Г. А. Острогорский Списки правителей 1338 1. Восточная Римская империя (Византия) Императоры в Константинополе Константин I Великий 306–324 1339 –337 Констанций II 353–361 Юлиан Отступник 361–363 Иовиан 363–364 Валент 364–378 Феодосий I 379–395 Аркадий 395–408 Феодосий II 408–450 Маркиан 450–457 Лев I 457–474 Лев II 474 Зинон 474–475 Василиск 475–476 Зинон (повторно) 476–491 Анастасий I 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I Великий 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий I Константин 578–582 Маврикий Тиверий 582–602 Фока 602–610 Ираклий 610–641 Ираклий Константин III 641 Ираклий Младший (Ираклона) 641 Констант II (Константин) 641–668 Константин IV 668–685 Юстиниан II 685–695 Леонтий 695–698 Тиверий II (Апсимар) 698–705 Юстиниан II (повторно) 705–711 Филиппик (Варданий) 711–713 Анастасий II (Артемий) 713–715 Феодосий III 715–716 Лев III Исавр 717–741 Константин V 741–775 Лев IV 775–780 Константин VI 780–797 Ирина 797–802 Никифор I 802–811 Ставракий 811 Михаил I Рангаве 811–813 Лев V 813–820 Михаил II 820–829 Феофил 829–842 Михаил III 842–867 (Регентство Феодоры) 842–856 Василий I Македонянин 867–886 Лев VI 886–912 Александр 912–913 Константин VII Багрянородный 913–945 1340 –959 † Роман I Лакапин 920–944 Роман II 959–963 Василий II 963–976 1341 –1025 † Никифор II Фока 963–969 † Иоанн Цимисхий 969–976 Константин VIII 1025–1028 Роман III Аргир 1028–1034 Михаил IV 1034–1041 Михаил V 1041–1042 Зоя и Феодора 1042 Константин IX Мономах 1042–1055 Феодора 1055–1056 Михаил VI Вринга 1056–1057 Исаак (Исаакий) I Комнин 1057–1059 Константин X Дука 1059–1067 Михаил VII Дука 1067–1071 1342 –1078 † Роман IV Диоген 1068–1071 Никифор III Вотаниат 1078–1081 Алексей I Комнин 1081–1118 Иоанн II Комнин 1118–1143 Мануил I Комнин 1143–1180 Алексей II Комнин 1180–1183 Андроник I Комнин 1183–1185 Исаак (Исаакий) II Ангел 1185–1195 Алексей III Ангел Комнин 1195–1203 Исаак II Ангел (повторно) 1203–1204 † Алексей IV Ангел 1203–1204 Алексей V Дука Мурцуфл 1204 Императоры в Никее Феодор I Ласкарь 1206–1221 Иоанн III Дука Ватац 1221–1254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ II БОЛГАРОБОЙЦА [греч. Βασλειος Βουλγαροκτνος] (958, К-поль - 15.12.1025, там же), визант. имп. (с 11 янв. 976). Представитель Македонской династии (867-1056), старший сын имп. Романа II и внук имп. Константина VII Багрянородного. Коронован в 960 г. как соправитель отца; после смерти Романа II в марте 963 г. малолетние В. Б. и его младший брат Константин VIII были провозглашены автократорами вместе с матерью августой Феофано . Однако в авг. 963 г. полководец Никифор II Фока в результате военного мятежа добился власти, женился на Феофано и т. о. стал отчимом и опекуном В. Б. и Константина. В 969 г., после убийства Никифора Фоки и прихода к власти имп. Иоанна I Цимисхия , положение юных императоров формально почти не изменилось. Самостоятельное правление В. Б. началось в 976 г., после смерти Цимисхия, но еще в течение почти 10 лет (до 985) гос. делами заведовал паракимомен Василий Ноф, оскопленный в детстве, незаконнорожденный сын имп. Романа I Лакапина . Константин VIII формально считался соправителем В. Б., но уступил всю власть брату и фактически стал императором лишь после его кончины в 1025 г. Гражданские войны В течение первых 15 лет правительство В. Б. было вынуждено основное внимание уделять борьбе с военными мятежами внутри империи и с восстаниями на ее окраинах. Уже весной 976 г. поднял мятеж стратиг Месопотамии Варда Склир, при Цимисхии (его родственнике) занимавший высший военный пост в империи - доместика схол Востока. Пользуясь большой популярностью в войсках и опираясь на свои обширные владения в Анатолии, он вскоре поставил под свой контроль большую часть М. Азии и разгромил правительственные войска в ряде сражений. Склир сумел 2 года удерживать власть над центральными районами М. Азии, однако его попытки создать угрозу К-полю были неудачны. В 978 г. в столицу был вызван из ссылки др. влиятельный полководец Варда Фока, племянник имп. Никифора II (в 970 он пытался поднять мятеж против Иоанна Цимисхия, за что был заточен в мон-ре на о-ве Лесбос). Он был назначен доместиком схол Востока, собрал вокруг себя верные императору силы и в марте 979 г. нанес поражение Склиру. Последний бежал в мусульм. владения и искал поддержки у багдадского султана Хосрова (Адуд ад-Даула Буид, 977-983). Из К-поля в Багдад было направлено посольство с призывом не оказывать помощи мятежнику; султан заключил в тюрьму и Склира с его спутниками, и имп. посла.

http://pravenc.ru/text/150781.html

Пресв. Богородица «О.» предположительно представлена в одном из аркосолиев катакомб св. Агнессы в Риме, а также на фреске катакомб Кеметериум-Маюс 2-й четв. IV в. (облачена в одежды рим. матроны-патрицианки - прозрачную фату, тунику с клавами, с украшениями - серьгами и шейной гривной-ожерельем по сторонам - хризмы). Этот тип изображения рано стал известен в обеих столицах империи - Риме и К-поле. На это указывает образ Божией Матери «О.» на золотых донцах (фалерах?) IV в. (напр., в Музеях Ватикана): Богоматерь облачена в римском платье, на Ней украшения, руки распростерты, по сторонам - фигуры апостолов или дев или же изображения деревьев (см.: Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 76-81; Лидова. 2017. С. 16. Ил. 9). С VI в. фигуру Пресв. Богородицы «О.» включали в состав композиции «Вознесение Господне» (миниатюра Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I. 56. Fol. 13v, VI в.; ампула из Монцы, VI в., сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия). Поясное изображение облаченной в мафорий Богоматери «О.» помещено на аверсе золотой монеты (солида) имп. Льва VI Мудрого (886-912); имя Мария дано в лат. транскрипции, при этом в традиц. греческой монограмме ΜΡ ΘΥ по сторонам нимба использована лат. литера R (до IX в. включительно смешение букв греческого и латинского алфавитов было обычным явлением); на реверсе - портрет императора ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 64; Бутырский, Заикин. 2005. С. 82, 83). Выбор данной иконографии для монеты самого высокого номинала может указывать как на почитание Богоматери «О.» в качестве покровительницы императора, так и на ктиторский характер изображения, где Божия Матерь «О.» - одновременно и адресат молитвы за императора, и проводник его молитвы. Именно в эпоху правления Македонской династии (867-1056) в Византийской империи образ Пресв. Богородицы «О.» украсил апсиду церкви в Большом дворце К-поля; вероятно, значение Богоматери «О.» как покровительницы императора повлияло на включение этого изображения в декор соборов незадолго до того принявших христианство слав. гос-в, таких как Болгария, Др. Русь.

http://pravenc.ru/text/Оранта.html

Глава 6 Эпоха Македонской династии (867–1081) История Македонской династии делится на два периода, неравных по значимости и продолжительности. Первый продолжается с 867 по 1025 год – год смерти императора Василия II. Второй – короткий период с 1025 до 1056 года, когда умерла императрица Феодора, последняя представительница этой династии. Первый период был самым блистательным временем политической истории империи. Борьба на востоке и на севере с арабами, болгарами и русскими увенчалась блистательным успехом византийского оружия во второй половине Х и в начале XI века. Это произошло несмотря на отдельные поражения в конце IX и в начале XI века. Этот триумф Византийской империи был особенно велик при Никифоре Фоке и Иоанне Цимисхии. Он достиг своей высшей точки во время царствования Василия II. В то время сепаратистские движения в Малой Азии были подавлены, византийское влияние в Сирии усилилось, Армения была частично присоединена к империи, частично же – приведена в состояние вассальной зависимости; Болгария была преобразована в византийскую провинцию, а Русь, приняв христианство от Византии, вошла в более тесные религиозные, политические, торговые и культурные связи с империей. Это был момент высочайшей силы и славы, когда-либо достигнутый империей. Интенсивная законодательная работа выразилась в публикации гигантского кодекса, Василик. Количество знаменитых новелл, направленных против гибельного роста крупной земельной собственности, интеллектуальное движение вперед, ассоциируемое с именами патриарха Фотия и Константина Багрянородного, добавляют еще больше славы и значения первому периоду Македонской династии. После 1025 года, когда могущественная фигура Василия II сошла с исторической сцены, империя вошла в период частых дворцовых переворотов и анархии, который привел к смутному времени 1056–1081 годов. С приходом первого из Комнинов, который захватил трон в 1081 году, империя вновь обрела свою силу. Внутренний порядок был восстановлен, и некоторое время интеллектуальная и художественная жизнь еще процветала. Вопрос о происхождении Македонской династии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ I МАКЕДОНЯНИН (между 832 и 836, близ Адрианополя - 29.08.886, К-поль), визант. имп., основатель Македонской династии (867-1056). Происходил из крестьянской семьи. Согласно офиц. генеалогии, к-рую приводит венценосный биограф В. М., его внук - имп. Константин VII Багрянородный (913-959), предки его отца происходили из арм. царского рода Аршакидов. В «Жизнеописании Василия» рассказывается также о пребывании младенца В. М. вместе с родителями в болг. плену и о чудесах, предвещавших его царственное будущее. Ок. 855 г. В. М. пришел в К-поль, где поступил на службу к некоему Феофилу, родственнику имп. Михаила III ; во время поездки на Пелопоннес В. М. был удостоен милостей некой богатой и знатной дамы Данилиды, обеспечившей его дальнейшее продвижение. Вскоре незаурядные физические данные В. М. (имевшего прозвище Большеголовый - Κεφαλς) привлекли внимание юного императора, к-рый приблизил его ко двору. В течение неск. лет В. М. сделал головокружительную карьеру от протостратора (начальника имп. конюшен) до магистра (высшей должности в визант. табели о рангах). В результате интриг В. М. был убит дядя императора кесарь Варда, в руках к-рого находились все гос. дела (апр. 866). Вскоре Михаил III усыновил любимца и объявил своим соправителем, короновав в соборе Св. Софии (26 мая 866). Через год В. М. убил Михаила III и стал полновластным императором (23 сент. 867). Биограф В. М. оправдывает это вероломное убийство тем, что Михаил III, злоупотреблявший вином и доведший гос-во до плачевного состояния, угрожал В. М. и покушался на его жизнь. Младенец Василий на руках хана Омуртага, освобождающего визант. пленников. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XI в. (Martrit. gr. 2. Fol. 82) Младенец Василий на руках хана Омуртага, освобождающего визант. пленников. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XI в. (Martrit. gr. 2. Fol. 82) В. М. был женат дважды; отослав с почетом на родину свою первую супругу Марию, он по настоянию Михаила III взял в жены красавицу Евдокию Ингерину, бывш. фаворитку императора (ок. 865). Старшие сыновья В. М. были провозглашены соправителями: Константин - в 869 г., Лев VI - в 870-м, Александр - в 879 г.; младший, Стефан, принял духовный сан (с 886 Патриарх К-польский).

http://pravenc.ru/text/Василием I ...

Общее число больных в стране достигло 93 558 человек За последние сутки в России зафиксировали 6411 случаев заражения новым коронавирусом в 83 регионах, сообщает оперштаб по борьбе с распространением COVID-19. Наибольшее число новых случаев выявили в Москве (3075), Подмосковье (523), Санкт-Петербурге (198), Дагестане (153), Северной Осетии (148) и Рязанской области (101). В 40% обнаруженных случаев инфекция протекает без проявления симптомов. Всего коронавирус в России зарегистрирован у 93 558 человек. Больше всего больных в Москве (48 426), Московской области (10 231), Санкт-Петербурге (3436), Нижегородской области (1663), Дагестане (1147) и Мурманской области (1056). Выздоровело с начала пандемии 8456 человек, погибло 867 человек. За последние сутки в стране провели почти 120 тысяч тестов, всего с начала пандемии — более 3 млн. Под наблюдением врачей находятся 192 тысячи человек. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 февраля, 2024 20 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 21 февраля, 2024 20 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/za-sutki-v-rossii-vyya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ ЭМЕССКИЙ [Прозв. Схоластик; греч. Αθανσιος σχολαστικς Εμεσηνς] (2-я пол. VI в.), визант. ритор, юрист, адвокат, преподаватель права. Происходил из г. Эмеса (совр. Хомс, Сирия); занимался юриспруденцией в Антиохии. Полагают, что он был другом Иоанна III , Патриарха К-польского (565-577), также прозванного Схоластиком (см.: Das Novellensyntagma). Хорошо зная рим. право и владея лат. языком, создал на греч. языке (вероятнее всего, между 572 и 577) сокращенный свод (Синтагму) из новелл императоров Юстиниана I и Юстина II (Επιτομ κ τν νεαρν), к-рый сохранился во 2-м, исправленном и дополненном издании. Данный труд должен был служить справочным руководством практикующим юристам. С этой целью отдельные положения новелл императоров Юстиниана I и Юстина II для удобства пользования были разделены на 22 тематические главы (титула): титулы 1-3 посвящены вопросам церковной организации, титулы 4-8 - судебным полномочиям магистратов, 9-13 - семейному и наследственному праву, 14-17 - оформлению сделок и смежным вопросам, 18-22 - вопросам личного и профессионального статуса. Синтагма А. Э. послужила источником дальнейших обработок и кодификаций рим. права в Византии, в частности, она была использована составителями т. н. Collectio Tripartita (Трехчастного сборника), Номоканона XIV титулов и, наконец, Номоканона L титулов. Во времена Македонской династии (867-1056) труд А. Э. применялся (хотя и в незначительной степени) при составлении Исагоги , Прохирона , Василик и нек-рых др. юридических сборников. Прибавленный во 2-м издании 23-й титул со временем был вычленен из Синтагмы и распространялся в рукописях отдельно от основного текста. В разное время к сборнику А. Э. обращались такие известные визант. деятели, как Алексий Аристин , Матфей Властарь и Димитрий II Хоматиан . Изд.: Das Novellensyntagma des Athanasios von Emesa/Hrsg. von D. Simon u. S. Troianos. Fr./M., 1989. (Forschungen z. Byzant. Rechtsgeschichte; 16). Лит.: Heimbach G. E. Athanasii Scholastici Emiseni de novellis constitutionibus imperatorum Iustiniani Iustinique commentarius//Ανκδοτα. I. Lpz., 1838; Aalen, 1969р; Noailles P. Les collections de Novelles de l " empereur Justinien I. P., 1912. P. 183-198; Simon D. Einführung in die justinianischen Novellen//Rechtshist. J. 1985. Bd. 4. S. 122-132; Τρονος Σ. Ν. Ο πηγς το βυζαντινο δικαου. Αθνα, 1999. Σ. 106-109. К. А. Максимович Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/77036.html

Византийские императоры Константин Великий (единоличное правление) – 324–337 Константин – 337–340 Констант – 337–350 Констанций – 337–361 Юлиан Отступник – 361–363 Иовиан – 363–364 Валент – 364–378 Феодосий Великий – 379–395 Аркадий – 395–408 Феодосий II Младший – 408–450 Маркиан – 450–457 Лев I – 457–474 Лeb II – 474 Зинон – 474–491 Анастасий I – 491–518 Юстин I – 518–527 Юстиниан I Великий – 527–565 Юстин II – 565–578 Тиверий II – 578–582 Фока – 602–610 Ираклий – 610–641 Константин II – 641 Ираклон – 641 Константин III ( Констант II ) – 641–688 Константин IV – 668–685 Юстиниан II – 685–695 Леонтий – 695–698 Тиберий III (II) (Апсимар) [Возможна разница в «нумерации» в связи с тем, считать или не считать в данном случае преемника Августа императора Тиберия (14–37) первым императором, обладающим этим именем. Кроме того, разница в «нумерации» возможна в связи с тем, считать или не считать императора Тиберия (578–582) вторым или первым обладателем этого имени] – 698–705 Юстиниан II (вторично) – 705–711 Филиппин Вардан – 711–713 Анастасий II (Артемий) – 713–715 Феодосий III – 715–717 Лев III – 717–741 Константин V Копроним – 741–775 Лев IV Хазар – 775–780 Константин VI – 780–797 Ирина – 797–802 Никифор I – 802–811 Ставракий – 811 Михаил I Рангаве – 811–813 Лев V Армянин – 813–820 Михаил II – 820–829 Феофил – 829–842 Михаил III – 842–867 Василий I – 867–886 Лев VI Философ – 886–912 Александр – 912–913 Константин VIII Багрянородный [ До 944 г. – император номинально.] – 913–959 Роман I Лакапин (соправитель Константина VII) – 919–944 Стефан и Константин, сыновья Романа Лакапина – дек. 944-янв. 945 Роман II – 959–963 Никифор II Фока – 963–969 Иоанн I Цимисхий – 969–976 Василий II Болгаробойца – 976–1025 Константин VIII – 1025–1028 Роман III Аргир – 1028–1034 Михаил IV Пафлагонец – 1034–1041 Михаил V Калафат – 1041–1042 Феодора и Зоя – 1042 Константин IX Мономах – 1042–1055 Феодора – 1055–1056 Михаил VI Стратиотик – 1056–1057 Исаак I Комнин – 1057–1059 Константин X Дука – 1059–1067 Роман IV Диоген – 1067–1071 Михаил VII Дука Парапинак – 1071–1078 Никифор III Вотаниат – 1078–1081 Алексей I Комнин – 1081–1118 Иоанн II – 1118–1143 Мануил I – 1143–1180 Алексей II – 1180–1183 Андроник I – 1182–1185 Исаак II Ангел – 1185–1195 Алексей III – 1195–1203 Исаак II (вторично) и Алексей IV – 1203–1204 Алексей V Дука Мурзуфл – 1204 Феодор I Ласкарь – 1204–1222 Иоанн III Дука Ватац – 1222–1254 Феодор II Ласкарь – 1254–1258 Иоанн IV – 1258–1261 Михаил VIII Палеолог – 1261–1282 Андроник II – 1282–1328 Михаил IX – 1295–1320 Андроник III – 1328–1341 Иоанн V – 1341–1391 Иоанн VI Кантакузин – 1341–1354 Андроник IV – 1376–1379 Иоанн VII – 1390 Мануил II – 1391–1425 Иоанн VIII – 1425–1448 Константин XI – 1449–1453 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Настенные росписи первого периода (X– XI вв.) выполнены под влиянием догматических и художественных веяний этого времени, когда в Византии правили императоры из Македонской династии и династии Комнинов, которые были у власти соответственно в 867–1056 и 1081–1185 годах. Роспись купола, изображающая Господа Вседержителя и окружающие Его ангельские силы, Деву Марию, персонажей Ветхого Завета, а также поясные портреты святых, евангелистов, Девы Марии в апсиде и др. представляют чрезвычайную ценность. Неизвестный иконограф второго периода (XII в.) создал несколько превосходных живописных образов литургического (Божественная литургия, священнослужители в апсиде) и исторического плана, придав особую выразительность изображениям двунадесятых праздников и Страстей Христовых. И, наконец, уцелевшие, но сильно истертые две росписи третьего периода (XIV–XV вв.) – Молитва и Успение Пресвятой Девы Марии – написаны под явным влиянием византийского искусства эпохи палеологов. К сожалению, ни одно из сооружений, заложенных святым Иоанном Странником, не сохранилось, кроме церкви в Мириокефале, которая сохранилась почти полностью вместе с настенными росписями. Следует отметить также, что безымянные иконописцы – всех трех периодов – обладали не только исключительными познаниями в богословии (а также в догматике, литургии и истории), но и довольно глубокой художественной культурой, на формирование которой оказали влияние крупные центры византийского искусства в Малой Азии, Константинополе, Синае, Греческой Македонии и др. Более того, их очевидные способности к организации пространства позволяют им как размещать более древние художественные фрагменты среди своих росписей, так и создавать новые рядом со многими другими, которые придают их работе энергию и импульс. Они подготавливают сцену для появления или даже преобладания развивающегося стиля в искусстве, который в свое время (с XV–XVI веков и до наших дней) распространится почти по всем уголкам православного Востока под хорошо известным именем прокритской и критской школ живописи.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Не от хорошей жизни византийцы оснащали свои вооруженные силы всевозможными техническими новшествами и видами оружия, наиболее известным из которых стал изобретенный в VII веке «греческий огонь», который принес ромеям не одну победу. Армия империи сохраняла свой боевой дух до второй половины XII века, пока не уступила место иностранным наемникам. Казна теперь тратила меньше, однако риск перехода ее в руки врага неизмеримо возрос. Вспомним классическое выражение одного из признанных знатоков вопроса – Наполеона Бонапарта: тот народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. С этого времени империя и стала зависеть от западных «друзей», которые тут же и показали ей, почем дружба.   Самодержавие как познанная необходимость Святые Константин и Елена Обстоятельства византийской жизни укрепляли осознанную потребность в самодержавной власти императора (василевса ромеев). Но от его личности, характера, способностей зависело слишком многое. Именно поэтому в империи сложилась гибкая система передачи верховной власти. В конкретных обстоятельствах власть могла передаваться не только сыну, но и племяннику, зятю, шурину, мужу, усыновленному преемнику, даже собственному отцу или матери. Передача власти закреплялась решением Сената и армии, народным одобрением, церковным венчанием (с X века была введена заимствованная на Западе практика императорского миропомазания). В результате императорские династии редко переживали свой столетний юбилей, только наиболее талантливой – Македонской – династии удалось продержаться почти два века – с 867 по 1056 годы. На престоле мог оказаться и человек низкого происхождения, выдвинувшийся благодаря тем или иным талантам (например, мясник из Дакии Лев Макелла, простолюдин из Далмации и дядя Великого Юстиниана Юстин I или сын армянского крестьянина Василий Македонянин – основатель той самой Македонской династии). Крайне развитой была традиция соправительства (соправители сидели на византийском троне в целом около двухсот лет). Власть надо было крепко держать в руках: за всю византийскую историю произошло около сорока успешных государственных переворотов, обычно они заканчивались гибелью поверженного властителя или удалением его в монастырь.

http://pravoslavie.ru/1207.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010