В июле 1401 г. Г. присутствовал на созванном митр. Киприаном Соборе в Москве, на к-рый съехались 9 иерархов из зап. и вост. областей Киевской митрополии. В 1402 г., согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, Г. благословил преподобного на игуменство в основанном прп. Дионисием общежительном Глушицком в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-ре. Г. возглавил отпевание и захоронение в московском Успенском соборе скончавшегося 16 сент. 1406 г. митр. Киприана. Ростовский епископ зачитал прощальную грамоту, составленную митр. Киприаном за 4 дня до смерти. По словам современника, Г. «прочте ю оумилно, велегласно, да боудеть оуслышанно в оушию всему градоу; и внегда чтоуще емоу, тогда многие от предстоящих на слезы предподвиже» (Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 400). При ростовском кн. Александре Константиновиче (в монашестве Андрей), между 19 марта 1396 и 19 июня 1404 г., произошло чудо по молитвам Г. и клириков ростовского Успенского собора к Ростовским святителям Леонтию и Феодору - исцелился сын кн. Александра Иоанн (Житие св. Леонтия. С. 19; Житие св. Феодора. С. 307). 24 июня 1408 г. в Ростове случился пожар, во время к-рого обрушились своды каменного Успенского собора (сохр. стены «по комары» и алтарь), «иных церквии погоре 14, и людии много истопе» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 538). В дек. 1408 г. бедствия Ростовской земли усугубил набег ордынского отряда из войска эмира Едигея. Г. вместе с князем и др. жителями бежал из города. Захватив Ростов, ордынцы сожгли его, сгорели мн. храмы, уцелел лишь ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь в честь Зачатия Пресв. Богородицы, ограждаемый, как пишет летописец, «молитвою святыа Богородици» (Там же. Т. 15. Стб. 483). 1 окт. 1410 г. Г. освятил восстановленный на его средства (к 26 сент.) Успенский собор. Владычный летописец особо отметил, что «людие дивяхуся, яко вборзе тако сделана была церковь». В 1411 г. в Ростове из старых, испорченных пожаром колоколов были отлиты новые, «выше первых» (Там же. Т. 6. Вып. 1. Стб. 531-532; см.: там же. Т. 23. С. 144; Т. 26. С. 124 и др.). 6 окт. 1411 г. на подворье Ростовских владык в с. Дорогомилове на берегу р. Москвы по благословению митр. Фотия Г. освятил созданный по его заказу каменный храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Тогда же, как свидетельствует Никоновский свод 20-х гг. XVI в., Г. отказался от предъявленных им ранее претензий на земли митрополичьего с. Кудрина (Кудринского) (Там же. Т. 11. С. 219). 22 марта 1416 г. вместе с митр. Фотием, епископами Митрофаном Суздальским, Антонием Тверским, Тимофеем Сарским и Исаакием Пермским в присутствии вел. кн. Василия I и его братьев Георгия (Юрия) и Константина Димитриевичей Г. участвовал в хиротонии в московском Архангельском соборе Новгородского архиеп. Симеона. Это был важный политический акт, свидетельствовавший верность архиереев Сев. и Сев.-Вост. Руси митр. Фотию и непризнание ими претензий Григория Цамблака на Киевскую митрополию.

http://pravicon.com/info-2115

Являясь председателем Московской группы Комиссии по исполнению поручений II съезда, З. участвовал в рассмотрении вопросов об учреждении Устава Всероссийского об-ва хоровых деятелей, об авторском праве, о преподавании пения в школе, о разработке анкеты о положении хорового школьного церковного и светского пения, об организации регентско-учительских курсов. На V Всероссийском съезде регентов (1914) З. был избран товарищем председателя. В докладе «Богослужебное пение в православной церкви и значение в этом вопросе церковного пения» З. коснулся актуальных проблем церковно-муз. творчества. Автор критиковал церковные сочинения Нового направления, назвал произведения К. Н. Шведова , С. В. Рахманинова , А. Т. Гречанинова «извращением стиля церковного пения» (см.: Рыбаков. Стб. 596), имея в виду несовместимость концертного, оперного стиля с «идеей богослужения» (Там же). З. предлагал организовать комиссии при Святейшем Синоде и комитеты по церковно-богослужебному делу при епархиях для цензуры муз. сочинений, исполняемых в церкви, приравнять права регентов к правам псаломщиков. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 371. Оп. 1. Ед. хр. 448. Л. 13, 18, 24, 37 об., 51, 53; Оп. 2. Ед. хр. 67. Л. 3; ЦГАЛИ. Оп. 662. Ед. хр. 1. Л. 3, 5. Соч.: Музыкальная хрестоматия для уроков хорового пения. М., 1895; Хоровое пение в средних учеб. заведениях Мин-ва народного просвещения. М. [: Тип. Лисснера и Д. Собко], 1904; То же//Циркуляры по Моск. учебному округу/Ред.: В. Исаенков. М., 1904. 9. Прил. С. 3-15; Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом: Год 1-й. М., 1907; Методические заметки к «Практическому курсу школьного хорового пения». М., 1912; Что такое музыкальный слух?//ХРД. 1909. 7/8. С. 183-191; 9. С. 219-222. Лит.: Пятидесятилетие Московской 4-й гимназии (1849-1899)/Сост.: Д. Соколов. М., 1899. С. 125, 240; Столетие Московской 1-й гимназии (1804-1904)/Сост.: И. Гобза. М., 1903. С. 357, 364; [П. А.] 1-й Всерос. регентский съезд//РМГ. 1908. 26/27. Стб. 561; 30/31. Стб. 620-621; Разные известия//Там же. 1908. 15/16. Стб. 293-294; 2-й съезд хоровых деятелей в Москве//ХРД. 1909. 7/8. С. 100-161, 175, 177; 2-й съезд хоровых деятелей в Москве//РМГ. 1909. 29. Стб. 637; Витошинский Е. М. Съезды хоровых деятелей//ХРД. 1910. 11. С. 265-270; Отчет о Московских регентско-учительских курсах за 1909 и 1910 гг.//Там же. С. 274-276; 12. С. 311-315; 3-й Всерос. съезд хоровых деятелей//РМГ. 1910. 32/33. Стб. 683-687; Казанский К. Итоги работы бывших съездов регентов и др. хоровых деятелей//ХРД. 1912. 5/6. С. 87-89; Рыбаков С. Г. 5-й Всерос. съезд хоровых деятелей//РМГ. 1914. 26/27. Стб. 590-596; Труды 5-го Всерос. съезда хоровых деятелей//ХРД. 1914. 12. С. 211-225; Апраксина О. А. Муз. воспитание в рус. общеобразовательной школе. М.; Л., 1948. С. 48-55; Локшин Д. Л. Хоровое пение в рус. дореволюционной и сов. школе. М., 1957. С. 124, 142-143, 167, 175, 180. Т. М. Зацепина Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182633.html

И. скончался в пятницу Светлой седмицы. Отпевание в Георгиевской ц. с. Супурган 25 апр. (на Антипасху) совершил еп. Мар Илия в сослужении начальника миссии и урмийского духовенства и в присутствии российского вице-консула в Урмии при большом стечении народа. И. был похоронен на кладбище с. Супурган, надпись на его могиле выполнена на рус. языке. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 165. Д. 1663; Оп. 183. Д. 2394; Оп. 187. Д. 6983, 7041, 7330; Оп. 191. Д. 130. 6 отд. 1 стол; Оп. 205. Д. 245; Ф. 797. Оп. 67. Д. 54. 2 отд. 3 стол; Оп. 71. Д. 291. 2 отд. 3 стол. Лит.: Синадский В. М., прот. Среди сирохалдейцев несториан: (Из писем рус. миссионера)//ЦВ. 1898. 13, 15, 17, 19, 20, 26, 34; Предстоящее присоединение айсоров-несториан к Церкви правосл.//ПрибЦВед. 1898. 12. С. 485-490; Определение Свят. Синода от 17-21 марта 1898 г. 1017 о воссоединении сиро-халдеев несториан с правосл. Церковью//ЦВед. 1898. 13. С. 67-77; Присоединение несториан к православию//ЦВ. 1898. 13. Стб. 453-456; Семёнов А. Пребывание преосв. Мар-Ионы, еп. Супурганского, в Москве и Тифлисе: (Из дневника Мар-Ионы)//Там же. 27. Стб. 949-950; Присоединение несториан к православию//Рус. паломник. 1898. 14. С. 222-224; Пребывание сиро-халдейского еп. Супурганского Мар-Ионы в Москве//Моск. ЦВед. 1898. 23. С. 307; Пребывание преосв. Ионы, еп. Супурганского, в с. Койласар Эриванской губ.//ДВГЭ. 1898. 17. С. 24-28; Архангелов С. А. Наши заграничные миссии: Очерк о рус. духовных миссиях. СПб., 1899. С. 116-145; Отчет о состоянии Урмийской правосл. миссии за 1904 г. Урмия, 1905; То же, за 1905 г. Урмия, 1906; Пимен (Белоликов), игум. Кончина Сирийского еп. Мар-Ионы//Правосл. благовестник. 1910. Т. 1. 9. С. 413-414; он же. Забытая кончина//Рус. паломник. 1910. 50. С. 815. Ил.; Стефан (Садо), иером. Российская правосл. миссия в Урмии//ХЧ. 1996. 13. С. 73-112; он же. Проф. СПбДА В. В. Болотов и вопрос о чиноприеме воссоединения несториан с РПЦ в кон. XIX в.//Там же. 1997. 14. С. 97-123; он же. Материалы к биогр. словарю ассирийцев в России: (XIX - сер. XX в.). СПб., 2006 2. С. 85.

http://pravenc.ru/text/578292.html

Соч.: Краткий обзор крюковых и нотнолинейных певчих рукописей Соловецкой б-ки: (Прил. к Описанию соловецких рукописей)//ПС. 1910. Ч. 2. Июль/авг. Прил. (отд. отт.: Каз., 1910); Церковно-правительственные комиссии по исправлению богослужебного пения Русской Церкви во 2-й пол. XVII в.//Там же. Т. 2. Окт. С. 433-475 (отд. отт.: Каз., 1910); Ив. Сем. Морев: Регент хора Богоявленской ц. в г. Казани (1888-1893)//Музыка и пение. 1913. 11; Придворный распев//Вятские ЕВ. 1913. 38. С. 1132; Регент Вятского архиерейского хора и местный церк. композитор архим. Анатолий [Луппов]//Там же. 1914. Отд. неофиц. 5. С. 89-98; А. А. Осокин: Регент Вятского архиерейского хора и церк. композитор//Там же. 6. С. 117-123; Прот. А. А. Попов: Ключарь Вятского кафедр. собора и духовный композитор//Там же. 8/9. С. 200-203; Н. Д. Дмитриев: бывший член Вятского окружного суда и местный композитор//Там же. 10. С. 255-261 (отд. отт.: Вятка, 1914); Рус. церк. музыка в ее ист. развитии за посл. сто лет своего существования//Там же. 14. С. 394-409; Духовный композитор А. Е. Космачевский и бывш. секретарь Вятской духовной консистории//Там же. 20. С. 612-616; Член Вятского церковно-певч. об-ва и местный духовный композитор свящ. А. Н. Чистяков//Там же. 21; Православное пастырство и современность//Там же. 45. С. 1413-1424; Вятское церк.-певч. об-во в 1914 г.//Там же. 1915. 4. С. 84-88; А. Н. Карасев//Там же. 6/7. С. 176-179; «Спутник псаломщика»: Библиогр. очерк//Там же. 12. С. 359-363; Народные хоры//Там же. 30. С. 951-955; Епархиальный регент-инструктор//Там же. 46. С. 1350-1352; Духовно-музыкально-певческая школа в Чернигове//Там же. 47. С. 1378-1379; Азбука знаменного пения//Тр. Вятской арх. комис. Вятка, 1915. Вып. 1. С. 1-16; М. А. Гольтисон: К годовщине со дня смерти//Музыка и пение. 1915. 4; Совр. война и народная песня//РМГ. 1915. 37/38. С. 553-555; Воспоминания о С. В. Смоленском//Там же. 43. Стб. 672-675; Указатель книг религиозно-нравственного и вообще воспитательного характера. Вятка, 1915; Церк.-певч. дело в г. Вятке и Вятской епархии//Вятские ЕВ. Отд. неофиц. 1916. 5. С. 85-92; 7. С. 150-157; 8. С. 183-189; 9/10. С. 223-227; 11. С. 271-274; 12. С. 285-290; 13. С. 402-406; 14. С. 430-438; 16/17. С. 470-475; 18/19. С. 503-508; 20/21. С. 522-525; 22/23. С. 565-574; 24. С. 594-599; 25. С. 612-618; 26/27. С. 632-638 (отд. отт.: Вятка, 1916); Вятское церк.-певч. курсы: Отчет//Там же. 1916. 28/29, 30/31; Священник Е. Ф. Сосунцов и его лит.-пед. деятельность. Каз., 1917; Священник И. В. Шестаков: Очерк жизни и тр. Сарапул, 1917 (обл. 1918).

http://pravenc.ru/text/293509.html

И. принял участие в Соборе об установлении Патриаршества в России. В мае 1589 г. по приговору участвовавших в Соборе иерархов была учреждена архиепископия Суздальская и Тарусская. В нач. июля 1591 г., во время похода крымского хана Казы-Гирея на Москву, Суздальский архиепископ, находившийся тогда в столице, был направлен патриархом св. Иовом к русским войскам с Донской иконой Божией Матери . И. присутствовал при избрании и хиротонии в Москве в марте 1592 г. Новгородского митр. Варлаама . По сообщению П. М. Строева , в том же году И. был уволен на покой ( Строев. Списки иерархов. Стб. 655). Архиерей был погребен в построенном незадолго до его кончины Преображенском соборе Спасо-Евфимиева мон-ря, в юж. приделе во имя прп. Евфимия Суздальского. Сохранилась надгробная плита с надписью: «Лета 7102 месяца июня в 24 день, на память Рождества святаго славнаго пророка, предтечи, крестителя Иоанна, преставился раб Божий преосвященный архиепископ Иов Суждальский и Тарусский» ( Курганова Н. М. Страницы истории некрополя г. Суздаля. М., 2007. С. 70). В сер. XVII в. в Спасо-Евфимиевом мон-ре хранился покров с гробницы И.- «камка таусинная, на ней в кресте дробницы серебряны, золочены, по краям слова шиты золотом» ( Тихонравов. 1878. С. 38). Известна духовная грамота И., содержащая перечень многочисленных поминальных вкладов архиерея. Ист.: СГГД. Ч. 1. С. 584; Ч. 2. С. 95, 102; ДАИ. Т. 1. С. 229; ПСРЛ. Т. 14. С. 12; Т. 34. С. 233; Тихонравов К. Н. Описная книга суждальского Спасо-Евфимьева мон-ря 1660 г. Владимир, 1878. С. 25, 26, 38, 42; Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, 1506-1608 гг. М., 1998; Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты/Подгот. текстов: Р. Б. Мюллер; ред.: Н. Е. Носов. Л., 1986. С. 58, 59. 40; Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в док-тах XVI - нач. XVII в.//РД. 1999. Вып. 5. С. 88-92; он же. Явочные челобитные 1568-1612 гг. из архива суздальского Покровского мон-ря//Там же. 2003. Вып. 9. С. 304. 34. Лит.: Федоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Т. 22. Отд. мат-лы. С. 6, 31, 48, 51; Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С. 26; Диев М. Я. Суздальская иерархия/Публ., предисл.: А. А. Титов. М., 1892. С. 61-62; Косаткин В. В., свящ. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 44.

http://pravenc.ru/text/578170.html

Ист.: Описание о российских святых. С. 160; ГВНиП. 110, 129. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 629-637; Филарет (Гумилевский). РСв. Апр. С. 79-82; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1898. Вып. 8. Апр. С. 118-120; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 185-186; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 102-105; Никодим (Кононов), архим. Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1901. С. 5-12, 58; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 127-129; Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. СПб., 1998. Т. 2. С. 228. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/116070.html

В сокращенном виде под 26 марта эта история вошла в визант. стишные Синаксари (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 559-562), затем из них была заимствована прп. Никодимом Святогорцем и помещена в «Синаксарист» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 140-144), а также вошла в состав слав. стишных Прологов ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 78-81) и в ВМЧ (Март. Дни 26-31. Стб. 792d - 794b). Кроме того, в XII в. краткое изложение сюжета было включено под 13 апр. в раздел слов и поучений пространной редакции нестишного Пролога (ГИМ. Син. 246. Л. 65 об.- 66 об., 2-я пол. XIV в.), и из него было заимствовано митр. Макарием при составлении ВМЧ (Апр. Дни 8-21. Стб. 425-426). В визант. рукописях память М. также иногда указана под 20 марта, реже - под 5 марта и 16 апр. Не исключено, что М. и прп. Малх (пам. греч. 24 нояб.) являются одним и тем же лицом. М. почитался святым и на Западе: сведения о нем включены под 21 окт. в Узуардов Мартиролог (2-я пол. IX в.) и в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония. Ист.: CPL, N 619; BHL, N 5190; BHG, N 1015-1017; BHO, N 585-5586; Hieron. Vita Malchi monachi captivi//PL. 23. Col. 53-60; Idem. Vita Malchi/Ed. C. C. Mierow//Classical Essays presented to J. A. Kleist. St. Louis, 1946. P. 31-60; ActaSS. Oct. T. 9. P. 64-69; Bedjan. Acta. T. 7. P. 236-251; Ven P., van den. St. Jérôme et la Vie du Moine Malchus le Captif//Le Museon. N. S. Louvain-la-Neuve, 1900. Vol. 1. P. 413-455; 1901. Vol. 2. P. 38-43, 208-326; Иероним Стридонский, блж. Творения. 1903. Ч. 4. С. 44-53; Budge E. A. W. The Paradise or Garden of the Holy Fathers. L., 1907. Vol. 1. P. 351-352; Vol. 2. P. 279-290; ЖСв. Март. С. 491-499; J é r ô me. Trois vies de moines (Paul, Malchus, Hilarion)/Texte crit. E. M. Morales, trad. P. Leclerc. P., 2007. (SC; 508). Лит.: ActaSS. Oct. T. 9. P. 59-64; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 65, 81, 86, 107, 365; Т. 3. С. 116-117; Gordini J. D. Malco, eremita, santo//BiblSS. Vol. 8. Col. 585-587; Kelly J. N. D. Jerome: His Life, Writings and Controversies. L., 1975; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 287; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 7: Μρτιος. Σ. 265-266; Jerome of Stridon: His Life, Writings and Legacy/Ed. J. Lössl, A. Cain. Farnham, 2009.

http://pravenc.ru/text/2561746.html

Особое значение для истории Кормчей книги имеет переписанный с «Суздальских правил» кодекс ГИМ. Воскр. 28, к-рый был положен в основу 1-го издания Кормчей. При подготовке публикации использовалась также «суздальская харатейная» рукопись, о чем свидетельствует помета в печатной Кормчей: «из суздальской харатейной» (Кормчая. М., 1653. Л. 222 об.; помета относится к одной из редакций правила, приведенного в печатной Кормчей в 2 редакциях). «Суздальская харатейная» рукопись упоминается также в маргиналии в Кормчей Успенского собора (ГИМ. Усп. 21/173. Л. 145 об.): «Сие правило списати из суздалскои харатеинои, тамо лучше». Печатная Кормчая неоднократно переиздавалась до 1839 г. и служила основным источником канонического права в России. Ист.: ПСРЛ. Т. 8. С. 151, 162-163, 169-173, 175, 178, 201-203; Т. 9. С. XIV; Т. 12. С. 116, 142, 146-147, 153-154, 193-196; Т. 22. Ч. 1. С. 464, 468, 485, 488-489, 492, 496-498; Т. 23. С. 179, 191, 193; Т. 24. С. 186, 194, 197; Т. 25. С. 279, 292, 295-296, 301, 323-326; Т. 26. С. 243, 247-248, 252, 258-261; СбРИО. СПб., 1882. Т. 35. 24. С. 134; РИБ. СПб., 1908. Т. 6. 84. Стб. 631-634; 88. Стб. 657-670; 89. Стб. 671-674; 91. Стб. 679-684; 110. Стб. 745-748; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 54, 74, 78, 86; АСЭИ. М., 1958. Т. 2. 474. С. 513; 476. С. 515; Покровская В. Ф. Летописный свод 1488 г. из собрания Н. П. Лихачева//ПКНО, 1974 г. М., 1975. С. 31-32; РФА. Ч. 1. 2. С. 64-65; 52. С. 189-191; Ч. 2. 77. С. 252-253; 79. С. 258-259; Ч. 3. 38. С. 108-109. Лит.: Шляпкин И. А. Описание рукописей Суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря. СПб., 1881. С. 53-54; Диев М. Я. Суздальская иерархия. М., 1892. С. 47-48. (Мат-лы для истории Рус. Церкви; Вып. 4); Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 29-30; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 183; Щапов Я. Н. Византийское и южнослав. правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. C. 152-153, 266-267; Белякова Е. В. Особые редакции сборника XIV титулов в византийско-слав. традиции//Церковь в истории России. М., 1999. Сб. 3. С. 37-38; Плигузов А. И. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002. С. 148, 156; Каталог слав.-рус. рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2005. Вып. 1. С. 293-313, 455-456.

http://pravenc.ru/text/187694.html

в Суздале был обнаружен и перенесен в Москву реликварий со святынями, привезенными из К-поля на Русь свт. Дионисием Суздальским в 1382 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 210-211, 231). Возможно, ко времени управления Е. Суздальской епархией относится установление местного почитания безымянных Засурских трех преподобных , мощи к-рых были помещены среди др. святынь в мощевиках 1410 и 1414 гг. суздальско-нижегородских князей - потомков Бориса Константиновича (см. в ст.: Даниил Борисович ). При жизни Е., 9 сент. 1406 г., митр. Киприан поставил Суздальским епископом Митрофана (ПСРЛ. Т. 18. С. 151; Т. 25. С. 234). Источники умалчивают, когда и в силу каких обстоятельств Е. покинул кафедру. Во 2-м Остермановском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. содержатся миниатюры с изображением Е., который в числе др. епископов провожает митр. Пимена в паломничество в Царьград, присутствует при встрече в Москве свт. Киприана, митрополит утверждает Е. на епископство в Суздале (БАН. 31. 7.30-2. Л. 255, 350 об.- 352 об.). Ист.: ПСРЛ. Т. 8. С. 50, 60, 69, 81; Т. 11. С. 90, 95, 122, 185, 198; Т. 15. Вып. 1. Стб. 152, 158; Т. 18. С. 136, 139-140, 154; Т. 20. С. 210; Т. 23. С. 132; Т. 24. С. 156, 158, 165; Т. 25. С. 212, 218, 226, 236; РИБ. Т. 6. Прил. 34. Стб. 229-230; 41. Стб. 277-282; 42. Стб. 287-290. Лит.: Диев М. Я. Суздальская иерархия/Публ., предисл.: А. А. Титов. М., 1892. С. 40-41. (Мат-лы по истории Рус. Церкви; 4); Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 57, 74-75; Голубинский. История РЦ. М., 1997р. Т. 3. С. 301, 319-321; Соколов П., свящ. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 548; Медведев И. П. Ревизия визант. документов на Руси в кон. XIV в.//ВИД. 1976. Т. 7. С. 289-297; Мейендорф И., протопр. Византия и Моск. Русь: Очерки по истории церк. и культурных связей в XIV в.// Он же. История Церкви и восточнохристианская мистика. М., 2000. С. 499, 501, 512. Примеч. 55. Д. Ю. Кривцов Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/187858.html

Ист.: Житие прп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей//ПС. 1859. Ч. 2. С. 89-120; Старинный датский документ о разорении Печенгского мон-ря в 1589 г.//СбОРЯС. 1890. Т. 51. С. 5-6; Никодим (Кононов), архим. Прп. Трифон, Печенгский чудотворец, и его ученики: Ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 9, 14-15; Грамоты Кольского уезда//Сб. грамот Коллегии экономии. Л., 1929. Т. 2. С. 437-442; Летописец Соловецкий старца Петра Ловушки//Летописи и хроники, 1980. М., 1981. С. 241. Лит.: ЖСв. Кн. 1 доп. С. 537-538; Никодим (Кононов), архим. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 156-159; Голубинский. Канонизация святых. С. 352; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 559, 564; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143; Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский мон-рь, основанный прп. Трифоном. СПб., 1908. С. 24, 44; Митрофан (Баданин), иером. Прп. Трифон Печенгский и его духовное наследие. Мурманск, 2003. С. 141-143, 162, 224-243, 267, 288-289. Иером. Митрофан (Баданин) Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Иоанн; † 1589), прмч. Печенгский (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/168364.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010