– 1979. – 33. – P. 178 if.; Цукерман К. K вопросу o ранней истории фемы Херсона//Бахчисарайский историко-археологический сборник. – Симферополь, 1997. – Вып. 1. – С. 312–313; Науменко В. E. К вопросу о названии и дате учреждения византийской фемы в Таврике//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 690). 772 ...пифоновым духом (греч. pneuma Pythonos) – То есть наделенной языческим даром прорицания. Пифиями называли жриц дельфийского храма Аполлона, которые сообщали предсказания в состоянии экстаза. Тот же традиционный оборот был использован Продолжателем Феофана и в книге о Льве Армянине, когда речь шла о прорицаниях некой девчушки-служанки в отношении будущего василевса (Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. – СПб., 1992. – С. 14; I. 11). 773 Агарянами (потомками библ. Агари) византийцы называли арабов и вообще мусульман, с которыми они, начиная с VII в., вели изнурительную перманентную войну. Египтянка Агарь была служанкой Авраама, ставшей его наложницей. За непочтительное обращение с женой Авраама, Сарой, она была изгнана, но вернулась и родила зачатого ране сына Исмаила, от которого, согласно пророчеству Ангела Господня, произошли многочисленные и воинственные арабы (они же исмаилиты или сарацины) (Быт.: 16. 1–15). 774 В 830-е гг. между арабами и византийцами следовала почти непрерывная череда войн, описанная в предыдущих главах 19–26 (Продолжатель Феофана. Жизнеописания...–С. 51–55). 776 По сообщению поздних источников (Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum/Rec. I. Thurn. – Berlin; New York, 1973. – P. 127. 19 sq.), из влиятельного рода Мартинакиев происходила Евдокия Ингерина – жена основателя македонской династии царя Василия I (867–886) (cm.: Adontz N. Lage et l’origine de l’empereur Basile I//Byzantion. – 1934. – Vol. 9. – P. 497). Bo всяком случае, из рода Мартинакиев происходила Феофано, жена Льва VI Мудрого (886–912) и близкая родственница Евдокии (Kurtz Ed. Zwei grie­chische Texte über die Hl. Theopano, die Gemahlin Kaisers Leo VI//Записки имп. AH.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

883. Сокхоф ( Σοκχθ), первый стан сынов Израилевых в пустыне, перед Красных морем, по исходе из Египта. 883. Соккот (Soccoth), первый стан сынов Израилевых в пустыне, после того, как они вышли из Египта и еще не перешли Красного моря. 884. Сохот (Sochoth), в колене Гадове, по ту сторону Иордана. 885. Сомерон ( Σομερν), и его взял Иисус, умертвив его царя; говорят, что это Севаста ( Σεβστη), городок Палестины. В книгах Царств повествуется, что Амврий, царь Израильский, купил гору Семерон у Семира, выстроил на ней город и назвал Семирон ( Σεμηρν), от Семира. 885. Семерон (Semeron), и его взял Иисус, умертвив его царя; говорят, что ныне этот город Палестины зовется Севастой (Sebaste), где почивают останки Св. Иоанна Крестителя. Мы читаем в книгах Царств, что Амврий (Amri) царь Израильский, купил у некоего Семера гору Семерон и на вершине ее выстроил город, который, по имени владельца, назван Семерон. 886. Соора ( Σοορ), город в окрестностях Содома, называемый также Сегор ( Σεγρ) и Зоора ( Σοορ). 886. Соора (Soora), город возле Содомы, он же Сегор (Segor) и Зоара (Zoara); о нем сказано выше. 887. Сор ( Σρ), Тир, главный город Финикии, жребия Неффалимова. 887. Сор (Sor), Тир, главный город Финикии, в колене Неффалимове. 888. Суал ( Σουλ), колена Иудина иди Симеонова. 888. Саал (Saal), в колене Иудине, или Симеонове. 889. Сува ( Σουβ), его царя поразил Давид. 889. Суба (Suba), царя которого поразил Давид. 890. Сувим ( Σουβμ), жребия Иссахарова; и ныне есть селение Сулим ( Σουλμ) приблизительно в 5 милиариях от горы Фавора, к Ю. 890. Сунем (Sunem), в колене Иссахарове, и доныне указывается селение, называемое Сулем (Sulem), на пятом милиарии от горы Фавора, к Ю. 891. Сур Орив ( Σορ ρβ), скала Орива. 891. Сур Хореб (Sur Choreb), что переводится скала Хореб. 892. Сур (Sur), где ангел обрел рабыню Сарры Агарь, между Кадесом (Cades) и Барадом (Barad); пустыня Сур тянется до Красного моря, доходящего до пределов Египта. Затем, Кадес есть пустыня выше города Петры; и Писание говорит, что пустыня Кадес тянется против лица Египта, и в нее прежде всего пришли евреи, перейдя Красное море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В конце IV века папа Сириций (384–399) свидетельствует, что заключение брака per sacerdotem benedictione в его время обязательно требовалось только от будущих клириков (Ep. ad Himer.), на Западе часто вообще отказывали в благословении брака тем брачующимся, кто не сохранил девства (Иннокентий I. Ep. ad Victr. 4–6, Кесарий Арльский. Serm. 43. 5), – хотя, очевидно, такие браки тем не менее признавались абсолютно легитимными и действительными. Дальнейшее развитие на Востоке происходило в контексте византийской «симфонии» государства и Церкви, когда последняя постепенно получала все более широкие функции контроля над комплексом вопросов, связанных с браком. Норма римского права, согласно которой брак заключается выражением согласия, законодательно подтверждается императором Феодосием II (Cod. Theod. III 7. 3), св. император Юстиниан разрешает среднему сословию письменно заключать брак перед церковным нотариусом (γμος γγραφος), для низшего же сословия достаточным остается выражение согласия перед свидетелями (Nov. Iust. 74. 4), что подтверждает и император Лев III (годы правления 714–741) в своей «Эклоге» (Eclog. 2. 1). В эпоху императора Василия I (867–886) брак мог заключаться трояким образом: через благословение (ελογα), венчание (στεφνωμα) и составление письменного договора (Epanag. Tit. 16. 1 ). Император Лев VI Мудрый (годы правления 886–912) в своей 89-й новелле уже тесно связывает брак со священническим благословением, однако рассматривает это как недавний обычай: «В древности... допускалось установление законного брака без предусмотренных для этого благословений. Однако даже если можно найти мотивы извинения для таких действий, не подобает нам, достигшим более прогрессивного образа жизни, не соблюдать таких вещей» (JG I. 56). Император Алексий I Комнин (годы правления 1081–1118) распространяет церковное благословение на рабов (JG I. 305), а император Андроник II Палеолог (годы правления 1282–1328) и Константинопольский патриарх Афанасий I (занимал кафедру в 1289–1293 гг.) запрещают заключение брака без благословения священника, ставя точку в этом процессе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ ХИРОСФАКТ [Греч. Λων Χοιροσφκτης] (40-е гг. IX в.- после 913 (по др. данным, после 919), К-поль), визант. писатель, дипломат. В царствование Василия I Македонянина (867-886) он был хранителем имп. чернильницы (каниклием). Наибольших успехов добился как посол Льва VI Мудрого (886-912), при к-ром получил титулы магистра, анфипата и патрикия. Л. Х. трижды участвовал в посольствах к болгарам: в 896 г. ему удалось заключить с ними мир и договориться об обмене пленными, несмотря на то что сам он на нек-рое время стал заложником царя Симеона. В результате 2-го посольства 901-902 гг. визант. императору были возвращены 30 крепостей в феме Диррахий. В ходе 3-го посольства Л. Х. убедил болгар отказаться от намерения заселить Фессалонику после захвата арабами в 904 г. Со следующей дипломатической миссией, к-рая длилась с 905 по 907 г., Л. Х. ездил в Арабский халифат. Ему было поручено не только вызволить пленных и договориться о мире, но и пригласить представителей вост. патриархов для участия в К-польском соборе 907 г. по вопросу о 4-м браке Льва VI, новая жена которого, Зоя Карвонопсина, приходилась Л. Х. родственницей. Успешно справившись со всеми задачами, Л. Х. по возвращении в К-поль тем не менее оказался в немилости у императора и был отправлен в ссылку. Наиболее правдоподобное объяснение этого поступка императора состоит в том, что Л. Х. был заподозрен в содействии мятежу Андроника Дуки, с которым он имел возможность встретиться в Багдаде осенью 906 г. ( Jenkins. 1963. С. 174-175). Вероятно, во время опалы Л. Х. Арефа , архиеп. Кесарии Каппадокийской, написал памфлет «Хиросфакт, или Ненавистник чародейства» (Χοιροσφκτης Μισογης), в котором обличал Л. Х. не столько за политическую неблагонадежность, сколько за приверженность эллинизму, чрезмерную увлеченность философией Платона и древнегреч. трагедией ( Westerink. 1968. P. 200-212). Против Л. Х. направлена и одна из поэм Константина Родосского (Anecdota graeca. 1850. P. 624-625).

http://pravenc.ru/text/2463305.html

На время после 879 г. приходится составление от имени императоров Василия, Льва и Александра «Исагоги» 549 , которая мыслилась в качестве введения к задуманному собранию законов 550 . В значительной мере «Исагога» воспроизводит «Прохирон», однако при этом не только располагает материал в новом порядке, но местами также и со значительными изменениями. В еще большей степени, чем «Прохирон», она пользуется материалом «Эклоги», причем уже в разделе о брачном праве «Исагога» обращается к «предосудительному» уложению иконоборцев, в то время как «Прохирон» в этой части еще придерживается юстинианова права и только в последующих разделах начинает заимствовать из «Эклоги». Далее, «Исагога» содержит совершенно новые и достойные внимания части, которые посвящены правам и обязанностям императора, патриарха и других светских и церковных сановников. Церковно-государственный организм представлен здесь как состоящее из многих частей и членов единство, над которым, как две главы вселенной, возвышаются царь и патриарх, чтобы в тесном и мирном сотрудничестве заботиться о благе человечества. Параллельно этому описаны и функции обеих властей: светский глава заботится о телесном, а церковный – о духовном благополучии подданных. Без сомнения, автором этого учения о двух властях был не кто иной, как Фотий, который в то время вновь занимал патриарший престол. Его влиянию также следует приписать и то, что «Исагога» постулирует идеальное соотношение между верховной светской и духовной властью в духе идей православных церковных кругов. То, что практика радикально расходилась с теорией, Фотию было известно слишком хорошо, причем вскоре ему было суждено вновь в этом убедиться. После ранней смерти Константина (879) права престолонаследия были переданы Льву, несмотря на отвращение и глубокое недоверие, которое испытывал к нему отец. Василий не мог успокоиться после смерти своего первенца и последние годы своей жизни провел в тяжелой депрессии. 29 августа 886 г. он умер, получив смертельную травму на охоте. После своего восшествия на престол Лев VI устранил великого патриарха и передал патриаршую власть своему юному брату Стефану 551 . После этого Фотий окончательно исчезает с исторической сцены. Умер он в ссылке в Армении. Формально Лев VI (886–912) делил верховную власть со своим братом Александром, однако тот наслаждался жизнью, не заботясь о делах правления 552 . Главнейшим советником императора в первый и наиболее плодотворный период его правления был отец его возлюбленной и позднее жены, Зои, армянин Стилиан Зауца (ум. 896), который был наделен специально изобретенным для него титулом василеопатора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О, как несходны эти нравы римского духовенства с нравами православного духовенства на Востоке! Какая разность, особенно между нравами тогдашних пап и нравами патриархов Цареградских! Из числа тринадцати первосвятителей, восседавших в период насаждения нашей Церкви на кафедре Византийской, четыре, именно: Игнатий (867–877), Стефан I (886–893), Антоний II Кавлей (893–895) и Трифон (928–933), причислены православною Церковию к лику святых, а Антоний – даже и Церковию Западною; еще семь: Николай Мистик (895–906 и 911–925), Стефан II (925–928), Евфимий I (906–911), Полиевкт (956–970), Василий I Скамандрин (970–974), Антоний III Студит (974–984) и Николай Хрисоверг (984–996), по свидетельству современников, отличались все более или менее истинною святостию и многими пастырскими добродетелями, а некоторые притом высокими подвигами самой строгой подвижнической жизни, в чем невольно соглашаются и сами римские писатели; еще один – премудрый Фотий (857–867 и 877–886), если и подвергался бесчисленным клеветам со стороны врагов своих и папистов, доселе не престающих чернить память великого мужа, зато по всей справедливости почитался и почитается православными как пламенный ревнитель веры и поборник правды, украсивший себя страданиями за истину. И только один – Феофилакт (933–956), сын императора Романа Лакапина, возведенный на патриарший престол по обету и непреодолимому желанию отца в летах ранней юности (на 17-м году), вовсе не понимал обязанностей своего высокого звания и, занимаясь большею частик) детскими играми и некоторыми светскими развлечениями, недостойно носил имя первосвятителя. В то же время современные летописцы свидетельствуют о благочестии, процветавшем в святых обителях и пустынях Греции и Востока; упоминают о многих святых мужах, с которыми любили беседовать сами императоры, о великих подвижниках, обладавших даром прозорливости, чудесных исцелений и другими духовными дарованиями; и подробнейшие жизнеописания преподобного Афанасия Афонского (июля 5), Михаила Малеина (июля 12), Луки, нового столпника (декабря 11), Павла Латрского (декабря 15), с которым переписывались император Константин Багрянородный и болгарский царь Петр, Никона Армянина и других как нельзя более оправдывают эти свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Как представляется, выработка современных подходов к вопросам соотношения православия и политики невозможна без изучения и осмысления предшествующей православной традиции в этой области. Освоение метода богословского размышления Святых Отцов на социальные темы необходимо для формирования правильного отношения Церкви к новым реалиям. Поэтому особое значение имеет изучение системы богословских координат, в рамках которых в прошлом шло осмысление меняющейся действительности и накапливался положительный опыт воплощения христианских заповедей в общественной жизни. Как известно, в 1994 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви поручил Священному Синоду создать рабочую группу по разработке документа, отражающего церковную позицию по церковно-государственным и церковно-общественным отношениям. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе был принят важный документ Русской Православной Церкви – Основы социальной концепции, – в котором делается обобщение предыдущего исторического опыта Православной Церкви, и в котором выявляются нормы, укорененные в Священном Писании и Предании, определяющие отношение Церкви к общественно-политическим процессам. Все эти размышления приводят к выводу о том, что необходимо проведение исследований социально-политического опыта, основанного на православном мировоззрении и представляющего собой норму, вытекающую из христианской проповеди . С этой целью необходимо обратиться к авторитетам православной мысли, которые излагали свое осмысление и понимание реализации христианских норм в государственной и общественной жизни. В настоящей статье предлагается провести обзор воззрений на государственную жизнь святого патриарха Константинопольского Фотия (ок. 820–891), который был одновременно выдающимся церковным и государственным деятелем. В его эпоху были заложены основные представления о восточно-православной традиции, повлиявшие и продолжающие влиять на современную церковную жизнь. Во времена свт.Фотия также проводились масштабные правовые и политические реформы императоров Василия I Македонянина (867–886) и Льва VI Мудрого (886–912). Есть веские основания полагать, что патриарх принимал деятельное участие в этом процессе или, по крайней мере, серьезно влиял на него. Патриарх Фотий активно поддерживал миссионерскую деятельность среди окружающих империю народов, в частности, миссию святых Кирилла и Мефодия. Он по праву считается защитником и ревнителем православия в полемике с Римом и армянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. Франт 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фома I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. Пирр 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. Петр 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Иоанн V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. Кирр 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Павел IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. св. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 г. входила в состав Константинопольского Патриархата. св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 992–1007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Ефрем II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II 1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Автором этой последней части является, быть может, Феодор Дафнопат. Главным источником первых пяти книг Theophanes continuatus является Генесий, который описал в своих пяти книгах «Царств» то же самое время (813–886). Кроме того, для первых четырех книг служили источниками сочинения Константина Порфирородного De administrando imperio и прибавление к первой книге сочинения De caerimoniis, далее историческое сочинение Феогноста и сочинение Евсевия о судьбе аморийских мучеников. Есть известия, которых нельзя возвести к какому-нибудь известному нам источнику. Представляется неясным, какие источники были использованы в пятой книге, кроме Генесия. Через первые пять книг проходит очевидное стремление обрисовать возможно более черными красками жизнь и деятельность предшественников македонского императорского дома и, напротив того, представит в привлекательном свете новую династию. Этот панегирический тон, который более всего заметен в пятой книге, делает во многих местах сомнительной достоверность рассказа. Особое положение занимает шестая книга, в которой описывается время 886–961 гг. Она разделяется на две главные части. Часть VI (Лев до 7-ой главы истории Константина Порфирородного включительно) 109 совершенно однородна и представляет вместе с тем замечательное расхождение с предшествующими книгами, прежде всего по источникам: вместо Генесия, заканчивающая Василием, здесь выступает новый источник, именно работа «Логофета», являющаяся продолжением Георгия Монаха. По форме эта часть грубее, чем первые пять книг; точно также различны тенденции: этот «Логофет» был не совсем благосклонно настроен по отношению к Василию; ее героем был гораздо более Роман, тот именно император, который так долго оттеснял на задний план Константина Порфирородного. Удивительно, что хронист обрабатывавший эту часть не изменил тенденции своего источника. Уже это указывает на то, что он не тожествен с редактором первых четырех (пяти) книг, который полон лояльности по отношение к Константину Порфирородному и совершенно сознательно является глашатаем слав этого императора. Правда, можно было бы предположить, что внезапное охлаждение его рвения имело свое основание в смерти императора покровителя. Хроника «Логофета» написана в царствование Никифора Фоки (963–969); в то же время появилась, вероятно, и первая часть шестой книги продолжения Феофана, так что в ней было использовано только что вышедшее сочинение. Вторая и последняя часть шестой книги, именно главная часть истории Константина Порфирородного и неполная история Романа II, по всем признакам не заимствована из другого сочинения, но представляет собой самостоятельное изложение современника, который не тождествен с автором первой части шестой книги. Так как он еще упоминает о завоевании Крита в 961 г., то он должен был писать, по всей вероятности, немного спустя после этого, вероятно, между 961–963 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Г. А. Острогорский Списки правителей 1338 1. Восточная Римская империя (Византия) Императоры в Константинополе Константин I Великий 306–324 1339 –337 Констанций II 353–361 Юлиан Отступник 361–363 Иовиан 363–364 Валент 364–378 Феодосий I 379–395 Аркадий 395–408 Феодосий II 408–450 Маркиан 450–457 Лев I 457–474 Лев II 474 Зинон 474–475 Василиск 475–476 Зинон (повторно) 476–491 Анастасий I 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I Великий 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий I Константин 578–582 Маврикий Тиверий 582–602 Фока 602–610 Ираклий 610–641 Ираклий Константин III 641 Ираклий Младший (Ираклона) 641 Констант II (Константин) 641–668 Константин IV 668–685 Юстиниан II 685–695 Леонтий 695–698 Тиверий II (Апсимар) 698–705 Юстиниан II (повторно) 705–711 Филиппик (Варданий) 711–713 Анастасий II (Артемий) 713–715 Феодосий III 715–716 Лев III Исавр 717–741 Константин V 741–775 Лев IV 775–780 Константин VI 780–797 Ирина 797–802 Никифор I 802–811 Ставракий 811 Михаил I Рангаве 811–813 Лев V 813–820 Михаил II 820–829 Феофил 829–842 Михаил III 842–867 (Регентство Феодоры) 842–856 Василий I Македонянин 867–886 Лев VI 886–912 Александр 912–913 Константин VII Багрянородный 913–945 1340 –959 † Роман I Лакапин 920–944 Роман II 959–963 Василий II 963–976 1341 –1025 † Никифор II Фока 963–969 † Иоанн Цимисхий 969–976 Константин VIII 1025–1028 Роман III Аргир 1028–1034 Михаил IV 1034–1041 Михаил V 1041–1042 Зоя и Феодора 1042 Константин IX Мономах 1042–1055 Феодора 1055–1056 Михаил VI Вринга 1056–1057 Исаак (Исаакий) I Комнин 1057–1059 Константин X Дука 1059–1067 Михаил VII Дука 1067–1071 1342 –1078 † Роман IV Диоген 1068–1071 Никифор III Вотаниат 1078–1081 Алексей I Комнин 1081–1118 Иоанн II Комнин 1118–1143 Мануил I Комнин 1143–1180 Алексей II Комнин 1180–1183 Андроник I Комнин 1183–1185 Исаак (Исаакий) II Ангел 1185–1195 Алексей III Ангел Комнин 1195–1203 Исаак II Ангел (повторно) 1203–1204 † Алексей IV Ангел 1203–1204 Алексей V Дука Мурцуфл 1204 Императоры в Никее Феодор I Ласкарь 1206–1221 Иоанн III Дука Ватац 1221–1254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010