849. Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 7 об.; Моск. Син. б. греч., л. 6 об.; л. 9; л. 21. Τυπικν. Вен., 1643, л. 4. Старообр. уст., л. (9) 17 об. 850. См. прим. 8 на с. 716. 851. Обычай открывать царские двери на великое славословие — пережиток от прежней практики чтения Евангелия после славословия. 852. Ркп. Моск. Син. б. л. 14. 853. Проскинитарий, гл. 46, с. 247. 854.  Дмитриевский Α. Ευχολγια, 164. 855. См. прим. 5 на с. 717. 856. Служебник Моск. 1602 (=старообр.), л. 45 об.; Петра Мог., с. 94; Моск. 1647, л. 47; ср. Моск. 1658, с. 142–143. 857. Служ. ркп. Соф. СПб. б. л. 76. Одинцов Н. Порядок общ. и частн. богосл. в древн. Рос. до XVI b., 108. 858.  Кекелидзе К., прот. Литург. груз. пам., 319. 859. Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 7 об.; Син. б.: греч., л. 6 об.; л. 9 об; л. 21 об. 860.  Goar. Ευχολγιον, 8. 861. Проскинитарий, гл. 46, с. 247. 862. Они именуются, потому что к этому времени оканчивается проскомидия и отпуст утрени служит отпустом и проскомидии. 863. Цитаты — выше, со следующими листами или страницами. 864.  Мансветов И. Церк. Уст., 10. 865.  Luft. Liturgik. II, 59. Иератикон, 91. 866.  Toscani. Ad typ. gr., 54. Дмитриевский Α. Τυπικ, 608. 867. Ркп. Моск. Тип. б. л. 1; Син. б. л. 4, 1 об. 868.  Кекелидзе К., прот Литург. груз. пам., 319. 869. Ркп. Моск. Рум. м. Сев. 491/35, л. 7 об., 8; Син. б. греч., л. 6 об.; л. 9 об.; л. 21; муз. Киевск. Ак. Аа 194, с. 33. 870.  Мансветов И Церк. уст., 425. 871. Старообр. уст., л. 17 об. 872. У Гиппокрита// Раре. Griech-Deutsch. Worterb. II, 1401. 873.  (Невоструев и Горский). Описан. слав. ркп. М. с. б. II, 2, 323. 874. Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Το σιου Θεοδρου Στ. Μεγλη Κατχησις. СПб., 1906. 875. Изд. Cozza-Luzi//Nova Patrum Bibliotheca, IX, 2, X. Рим, 1888–1905. 876. Собрание сочинений прп. Феодора Ст. в рус. пер. I. СПб., 1907, 467–970 (Великое оглашение, ч. 1 и 2), СПб., 1908 (3-я ч.). (Малое оглашение I, 235–456). Есть еще рус. пер. еп. Феофана в 4 т. «Добротолюбия»; здесь оглашения Больш. Катехизиса, но в перифразе и с сокращениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

При Константинопольском патриархе Фотии Великом (858–867 и 877–886) также предпринимались попытки к примирению. Католикос Захария (855–877) после переписки с Константинопольским патриархом созвал в Ширакаване собор (862), на котором присутствовал посланный Фотием митрополит Никейский. Сам патриарх Фотий признал, что “армянская страна содержит чисто православную христианскую веру” (Послание к восточным патриаршим престолам) 24 . Константинопольский патриарх Николай Мистик (912–925) писал армянскому князю Сабату, сыну Ашота, призывая его принять православное исповедание, однако требовал, чтобы армянский католикос прибыл в Константинополь для собеседования и хиротонии. Речь шла о подчинении Армянской Церкви Константинополю, поэтому князь Сабат (913–925) временно положил конец отношениям обеих Церквей. Католикос Ваган Сюнийский (968–969) своею особой ревностью к иконопочитанию и к решениям Халкидонского собора восстановил против себя сторонников монофизитства. Был созван в Ани собор (969), который низложил Вагана и избрал Стефана III Севанского (969–971). Произошло разделение на два католикосата: западный со Стефаном и восточный с Ваганом (в Ахтамаре на оз. Ван). Удачные походы императоров UoahhaI Цимисхия (969–976) и Василия II Болгаробойцы (976–1025) в Месопотамию, Сирию, Ливан и на Кавказ на некоторое время обеспечили византийское влияние в захваченных странах. Вассальную зависимость от Византии признали также правители Абхазии, Аспуракана и Ани. Однако с востока надвигалась новая угроза— турки-сельджуки, которые незадолго до этого обратились в ислам. Будучи не в силах оказать сопротивление, армянские князья вместе с народом начинают переселяться на запад. В момент взятия турками Ани состоялось самое большое переселение армян, которые под водительством князя Рубена из рода Багратидов осели на отрогах Таврского горного хребта и в Киликийской долине, между Антиохией и Аданой. Здесь и было основано царство Малой Армении (1095–1375). В коренной Армении образовались феодальные государства сельджукских правителей. Из армянских царств продолжали существовать Сюникское и Ташир-Дворагетское, которые в период царствования грузинского царя Давида Строителя (1089–1125) укрепили свои дружественные связи с Грузией и через Трапезунд с Русью. Муж грузинской царицы Тамары (1184–1213) князь Юрий Боголюбский (сын Андрея Боголюбского) сыграл большую роль в освобождении Армении от турецкого ига.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

825 Писательница, урожд. Кубе. Сконч. в 1868 г. Муж ее, известный писатель–археолог и беллетрист, действ. стат. сов. Александр Фомич Вельтман сконч. в 1870 г. 827 Статья и была напечатана в этом журнале за 1862 г. ч. XXI. стр. 165 и дал. под заглавием: «О первоначальном народном обучении». 828 Под заглавием: «О положении духовенства в отношении к народному образованию». См. Прав. Обозр. за 1862 г. т. VII, 1, стр. 1–9. 831 Срав. об этом подробнее в Собрании мнений и отзывов митроп. Филарета т. V, стран. 182–186 (Москва, 1887), в «Письме митроп. Филарета к Московскому генерал-губернатору П.А. Тучкову». Здесь (стр. 185) можно видеть и ссылку на журнал Светочь. 832 Иаков Кротков с 1855 по 1870 г. архим. Данил. мон. в Москве, потом еписк. Муром. в 1884: г. ув. на покой в Моск. Донск. монаст. Ок. 1 дек. 1885 г. 836 Толкование воскресных чтений из Апостола. На греч. яз., Москва, 1805 г.; в русском переводе. Москва, 1809. 841 «Вашего» в том смысле, что А.В. Горский, по рукоположении в сан священства, причислен был к Московскому Архангельскому собору. 842 Университетов, средних и низших учебных заведений ведомства министерства Народного просвещения Комиссия, делавшая эти «замечания», состояла из архим. Саввы и профессоров И.С. Делицына, А.В. Горского и В.Д. Кудрявцева. 845 Статья А.В. Горского. Напечатана была в Прибавл. к Твор. Св. Отцов за 1862 г. ч. XXI, стр. 133 и дал. 846 Сем. Серг. Владимирскому, после прот. ц. Смолен. Бож. М. († в 1888), заведовавшему изданием академического журнала в Москве. 851 Как видно из одного, выше приведенного письма о. архим. Игнатия, разумеется оставление монастырских и церковных имуществ в ведении Св. Синода согласно мнению митроп. Филарета. 855 А.Н. Муравьев писал крайне неразборчиво, на что жаловался и митрополит Филарет, бывший с ним в переписке. 867 Бухареве, в 1861 году вышедшем из состава Спб. духовно-цензурного Комитета и поселившемся в Никитском монастыре в г. Переяславле, Владимирской губернии, в числе братства. 878 Священнику, духовнику, человеку замечательно высокой жизни и высокочтимому всеми, знавшими его.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ СТУДИТ [Греч. Νικλαος Στουδτης] (793 - 4 февр. 868), прп., исп. (пам. 4 февр.), игум. Студийского мон-ря (848-852, 855-858, 867-868), каллиграф. Основные сведения о нем сохранились в Житии, существующем в 2 версиях. Первая была написана, по всей вероятности, учеником Н. С. Антонием Мавром («Черным») между 911 и 920 гг. и сохранилась только в слав. переводе (краткое предисловие лишь в списке XVI в. РГБ. Ф. 304. Троиц. 684. Л. 452). Ранее слав. Житие считалось сокращением греческого, но это мнение было опровергнуто ( Afinogenov. 2004). В действительности переработка была сделана в Студийском мон-ре очень скоро после появления 1-й версии, еще при игум. Анатолии, впервые упомянутом в 886 г., и имеется в греч. оригинале (BHG, N 1365, старшая рукопись Paris. gr. 1452, X в.). Важным источником является также переписка прп. Феодора Студита. Н. С. адресовано одно письмо ( Theod. Stud. Ep. 10), еще в 32 письмах он упомянут. Н. С. род. в дер. Кидония (совр. Ханья) на о-ве Крит в простой семье. Выучившись грамоте (согласно слав. версии Жития, к 10 годам он выучил Псалтирь наизусть), в 803 г. был отправлен родителями к дяде по отцу - Феофану, монаху Студийского монастыря в К-поле. Тот представил его прп. Феодору Студиту, к-рый определил Н. С. в уч-ще, расположенное недалеко от мон-ря. Там мальчик до совершеннолетия обучался, в частности, стенографии (ταχυγρφος) и каллиграфии, отличаясь при этом усердием в посещении богослужений и добродетельной жизнью. Затем сам игум. Феодор постриг его в монахи своего мон-ря. Преуспев в монашеских подвигах, Н. С. был по настоянию Феодора рукоположен во священника. Главным послушанием его в мон-ре оставалась переписка книг, в к-рой он оказался особенно искусен (συρμαιογραφν, что, собственно, обозначает писание минускулом). В это время Кидония подверглась нападению арабов, родители Н. С. попали в плен, а его брат Тит вынужден был бежать к нему в К-поль, где Н.

http://pravenc.ru/text/2566140.html

Под нею разумелся не единичный только акт устного исповедания грехов, как теперь, а известный круг покаянных подвигов, иногда многолетних 852 о чем пойдет речь ниже. 2. Совершители чина исповеди. Покаяние – великое таинство 853 и посему неудивительно, что совершение этого таинства было вверено Господом одним только епископам ( Мф. 16, 19 ) 854 Отсюда следует, что исповедовать и старчествовать, иначе говоря – духовничествовать, не есть дело, для епископа сверхдолжное или не подобающее его сану (или молодости, ср.: 1Тим. 4, 12 ), но простая обязанность (Иез., глава 33). Обязанность более приличная и, так сказать, более идущая к нему (о чем постоянно ему и омофор напоминает) 855 чем к рядовому священнику, хотя у нас и не свыклись с этим представлением. История древней и греческой Церквей учит, что святители всегда несли на своих плечах этот тяжелый крест. Многочисленны цитаты, показывающие, как епископы первых времен наблюдали за публичным покаянием 856 и в то же время исповедовали помыслы мирян и старчествовали в узком смысле 857 Об этом говорят божественный Василий Великий 858 св. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский 859 св. Никифор, патриарх Константинопольский 860 и другие. «Я не заставляю тебя... выйти на средину зрелища и окружить себя множеством свидетелей, – говорил некогда Златоуст 861 – мне одному, наедине, скажи грех, чтобы я уврачевал рану и избавил тебя от болезни» 862 Не умножая цитат 863 достаточно в заключение привести слова нашего отечественного святого – Димитрия Ростовского . В послании к иеромонаху Иосифу святитель пишет: «Аще бы кто и к нам, самому архиерею, хотел на исповедь прийти, путь ему благословен, и наша должность готовая» 864 Но на Руси дело сложилось иначе. Что же касается пресвитерского чина, то принадлежащие к нему (священники, иеромонахи, игумены 865 и проч.) пользуются властью духовника лишь ограниченно 866 и чрез формальное разрешение 867 епископов. 3. Канонические грехи. Как каялись в них у первых христиан? Каноническими грехами у древних христиан назывались следующие три, которые поначалу влекли за собою отлучение навсегда 868 1) отречение от веры, 2) блуд и прелюбодеяние, 3) убийство.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Все остальное из плана Зерникава удержано в том же виде и в плане Феофанова трактата. Столь же много зависит Феофан от Зерникава и в выполнении плана. Так, история спора составлена под влиянием 1-го, 5-го, 17-го и 18-го трактатов Зерникава: часть истории этого спора, в которой говорится об отношении к вопросу об исхождении Св. Духа св. Максима мученика (рр. 831–832), могла быть написана под влиянием 1-го и 5-го трактатов 576 ; изложение спора о догмате исхождения Св. Духа, ывшего в конце VIII и начале IX веков только между самими латинянами (рр. 833–842), сделано несомненно под влиянием 5-го трактата 577 , стр. 364–365, 369–386]; рассуждение о прибавлении к символу Filioque (Theoph. pp. 842–846) написано под влиянием того же пятого трактата [стр. 390, 398–405 и 409 578 ]; история спора о данном догмате, происходившего между латинянами и греками в IX и начале X века (Theoph. pp. 846–855) изложена под влиянием первого (стр. 138–139, 150–151, 163, 165–166, 173) и пятого (стр. 405 и 412–421) трактатов 579 ; рассказ Феофана о попытке к соединению восточных христиан с западными, бывшей при папе Иннокентии III и в начале царствования императора Михаила Палеолога (Theoph. pp. 858–868), написан в некоторых своих частях по образцу семнадцатого [стр. трактата 919–921, 926, 928, 936–939, 941, 957–958 580 ]; в изложении истории лионской унии (Theoph. pp. 867–876 – написанной вообще независимо от Зерникава) на стр. 874 Феофан заимствовал из 18-го трактата Зерникава (Zoern. p. 998) сведения о булле папы Мартина, которой отлучен был от общения с церковью император Михаил Палеолог. Кроме того, изложение учения об исхождении Св. Духа, как оно раскрываемо было в V-м в. восточными отцами – Феодоритом и Кириллом александрийским (Theoph. pp. 827–831), в некоторых своих частях имеет сходство с соответствующими частями первого трактата Зерникава (стр. 74–75, 79, 89, 92–94, 97); но здесь нет ясных признаков, которые давли бы право решительно утверждать заимствование из последнего. Третья глава исследования Феофана составлена по первому трактату Зерникава: параграфы 40 и 45–59 составлены по страницам: 3, 6, 7–10, 14, 17–18, 23, 27–28, 36–37, 42, 45, 47–53, 57–58, 72–74, 79, 81, 109, 116–117, 122–123, 125–126, 128–132 581 , а параграфы 68-й и 70-й по страницам: 20, 22, 28, 70, 74, 78 и 90–92 582 почти с полным соблюдением порядка мыслей, изложенных на тех и других страницах.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

988 В редакции В ( С ) и у Псевдо-Симеона ( О ) – «четырнадцать» ( VS l 3 по описке «4»), что более точно. 989 Михаил III правил с матерью 14 лет и почти 2 месяца (с 20.1.842 по 15.3.856), один –10 лет 2 месяца (до 26.5.866) и с Василием Македонянином – 1 год 4 месяца (до 23.9.867). 990 Патрикий Феоктист (PmbZ #8050), занимавший должности смотрителя каниклия (чернильницы для подписи государственных бумаг) и логофета дрома, в начале правления Михаила и Феодоры пользовался особым доверием правящей императрицы и фактически держал в своих руках государственные дела. Его влияние вызывало недовольство брата Феодоры Варды и юного Михаила, которые подготовили заговор и убийство логофета 20 ноября 855 г. 992 Мефодий I, патриарх Константинопольский (843–847), был уроженцем сицилийского города Сиракузы. В молодости, мечтая о карьере, он прибыл в Константинополь, но вскоре избрал духовную стезю, постригся в монахи и стал игуменом. После возобновления иконоборчества при Льве V он уехал в Рим; вернувшись после воцарения Михаила II в Константинополь с папским посланием, он вызвал гнев императора и был заключен в тюрьму на острове св. Андрея. При Феофиле он был освобожден и находился при императоре, который весьма почитал Мефодия, несмотря на его приверженность иконопочитанию. В марте 843 г., через год после смерти Феофила, Мефодий стал патриархом Константинопольским вместо низложенного Иоанна Грамматика. Под его руководством прошло окончательное упразднение иконоборчества, известное как Торжество Православия. 993 11 марта 843 г. на собрании духовенства и сановников под председательством патриарха Мефодия и императрицы Феодоры было окончательно покончено с иконоборчеством. Это событие ежегодно отмечается в Церкви в первое воскресенье Великого Поста как праздник Торжества Православия. 995 μερ – в хронике так именуется арабский эмир Малатьи (Мелитины) Умар (или Амр) ибн Абдаллах ибн Марван по прозвищу аль-Акта (PmbZ #8552/corr.), главный военный противник Византии в середине IX в. Но здесь, по предположению А. Грегуара, речь может идти о походе другого арабского полководца, Абу Саида Мухаммада ибн Юсуфа ат-Таи по прозвищу ас-Сагри (ум. 850), который во времена Феодоры прошел через всю империю до Проливов (см.: Vasiliev. 1935. Р. 196, п. 1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

848 Полн. Собр. Русск. лет. т. VI стр. 300. Сказание летописи, по значению археологическому, приведена нами сполна. 849 В описи 1748 года сказано, «что церковь построена тщанием и радением новгор. посадских людей: Афанасия Димитриева Закрышкина, Григория Мартынова Ковшина, Михаила Иванова сына Высокова, Ивана Кузмина Маслова, Константина Иванова Варенида, 7025 (1517) года при В. К. Иоанне Васильевиче, благословением архиепископа Макария.» 855 А на юг во 100 саж. был еще женский Евфимиин монастырь, переведенный вместе с Сокольницким в Духов. О монастыре Евфимиине напоминает небольшой переулок, известный под именем Евфимиина. Ист. Росс. Иерарх. ч. IV. стр. 97. 858 Придел этот давно разобран и обращен в кладовую. Антиминсы холстинные как на сем, так и на другом престоле, освященные в 1536 году архиепископом Макарием недавно сняты из-под срачицы и переданы для хранения в ризницу новг. Соф. собора. 860 Тамже, ч. V. стр. 661. От Радоговицкого монастыря осталась при Борисоглебской церкви водосвятная, медная, луженая чаша 1598 год. 862 Ист. Рсс. Иерарх. ч. III. стр. 395. О существования Троицкого престола в Богословской церкви известно по надписи на медном луженом блюде 1575 года: «Сие блюдо Троичи Живоначальныи и Ивана Богослова лета 7083, Игнат Григорьев сын.» Блюдо находится в Борисо-Глебской церкви. 863 Новг. I лет. под 6642 год. В XVI веке церковь писалась просто на Федорове улице, как видно из приписки, сделанной на письм. Служебнике в 1591 году. «На Федорову улицу в церкви Феодора Стратилата.» Письм. Служеб. в Новг. Соф. библиот. N 65. 867 Роспись Новг. Ружн. церквей в Новг. Соф. библиотеке. Временн. Моск. Ист. Общ. кн. 24, отд. III. стр. 33. 868 О пятинах и погостах Новг. в XVI в. К. Неволина, 1853 г. прил. IX стр. 262: «Вотчины св. мученика Феодора Стратилата, что в Новегороде на Федорове улицы, дер. Боровичи Середние на речке на Сытине» и т. д. Взято из писцовой книги Веревской пятины за 1582 год. 869 Из 6-ти колоколов один 1680 года с латинскою надписью, два 1697 г. с русскою и наконец большой 1782 года также с русскою надписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Turnhout, 1965. P. 322, 339. (CCSL; 175); ср.: Greg. Turon. Hist. Franc. X 1//MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 1. P. 481). В источниках VI-IX вв. неоднократно сообщается о восстановительных работах в базилике и о дарах, сделанных Римскими папами (в основном драгоценные предметы убранства). На средства пресв. Меркурия (впосл. папа Римский Иоанн II (533-535)) была сооружена ограда алтарной части и «солеи» (схолы), занимавшей центральную часть нефа (см.: Brandt O. The Archaeology of Roman Ecclesial Architecture and the Study of Early Christian Liturgy//StPatr. 2014. Vol. 71. P. 45-52). По указанию папы Льва IV (847-855) были проведены восстановительные работы (вероятно, после землетрясения 847 - Junyent. 1932. P. 161). В 867 или 868 г. в базилике были положены мощи К., доставленные в Рим равноап. Константином (Кириллом). Во время реконструкции храма в кон. XI в. были выполнены росписи на сюжеты из агиографической легенды о К. Среди представленных сцен - интронизация К. ап. Петром, месса К. и попытка Сисинния схватить святого, а также сооружение ангелами подводной гробницы (не сохр.), чудесное спасение ребенка и перенесение мощей К. (см.: Toubert. 1976; Filippini. 2006). В 1-й четв. XII в. по указанию кард. Анастасия (упом. между 1102 и 1125) базилика была частично разобрана и засыпана, на ее месте построена новая церковь (вероятно, освящена при папе Геласии II (1118-1119)). Одновременно со строительством храма Лев Остийский по поручению кард. Анастасия составил Житие К. (см.: Barclay Lloyd. 1986; Claussen. 2002. S. 302-304). В 1677 г. церковь была передана ирл. доминиканцам; по указанию папы Климента XI (1700-1721), к-рый особо почитал К., храм реконструировали в стиле барокко. Тогда же были выполнены росписи со сценами из Жития К. ( Gilmartin. 1974). Во время археологических раскопок под рук. Маллули был разобран алтарь церкви, под к-рым хранился реликварий с мощами К. и сщмч. Игнатия, еп. Антиохийского. При освидетельствовании мощей (1867) было отмечено, что в реликварии кроме посторонних предметов находились лишь неск.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

97 . Стефан IV (22 июня 816 – 24 января 817) 98 . Пасхалий I (25 января 817– февраль/май 824) 99 . Евгений II (февраль/май 824 – август 827) 100 . Валентин (август – сентябрь 827) 101 . Григорий IV (сентябрь 827/29 марта 828 – 25 января 844) Иоанн (антипапа) (844) 102 . Сергий II (25 января 844 – 27 января 847) 103 . Лев IV (январь/10 мая 847 – 17 июля 855) 104 . Бенедикт III (июль/29 сентября 855 – 17 апреля 858) Анастасий (антипапа) (август 855 – сентябрь 855) 105 . Николай I (24 апреля 858 – 13 ноября 867) 106 . Адриан II (14 декабря 867 – ноябрь/декабрь 872) 107 . Иоанн VIII (14 декабря 872 – 16 декабря 882) 108 . Марин I (декабрь 882 – 15 мая 884) 109 . Адриан III (17 мая 884 – август/сентябрь 885) 110 . Стефан V (сентябрь 885 – 14 сентября 891) 111 . Формоз (6 октября 891 – 4 апреля 896) 112 . Бонифаций VI (11–26 апреля 896) 113 . Стефан VI (май/июнь 896 – июль/август 897) 114 . Роман (июль/август – ноябрь 897) 115 . Феодор II (декабрь 897 – декабрь 896/январь 897) 116 . Иоанн IX (декабрь 897/январь 898 – январь/май 900) 117 . Бенедикт IV (январь/май 900 – июль 903) 118. Лев V (июль – октябрь 903) Христофор (антипапа) (сентябрь 903 – январь 904) 119 . Сергий III (29 января 904 – 14 апреля 911) 120 . Анастасий III (июнь/сентябрь 911 – июнь/август/октябрь 913) 121 . Ландон (июль/ноябрь 913 – март 914) 122 . Иоанн X (март/апрель 914 – май/июнь 928) 123 . Лев VI (май/июнь 928 – декабрь 928/январь 929) 124 . Стефан VII (январь 929 – февраль 931) 125 . Иоанн XI (граф Тускулумский) (март 931 – январь 936) 126 . Лев VII (январь 936 – 13 июля 939) 127 . Стефан VIII (14 июля 939 – октябрь 942) 128 . Марин II (30 октября/ноябрь 942 – май 946) 129 . Агапит II (10 мая 946 – декабрь 955) 130 . Иоанн XII (Оттавиано, граф Тускулумский) (16 декабря 955 – 14 мая 964) 131 . Лев VIII (4/6 декабря 963 – март 965) 132 . Бенедикт V (май 964 – 4 июля 964/965) 133 . Иоанн XIII (1 октября 965 – 6 сентября 972) 134 . Бенедикт VI (декабрь 972/19 января 973 – июнь 974) Бонифаций VII (антипапа) (в первый раз) (июнь – август 974)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010