Таким образом, во времена св. Фотия западная церковная традиция отличалась неоднородностью: в ней можно выделить итальянский и франкский пласты. Оба они проявились в Болгарии, когда в 866 г., вскоре после крещения князя Бориса-Михаила и его народа греческим духовенством, туда по приглашению болгар прибыли одновременно и германская миссия, присланная Людовиком Немецким, и римская, во главе которой стоял епископ Формоз (будущий папа). Впрочем, сам Рим к середине IX в. уже прочно вошел в состав Франкской империи, и доминирование франкского элемента в политической элите Италии не могло не сказаться и на церковной сфере. В частности, Формоз, долгое время живший за Альпами и в конце жизни призвавший в Италию сына Людовика Немецкого Арнульфа (за что и был посмертно осужден и «казнен» на печально известном «Трупном соборе» 897 г.), вполне мог терпимо относиться к Filioque. Во всяком случае, позднейшая православная традиция (зафиксированная в славянских памятниках с XV в.) связывала отпадение латинян от православия с именами «царя Карула», вместе с которым в Рим проникло «аполлинариево учение» о Filioque, и «некоего Формоса», который тайно распространял ересь, в то время как папы оставались единоверными с прочими патриархами до Христофора (антипапа в 903–904гг.) . Наряду с «профранкской» партией в Риме и других крупных городах Италии в IX в. сохраняли влияние лангобардские династы, а также местные патрицианские фамилии, из которых одни ориентировались на Византию, а другие пытались вести вполне самостоятельную политику. К числу последних принадлежал папа Николай I (858–867), которого по праву можно назвать самым властным понтификом раннего средневековья. Пользуясь раздроблением и ослаблением государства франков при сыновьях Людовика Благочестивого, Николай не только стремился к подчинению своей власти всей западной Церкви, но и активно продвигал учение о юридическом примате Римской кафедры над всеми прочими Церквами, включая Константинопольскую. Рассматривая полемику св. Фотия, следует помнить о том, что, начиная с Окружного послания 867 г., она развивалась по двум основным линиям, которые имеют различных адресатов. Основная догматическая тема, Filioque, направлена в первую очередь против принесших с собою это учение в Болгарию франкских миссионеров (и, возможно, участников римской миссии Формоза). Именно их Фотий именует «нагрянувшими с Запада епископами тьмы». В то же время напрямую франки у Фотия нигде не упоминаются, так как возглавлявший в то время Каролингский дом император и итальянский король Людовик II (855–875), находившийся в конфликте с папой Николаем, считался политическим союзником Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Говоря о кирилло-мефодиевском посольстве вообще, исследователи согласны, что оно занимает совершенно уникальное место в византийской истории. Однако существует мнение, что поездка солунских братьев вовсе не была миссией в полном смысле слова. С.А. Иванов считает, что она была скорее частным эпизодом, нежели интегральной частью глобального миссионерского проекта: «Христианизация Моравии не имела к Византии никакого отношения… Империя после отправки братьев в Великую Моравию не высказывала никакого интереса к судьбе всего предприятия. Константинополь не претендовал на включение этой страны в свою церковную юрисдикцию, не конфликтовал с Римом по поводу  латинского обряда, введенного в Моравии, не защищал своих посланцев, когда они стали подвергаться гонениям… Очевидно, Моравия совершенно не интересовала византийские власти. Империя не рассматривала эту страну как сферу своего религиозного и политического влияния». Автор аргументирует свою позицию тем, что, отправляясь в Великую Моравию, святые братья, вопреки просьбам Ростислава, не были наделены своим патриархатом высоким иерархическим достоинством и обрели его в лоне не Константинопольской, а Римской Церкви. Ни один современный греческий источник не упоминает о солунских братьях . Это мнение  созвучно католической точке зрения на проблему христианизации Западных и Южных славян, согласно которой «братья-апостолы Кирилл и Мефодий были римскими монахами, а Мефодий получил хиротонию от Папы Адриана II. Не случайно тексты славянской литургии для благословения они возили не в Константинополь, а в Рим, а мощи св. Климента, найденные в Корсуни, привезли Папе Римскому» . Однако отсутствие достаточного внимания к моравской миссии со стороны византийских властей вовсе не означало ее полное забвение и отчужденность. Достаточно сказать, что за спиной славянских просветителей мы видим выдающуюся личность патриарха Фотия, посланцами которого они являлись. Известно, что первое патриаршество Фотия (858–867 гг.) пришлось именно на время правления Михаила III, когда организовывалось посольство в Моравию. Патриарх Фотий, образованнейший человек своего времени, был центром литературного и интеллектуального движения Византии второй половины IX века. Под руководством Фотия Константин (Кирилл) получил образование и до своей миссии к хазарам занимал кафедру философии в высшей школе столицы . Несомненно, моравская миссия находилась в поле зрения патриарха, однако этот контроль и покровительство неожиданно прекратились в связи с убийством Михаила III и низложением Фотия в 867 г.

http://bogoslov.ru/article/1236057

11 Святой апостол Андрей Первозванный – один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Первозванный – призванный на служение одним из первых, вместе с Пет ром, согласно христианскому преданию, ему выпал жребий проповедовать в Скифских пределах, на нынешней территории России. 12 Патриарх Фотий – (около 810–890-е гг.), константинопольский патриарх в 858–867, а затем в 877–866 гг. Один из самых просвещенных людей своего времени, автор множества трудов, в том числе составитель Мириобиблиона, или Библиотеки, – это своеобразные аннотации 280 различных сочинений. Он был инициатором укрепления христианства в Болгарии, в Моравии и на Руси. Естественно, что он не мог быть современником князя Владимира. 13 Первым русским митрополитом был Феофилакт, как об этом говорят исторические источники. Он был переведен на Русь из византийской провинции Армения. Вторая византийским императором Василием II (985–1025). Согласно традиции, идущей с XVI в., первым русским митрополитом был некий Михаил. Источник этой легенды – церковный устав, приписываемый Владимиру I, который восходит к XII-XIII вв. Согласно этому памятнику, Михаил является современником Владимира и Константинопольского патриарха Фотия. Отсюда был сделан вывод, что Михаил и был тем самым епископом, которого послал Фотий на Русь в 867 г. «Появление имени Михаила в церковном уставе объясняется тем, что в «Повести временных лет» под 988 г. находится наставление о вере, якобы преподанное новокрещеному Владимиру. Оно представляет собой не что иное, как сокращенный перевод Символа веры , составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это «наставление» как написанное ради Владимира и, таким образом, заключили, что автор Символа веры был и первым русским митрополитом» (Щапов Я. Н. Государство и церковь в Древней Руси X-XIII веков. М., 1989. С. 192). 14 Речь идет о бабке князя Владимира – Ольге, которая, согласно преданию, приняла крещение в Константинополе. Она вернулась на Русь в сопровождении священника. Естественно, что уже во время ее правления на Руси были построены первые русские храмы, в которых совершалась служба и происходили крещения новообращенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

John Anthony McGuckin St. Photios the Great (ca. 810-ca. 893) BRENDA LLEWELLYN IHSSEN St. Photios was an intellectual, a member of Byzantine aristocracy, and a teacher, theo­logian, and bibliophile. He remains one of the most highly venerated patriarchs of Constantinople, a position he held from 858 to 867 and again from 877 to 886. Photios was born to aristocratic Christian parents and was related to both the imperial family and the ecumenical patriarch. Devoted at a young age to scholarship, at the comple­tion of his education he became a teacher of philosophy and dialects, and was eventually appointed to the position of Protoasecretis in the Byzantine bureaucracy. Though a layman, Photios was elevated to the ecu­menical patriarchate when Patriarch Ignatios was forced to resign by Caesar Bardas, uncle of Emperor Michael III. Though widely admired as an intellectual and administrator, Photios himself was surprised at the high clerical appointment he had not sought, not least because of his lay status. Pope Nicholas I, who along with the other three patriarchs received the customary letter declaring Photios’ dedication to Orthodoxy, had previously been contacted by supporters of Ignatios, and sent delegates to a synod in 861 to investigate the resignation of Ignatios and the elevation of Photios. Further compli­cating the situation was the dispute over the territories of Sicily, Calabria, and Illyricum, which had been removed from Roman jurisdiction and transferred to Constantino­ple during the first phase of iconoclasm. The question of the jurisdiction of the newly formed Bulgarian Church was aso a lively issue at this time. While the papal legates found Photios’ election legal, Nicholas sub­sequently declared that he had deposed Photios and reinstated Ignatios; pronounce­ments which the East at first ignored. Photios’ denunciation in 867 of Nicholas’ claims for papal primacy, and his critique of the Latin innovation of the filioque, manifested to Christianity the first clear sign of significant theological differentia­tion and large-scale division between the churches of the East and of the West.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Лев IV, папа Римский, в сцене «Вознесение». Фрагмент росписи ц. Сан-Клементе в Риме. 847–855 гг. Лев IV, папа Римский, в сцене «Вознесение». Фрагмент росписи ц. Сан-Клементе в Риме. 847–855 гг. Контакты с Византией в понтификат Л. были довольно малочисленны, что объясняется политикой недоверия, к-рую имп. Людовик II проводил в отношении правительства имп. Михаила III (842-867) и его матери св. имп. Феодоры (842-856). Незадолго до кончины Л. в Риме разгорелся скандал, связанный с «греческим заговором». Магистр рим. армии Даниил донес имп. Людовику II на Грациана, названного в Liber Pontificalis одним из знатнейших римлян, советником папы и управляющим Латеранским дворцом, который якобы собирался заключить союз с Византией и выйти из подчинения императорам Запада. Людовик II без предупреждения прибыл в Рим и настоял на проведении совместного с Л. судебного заседания, где была доказана невиновность Грациана; магистра Даниила спасло от ответственности за клевету заступничество императора. Тем не менее Л. поддерживал переписку с признававшими власть Византии правителями Юж. Италии и Сардинии. При Л. обозначился конфликт между Римом и К-полем, вылившийся позже в Фотианскую схизму . Осложнение отношений с К-польским патриархом свт. Игнатием (847-858, 867-877) началось сразу после восшествия Л. на Папский престол. Вместе с поздравительной синодикой свт. Игнатий послал в Рим паллий (pallium superhumerale). Л. счел это оскорблением и ответил Игнатию, что Римский понтифик дарует паллий, но не принимает его от др. епископов. Позднее Сиракузский митр. Григорий Асвеста , бежавший от сарацин и проживавший в К-поле, вызвал неудовольствие патриарха Игнатия и был низложен на К-польском Соборе 852 или 853 г. По свидетельству Стилиана, митр. Неокесарийского, Григорий и нек-рые клирики пожаловались Л. на действия патриарха. Однако свт. Игнатий послал в Рим мон. Лазаря, имевшего репутацию исповедника за почитание икон при иконоборцах, который доказал понтифику справедливость решения, принятого К-польским патриархом. В действительности Лазарь скорее всего прибыл в Рим уже после кончины Л. и избрания Бенедикта III. Кроме того, папа Николай I в послании визант. имп. Михаилу III (март 862) утверждал, что к Папскому престолу обратился не Григорий Асвеста, а патриарх Игнатий, к-рый попросил Л. утвердить вынесенный им приговор. Но Л. и его преемник Бенедикт III отказались сделать это, сославшись на то, что им было необходимо выслушать противоположную сторону ( Nicol. Magn. Ep. 85). В сохранившемся фрагменте послания, адресованного свт. Игнатию (кон. 854?), Л. упрекал патриарха в произволе: созыве Собора и низложении епископов без ведома папы Римского. Вероятно получив это письмо, свт. Игнатий послал в Рим мон. Лазаря, чтобы объяснить свою позицию. Впосл. папа Бенедикт III оставил митр. Григория Асвесту под подозрением, но не утвердил и патриаршее решение о его низложении.

http://pravenc.ru/text/2463259.html

По этой причине реформы Генриха VIII, как правило, не встречали сопротивления со стороны местного духовенства. Непосредственным поводом для разрыва с Римом послужил развод Генриха VIII и Екатерины Арагонской и женитьба его на Анне Болейн. Папа Климент VII в 1533 отлучил Генриха VIII от Католической Церкви. В 1534 г. Генрих VIII был провозглашен главой (покровителем) Англиканской Церкви. Особенность «дворцовой реформации» Генриха VIII в том, что, за исключением смены верховной власти над Церковью в Англии, католический характер церковного устройства, догматики и обрядности на первых порах не претерпел каких-либо существенных изменений. 115 «...при проповеди христианства... в Моравском государстве». – Деятельность великих просветителей славянства Константина (Кирилла) и Мефодия началась в 863 г. в Великоморавском княжестве, куда они были направлены византийским правительством по просьбе князя Ростислава. 116 Николай I (ум. 867) – папа римский с 858 г. Знатный римлянин. Избран при содействии императора Людовика II. Выл поборником идеи папского верховенства и божественного ее происхождения. Это привело к конфликту с Константинополем, так как Николай I не признал поставление патриархом Фотия, которого в 863 г. предал анафеме. Николай I пытался в 866 г. склонить на сторону Римской Церкви новообращенных болгар. Фотий в 867 г. объявил Николая I низложенным, а в своем послании впервые объявил филиокве отступлением от православного вероучения. Николай I требовал строгого соблюдения канонических норм от государства и епископата. При нем в Рим были привезены «Лжеисидоровы декреталии», составленные ок. 850 г. 117 Филиокве (лат. Filioque – и (от) Сына) – сформулированное впервые на Толедском церковном соборе в 589 г. добавление к Никео-Цареградскому Символу веры . Согласно утвержденному I и II Вселенскими соборами (325 и 381) Символу веры , Св. Дух исходит от Бога-Отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Св. Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына. Православная Церковь не приняла добавление, что явилось одной из причин разделения в 1054 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

99       Трудно понять, как, по мнению Шт. Альбрехта (Albrecht 2010. S. 166–171), могут подкрепить его датировку легенды о папе Юлии сведения (в разной степени твердые) о латинских паломничествах к раке свт. Климента Римского в VI в.: известие Григория Турского о принесении частицы мощей в окрестности Лиможа св. Аридию (Greg. Tur. Glor. mart. Cap. 36. P. 61) и (чему немецкий историк придает особое значение) более сбивчивые данные о принесении мощей свт. Климента клермонским епископом св. Иллидием (умер в 384 г.) (BHL Nr. 1851 d; van der Straeten 1964. P. 391–396; de Gaiffier 1974. P. 319. Note 24). Каким образом и почему легенда о папе Юлии и клермонское предание о св. Иллидии «с высшей степенью вероятности восходят к одному и тому же источнику» (Albrecht 2008. S. 170), уразуметь решительно невозможно. Какому источнику? Ведь только что автор доказывал, что предание о папе Юлии имеет херсонское происхождение? Возникает странное ощущение, что первая и вторая половины статьи Шт. Альбрехта написаны совсем с разных позиций. 100 114 Отметим кстати лексикографическое упущение: ср. – лат. conditio в значении «сокрытие, погребение» словарями не тмечено. (MLWB 1985. Bd. 2. Lief. 8. Sp. 1259–1260, s. v. conditio), хотя для исходного глагола condere значение «погребать» и, в более узком смысле, «полагать (мощи)» является одним из основных (ibid. Sp. 1264, s. v. condo II, 2, a). 101 Местные жители еще в середине XIII столетия отождествляли постройки на отсрове свт. Климента в окрестностях Херсона (см. литературу, приведенную в примеч. 12) с богозданной церковью из «Мучения», то есть имели в виду какое-то предание о ее поднятии из вод. Это видно из рассказа известного путешественника, Вильгельма (Гийома) Рубрука, который, в качестве посла французского короля Людовика IX к монгольскому хану Менгу, в 1253 г. видел близ Херсона остров свт. Климента с церковью, про которую говорили, будто она построена ангелами (Sin. Fr. 1 P. 167; Рубр. С. 66). 102       Независимо от того, насколько соответствует истине интересная гипотеза Е. В. Ухановой (1998. С. 529–536; 2000а. С. 120–128), что обретение мощей одного из первых римских пап в Херсоне в 861 г. было вплетено в сложный контекст константинопольско-римских церковнополитических отношений времен первого патриаршества Фотия (858–867) и второго патриаршества Игнатия (867–877). Исследовательница заходит при этом, по нашему убеждению, явно слишком далеко, утверждая, будто даже и само приурочение мученичества свт. Климента Римского к Херсону произошло только в 861 г., будучи инспирировано по заданию Константинополя прп. Константином-Кириллом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Иконопочитание в семье имп. Феофила. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII - XIII вв. (Matrit. gr. 26 - 2. fol. 44v) Иконопочитание в семье имп. Феофила. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII - XIII вв. (Matrit. gr. 26 - 2. fol. 44v) Усиление гонений против иконопочитателей при имп. Феофиле стало последним всплеском иконоборчества; после катастрофы 838 г. были окончательно развенчаны представления о связи этой доктрины с военными успехами империи, сложившиеся в военных кругах со времен Исаврийской династии. Иконопочитание, несмотря на политику новых императоров-иконоборцев, было широко распространено в обществе и тайно сохранялось в правящей семье. Вскоре после смерти имп. Феофила его вдова св. Феодора возглавила правительство при малолетнем имп. Михаиле III (842-867). Патриарх Иоанн Грамматик, воспитатель Феофила и идеолог иконоборчества, был низложен и сослан; К-польскую кафедру занял свт. Мефодий . 11 марта 843 г. Феодора созвала Поместный Собор в К-поле, на к-ром были подтверждены решения VII Вселенского Собора о восстановлении иконопочитания. Это событие, воспринятое как окончательная победа над последней грозной ересью, празднуется с тех пор в правосл. Церкви как Торжество Православия. V. Правление Македонской династии (867-1056) традиционно считается эпохой «классической» Византии. Политика августы св. Феодоры и ее министра патрикия Феоктиста, несмотря на общее согласие с восстановлением иконопочитания, вызывала недовольство в военных кругах. Это привело к убийству Феоктиста (855) и отстранению св. Феодоры (856); во главе правительства встал юный имп. Михаил III, но реальная власть перешла к его дяде Варде, брату Феодоры. Патриарх свт. Игнатий, сторонник императрицы, в 858 г. был смещен с престола и сослан. На его место был поставлен свт. Фотий . В дальнейшем противостояние Патриархов Игнатия и Фотия вылилось во внутрицерковный конфликт, к-рый растянулся более чем на полвека и был осложнен вмешательством в него Римских пап. Несмотря на достаточно уверенное правление в течение ряда лет, возрождение высшей школы в столице (т.

http://pravenc.ru/text/372674.html

н. университет в Магнавре), ряд успехов в борьбе с арабами на Востоке, миссионерскую активность, правление Михаила III и Варды оказалось непрочным. Один из приближенных Михаила III, Василий Македонянин, при помощи интриг устранил кесаря Варду, был провозглашен соправителем Михаила (866), а затем в результате дворцового заговора ликвидировал и самого императора. Став единоличным правителем, Василий I Македонянин (867-886) вернул Патриарший престол Игнатию, чем, с одной стороны, уладил конфликт с папой, а с другой - обеспечил себе поддержку широких слоев населения, поскольку гонимый Игнатий пользовался у них большой популярностью. Безродный и не получивший образования «выскочка» Василий проявил себя как выдающийся политик, сумев сплотить вокруг себя много способных сотрудников (в т. ч. возвращенного им из ссылки Фотия, к-рый был сделан наставником имп. сыновей), и как основатель династии обеспечил твердое преемство управления В. и. Нек-рые важные черты новой эпохи проявились еще в период правления Феодоры и Михаила III. Во время первого Патриаршества Фотия (858-867) началась миссия святых Константина-Кирилла и Мефодия в Моравию, активно распространялось христианство в Болгарии, произошло первое Крещение Руси. От жесткого противостояния с «варварами» империя перешла к приобщению их к христианству и «ромейской» культуре. Несмотря на фактическую неудачу моравской миссии и на дальнейшие сложности во взаимоотношениях Византии с Болгарией, Сербией и др. новыми христ. странами, этот поворот сер. IX в. сыграл определяющую роль в дальнейшей многовековой истории правосл. Европы. Церковная политика Василия I была обусловлена желанием сохранить союз с папой. С этой целью в К-поле был созван Собор (869-870), осудивший Фотия (якобы неканонично поставленного на Патриаршество) и полностью восстановивший церковное общение Рима и К-поля. После кончины Игнатия Фотий вновь занял Патриарший престол и примирился с Римом на К-польском Соборе в храме Св. Софии (879-880). Однако папские ожидания уступок со стороны императора в спорных вопросах не оправдались: Василий сумел закрепить за К-полем церковную юрисдикцию над Болгарской Церковью и Иллирийским диоцезом.

http://pravenc.ru/text/372674.html

О Барсуме – см. авторское прим. (10) к наст. статье на стр. 44. 29 монофизиты, последователи Евтихия и Диоскора, учивших, что в Иисусе Христе было только одно естество – Божеское, а человечество Его растворилось в Божестве. Осуждены на Халкидонском Соборе. 30 История Михаила Чамчьяна, изданная на армянском языке в Венеции в 1786 г., т. 2, стр. 225–227. 31 Дувин или Тевин – Двин, город в Армении. Кафедра Армянского Католикоса здесь находилась с VI по IX века. В 894 г. разрушен землетрясением. 32 История Михаила Чамчьяна, Т. 2, стр. 306–308, 498–499. О нем же упоминает Галан в Histor. arm., p. 80 и Димитрий, митрополит Кизикии в Biblioth. max. Patrum, t. XII, p. 815; только полагают его при патриархе Нерсесе, а не при Аврааме. 33 Карин – Эрзерум, в верхней Армении близ Евфрата, некогда резиденция Армянского Католикоса. В 11-м веке был взят турками-сельджуками, в 1517 г. – туркам и османами. 34 Ираклий (575–641), византийский император армянского происхождения (в родстве с родом Аршакидов). В труднейшее для Византии время победил персидского царя Хозроя и возвратил «из плена» Крест Христов в Иерусалим; поддерживал монофелитов, еретически учивших, что в Иисусе Христе, при двух естествах, была только одна божественная воля. 35 История Михаила Чамчьяна, Т. 2, стр. 328–330, 535–541; также: Histor. Arm. Clem. Galani, p. 247–249; и Biblioth. max. Patrum, t. XII, p. 816, – где, впрочем, собор полагается не в Карине, а в Феодосиополе; но обстоятельства собора одни и те же. 37 История Михаила Чамчьяна, Т. 2, стр. 350 и 351. Также Histor. Arm. Clem. Galani, p. 261 et caet. 39 Святитель Фотий – Патриарх Константинопольский (858–867 и 877–886 гг.), видный церковный и политический деятель. При нем обострились разногласия между Восточной и Западной церквями, приведшие к взаимному отлучению Патриарха и Папы («Фотианская схизма»). Умер в опале. Причислен Православной Церковью к лику Святых. В своем «Окружном послании» (867 г.) Фотий неоправданно оптимистично поспешил объявить о воссоединении Греческой и Армянской Церквей: «Ибо и жители Армении... дерзко относящиеся к истинной проповеди благочестия... обрели силы оставить столь великое заблуждений». На самом деле, армяне, осудив основоположников монофизитства, тем не менее не приняли постановлении Халкидонского Собора. Знаменательно, но именно на страницах «Окружного послания», в письменных источниках впервые «встретились» два народа: армянский, возвращающийся (по мнению Фотия) в лоно Греческой Церкви, и русский, выходящий из мрака истории и язычества: «...многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый... народ Рос... ныне и они переменили языческую и безбожную веру... на чистую и неподдельную религию христиан». Интересно, что это сообщение о крещении Руси более чем на сто лет старше официально чтимого крещения Руси Св. Владимиром (988).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010