Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам ДИВИТИСИЙ длинная шелковая туника, разновидность далматики, служившая церемониальным облачением высших сановников Византии, включая императоров ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии ДОМЕСТИК в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) ЕВСТАФИЙ РОМЕЙ [Евстафий Магистр] (70-е гг. X в.- сер. XI в.), визант. юрист, судья, председатель имп. суда на ипподроме в К-поле ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЖАННА Д " АРК (6.01.1412 (?) - 30.05.1431),национальная героиня Франции, покровительница франц. армии (с 1920), покровительница Франции (с 1922), святая католической Церкви (пам. 30 мая) ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г. ЗАМВРИЙ (IX в. до Р. Х.), 5-й израильский царь, к-рый пришел к власти вслед. переворота и занимал престол всего 7 дней (3 Цар 16. 9-20) ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗЕНОБИЯ [Зеновия] (ок. 240 - после 274), Юлия Аврелия, 2-я жена царя Пальмиры Публия Септимия Одената (ок. 250-266/7), царица Пальмиры (до 272) ЗИЛОТЫ радикальная религиозно-политическая группировка I в. по Р. Х., сыгравшая важную роль в антирим. восстании 66-73 гг. и прежде всего в разрушении Иерусалима в 70 г. ЗИЛОТЫ социально-политическая группировка в Фессалонике в 40-х гг. XIV в., участвовавшая в гражданской войне в Византийской империи (1341-1347) ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России

http://pravenc.ru/rubrics/122970_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИОЗ [груз. ] (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в сложнейший для страны период нашествий Тамерлана (груз. Темур-Ленг). Бери Эгнаташвили писал, что во время царствования груз. царя Баграта V (1360-1393) «восседал католикос Елиоз, муж достойных деяний... пас Церковь свою как пастырь добрый и желанный» ( Бери Эгнаташвили. 1959). Сведения Эгнаташвили о том, что Е. преставился почти одновременно с Багратом V и Патриарший престол занял католикос-патриарх Георгий, считают ошибочными, поскольку Е. упоминается в документах 1399, 1405, 1408, 1411, 1413, 1415, 1419 гг. ( Какабадзе. 1913). В 1400 г. под напором войск Тамерлана груз. царь Георгий VII был вынужден уйти через Лихт-Имерети в Зап. Грузию, а Е. «со всей своей паствой и беженцами» вместе с эриставом Виршелом «угнал с собой скот и овец» и укрылся в Шида-Картли в крепости Бехуши (Памятник эриставов. 1979; Аноним. 1959). В 1412 г. на груз. престол взошел царь Александр I Великий, который при поддержке Е. приступил к восстановлению разрушенных церквей и мон-рей. Е. пожертвовал мцхетскому кафедральному собору Светицховели приобретенную его старшим братом Григорием вотчину (ПГП. 1965. Т. 2. С. 114), а также виноградники в селах Горовани и Ахатани, купленные Е. у Датуа Шалвашвили ( Какабадзе. 1913); вернул жителю Мцхеты Иоанну Цхеонисдзе в качестве поминального пожертвования его братьев земли, отобранные царями Багратом V и Георгием VII; утвердил грамоту на выданную Георгием VII Палаванду Палавандисшвили вотчину, а также жертвенную грамоту Химшии Амилахори мцхетскому Светицховели. Ист.: Бери Эгнаташвили. Новая КЦ: Текст 1-й//КЦ. 1959. Т. 2. С. 340; Аноним. Новая КЦ: Текст 2-й//Там же. С. 446, 449, 472, 473; Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2. С. 4, 6, 8 (на груз. яз.); Памятник эриставов/Пер., исслед., примеч.: С. С. Какабадзе. Тбилиси, 1979. С. 35. Лит.: Абашидзе З. Д. Елиоз//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 67-68 (на груз. яз.). З. Д. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта)

http://pravenc.ru/text/189817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III (приблизительно 40-60-е гг. VIII в.), католикос Картли (Мцхетский). Согласно сведениям прп. Ефрема Мцире , И.- последний Предстоятель Грузинской Церкви, утвержденный Антиохийским патриархом. Прп. Ефрем пишет, что после кончины католикоса Картли Мамая (720-744) в Антиохию во время Патриаршества Феофилакта бар Канбара (744-750) прибыла груз. церковная делегация, в числе священнослужителей был и И. Они сообщили патриарху и Синоду, что со времен предстоятельства Антиохийского патриарха сщмч. Анастасия II Синаита (нач. 599 - сент. 609) избранные в Мцхете католикосы из-за трудности и дальности пути, а также из-за того, что дороги заняты агарянами (арабами), не имеют возможности посещать Антиохию. Груз. делегация обратилась с просьбой разрешить грузинам возводить на престол избранных ими католикосов без утверждения их в Антиохии. Синод Антиохийской Церкви дал груз. священникам протрептикон (разрешительную грамоту) и посвятил И. в католикоса Картли. Интронизация следующего после И. католикоса Картли Григория II состоялась уже в столице Грузии Мцхете. Об И. также известно, что ок. 758 г. он хиротонисал свт. Иоанна , еп. Готского: поскольку в Византии в этот период была распространена ересь иконоборчества , готы отказались посылать своего епископа для хиротонии к К-польскому патриарху и направили его в единственную страну, где не было иконоборческой ереси,- Грузию (Житие. 1883. С. 26-27; ПДГАЛ. 1964. Т. 2. С. 54; Джавахишвили. 1983. Т. 2. С. 121, 185; ПДГАЛ. 1964. Т. 2. С. 54). Имя И. также упоминается в списке католикосов в грузинской хронике «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли, V-VII вв.) (Мокцеваи Картлисай. 1979. С. 327). Ист.: Житие преподобного отца нашего Иоанна, епископа Готфии/Пер.: А. Никитский//ЗапООИД. 1883. Т. 13. С. 26-27; Ефрем Мцире. Повествование об обращении грузин - о том, в каких книгах об этом упоминается/Ред.: Т. Брегадзе. Тбилиси, 1959. С. 38 (на груз. яз.); То же//ПДГАЛ. 1964. Т. 2. С. 54; Мокцеваи Картлисай//Шатбердский сб. X в./Ред.: Б. Гигинеишвили, Э. Гиунашвили. Тбилиси, 1979. С. 327 (на груз. яз.). Лит.: Джавахишвили И. Сочинения. Тбилиси, 1983. Т. 2: История груз. народа. С. 121, 185 (на груз. яз.); Абашидзе З. Иоане III//Католикосы-патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 34 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: ВАРФОЛОМЕЙ Католикос Мцхетский (Картли), занимавший кафедру в сер. 90-х гг. VI в. и, возможно, вторично в 20-х гг. VII в.

http://pravenc.ru/text/469652.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРБИСТЫ [Об-во Слова Божия; лат. Societas Verbi Divini, S. V. D.], католич. миссионерская конгрегация, основанная 1875 г. в г. Стейл (Нидерланды) свящ. Арнольдом Янссеном (1837-1909). В наст. время к ней относятся 383 обители в более чем 60 странах, 6 075 монахов (3 800 из них священники) (An. Pont. 2003. P. 1345). Генеральным настоятелем В. является свящ. Антонио Перниа. В 1877 г. в миссионерском доме (открыт 8 сент. 1875) начались занятия со священниками и мирянами по подготовке проповедников Евангелия среди населения, и уже в марте 1879 г. первые миссионеры отправились в Китай. В 1884 г. был принят устав В., согласно к-рому об-во стало монашеской конгрегацией. 25 янв. 1901 г. оно было утверждено Св. Престолом. К этому времени миссии В. были уже во мн. странах, в т. ч. в Аргентине, США, Нов. Гвинее, Того. В., как правило, служат в приходах, где миссионеры отвечают за вопросы катехизации и подготовки к принятию таинств, в католич. образовательных учреждениях (школах и ун-тах, семинариях), серьезное внимание уделяют изданию и распространению христ. лит-ры, вопросу призвания к священническому служению и подготовке буд. пастырей. В 1920 г. на юге США В. была создана специальная семинария для афроамериканцев; к 1961 г. большинство афроамер. священников были ее воспитанниками. В научной сфере наиболее важными достижениями В. стали антропологические исследования под рук. свящ. Вильгельма Шмидта . 19 окт. 1975 г. свящ. А. Янссен был провозглашен блаженным, 5 окт. 2003 г. канонизирован (пам. 15 янв.). Он основал также жен. монашеские конгрегации Служительниц Св. Духа (8 дек. 1889; на 2003 - 405 домов и 3678 монахинь) и Служительниц Св. Духа непрерывного поклонения (8 дек. 1896; на 2003 - 20 домов и 391 монахиня). После непродолжительной миссии в 1922-1924 гг. В. появились в России в нач. 90-х гг. Важную роль в деятельности католич. Церкви в России играли архиеп. Джон Буковский , бывш. папский нунций в Москве (1995-2000), и еп. Ежи Мазур, (Иркутск, 1998-2002 ). Лит.: Emmerich H. Atlas Societatis Verbi Divini Congr. Servarum Spiritus Sancti. Mödling, 1961; Zalesky W. , ks. winci na kazdy dzie. Warsz.; Lód, 19893. S. 38-39; Alt J. Arnold Janssen: Lebensweg und Lebenswerk des Steyler Ordensgründers. Nettetal, 1999; Brandewie E. In the Light of the Word: Divine Word Missionaries of North America. Maryknoll (N. Y.), 2000. А. Г. Крысов Рубрики: Ключевые слова: AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI

http://pravenc.ru/text/150381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история ДОМИНИКА [Содружество Доминики], островное гос-во на одноименном о-ве архипелага М. Антильские о-ва в Карибском м. ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА гос-во в Вест-Индии, расположенное в вост. части о-ва Гаити, включающее также прилегающие острова ДОРЖИЕВ Агван Лобсан (1853/54 - 1938), буддийский религ. и общественный деятель, дипломат, реформатор буддизма ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ [друзско-маронитские войны] (1841-1860), серия вооруженных столкновений между ливан. общинами друзов и маронитов ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) ЕВПОР (кон. V - нач. VI в.), сириец-монофизит, основатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов в странах Востока ЕВСТАФИЙ РОМЕЙ [Евстафий Магистр] (70-е гг. X в.- сер. XI в.), визант. юрист, судья, председатель имп. суда на ипподроме в К-поле ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЖАННА Д " АРК (6.01.1412 (?) - 30.05.1431),национальная героиня Франции, покровительница франц. армии (с 1920), покровительница Франции (с 1922), святая католической Церкви (пам. 30 мая) ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г. ЗАДАР один из крупнейших городов в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., центр католич. архиеп-ства ЗАКАРПАТЬЕ территория, занимающая юго-зап. склоны сев. части Вост. Карпат и прилегающую к ней часть низменности в бассейне р. Тисы (совр. Закарпатская обл. Украины) ЗАМВРИЙ (IX в. до Р. Х.), 5-й израильский царь, к-рый пришел к власти вслед. переворота и занимал престол всего 7 дней (3 Цар 16. 9-20) ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ военно-политическое формирование, существовавшее в XVI-XVIII вв., располагалось в низовьях Днепра, за порогами; крепость, военный и адм. центр запорожского казачества

http://pravenc.ru/rubrics/122958_11.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик. Немногочисленные сведения о нем содержатся в колофонах рукописей Ин-та рукописей Корнелия Кекелидзе (Тбилиси). Известно, что, уже будучи знатоком древнегруз. духовной лит-ры, он поступил в открытую в 1758 г. царем Кахети Ираклием II Телавскую богословскую школу. По окончании читал в ней курсы богословия и философии не только начинающим служителям ГПЦ, но и поступившим слушателями епископам и священникам. По поручению царя он открыл богословскую школу и в своей епархии. Совместно с ректором Телавской богословской школы Филиппом Каитмазашвили переводил с арм. языка мн. богословские и философские сочинения в основном как учебные пособия для учащихся: «Риторику» Мхитара Севастийского (Кекел. S 1137, 1761 г.), «Книгу определений» Давида Непобедимого Философа (S 2564, 1758 г.), «Периерминию» (О толкованиях) Аристотеля с арм. перевода Давида Непобедимого и сокращенное Толкование Давида Непобедимого на «Периерминию» (S 278, 1762 г.), «Малую Алогику» Антония Ковида (S 250, 1764 г. Л. 2-271). Ему же приписывают перевод апокрифа «Отрочество Господа», следы к-рого утеряны. Д. был известен также как проповедник. Арх.: Кекел. S 4739. Ист.: Жордания Ф. Исторические док-ты Карталино-Кахетинских мон-рей и храмов. Поти, 1903. С. 258-259; Пурцеладзе Д. Груз. церк. гуджары. Тифлис, 1881. С. 40-43 (на груз. яз.); ПГП. Т. 3. С. 842, 849, 929, 955, 1036. Лит.: Хаханов А. Очерки по истории груз. словесности. М., 1901. Кн. 3. С. 409; Кекелидзе. Др.-груз. лит. Т. 1. С. 369-372. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.) ИОАНН МТБЕВАРИ [Мацкверели], еп. Тбетский, затем Ацкурский (не позже 995) , гимнограф, церковный писатель, переводчик ИОАНН ПЕТРИЦИ [Иоане, Философ] (сер. XI - 1-я четв. XII в.), груз. церковный писатель, переводчик, филолог, поэт, философ-неоплатоник, представитель гелатской литературно-богословской школы ВАРФОЛОМЕЙ Католикос Мцхетский (Картли), занимавший кафедру в сер. 90-х гг. VI в. и, возможно, вторично в 20-х гг. VII в.

http://pravenc.ru/text/180351.html

Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор II 10 апреля 2010 г. 15:10 Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II В миру Николай Хорефтакис. Родился в 1954 г. в деревне Кастели на острове Крит (Греция). Начальное образование получил в родной деревне. Окончил духовное училище в Афинах и богословский факультет Фессалоникийского университета со степенью магистра богословия. В 1973 г. принял монашеский постриг в монастыре Анкарат. В 1975 г. рукоположен во диакона, в 1978 г. — во пресвитера. До 1985 г. был секретарем Ламбийской и Сфакийской митрополии (Критская архиепископия Константинопольского Патриархата ). В 1985 г. перешел в Александрийский Патриархат и был назначен на должность экзарха Патриарха Николая VI в Одессе. В течение пяти лет, проведенных в должности представителя Александрийского Патриархата (1985-90 гг.), в сотрудничестве с греческой диаспорой Одессы организовал школу греческой культуры и музей, посвященный освободительному движению ΧΙΧ в. в Греции. В 1990 г. хиротонисан во епископа Киринского. В должности экзарха Патриарха Парфения III в Афинах координировал гуманитарную поддержку миссионерских епархий Александрийской Церкви в Африке; затем исполнял обязанности наместника (эпитропа) при Патриархе Петре VII. В 1997 г. был избран митрополитом Камеруна и Центральной Африки. В 2002 г. переведен на кафедру в Зимбабве. За время служения епархиальным архиереем в Африке развивал миссионерскую деятельность среди коренного населения. В тесной связи с правительством Греции координировал работу с греческими соотечественниками, организуя греческие культурные центры и сообщества. В 2004 г. был избран на Александрийский Патриарший престол. После избрания дважды посещал пределы Русской Православной Церкви: в октябре 2007 г. и в феврале 2009 г., в дни интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Полный титул: Папа и Патриарх Великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец отцов, Пастырь пастырей, Архиерей архиереев, тринадцатый Апостол и Судия всей Вселенной. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1134177.ht...

Димитрий (Любимов) Димитрий (Любимов), еп. Гдовский, вик. Ленинградской епархии. Родился в 1857 году. Окончил С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Много лет настоятельствовал в Покровской церкви в г. Ленинграде на Садовой улице. 30 дек. 1925 года хиротонисан во епископа Гдовского, вик. Ленинградской епархии. В декабре 1927 года недовольный церковной политикой митр. Сергия (Страгородского) , вместе с епископом Сергием (Дружининым) отделился от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и создал т. н. «иосифлянский» раскол, который возглавил в начале 1928 года митр. Иосиф (Петровых) . Еп. Димитрий действовал в распространении раскола очень активно. Сам лично посещал отдалённые сельские приходы и даже отдельных лиц, ушедших в разделение. Это был крайний оппозиционер, дошедший в своих отношениях к сергиевским храмам до богохульства, называя отдельные церкви храмами сатаны, священников – их служителями, а Причастие – «бесовской» пищей. Митр. Иосиф оставил его в Ленинграде своим заместителем, возведя его к Рождеству 1928 года в сан архиепископа. В 1929 г. еп. Димитрий выбыл из Ленинграда. Скончался он в 1934 году, а по другим источникам, в 1936 году в Москве, оставаясь в расколе. Литература ФПС I 220, стр. 9 ФПС III 90, стр. 8 Архив М.М. Архим. Иоанн (Снычев). «Церковные расколы» стр. 24–24, 24–25, 254, 257, 262–265 и др. Als M Iosif (Petrovych) von Leningrad von M Sergij (Stragorodskij) auf Druck der Sowjets nach Odessa versetzt wurde, versuchte В Dimitrij als Leiter einer Delegation M Sergij in Moskau «unter Tränen und kniend» umzustimmen, doch ohne Erfolg (27.11.27). Als er sich offiziell von M Sergij trennte, wurde er suspendiert und mit Buße belegt. M Iosif setzte ihn als stellvertretenden Vw der Ep. Leningrad ein. Doch hielten außer der Gemeinde der Auferstehungskathedrale nur 7 Pfarreien in Leningrad zu ihm. Er soll В Maksim (ilenko) zum В von Serpuchov (Katakombenkirche) geweiht haben (Joh Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 242). 1929 wurde er verhaftet. Nach M. Pol’skij, Novye mueniki II, 280, wurde er 1938 im Alter von 83 Jahren erschossen. Literatur M. Pol’skij Novye mueniki I, 180; II, 5, 280 N. Rklickij, izneopisanie VI, 234 ff. Regel’son 442, 444, 447, 448, 452, 461, 464, 468, 548, 592 Joh. Chrysostomos, Kirchengeschichte II, 179, 189, 197, 199–204, 207–209, 234, 242 Struve Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Указатель личных имен 1165 Абавх – некий скиф 176, 177 Аблавий (Аблабий) – автор труда по истории готов (VI в. н. э.) 272 Август, Гай Юлий Цезарь Октавиан – римск. император (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.) 198, 199, 208, 215 Авидий, Кассий – римск. полководец (174–175 гг.) 256, 257 Аврелий, Фульв – римск. военачальник (I в. н. э.) 251 Авреол – римск. узурпатор (III в. н. э.) 257 Агар – скифский царь (конец IV в. до н. э.) 129 Агафирс – легендарный сын Геракла и змееногой богини 37 Агриппа, Марк Випсаний – римск. полководец и политический деятель (64/63–12 гг. до н. э.) 198, 199, 208, 209, 210, 241, 246 Адирмах – правитель махлиев в Северо-Восточном Причерноморье 171, 172, 174, 175, 176 Адриан – римск. император (117–138 гг. н. э.) 255, 256 Айтанарит – готский писатель, источник Равеннского Анонима 281 Акакий – церковный деятель (IV в. н. э.) 203 Аквила, Юлий – римск. военачальник (I в. н. э.) 251, 252, 254 Аконтий – персонаж греческой легендарной истории 218 Алавив – готский военачальник (IV в. н. э.) 264, 265 Аларих – вождь герулов (IV в. н. э.) 272 Алатей – остготский вождь (IV в. н. э.) 263, 266 Александр Север – римск. император (222–235 гг.) 257 Александр Великий (Македонский) – греч. политик и полководец, завоевавший многие страны Востока (356–323 гг. до н. э.) 18, 102, 222, 224, 267, 268, 272 Алиатт, сын Садиатта – царь Лидии (VI в. до н. э.) 32 Амага – жена сарматского царя Медосакка (возможно, вторая половина II в. до н. э.) 180 Амалы – готская королевская династия 272 Амизок – некий скиф 169, 170 Анахарсис – легендарный мудрец из скифского царского рода (VI в. до н. э.) 18, 44, 54, 100, 162, 163, 164 Антонин, Марк Пий (Философ) – римск. император (138–161 гг. н. э.) 256, 257 Апи – божество скифского пантеона (=греч. Гея, богиня Земли) 47 Аполлодор – греч. купец (сер. IV в. до н. э.) 90 Аполлон (Феб) – бог искусств и поэзии в греч. и римск. мифологии 29, 38, 47, 238 Аполлонид – греч. писатель (начало I в. до н. э.) 111

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монашеская жизнь в З. возродилась в нач. 90-х гг. XX в., З. был освящен Католикосом-Патриархом Грузии Илией II (Гудушаури-Шиолашвили) . Был построен церковный дом (1992-1995), отреставрированы церковь (1994-1995) и рака с мощами прп. Иоанна Зедазнели (1995). К 2009 г. в мон-ре подвизались 5 насельников. По народному выражению, которое цитирует Б. Канделаки, «Зедазени стоит лестницей к небосводу». О З. писали М. Ю. Лермонтов («Мцыри»), Н. А. Заболоцкий («Сагурамо»), Б. Ахмадулина («В Зедазени»), Р. Амашукели («Луна Зедазени») и др. Известные настоятели З.: прп. Иоанн Зедазнели (VI в.); св. диак. Илия (кон. VI - нач. VII в.); Гавриил (1-я пол. IX в.); Михаил (кон. XI в.); Захария (после XI в.); Самуил (после XI в.); свт. Александр (Окропиридзе) (с 1888); исп. Евфимий (Кереселидзе) (1929-1944); игум. Савва (Кучава) (с нач. 90-х гг. XX в.). Г. Марсагишвили, Н. Т.-М. Архитектура Мон-рь расположен на плоском участке склона, ограниченного с юга, со стороны Мцхеты, отвесной скалой, на северо-западе от к-рой размещена военно-оборонительная башня, на востоке - руины крепости. Между ними по всей длине мон-ря (до 140 м) сохранилась ограда (XVII в., с более древними фрагментами); вход на территорию находится между малой и военно-оборонительной башнями. Древний храм представляет собой небольшую зальную церковь (площадь 10,1 кв. м) с прямоугольным алтарем и конхой на тромпах. Предположительно вход был сделан в сев. стене храма. Триумфальная арка конхи, равно как и цилиндрический свод вимы, имеет подковообразное очертание. Капители, подпорка, арка, триумфальная арка сделаны из гладкотесаного камня; снаружи на уровне внутренних капителей проходит 2-ступенчатый карниз из того же материала. Стены возведены из камня грубой обработки. Единственное окно алтаря имеет традиц. для народной архитектуры Картли и Кахети прямоугольную форму. При строительстве 3-нефной базилики католикос Климент включил древнюю церковь в вост. часть сев. нефа новой, в результате чего зап. стена и значительная часть юж. стены древней церкви были разобраны; полностью сохранились сев. стена др. храма, алтарь, могила прп. Иоанна Зедазнели (у сев. стены перед алтарем) и колодец в зап. части.

http://pravenc.ru/text/199695.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010