В раннее средневековье численность и значение папских Л. менялись. В каролингскую эпоху, когда возникло Папское гос-во, заметно возросла дипломатическая активность Папского престола. Так, от понтификата Николая I (858-867) сохранились данные о 12 миссиях Л., от понтификата Адриана II (867-872) - о 15, от понтификата Иоанна VIII (872-882) - о 52 ( Riesenberger. 1967. P. 339, 349). С сер. VIII в. в источниках все чаще для обозначения папских посланников использовалось выражение «легат Апостольского престола», ставшее впоследствии традиционным. Несмотря на регулярные контакты Римских пап с каролингскими правителями, при франк. дворе не возникла постоянная должность папского представителя, подобно апокрисиарию в К-поле. В Х - 1-й пол. XI в., в период кризиса папства, численность и значение папских Л. существенно уменьшились, хотя этот институт и не исчез полностью. Так, в Германию в VIII в. было направлено 36 посольств, в IX в.- 37, в Х в.- лишь 9 (Ibid. P. 358-365). Рост значимости Л. в сер. XI в. был связан с движением за обновление католич. Церкви (см. Григорианская реформа ). Папскими посланниками в этот период были, как правило, кардиналы, в т. ч. виднейшие деятели церковной реформы: Гильдебранд (впосл. папа Григорий VII ), Гумберт , Петр Дамиани и др. Они выступали как полноправные заместители папы Римского, пользовались всеми правами и привилегиями понтифика, могли даже использовать папские инсигнии (впервые это сделал в 1001 г. кард. Фритерик на Соборе саксонских епископов в Пёльде). Л. мог самостоятельно созывать Соборы, смещать епископов, изменять границы диоцезов, накладывать церковные прещения вплоть до отлучения от Церкви. Так, в 1054 г. Л. папы Льва IX в К-поле кард. Гумберт в результате конфликта с патриархом св. Михаилом I Кируларием объявил о его отлучении от Церкви; это событие привело к прекращению церковного общения между Римом и К-полем и разделению Церквей . С кон. XI-XII в. важными аспектами деятельности папских Л. стали пропаганда крестовых походов и сбор средств на их организацию; со 2-й пол. XII в.- борьба с катарами и др. еретиками. Часто Л. принимали участие и в политических событиях, напр. в гражданской войне англ. баронов против кор. Иоанна Безземельного (1199-1216) или в борьбе гвельфов и гиббелинов в Сев. Италии. Деятельность Л. нередко вызывала обвинения со стороны местного духовенства в злоупотреблении властью.

http://pravenc.ru/text/2463343.html

Царствовавший в Византии иконоборец всячески преследовал православных, вплоть до открытого гонения. На Иерусалимском престоле патриарха Фому I (807-820) сменил Василий (820-838). В апреле 836 года патриарх Василий созвал в Святом Граде Поместный собор в защиту почитания святых икон, на котором присутствовали патриархи Александрийский Христофор (817-841) и Антиохийский Иов (813-843) с большим количеством монахов. Соборяне составили послание свирепствовавшему императору Феофилу, ставшее монументальным трудом и историческим памятником той эпохи. Особенной жестокостью к христианам отличался халиф Джафар Аль Мутаваккил (847-861), издавший против христиан ряд законов. Помимо прочего христианам впредь запрещалось передвигаться по стране, а на их жилищах положено было изображать демонов. Для расширения улиц и площадей множество христианских домов были снесены. Патриарх Феодосий (862-878) С восхождением к власти халифа аль Муштаина (862-866), когда Иерусалимской церковью управлял патриарх Феодосий (862-878), положение христиан заметно улучшилось. С его приходом у христиан снова появилась возможность общения с Вселенской Церковью. Патриарх Феодосий начал вести активную переписку с Константинопольским патриархом Игнатием (86-877), а позже и с Фотием (858-867, 878-886), открыто прося помощи у императора Василия I (867-886): «…смилуйся богоизбранный император над Церковью Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и сжалься над Сионом, матерью Святых Церквей…». В этот недолгий период весьма сильно возрос интерес к Святым Местам. Их непрестанно посещали видные личности того времени, оказывая посильную помощь. Пришедший после аль Муштаина халиф Аль Мутаж (866-869) не только позволил восстанавливать разрушенные храмы, но впервые за столь длинный период освободил от поголовного налога монахов. Непрекращающиеся разрушения и восстановление храма Воскресения Начавшиеся было улучшаться отношения между арабским миром и христианами снова стали ухудшаться при Иерусалимском патриархе Илье III (878-907).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Да сподобит нас Бог достичь этого безумия!» 4. Крещение славянских народов В послеиконоборческий период «симфония» между церковной и светской властью в Византии достигла апогея: теперь уже патриарх мог быть смещен простым указом императора, и на патриарший престол нередко возводились родственники императора. Характеризуя этот период в истории Церкви в Константинополе, протопресвитер Александр Шмеман пишет: «Неисцелимой язвой церковной жизни остается полный произвол государственной власти и, что еще хуже, почти столь же полное приятие этого произвола церковной иерархией. Как будто выделив свое догматическое учение в неприкосновенное «святое святых», оградив его клятвами, подчинив ему саму империю, Церковь уже не ощущает больше никакой границы царской власти, как будто – став до конца «православным», царь уже может делать в Церкви все, что угодно». В 847 году, после смерти святителя Мефодия, на Константинопольский патриарший престол был возведен Игнатий (877), сын императора Михаила I ( 811–813 ). Игнатий пользовался большой популярностью в монашеской среде, в частности его поддерживали монахи Студийского монастыря. Императором тогда был малолетний Михаил III (842–867), и фактически страной управляла императрица Феодора. В 856 году Михаил III отстранил Феодору от управления и взял власть в свои руки. Патриарх Игнатий был низложен, на его место в 858 году был возведен Фотий, ранее исполнявший обязанности государственного секретаря. Фотий был высокообразованным человеком и одним из самых блестящих патриархов в истории Константинопольского Патриархата, однако влиятельная монашеская партия не признала низложение Игнатия. В 863 году папа Римский Николай I низложил патриарха Фотия, что в Константинополе было воспринято как вмешательство во внутренние дела Константинопольской Церкви. Это стало причиной нового, второго по счету после «акакианской схизмы» V века, раскола между Римом и Константинополем. В 867 году Фотий созвал в Константинополе Собор, на котором, в свою очередь, низложил Николая I.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Стоит добавить, что Ламанский категорически отвергал предположение Е. Голубинского о том, что под «руськими письменами» необходимо подразумевать готський язык. Не соглашался с такой гипотезой Карташов. А в наше время ее отвергал проф. М. Артамонов. По его словам, «открытие в Херсонесе Евангелия и Псалтири, написанных на русском языке, возможно, сыграло решающую роль в их (свв. Кирилла и Мефодия. – С.Ш .) дальнейшей просветительской деятельности среди славян. Зная славянский язык и ознакомившись с русским алфавитом, Константин без труда смог читать русские письмена, о чем говорится в «Житии». Эти-то русские письмена, вероятно, и положены были им в основу славянской азбуки, составленной для Моравии, а Евангелие и Псалтырь, обнаруженные в Херсоне, стали, таким образом, тем зерном, из котрого выросла вся позднейшая славянская. Сначала переводная, а потом и оригинальная литература» . Говоря о начале христианизации Руси в IX веке, невозможно обойти вниманием вопрос создания церковной организации. Византийские источники свидетельствуют не только о крещении русичей и их князя в ІХ веке, но и сообщают о назначении на Русь в это время отдельного архиерея из Византии. В частности, об этом сообщают как патриарх Фотий (858–867 и 878–886), так и император Константин Багрянородный (911–959). При этом патриарх Фотий пишет, что крещение Руси произошло при его святительстве и, соответственно, во времена императора Михаила ІІІ, а Константин Багрянородный приписывает заслуги крещения русов своему деду и соправителю Михаила Василию I Македоняну и преемнику (и в то же время противнику) святого Фотия патриарху Игнатию. В связи с этим еще М. Карамзин допускал, что на Русь могли дважды посылать церковных иерархов – во времена Фотия и во времена Игнатия . Такое предположение является наиболее правдоподобным, поскольку после устранения святителя Фотия с патриаршего престола в 867 году он был сослан в заточение, а многие поставленные им епископы лишены церковных кафедр . Замена церковной иерархии произошла не только в Византии, но и в других странах византийского содружества, в частности и в новообращенной Болгарии, о чем известно из письма папы Адриана ІІ к патриарху Игнатию от 871 года . Вполне вероятно, что при существовавшей политической ситуации в Византии новый архиерей, который заменил Фотиевого ставленника, был послан патриархом Игнатием и на Русь. Таким образом, по мнению П.П. Толочко, расхождения между двумя источниками, накладываясь друг на друга, касаются не сути явления, а лишь его приурочения .

http://pravoslavie.ru/93569.html

Западное государство подвергается нашествиям готов, вандалов, гуннов. Последний западноримский император (Ромул Августул) в 476 году был низложен военачальником Одоакром (германцем), который принял звание наместника восточного императора Зенона. Одоакра сменил Теодорих (король остготов). В половине VI века Остготское королевство было завоевано Византийским императором Юстинианом, который учредил в Италии экзархат со столицей в Равенне. На некоторое время Римская империя вновь предстает пред нами как объединение Востока и Запада Но теперь на смену остготам пришли лангобарды; они стали теснить византийцев. В половине VII века под властью Византии оставались полностью лишь Корсика, Сардиния и Сицилия. Что же касается самого Апеннинского полуострова, имеющего, как известно, форму сапога, то византийскими к тому времени оставались только «носок», «каблук» и несколько лоскутов «голенища»; из них самыми значительными были территория с городом Равенна (севернее Рима) и территория с городом Римом. Все остальное было занято лангобардами. Город Рим, как видим, продолжал пока оставаться частью Византийской империи. Лишь в половине VIII века при папе Стефане II (752–757) Рим вышел из государственного подчинения Византии: в 752 году Равенна была захвачена лангобардами, но ненадолго. В 754 году захваченная территория была отнята у лангобардов королем франков Пипином Коротким, который в 756 году передал часть бывшего экзархата вместе с городом Римом папе Стефану, положив тем самым начало светской власти пап. Это политическое событие отразилось и на церковных делах, способствуя еще большему возвышению папы. Вклад Лжеисидоровских декреталий (VIII век) в процесс развития идей римского католицизма общеизвестен. Главной целью составителей этого сборника было обосновать право папы на светскую власть и оправдать действие Пипина Короткого (756), передавшего папе бывшую византийскую территорию. Конфликт Николая I и Адриана II с Константинопольской Церковью Папа Николай I (858–867) в духе Лжеисидоровских декреталий выступил против определений Константинопольских соборов 858 и 861 года по делу патриарха Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Его низложили, а его место занял высоко-учёный государственный деятель Фотий, который в течение нескольких дней (20–24 декабря 858 года) прошёл все степени священства и который после того, как он враждебно и пристрастно обошёлся с родственниками и сторонниками низложенного патриарха, действительно достойным и славным образом нёс своё первосвященническое служение. Фотий был от рождения борцом греческой нации против притязаний Рима, которые последний отстаивал скорее с упрямством, чем со счастьем. Понятно, почему Рим медлил с признанием князя церкви, столь незаконно занявшего кафедру. Больше того, римский собор 863 г. объявил его низложенным. Если уже тем самым отношение империи к курии было крайне натянутым, то разрыв стал неизбежным из-за вмешательства Рима в болгарские дела. С истинно славянской хитростью начал новый христианский царь болгар переговоры с древним Римом, чтобы освободиться от данной клятвы признавать тягостное верховенство вселенского патриарха. С готовностью пошёл папа Николай I (858–867 гг.) навстречу желаниям царя Бориса. Римские епископы ввели латинские обряды в болгарской церковной области. С упорным постоянством не переставал Рим, начиная с VII вселенского собора, отстаивать свои юридические притязания на подчинение себе Иллирика. Казалось, вначале был достигнут успех. Но как раз теперь поднялась греческая народность, как один человек, против этих застарелых требований. По вопросу об удержании приобретённых во время иконоборчества церковных провинций игнатиане, заклятые враги фотиан, шли с ними рука об руку. Когда позже с восстановлением Игнатия на примирительном соборе 869 года представители курии вновь выступили с их иллирийскими притязаниями, греки сухо заявили: «крайне непристойно, что вы, стряхнувшие с себя греческое верховенство и бросившиеся в объятия франков, хотите удержать внутри империи нашего владыки права посвящения». Византийцы с ясной последовательностью не хотели внутри своих имперских границ ни признавать, ни терпеть, подобно Иосифу II Австрийскому, подчинение церкви внешнему духовному главенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

«Мы веруем в Духа Святого, равным образом от Отца и Сына исходящего (a Patre et a Filio aequaliter procedentem), единосущного и совечного Отцу и Сыну Дух Святой, исходящий от Отца и Сына, есть истинный Бог (plenus Deus а Patre et Filio procedens)» 177 . Хотя папа Лев признавал Filioque в качестве догматической истины, необходимой для спасения, вместе с тем он отказался включать его в Никео-Константинопольский Символ веры , как того требовал Карл Великий на основании решений, принятых на соборе в Ахене в 809 г., поскольку изменение текста Символа было запрещено Вселенскими Соборами. Именно поэтому он приказал повесить неизменный греческий и латинский текст Символа, выгравированный на серебряных табличках, в соборе Святого Петра в Риме 178 . Об этом факте упоминает и Фотий как о свидетельстве в пользу православия папы Льва 179 , даже не подозревая, что этот Римский понтифик, как и подавляющее большинство его предшественников и современников, полностью разделял учение о «двойном исхождении» Св. Духа. Это учение мы встречаем и у заклятого врага Фотия – папы Николая I (858–867) 180 . Таким образом, как мы убедительно показали в нашем кратком историко-богословском исследовании, учение о «двойном исхождении» Св. Духа было закономерным итогом развития тринитарного учения на латинском Западе в II–V вв. Особый вклад в его разработку и всеобщее признание внес блаженный Августин , увлекшийся философско-рационалистическими методами в обосновании и раскрытии тринитарного догмата. Благодаря его «равноапостольному» авторитету учение о «двойном исхождении» Св. Духа в VI–IX вв. быстро распространилось на всем христианском Западе, приобретя классическую форму доктрины Filioque, которая благодаря острой критике свт. Фотия Константинопольского стала рассматриваться в Византии как главное догматическое отклонение Римской Церкви от Вселенского Православия. 2 То, что Фотий считал недоразумением, его западное современники считали догматической нормой. Так, уже в IX в. Алкуин Йоркский (ум. 804), Теодульф, епископ Орлеански (ок. 798–818) и Эней, епископ Парижский (858–870), написали специальные трактаты, в которых попытались собрать всевозможные свидетельства как греческих, так и латинских отцов Церкви в пользу Filioque (см. Afcuinus. De processione Spiritus PL 101, 64–82; Theodulfus. De Sancto PL 105, 239–276; Aeneas. Liber adversus Graecos, PL 121, 685–762).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Сохранилось два послания Гонория Сергию монофелитического характера. Именно как монофелит Гонорий был осужден на VI Вселенском соборе, который проходил при участии легатов папы (Льва II, так как Гонорий уже к тому времени умер). Решения собора папами всегда признавались, и на протяжении веков наряду с другими еретиками Римские епископы анафематствовали также и Гонория. На соборе 869 г. (Малый Софийский собор, против Фотия) тоже был анафематствован Гонорий. И это признание осуждения Гонория Римскими епископами очень существенно. Позже уже появились попытки оправдания Гонория: дескать, осужден не папа Гонорий, а его послания, которые имели интимный характер (частная переписка). Но, на самом деле, это были официальные послания, касающиеся текущих дел Церкви. Сейчас даже говорят, что Гонорий внутри был не еретик, а внешне выражался так, что навлек на себя осуждение епископов. Современные католики говорят, что научно невозможно доказать еретичество Гонория. Ведь примат папы и непогрешимость его - предмет веры, догмат у католиков; и они верят, что Гонорий как папа был внутренне непогрешим. Конфликт пап Николая I и Адриана II с Константинопольской церковью От Миланского эдикта (312 г.) до восшествия на папский престол Николая I (858 г.) были периоды (более 200 лет) разрыва евхаристического общения между Востоком и Западом. Но причиной разрывов ни разу не служило отвержение папизма Восточной церковью, а догматические вопросы, ереси. Как отмечает Карташов, «Восточные не только не возражали своевременно против возраставшей мистики папского догмата, не только молча подписывались под папскими формулами, но и сами своими юридически бессознательными апелляциями к Риму поддерживали у римлян искреннюю иллюзию, будто бы и греки разделяют их западное понимание мистики папства». Первым эпизодом противостояния папизму является конфликт между патриархом Константинопольским Фотием и папами Николаем I и Адрианом II. Папа Николай I был на кафедре с 858 по 867 гг. Это был яркий, выдающийся человек, уверенно руководящий всею Западною церковью, силой своего авторитета вмешавшийся в жизнь монархов, носитель папистского сознания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН архиеп. г. Ника (Фракия) (упом. между 861 и 866), визант. богослов, писатель. Ок. 862 г. был отправлен свт. Фотием , К-польским патриархом (858-867, 877-886) в Армению, где в качестве представителя К-польской Церкви участвовал в Ширакаванском Соборе Армянской Апостольской Церкви (862/3), встречался с арм. католикосом Закарией Дзагеци (855-876). На Соборе И. выступил с речью, в которой осудил противников вероучения Халкидонского Собора, а также ряд ересей. Вероятно, И. был радушно принят в Армении, вел переговоры с католикосом Закарией и др. представителями Армянской Церкви и знати по вопросу признания Халкидонского Собора. И. оценивал свою миссию как успешную, о чем сообщил патриарху Фотию. После возвращения в Византию И. в течение некоторого времени поддерживал связь с католикосом Закарией. Фотий в окружном послании 867 г. говорил о присоединении Армянской Церкви к семье правосл. Церквей, что могло не только быть пропагандистским заявлением, но и отражать реальную (ошибочную или верную) оценку К-полем успехов и перспектив развития отношений с Арменией в тот период. Патриарх Фотий упомянул И. в послании к арм. кн. Ашоту I Багратуни, написанном ок. 875-877 гг., однако из текста послания исследователи сделали вывод о том, что в этот период И. уже не занимал кафедру. На К-польском Соборе 879-880 гг. присутствовал архиеп. Феодор Никский, возможно преемник И. Время смерти И. или ухода на покой неизвестно. Сохранился трактат И. «О Рождестве Христовом» (Περ τς Γεννσεως το Χριστο), адресованный католикосу Закарии и написанный скорее всего также в 60-х гг. IX в., либо во время подготовки к поездке в Армению, либо вскоре после нее. В сочинении И. обсуждает традиции празднования Рождества в христианстве и доказывает правомерность раздельного празднования Рождества и Крещения Христова (25 дек. и 6 янв. по юлианскому календарю). И. не касается проблемы происхождения дат праздников, в основном в этом вопросе он опирается на авторитет церковного Предания, на проповедь апостолов, на сочинения отцов Церкви.

http://pravenc.ru/text/469426.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Десятая гомилия Патриарха Фотия Произнесенная св. Патриархом Константинопольским Фотием в присутствии императора Михаила III гомилия вызывает интерес у исследователей в силу своей неординарности. Будучи написана по случаю освящения церкви Богоматери Фаросской после ее перестройки, проповедь совмещает подробное описание обновленного храма с хвалебной песнью в честь императора и его соправителя, Варды Кесаря. Портал «Богослов.Ru» предлагает читателям перевод диакона Владимира Василика так называемой десятой гомилии на русский язык с введением и подробным комментарием. Статья Десятая гомилия св. Патриарха Фотия (820–891), озаглавленная как Homilia rhetheisa hos en ekfrasei tou en tois basileiois perionymou naou , неоднократно привлекала к себе внимание ряда исследователей . Она была произнесена или в конце 863, или начале 864 г. по случаю освящения церкви Богоматери Фаросской после ее обновления (или перестройки) в присутствии императора Михаила III (829–867), его соправителя Варды Кесаря и императорского двора. Гомилия св. Фотия соответствует одновременно канонам античной экфразы, собственно гомилии как церковной проповеди, и энкомия. Самое начало речи, обращенное ко всему церковному народу — «Вижу, что блистательно собрание дня нынешнего, и что оно не могло собраться одним человеческим старанием и без божественного вдохновения» — типично для византийской гомилетики еще со времен св. Василия Великого . Затем следует энкомий императору Михаилу III (829–867), перерастающий в собственно экфразу — описание внешнего, а затем и внутреннего убранства храма. После небольшого гомилетического отступления в конце опять следует энкомий императору и его соправителю — Варде Кесарю. Необходимо упомянуть о некоторых особенностях энкомия. Первая из них — преувеличенные хвалы Варде Кесарю как «похвале кесарей, подобному солнцу перед ними, по мудрости и разуму препрославленному перед своими предшественниками», хотя, судя по письмам Фотия, в 863–864 гг. между ним и его былым покровителем Вардой уже назревали серьезные расхождения, возникшие из-за неумеренного вмешательства последнего в церковные дела. Вторая — в энкомии императору Михаилу, при перечислении его побед и достижений (походов против арабов, восстановления городов) ничего не говорится о защите Церкви от ересей и расколов . Возможно, это скрытый намек на недостаточность мер, предпринятых для того, чтобы оградить дело Фотия и его самого от опасности с трех сторон: от недобитых иконоборцев , от игнатиан (приверженцев патриарха Игнатия (800–877), свергнутого в 858 г.) и от Римской Церкви, осудившей Фотия в 863 году .

http://bogoslov.ru/article/1124832

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010