В то время папой стал Николай I (858–867), человек энергичный, стремившийся установить римскую концепцию господства папы во Вселенской Церкви, ограничить вмешательства светских властей в церковные дела, а также боровшийся против центробежных тенденций, проявлявшихся у части западного епископата. Свои действия он подкреплял получившими хождение незадолго до этого поддельными декреталиями, якобы выпущенными предыдущими папами. В Константинополе же патриархом стал Фотий (858–867 и 877–886). Как убедительно установили современные историки , личность святителя Фотия и события времени его правления были сильно очернены его противниками. Это был очень образованный человек, глубоко преданный православной вере, ревностный служитель Церкви. Он хорошо понимал, какое большое значение имеет просвещение славян. Именно по его инициативе святые Кирилл и Мефодий отправились просвещать велико-моравские земли. Их миссия в Моравии была, в конечном счете, задушена и вытеснена происками германских проповедников. Тем не менее они успели перевести на славянский язык богослужебные и наиболее важные библейские тексты, создав для этого алфавит, и таким образом заложили фундамент культуры славянских земель. Фотий занимался также просвещением народов Балкан и Руси. В 864 г. он крестил Бориса, князя Болгарского. Но Борис, разочарованный тем, что не получил от Константинополя автономную церковную иерархию для своего народа, повернулся на некоторое время к Риму, принимая латинских миссионеров. Фотию стало известно, что те проповедуют латинское учение об исхождении Святого Духа и, похоже, используют Символ веры с добавлением Filioque. Тогда же папа Николай I вмешался во внутренние дела Константинопольского Патриархата, добиваясь смещения Фотия, чтобы с помощью церковных интриг восстановить на кафедре бывшего патриарха Игнатия, низложенного в 861 г. В ответ на это император Михаил III и святитель Фотий созвали в Константинополе собор (867), постановления которого впоследствии были уничтожены. Этот собор, по-видимому, признал учение о Filioque еретическим, объявил неправомерным вмешательство папы в дела Константинопольской Церкви и разорвал с ним литургическое общение. А так как от западных епископов в Константинополь поступили жалобы на «тиранию» Николая I, то собор предложил императору Людовику Германскому низложить папу.

http://pravoslavie.ru/3152.html

Первое патриаршество (858-867) Икона свт. Фотия Константинопольского В 858 г. в Константинополе совершился церковный переворот. Кесарь Варда из мести за недопущение его патриархом Игнатием к приобщению Св. Таин уговорил своего племянника, молодого царя Михаила III , сместить Игнатия и удалить его в изгнание. В преемники Игнатия был намечен Фотий, что оправдывалось его общепризнанной ученостью и благочестием, родством с патриархом Тарасием и с царским домом. То обстоятельство, что Фотий возводился в патриархи прямо из мирян, не составляло препятствия в глазах поддерживавшей его партии, так как при подобных же обстоятельствах сделались патриархами Тарасий и Никифор . Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотий со смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был по иерархическим степеням, а 25 декабря 858 года епископами Сиракузским Григорием Асвестой , Гортинским Василием и Апамейским Евлампием был посвящен во епископа с возведением на патриарший престол. В глазах игнатиан, сторонников низложенного патриарха Игнатия , Фотий был узурпатором. Завязалась полная трагизма борьба между игнатианами и фотианами. Начало этой борьбы следует искать не в личных отношениях вождей обеих партий, а в предшествующей истории Византийской Церкви, особенно в тех отношениях, которые господствовали в Византии во время управления просвещенного патриарха Мефодия . Вся многочисленная партия последнего не могла не тяготиться правлением Игнатия, который при всей своей высокой нравственности был ревностным аскетом и покровителем монахов, особенно монахов Студийского монастыря , несочувственно относившихся к широким и гуманным церковным мерам Мефодия. Партия Мефодия единодушно поэтому поддержала кандидатуру Фотия, по убеждениям своим сходившегося с Мефодием. Подобно последнему, он проявлял живой интерес к просвещению и начал свою деятельность с обновления епископата, призвав к нему людей, от которых мог ожидать содействия, преимущественно своих же учеников; подобно Мефодию, Фотий гуманно относился к еретикам и стремился ограничить непомерное влияние монахов и очистить монашество от злоупотреблений. Монахи, особенно Студийский монастырь, встретили избрание Фотия крайне враждебно; вся партия Игнатия перешла в оппозицию. Отношения партий сразу обострились: игнатиане произнесли анафему на патриарха и его приверженцев, фотиане ответили тем же. Партия Игнатия подверглась со стороны Варды жестоким преследованиям, но угрозы и насилия не могли заставить свергнутого патриарха добровольно отречься от сана.

http://drevo-info.ru/articles/17075.html

Папа Николай I опротестовал решение Двукратного Собора. В письме Фотию (862) папа Николай утверждал, что «вся совокупность верующих получает наставление и целостность веры от сей святой Церкви (Римской), которая есть глава всех Церквей». Отменив римским судом определения Константинопольских Соборов и анафематствовав Фотия, Николай писал императору Михаилу (865), что решение апостольского престола «никем не может пересматриваться и никому не позволительно судить об этом решении» (PL. 69. Col. 954). Общеизвестны ответные меры, принятые Фотием в 867 г. Папа Адриан II (867–872) шел по стопам своего предшественника. Позиция Адриана по церковному вопросу выражается формулой, принятой на Римском Соборе 869 г.: «Папа есть судия епископов и никем судим быть не может». Яркой иллюстрацией этой позиции может служить состоявшийся при нем под руководством его легатов в 869 г. в Константинополе при новом императоре Василии Македонянине Собор, причисляемый римо-католиками к Вселенским. Отметим наиболее характерные черты этого Собора. Для участия в заседаниях Собора лица, занимавшие епископские места при Фотии, по требованию легатов, должны были предварительно подписать особую «формулу удовлетворения» (libellus satisfactions), которой осуждались Константинопольские Соборы 858, 861 и 867 гг. и признавалось римское учение о преимуществах Римской церкви. Легаты категорически возражали против суда над Фотием (!) и, несмотря на протесты восточной стороны, так и не допустили разбора этого дела, действуя по принципу Roma locuta – causa finita. Обращает внимание царившая в Константинополе атмосфера недоверия к такому «Собору» и небольшое количество его участников (на первых восьми заседаниях число их не превышало сорока; когда после трехмесячного перерыва, прошедшего между восьмым и девятым заседаниями, работы Собора возобновились, участников стало больше, но все же максимальное число их было в три раза меньше, чем на Соборах 861 и 879 гг.). Об отношении восточной стороны к Собору красноречиво свидетельствует скандальная история похищения у легатов после восьмого заседания полученных ими с таким трудом «формул удовлетворения».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

Что касается папского примата, то он формировался по мере утраты Римом своего значения и завершил свое развитие в середине IX в. в псевдо-Исидоровых Декреталиях. Первым, кого анафематствовал свт. Фотий, был папа Римский Николай I, пожелавший применить эти Декреталии. Профессор Афинского Университета Василий Стефанидис в своей Истории Церкви пишет: Борьба Рима за мировое владычество была начата Николаем I (858-867). По отзывам современников, Николай провозгласил сам себя императором всего мира. Этим с еще большей ясностью объясняется, почему раскол был начат им (с.345). Когда Николай захотел подчинить Болгарию Римской Церкви, прибавка Filioque еще не была внесена в Символ. Несмотря на это, Николай официально ввел это учение в Болгарской Церкви. В Истории Церкви В. Стефанидис пишет: Учение о Filioque, официально введенное в Болгарской Церкви, переставало быть, в отношениях между Восточной и Западной Церквами, вопросом богословских тенденций; отныне оно было представлено как церковный догмат. Поэтому Фотий первый противостал этому учению как еретическому... Через вмешательство Николая I в дела Болгарской Церкви, папский примат оставил свою теоретическую и неопределенную форму и принял форму практическую и ясно определенную (с.354). Таким образом, мы видим, и очень ясно, что в Церкви никогда не было терпимости по отношению к " папе и его злоучениям " . Как только его злоучения, ходившие на Западе в виде богословских тенденций, приняли при Николае I конкретную догматическую форму, Церковь поразила их анафемой на Соборе 867 г. Когда же распространение римских злоучений было приостановлено папой Иоанном VIII, Фотий не имел никаких оснований не восстановить отношения с Церковью, глава которой, как от видел, ненавидит и искореняет " несправедливость и ересь " . И даже в диптихах не было Злославный папизм был осужден официально с момента своего появления, и это осуждение злославного папизма никогда не отменялось. Папизм был осужден раз и навсегда в 867 г. В 879 г. Православной Церковью восстановила отношения с Римом, но не с папским Римом. Православие не сдалось. Изменился папа. Злочестивец умер, и его место занял православный. Иоанн VIII отверг заблуждения Николая I и подписал его осуждение через своих легатов в 879 г. Икономии по отношению к злочестию не было никогда. Были лишь скачки Рима, переходившего от злославия к Православию и обратно, в результате которых Восточная Церковь была то дружественной, то враждебной к Риму, до 1054 г., когда Рим окончательно закоснел в злославии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/284/...

В начале IX столетия море перестало отступать, и мощи святого Климента в течение 50 лет были недоступны. В конце 50-х или в 60-е годы IX столетия Крым посетили святые братья Кирилл и Мефодий. В Крым они были посланы византийским императором Михаилом III (842–867) по просьбе хазар, желавших познакомиться с христианской религией. Херсонес Таврический был у них на пути и стал местом подготовки к предстоящей проповеди христианства, к диспуту с язычниками, магометанами и иудеями. Здесь в Херсонесе (Корсуни) святой Кирилл нашел Евангелие и Псалтирь, написанные русскими письменами, и братья познакомились с человеком, говорящим по-русски. Так что через Крым наметилась прямая связь равноапостольных братьев с Русью. Здесь же святые братья узнали о скрытых мощах святого Климента, и у них появилось желание обрести их. По просьбе святых братьев архиепископ Херсонесский Георгий созвал свою паству на всенощное бдение. Собравшиеся молились на берегу моря. Когда наступила полночь, в морских глубинах возник свет, а затем на поверхности моря показалось нетленное тело священномученика Климента. При всеобщем ликовании его мощи были внесены в храм. Следующим этапом проповеди равноапостольных братьев была миссия у хазар. Как известно, она завершилась успешно: правитель хазар, его вельможи и часть народа приняли Святое Крещение. Возвращаясь домой, святые братья снова остановились в Херсонесе. Они взяли мощи святителя Климента и переправили их морем в Константинополь. Но не здесь суждено им было найти упокоение. К императору Михаилу III и Патриарху Фотию (соответственно 858–867 и 877–886) в 862 году прибыли послы из Моравии с особой просьбой. Славяне в Моравии уже приняли Крещение от католиков, представителей немецкого духовенства, и богослужение совершалось на непонятном для них латинском языке. Они просил дать текст богослужения на их родном, славянском. Император сказал Константину: «Иди туда, ибо лучше тебя никто этого не исполнит» (22). Начался подвиг просвещения славянских народов святыми равноапостольными братьями. Их деятельность встретила сопротивление немецких епископов. Возник конфликт, за разрешением которого обе стороны обратились в Рим. Перед тем как пойти в Рим, Кирилл и Мефодий взяли с собой мощи священномученика Климента. Узнав о том, что братья несут с собой мощи третьего Папы, Папа Адриан II (867–872) вышел им навстречу. Во время торжеств мощи святителя Климента были положены в церкви. Вскоре святой Константин тяжело занемог и был пострижен в схиму с именем Кирилл. Он тихо отошел ко Господу, и был похоронен рядом с гробницей, где лежали мощи святителя Климента. В дальнейшем Папа Адриан II благословил к употреблению за богослужением славянский язык. Так в трогательном единстве Востока и Запада завершились земные события, связанные с прославлением священномученика Климента. Крыму суждено было стать важным звеном в цепи этих исторических событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В принципе, весь трактат выдержан в таком духе. Однако при всем этом пиетете трактат св. Евфимия в реальности существенно ограничивает права патриарха в отношении избрания архиереев. Описывая идеальное избрание, св. Евфимий говорит, что если Синод по какой-либо причине не согласится с кандидатурой патриаршего ставленника и будет настаивать на поставлении другого человека, то в итоге патриарх, внимательно расспросив причины такой настойчивости, «соглашается». Другими словами, здесь делается различие между «служением первенства» патриарха – архиепископа всех Церквей – и его реальными прерогативами: он может считаться «отцом» всех митрополитов, но митрополиты могут настоять и на избрании своего собственного ставленника и помимо воли своего «общего отца». Уже в этом сочинении видятся зачатки противостояния между властью патриарха и претензиями митрополитов Синода, после смерти свт. Мефодия это противостояние станет уже открытым и при патриаршестве свт. Игнатия (847–858, 867–877) выльется в прямой раскол части архиереев, во главе с Григорием, архиепископом Сиракузским . Далее, в ходе борьбы свт. Игнатия и свт. Фотия (858–867, 877–886) за патриарший престол создалась сплоченная игнатианская партия митрополитов, во главе со Стилианом, митр. Неокесарийским . Соединившись с Церковью при св. патриархе Антонии Кавлее (893-901), требовательная и самостоятельная группа митрополита Стилиана создала значительный противовес патриаршей власти. Св. патриарх Николай Мистик (901–907, 912–925) в своих действиях вынужден был постоянно учитывать мнение митрополитов, вроде Арефы, митрополита Кесарийского, которого он не посмел подвергнуть никаким наказаниям даже после того, как Арефа открыто перешел на сторону противника Николая, св. патриарха Евфимия (907–912). Однако апогеем власти митрополитов Синода стали периоды патриаршеств Феофилакта (933–956) и св. Полиевкта (956–970). Патриарх Феофилакт, сын императора Романа Лакапина, был возведен на престол в 18 лет и окружен церковными «наставниками», среди которых главным был Александр, митрополит Ираклийский .

http://bogoslov.ru/article/1876128

Впрочем, поскольку «канонизация» метафрастовского корпуса произошла только после середины XI в. 265 , Vita acephala вполне могла возникнуть и в первой половине этого столетия. С другой стороны, очень древним данный текст быть не может, так как относится к житиям свт. Николая т. н. «смешанного типа» 266 , а такое соединение двух лиц не встречается ранее X в. 267 Второй текст – отдельное чудо свт. Николая, так называемое чудо о каппадокийском военачальнике (BHG 1352V). Здесь к чуду о Петре Схоларии добавлена первая часть, в которой он становится из простого воина каппадокийским стратилатом и попадает в плен не к арабам, а к манихеям, то есть павликианам. Остальное повествование, в общем и целом, совпадает с чудом о Петре Схоларии, однако содержит три элемента, роднящие его с версией Vitae acephalae : свт. Николай дает Петру в дорогу три хлеба, папу также зовут Николай (имеется в виду Николай I, правивший в 858–867 гг.) и, наконец, Петр после пострижения в Риме уходит на Афон (в армянском переводе 268 – в Галилой или Галлиой). Несомненно, что обе версии восходят к одному протографу, где Петр Схоларии был отождествлен с Петром Афонским (отсутствие имени Петра в сокращенном повествовании Vitae acephalae не имеет значения, так как эта идентификация произошла еще в его источнике). Д. Папахрисанфу, издавший греческий оригинал текста об этом чуде, датировал его временем до 900 г. 269 , ссылаясь на актуальность содержащейся в нем антипавликианской полемики (факт создания армянского перевода) и даже связывая описанные здесь события с поражением византийцев при Самосате в 859 г. Однако единственная рукопись датируется XI в., при этом первая часть чуда настолько уникальна во всей традиции (ее нет и в Vita acephala ), что возникает подозрение: не имеем ли мы дело с объединением двух первоначально независимых текстов, а именно чуда о Петре и истории каппадокийского стратилата, попавшего в плен к своим детям-павликианам. Удивительным образом хронология событий согласуется с годами правления папы Николая I (858–867), однако данный персонаж, причем без упоминания о манихеях-павиликианах, появляется и в тексте Vitae .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

И князь Борис дерзнул просить Константинопольского патриарха Фотия (858—867 и 877—886 годы) учредить в Болгарии Церковь, подобную Царьградской. На письменную просьбу князя патриарх Фотий, блестящий богослов, ответил своим «Посланием князю Болгарии Михаилу – в чем состоит дело княжеское» , в котором поведал о Вселенских Соборах, догматах православной веры и о христианской нравственности, наставил духовного сына о том «какову подобает князю быти» и «яко достоит князю о всех промышляти». Но в письме не было ни слова о будущем устройстве Болгарской Церкви. Новообращенный же князь всячески хотел добиться независимости. Для возобновления переговоров с папством на тот момент не было никаких политических препятствий. О противостоянии Восточной и Римской кафедр князь Борис не мог не знать. Болгария и Великая Моравия, два крупных славянских государства, оказались тогда на стыке политических интересов – византийского и немецкого. И, как для князя Великой Моравии Ростислава в его борьбе с немецкими королями естественным было искать союза с Византией, так же и для князя Болгарии Бориса – союза с немцами и с Римом. В период с 866 по 870 г. все силы болгарской дипломатии были направлены на разрешение болгарского церковного вопроса. Прочие задачи отодвинулись на второй план. Летом 866 года из Болгарии на запад двинулись два посольства: в Регенсбург к королю Немецкому Людовику и в Рим, к папе Николаю I (858–867). «Ответы папы Николая I на вопросы болгар» (сами вопросы не сохранились) дают нам представление о трудностях, возникших в то время перед болгарским князем и его исторической ответственности перед своими подданными, для которых принятие новой религии стало нелегким испытанием. С этим связана и разнородность вопросов, касающихся церковных канонов, государственно-административной системы, правовых норм, чисто бытовых и связанных с остатками язычества в народе. Ответы папы не имели богословских достоинств послания патриарха Фотия, но по духу и стилю соответствовали простоте и искренности новообращенного болгарского князя, они были более земными и практичными. Идея самостоятельной болгарской Церкви противоречила концепции вселенского господства римского престола, но разрешение вопроса можно было дипломатично отложить, выиграв время для того, чтобы утвердить свою власть и влияние в Болгарии. Для начала папа отправил в Болгарию двух своих епископов – Формоза Портуанского и Павла Популонского со священниками, обещав, что в случае успеха христианской проповеди в Болгарии можно будет поставить архиепископа.

http://pravoslavie.ru/155732.html

Известны всего 7 рукописей IX-XVI вв., содержащих сочинения Н. в полном виде. Вскоре после кончины Н. его учениками было подготовлено издание его богословско-полемических сочинений в 2 томах. Согласно Р. Блейку, впервые выдвинувшему эту гипотезу, издание было осуществлено еще до восстановления иконопочитания. Первый том включал «Большое защитительное слово», 3 «Возражения» и, возможно, Житие Н. авторства Игнатия Диакона, 2-й - проч. сочинения Н. ( Blake. 1939). Новейшие исследования свидетельствуют в пользу иного распределения: в 1-й том вошли сочинения, созданные для опровержения учения 1-го периода иконоборчества, и краткие трактаты «О Магнезийце» и «Против иконоборцев», а во 2-й - «Обличение и опровержение». Первоначальный состав 1-го тома представлен в рукописи Paris. gr. 911, которая, возможно, была создана в окружении патриарха Мефодия I ( Chryssostalis. 2012. P. 133-159). В 828-847 гг. (т. е. в период между кончиной Н. и завершением Патриаршества Мефодия I) труды Н. использовались авторами, принадлежавшими к ближайшему окружению Мефодия: агиографами Игнатием Диаконом, Феофаном Пресвитером, Петром Монахом (автором 1-й версии Жития прп. Иоанникия Великого) и историком Георгием Амартолом ( Афиногенов. 1999). С сер. IX до сер. XIV в. свидетельства того, что визант. авторы были знакомы с трудами Н., отсутствуют. Патриарх Фотий (858-867, 877-886), высоко ценивший «Краткую историю» Н., не был знаком с его богословскими сочинениями. Возможно, это объясняется с тем, что труды Н. вместе с остальным архивом Мефодия I в 847 г. перешли во владение сменившего его на К-польском престоле Игнатия (847-858, 867-877) и тот передал их на хранение в Студийский мон-рь ( i dem. 2006). Интерес к трудам Н. возрос на рубеже XI и XII вв. в связи с актуализацией вопроса о почитании священных изображений, вызванной политикой имп. Алексея I Комнина (1081-1118), изымавшего церковное имущество для покрытия военных расходов. К этой эпохе относятся составляющие единый комплект рукописи Paris. gr.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

Святитель Фотий, патриарх Константинопольский (около 810/820, Константинополь – около 890/895, монастырь Иерия, окрестности Халкидона) – выдающийся православный богослов, антилатинский полемист, экзегет, автор многочисленных гомилий, человек высочайшей энциклопедической образованности. Святитель Фотий происходил из аристократической семьи; его родители, претерпевшие гонения и ссылку от еретиков в годы иконоборчества, оказались затем, после победы православия, приближены к императорскому двору. Сам Фотий, приобретя блестящее образование, достиг в Константинополе высот светской карьеры, получив один из высших чинов (протоспафария) и должность протоасикрита (начальника императорской канцелярии). В 858 году, после незаконного смещения с патриаршего престола патриарха Константинопольского Игнатия, Фотий, по настоянию императора и после немалых колебаний и сомнений, стал новым патриархом Константинополя. С этого времени началась затяжная политическая и внутрицерковная борьба между сторонниками святителя Фотия и патриарха Игнатия. В 867 году последовало восстановление на патриаршем престоле Игнатия и смещение Фотия, его отправка в ссылку. В 873 году святитель Фотий вернулся в Константинополь и примирился с патриархом Игнатием. После смерти Игнатия в 877 году святитель вновь занял патриаршую кафедру Константинополя. Параллельно развивался конфликт между святителем Фотием и Римом, приведший к краткой «схизме», к прекращению литургического общения, между Константинопольской и Римской церквами. Организованный патриархом Фотием в 867 году в Константинополе Собор низложил и анафематствовал папу Николая I. Причиной этого осуждения стала прозелитическая по своему характеру миссионерская политика Рима на территории Болгарии. Также святитель Фотий ставил в вину Риму (в своем знаменитом «Окружном послании» 867 года) догматическое искажение текста Символа веры – так называемое «филиокве»: ложное богословское утверждение, что Святой Дух предвечно исходит не только от Бога Отца, но также еще и от Бога Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010