Пост содержим был в ветхозаветной Церкви во все времена, и во дни Моисея, и во времена Судей (Суд. 20:26) и царей (1 Цар. 7:6), и после плена Вавилонского (1 Езд. 8:21).    В Ветхом Завете пост был и чрезвычайный, и всенародный, и частный. Сорокадневный пост Моисея и Илии по непосредственному велению Божию можно называть чрезвычайным.    Всенародный пост был тот, который соблюдаем был всем народом Божиим по установлению закона ежегодно в определенные Богом и Церковью дни (Зах. 8:19), в которые и до сих пор иудеи постятся, например, в праздник очищения, или умилостивления, — в десятый день седьмого месяца Тисри, соответствующего сентябрю, — в такое время года, в которое поспевшие плоды земли, по-видимому, призывали народ не к посту, а к наслаждению. Сам Бог назвал день этого поста нарочитым, святым, и заповедал хранить его законно вечно, в роды родов (Исх. 30:10; Чис. 29:7). И будет это вам законное вечное, — говорил Иегова об очищении, — в месяц седъмый, в десятый день месяца покорите души ваша: в той бо день помолится о вас, еже очистити вас от всех грехов ваших пред Господем (Лев. 21:29—30). Этот пост продолжался сутки; с вечера девятого дня до вечера десятого весь народ обязан был воздерживаться от всякой пищи.    Кроме того, всенародный пост был у евреев в 10 день десятого месяца, (декабря) в память обложения Иерусалима при Седекии Навуходоносором (Иер. 39:1; 52, 4; 4 Цар. 25:1); в 9 день четвертого месяца Фаммуза (июня) в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв (Иер. 39:2; 52, 6—7); в 10 день пятого месяца Ава (июля) по причине сожжения храма и окончательного разрушения Иерусалима Навузарданом (Иер. 50 и 51); в 3 день седьмого месяца ради убиения Гедалии, или Годолии (4 Цар. 25:25; Иер 41); и в 13 день 12 месяца в память поста Есфири (9, 30) и проч.    Частный пост в Ветхом Завете налагали на себя временно, при известных обстоятельствах по особенному благоговению и добровольному усердию к Богу, и некоторые благочестивые люди, и целые общества. Так, в несчастную междоусобную войну израильтян с коленом Вениаминовым израильтяне постились в Вефиле целый день (Суд. 20:26). По возвращении кивота Господня из плена иноплеменников все израильтяне, по совету Самуила, постились также целый день (1 Цар. 7:6). По погребении Ионафана и Саула, падших на горе Гелвуе в несчастной битве с иноплеменниками, израильтяне постились семь дней (1 Цар. 31:13). Царь Давид по случаю убиения Авенира постился целый день (2 Цар. 3:35), и прочие (Пс. 34:13; 8, 24; Лк. 2:37).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Пост начался из послушания и благоговения к Богу в первобытной ветхозаветной Церкви Божией. Принимая пост в смысле более пространном, можно сказать, что он начался от самого создания человека. Ибо Творец первоначально благословил ему употреблять в пищу древесные плоды и растения ( Быт.1:29 ). После потопа уже, при благословении нового бытия мира и обещаний от Бога не поразити более всякую плоть живущую, за дела человеческая, Бог благословил человеку употреблять в снедь и всякое движущееся, еже есть живо ( Быт.8:21; 9:3 ). Яснее начала поста указаны во дни Моисея, который, беседуя с Богом на горе Синае, четыредесять дней и четыредесять нощей хлеба не яде и воды не пи ( Исх.34:28 ). Пост содержим был в ветхозаветной Церкви во все времена, и во дни Моисея и во времена Судей ( Суд.20:26 ) и царей ( 1Цар.7:6 ), и после плена Вавилонского ( 1Ездр.8:21 ). В Ветхом Завете пост был и чрезвычайный, и всенародный, и частный. Сорокадневный пост Моисея и Илии по непосредственному велению Божию можно назвать чрезвычайным. Всенародный пост был тот, который соблюдаем был всем народом Божиим по установлению закона ежегодно в определенные Богом и Церковию дни ( Зах. 8:19 ), в кои и доселе Иудеи постятся 2 , напр. в праздник очищения или умилостивления – в десятый день седьмого месяца Тисри, соответствующего сентябрю, – в такое время года, в которое поспевшие плоды земные, по-видимому, призывали народ не к посту, а к наслаждению. Сам Бог назвал день этого поста нарочитым, святым, и заповедал хранить его законно вечно, в роды родов ( Исх.30:10 , Чис.29:7 ). И будет сне вам законное вечное, – говорил Иегова об очищении: в месяц седьмый, в десятый день месяца покорите души ваша: в той бо день помолится о вас, еже очистити вас от всех грехов ваших пред Господом ( Лев.21:29–30 ). Этот пост продолжался сутки; с вечера девятого дня до вечера десятого весь народ обязан был воздерживаться от всякой пищи. Кроме того, всенародный пост был у Евреев в 10-й день десятого месяца (декабря) в память обложения Иерусалима при Седекии Навуходоносором ( Иер.39:1, 52:4 , 4Цар.25:1 ); в 9 день четвертого месяца Фаммуза (июня), в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв ( Иер.39:2, 52:6–7 ); в 10 день пятого месяца Ава (июля), по причине сожжения храма и окончательного разрушения Иерусалима Навузарданом ( Иер.50 и 51); в 3 день седьмого месяца ради убиения Гедалии или Годолии ( 4Цар.25:25 , Иер. 41 ) и в 13 день 12 месяца, в память поста Есфири (9:30), и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

К числу всенародных постов можно отнести пост, описанный в 1-й Книге Царств, когда все Израильтяне постились целый день, прислушавшись к словам обличившего их в идолопоклонстве пророка Самуила: И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе (I Цар. 7; 6). Но, несмотря на свою всенародность, этот пост был еще и чрезвычайным, так как был наложен на иудеев при скорбных обстоятельствах. Собственно всенародными постами являлись твердо установленные в Ветхозаветной Церкви дни. Вот некоторые из них: 1) 9-й день четвертого месяца Фаммуза (соответствующего июню), в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв; 2) 10-й день пятого месяца Ава (июля) в память сожжения храма и окончательного разрушения Иерусалима Навузарданом; 3) 3-й день седьмого месяца Тисри (сентября) в память убийства Годолии, поставленного царем Вавилонским начальником над Иудеей. 4) 10-й день седьмого месяца Тисри, как непосредственное Божие установление для сугубого очищения грехов. 5) 13-й день двенадцатого месяца Адара (февраля) в память поста Есфири и др. Частный пост ветхозаветные иудеи налагали на себя временно, большей частью при скорбных или, наоборот, радостных обстоятельствах. Подобный пост содержался либо отдельными иудеями, либо целыми сообществами. Яркий пример частного поста при тяжких обстоятельствах содержит Книга Судей: Вениамин вышел против них из Гивы во второй день, и еще положили на землю из сынов Израилевых восемнадцать тысяч человек, обнажающих меч. Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом ( Суд. 20; 25, 26 ). Пост в христианстве Новозаветная Церковь – преемница Ветхозаветной, поэтому Христос неоднократно подчеркивал: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ( Матф. 5; 17 ). И первое, что сделал Христос перед своим выходом на проповедь – удалился в пустыню, где провел сорок дней в посте и молитве: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал ( Мф. 4; 1, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Разделы портала «Азбука веры» Составляющие поста Развернуть таблицу Составляющая Описание Телесный пост Пост, который относится к телесной природе человека, к его физиологическим потребностям. В первую очередь, это воздержание в пище. Не буквальное следование ограничениям в пище животного происхождения, а настойчивая попытка освободиться от духа чревоугодия и лакомства, от привычки к невоздержанию и объедению. Душевный пост При душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов, лишней информации (например, новостей), развлечений. Душевный пост должен включать в себя периоды уединения, молчания, безмолвия, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность познать свои грехи и осуществить главную цель поста – покаяние. Духовный пост Это прежде всего, молитвенное обращение к Богу, стремление к Богообщению, высшей точкой которого является Причащение Святых Христовых Таин. При этом очень важно оказывать ближним свою любовь. Борьба со страстями составляет одну из целей постного делания христианина, но и эта цель не является главной. Очищение от страстей должно проходить на фоне сокрушенного сознания своей немощи и упования на Божию помощь.   Пост в Ветхом Завете Развернуть таблицу Вид поста Тип поста (если имеется) Пример Ссылка на стих Чрезвычайный пост (т.е. пост, который накладывался в исключительных, особых случаях) И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие. И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. Всенародный пост (т.е. пост, твердый установленные в определенные дни) 9й день четвертого месяца Фаммуза (соответствующего июню), в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв. И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.

http://azbyka.ru/shemy/posty-v-vetkhom-i...

23 Следовательно, такое начало книги Иезекииля не дает основания заключать, что в начале книги находился какой-нибудь утерявшийся отдел, напр. рассказ о другом видении (Спиноза, Tract. theol. ро1. с. 10) или же сведения о прежней жизни пророка (Glostermann. Ezechiel, ein Beitrag zur bessern Wurdigung seiner Person u.g. Schrift. Studien u Kritiken 1877, 391 и т.д.). 27 Можно спросить, и некоторые толкователи ставили такой вопрос, почему пророк не называет по имени месяца, в который ему было видение: у евреев существовали названия месяцев. На это надо ответить, что и другие священные писатели редко употребляют названия месяцев и предпочитают числовое обозначение. Только первый и седьмой месяц, самые важные по своим священным воспоминаниям, обычно называются своими именами (Авив, Тисри). В частности, для четвертого месяца священные книги совсем не сохранили его древнего еврейского названия. Позднее его стали называть Фаммуз. Это название стоит и для Иез. 1:1 в Таргуме и у Ефрема Сирина . Но это название вавилонского происхождения (вавил. Duuzu. Кр.), как и все позднейшие названия месяцев. Во время пр. Иезекииля вавилонские названия месяцев, конечно, не получили еще общего распространения у евреев, что и могло быть причиной, почему пророк не мог употребить этого название. Но если мы припомним, с каким негодованием пророк обличает культ Фаммуза в 8-й главе своей книги, то станет понятным, почему пророк не мог употребить этого названия, если даже оно и употреблялось в его время. 28 как и переведено в Вульгате: in quarto in quinta mensis. У LXX опускается только слово «день», а «месяц» читается; но ясно, что последнее слово вставлено переводчиком для ясности: это обнаружится, если сравним настоящую дату (по LXX) с другими, напр. с датой 24 гл.: в настоящем месте (1 гл. 1 ст.) читается ν τ τετρτ μην, а в 24 гл. 1 ст. ν τ μην τ δεκτ – совсем другое словорасположение: там еврейское, здесь чисто-греческое. Итак, подлинный еврейский текст данного места верен: несмотря на странность для нашего слуха такого выражения. Чтение еврейского текста подтверждается и другими местами Библии, содержащими обозначение месяца и дня. Впрочем, у других священных писателей только число месяца обозначается одним числительными без «день», слово же «месяц» не опускается: Исх. 12:3 ; Иер, 52:4, 12. Не должно казаться странным и то, что в еврейском тексте месяц обозначен порядковым числительным, а день количественным: для обозначения дней (как и годов) последнего рода числительные почему-то более приняты в еврейском языке (ср. 2Пар. 29:17 ; Роз.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

«Уменьшил назначенное тебе» – пределы обетованной земли, как супруг кажется имел право ограничивать неверную жену в средствах содержания ( Исх 21.10 ); слав. иначе: «и отвергу законы твоя», языческие обряды. – «Дочерям Филистимским». 5 городов Филистимского пентаполиса. Филистимское угнетение в конце периода судей, а не частные факты вроде Ам 1.6 и далее. Ирония: искала мужчин, попала в руки женщин. – «Устыдились». Верные язычники не могли понять неверности Иегове со стороны Израиля или вообще язычники оказывались иногда нравственно выше и чище Израиля; ср. Иез.3.7 ; Иез.5.6 ; Ам 3.9 . Иез.16:28 .  И блудила ты с сынами Ассура и не насытилась; блудила с ними, но тем не удоволь­ствовалась; Вразумление не имело действия. Союз с Ассирией, сопровождавшийся увлечением ее идолослужением, начался с Ахаза, и должно быть симпатии к этим восточным монархиям побудили Иосию так неудачно выступить против Нехао; ср. Иер 2.18, 36 . Настойчиво указывается ненасытность идолослужения у Израиля. Иез.16:29 .  и умножила блудодеяния твои в земле Ханаанской до Халдеи, но и тем не удоволь­ствовалась. «В земле Ханаанской до Халдеи» – точнее слав.: «ко земли Хананейстей, Халдейстей». Так как после указания на ассирийское идолослужение историческая последовательность не позволяет ждать речи о ханаанском идолослужении, а только о халдейском, то «ханаанская» здесь эпитет к Халдее, приложенный к ней не за безнравственность ее, как думают некоторые, а за торговлю: ср. Иез.17.4 ; Соф 1.11 . На халдейское идолослужение в Иудее указывает Иез.8.9 (культ Фаммуза) и должно быть Иер 44.11 (служение «царице небесной» по – евр. «мелекет» – Мелитта; ср. 4Цар 23.5 ); по существу, халдейское идолослужение мало разнится от ассирийского. Иез.16:30 .  Как истомлено должно быть сердце твое, говорит Го­с­по­дь Бог, когда ты все это делала, как необуздан­ная блудница! «Как истомлено должно быть сердце твое». Слав.: «что сотворю сердцу твоему». Греч.: «как вступлю в завете дочерью твоею». «Как необузданная блудница». Слав.: «блудницы продрзыя; и соблудила еси трегубо в дщерех твоих»; второе предложение является другим переводом (дуплетом) того же евр. слова, которое сначала переведено «продерзыя».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11:34. Празднование победы. Подтверждение обычая встречать победителей песнями и плясками женщин можно увидеть в чествовании Саула и Давида ( 1Цар. 18:6,7 ) и в победной песни Мариам в Исх. 15:20,21 . «Тимпан», на котором играла дочь Иеффая, судя по изображениям на древних рельефах, представлял собой небольшой бубен (из кожи, натянутой на обруч), но, в отличие от современных инструментов этого типа, он не издавал резких металлических звуков. 11:34. Единственное дитя. Согласно популярным религиозным верованиям древнего Ближнего Востока, почитание предков будущими поколениями имело большое значение для благоприятного существования после смерти. Иногда подобные представления разделяли израильтяне, хотя это не одобрялось. В контексте завета пресечение рода означало утрату дарованной Богом земли. В любом случае смерть единственной дочери была трагедией и на философском, и на эмоциональном уровне. 11:35. Раздирание одежд. Наряду с посыпанием головы пеплом раздирание одежд было обычной формой выражения скорби на древнем Ближнем Востоке. Один из примеров встречается в угаритском эпосе об Акхате (1600 г. до н. э.), в котором сестра героя, предсказывая приближающуюся засуху, раздирает одежды своего отца. Обычно таким способом проявляли горе по поводу смерти родственника, друга или выдающегося человека ( 2Цар. 3:31 ), но иногда, как в угаритском примере, в Чис. 14и в данном случае, раздирание одежд было выражением отчаяния в связи с надвигающейся катастрофой. 11:35,36. Нарушение обета. Как религиозный акт, вынуждающий божество вступить в соглашение с верующим, обет не мог быть нарушен безнаказанно (см.: Исх. 20:7 ). Тем не менее закон допускал возможность смягчения обетов, особенно в тех случаях, когда они касались людей (см. коммент. к Лев. 27:2–8 ). Очевидно, эти правовые тонкости были неизвестны Иеффаю. 11:37. Скитания в горах в течение двух месяцев. В угаритском мифе «Ваал и Мот» богиня-дева Анат скитается в горах, оплакивая гибель Ваала, повлекшую за собой утрату плодородия земли. Тема оплакивания в горах утраченного плодородия, несомненно, перекликается с темой оплакивания дочерью Иеффая своего девства. В древнейший период истории Месопотамии женщины ежегодно оплакивали смерть Думузи (Фаммуза), который считался «покровителем зачатия». Двухмесячный период, очевидно, соотносится с одним из еврейских «времен года». В календаре из Газера (X в. до н. э.) год делится на восемь периодов: четыре двухмесячной и четыре месячной продолжительности. Второй двухмесячный период (сев) приходился на зимние месяцы, когда беспокойство о плодородии было особенно велико.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Радостная сцена возвращения Аполлония к друзьям, возможно, и отражает влияние Евангелия – но речь в ней идет вовсе не о воскресении мертвого. После своей смерти Аполлоний в видении является некоему юноше, чтобы уверить его в бессмертии души. Но текст не оставляет сомнений, что это именно видение – а не телесное воскресение. То есть ничего похожего на жертвенную смерть и Воскресение мы в этом повествовании не находим. Итак, о жизни Аполлония Тианского мы узнаем из романа, написанного примерно через 190 лет после евангельских событий и примерно через 120 после кончины самого Аполлония. Персонаж романа совершенно не похож на Господа Иисуса. Эпизод с воскрешением невесты подается не как собственно воскрешение, а как проявление проницательности философа, который обнаружил, что она не умерла, – к тому же автор романа, вероятно, уже был знаком с повествованиями о воскрешении в Евангелии. Параллель с между Аполлонием и Иисусом является явно натянутой – если не сказать попросту, несуществующей. Шестнадцать спасителей, выдуманных Керси Грейвсом Многие из нас читали роман Булгакова «Мастер и Маргарита» и помнят сцену, где Берлиоз учит Бездомного, как правильно бороться с христианством: «Нет ни одной восточной религии, – говорил Берлиоз, – в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор... Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, – поэт узнавал всё больше и больше интересного и полезного и про египетского Озириса, благостного бога и сына Неба и Земли, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про менее известного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике». Хотя сам Михаил Булгаков придает диалогу явно иронический оттенок, многие сетевые атеисты цитируют первую фразу из него с глубокой серьезностью. Почти то же самое недавно писал, например, Александр Невзоров:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Но в отличие от буддистов, упразднивших само понятие «Бог», мы знаем, что Бог есть и Он не просто справедливость. Он есть Любовь, то есть Сила, Которая дает, а не воздает, «хочет милости, а не жертвы», а потому не стоит переводить общение с Ней в плоскость судебно-правовых отношений. Теодицею мы променяли на надежду. Давно. Две тысячи лет назад. Христиане до Христа В древнегреческой мифологии есть рассказ о царе Кодре. Пелопоннесские доряне пошли на Аттику войной и осадили Афины. Дельфийский оракул произнес пророчество: «Доряне! Вы возьмете Афины, если не тронете царя». Царь Кодр узнал об этом и решил спасти город ценой собственной жизни. Он переоделся простым крестьянином, вышел за ворота и принялся собирать хворост. Когда враги схватили его, он начал отбиваться, ранил серпом одного из воинов, за что сразу поплатился жизнью. Когда выяснилось, кто был убит под стенами Афин, доряне сняли осаду и ушли из Аттики. Эта история очень походит на другую, которую позже расскажет миру христианство. Евангелие проповедует Небесного Царя, Который, спасая Свой народ, принял человеческий образ и дал врагам убить Себя на Голгофе. Подобных случаев «совпадений» элементов древних культур с религией Христа наука знает очень много. Британский культуролог Джеймс Джордж Фрэзер собрал их в своем объемном труде «Золотая ветвь». Эта книга до сих пор смущает многих христиан и используется их противниками как аргумент против христианства. Именно на нее ссылается булгаковский Берлиоз в романе «Мастер и Маргарита»: – Нет ни одной восточной религии, в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых… Слушая председателя правления МАССОЛИТа, поэт Бездомный «узнавал всё больше и больше интересного и полезного и про египетского Озириса, благостного бога и сына Неба и Земли, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про менее известного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике…»

http://azbyka.ru/semya/muzhskaja-filosof...

8:1–18 Пророк перечисляет разновидности процветавшего в городе идолопоклонства: поклонение «идолу ревности» (ст. 5,6); поклонение «животным» (ст. 7–13); культ «Фаммуза» (ст. 14,15); поклонение «солнцу» (ст. 16). Все слои общества были заражены грехом: и старейшины (ст. 11,12), и женщины (ст. 14), и даже священники (ст. 16). 8 вот подобие мужа. См. 1,27. 8 принес меня... в Иерусалим. Некоторые исследователи предполагали, что пророк на самом деле перенесен был Духом Божиим в Иерусалим или что он сам однажды совершил туда поездку (см. ком. к 6,1–3). Но эти предположения не являются обязательными: пророк здесь путешествует лишь в воображении, такое с ним бывало и раньше, а также случалось с другими пророками (3,12.14; 37,1; 40,1; 2Кор. 12,20 ). 8 с северной стороны у ворот. Эти ворота соединяли внешний двор храма с внутренним. идол ревности. Ср. ст. 3: «возбуждающий ревность». Он навлекает на себя особый гнев ревнующего о собственной чести Господа ( Исх. 20,5 ), потому что как раз на этом месте следовало пребывать славе Божией (см. ст. 4), а отнюдь не идолу. Под идолом ревности подразумевается, вероятно, Астарта, ханаанская богиня. 8 изображения... животных. Поклонение животным это поклонение твари, а не Творцу ( Рим. 1,25 ). Человек по обетованию Божию должен владычествовать над животными ( Быт. 1,28 ), а не обожествлять их. 8 Иезания, сын Сафанов. Писец Сафан был исполнителем реформы царя Иосии ( 4Цар. 22,3–14 ; 2Пар. 34,8.15–20 ). Воскурение благовоний во храме составляло исключительное право священников ( 2Пар. 26,16–21 ; Исх. 30,7–10 ; Чис. 16,40; 18,1–7 ). 8 по Фаммузе. Во времена Иезекииля Фаммуз почитался как бог плодородия и владыка низшего мира. Поклонение Фаммузу было связано с ежегодными циклами умирания и возрождения растительности. См. Втор. 28,11.12 ; Агг. 1,10.11; 2,15–19 ; Зах. 8,10–12 ). 8 двадцати пяти мужей. В помещение между жертвенником и притвором храма могли входить только священники. Храм смотрел на восток. Вместо того, чтобы обратить свои лица ко храму и, будучи предстателями народа, оплакивать его прегрешения (9,4; ср. Иоил. 2,17 ), эти двадцать пять мужей буквально повернулись спинами к дому Божию и ко Господу, меж херувимами восседающему в нем, чтобы поклониться восходящему солнцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

  001     002    003