Пост начался из послушания и благоговения к Богу в первобытной ветхозаветной Церкви Божией. Принимая пост в смысле более пространном, можно сказать, что он начался от самого создания человека. Ибо Творец первоначально благословил ему употреблять в пищу древесные плоды и растения ( Быт.1:29 ). После потопа уже, при благословении нового бытия мира и обещаний от Бога не поразити более всякую плоть живущую, за дела человеческая, Бог благословил человеку употреблять в снедь и всякое движущееся, еже есть живо ( Быт.8:21; 9:3 ). Яснее начала поста указаны во дни Моисея, который, беседуя с Богом на горе Синае, четыредесять дней и четыредесять нощей хлеба не яде и воды не пи ( Исх.34:28 ). Пост содержим был в ветхозаветной Церкви во все времена, и во дни Моисея и во времена Судей ( Суд.20:26 ) и царей ( 1Цар.7:6 ), и после плена Вавилонского ( 1Ездр.8:21 ). В Ветхом Завете пост был и чрезвычайный, и всенародный, и частный. Сорокадневный пост Моисея и Илии по непосредственному велению Божию можно назвать чрезвычайным. Всенародный пост был тот, который соблюдаем был всем народом Божиим по установлению закона ежегодно в определенные Богом и Церковию дни ( Зах. 8:19 ), в кои и доселе Иудеи постятся 2 , напр. в праздник очищения или умилостивления – в десятый день седьмого месяца Тисри, соответствующего сентябрю, – в такое время года, в которое поспевшие плоды земные, по-видимому, призывали народ не к посту, а к наслаждению. Сам Бог назвал день этого поста нарочитым, святым, и заповедал хранить его законно вечно, в роды родов ( Исх.30:10 , Чис.29:7 ). И будет сне вам законное вечное, – говорил Иегова об очищении: в месяц седьмый, в десятый день месяца покорите души ваша: в той бо день помолится о вас, еже очистити вас от всех грехов ваших пред Господом ( Лев.21:29–30 ). Этот пост продолжался сутки; с вечера девятого дня до вечера десятого весь народ обязан был воздерживаться от всякой пищи. Кроме того, всенародный пост был у Евреев в 10-й день десятого месяца (декабря) в память обложения Иерусалима при Седекии Навуходоносором ( Иер.39:1, 52:4 , 4Цар.25:1 ); в 9 день четвертого месяца Фаммуза (июня), в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв ( Иер.39:2, 52:6–7 ); в 10 день пятого месяца Ава (июля), по причине сожжения храма и окончательного разрушения Иерусалима Навузарданом ( Иер.50 и 51); в 3 день седьмого месяца ради убиения Гедалии или Годолии ( 4Цар.25:25 , Иер. 41 ) и в 13 день 12 месяца, в память поста Есфири (9:30), и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

К числу всенародных постов можно отнести пост, описанный в 1-й Книге Царств, когда все Израильтяне постились целый день, прислушавшись к словам обличившего их в идолопоклонстве пророка Самуила: И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе (I Цар. 7; 6). Но, несмотря на свою всенародность, этот пост был еще и чрезвычайным, так как был наложен на иудеев при скорбных обстоятельствах. Собственно всенародными постами являлись твердо установленные в Ветхозаветной Церкви дни. Вот некоторые из них: 1) 9-й день четвертого месяца Фаммуза (соответствующего июню), в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв; 2) 10-й день пятого месяца Ава (июля) в память сожжения храма и окончательного разрушения Иерусалима Навузарданом; 3) 3-й день седьмого месяца Тисри (сентября) в память убийства Годолии, поставленного царем Вавилонским начальником над Иудеей. 4) 10-й день седьмого месяца Тисри, как непосредственное Божие установление для сугубого очищения грехов. 5) 13-й день двенадцатого месяца Адара (февраля) в память поста Есфири и др. Частный пост ветхозаветные иудеи налагали на себя временно, большей частью при скорбных или, наоборот, радостных обстоятельствах. Подобный пост содержался либо отдельными иудеями, либо целыми сообществами. Яркий пример частного поста при тяжких обстоятельствах содержит Книга Судей: Вениамин вышел против них из Гивы во второй день, и еще положили на землю из сынов Израилевых восемнадцать тысяч человек, обнажающих меч. Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом ( Суд. 20; 25, 26 ). Пост в христианстве Новозаветная Церковь – преемница Ветхозаветной, поэтому Христос неоднократно подчеркивал: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ( Матф. 5; 17 ). И первое, что сделал Христос перед своим выходом на проповедь – удалился в пустыню, где провел сорок дней в посте и молитве: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал ( Мф. 4; 1, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Принимая пост в смысле более пространном, можно сказать, что он начался от самого создания человека. Ибо Творец первоначально благословил ему употреблять в пишу древесные плоды и растения (Быт. 1, 29). После потопа уже, при благословении нового бытия мира и обещании от Бога не поразити более всякую плоть живущую, за дела человеческие. Бог благословил человеку употреблять в снедь и всякое движущееся, еже есть живо (Быт. 8, 21; 9, 3). Яснее начала поста указаны в дни Моисея, который, беседуя с Богом на горе Синай, четыредесять дней и четыредесять нощей хлеба не яде и воды не пи (Исх. 34, 28). Пост содержим был в ветхозаветной Церкви во все времена, и во дни Моисея, и во времена Судей (Суд. 20, 26) и царей (1 Цар. 7, 6), и после плена Вавилонского (1 Езд. 8, 21). В Ветхом Завете пост был и чрезвычайный, и всенародный, и частный. Сорокадневный пост Моисея и Илии по непосредственному велению Божию можно называть чрезвычайным. Всенародный пост был тот, который соблюдаем был всем народом Божиим по установлению закона ежегодно в определенные Богом и Церковью дни (Зах. 8, 19), в которые и до сих пор иудеи постятся, например, в праздник очищения, или умилостивления, — в десятый день седьмого месяца Тисри, соответствующего сентябрю, — в такое время года, в которое поспевшие плоды земли, по–видимому, призывали народ не к посту, а к наслаждению. Сам Бог назвал день этого поста нарочитым, святым, и заповедал хранить его законно вечно, в роды родов (Исх. 30, 10; Чис. 29, 7). И будет это вам законное вечное, — говорил Иегова об очищении, — в месяц седъмый, в десятый день месяца покорите души ваша: в той бо день помолится о вас, еже очистити вас от всех грехов ваших пред Господем (Лев. 21, 29–30). Этот пост продолжался сутки; с вечера девятого дня до вечера десятого весь народ обязан был воздерживаться от всякой пищи. Кроме того, всенародный пост был у евреев в 10 день десятого месяца, (декабря) в память обложения Иерусалима при Седекии Навуходоносором (Иер. 39, 1; 52, 4; 4 Цар. 25, 1); в 9 день четвертого месяца Фаммуза (июня) в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв (Иер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Через двое суток отпущен под подписку о невыезде из Уфы с разрешением жить при Крестовоздвиженской ц. Через 3 недели подписку аннулировали и разрешили свободное проживание. Еп. Питирим не участвовал в съезде представителей «андреевских» общин в Уфе 16-19 окт. 1927 г., провозгласившем самоуправляющуюся («автокефальную») Уфимско-Уральскую епархию, но прислал съезду свое приветствие и благословение, а позже принял участие в укреплении «андреевской» иерархии. В то же время тяжелые переживания по поводу новых разделений в Русской Церкви привели его к решению принять схиму. По благословению еп. Андрея 20 янв. 1928 г. вместе с Саткинским еп. Руфином (Бреховым) в Петропавловской ц. с. Четверто-Петровского еп. Питирим совершил хиротонию иером. Иова (Афанасьева) во епископа Нижегородской слободы града Уфы; затем Питирим принял от новопоставленного еп. Иова постриг в схиму с именем Петр. 21 янв. П., епископы Руфин и Иов совершили хиротонию архим. Вениамина (Троицкого) во епископа Бирского. Вскоре П. переехал в выстроенную для него келью в дер. Вознесенка в 6 км от Четверто-Петровского. Здесь он жил и молился, никуда не выходил и не выезжал; лишь в праздники бывал в Четверто-Петровском и иногда служил. После кончины митр. Агафангела П. поминал за литургией митрополитов Кирилла (Смирнова) и Петра (Полянского). П. принимал десятки паломников, ищущих духовного утешения и совета, врачевал больных, отчитывал бесноватых. За неполные 2 года архипастырского служения П. открыл 2 нелегальных молитвенных дома, рукоположил ок. 15 священников. 24 дек. 1928 г. был арестован вместе с 8 священниками и мирянами по обвинению «в совершении обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах», в распространении нелегальной лит-ры, «разжигании религиозной вражды». 20-23 апреля 1929 г. в Уфе был организован показательный судебный процесс над П. и др. обвиняемыми. П. был приговорен к лишению свободы на 2 года с последующей высылкой за пределы Башкирии сроком на 5 лет. В апр. 1930 г. был освобожден досрочно из тюрьмы в Уфе и сослан в Северный край.

http://pravenc.ru/text/2580312.html

Петром офиц. списках иерархии Российской Церкви на 1926 г. (составлены в дек. 1925). Впосл. еп. Питирим не признал и прав на управление Русской Православной Церковью заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 16 марта 1926 г., незадолго до возвращения еп. Андрея из ссылки, еп. Иоанн (Поярков) созвал в Уфе епископское совещание с участием епископов Аскинского Серафима (Афанасьева), Байкинского Вениамина (Фролова) и Златоустовского Николая (Ипатова). Совещание признало неканоничными все хиротонии, совершённые еп. Андреем после смерти патриарха Тихона для Уфимской и Златоустовской епархий, постановило пресекать деятельность рукоположенных им лиц и запретило их в священнослужении. Еп. Питирим данное запрещение не признал. С февр. 1926 г. он проживал близ Уфы в с. Четверто-Петровское (ныне дер. Петровское Иглинского р-на Башкирии), служил в сельской Петропавловской ц., а также в принадлежавшем «андреевцам» Крестовоздвиженском храме в Уфе. Фактически до возвращения в Уфу из ссылки в апр. 1926 г. еп. Андрея (Ухтомского) еп. Питирим окормлял все общины, отказавшиеся признавать еп. Иоанна (Пояркова). За богослужениями в этих общинах «до будущего Поместного Собора» поминали имя Ярославского митр. Агафангела (Преображенского), считавшегося «андреевцами» законным патриаршим местоблюстителем. В дек. 1926 - янв. 1927 г. еп. Питирим совершил поездку в Ярославль к митр. Агафангелу. На вопрос о том, кого следует поминать за богослужением, митр. Агафангел, по словам еп. Питирима, сказал, что «он свои полномочия слагает и передает их митрополитам Кириллу [Смирнову] и Петру Крутицкому». В янв. 1927 г. еп. Питирим был арестован по обвинению в устроении в с. Четверто-Петровское нелегального мон-ря; вскоре его освободили. В авг. того же года он вновь был арестован в одном из селений за непредоставление документа сельсовету о разрешении служить литургию и за «контрреволюционную проповедь». Доставлен в Башкирский облотдел ОГПУ.

http://pravenc.ru/text/2580312.html

8. Преподобный отец наш Михаил Клопский, Новогородский чудотворец. Преставился в 1453 г. месяца января в 11 день. 9. Преподобный отец наш Пафнутий, Боровский чудотворец. Преставился в 1479 г. месяца мая в 1 день. 10. Преподобный отец наш Макарий, Колязинский чудотворец. Преставился в 1483 г. месяца марта в 17 день. 11. Преподобный отец наш Александр, игумен Свирский. Преставился в 1533 г. месяца августа в 30 день. 12. Святой Благоверный Великий Князь Александр Ярославич [Невский], нареченный в иноцех Алексий, Владимирский чудотворец. Преставился в 1263 г. месяца ноября в 14 день. 13. Иже во святых отец наш Никита, затворник Печерский, архиепископ Новгородский новый чудотворец. Преставился в 1108 г. месяца января в 31 день. 14. Преподобный отец наш Сава, игумен Сторожевский Звенигородский чудотворец. Преставился в 1406 г. месяца декабря в 3 день. И девять местночтимых святых: 15. Иже во святых отец наш Арсений, епископ Тверской, чудотворец. Преставился в 1409 г. месяца марта в 2 день. 16–18. Святой Благоверный Князь Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские. Преставился в 1129 г. месяца мая в 21 день. 19–20. Святой Благоверный Князь Петр, в иноках Давыд, и Святая Благоверная Княгиня Феврония, в инокинях Евфросиния, Муромские Чудотворцы. Преставились в 1228 г. месяца июня в 25 день в един час оба. 21. Святой блаженный Прокопий, иже Христа ради юродивый Устюжский чудотворец. Преставился в 1303 г. месяца июля в 8 день. 22. Святой блаженный Иоанн, иже Христа ради юродивый Устюжский чудотворец. Преставился в 1494 г. месяца мая в 29 день. 23. Святой блаженный Максим, иже Христа ради юродивый Московский чудотворец. Преставился в 1434 г. месяца ноября в 11 день . Необходимо особо сказать о дате Собора 1547 года. Дело в том, что если вы наберете в поисковой системе интернета «Собор 1547 года», то в подавляющем большинстве сайтов (в том числе православных сайтов) вам дадут результат «26 февраля 1547 года». То, что данная дата указывается Википедией или на сайте «Академик», это как-то не удивляет.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/04/...

Всех слов 11, последнее недописано. 5. Сборник или жития Св. Отец рукопись в лист, писана скорописью XVII столетия. Внизу по листам надпись: «7184/1676 марта в 21 день сия книга глаголемая Соборник боярина Богдана Матвеевича зовомого Иова Хитрово, а написана сия книга в ней же многих Святых великих Отец душеполезные жития по его Боярина и Оружейничего Богдана Матвеевича вере в нынешнем же во 184/1676 году, а по обещанию его быти сей книге в Перемышльском уезде у Троицы в Лютикове монастыре по родителех его во веки неподвижно.» Приводим оглавление: Сказание главизнам в книге сей Месяца сентября в 1-й день слово Святого и Преподобного Отца нашего Симеона Столпника…1. Месяца того же в 6-й день сказание чудес великого Архистратига Михаила...2. Месяца того же в 8 день слово на Рождество Пресвятой Богородицы…4. Месяца того же в 14 день слово на Воздвижение Креста Господня…4. Слово о обретении гвоздия, ими же прибиша Господа...5. Месяца того же в 23 день слово, на зачатие Иоанна Крестителя и отца его Захарии…6. В той же день слово о зачатии Иоанна Крестителя. Месяца октября в 6 день деяния Св. Апостола Фомы, и како созда палату Цареву...7. Месяца того же в 26 день мучение Св. и славного Великомученика Димитрия...8. Чудо Св. Димитрия еже виде слуга его пришедша к нему Ангелы. Месяца ноября в 26 день чудо бывшее Святым Великомучеником Георгием о змии…9. Месяца июля в 24 день страдание и страсть и похвала Св. Великомученик Бориса и Глеба...10. Месяца ноября в 1-й день житие и чудеса Св. безмездник Космы и Дамиана...11. Месяца того же в 8 день слово похвальное Св. Архангела Михаила и Гавриила…12. Слово иже во Святых Отца нашего Николы, о житие его, и о смерти его, и о хождении его, и о погребении его…13. Месяца декабря в 25 день иже во Святых Отца нашего Иоанна Златоустог о слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа...14. Слово Иоанна Златоустог о на Богоявление Господне...15. Месяца июня в 29 день деяния и мучение Святых Апостол Петра и Павла...16. Иже во Святых Отца нашего Андрея Архиепископа Критского слово на Рождество Пресвятые Богородицы...17.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

и «формулой познания» 6:2–7, (8–10), умерщвление служителей культа 7:1–27 Предсказание суда, обрамленное Суд над землей Израилевой, пророчество судного «формулой провозглашения послания» дня и конца; конец света наступит на земле и «формулой познания» 7:2–4, 5–9 Израиля; судный день и конец как расплата за (10–27) преступления (7:5–9); описание судного дня с указанием в первую очередь на социальные преступления (7:10–27) (3) Композиция первого видения о Храме, в гл. 8–11: Текст Структурные особенности Содержательные особенности 8:1–18 8:1–4 первая половина рамочной Обоснование и описание суда над городом и конструкции, включающая Храмом; четыре, показанные по мере возрастания, сопутствующие видению культовые «мерзости»: нарушение первой обстоятельства (стих 1), появление заповеди – помещение алтаря и идола ревнования ангела-толкователя (стихи 2–3а), вне Храма, поклонение египетским изображениям, перемещение (стих 3b) и заглавие- культ Фаммуза, культ Солнца совершаемый отсылку (ср. 3:22 слл.) священниками, и отпадение от Яхве 8:5–18 четыре этапа движения пророка вокруг Храма, начиная с северной стороны (8:5–6, 7–13, 14–15, 16–18) 9:1–10:7 9:1 Провозглашение суда; шесть Повеление поразить весь Иерусалим (9:6–8); в мужей истребляют население города последствии смягчение повеление через (9:2–8), седьмой муж, священник, приказание наказать часть населения, берет горящие угли и поджигает город одновременно – слава Яхве выходит из Святая (10:2–7); священник истолковывается Святых с запада на восток в четыре этапа (в 10:1–4 как писец, задача которого – запись описано два этапа) тех, кого следует пощадить (9:2–11) 10:8–22 Продолжение описания видений в 10:8–17 описание повозки херувимов (ср. гл. 1); соединении с повествованиями 10:18 слл. третий этап исхождения; 10:20–22 описание херувимов (ср. гл. 1) 11:1–25 Три части: дополнительное Осуждение социальных преступлений правящей пророчество-спор с руководителями элиты, превращение их самоуверенности (11:3) в Иерусалима (11:2–12), который

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

14-е, на стр. 181. При описании 1207 года: „В лето 6715, Всеволод же Князь великий доспев весь, пойде месяца Августа в 19 день, в неделю и приде на Москву... повеле изъимати их (Рязанских Киязей) с своими думцами, и вести их в Володимир, месяца Сентября в 22 день, Св. Фокы в день суботный. Потом Всеволод пошел войною по земле Рязанской и осадил Пронск... И стояша около города три недели, и предашася людие в четверг третие недели, месяца Октября в 18 день“. Между Августом и Октябрем нет новолетия, следовательно, не Сентябрьский год, а Мартовский. 15-е, на стр. 188, под 6728 годом: ,,Τοгο же лета преставися митрополит Киевский Матфей, месяца Августа в 26 день. Тоеже зимы преставися Княгини Константинова Огафья, месяца Генваря в 21“. Опять между Августом и Январем о новолетии ни слова. 16-е, на стр. 198, под 6745 годом: „Татарове поплениша Володимер, и всю ту сторону… и несть места, ни вси, ни сел тацех редко, идеже не воеваша на Суздальской земли; и взяша городов 14, опрочь слобод и погостов, в один месяц Февраль, кончевающуся 45-му лету“. И здесь 6745 год явно оканчивается Февралем, стало быть, в летописи Мартовское новолетие, а не Сентябрьское. Или еще из Новгородских летописей: 17-е, на стр. 6: „В лето 6642 почаша мълвити о Суждальстей войне Новгородьци, и убиша мужь свои и свергоша и с моста, в суботу пянтикостьную. Том же лете погоре търговый пол, Августа в 4. Том же лете ходи Всеволод с Новгородьци...· ииде Исаия игумен сълом Кыеву; приде опять с Митрополитом Михайлом Новугороду, Декабря в 9. В том же лете, на зиму иде Всеволод на Суждаль ратью, и вься Новгородьская область, месяца Декабря в 31 ... и бишася на Ждан горе ... месяца Генваря в 26 ... створше мир придоша опять, и пустиша Митрополита Киеву, месяца Феураря в 10 в мясопустную неделю“. Здесь год, по порядку описываемых происшествий, очевидно начинается Мартом месяцем и оканчивается Февралем: „Почаша мълъвити о Суждальстой войне в суботу пянтикостьную... и пустиша Митрополита Киеву месяца Феураря в 10-й. 18-е, на стр. 7: „В лето 6644 индикта лето 14 Новгородьци Князя своего Всеволода въсадиша в Епископль двор, месяца Маия в 28... и седе два месяца; и пустиша из города Июля в 15... В то же лето приде Новугороду Князь Святослав Ольговичь ... месяца Июля в 19 преже 14 каланда Августа, в неделю на сбор Св. Еуфимие, в 3 час дне, а луне небесней в 19 день. Том же лете наставшю индикта 15, убиша Гюргя Жирославича... месяца Сентября. В то же лето святиша церковь Святого Николы в 5 Декабря“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/h...

Данная форма борьбы с Богом характеризуется отступлением от истинной богооткровенной религии и возвратом к каким-либо древним или современным языческим религиям, не стесняющим, а наоборот, в некоторых случаях даже стимулирующим полную сексуальную свободу. Вот лишь некоторые из них: культы Астарты, Афродиты, Исиды, Фаммуза, Адониса, Люцифера, а также тантризм, синтоизм, мормонизм, дианетика и другие многочисленные оккультные системы. Спровоцированное демонами стремление к моральному избавлению от четкого и ясного ограничения половой функции (которое для людей было определено Богом в форме законного брака), то есть стремление к сексуальной «свободе», а точнее – к разврату, являлось, как мне кажется, главной причиной многократного уклонения в идолопоклонство древних израильтян единственного народа, обладавшего богооткровенной религией в дохристианский период. Пророк Иезекииль, например, в одном из своих откровений видел, как у северных ворот храма Господня сидят женщины, плачущие по Фаммузе ( Иез. 8:14 ). Смысл обличения этого нечестия Богом заключался втом, что виденные пророком израильтянки совершали служение идолу Фаммузу (Таммузу), поставленному в храме Истинного Бога (!) наряду с другими языческими «богами» нечестивым царем израильским Иоакимом. Это служение сопровождалось вначале плачем по Фаммузу (Таммузу), а затем безудержным весельем, соединенным с самым гнусным и бесстыдным Подобное же демоническое воздействие в половой сфере вот уже многие века испытывают все христиане, постепенно отпадая от истинного учения, а некоторые и от Христа. Достаточно здесь для примера привести отпадшую от Православия семью Рерихов и их многочисленных последователей, которые впали в самое примитивное демонопоклонство (язычество), облеченное, правда, в изящную мишуру псевдонаучных, а также индуистских и ламаистских понятий и терминов. Третьей разновидностью бунта против Бога и Его Церкви является непосредственная революционная деятельность масонства и всех других разновидностей глубоко религиозного сатанизма, задачей которых является полное уничтожение Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, а также отпавшего от нее в XI веке католицизма, что наиболее откровенно проявилось во французской революции конца XVIII века, а главное – в трех русских революциях XX века. Глубинным мотивом этих восстаний для многих из революционеров (конечно, не из самых посвященных) явился, на мой взгляд, бунт сексуальный, борьба за свободу для греха и, в первую очередь, для греха блудного. Блуд – путь к одержимости

http://azbyka.ru/semya/svoboda-ljubvi-il...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010