В истории мировой культуры Византия – первая христианская империя, православная держава, открывающая эру европейского средневековья. Самое древнее долговечное средневековое государство, Византия в течение многих столетий – могущественнейшая страна христианского мира, очаг многогранной, выдающейся цивилизации. I.BOЗHUKHOBEHUE И ПЕРВЫЙ РАСЦВЕТ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (V-VI вв.  ) 2.ОТ ФАЮМА ДО КОНСТАНТИНОПОЛЯ( ЕГИПЕТСКИЕ ТРАДИЦИИ В ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ) 3.НОВЫЙ РАСЦВЕТ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 11-12 вв. 4.ОТ АНТИЧНОСТИ К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ 5.ВИЗАНТИЯ      И       ДРЕВНЯЯ РУСЬ 6.КУЛЬТУРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВИЗАНТИИ В 14-15 вв 7.ВИЗАНТИЯ И РОССИЯ в 14-15 вв 8.ВИЗАНТИЯ И КАВКАЗ В СРЕДНИЕ ВЕКА 9.КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ ВИЗАНТИИ И ИТАЛИИ в 6-14вв. 10 ВИЗАНТИЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ В ИТАЛЬЯНСКОЙ ЖИВОПИСИ 13-15вв. 2. АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА:  «ИКОНА-ОКНО В ВЕЧНОСТЬ» Общественные изменения, происшедшие в России в 90-е гг. ХХв., значительно стимулировали научный интерес к древнерусскому культурному наследию, к историческим процессам культурно - цивилизационной интеграции народов Восточной Европы вокруг Византии. Русь вступила в эти интеграционные процессы в период преодоления последствий татаро-монгольского нашествия и поисков новой идентичности, открывавшей перспективу политико-административного объединения страны и культурного возрождения. В данном контексте особую значимость приобретает проблема изучения русско-византийских культурных связей, восстановленных в полном объеме в XIV- первой половине XV вв. Именно в этот период древнерусская культура переживает вторую и последнюю волну византийского влияния ( первая была связана с принятием христианства на Руси) и вступает в круг стран византийского содружества. В социокультурной действительности Древней Руси осуществляется на новом уровне синтез традиций, обусловленный актуализацией собственного потенциала культурно-исторического развития и контактами с византийским цивилизационным миром. 1.ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИКОНЫ 2.СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ ИКОНЫ. ИКОНЫ В ВИЗАНТИИ 12-13вв.

http://bogoslov.ru/person/5571167

Кроме того, приходские благотворительные организации в Петербурге располагали двумя приютами для неизлечимо больных женщин, яслями и тремя домами трудолюбия для пятидесяти женщин. Также для помощи нуждающимся были организованы: женская рукодельня, женская профессиональная школа, контора труда, два детских санатория-дачи, три церковно-приходских школы, две воскресных школы, пять библиотек-читален, три церкви и одна часовня. Силами приходской благотворительности в Петербурге бедным пациентам оказывалась бесплатная медицинская помощь: одно общество имело свою больницу, шесть – небольшие лазареты. В двух обществах реализовывалась религиозно-нравственная литература. В части церковных благотворительных обществ воспитывали и обучали детей, устраивали детские праздники. Почти все такие общества проводили рождественские елки и организовывали коллективный летний отдых для детей с. IV-V]. Петербургские приходские благотворительные общества и братства в 1900 г. имели более чем два миллиона рублей капитала и владели недвижимостью на сумму около двух с половиной миллионов рублей, с ежегодным доходом около полумиллиона рублей. В том числе, было уплачено членских взносов на сумму около 40 тысяч рублей, кружечный сбор составил более 55 тысяч рублей, проценты по вкладам – более 90 тысяч рублей, сбор по подписным листам – более 20 тысяч рублей и доход от сдачи недвижимости в аренду – более 80 тысяч рублей. Примечательно, что все приходские благотворительные общества и братства Петербурга действовали независимо друг от друга и самостоятельно развивали различные способы и формы благотворительности. Две попытки объединить деятельность этих организаций, предпринятые в 70-х гг. XIX в., одна – при помощи периодических съездов представителей приходских благотворительных обществ, другая – через взаимодействие с «Императорским человеколюбивым обществом», не имели успеха с. V-VI]. Тем не менее, петербургским приходским благотворительным обществам и братствам за менее чем сорок лет своей деятельности удалось достичь значительных положительных результатов, которые стали живым примером для развития благотворительности во всей России.

http://ruskline.ru/opp/2022/01/25/svyawe...

Важную и не решенную до наст. времени проблему представляет собой реконструкция и интерпретация последней, 18-й книги хронографии, ее текст существенно отличается от текста др. книг. В начале 18-й книги И. М. рассказывает о событиях начала правления имп. Юстиниана I, подробно останавливается на описании византийско-персид. войны 527-531 гг. и мирных переговоров. Однако с описания событий 532 г. и до конца текста хронист, прежде представлявшийся как антиохиец и интересовавшийся гл. обр. событиями на Востоке, вокруг Антиохии, рассказывает о событиях в К-поле между 532 и 563 гг. Сведения о них собраны скорее всего человеком, жившим в К-поле; на этом основании предполагают, что с нач. 30-х гг. VI в. И. М. переехал из Антиохии в К-поль и там завершил хронографию. По сведениям из др. источников, 1-е издание хронографии было осуществлено И. М. еще на рубеже 20-х и 30-х гг. VI в. Евагрий Схоластик, работавший в Антиохии в нач. 90-х гг. VI в., пользовался хроникой И. М. в редакции, которая заканчивалась событиями великого землетрясения в Антиохии в 526-528 гг. ( Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 5; о серии антиохийских землетрясений 526-528 гг. см.: Ioan. Malal. Chron. P. 417, 419-424), т. е. текстом, к-рый читал Евагрий, завершалась 17-я книга. Кроме того, в составе древнерус. переводов хронографии И. М. также отсутствуют разделы после 527-528 гг. (после текста - Ioan. Malal. Chron. P. 431. 13). Т. о., вероятно, 1-я редакция хронографии завершалась событиями ок. 527-528 гг. и хронологическим экскурсом, с к-рого начинается 18-я книга (Ibid. P. 428-429), хотя относительно определения точных границ этой редакции у исследователей нет единого мнения ( Patzig. 1891. S. 21; Krumbacher. Geschichte. S. 331; Moravcsik. 1958. S. 329; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 320; Croke B. Malalas: The Man and His Work//Studies in John Malalas. 1990. P. 18-19). Но в сохранившейся греч. версии повествование, идентичное по характеру предшествующим разделам, продолжается до 532 г. (события 528-532 гг. см.: Ioan. Malal. Chron. P. 431-477). Оно, так же как и предыдущие разделы хроники, посвящено преимущественно событиям в Антиохии и Сирии, содержит рассказы о продолжении византийско-персид. войны, о начале мирных переговоров в 531 г. по заключению «вечного мира», о дипломатических контактах Византии с Эфиопией, гуннами, готами и др. народами, о разрушительных землетрясениях и восстановлении городов на Востоке и т. д. Последнее событие, о к-ром хронография содержит подробный рассказ,- восстание «Ника» в К-поле в янв. 532 г. (Ibid. P. 473-477).

http://pravenc.ru/text/471366.html

Остракон 3 из Лахиша. 80-е гг. VI в. Остракон 3 из Лахиша. 80-е гг. VI в. В правление иудейского царя Езекии (ок. 729/15-687 гг. до Р. Х., уровень III) население Л. увеличилось, а дворец, стены и ворота города расширяются. В пластах изучены остатки городских ворот, относящихся к самым крупным (24,5 ´ 25 м) для своего времени; стены города казематного типа (ширина 6 м) и дворца-цитадели (VIII в. до Р. Х.) в центре, также самого крупного (76 ´ 36 ´ 12 м) из известных. Найден кувшин конца этого периода, на ручке выдавлено клеймо с именем Гдалия (видимо, Годолия, сын Ахикама). В этом уровне собрано много ручек сосудов со штампом «ламелех» («принадлежит царю»), с названием города (в Л. обычно «Хеврон») и изображением скарабея или солнечного диска с крыльями. Присоединение Езекии к антиассир. коалиции против царя Синаххериба (705/4-681) имело следствием разрушение Л. (701) наряду с 46 (по счету Синаххериба) др. городами. Следы осады и штурма (осадные и защитные насыпи, ядра для пращей, пластины от панцирей, наконечники стрел и т. п.) археологически изучены и соответствуют изображениям на огромных (общая длина 26,85 м, сохранность ок. 18,85 м) рельефах со сценами штурма Л. и расправы над его населением, установленных в честь этой победы в зале дворца в Ниневии (открыты в 1847-1851; в наст. время в Британском музее ). На рельефах представлены ассир. всадники, колесничие и пехота; в центре находится осажденный город; ассирийцы, несущие добычу и конвоирующие плененных иудеев; Синаххериб, взирающий на Л., сидя на троне, на фоне своего шатра, колесниц и лагеря. Штурм показан со множеством деталей: в центре, напротив ворот,- осадные машины, справа - главный осадный вал, на котором еще 6 машин. Огромная конструкция, возможно дворец-цитадель, видна поверх ворот; на стенах города - воины-иудеи. Окончательно уничтожен Л. при вторжении вавилонского царя Навуходоносора в 90-80-х гг. VI в. до Р. Х. (ворота перестроили в 598 и 586). Интересный эпизод из истории вторжения отражают «Лахишские письма», найденные под слоем разрушения (уровень II) в одной из комнат ворот (1935, работы Старки).

http://pravenc.ru/text/2463195.html

Стоянки этого периода (ок. 17-15 тыс. лет назад) открыты на ул. Кирилловской и в урочище Протасов Яр вблизи Байкова кладбища. Последующие эпохи - неолит, бронзовый и железный века - также представлены на территории К. достаточно широко. Памятники зарубинецкой и черняховской культур (рубеж старой и новой эр и 1-я пол. I тыс. по Р. Х.) обнаружены на горах Замковая, Старокиевская, Юрковица, в районе Львовской пл., на Оболони и в Печерске. Большое количество римских монет (в кладах и случайных находках), местонахождение которых топографически совпадает с находками керамики 1-й пол. I тыс., свидетельствует о развитых связях киевских поселений с периферией рим. мира. История К. сер. I тыс. остается наименее освещенным периодом. Следы исторической жизни на территории ядра города отсутствуют на протяжении большей части V в. Археологически жизнь здесь фиксируется снова с рубежа V и VI вв. Найденные материалы показывают, что одним из древнейших заселенных районов города являлась Замковая гора, к-рая выгодно расположена топографически. В ходе раскопок 1932-1933 и 1940 гг. (Козловская, Магура, Богусевич) был обнаружен культурный слой кон. V-VI в. с лепной керамикой, пряслицами, печиной, костями животных и т. п. С этим слоем, вероятно, связаны и находки 3 визант. монет императоров Анастасия I (498-518) и Юстиниана I (527-566). Вблизи горы, на Подоле, найдены еще 2 визант. монеты - имп. Евдоксии и имп. Юстиниана I, датируемые 537 г. ( Петров. 1897). Из вещей VI-VII вв. следует назвать 2 амфориска (маленькая амфора), один из которых обнаружен на Замковой горе, второй - на Подоле. К сер. I тыс. относится ряд находок в районе Старокиевской горы. В 90-х гг. XIX в. на ул. М. Житомирская найдены большая антропоморфная фибула и серебряный браслет с расширенными концами, происходившие, вероятно, из одного клада (см.: Корзухина. 1955; Каргер. 1958). В 1893 г., во время земляных работ в старой части города, найдены антропоморфные и пальчатые фибулы из низкопробного серебра. В нач. ХХ в. на территории Верхнего города откопали 5 серебряных браслетов с утолщенными концами и еще 2 - в районе Софийского собора; эти предметы происходят из одного района и, возможно, составляли единый комплекс. Фрагмент бронзовой фибулы с красной выемчатой эмалью был обнаружен Хвойкой на территории усадьбы М. М. Петровского.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Археологи изучают К. 1) как религ. центр Др. Греции, столицу панэллинских Истмийских игр и языческих мистерий, главный (особенно в VII - нач. VI в. до Р. Х.; в III в. до Р. Х.; в I в. по Р. Х.) торгово-промышленный узел Вост. Средиземноморья; 2) как важный центр зарождающегося христианства и 3) как памятник раннехрист. археологии IV-VI вв., к-рый дает представление об особенностях пути к христианству одного из главных центров античного политеизма, о превращении К. в один из христ. городов Вост. Римской империи после запрета языческих богослужений имп. Феодосием, мощных землетрясений и варварских нашествий 80-90-х гг. IV в.; 4) как комплекс средневек. археологии, позволяющий проследить судьбу памятников визант. и лат. периодов, демонстрирующий постепенную деградацию огромного города и превращение его в незначительное провинциальное поселение. Крепость Акрокоринф. Фотография. Нач. XXI в. Археологический ландшафт К. образует Коринфия - аггломерация памятников археологии и архитектурных руин. Она включает городские гавани Лехей (с севера, на берегу Коринфского зал.) и Кенхреи (на берегу Саронического зал., с вост. стороны Истма), значительную часть перешейка Истм со знаменитым волоком Диолк и стеной Гексамилион, священные храмовые участки, дороги и улицы. Лучше др. частей К. исследован центр и локусы на его периферии: квартал горшечников; участок Панайия (юго-восточнее форума, 1995-2007); поселения Коракос, Истмия; участок Нези. Руины древнего К. занимают центр пос. Архея-Коринтос (Ст. Коринф), уничтоженного землетрясением 1858 г. (совр. К. находится в 7 км северо-восточнее и в 1,5 км к западу от Коринфского канала). К. древнегреческого и римского периодов располагался к северу от вершины Акрокоринф с древней цитаделью, между ней и заливом. Город окружали стены длиной ок. 16 км (соединяясь со стенами цитадели, они тянулись по равнине до Коринфского зал.; неоднократно перестраивались). После войны с Римом К. был разрушен, восстановлен через столетие Юлием Цезарем (ок. 44 г. до Р. Х.). Запустение, судя по данным археологии, однако, не было полным: знаменитые гавани с азиатской и италийской сторон оставались необходимыми звеньями мировой торговли, а Истмийские игры сохранили статус важнейшего религ. действа эллинистического мира. Население древнего мегаполиса насчитывало 300 тыс. жителей, а во II в. по Р. Х.- ок. 460 тыс. В древнегреческую эпоху

http://pravenc.ru/text/2458653.html

В 1965 г. папа Римский Павел VI (1963-1978) провел реформу системы нунциатур, в результате чего папские дипломатические представители стали делиться на апостольских Н. и апостольских пронунциев, хотя некоторое время в ряде стран сохранялись представительства в статусе интернунциатур (так, интернунциатура в Эфиопии просуществовала до 1969 - An. Pont. 1969. P. 1058). Первые пронунции - в Замбии и Кении - были назначены 27 окт. 1965 г. (AAS. 1965. Vol. 57. P. 1023). Последнее назначение пронунция состоялось 7 нояб. 1992 г. (титулярный архиеп. Луиджи Травальино стал пронунцием в Гамбии и Либерии - AAS. 1992. Vol. 84. P. 1196). После этого пронунции не назначались, а те, кто были назначены ранее, по окончании служения заменялись Н., в результате чего к кон. 90-х гг. XX в. деление на Н. и пронунциев было ликвидировано. В наст. время папские представители во всех странах имеют ранг Н. вне зависимости от того, являются ли эти страны традиционно католическими, и даже вне зависимости от того, получал или нет Н. в этой стране положение дуайена дипломатического корпуса. Полномочия и обязанности Н. закреплены Кодексом канонического права (см. Codex juris canonici ). Кодексом 1917 г. определялось, что папские представители, являющиеся Н. или интернунциями, должны «поддерживать отношения между Апостольским Престолом и светскими правительствами, при которых они состоят постоянными представителями» (CIC (1917). 267 § 1. 1), а также «на территориях, относящихся к зоне их полномочий, обязаны следить за положением дел в католических диоцезах и информировать о том Римского Первосвященника» (Ibid. § 1. 2). Полномочия Н. не прекращаются со смертью назначившего их папы Римского и завершаются только в 3 случаях: по истечении срока мандата, если таковой был оговорен, при освобождении от должности папой Римским или в случае добровольной отставки после ее принятия папой (CIC (1917). 268). Папские дипломатические представители не должны вмешиваться в дела, находящиеся в юрисдикции местных епископов и архиепископов, не могут препятствовать правящим ординариям в свободном осуществлении их юрисдикции (CIC (1917). 269 § 1). Однако Н. и интернунции имеют преимущество старшинства чести перед местными ординариями, если только таковые не возведены в кардинальское достоинство (CIC (1917). 269 § 2). Имеющие епископский сан папские представители могут свободно, без разрешения местных ординариев давать благословение верующим во всех храмах, за исключением кафедральных соборов, а также совершать богослужения, в т. ч. и понтификальным чином с использованием трона и балдахина, во всех храмах, кроме кафедрального собора (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/2577993.html

Древность и средние века. Самые ранние следы обитания человека на полуострове относятся к 4000 г. до Р. Х. Приблизительно в это время в Вост. Аравии сложились неолитические сообщества скотоводов и рыболовов, связанные с южномесопотамской Эль-Обейдской (Убейдской) культурой (VI-IV тыс. до Р. Х.). В К., как и во множестве поселений Персидского зал., обнаружена убейдская керамика, попадавшая в Аравию морским путем, возможно, в обмен на жемчуг. В III тыс. до Р. Х. все прибрежные районы Персидского зал. были вовлечены в единую торговую сеть, протянувшуюся от Месопотамии до Индии. На побережье Аравийского п-ова было найдено большое количество артефактов: импортной керамики, скульптуры, печатей, изделий из лазурита. Бахрейн и прилегающие районы Аравии совр. ученые отождествляют со страной Дильмун, известной из шумеро-аккадских источников как важный торговый партнер Месопотамии, центр транзитной торговли древесиной и медью. После угасания культуры Дильмун ок. сер. II тыс. до Р. Х. следы человеческого присутствия в Вост. Аравии исчезают почти на тысячу лет. В IV в. до Р. Х. в Эль-Хасе, в 90 км от побережья, складывается город-государство Герры (существовал до III в. по Р. Х.), крупный экономический и культурный центр, к к-рому тяготели селения прибрежных районов и ближайших островов. В эти века в Вост. Аравии расселяются араб. племена. В период существования Сасанидской державы (сер. III - сер. VII в.) арав. берег Персидского зал. входил в сферу влияния Сасанидов и вассального им араб. царства Лахмидов. Несториане-сирийцы из Месопотамии, активные участники торговли в Индийском океане, селились на побережье и предположительно контролировали сбыт местного жемчуга. Эти миграции могли быть вызваны неоднократно возникавшими в IV в. гонениями на христиан в Сасанидском гос-ве. К V в. на территории от Кувейта до Омана существовало неск. христ. общин с храмами и мон-рями. Как считается, большинство местных христиан были араб. происхождения, хотя среди монашествующих, возможно, встречались сирийцы и персы. К. наряду с Кувейтом и Эль-Хасой входил в епархию Бет-Катрайе, подчиненную митрополии Рев-Ардашира на иран. берегу Персидского зал. Епископы Бет-Катрайе упоминаются в актах Соборов Церкви Востока между 410 и 676 гг. Данные письменных источников о несторианском присутствии в гос-вах Персидского зал. подтверждаются раскопками кон. XX - нач. XXI в., обнаружившими ряд христ. памятников в Кувейте, ОАЭ и Саудовской Аравии. Два объекта на территории К. идентифицируются как развалины церквей, однако их детального археологического исследования еще не проводилось.

http://pravenc.ru/text/1681365.html

В 329—346 гг. епископ Максимин (329—346) перестраивает базилику в монументальное здание, состоящее уже из четырех базилик, баптистерия и многочисленных служебных помещений. Благодаря этому в IV веке Трирский собор становится одним из крупнейших церковных сооружений. Начиная с 340 г. ведется сооружение так называемого куба (40,5 м x 40,5 м x 40,5 м), внешние стороны которого и образовали строительное ядро собора. В первой половине V века он пережил серьезные разрушения вследствие беспорядков во время Великого переселения народов, когда в Европе происходили этнические перемещения с периферии Римской империи на её центральную территорию, сопровождаемые культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населением. В середине VI века епископ Ницетий († 566 или 569) пригласил итальянских строителей для восстановления «куба» и северной церкви. В 882 г. произошли разрушения собора вследствие нападения на город норманнских племен. В 989/90 гг. при архиепископе Эгберте (ок. 950—993) две северные колонны из четырех, формообразующих квадрат в центре собора, обкладываются камнем и приобретают форму креста. Полная реставрация собора, включая фасад и крипты, происходят уже при архиепископе Поппо фон Бабенберге (†1047) и его последователях. Освященные в 1016 г. позднероманские хоры и крипта встраиваются в восточную стену куба. После этой работы следует замена плоских сводов собора сводчатыми. В том же XI веке впервые встречается упоминание о святом хитоне, а в следующем веке находится подтверждение истории хитона: царица Елена, мать императора Константина, привезла это неделимое святое одеяние Христа в Трир. Позднее чтобы лучше сохранить святыню, ее обшили со всех сторон – в виде тканого ковчега.В смутные времена из-за опасений, что хитон Христов может погибнуть в пожаре или быть похищен, в период непрекращающихся войн и междоусобиц его не раз прятали в тайниках. 1 мая 1196 г. хитон был перенесен из западных хоров в новый алтарь восточных. По некоторым данным, реликвию замуровали в алтаре собора, где она находилась несколько столетий.

http://bogoslov.ru/article/2593596

Э. Н. С. Песнь А. в богослужении Прор. Аввакум. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью. 30-40-е гг. XIV в. (ГИМ) Прор. Аввакум. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью. 30-40-е гг. XIV в. (ГИМ) Песнь А. о пришествии Мессии и спасении Израиля (Авв 3. 2-19), по-видимому, использовалась в ветхозаветном иудейском храмовом богослужении (ср. перевод Септуагинты Авв 3. 2: «          », где под «    » имеются в виду херувимы славы, осенявшие Ковчег Завета ). Песнь А. присутствует среди др. библейских песен в Александрийском кодексе (V в.), следов., употреблялась в александрийском богослужении , что подтверждается и прп. Верекундием (IV в.). В иерусалимском богослужении Песнь А. пелась на утрене: первоначально - по четвергам, в составе трипеснца (сир. Псалтирь VIII в., отражающая богослужебную практику VI в.- РНБ. Сир. нов. сер. 19), позднее (по данным иерусалимского Тропология и греко-грузин. палимпсестов,- РНБ. Греч. 7 и РНБ. Греч. 41 - предположительно в 1-й пол.- сер. VI в.) заняла четвертое место в структуре канона (между песньми пророчицы Анны и прор. Исаии); это место сохранилось за ней и в визант. обряде . По действующему в наст. время Типикону Песнь А. в сокращенном виде должна петься ежедневно на утрене, все 30 стихов (богослужебная разбивка на стихи не совпадает с библейской) должны стихословиться только по четвергам Великого поста . В греч. и слав. следованных Псалтирях Песнь А. озаглавлена: «                » (Псалтирь Следованная. Т. 2. С. 72), вторая часть фразы, по-видимому, древнейший припев к ней. В рим. обряде со времен прп. Венедикта (VI в.), а также в галликанском Песнь А. пелась по пятницам на утрене. В арм. богослужении она звучит в начале особой службы «перед сном» после повечерия (см. Армянская Церковь , богослужение ). Содержание Песни А. перефразируется в ирмосах 4-й песни канонов, где часто встречаются аллюзии на пророчества А.: «                                                    » ( Великий канон - Триодь Постная. Ч. 1. Л. 300 об.); «                                              » (канон на св. Пасху - Триодь Цветная. Л. 3) и др. Стих Авв 3. 3a обычно интерпретируется как пророчество о Боговоплощении: «                                                            » (канон на Рождество Христово - Минея (СТ). Декабрь. Л. 215). Стих Авв 3. 3b в измененном виде («                    ») вошел в чин проскомидии , он произносится при покровении дискоса (Служебник. Т. 1. С. 90). Гимнография

http://pravenc.ru/text/62564.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010