Климентом Охридским «Похвальное слово», сохранившееся в большом количестве среднеболг., древнерус. (большинство) и серб. списков XIV - XVII вв. (в 1-м томе собрания сочинений свт. Климента Охридского их учтено 26 - Климент Охридски. 1970. С. 287-305; но эту цифру нельзя считать исчерпывающей даже для периода XV-XVI вв., во всяком случае на восточнослав. материале). Вопрос о месте создания памятника (Великая Моравия или Болгария) и соответственно о времени (863-885 или 886-916) остается открытым. Возможно, великоморавским по происхождению (хотя, как и в предыдущем случае, нельзя исключить и Болгарию) является и древнейший перевод Мученичества К. (нач.: «Четвертый римстей церкви приставник бысть Климент, иже художеством апостолу Петру последьствова…»), близкий по языку к переводам св. равноап. Мефодия и сочинениям его учеников (обзор изданий и списков см.: Иванова. 2008. С. 321-322; Творогов. 2008; Карпов. 2014. С. 33-35). После изгнания учеников святых Кирилла и Мефодия осенью 885 г. из Великой Моравии почитание К., тесно связанное с деятельностью слав. первоучителей, было в полной мере перенесено ими в Болгарию. Определенную роль играл здесь (применительно к свт. Клименту Охридскому) и патрональный аспект. Память обретения и перенесения мощей К. (30 янв.) нашла отражение наряду с памятью 25 нояб. в месяцесловах слав. литургических книг, прежде всего Евангелий и Апостолов ( Лосева. 2001. С. 66, 72, 77, 210, 259; Христова-Шомова. 2008. С. 313-317, 487-489). Очевидно, в это время продолжает формироваться и корпус переводных текстов, посвященных К.: т. н. пространное (или обширное) Житие К. (нач.: «Климент Иакову, господину епископу и епископам епископу…»), представляющее перевод части (главы 1-144) псевдоэпиграфа «Эпистолии к ап. Иакову» (о рукописной традиции текста см.: Карпов. 2014. С. 21-25), и 2-й перевод Мученичества К. (нач.: «Придержа римскую церковь четвертый святый Климент, иже художеством последова апостолу Петру…»), сохранившийся, как и 1-й, и в южнослав. ( Иванова.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

150 См.: Dvornik F. Byzantine Missions among the Slavs (New Brunswick, N. J.: Rutgers University Press, 1970), p. 244–250. 151 Епископ Словенский, или Величский (886–916, род. ок. 840). Первый по времени южнославянский писатель, который называет славян «моим народом». Происхождение и национальность его неизвестны. 152 Борис отрекся от престола в 888 году после тридцатишестилетнего правления и удалился в монастырь, который покинул только однажды, чтобы сместить с престола одного своего сына и короновать другого, младшего. См.: Dvornik F. Byzantine Missions; также см.: Schmemann A. The Historical Road of Eastern Orthodoxy (London: Harvill Press, 1963), p. 260–263 (рус. пер.: Исторический путь Православия, Париж. 1985, с. 309. – Ред.). 153 См.: Schmemann A. Historical Road... р. 262–267, где дается историческое резюме (рус. пер.: Исторический путь Православия. Париж, 1985, с. 305–314. – Ред.). 156 Meyendorff J. The Orthodox Church (London: Darton, Longman & Todd, 1062), p. 102. Он утверждает, что благодаря такой последовательности событий славянский диалект, на котором говорили в Салониках, стал церковно-славянским – литургическим языком славян всего мира. 157 Княгиня Ольга, бабка князя Владимира, приняла христианство в 945 году (Ware Т. Orthodox Church, р. 87). 159 Ware Т. Orthodox Church, р. 87. Более подробные сведения о князе Владимире у Constantin de Grunwald. Saints of Russia (London: Hutchinson, 1960), p. 17–30. О том, как Владимир испытывал иудаизм, ислам , латинское христианство и восточное христианство, прежде чем наконец избрал последнее, см. след, изд.: Zernov N. The Russians and Their Church (London: SPCK, 1954), p. 7; Walter F. Adeney, The Greek and Eastern Churches, p. 360–363; Arthur Penrhyn Stanley. Lectures on the History of the Eastern Church, p. 292–303; Serge A. Zenkovsky, ed. Medieval Russia’s Epics, Chronicles, and Tales, p. 65–71. 163 Meyendorff J. Orthodox Missions in the Middle Ages//History’s Lessons for Tomorrow’s Missions (Geneva: World’s Student Christian Federation, 1960), p. 103–104.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Града (Иерусалима) IX в. – стихиры на Господи воззвах и некоторые на литии и на стиховне; Иосифа Песнописца († 886 г.) – канон на предпразднство. Произведения следующих песнописцев были в богослужебном употреблении по старым уставам, в частности, по уставу Константинопольского Евергетидского монастыря, но нынешним уставом не приняты: имп. Льва VI († 916 г.) – канон гл. 4 «Отверзу уста моя» (по Евергетидскому уставу на «паннихиде» 41 праздника) и другой канон с таким же ирмосом (по тому же уставу на «паннихиде» 11 сентября; Георгия, должно быть, еп. Никомидийского IX в. – канон гл. 4 «Отверзу уста моя» (по тому же уставу на утрени в предпразднство), канон гл. 4 «Тристаты крепкия» на «паннихиде» 10 сентября. Тот же Евергетидский устав назначает один раз (на «паннихиде» 9 сентября) канон гл. 4 «Воспою Тебе, Господи Боже мой» Иоанна 42 , должно быть, Дамаскина. Замечательно, что св. Косма Маюмский не оставил на этот праздник канона; из двунадесятых праздников он не оставил канонов еще на Пасху, Вознесение, Благовещение и Введение. Сохранившиеся памятники не позволяют ничего сказать о том, какую службу и в каком составе, с какими песнопениями и чтениями имел праздник Рождества Пресвятой Богородицы до VII в. Но от VII в. уже дошел до нас памятник, дающий указания относительно этой службы. Это так называемый «Иерусалимский канонарь», т.е. устав богослужения, точнее, указатель чтений за богослужением в Иерусалимской Церкви, в грузинском переводе. Под 8 сентября здесь читаем: «Рождество Богородицы. Тропарь гл. 1: Рождество Твое, Богородице Дево. Прокимен гл. 1: Освятил есть селение Свое»; стих: «Бог нам прибежище и сила». Далее указаны чтения: 1-е Прем. Сол. 8:2–4 (под именем Притчей); 2-е Ис. 11и д.; далее чтение (без нумерации): Евр. 8:7–9,10 . Аллилуиа, гл. 8: «Слыши дщи». Евангелие Лк. 11:27–32 . На умовение рук, гл. 1 «Рождество Твое, Пречистая Дево» 43 . Здесь, очевидно, дан устав только для литургии; в более великие праздники в этом памятнике дан устав и для вечерни и для утрени; вероятно, вечерня и утреня в этот праздник не имела видных отличий от будничных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Что же касается учеников св. Мефодия, то их ждала новая нива, где их труды принесли обильные плоды. В 864 г. болгарский князь Борис (правил с 852 по 889 г.) принял крещение, после чего был крещен и весь болгарский народ. При этом стоял вопрос, чью высшую церковную власть признает Болгария – Римского Папы или Константинопольского Патриарха. Дело тогда дошло даже до временного разрыва молитвенного общения между Константинополем и Римом. Но в конце концов князь Борис признал высшую церковную власть над своей страной Константинопольского Патриарха. При этом встал вопрос о просвещении новокрещенного народа. Поэтому, узнав об изгнании учеников св. Мефодия из Моравии, Борис с радостью принял их в своем княжестве. Наиболее видные среди них – святые Климент, Наум, Савва, Горазд -и Ангеларий – стали подлинными просветителями болгар, а через древнеболгарскую церковную книжность и всего православного славянства. Особенно плодотворно на просветительской ниве потрудился святой Климент , занявший вскоре по прибытии в 886 г. кафедру епископа города Охрида (ныне в Республике Македонии) (ум. 916). Им была основана школа, насчитывавшая небывалое по тем временам число учеников – порядка трех тысяч. Это способствовало быстрому распространению славянской книжности в Болгарии и появлению своих церковных писателей. При этом сам св. Климент оставил после себя немало поучений, в которых он выступает как умелый подражатель лучшим образцам греческой святоотеческой проповеди. Вероятно, он также является составителем житий святых Кирилла и Мефодия. Высшего своего расцвета славянская книжность в Болгарии достигла в правление князя Симеона (с 893 по 927 г.), которое называют «золотым веком» славянской книжности. Благодаря трудам болгарских книжников этого времени до нас дошли переводы книг Священного Писания, богослужебных последований и другой церковной литературы, выполненные святыми Кириллом и Мефодием и их ближайшими учениками. При этом некоторые из них получили новую редакцию. Также в это время было осуществлено немало новых переводов – главным образом творений греческих Отцов Церкви и житий святых. Стали появляться и произведения древнеболгарских церковных писателей, ориентированные на греческие образцы и представлявшие собой толкования Священного Писания («Учительное Евангелие» Константина, епископа Преславского; «Шестоднев» Иоанна Экзарха), церковные поучения, исторические сказания и службы различным святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

884. Говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13. 37). 885. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», об авве Агафоне, гл. 39. 886. Лк. 21. 34. 887. Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 888. «Достопамятные сказания», об авве Пимене, гл. 135. 889. Слово 17, гл. 2 и 8. 890. Слово 89. 891. Св. Исаак Сирский. Слово 21. 892. Сир. 7. 39. 893. Пс. 33. 22. 894. Лествица. Слово 6. 895. Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11. 34). 896. Мф. 10. 30; Лк. 21. 18. 897. Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15. 8). 898. Преподобный Иоанн Карпафийский. Гл. 25. Добротолюбие. Ч. 4. 899. Histoire du Christianisme par Fleury. Liv. 21, chap. 19. 900. Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10. 18). 901. Лк. 14. 17. Объяснение блаженного Феофилакта. 902. Патерик Скитский. — Преподобный авва Дорофей. Поучение 2. 903. По лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4. 14). 904. Безрассудно надмеваются плотским умом своим (Кол. 2. 18). 905. По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24. 12). 906. 2 Кор. 10. 5. 907. Святой Петр Дамаскин. Добротолюбие. Ч. 1. О рассуждении. 908. Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19). 909. Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 1). 910. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море (Исх. 15. 3–4). 911. Расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря (Исх. 15. 8). 912. (Исх. 15. 6). 913. Исх. 15. 2. 914. Исх. 15. 14–15. 915. От величия мышцы Твоей да онемеют, как камень (Исх. 15. 16). 916. Доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, в святилище, которое создали руки Твои (Исх. 15. 16–17). 917. Пойте Господу; ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 21).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

311 Богомильство – секта, возникшая в Болгарии во время правления царя Петра (927–969) и названная по имени ее основателя священника Василия Богомила. В своем учении богомилы были дуалистами, как до них павликиане. 312 ...в трудах Веселовского. – Александр Николаевич Веселовский (1838–1906), филолог, историк литературы. Специалист по славянской, византийской и западноевропейской литературе средневековья (см.: Веселовский А.Н. Собрание соч. СПб.; М.-Л., 1908–1938. Т. 1–6, 8, 16). В поздних работах А.Н. Веселовский считал, что богомильство не было бы так активно воспринято и дуалистические легенды не прижились бы у славян, не будь для этого подходящей почвы. См.: Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха. Вып. 5. Гл. XI: Дуалистические поверья о мироздании//Сб. Отделения русского языка и словесности Академии наук. СПб., 1889. Т. 46, С. 115; Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха. Вып. 6. Гл. XX:. Еще к вопросу о дуалистических космогониях//Сб. Отделения русского языка и словесности Академии наук. СПб., 1891. Т. 53, 6. С. 123. 313 Гастер Мозес (Gaster; 1856–1939), раввин, филолог, преподаватель Бухарестского (1881–1885), затем Оксфордского университета, автор «Истории румынской народной литературы» (1883) и трехтомника «Очерки и тексты по фольклору, магии, средневековой поэзии, апокрифам...» (1925–1928; на англ. яз.). 314 Такова обычная точка зрения. Но, по моему мнению, в богомильстве главное – крайности аскезы, а легенда о Сатанаиле – только попытка обосновать эти крайности. 316 Поликарп (кон. XII– 1-я пол. XIII в.), монах Киево-Печерского монастыря, один из авторов «Киево-Печерского патерика», духовный сын епископа Владимирского Симона. 317 ...в «Слове» Климента Болгарского... – Климент (886–916), епископ Охридский, болгарский духовный писатель. Автор слов в честь больших церковных праздников и «Похвалы учителю словенскому Кириллу Философу». Был участником моравской миссии св. Кирилла и Мефодия. С именем Климента связывают распространение глаголицы и даже изобретение кириллицы (по свидетельству славянского Пролога). Канонизирован Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Из светских лиц писали к Панфилову: Иван Иванович Бецкий, статс – секретарь Сергей Козьмин, Петр Завадовский, Александр Безбородко, секретарь российской академии Лепехин, статс-секретарь Храповицкий, Гавриил Державин, Павел фон-Визин и некоторые другие. Внимание Императрицы к Её духовнику выражалось в следующем: Она воспринимала от купели св. крещеная сына его, соизволяла ему быть вместо Себя при крещении, когда Ей Самой лично не благоугодно было присутствовать при этом 14), поручала ему снабжать православные бедные церкви всем потребным, для церковного благолепия 144), с сочувствием и соболезнованием относились к нему, когда докладывали Ей о каком либо его семейном горе 39); через его посредство раздаваемы были бедным пособия, как от Её Величества 80, 427 и 778), так и от их императорских высочеств Павла Петровича и Марии Феодоровны 558, 678, 778 и 786); через него устрояемы были от Двора священные иконы для некоторых петербургских церквей 69, 779, 886 и 1028); по его ходатайству выдаваемы были от щедрот Её Величества значительные суммы на построение архиерейских домов 270, 579), исправление соборов и церквей 273) и на устройство ризницы 780); при его участии были подносимы Императрице благодарственные за это письма 270, 447, 449, 546, 579 и 611), св. иконы 403), св. книги 916) и проповеди 619, 987 и 989). Как на особенное доказательство великого внимания Императрицы, к своему духовнику, можно указать на следующее обстоятельство. 25-го апреля 1782 года один из статс-секретарей государыни писал к Ивану Ивановичу: «Ея Императорское Величество Высочайше указать соизволила уведомить ваше высокопреподобие, что сего дня данными святейшему Синоду указами Всемилостивейшие пожалованы в Казань архиепископом преосвященный Антоний, архиепископ нижегородский, в крутицкие епископы – преосвященный Амвросий, епископ севский, в нижегородские епископы – архимандрит ??оасаф, оставить при нем титул синодального члена, в олонецкие епископы – архимандрит Виктор, в севские епископы – архимандрит Дамаскин. При чем Ея Величество в рассуждение сего нового епископа отозваться изволила, что теперь не можно было определить его на вакансий 2 класса, но при первом случае Ея Величество не приминет оказать Свое особое к нему благоволение».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохранились и др. постановления, традиционно связываемые с Собором в Равенне ( Mansi. T. 18. Col. 229-233). Возможно, это 2-я часть постановлений Собора, к-рая была посвящена урегулированию церковно-политических осложнений в Риме и во всей Италии: сообщалось об упадке церковной дисциплины и авторитета Папского престола, о повсеместной неуплате десятины, об отсутствии средств в папской казне и о бесчинствах знати, из-за чего не удалось организовать восстановление обрушившейся Латеранской базилики. Участники Собора попытались привлечь к этим фактам внимание имп. Ламберта, желая восстановить тесное сотрудничество между папой и императором в поддержании церковной и светской дисциплины. Однако в окт. 898 г. Ламберт погиб. Последовавшая борьба за власть между знатными родами и вторжение в Италию венгров (с 899) привели к дальнейшему ослаблению авторитета Папского престола. И. попытался положить конец церковным разногласиям в Византии, возникшим после низложения К-польского патриарха свт. Фотия I (886) между приверженцами патриарха свт. Игнатия : часть иерархов и клириков во главе со Стилианом, митр. Неокесарийским, отказались признать совершенные Фотием рукоположения. Митр. Стилиан поддерживал связь с папами Стефаном V (VI) (885-891) и Формозом, однако из-за сложных обстоятельств в Риме переписка временно прервалась. И. отправил Стилиану краткое послание, в к-ром призвал принять меры к прекращению разногласий. Похвалив митрополита за верность Римской Церкви, И. сообщил, что Папский престол признает законными патриархами не только свт. Игнатия, но и свт. Фотия I, Стефана I (886-893) и Антония II Кавлея (893-901), не подвергая сомнению действительность совершенных ими рукоположений. Вероятно, послание папы явилось непосредственным поводом для примирения митр. Стилиана с патриархом Антонием II в 899 г. ( Dvorn í k. 1948. P. 270-271). В марте 899 г. И. подтвердил привилегии аббатства Монте-Кассино ( Leonis Marsicani Chronica monasterii Casinensis//MGH. SS. T. 7. P. 613). Тогда же папа принял участие в разрешении спора о епископской кафедре г. Лангр (Франция) между местным духовенством и Лионским архиеп. Аврелианом, желавшим возвести на кафедру своего кандидата. Спор начался при папе Стефане V (VI), к-рый по просьбе жителей Лангра отверг епископа, рукоположенного Аврелианом, и рукоположил предложенного ими Теотбольда. Однако папа Формоз признал законным епископом Аргрина, поставленного Аврелианом, и даже послал ему паллий. В мае 899 г., отвечая на запрос лангрского духовенства, И. подтвердил решение Формоза и попросил кор. Карла Простоватого поддержать еп. Аргрина.

http://pravenc.ru/text/469688.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА ВИЗАНТИЙСКИЙ [Никита Византиец; греч. Νικτας Βυζντιος] (IX в.), богослов, автор полемических сочинений, направленных против зап. христиан, армян-антихалкидонитов и мусульман. Жизнь Единственным источником биографических сведений о Н. В. являются его труды и схолии к ним. В рукописях «Силлогических глав» имеется схолия, в к-рой сказано, что он «процветал» со времени имп. Михаила III (842-867) вплоть до правления Льва VI Мудрого (886-912). Однако на основе косвенных указаний, содержащихся в текстах Н. В., а также в сочинениях др. авторов, исследователи предлагают доводить верхнюю границу его активной деятельности лишь до времени Василия I Македонянина (867-886). Н. В. упоминается в рукописях как философ, дидаскал (учитель) и патрикий. М. Ульбрихт, опираясь на нек-рые выражения, употребленные Н. В., предположил, что тот был монахом ( Ulbricht. 2012. P. 37). По мнению ряда исследователей, Н. В. мог состоять на дипломатической службе. В лит-ре его иногда отождествляют либо с одним из аристократов, содержавшихся в араб. плену в Самарре (на территории совр. Ирака) с 838 по 845 г., когда византийцы выкупили или обменяли их на захваченных ранее арабов (в агиографических источниках сер. IX в. сообщается о казни визант. пленных, см. ст. Аморийские мученики ), либо с патрикием, к-рый находился с дипломатической миссией в пограничном г. Лулоне (Каппадокия) и был передан его жителями арабам в 860 г. ( at-Tabari. Annales/Ed. M. I. de Goeje et al. Ser. 3. Lugd. Batav., 1884. Vol. 3. P. 1447; см.: Khoury. 1969. Р. 118; Abel. 1974), однако обе гипотезы подвергаются обоснованной критике (см.: Rigo. 2006. P. 183-187). Согласно др. т. зр., в 878 г. Н. В. возглавил посольство имп. Василия I к князю князей Армении Ашоту I Багратуни ( Thompson R. W. The Historical Compilation of Vardan Arewelc " i//DOP. 1989. Vol. 43. P. 186; см.: Adonz. 1934. P. 246; Rigo. 2006. P. 162). Сочинения

http://pravenc.ru/text/2565400.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010