижнике XIV в.» ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 311). Л. А. Дмитриев , напротив, пишет, что Житие «было написано в очень близкое время к описываемым событиям» ( Дмитриев. 1988. С. 320). Вероятно, один из учеников П. написал его Житие уже в 80-90-х гг. XIV в. Оно известно в 3 списках (ГИМ. Син., VI (1200), кон. XVI-XVII в.; БАН. 17.5.30. Л. 17-38, кон. XVII в.; РНБ. Q. I. 929, XVIII в.). Биография Прп. Пахомий Нерехтский. Икона. 1-я треть XVIII в. (собрание И. В. Возякова) Прп. Пахомий Нерехтский. Икона. 1-я треть XVIII в. (собрание И. В. Возякова) Согласно Житию, мирским именем П. было Иаков, он род. во Владимире-на-Клязьме в семье священника Никольской ц. Игнатия и его супруги Анны (во Владимире существовало 3 Никольские церкви - свт. Николая в Галеях (т. н. ц. Николы Мокрого), Никольская Золотоворотская и Николо-Кремлевская). С детства Иаков любил бывать во владимирском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре , где с 1263 г. находилась чтимая гробница св. блгв. вел. кн. Владимирского Александра Ярославича Невского . Очень рано у Иакова появилось желание стать иноком этой обители. По-видимому, после смерти отца Иаков получил благословение своей матери и родственников и ушел в Рождественский мон-рь, где принял монашеский постриг с именем Пахомий, в честь одного из основателей христ. монашества прп. Пахомия Великого . Согласно Житию, он принял монашеский постриг в 12 лет (в пересказах Жития XIX - нач. XX в. обычно, однако, указывается др. возраст - 21 год).

http://pravenc.ru/text/2579832.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XLVI  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XLVI Том XLVI МИХАИЛА (Иванова Марфа Ивановна; 1867-1937), схим., прмц. (пам. 28 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛА АРХАНГЕЛА МОНАСТЫРЬ расположен в горных пещерах в долине р. Русенски-Лом в 3 км от с. Иванова, в 18 км южнее г. Русе (Болгария) МИХАИЛ ПСЕЛЛ (1018 - ок. 1078 или 90-е гг. XI в.), мон., визант. политик; ученый-энциклопедист, историк, литератор, философ, богослов, выдающийся деятель визант. культуры МИХАИЛ РОСТИСЛАВИЧ († 1279), князь Смоленский (1277-1279), блгв. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) МИХАИЛ СИРИЕЦ [Михаил I; Михаил Великий] (1126-1199), патриарх Антиохийский (с 1166), глава Сирийской яковитской Церкви, церковный писатель и летописец МИХАИЛ УЛУМБОЙСКИЙ [Микаел, Микел Улумбели, Улумбули], прп. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), один из 12 сир. отцов, основателей груз. монашества и учеников прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.) МИХАИЛ ХОНИАТ (ок. 1138 - 1222), свт. (пам. 4 июля), митр. Афинский (с 1182; в изгнании с 1205), визант. писатель МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХАЙ-ВОДЭ мон-рь во имя свт. Николая, еп. Мирликийского (1591-1862); метох (подворье) афонского мон-ря Симонопетра, резиденция господарей Валахии МИХАНОВИЧА АПОСТОЛ отрывки глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголических и южнославянских кодексов (XII в.) МИХАНОВИЧА ГОМИЛИАРИЙ (Арх. Хазу. III.c.19), кириллический пергаменный торжественник триодный и минейный на март-авг. (кон. XIII - нач. XIV в.) МИХЕЙ ветхозаветный пророк, согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг Малых пророков

http://pravenc.ru/vol/xlvi.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам. Средние века ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) ЕВСТАФИЙ РОМЕЙ [Евстафий Магистр] (70-е гг. X в.- сер. XI в.), визант. юрист, судья, председатель имп. суда на ипподроме в К-поле ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЖАННА Д " АРК (6.01.1412 (?) - 30.05.1431),национальная героиня Франции, покровительница франц. армии (с 1920), покровительница Франции (с 1922), святая католической Церкви (пам. 30 мая) ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г. ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗИЛОТЫ социально-политическая группировка в Фессалонике в 40-х гг. XIV в., участвовавшая в гражданской войне в Византийской империи (1341-1347) ИЕРОКЛ (VI в.), автор географического трактата «Синекдим», описывающего адм. устройство Византийской империи ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО христ. гос-во, основанное западноевроп. рыцарями в Палестине и прибрежной полосе Сирии после 1-го крестового похода ИЗАБЕЛЛА I (1451-1504), королева Кастилии и Леона (с 1474), супруга и соправительница кор. Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516) ИОАНН VII ПАЛЕОЛОГ (ок. 1370 - 1408), визант. имп. (1390), соправитель имп. Андроника IV (1376-1379), имп. Мануила II (с 1399) ИОАНН VIII ПАЛЕОЛОГ (1392-1448), визант. имп. (с 1425), один из организаторов заключения Флорентийской унии К-польской и Римско-католической Церквей в 1439 г. ИОАНН ЕВГЕНИК (ок. 1400 - после 1456), визант. писатель и церковный деятель, младший брат и сподвижник свт. Марка Евгеника, митр. Эфесского ИОАНН КАНТАКУЗИН (ок. 1295 - 1383), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 1341-1354), гос. деятель, богослов, писатель ИРИНА (нач. 50-х гг. VIII в. - 803), св. (пам. визант. 7 и 9 авг.), визант. имп. (780-790, 792-802), восстановительница иконопочитания

http://pravenc.ru/rubrics/122990_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Йович. Фотография. 2010 г. [серб. Момир (род. 22.10.1937, Дрниш, Хорватия), серб. историк. Начальную школу окончил в родном городе, затем поступил в Белградскую семинарию. Изучал историю на философском фак-те Белградского ун-та. На этом же факультете в 1978 г. защитил магист. дис. «Католическая Церковь в сербском средневековом государстве XIII-XV вв.» (Католичка црква у cpnckoj држави: XIII-XV вв. Београд, 1979). В 1990 г. на философском фак-те ун-та в Приштине защитил докт. дис. «Догматические столкновения внутри христианской Церкви и их отражение на общественных условиях в Иллирике III-VI вв.» (Догматски сукоби унутар Цркве и одраз на друштвене прилике у Илирику III-VI вв. Приштина, 1990). С 1966 г. преподавал в семинарии в Призрене, с 1971 г.- лат. язык и историю древних веков на философском факультете в Приштине. Был деканом педагогического фак-та ун-та в Призрене и председателем университетского совета. В кон. 90-х гг. ХХ в. из-за военных действий в Косове и Метохии переехал в Ниш. Й. опубликовал исследования, посвященные истории взаимоотношений Римско-католической Церкви и средневек. Сербского гос-ва: «Раннее христианство на Балканах» (Рано на Балкану. Ниш, 1994) и «Сербия и Римско-католическая Церковь в средние века» (Cpбuja и римокатоличка црква у веку. Крушевац, 1994). Также он написал биографию основателя Сербской Православной Церкви свт. Саввы I , архиеп. Сербского (Св. Сава. 2002 2), «Историю сербов» (Ucmopuja Срба. Приштина, 1997) и изложил историю зарождения серб. народа в кн. «Сербы до сербов» (Срби пре Срба. 2002). На основе своих лекций Й. составил учебник для ун-тов по истории древних веков (Ucmopuja старог века. Приштина, 1995. 1) и учебник лат. языка для историков (Латински jeзuk за историчаре. Београд; Приштина, 1997 2). Соч.: Писма папе Климента VI Душану почетком 1346. г.//Синтеза. Крушевац, 1986. Год. 17. Бр. 39. С. 55-67; Рим и Цариград на векова//Oбeлeжja. Приштина, 1991. Год. 21. Бр. 5. С. 5-20; Apujahcmbo и сердички Сабор//Зб. радова филозофског фак-та. Приштина, 1992. 18/19. С. 215-226; Mucmepujcku култови источного Медитерана//Там же. 1994. 23/24. С. 427-458; Митр. улога и зhaчaj//Сунчаник. Бачка Паланка, 2005. Год. 5. Бр. 12/13. С. 47-52. Лит.: М.//Ehцukлoneдuja српске ucmopuorpaфuje. Београд, 1997. С. 418-419. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1238013.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ VI Католикос-патриарх всей Грузии (1419-1426). В сочинении Бери Эгнаташвили «Новая Картлис Цховреба» М. упомянут после католикоса-патриарха Елиоза (Гобирахисдзе) (90-е гг. XIV в.- 1419) ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 339, 473). В грамоте пожертвований (1419), данной мцхетскому кафедральному патриаршему собору Светицховели царем Грузии Александром I (1412-1442), М. упомянут одновременно с Елиозом: «...Вы, святые католикос Елиоз и возлюбленный им... лекарь и утешитель души моей католикос и архиепископ Микел...» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 220). Очевидно, к этому времени уже было решено уволить на покой Елиоза и поставить на его место М. (либо М. уже взошел на Патриарший престол, а Елиоз оставался на покое). В грамоте, данной Светицховели царем Александром I в 1420 г., подчеркнута заслуга М. в обновлении собора. В документе указано, что Тамерлан (Темур-Ленг) «разгромил церкви и Мцхету» до царствования Александра I и царь в возрасте 24 лет «принялся за обновление Мцхетского собора... и в этот же период стал патриархом католикос Микел, который много трудился... для обновления этого собора». Оттуда же становится известно, что царь попросил М. рукоположить его сына, мон. Давида (Там же. С. 224). В документе за 1422 г. Давид, сын Александра I, упомянут как монах и «будущий патриарх Мцхеты», а действующим патриархом назван М. В грамоте 1426 г., данной царем Александром I представителям рода Зедгенидзе, предстоятелем Грузинской Церкви назван уже его сын, католикос-патриарх всей Грузии Давид II (Багратиони) (1425/26-1428) (Там же. С. 229). В кон. XIV в. в южногруз. исторической пров. Самцхе имели место проявления церковного сепаратизма, к-рые инициировали Ацкурские епископы, поддерживаемые мтаварами (князьями) провинции Джавахети. Они не поминали католикосов-патриархов всей Грузии и присвоили мон-рь Вардзиа , принадлежавший Светицховели. В 20-х гг. XV в. энергичные действия Александра I временно приостановили этот процесс, еп. Ацкурский Герасим принес ему и М. клятву в Книге верности (между 1420 и 1428 гг.), пообещав «молиться за царей и поминать Вас. Не будем поминать Антиохийского патриарха, не будем принимать человека, посланного им, и не будем посвящать вардзийского диакона» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 226-227; ПГП. Т. 3. С. 183). Ист.: Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 326-442. Лит.: Абашидзе З. Микел VI//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 68-69 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/2563698.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новые электронные версии статей 10 апреля 2024 г. ПИННА (пам. 20 янв., 20 июня) - см. в ст. Инна, Пинна и Римма (ок. сер. IV в.), мученики Готские 9 апреля 2024 г. ПИМЕН прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики Валаамские 3 апреля 2024 г. ПЕШНОШСКИЙ (ПЕСНОШСКИЙ) МОНАСТЫРЬ - см. Мефодиев Пешношский (Песношский) во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь 1 апреля 2024 г. ПЕЧСКАЯ ПАТРИАРХИЯ церковная структура Сербской Православной Церкви - см. в ст. Сербская Православная Церковь ПЕТР АФОНСКИЙ (IX в.), почитается как первый отшельник и основатель монашества на Афоне, прп. (пам. 12 июня и в Соборе Афонских преподобных) ПЕТР ДАМАСКИН (XII в.), правосл. подвижник, автор корпуса аскетических сочинений, ошибочно отождествляемый со сщмч.Петром II, еп. Дамаска ПЕТР ГРОССОЛАН [Хрисолан] (не позже 1068 - 1117), еп. Савоны (Италия; с 1098 или 1100), архиеп. Милана (1102-1113), богослов, участник полемики между Римско-католической и Восточными Церквами ПЕТР АРГОССКИЙ [Чудотворец] (851/2 - ок. 922), епископ Арголидский (Аргосский), церковный писатель, преподобный (пам. 3 мая) ПЕТР III МОНГ патриарх Александрийский (лето - 4 сент. 477, дек. 482 - 29 или 31 окт. 489/90), один из важнейших представителей антихалкидонской партии ПЕТР V (IV) патриарх Александрийский (80-90-е гг. VII в.), православный, участник VI Вселенского (680-681) и Трулльского (Пято-Шестого; 691-692) Соборов в К-поле ПЕТР I 1-й католикос Картли (Мцхетский) (приблизительно 60-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви ПЕТР II ГНАФЕВС [Кнафей] († 488), патриарх Антиохийский (471, 475-476/7 и с 485), один из важнейших представителей антихалкидонской партии ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ [в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499-1562, св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев ПЕТР АЛЕУТ [до крещения Чукагнак или Чунагнак] († 1815), мч. (пам. 24 сент. в Православной Церкви в Америке; 12 дек., в Соборе первых мучеников Американской земли, в РПЦЗ) ПЕТР III ФЕОДОРОВИЧ (до перехода в Православие - Карл Петер Ульрих) (1728-1762), имп. Всероссийский (с 25 дек. 1761) ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (1672-1725), российский царь (с 27 апр. 1682), 1-й российский имп. (с 22 окт. 1721; с того же дня носил титулы Великого и Отца Отечества) ПЕТР II еп. Дамаска, († после 743/4), сщмч. (пам. 9 фев.), правосл. иерарх Антиохийского Патриархата, одним из первых принявший мученическую смерть от мусульман ПЕТР II (Петрович-Негош Радивой (Раде)) (1813-1851)), митр. Черногорский, серб. поэт, свт. (пам. 19 мая) 25 марта 2024 г. ПЕТР (Смелич (Смилянич, Сумилявич?; †27.11.1744), архиеп. Белгородский и Обоянский

http://pravenc.ru/new.html

ГРИГОРИЙ III расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ III предыдущая статья следующая статья печать библиотека 12 , С. 610 опубликовано: 27 июля 2011г. ГРИГОРИЙ III католикос Картли (Мцхетский) (ок. 802-814), предстоятель Грузинской Православной Церкви. Сведения о нем содержатся в списке 19 католикосов в груз. хронике «Обращение Картли» (Мокцеваи Картлисай) из Шатбердского сборника (X в.). Ист.: Обращение Картли св. Ниной // Шатбердский сб. X в. / Изд.: Б. Гигенеишвили, Э. Гиунашвили. Тбилиси, 1979. С. 327 (на древнегруз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Грузинская Православная Церковь Грузинская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Католикосы Картли Предстоятели Грузинской Православной Церкви Григорий III , католикос Картли (Мцхетский) (ок. 802-814), предстоятель Грузинской Православной Церкви См.также: ГРИГОРИЙ II католикос Картли (Мцхетский) (ок. 760-767), предстоятель Грузинской Православной Церкви ДАВИД I католикос Картли (Мцхетский) (ок. 947-955) ИОАНН II (приблизительно кон. 20-х гг. VII в.), католикос Картли (Мцхетский), Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИОИЛЬ II католикос Картли (Мцхетский) (668-670) ВАВИЛА Католикос Мцхетский (Картли) (приблизительно в нач. 20-30-х гг. VII в.) ВАРФОЛОМЕЙ Католикос Мцхетский (Картли), занимавший кафедру в сер. 90-х гг. VI в. и, возможно, вторично в 20-х гг. VII в. Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/166732.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010