Передав Церкви акт отречения, он заключился в монастыре, предпочитая предаваться богомыслию и богообщению в полном спокойствии, чтобы не причинять зла ни себе, ни своей пастве, учитывая враждебное отношение правительства. Когда разошлась весть, что архипастырь был удален со своей церковной кафедры против воли, многие отказывались по этой причине от общения с новым патриархом... Был им блаженный Фотий... преданный Христу от младенческих лет... Жизнь его была достойна удивления, а смерть угодна Богу и ознаменована чудесами...». Даже папа Николай в одном из писем спрашивал о причинах оставления Игнатием патриаршего поста. Законность избрания Фотия признавали и папские легаты епископы Захария и Родоальд на соборе 861 года (Двукратном). Фотий был избран собором епископов, а не «поставлен Вардой», как говорится в некоторых учебниках. Правда, правительство очень хотело, чтобы Фотий принял избрание, и оказывало в этом направлении нажим на Фотия. Государственной властью, без собора, как раз был поставлен не Фотий, а Игнатий, чего он сам не отрицал во время суда на соборе 861 года, ссылаясь в свое оправдание на прецедент с Тарасием. Папа Николай I опротестовал решение Двукратного собора. В письме Фотию (862 год) папа Николай утверждал, что «вся совокупность верующих получает наставление и целостность веры от сей Святой Церкви (Римской), которая есть глава всех Церквей». Отменив римским судом определения Константинопольских соборов и анафематствовав Фотия, Николай писал императору Михаилу (в 865 году), что решение апостольского престола «никем не может пересматриваться и никому не позволительно судить об этом решении» 121 . Общеизвестны ответные меры, принятые Фотием в 867 году. Папа Адриан II (867–872) шел по стопам своего предшественника. Позиция Адриана по церковному вопросу выражается формулой, принятой на Римском соборе 869 года: «Папа есть судия епископов и никем судим быть не может». Яркой иллюстрацией этой позиции может служить состоявшийся при нем, под руководством его легатов, в 869 году в Константинополе при новом императоре Василии Македонянине, собор, причисляемый римо-католиками к Вселенским. Отметим наиболее характерные черты этого собора. Для участия в заседаниях собора лица, занимавшие епископские места при Фотии, по требованию легатов должны были предварительно подписать особую «формулу удовлетворения» libellus satisfactionis, которой осуждались Константинопольски соборы 858, 861 и 867 годов и признавалось римское учение преимуществах Римской Церкви. Это было как бы новое издание формулы Гормизды. Легаты категорически возражали против суда над Фотием (!) и, несмотря на протесты восточной стороны, так и не допустили разбора этого дела, действуя по принципу Roma locuta – causa finita [Рим высказался, и дело кончено].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Отношения их были так близки, что ничего не было такого, чтобы что-либо из неизреченных таинств Писания, известных одному, было неизвестно другому. Многое усердие и превосходство чистоты одного побуждало и другого стараться соединиться с ним в этом качестве и достигать его с великою сладостью» 182 . Ранее мы отмечали подобное же тесное единение Иосифа с преподобным Григорием Декаполитом и тогда же указывали на характер этого единения на почве одинаковых и аскетических подвигов и политических воззрений. На этой же почве происходит единение и теперь. Патриарх Игнатий был сторонником консервативно-церковной партии, взглядов которой держался и Иосиф. И когда патриарх поднял свой протестующий голос в защиту церковных канонов против всесильного кесаря, то к нему присоединился и Иосиф, за что и пострадал вместе с патриархом. Сколько лет продолжалось Херсонское изгнание, биографы точно не сообщают; Феофан говорит неопределенно: μετ τινα χρνου, т. е. после некоторого времени Иосиф возвращается опять в царский город. 183 Но эта неопределенность раскрывается дальнейшими подробностями Малого жития: «правители, читаем здесь, хотели воздать ему [Иосифу при возвращении] весьма большие почести» 184 . Очевидно, у правящих отношение к изгнаннику совершенно изменилось и, вероятно, от перемены политического курса с воцарением нового лица. А подобное могло быть в 867 году, когда на царство вступил Василий Македонянин. К этому приводит и следующее соображение. Если преподобный Иосиф был единомысленником патриарха Игнатия, если он пострадал за одно с ним дело, то, несомненно, вместе с ним он и получил свободу; а патриарх Игнатий, как известно, был возвращен в 867 году. Кроме того, рассмотрение источников производит такое впечатление, что патриарх Фотий в первое свое патриаршество (с 857 или 858 до 867 г.) как бы не знает преподобного Песнописца. Это могло быть только при том случае, что Иосифа тогда в Константинополе действительно не было; он был в изгнании. Итак, Иосиф находился в Херсонской ссылке десять лет, все время первого патриаршества Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иначе говоря, Κ. Οκονμο признает два изгнания Иосифа и оба от кесаря Варды при императоре Михаиле, причем второе в Херсон, более долгое, продолжалось до смерти Варды, после чего Иосиф был снова призван царицею Феодорой. Но с этим  едва ли можно согласиться. Во-1-х, источники не дают права делать заключение о двух изгнаниях от Варды при императоре Михаиле, во-2-х, в то время царица Феодора не имела большого значения в делах управления и не могла кого-либо возвращать из ссылки. В-3-х, если прп. Иосиф, как мы видели из разных синаксарных данных, был изгнан при Варде по одному делу с патриархом Игнатием, именно за обличение Варды, а это могло быть, как уже указывалось, только в 857–858 г., то и возвращен он мог быть только опять с ним же, т. е. патриархом Игнатием, по смерти виновников изгнания. Варды был убит, при полном попустительстве самого императора, в 866 г. апреля 21 дня, а в следующем 867 г. убит и Михаил III. По смерти Варды все влияние в управлении приобрел Василий Македонянин, ставший потом (в 867 г.) самостоятельным императором. К возвышению Василия Македонянина царица Феодора относилась подозрительно, на что, конечно, получала подобный же ответ и со стороны Василия; поэтому она едва ли могла иметь при нем такое значение в управлении, какое представляет Константин Οκονμο. Итак, единственное изгнание в Херсон Иосифа продолжалось не до смерти Варды, а далее до смерти императора Михаила (867 г.), возвращение же его в столицу последовало не от царицы Феодоры, а при императоре Василии Македонянине. 187 Migne, gr. ser. T. CX: хрон. Георгия Амартола, col. 1069: το δ βασιλω π το ονου πν θαντου παραπλησ κοιμωμνου… Ср. Шарля Диля. Византийские портреты. Вып. I. С. 194. 188 Такое внимание могло быть по многим причинам – или вследствие особенной близости Иосифа к изгнаннику патриарху, или вследствие святой подвижнической жизни Песнописца, слава о которой несомненно доходила до столицы, или, наконец, вследствие его песнотворческой деятельности, которую он продолжал в ссылке, посылая в Константинополь труды своего песнотворческого таланта.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ (798/799, К-поль - 23.10.877, там же), свт. (пам. 23 окт.), патриарх К-польский (3 июля 847 - 23 окт. 858; 23 нояб. 867 - 23 окт. 877). Мирское имя Никита. 3-й сын визант. имп. Михаила I Рангаве (811-813) и Прокопии, дочери имп. Никифора I (802-811). Основные сведения о жизни И. восходят к следующим источникам: 1. Житие И. Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 817). Написано на рубеже IX и X вв., содержит ряд важнейших сведений, но мн. проблемы политической борьбы и церковной жизни, актуальные для периода написания Жития, ретроспективно проецируются на историю конфликта между игнатианами (сторонниками И.) и фотианами (сторонниками свт. Фотия, патриарха К-польского); 2. Т. н. «антифотианская коллекция» - сборник документов различных жанров и содержания, составленный после 892 г. и направленный против патриарха Фотия и его сторонников; 3. Ряд исторических сочинений, созданных в Византии в сер. X в. при имп. Константине VII Багрянородном . Среди них особенно важны хроники Генесия и Продолжателя Феофана, авторы к-рых в значительной мере черпали информацию из памфлетов, написанных в период конфликта И. и Фотия и изобиловавших различными сплетнями и домыслами. Подобным же образом памфлеты нашли отражение в хронике Псевдо-Симеона кон. X в.; 4. Хроника Симеона Логофета (2-я пол. X в.), известная в неск. редакциях, беднее материалом, чем остальные исторические сочинения этой эпохи, но иногда содержит более сдержанные и достоверные оценки истории конфликта И. и Фотия; 5. Акты церковных Соборов IX в., созывавшихся в период конфликта И. и Фотия; жития ряда святых - современников И. (прп. Николая Студита, свт. Евфимия К-польского). Среди западноевроп. (латиноязычных) источников важное значение имеют жития Римских пап Николая I (858-867) и Адриана II (867-872), сохранившиеся в составе Liber Pontificalis, а также предисловие Анастасия Библиотекаря к его переводу актов К-польского Собора 869-870 гг.

http://pravenc.ru/text/293393.html

Чтобы избежать двойных выборов, император Лотарь I вновь приказал посвящать в папы только в присутствии послов императора и с его разрешения. Однако теперь его распоряжение претворить в жизнь оказалось невозможным. При папе Сергии в 846 году сарацины продвинулись по Тибру до самого Рима, разрушив находившиеся за аврелиевскими стенами соборы Святого Петра и Святого Павла. (Первым из пап стал жить в Ватикане Симмах (498-514); обустраивать папскую резиденцию, находившуюся на Ватиканском холме, начали папы Адриан I и Лев III при помощи Карла Великого.) Папа Лев IV (847-855), опираясь на материальную помощь христианских правителей, с успехом вел борьбу с арабами; он возвел крепостные укрепления вокруг Ватикана. Эта часть города стала называться в честь его Леониной, городом Льва. Однако папы, за исключением непродолжительного времени, вплоть до переселения в Авиньон, жили в Латеранском дворце, именно здесь была их резиденция. Латеранский дворец находился от Ватикана относительно далеко, но это не было препятствием. При избрании папы Бенедикта III (855-858) римляне поддерживали его, а эмиссары императора - антипапу, Анастасия, который был ярым приверженцем предшествующего папы, Льва IV. В борьбе партий вновь противостояли друг другу сторонники бывшего папы и нового папы. После этой сумятицы папский престол занял единственный выдающийся папа IX-X веков Николай I (858-867), который, возвратившись к идеям Льва I, Дамаса и Григория I, вновь выступил в качестве независимого правителя. Это нашло отражение и во внешних атрибутах. Согласно историческим исследованиям, именно он первым стал носить папскую корону. Папы с VII века носили белого цвета шлемовидный колпак. Начиная с Николая I нижняя часть головного убора стала обрамляться обручевидной короной, украшенной драгоценными камнями. Ее в начале XIV века переделали в тиару. Папа Николай, преследуя далеко идущие цели, называл себя наместником Христа на земле (Vicarius Christi), власть которого исходит непосредственно от Бога. Его авторитет - это авторитет Бога, и на него возложена высочайшая поучающая власть, а раз так, то ему принадлежит верховная судебная и законодательная власть.

http://sedmitza.ru/lib/text/441593/

III. Символьский мон-рь. Слово «символ» имеет неск. значений, среди которых - «слияние двух рек» и «маяк». Если принять последнее значение, обитель могла находиться на берегу моря, в Катаволе или на Арганфонии. При имп. Константине V мон. Феоктист поселился здесь вместе с товарищем. Со временем здесь возникла лавра, в которую в 759 г. вступил прп. Платон Саккудийский. После смерти Феоктиста (ок. 770) игуменом стал прп. Платон, к нему присоединились 2 товарища. В 781 г. сюда прибыл прп. Феодор Студит, однако через год он вместе с прп. Платоном покинул Символы и основал Саккудийскую обитель. Новым игуменом мон-ря, посвященного Пресв. Богородице, стал Григорий, участвовавший в VII Вселенском Соборе. В 815 г. прп. Феодор увещал в письме иконома обители держаться иконопочитания. В это время мон-рь именуется в источниках то киновией, то лаврой. После восшествия на Патриарший престол свт. Фотия I (858-867, 877-886) монахи отказались подчиняться своему игумену, и Фотий разрешил им выбрать нового настоятеля, к-рым был избран отшельник Афанасий. IV. Церковь арх. Михаила близ Пифийских терм. Время ее возникновения не известно; была расширена и украшена по приказу имп. св. Юстиниана I (527-565). Император также построил при храме странноприимный дом (ксенодохий), существовавший еще в Х в. В этом же регионе находился Асикритидский мон-рь, насельником к-рого был монах-писец Цуцуна. Монастыри, точное местоположение которых неизвестно К этой группе принадлежат многие упоминаемые в письменных источниках обители О., в т. ч. весьма значительные. I. Хинолаккский мон-рь. Основан прп. Стефаном (пам. 14 янв.), приближенным свт. Германа I (715-730), патриарха К-польского, к-рый и дал землю для обители. Подпись настоятеля мон-ря Фомы стоит 7-й среди подписей игуменов, участвовавших в VII Вселенском Соборе. Насельником обители был свт. Мефодий (впосл. патриарх К-польский). II. Писсадский (Писсадинский) мон-рь. В период настоятельства Николая (после 841) в мон-рь вступил буд. патриарх свт. Евфимий II (I), ранее учившийся на О. у старца Иоанна. После низложения свт. Игнатия К-польского (858) игум. Николай с частью братии покинул мон-рь. Свт. Фотий поставил новым игуменом Сергия, однако тот столкнулся с враждебностью оставшихся монахов. Свт. Евфимий принял постриг от местного отшельника Феодора и ушел на Св. Гору Афон , откуда однажды вернулся на О. за Феодором.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Карл Великий тоже не питал дружеских чувств к Восточным Императорам. Он желал стать единым и ни от кого не зависимым владыкой. Однако, Церковь все еще соединяла его с Восточной Империей, и Карл Великий стал систематически углублять те различия, которые уже существовали Между Восточными и Западными христианами. Под его прямым влиянием Епископы подчиненных ему областей на Соборе в Ахене в 809 г. признали правильным дополнение к Символу Веры в его 10 члене слов «И от Сына» там, где говорится об исхождении Св. Духа от Отца. Еще IV Вселенский Собор торжественно объявил, что никаких изменений и дополнений не должно быть допущено в Символе Веры , и все Восточные и Западные христиане свято обязались хранить это решение. Тем не менее Карл Великий добился, что Западная Церковь отступила от этого обещания. Дополнение «и от Сына» явилось открытым нарушением братского соглашения всех христиан и потому вскоре вызвало очень тяжелые последствия. Девятый век оказался временем все углублявшегося расхождения между двумя половинами Церкви, которые находили благоприятную почву для своих споров в политическом соперничестве между Восточной Византийской и Западной Франкской Империями. Новое серьезное столкновение между Церквами произошло в середине IX века, во время Патриаршества Фотия (858–867; 877–886) и папства Николая I (858–867). Ссора, возникшая между ними, касалась преимущественно вопроса о том, кому должна быть подчинена только что основанная Церковь в Болгарии. Верховные пастыри, как Западной, так и Восточной Церкви, желали утвердить свою власть над этим, обращенным в христианство, народом и повели борьбу друг с другом по этому поводу. Были и другие менее значительные причины, которые давали предлог к взаимным обвинениям. Церковное общение между Константинополем и Римом было прервано, и с обеих сторон начали раздаваться голоса, обвинявшие противников в отступлении от предания. Западные и Восточные богословы стали составлять списки нововведений, замеченных в обычаях своих противников. Конечно, прибавка «и от Сына» к Символу Веры заняла среди них первое и самое видное место. Западные христиане всячески старались защищать это нововведение. Восточные стали еще более нападать на него и так возник многовековый ожесточенный богословский спор, давший повод для обвинения друг друга в опасных ересях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В глазах Вальсамона общение оказалось прерванным. Произошел окончательный раскол между Востоком и Западом: они больше не составляли единую церковь. В этом переходе от отчуждения к схизме особенно важны четыре события: ссора между Фотием и папой Николаем I (известная под именем «Фотиевой схизмы»; на Востоке предпочитают говорить о «схизме Николая»), инцидент с диптихами в 1009 г., попытка примирения в 1053–1054 гг. и ее печальные следствия, крестовые походы. От отчуждения к схизме: 858–1204 гг. В 858 г., пятнадцать лет спустя после торжества иконопочитания при Феодоре, был назначен новый Константинопольский патриарх — Фотий, известный в Православной церкви как св. Фотий Великий. Его называли «самым выдающимся мыслителем, самым крупным политиком и самым способным дипломатом из всех, кто когда–либо занимал патриарший престол в Константинополе». Вскоре после восхождения на престол Фотий оказался вовлечен в спор с папой Николаем I (858–867). Предыдущий патриарх, св. Игнатий, был отправлен императором в ссылку и принужден к отречению от сана. Сторонники Игнатия отказывались признать действительность его отречения и рассматривали Фотия как узурпатора. Фотий отправил папе послание, где уведомлял его о своем восхождении на патриарший престол, но Николай решил не признавать Фотия сразу, а подождать дальнейшего развития конфликта между новым патриархом и партией Игнатия. В 861 г. он отправил своих легатов в Константинополь. Фотий не горел желанием вступать в спор с папством. Он весьма почтительно обходился с легатами и пригласил их возглавить Константинопольский собор, которому предстояло рассудить его с Игнатием. Легаты приняли предложение и вместе с остальными участниками собора признали Фотия законным патриархом. Но когда они вернулись в Рим, Николай заявил, что они превысили свои полномочия, и отменил принятое ими решение. Затем он сам взялся за рассмотрение дела в Риме, и собор, состоявшийся под его председательством в 863 г., признал Игнатия патриархом, а Фотия объявил лишенным священного сана. Византийцы не обратили внимания на это осуждение и не отвечали на папские послания. Так произошел явный разрыв между Римской и Константинопольской церквами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Предисловие Свт. Фотий, патриарх Константинопольский в 858–867 и 877–886 годах, был одним из крупнейших византийских богословов и церковным деятелем, оставившим неизгладимый след во всей истории Православной Церкви, не только греческой, но и славянской. Одновременно он проявил себя как гениальный филолог и незаурядный философ, причем диапазон его интересов простирался от лексикографии до теории литературы в филологии и от прикладной логики до вопроса о реальности общих понятий (по западной терминологии универсалий) в философии. Сочинением, в котором патриарх осуществил, пожалуй, наиболее глубокий синтез всех этих областей знания, и явились Амфилохии, причем материалом Фотию послужило не что иное, как Священное Писание , толкованию различных мест которого и посвящено большинство входящих в это собрание трактатов. Свое название Амфилохии получили по имени одного из ближайших собеседников и соратников патриарха, митрополита Амфилохия Кизического. Хотя из пролога явствует, что собрание создавалось в ссылке, последовавшей за смещением Фотия с Константинопольской кафедры в 867 году (скорее всего, в 873–875 гг.), это относится только первой части, охватывающей вопросы 1–75. Все остальное (76–329) было собрано из архивов патриарха уже после возвращения в столицу, вероятно, его помощниками (нотариями), причем к богословским текстам добавилось и некоторое количество статей светского характера. В публикуемой здесь подборке представлены почти все жанры, присутствующие в Амфилохиях: классическая экзегетика (16, 18, 19, 39, 40, 41, 44), в том числе с филологической проблематикой (42); размышления на темы, задаваемые Писанием (15, 43), обоснование канонических правил (20) или предписаний закона (17), чистое богословие (38) и, наконец, довольно пространный лексикологический экскурс, предваряющий конкретное исследование по словоупотреблению Септуагинты и Нового Завета (21). Экзегетический метод Фотия, хотя уже был предметом специального изучения 1 , требует дальнейшего кропотливого анализа. Предварительно можно сказать, что при полном уважении к аллегорическому толкованию в духе Филона Александрийского и преп. Максима Исповедника личные симпатии патриарха тяготеют именно к филологической акривии. Некоторые теоретические предпосылки такого подхода изложены мною в отдельной публикации. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Николай I Краткая биографическая справка: Николай I,   папа в 858–867 гг. – церковный деятель и богослов.  В течение своего понтификата папа Н. пытался претворить программу коренного усиления папской власти. Он считал, что папа Богом предназначен для спасения Церкви на Западе и на Востоке. Все " частные церкви " , все формы существования национальной и государственной Церкви на Западе и на Востоке должны быть признаны незаконными. Папа – живой закон, его декреты имеют силу канонов, решения соборов должны признаваться действительными лишь после их утверждения папой. Папа Римский может требовать отчета от любого духовного лица, может судить всех, но сам неподсуден никому, включая императора, ибо Церковь совершенно независима от любых светских властей. Эту программу Н. не смог претворить в жизнь, но в условиях т.н. феодализации Запада церковно–политическая деятельность папы Н.  имела существенное значение для сохранения западного единства. Н. решительно пресекал попытки некоторых западных митрополитов расширить свою церковную власть и поднять свою независимость до уровня патриаршей. Но притязания Н. распространялись и далее – в ультимативной форме папа   требовал, чтобы и Восток признал его своим верховным судьей. Понтификат Н. сопровождался усилением и без того уже глубокого отчуждения между Восточной и Западной Церквями. Идея папского превосходства встретила решительный отпор константинопольского патриарха Фотия. Константинопольский собор 867 г. объявил Н. отлученным от Церкви. Противостояние Запада и Востока обострилось также в связи с обращением болгар, которые колебались в выборе между Византией и Римом. Библиография работ о персоне: Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. 2. С.168–172.

http://bogoslov.ru/person/3042316

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010