Отдел 2. История христианства собственно в царстве Русском до происхождения Русской Церкви при равноапостольном князе Владимире (862–992). Введение В руце Господни власть земли, и потребнаго воздвигнет во время на ней. Сир. 10,4 Благословен Господь Иисус Христос , Иже възлюби новыя люди, Русьскую землю, просвети ю крещеньем святым. Лаврентиевская летопись. С. 83 Обыкновенно у нас насчитывают до пяти эпох в великом деле просвещения России Евангелием – до пяти крещений 299 . Первою эпохою признается проповедь святого апостола Андрея в странах наших; второю – проповедь славянских апостолов Кирилла и Мефодия в Болгарии и Моравии и в особенности важнейший труд их – перевод Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык; третьего – крещение первых князей киевских Аскольда и Дира; четвертою – крещение великой княгини Ольги; пятою и окончательною – крещение великого князя Владимира 300 . Этому простому и естественному делению последуем и мы, за исключением только проповеди святого апостола Андрея, о которой – так как она касалась собственно стран России, а не царства Русского, явившегося впоследствии, – мы уже упомянули в своем месте. И прежде всего скажем о переводе Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык, скажем потому, что хотя перевод сей совершен не у нас, но он точно так же принадлежит и нам, как прочим нашим братьям-славянам, для которых первоначально совершен; он принадлежит нам ныне даже более, нежели многим из них, которые, будучи отторгнуты от Церкви православной, давно уже лишены счастия слышать богослужение на родном языке; скажем прежде всего потому, что перевод сей совершен в то именно время, когда в новообразовавшееся царство едва начинали проникать первые лучи святой веры, и, бесспорно, явился лучшим предуготовительным средством к скорейшему распространению ее в нашем отечестве. Это исследование послужит вроде перехода от прежней части нашего сочинения к настоящей и составит самое естественное в нее вступление. Затем уже по порядку рассмотрим крещение первых князей киевских – Аскольда и Дира – и состояние христианства в нашем отечестве с этой эпохи до великой княгини Ольги. Далее – крещение великой княгини Ольги и состояние христианства у нас до великого князя Владимира. Наконец – крещение самого великого Владимира до полного образования православной Церкви в нашем отечестве, которая с тех пор уже непрерывно существует до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1589 г., с учреждением Патриаршества, Москва стала стольным градом Патриарха, а Московская епархия составила Патриаршую Область. Именовалась: с 862 г. (?) – епархия России; с 882 г. (?) – митрополия Киевская и всея Руссии («Святейшая Митрополия России»); с 03.05.1461 – митрополия Московская и всея Руссии; с 1589 г. – Московский и всея России Патриархат. Викарная кафедра: Владимирское наместничество. В Киеве 862/863 (?) после 868 имена иерархов неизвестны Митрополиты Киевские и всея России Ок. 882? (или 09.988? 15.06.992) В Киеве, затем в Переяславе (?): 991/992 1007 (?) В Киеве (с 1037 г.): 1035 31.08.1089 06.12.1104 04.1121 08.03.1126 1127 (или 1131) 26.07.1147 1154 (1156) Климент Смолятич, паки 1155/1156 03.1159 08.1160 1161/1162 12.05.1166 19.08.1220 1224(06.01.1225) 12.1240(?) 1241(1242?) 27.11.1281 18.04.1299 Во Владимире-на-Клязьме (с 1299 г.) 18.04.1299 06.12.1305 06.12.1305 1308(1309) Св. Петр Волынянин В Москве 1321 21.12.1326 21.12.1326 11.03.1353 11.03.1353 30.06.1354 30.06.1354 12.02.1378 02.1378 03.05.1380 10.1382 10.1382 (1389) Пимен Грек, паки 15.10.1385 06.03.1390 16.09.1406 Св. Киприан Сербианин Цамблак, паки 01.09.1408 02.07.1431 07.1431 02.04.1437 09.04.1441 04.1441 15.12.1448 в/у св. Иона Одноушев, паки 15.12.1448 31.03.1461 Митрополиты Московские и всея России 09.05.1461 13.09.1464 11.11.1464 05.04.1473 04.06.1473 29.06.1473 в/у св. Геронтий 29.06.1473 28.05.1489 28.05.1489 26.09.1490 26.09.1490 17.05.1494 20.09.1495 30.04.1511 03.08.1511 18.12.1521 27.02.1522 02.02.1539 09.02.1539 03.01.1542 19.03.1542 30.12.1563 05.03.1564 16.05.1566 25.07.1566 04.11.1568 11.11.1568 08.02.1572 Кирилл 05.1572 01.1581 Антоний 02.1581 13.10.1586 11.12.1587 26.01.1589 Московский и всея России Патриархат Всероссийская Патриаршая кафедра учреждена по инициативе царя Феодора Иоанновича и трудами правителя боярина Бориса Федоровича Годунова Архиерейским Собором 1589 г. Всероссийская Патриаршая кафедра является пятой в порядке патриарших кафедр Вселенской Православной Церкви, что было определено на Соборе восточных православных патриархов 1593 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. до того времени его княжения, когда он, принявши святую веру сам, соделался насадителем ее в своем народе и положил начало собственно Церкви Русской, я не мог не заметить, что они разделяются, вообще, на два главные отдела достопамятною эпохою основания Русского царства: одни существовали только в пределах России, другие в самом царстве Русском; одни имели гораздо менее отношения к нашей отечественной Церкви, другие несравненно более. На этом основании разделил я и сочинение свое на две части: 1) на историю христианства в пределах нынешней России до основания Русского царства (ок. 60–862) и 2) на историю христианства собственно в царстве Русском до происхождения Русской Церкви при равноапостольном князе Владимире (862–992). Первую часть можно назвать только преддверием, последнюю – самым входом во святилище русской церковной истории. Если от настоящего порядка вещей в пределах нашего отечества мы перенесемся мыслию в те отдаленные времена, когда не было еще в этих пределах самого царства Русского, и сравним прошедшее с настоящим, нас, без сомнения, поразит тогдашний беспорядок. Народы и племена, обитавшие на пространстве нынешней России, кроме того что находились на самой низкой степени общественного развития, разделены были между собою постоянною ненавистию. Взаимные раздоры, набеги и опустошения составляли главнейшее их занятие. Сильные теснили слабых, владычествовали над ними и в свою очередь делались рабами сильнейших. В то же время орды диких пришельцев, как потоки огненной лавы, с шумом стремились в наши пределы и, протекая их из края в край, разрушали все, что ни попадалось, пока наконец не обессиливали себя взаимно. Царства готов, гуннов, аваров и хазаров, быстро возникавшие одно за другим на пространствах России, подобно грозным метеорам, от которых не раз приходил в трепет сам Римский колосс, так же быстро и распадались, не оставляя после себя почти ничего, кроме грозных обломков. Картина мрачная и самая безотрадная! Но всмотримся ближе в эту картину – и мы увидим в ней немало светлых точек, увидим, что и в этом политическом хаосе скрывались уже семена той прекрасной жизни, которая с такою полнотою цветет ныне на нашей отечественной почве. Перечисляя народы, издревле обитавшие в России, древние историки упоминают там и сям о племенах оседлых, которые любили заниматься землепашеством и скотоводством; упоминают и о таких племенах, которые имели уже свои города и производили торговлю; нередко хвалят семейственные и даже гражданские добродетели этих племен: святость их брачных союзов, уважение к голосу старцев в делах общественных, взаимное доверие, добродушие, гостеприимство, древнюю простоту нравов и проч. Все это разве не основные стихии быта общественного и благоустройства? Оставалось только отделить их от стихий вредных и враждебных, соединить между собою, упорядочить, образовать – и самое прочное политическое здание готово было возникнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Все они имеют помету –Примеч. автора. Редакторские примечания даются без оговорок. – сноски фактологического характера, описание храмов и мона­стырей и краткие биографические сведения о лицах, упоминаемых в Дневнике, даны в комментариях и примечаниях с указанием номе­ра архивного листа основного текста Дневника и комментируемого текста (например: Л. 1. Отец инспектор – ...). В комментариях даны краткие исторические справки о храмах и монастырях, в которых епископ Арсений служил или которые посещал. На храмы и монастыри, описанные в первом томе, дается соответствующая ссылка. Биогра­фические сведения о лицах, упоминаемых в первом томе изданного Дневника, во втором томе даются в виде кратких справок на период 1902–1903 годов со ссылкой на первый том. ... а , ... б , ... в – сноски, используемые в комментариях, при публика­ции некоторых документов, писем. При составлении кратких биографических сведений о лицах, упоминаемых во втором томе, были использованы следующие издания: Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в начале XX века: Профессура и сотрудники. М., 1999; Он же. Стратилаты академические: Ратоборцы за Церковь из корпорации Московской Духовной академии первой половины XX века: Жизнь, труды и крестный путь. М., 1999; Именной список ректорам и инспекторам Императорских Духовных академий и семинарий... на год. СПб.-Пг., 1900–1917; История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г.(с приложениями). М., 2006; За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь , 1917–1956: Биогр. справ. Кн. 1: А-К. М., 1997; Кузьмин Ю.А. Российская Императорская фамилия: 1797–1917: Биобиблиоф. справ. СПб., 2005; Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1963 г. (включительно): В 6 т. Erlangen, 1977–1989; Он же. Русские православные иерархи 992–1892: В 3 т. М., 2002–2004; Памяти почивших наставников: Издание Московской Духовной академии ко дню ее 100-летнего юбилея (1814–1914).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

987–996 Роберт I 996–1031 Генрих I 1031–1060 Короли Англии Годы после Р. Х. Эгберт 800–836 Этельвульф 836–857 Этельбальд 857–860 Этельберт 860–866 Этельфред I 866–871 Альфред 871–901 Эдуард Старший 901–924 Ательстан 924–941 Эдмунд 941–946 946–955 955–959 959–975 Эдуард Мученик 975–978 Этельред II (Неготовый) 978–1016 Эдмун Железнобокий (Ironside) 1016–1016 1016–1035 Гарольд (Заяченогий) 1035–1039 Гардиканут 1039–1042 Эдуард Исповедник 1042–1066 Князья древней Руси Годы после Р. Х. 862–879 гг. Вещий Олег 879–913 гг. 913–945 гг. 945–957 гг. Святослав 957–973 гг. Владимир 973–1015 гг. Ярослав Мудрый 1019–1054 гг. Годы после Р. Х. Михаил 988–992 гг. Леонтий 992 –1008 гг. 1008–1035 гг. Феопемпт 1035–1049 гг. Иларион 1051–1056 гг. Митрополиты древней Рус и Года после Р. Х. В первом веке Иерусалим Между 50–52 гг. Во втором веке Иерапольский между 160–180 гг. против монтанистов и Феодота Кожевника; в Риме, Палестине (Иерусалиме и Кесарии), в Понте; Осроене, Месопотамии, Коринфе – все к концу 2 века касательно празднования Пасхи. Другие соборы в Риме, Сицилии, Ефесе, Лионе и в Африке сомнительны 3665 . В третьем веке Карфаген Около 218–222 Александрия 231–235 Икония 230–235 Синнад Около того же времени Ламбес в Африке Востре Аравия В Азии два собора ---------- Карфаген по делу Новата 250, 251,252, 253 Карфаген по вопросу крещения еретиков 255, 256 Нарбонна 255–260 Арсиное, в Египте Антиохия, против Павла Самосатского 264–269 В четвертом веке Александрия Карфаген Арелат (Arles) Неокесария 314–315 Александрия Вифиния Александрия Никея (Первый Вселенский собор) Гангре Около 325–341 Карфаген Антиохия Кесария Иерусалим Константинополь 336, 338 или 339 Александрия Антиохия 340, 341 Сардика Лаодикия 343–381 Филиппополь Иерусалим и Александрия Рим и Милан Карфаген 345–348 Сирмия 349, 351 Арелат Виттер (Beziers) Сирмия 357, 358 Антиохия Римини, Селивкия Константинополь Антиохия 361, 363 Александрия 362, 363 Лампсаке Никомидия Смирна Сицилия Сингидун, Тиана Александрия Валенция Иллирия, Анкир

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но годы его святительства могут относиться и к более раннему периоду, чем Крещение Руси (988 г.). В пользу этого говорит отсутствие каких-либо упоминаний о епископах, которые вместе с Владимиром крестили Русь. Сказано только, что при крещении присутствовали «попы Корсунские и Царицины» (Лаврентьевская лет.; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 116–121). Но в Никоновской лет. под 990 г. рассказывается о митрополите Св. Михаиле, его посещении Новгорода, под 991 г. повествуется о просвещении прочих областей Руси, а под 992 г. говорится о взятии Киеву митрополита Леонта, который поставил епископы по городам, т. е. учредил епархии (ПСРЛ. Т. 9. С. 63–65). Немного раньше в летописи сказано: «Въ лто 991. Иде Михаилъ митрополитъ по Русской земле и до Ростова, съ четырма епископы Фота патриарха, и з Добрынею и со Анастасом» (ПСРЛ. Т. 9. С. 63–65). Интересно упоминание о епископах патриарха Константинопольского Фотия , который жил на столетие раньше описываемых событий. Ко времени его святительства относится и первое крещение Руси (при Аскольде и Дире). Возможно, митрополит Св. Михаил жил на столетие раньше, чем говорится в летописях. Этим и объясняется путаница в епархиальных списках. Но память о нём, как о первом митрополите Русском сохранялась, что привело к включению повествований о нём в поздние летописи. Также из летописей нам известно, что митрополит Леон стал ставить епископов «по градомъ», т. е. епархии были учреждены только после 992 г. Возникает вопрос: если в 988 году на Руси были епископы, то почему не были учреждены епархии? В этой связи интересны наименования русской епархии в византийских источниках – в 860 гг. – епископия, ок. 890 г. – митрополия. Видимо, в этот период Русская епархия прошла путь от обыкновенной миссионерской епархии до автономной церкви с митрополитом во главе. Если был митрополит, следовательно, были и епископы. Возможно, именование святителя Михаила митрополитом является его реальным титулом. Епископ Алексий крестил Русь ок. 862 г. и был первым русским епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10. Чифлянов Бл. Богослужебният чин, преведен от братята Кирил и Методии в началото на моравската им мисия//Славистичен сборник. София, 1973. 11. Юнгеров П. Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Казань, 1902. Дополнительная литература 1. Бычков А. Ф.. акад. Записка о присуждении первой Ломоносовской премии//СОРЯС. 1870. Т. 7. 2. Виноградов Г. Первый русский болгарист. Память о Константине Калайдовиче. К столетию со дня его смерти (ум. 1832)//Сборник в честь на проф. Л. Милетич. За семедесетгодишнината от рождението му (1863–1933). София, 1933. 3. Горский А. В. О свв. Кирилле и Мефодие//Москвитянин. 1843. 6. 4. Добровский И. Кирилл и Мефодий, словенские первоучители/Перев. с нем. М. Погодина. М., 1825. 5. Евсеев И. Е. Книга прор. Даниила в древнеславянском переводе. М., 1905. 6. Его же. Следы утраченного первоначального перевода пророческих книг на славянский язык//Известия Императорский Академии наук [ИИАН –?] (Bulletin de L’Académie des Sciences ect.). T. X (1899). 4. 7. Калайдович К. Ф. Иоанн, Экзарх Болгарский. М., 1824. 8. Карский Е. Очерк славянский кирилловской палеографии. Варшава, 1901. 9. Кирилло-Мефодиевский сборник (изд. М. Погодина). М., 1865. 10. Лавров П. А. Рецензия на книгу: Jagi V. Zur Enstehungs-geschichte der kirchenslavischen Sprache. 1 und 2. Hälfte//Denkschriften der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften in Wien. Philosophisch-Historische Classe. Band XLVII (1900)//ОРЯС. 1901. T. 6. K. 1. 11. Макарий, архим. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира. СПб., 1846. 12. Его же. Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I//Прибавление к творениям св. Отцев в русском переводе. 1844. Ч. II. 13. Его же. Начало православной Церкви в русском собственно царстве (862–992)//ХЧ. 1845. 3. 14. Нахтигаль Р. Несколько заметок о следах древнеславянского Паримийника в хорватско-глаголической литературе//Древности. Труды Славянской комиссии Императорского Московского археологического общества. М., 1902. T. III.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

190 Макарий, архим. Начало православной Церкви в русском, собственно, царстве (862–992)//ХЧ. 1845, 3; История христианства в России до равноапостольного князя Владимира. СПб., ι846. 191 [Макарий, архим.] Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I//Прибавление к творениям свв. Отцев в русском переводе. 1844, ч. II. С. 204–292. 200 Бычков А. Ф., акад. Записка о присуждении первой Ломоносовской премии//СОРЯС. 1870. Т. 7. С. 95. 202 Там же. С. CCXLIII-CCXLIV. Описание этих рукописей см.: Карский Е. Очерк славянский кирилловской палеографии. Варшава, 1901. С. 18–32. 207 Проф. Евсеев колебался относительно принадлежности 7-й главы: в одном месте он говорит, что она «была переведена Кириллом несколько позднее, при переводе паримий месяцесловной части» ( Евсеев И. Е. Книга прор. Даниила в древнеславянском переводе. М., 1905. С. XIV), а в другом – утверждает, что перевод этой главы, «как будто бы, заимствован из готового симеоновского перевода» (там же. С. XLI). Причину такой неустойчивости мысли Евсеева проф. А. В. Михайлов видел в отсутствии текстуального анализа данной главы. Он считал, что 7-я глава попала в Паримийник «именно в мефодиевском переводе, признаки же симеоновского, т. е. четьего, явились в ней позднее, что вполне согласно с историей изменения паримийного перевода библейских книг вообще» (см.: Михайлов А. В. Опыт... С. CCXIV-CCCXV). 208 По мнению Михайлова, проф. Евсеев ошибся, включив 10-ю главу в кирилловскую паримийную редакцию. Впрочем, по работе видно, что Евсеев не без колебания пошел на это: «эта (10-я) глава, – писал он, – была переведена Кириллом не одновременно с прочими главами, а несколько позднее, при переводе паримий месяцесловной части» ( Евсеев И. Е. Книга прор. Даниила в древнеславянском переводе. М., 1905. С. XIV). Рецензент Евсеева, проф. Михайлов, считал, что перевод 10 главы книги прор. Даниила принадлежит не св. Кириллу, а его брату – св. Мефодию. Почему? Потому, что паримия Дан. 10:1–21 , читавшаяся 8-го ноября («Собор Архистратига Михаила и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

988 . Muyldermans J. Evagriana. P. 1931. 38–44. пер.://Твор. 123–128. [По изд. Мюилдерманса]. 989 . Muyldermans J. Note Additionnelle à «Evagriana»//Muséon. 1931. 44. 369–383. 990 . Muyldermans J. Évagre le Pontique. Les «Capita cognoscitiva» dans les versions syriaque et arménienne//Muséon. 1934. 47. 73–106. Большое письмо к Мелании (CPG 2438) Текст Ч. I: 991 . Frankenberg W. Evagrius Ponticus 4 .862). Göttingen 1912. 610–619. [Сир. версия с обратным пер. на греч.]. Ч. II: 992 . Vitestam G. Seconde partie du traité qui passe sous le nom de «La grande lettre d’Évagre le Pontique à Mélanie l’Ancienne», publiée et traduite d’après le manuscript du British Museum Add. 17192. Lund 1964. (Scripta Minora Regiae Societatis Humaniorum Litterarum Lundensis. 1963–1964. 3). [Сир. текст и франц. пер.]. Переводы и комментарии 993 . Lantschoot A. van. Un opuscule inédit de Fr. C. Conybeare//Muséon. 1964. 77. 121–135. [Пер. «Письма к Мелании» с арм. на латынь. Пер., предисл. Ф. К. Конибер]. 994 . Parmentier М. Evagrius of Pontus’ «Letter to Melania»//Bijdragen 1985. 46. 2–38. of devotion, conversion, worship, spirituality, and asceticism/Ed. Ferguson E. Ν. Y. 1999. Исследования 995 . Bravo Garcia A. Sueno, ensuenos у demonios en Evagrio Pontico//Kolaios. 1995. 4. 457–477. [Онейрология Евагрия, особенно о роли сатаны в сновидениях и во время молитвы]. 996 . Bunge G. Origenismus-Gnostizismus. Zum geistgeschichtlichen Standort des Evagrios Pontikos//ViC. 1986. 40. 24–54. 997 . Clark E. A. New perspectives on the Origenist controversy: Human embodiment and ascetic strategies//ChHist. 1990. 59. 145–162. 998 . Clark E. A. The Origenist controversy: the cultural construction of an early Christian debate. Princeton, NJ 1992. Ettlinger G. H.//ThS. 1993. 54. 561–563. 999 . Esbroeck M. van. L’homélie de Pierre de Jérusalem et la fin de l’origénisme palestinien en 551//OCP 1985. 51. 33–59. [Истор. контекст осуждения Евагрия в VI в.; секта «исохристов», исповедовавшая евагрианскую форму оригенизма].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Среди болгар проповедывали христианство и другие греческие монахи, случайно попавшие в Болгарию, как Власий Аморийский, который впоследствии принимал участие в болгарских дипломатических миссиях (Византийский временник, т. XIX, 1912, СПб, 1915; ГИБИ, т. V, с. 16). 860–861 гг. Хазарская миссия Святых братьев Кирилла и Мефодия. 861 г. Собор в Константинополе в соборе свв. Апостолов (т. наз. Двукратный собор) св. Патриарха Фотия с участием 318 Епископов против бывшего Патриарха Игнатия и против претензий римского папы Николая и Римской Церкви о верховенстве над соборной Церковью. Папа Николай объявился против св. Фотия, но послал своих представителей на собор. 861 г. Византийское посольство в Риме с письмами папе Императора Михаила и св. Патриарха Фотия. Св. Фотий отвергает претензии Рима на верховенство над соборной Церковью. 18.ΙΙΙ и 19.ΙΙΙ.862 г. Письма папы Николая I Императору Михаилу и Патриарху Фотию с угрозами и с объявлением, что папа не признает Фотия Патриархом и восстанавливает Игнатия в качестве Патриарха Константинопольского, оставшиеся без ответов. 862 г. Собор галльских Епископов, созванный папой Николаем в Риме об истинности filioque. (Письмо папы Николая к Епископу Хинкмару Рейнскому.) 862 г. Болгаро-германский союз. Византия, Моравия, Сербия и Хорватия были в союзе против Болгарии и Германии. (Болгария потерпела поражение от этой комбинации.) 862 г. Мадьяры (венгры) впервые появляются в области Карпат. 862  г. Моравский Князь Ростислав обратился за помощью к Византии против немецкого духовенства. (Вероятно и за военно-политической помощью.) 862–863 гг. Начало Моравской миссии Святых братьев Кирилла и Мефодия. 863  г. Собор в Риме против св. Патриарха Фотия. Анафема папы Николая над св. Патриархом Фотием. 864  г. Война Византии против Болгарии. Немецкие успехи с болгарской помощью в войне против Моравии. (Чтобы стало яснее о чем идет речь, надо знать, что северо-западная граница Болгарии тогда упиралась в неопределенные границы моравских владений. Болгария владела половиной Паннонии до начала X в.) Болгарские неудачи в войне против сербов и Хорватии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010