Указатель к житиям святых за все месяцы Праздники господни Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – 14 сент. Вознесение Господне, переходящ. (в конце мая месяца). Воскресение Христово, переход. – (в конце апреля месяца). Воскрешение Лазаря, переходящ. – (в конце марта месяца). Вход Иисуса Христа в Иерусалим, переходящ. – (в конце марта месяца). Знамение креста Господня – 7 мая. Крещение Господне – 6 января. Обновление храма Воскресения – 13 сентября. Обрезание Господне – 1 января. Перенесение нерукотворенного Образа – 16 августа. Перенесение ризы Господней в Москву – 10 июля. Перенесение части креста в Гатчину – 12 октября. Праздник Всемилостивому Спасу – 1 августа. Преображение Господне – 6 августа. Рождество Христово – 25 декабря. Сретение Господне – 2 февраля. Сошествие Святого Духа – в неделю Пятидесятницы, переходящ. – (в конце мая месяца). День Пресвятой Троицы, переходящ. – (в конце мая месяца). Происхождение древа Честного и Животворящего Креста Господня – 1 августа. Праздники богородичные Зачатие Пресвятой Богородицы – 9 декабря. Рождество Богородицы – 8 сентября. Введение во храм – 21 ноября. Благовещение Пресвятой Девы – 25 марта. Успение Пресвятой Девы – 15 авг. Собор Пресвятой Богородицы – 26 декабря. Покров Пресвятой Богородицы – 1 октября. Положение ризы Пресвятой Богородицы – 2 июля. Положение пояса Пресвятой Богородицы – 31 августа. Праздники в честь икон Пресвятой Богородицы Абалацкой, близ Тобольска – 27-го ноября. Ахтырской – 2 июля. Боголюбской – 18 июня. Братской в Киеве – 10 мая и 6 сентября. Ватопедской – 21 января. Виленской – 14 апреля. Владимирской – 26 августа, 23 июня и 21 мая. Влахернской – 7 июля. Волоколамской – 3 марта. Всех Скорбящих Радости – 24 окт. Всех Скорбящих радость – 24 окт. Галицкой – 20 июля. Гребневской – 28 июля. Грузинской – 22 августа. Далматской – 15 февраля. Донской – 19 августа. Елецкой – 11 января. Елецкой Черниговской – 5 февраля. Ефесской или Корсунской – 9 октября. Жировицкой – 7 мая. Знамения Новгородской – 27 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но на иранской почве annus uagus египетский подвергся двум реформам: аа) Положение эпагомен между 9-м и 10-м персидским месяцем, очевидно, было несогласно с календарною логикою, и их отнесли на самый конец года, после 12-го месяца. Видимо, эта реформа была выполнена в такое время, когда тождество календаря персидского с египетским не имело для персов практической ценности 321 , но царство «великого царя, царя персов», еще продолжало существовать. Реформа была осуществлена достаточно неумело. В annus confusionis сперва справили «антарегатво» после месяца «атаре», потом снова вставили их после месяца «спента-армайти», а в следующем году опустили первые «промежутки» и оставили только вторые. Именно вследствие такого приема календарь и принял армяно-каппадокийскую форму, и новый год стал совпадать не с первым днем χοικ, а с 6-м χοικ . Это plus 5 дней ясно показывает, что пять андаргахан были вставлены лишний раз. бб) Вторая реформа была чисто религиозной природы: древние названия месяцев ( θûravâhara, θâigarci, etc.) были заменены новыми, взятыми из круга представлений религии мазда-ясна. Таким образом, каждый месяц поставлен был под защиту какого-либо благого гения или освящен какою-либо религиозной идеей. Равным образом, и каждый из 30 дней в месяце получил имя из того же религиозного цикла. В законченной своей форме этот календарь представляет и ту особенность, что считается праздником тот день месяца, который тезоименит самому месяцу 322 . Напр., в 19-й день первого месяца, называемый farwardîn- rôz-i farwardîn-mâh, фарвардин-день в фарвардин-месяце, праздник «farwardagân»; в 16-й день 7-го месяца, mihr-rôz-i mîhr mâh, праздник «mihragân», μιθρακνα. Первая реформа, несомненно, предшествовала второй 323 , вторая едва ли не падает на последние годы царства ахеменидов или же на время после Александра македонского. В народах, внутренне не прогнивших и потому имеющих историческую будущность, политические бедствия способны вызвать оживление религиозного духа и – нравственный и национальный подъем. Проповедь учения Зороастра могла быть реакцией против побед македонского завоевателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

20. ( Μ) ην Δεκεμβρ τελι θη ν Κυρ δολος το Θεο Νικλαος... τ ατ ες τς ι, νδ. θ. , ςφοθ. Месяца Декабря скончался в Господе раб Божий Николай. Месяца той же в 11 день, инд. 9. 6579 (1071). Ошибкой по-видимому отделено число месяца от самого указания месяца, вследствие чего вышел и странный оборот речи: τ ατ. Если бы не следовало за этими словами непосредственно указание числа месяца, то можно бы было думать, что ими обозначается день недельный; который действительно в тот год был субботой – τ ατ с днём предыдущей надписи. 21. Μην ανουαρ ες τς... ετ... κ... ε... το Χαρισου. νδ. . Месяца Января... скончался в Господе Е.... Хариссев. инд. 8... Все эти надписи, тщательно снятые мной, переданы были мной в редакцию Греческой Археологической Газеты, отлитографированы ей и помещены в 34 выпуске газеты за 1853 год, не сохранивши, впрочем, желанной точности подлинника. Составленное же редакцией объяснение на них не везде, по моему мнению, было удачно. Так напр. в надписи 8 слова: μην μο истолкованы: νομα κατ τν.. В 12, вместо: πιφνιος Λκος читается: Ετιφαν.. πολικος, а из слов: Ες τς Κ сделано: ναςσιος. В 14 имя: Ετυχιανς превращено ВЪ παχιανς, и пр. Годы же почти везде перепорчены до несообразности. Так в 14 читается год, ςφξν, т.е. 656 пятидесятый, а в 18 – , ςφοτ т.е. 657 трехсотый! и пр. Конечно это опечатки, но тем не менее они вредят доброму впечатлению надписей на любознательный мир, отохачивая его от исследования древностей христианской эпохи, и без того мало ценимой любителями греческих древностей, теперь же впервые (в Греции) представляющей для серьёзного исследования свои немалочисленные письменные памятники. Заключим обозрение Ликодимовских надписей сделанным по поводу их Археологической Газетой Афин выводом: «Здание это ( Церковь ), выстроенное с большими издержками и немалых временем Стефаном, который и протоктитором называется, показывает, что в Х и  ΧΙ веке жители Афин благоденствовали и наслаждались тишиной и что набеги Славян и других варварских народов были здесь мгновенны». 2. Надписи церкви св. Феодоров

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

2. Преподобный Феодор Студит. Послания. M., 2003. Ч. 2. С. 211. 3. «Он обновил человеческое естество, родившись не от семени мужа, однако после рождения мужал в меру возраста, испытывал все телесные ощущения, поглощал пищу и выделял ее» (Преподобный Анастасий Синаит. Путеводитель 2,5//Избранные творения. M., 2003. С. 243). 4. См. Блаженный Иероним. Письмо 97 (121), Алгазии, 11//Творения блаженного Иеронима Стридонского. Киев, 1903. Ч.З. С. 212. 5. Святитель Василий Великий. Толкование на пророка Исайю 2,13//Творения. СПб., 1911. Т. 2. (далее: Творения). С. 283. 6. Об источниках преподобного Иоанна Дамаскина см. Гаврюшин Н. К. Премудрая святая диалектика. Нижний Новгород, 2003. 7. Преподобный Феодор Студит. Послания. 4.2. M., 2003. С. 45. 8. Святитель Василий Великий. Письмо 326 (335) К Ливанию//Творения. Т. 3. СПб., 1911. С. 374. 9. 1 Либаний. Послание 731. Цит. по: Вишняков А. Император Юлиан Отступник и литературная полемика с ним св. Кирилла, архиепископа Александрийского. Симбирск, 1908. С. 121. 10. 2 Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Собрание мнений и отзывов. Т.5.4.1. M., 1887. С. 48. 11. «Последователи Василида празднуют также и день крещения Христа Иисуса, проводя ночь накануне его за чтением. Они говорят, что крещение Господа последовало на 15-м году царствования Тиберия Цезаря в 15-й день месяца Туби. Иные же утверждают, что это случилось в 11 — й день указанного месяца. Некоторые из тех, кто тщательно исследует малейшие подробности страданий нашего Господа, утверждают, что это случилось на 16-м году царствования Тиберия Цезаря, в 25-й день месяца Фаменофа; другие же — в 25-й день месяца Фармуфи; третьи утверждают, что это последовало в 19-й день месяца Фармуфи. Иные же из них говорят, что он родился 24-го или 25-го дня месяца Фармуфи» (Климент Александрийский. Стром. 121). 12. См. Успенский И. Анафора//Богословские труды. Вып. 13. Mv 1975. С. 73. 13. См. Рубан Ю. Сретение Господне. СПб., 1994. С. 33. 14. Святитель Иоанн Златоуст. Беседа в день Рождества//Творения. Т.2. Кн.1. СПб., 1896. С. 387

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Почерк той же эпохи, -XI-XII в. На листе, приклеенном к доске книги, бросились в глаза следующие заметки: 1) месяца марта в субботу 3-й недели св. Четыредесятницы, в 3-м часу, индиктиона 5-го, Постригся... и отец мой Ио(анн), А 9-го (числа) того же месяца на св. Четыредесятницу надел святый и ангельский образ (схиму), и 10-го того же месяца ко Христу возшел. Года 6635 (1127) 128 . 2) В том же месяце, Инд. 5-го, постриглась... и мать моя 129 ... а 8-го того же месяца, в 10-м часу в горняя перешла. Года 6635 (1127). 3) Того же месяца в 31 день, в понедельник, в 3-мъ часу, инд. 6-го, года 6639, почила родная сестра моя, христова раба Евдокия. 4) месяца февраля инд. 5-го, прибыл тесть мой Варис ( βαρς – тяжелый) в городе и... продолжение не сохранилось. На том же листке есть и славянская заметка в три строчки мелкого письма, к сожалению, совершенно неразбираемая. В начале указан и год, а именно сказано: В лето 7841-е (1333)... Кроме того, и на полях книги есть немало заметок о рождении, крещении и кончине разных лиц, с годами 6924–6978 (1416–1470). О многих, особенно под годами 6957–6964 (1449–1456) замечено, что они умерли в крепости ( κστρον), во время дозора или стражбы ( ν κατεσκπησε) 130 . Есть и еще одна заметка или, точнее, помарка вверху листа, дурного почерка: Акакий, божиею милостью архиепископ 1-й Юстинианы 131 , безграмотностью своею обличающая в писавшем не – эллина. Его же рукою и, тоже безграмотно, приписано пониже: Отверзу уста моя. Имя Акакия как и вышеприведенное Симеона, тоже в первый раз узнаем мы. Жаль, конечно, что оно не освещено летосчисолительною датою. Так-как книга могла быть занесена сюда от инуды, то, на основании заметок ее из XII века, мы не можем утвердительно сказать, что монастырь здешний существовал уже в то время. Но заметки XV века, по всему надобно думать, сделаны здесь, ибо упоминают о крепости, которая и теперь указывается на карте в окрестностях монастыря к востоку, как селение, обитаемое (по хронологии) исключительно мусульманами (в числе 81 дома или семейства).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Ход суждений ученых, опирающихся на Зах. 8:9 для защиты даты основания в 520 году – в 24-й день 9-го месяца, при толковании этого стиха приблизительно следующий. Пророк Захария, говорят, в Зах. 8:9 ясно указывает на то, что «слова сии», т. е. которые он высказал в Зах. 8:1–8 в 4-й год Дария ( Зах. 7:1 ), были уже сказаны раньше, с чем пророк поставляет в связь и основание дома Господня. Обращая же внимание на то, что смысл речи и радостный характер ее Зах. 8:1–8 одинаковы по содержанию и характеру с речами, произнесенными пророком Аггеем ( Агг. 2:10–23 ), необходимо сделать вывод, что и храм был основан при произнесении этих последних речей. А так как речи, сказанные пророком Аггеем, обращены были к народу в 24 день 9-го месяца 2-го года Дария ( Агг. 2:10,18,20 ), то и основание храма должно было иметь место тогда же. По Костерсу 465 и Новакку 466 , этот Зах. 8:9  прямо отсылает нас к Агг. 2:10,15,18 , указывая на 24-й день 9-го месяца 2-го года Дария и на пророков, действующих теперь, в 4-й год Дария, т. е. пророк Захария разумел здесь речи свои и пророка Аггея и себя и Аггея, как послепленных пророков. Однако такое понимание Зах. 8:9 грешит против грамматической конструкции текста данного места. Упомянутые ученые смотрят на ascher Зах. 8:9 , как на ближайшее определение к слову haddbarim, отсюда и делают перевод «слова пророков, которые» были сказаны при основании дома Господа, а затем, сопоставляя слова Зах. 8:1–8 и находя их сходными с Агг. 2:10–23 , умозаключают, что и основание дому Божию было именно положено в 24-й день 9-го месяца 2-го года Дария, когда пророк Аггей и обращался с указанными словами к народу ( Агг. 2:10,18,20 ). Но в еврейском масоретском тексте ascher поставлено не за haddbarim, а за hannebiim, следовательно, соответственно конструкции речи оно служит определением к этому последнему слову; правильно передано рассматриваемое нами выражение Зах. 8:9 в нашем русском переводе: «слова сии из уст пророков, бывших при оснований дома Господа», т. е. если дать перевод еще более точный, то нужно сказать: «слова пророков, которые (ascker) были и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На 80-м году своей жизни, около летнего поворота солнца, в 9-й индиктион, св. отец наш Савва по Божию промыслу, отправился в Аилу к архиепископу Илие со Стефаном, и игуменом обители великого Евфимия, и Евфалием, игуменом Иерихонских монастырей того же патриарха Илии. Патртарх Илия принял их с радостью и удержал у себя на несколько дней. В продолжении сего времени он обыкновенно после утрени не показывался им до 9-го часа дня, а около 9-го часа выходил к ним, приобщался с ними св. тайн, принимал пищу и после вечерни уходил от них. При таком его обыкновении случилось, что он 9-го дня месяца июля, сверх чаяния, не вышел к ним. Когда они ждали его, и не приобщались св. тайн и ничего не вкушали; то он, вышедши около 6-го часа ночи, сказал: «принимайте пищу, а мне не время»; и поскольку св. Савва удерживал его и некоторым образом принуждал сказать, какая этому причина, то Илия, заплакавши, сказал: «сейчас скончался император Анастасий и мне в десятый день должно совершенно выйти из сего мира и судиться с ним». После этого патриарх сделал распоряжения о своих монастырях, т. е. чтобы по смерти Евфалия преемственно начальствовали над ними Нестав и Захария. Сделавши это распоряжение, по прошествии 8 дней после видения, в которые жил только приобщением св. таин и вином, растворяемым водою, он был несколько времени болен и наконец, в присутствии св. Саввы и его братий, которые вместе с ним три дня неотлучно были при нем, месяца Июля 20 дня, приобщившись св. таин и помолившись Богу, сказал «аминь» и в мире тотчас уснул и почил ( Пс.4:9 ), прожив всего времени 88 лет. Блаженный Савва заметил день, пришел в Иерусалим и узнал, что в ночь на 10 число месяца Июля, в которое патриарх Илия имел видение, в Константинополе гремели громы и сверкали молнии над царским дворцом; император Анастасий, не имея никого при себе, почти умирал от страха и в отчаянии бегал из одного месте в другое; наконец в спальной комнате гнев Божий постиг его и поверг мертвым.      По кончине Анастасия, правление империей тотчас принял Иустин. Он издал повеление возвратить всех посланных Анастасием в заточение и определения Халкидонского собора внести в церковные постановления. Когда это определение императора Иустина было привезено в Иерусалим; то собралось бесчисленное множество монахов и мирян, прибыл также св. Савва и много епископов, и месяца августа 6 числа, в праздник Преображения Господня, объявлены божественные повеления, и определения четырех соборов внесены в священные постановления. Таким образом исполнилось на императоре Анастасии пророчество божественного старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

  I.4. Календарь и православная Пасхалия   I.4.1. Зависимость православной Пасхалии от иудейской Для точного определения дня празднования христианской Пасхи желательным является знание точной даты воскресения Господа. Однако дата эта, по мнению профессора В.В. Болотова «осталась и вероятно навсегда останется для истории неизвестной» 20 , поскольку документально подтвержденных данных о времени голгофских событий не сохранилось. Попытка же установить датировку распятия и Воскресения Христова, ссылаясь на косвенные данные, содержащиеся в Евангелиях, «покоится на положениях, которые исторически обосновать очень трудно» 21 . Опираясь на Евангелия, можно только со всей достоверностью утверждать, что Христос воскрес 16 нисана (авива) по иудейскому исчислению, то есть в первый день недели, следующий за ветхозаветной пасхальной субботой. Именно поэтому ранние христианские общины в вопросе определения дня Пасхи строго придерживались иудейской пасхалии.   I.4.2. Иудейская пасхалия и календарная традиция Постановление о праздновании иудейской Пасхи содержится в текстах Моисеева Пятикнижия. «Наблюдай месяц Авив, и совершай Пасху Господу Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью […]. Месяц сей да будет у вас началом месяцев […]. В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца […] и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца […]. В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу» ( Втор. 16, 1–6 ; Исх. 12, 2–6 ; Лев. 23, 5–6 ). Таким образом, иудейская Пасха празднуется в ночь с 14 на 15 нисана (авива) по еврейскому лунному календарю. Календарь этот состоит из 12 синодических (лунных) месяцев, определяемых как промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны 22 . Синодический месяц составляет 29,530588 солнечных суток, что делает лунный год короче солнечного на 11,25 суток. Для удобства исчислений, месяца в иудейском календаре чередовались количеством дней от 29 до 30. Во время Вавилонского пленения (586–539 гг. до Р.Х.) евреи заимствовали у вавилонян лунно-солнечный календарь. Поскольку лунный год короче солнечного на 11 дней, каждый третий год у вавилонян был високосным и насчитывал 13 месяцев. Такой календарь согласовывал лунные циклы с годичным движением Солнца 23 . В 432 г. до Р.Х. греческий астроном Метон разработал 19-летний календарный лунный цикл, получивший название «Метоновский цикл», который, внес значительное усовершенствование в иудейскую календарную и пасхалическую систему. В Метоновом цикле вставки дополнительного месяца производятся в 3-м, 6-м, 8-м, 11-м, 14-м, 17-м и 19-м годах, что делает его цикличным в сочетании с солнечным календарем. Это значит, что по истечении цикла все фазы Луны повторяются в те же самые числа 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Узнав о нем, многие 116 начертали праздничные циклы в 532 года и, примешав к истине ложь, предоставили для простодушных основания для соблазна и тревоги. Ибо одни не соблюли соответствие четырнадцатого дня первого лунного месяца (D.21) дням, начертанным в составленном богоносными отцами девятнадцатилетии, но составили собственные 19-летние циклы, противоречащие учрежденному богодухновенными учителями Церкви, и таким образом создали цикл из 532 годов. Некоторые, доверяя им и не зная церковного канона о спасительной Пасхе, часто волнуются напрасно, полагая, что животворящая Пасха в святой Божьей Церкви празднуется ошибочно. Другие сохранили неподвижными четырнадцатый день первого лунного месяца на днях двух месяцев марта и апреля, записанных в учрежденном всеславными учителями Церкви 19-летнем цикле, и таким образом цикл из 532 годов составляли. Они оказывались в согласии с церковным каноном в отношении святого праздника Пасхи, по которому Божья Церковь справляла, справляет и будет справлять животворящую Пасху, но время от основания мира, от вочеловечивания великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, от воскресения Его из мертвых сопоставили с 532-летним циклом несогласно ни с богодухновенным Писанием, ни с церковным каноном, ни с (Р. 11) природой вещей. Некоторые, доверяя этому , относительно святого праздника Пасхи не ошибаются, но согласны с кафолической Церковью , относительно же других праздников, справляемых в ней, они (D. 22) весьма заблуждаются, например, в отношении Рождества Христова, которое святая Божья Церковь совершенно безошибочно справляет 25 числа римского месяца декабря, а также относительно Благовещения святой достославной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, которое Божья Церковь безукоризненно справляет 25 числа римского месяца марта, а также в отношении Рождества святого Иоанна Предтечи и Крестителя, которое Божья Церковь правильно справляет 24 числа римского месяца июня, и в добавление к ним относительно святого Сретенья Спасителя нашего Бога и Господа Иисуса Христа, когда святой Симеон принял Его на руки, которое Божья Церковь твердо празднует 2 числа римского месяца февраля. Итак, некоторые из более легкомысленных , следуя за начертавшими таким образом составленный цикл в 532 года и полагая, что они сообщают истину, слишком дерзко и необдуманно порицают святые Божьи Церкви, которые справляют упомянутые праздники в названные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Нач.; Красный и всечестный восияй нам праздник днесь. В. Л. 345 об.; Я. 35) л. 387. Святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. (Текст) Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенный глаголы их. Словеса сия пророческая в книзе псаломстей написанная суть. Нач.; Якоже звезды пресветлыя на тверди небесней. Единственный список. 36) л. 394. Месяца сентября в 27 день. Преподобного отца нашего Савватия Соловецкого чудотворца. (Текст); Уведите, яко удиви Господь преподобного своего. Словеса сия священного Давида глаголанная во псалме IV-м. Нач.: Что ваше всекрасное днесь празднолюбное собрание. Встречается и отдельно Друж. 30 л. 59 XIX в. Здесь приписано А. Денисову; без заглавия. 37) л. 405. Месяца декабря в 6 день. Слово на память святого Николы. Нач.: Се возлюбленнии приспе всечестное торжество. B. л. 326 об.; Д. II л. 38; С; Я. 38) л. 419. Месяца апреля в 17 день. Слово на память преподобного отца нашего Зосимы игумена Соловецкого чудотворца. (Текст) Уведите, яко удиви Господь преподобного своего. Псалом IV, стих 4. Нач.: Светоносная память настоит здесь Зосимы преблаженного. C. 39) л. 427. Месяца июня в 24 день. Слово на рождество святого Иоанна Предтечи. (Текст) Елисавете же исполнися время родити ей и роди сына. Лука, глава 1. Нач.: Иоанн днесь раждается и кто возрадуется. В. л. 235; С; Я. 40) л. 441. месяца июня в 29 день. Слово на память Святых верховных апостол Петра и Павла. (Текст) Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. Псалом XVIII. Нач.: Вопя нам прекрасное светозарное торжество. В. л. 255 об.; Д. I л. 163; С; Я. 41) л. 447. Месяца августа в 8 день. Слово вспоминательное вкупе и похвалительное о пренесении честных мощей Зосимы и Саваля всепреподобною отцу Соловецкою чудотворцу. Нач.: Радостна нам и всерадостна настоящего всекраснаго торжества. Д. V л. 371 и отдельно Друж. 30 л. 20, XIX в. 42) л. 466. О житии преподобных отец наших Зосимы и Саватия вкратце собранное, колико и в кая лета бысть пренесение мощей их. Нач.: Преподобный отец наш Саватий поживе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010