Благочестивая же царица Феодора вместе с сыном своим Михаилом и всем синклитом, клириками и множеством народа, со свечами, кадилами и пением, исполненные неизреченной радости и веселия, вышли к пристани навстречу честных мощей святого патриарха своего Никифора. Взяв святые останки его, они прежде всего понесли их в соборную церковь святой Софии, откуда святой Никифор был изгнан. Это перенесение святых мощей происходило в тринадцатый день месяца марта 1925 , – в тот самый день, когда святой Никифор был изгнан зловерным царем из царского города. Когда день преклонился к вечеру, в церкви святой Софии, над честными мощами, было совершено всенощное бдение, а утром из церкви святой Софии они были перенесены в храм святых Апостолов и там положены с благоговением. С этого времени и постановили чтить память исповедника Христова Никифора во славу Христа Бога нашего со Отцом и Сыном и Святым Духом славимого. Аминь. 1920 Проконнис – один из островов Мраморного моря; в настоящее время этот остров называется «Мармара». Этот остров служил местом ссылки для многих исповедников во время иконоборческих смут. 1921 Святой Никифор сначала был сановник при дворе императрицы Ирины и в мирском чине со славою защищал почитание икон на VII вселенском соборе; в царствование императора Никифора, в 806 году, был возведен на патриаршеский престол и правил Церковью 9 лет, по истечении которых и был сослан на остров Проконнио. Скончался в 828 году 2 июня, до самой смерти не преставая свидетельствовать своими писаниями истину против иконоборцев. Память его празднуется 2 июня 1922 Император Лев Армянин царствовал с 813 по 820 гг., Михаил Валвос (Косноязычный) царствовал с 820 по 829 г.; Феофил царствовал с 829 по 842 г. Император Михаил III (с 842 по 867 г.) вступил на престол 4-х лет, а потому государством до 855 года управляла мать его, святая царица Феодора 1924 Святой Мефодий за свою ревность к иконопочитанию при Михаиле Валвосе был ввержен в темницу. Преемник Михаилов Феофил приказал бить его по щекам: челюсть его была разбита до того, что безобразный шрам, как печать мученичества, остался на всю жизнь на его лице. Для прикрытия его Мефодий, будучи патриархом, разрезал концы клобука и обвязывал ими челюсть. Из уважения к исповеднику все иноки с того времени стали носить клобук с разрезами. Затем Феофил сослал его на остров, где заключил в душной подземной пещере с двумя разбойниками. Императрица Феодора возвела его на патриарший престол и с его помощью восстановила иконопочитание. Сей святитель пас Церковь Божию 4 года и с лишком 3 месяца; скончался в 847 году 14 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

—95— димому, не было такого времени, когда бы он в своей апостольской деятельности оставался один, без этих своих помощников!... Многие места Посланий св. Ап. Павла дышать необыкновенно сильною и горячею любовью его к своим сотрудникам 852 , которых он большею частью именует не иначе, как возлюбленными (γαπητο). При продолжительных разлуках с ними св. Павел сильно скорбит духом. 853 При отправлении их в другие церкви он обыкновенно просить тамошних братий как можно лучше принять их и оказывать им сердечное благорасположение. 854 Деятельность таких лиц состояла главным образом в помощи Апостолу, в сотрудничестве ему в апостольской деятельности. Поэтому и сам св. Павел, а равно и св. Лука обыкновенно называют их συνεργο 855 ν Χρι- —96— στ ησο 856 , – ν Χριστ 857 , – ες τν βασιλεαν 858 , – ν τ εαγγελ το Χριστο 859 , δικονοι (διακονοντες, δικονος , ) 860 τος γοις 861 , – ν Κυρ 862 , – το Χριστο 863 , – το Θεο 864 , σνδουλοι 865 , συνκδημοι 866 , περτης 867 , πρστασις 868 , κοινωνς 869 , σστρατιτης 870 , σζυγος γνσιος 871 . За неимением более ποдробных сведений о деятельности этих сподвижников Апостола, трудно определить ее более полным и точным образом. О некоторых из них известно, что они несли благовестнические труды почти наравне с самим Апостолом: так же, как он, проповедовали, терпели за проповедь преследования и т.п. 872 Другие не столько сами участвовали в проповеди, сколько помогали Апостолу скорее в житейских делах, которые, если б он сам их исполнял, требуя для себя много времени, могли бы препятствовать успеху его апостольской деятельности 873 , а именно: писали под его диктование послания 874 , доставляли эти послания в те церкви, которым они предназна- (Продолжение следует). Протоколы [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1891 год//Богословский вестник 1892. Т. 2. 4. С. 259–274, (5-я пагин.) —259— приходилось касаться, и вообще не свободен от натяжек, произвольных сближений и недосмотров; в статье же о диалогах эти недостатки выступают в особенно ярком свете. Достаточно было сравнить одну терминологию в учении о святой Троице диалогов и подлинно-алоллинариевых произведений, чтобы во всей ясности увидеть невозможность приписать их этому деятелю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потому и я говорю и не перестану говорить, что те, которые не подражают страстям Христовым чрез покаяние и послушание и которые не сделаются причастниками смерти Его... такие не удостоятся быть причастными и духовного о Нем воскресения, не сподобятся приять Духа Святого...» (Там же. С. 354–357, passim.) 840 Это надо различать: одно дело иметь благодать Св. Духа, а другое – самого Св. Духа. Как получивший царский подарок может, однако, никогда не увидеть в своем доме самого царя – и всякий понимает, конечно, здесь великую разницу, – так и здесь. И опять: как не все получают и подарки от царя, но только заслужившие его благоволение, так и не все крестившиеся имеют благодать Св. Духа, но только смиренные и кающиеся, хотя бы они были и грешниками. Поэтому нельзя сказать, что в грешнике живет Дух Святой, хотя он и получил при крещении Его дары. Спасающиеся же грешники охраняются благодатью Св. Духа. Самого же Всецаря – Св. Духа – удостаиваются иметь одни святые, очистившиеся от грехов и страстей. Немного об этом см.: преп. Варсонофий Великий, преп. Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. С. 280. Вопрос-ответ 417. 855 Преп. Симеон Новый Богослов . Божественные гимны. С. 222. Мудрствующим же инако, т. е. «тем, кто понимает, что существо Божие может быть приобщаемо (людям)», соборами против варлаамитов была вынесена анафема трижды. См.: Троицкий С. Афонская смута/Прибавления к Церковным Ведомостям. 1913. 20. С. 893. 863 Примеры см. в: «Основы» Отдел III. Гл. 9. § 1. О целомудрии (из жизни св. Андрея, Христа ради юродивого, Симеона блаженного и других). 865 Знаменитый отец Египетский. Про него рассказываются чудные вещи: Достопамятные сказания. СПб., 1871. С. 142 и след. «Колов» (от греческого κολοβος – «малый, короткий») – потому что он был низкого роста. 866 «Сосуд» разумеется душевный, т. е. «душа твоя», отсюда следует, что и слова твои (ибо, как сказал Господь, от избытка сердца уста глаголют: Мф. 12, 34 ) ядовиты, и потому-де ты только губишь своими советами окружающих, – хотел сказать тот монах. 867 Т. е. на самом деле я еще хуже, чем ты думаешь, – таков смысл ответа аввы Иоанна, показывающий всю глубину его кротости и смирения. 868 Как многие, например, находясь наедине, ходят у себя по комнате, жестикулируют, мысленно говорят речи, отпускают остроты, принимая за них комплименты (от бесов, конечно), представляя себе, как будто они находятся в большом собрании, среди знакомых, в гостиной и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

832 Решительное поражение при Булгарофиге (Булгарофигоне) в Восточной Фракии болгарский царь Симеон нанес византийцам в 896 г. Византийское правительство, эаключив после этого мир, взяло на себя обязательство платить болгарам ежегодную дань (см.: Цанкова-Петкова Г. Първата война между България и Византия при цар Симеон възстановязането на българската търговия с Цариград//Известия на Института за история. – 1968. – Т. 20. – С. 188; Златарски В. Н. История на Българската държава през средните векове: В 3 т. – София, 1972. – Т. 1. – С. 30; Ангелов Д. История на Византия 867–1204. – София, 1974. – Ч. 2. – С. 62; Kazdan A. A. Boulgarophygon//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 1. – P. 317). 833 Это же сообщение повторено в хрониках «семьи Симеона Логофета » (The phanes Continuatus. Ioannes Cameniata. Symeon Magister. Georgius Monachus/Rec. I. Bekkerus. – Bonnae, 1838. – P. 702 (§ 7), 855 (§ 17). H. M. Богданова, ссылаясь на те же источники, пишет об убийстве «Иоанна (Иона) – сына херсонского стратига», кото- рое она без обьяснения датирует 891 г. (Богданоа H. М. Херсон в X–XV вв. Проблемы истории византийского города//Причерноморье в средние века. – M., 1991. – С. 117. Само происшествие исследовательница трактует как восстание и рассматривает его как пример проявления «...недовольства горожан политикой центральной администрации именно в отношении Херсона». Х.-Ф. Байер заметил, что событие произошло при поражении византийцев от болгар у Булгарофига, но безосновательно посчитал стратига Симеона «человеком не из Херсона», навязанным «местной хазарской знати» (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 353). 834 Каппадокия – старинное название обширной области в центре и на востоке Малой Азии. Была преобразована в фему около 863 г. Ее центр – кастрон Кесария (совр. Кейсери) – укрепленный город и мощная военная база на восточной границе Византии. 835 Поскольку в рассказе фигурирует Зоя, с которой открыто сожительствовал Лев VI, но еще живой названа законная супруга василевса, благочестивая Феофано, событие предшествовало 10/11 ноябрю 895 или 896 г., когда она скончалась (Kurtz Ed. Zwei griechische Texte uber die Hl. Theopano, die Gemahlin Kaisers Leo VI//Записки имп. АН. – 1898. – Серия VIII, историко-филол. отд. – Т. 3. – Вып. 2. – S. 1–24; Мефодий. Житие св. Феофано/Изд. Хр. Лопарев//ВВ. – 1910. – Т. 17. – С. 91–98; Kazdan А. А. Theophano, empress//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 3. – P. 2064).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весь промежуток времени от 855 до 864 гг. Моравия представляет неприятельский стан по отношению к Немцам, куда стекаются все недовольные немецким правительством; во всех интригах и волнениях даже королевского семейства замешано имя Ростислава. Тем не менее Моравия причислялась к церковному округу пасовского епископа, и немецкое духовенство должно было здесь иметь численное превосходство перед проповедниками других наций. Еще могли, при взаимных уступках, ужиться в одной стране немецкие и латинские проповедники: но всегда возникали вражда, раздражительность и низкая клевета, если сталкивались на одном поприще греческие и латинские или немецкие проповедники. Во взаимной вражде по церковным делам уже тогда выражалась разность культур – западной и восточной, – неодинаковость целей, преследуемых греческою и римскою церковью. Пасовское духовенство не могло равнодушно смотреть, как Мораване, оставляя прежних проповедников без дела и доходов, толпами шли в церкви, 167 где раздавались песнопения и молитвы на родном им языке: оно указываю Константину на незаконность употребления им славянского языка в богослужении, утверждая, что только на еврейском, греческом и римском прилично и законно славить Бога. Константину приходилось опровергать эти доводы и, при всех затруднениях, продолжать начатое дело. 168 Сначала столкновения были местные, так сказать, домашние, потом они перешли в вопрос о правах римской и греческой церкви на проповедь христианства в Моравии. Святые братья были простые проповедники, они не имели высшего духовного сана и не могли употребить никакого оружия, кроме слова, против своих соперников; с своей стороны пасовский епископ должен был принять решительные меры против греческих проповедников. При таких обстоятельствах в 867 году папа Николай I приглашает к себе Константина и Мефодия. 169 После трехлетней слишком проповеди по разным местам Моравии, 170 св. братья предпринимают путешествие в Рим. Они взяли с собой лучших учеников, приготовленных для занятия церковных должностей, перевод священных книг и мощи св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Мит (гр.) – древнонародно предание за произхода и за света, за богове и герои. Митарства – извън речника: Православното учение за митарствата. Митология (гр.) – приказна, баснословна история за произхода на света, за обясняване на природни и исторически събития, за богове и герои; наука за митовете, която разглежда техния произход, значение и развитие. Митраизъм – култ кьм ечическия бог Митра, който имал широко разпространение в Римската империя и съперничел на християнството през първите векове. Митрополит (от гр. митрополия – голям областен град, т.е град майка) – епископ, който е избран или назначен да управлява дадена църковна област, именувана митрополия. Всички митрополитив БПЦ съставят Светия синод в пълен състав, а четирима от тях, избрани за по четири години, образуват постоянно присъствие или намаления състав на Св. Синод. Михаил III – византийски император, управлявал от 842 до 867 година. Син на императора-иконоборец Теофил (царувал 829–842). Встъпил на престола четиригодишен и затова до 855 г. управлявала майка му, св. царица Теодора. С възкачването им на престола в 842 г. бил свикан Константинополския събор: почитането на светите икони било възстановено, те били внесени в Божиите църкви и всички свети мъже, пострадали за иконопочитанието били върнати от заточение с големи почести. В памет на Възстановяването на иконопочитанието Църквата е установила установен особен «Чин на Православието», извършван и днес в първия неделен ден на светата Четиридесетница. Извън речника: Иконоборчество. Многобожие – виж политеизъм. Мойсеев закон – закон, даден от Мойсей на еврейския народ, който регулирал цялостния му живот (личен, семеен, обществен). Виж Старозаветен Закон. Извън речника: Св. пр. Моисей. Синайското законодателство. Мойсеево петокнижие (Тора) – сборно име на първите пет книги от Библията: Битие, Изход, Левит, Числа и Второзаконие. Извън речника: Мойсеевото петокнижие. Молитва – православна практика, в която човекът-творението общува с Бог-Творецът на всичко видимо и невидимо. В молитва християнинът възнася сърцето и ума си към Бог и прославените от Него – светиите Му. Освен със свободни благодарения, прошения и възхвала, православните християни се молят и с думите на светиите, защото четенето на техните молитви свързва човека със създателите им – псалмопевците и подвижниците. То помага молещият се да добие духовна нагласа, близка до техните въжделения и сърдечни пориви. За това, че е нужно да се молим и с чужди думи, ни е дал пример Сам Господ Иисус Христос. Неговите молитвени възгласи по време на Кръстните му страдания са стихове от псалмите ( Пс. 21:2; 30:6 ). Повечето от църковните песни в общото богослужение са по своята същност молитви, виж икос, канон и др. Виж също заамвонна молитва, молитвено правило, молитвослов, Господня молитва, Иисусова молитва, Молитва на св. Ефрем Сирин , умна молитва, молебен, лития, светилен, отпуст, панихида. Извън речника: Православен молитвослов, Нашата надежда.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Среди богатого духовного наследия одного из величайших отцов Церкви –Константинопольского патриарха Фотия (858–867, 877–886) особое место занимает его обширное послание к Армянскому католикосу Захарии I (855–876), сохранившееся лишь в переводе на армянский. Послание было частично переведено на русский язык академиком Н.Я. Марром в 1892 году. Ниже представляем несколько отрывков из послания к католикосу Захарии, не переведенных на русский язык, в которых святитель Фотий освещает аспекты спасительного домостроительства Бога Сына, воплотившегося и вочеловечившегося «нас ради человек и нашего ради спасения». Продолжая святоотеческую традицию, патриарх Фотий представляет домостроительство Нового Адама как исправление первого Адама: одновременно будучи вневременным Богом и подчиненным времени истинным Человеком, Новый Адам, непостижимым образом прорываясь через время и отождествляясь с ветхим Адамом, исправляет все его промахи (по-гречески «амартия» – «грех»), таким образом доводя человеческое естеество к цели его бытия – к обожению. Распятие. Византийская икона XIII в. Монастырь св. Екатерины, Синай Мы же веруем, что Рожденный от Отца Бог Слово прежде всех веков единосущен Отцу и сславим с Духом; «через Которого (Отец) и веки сотворил» (Евр. 1: 2)… Сей (Бог Слово) волей Отца и благоволением Святого Духа в конце времен (божественным) естеством преклонился из отеческого лона… родился Сын в Вифлееме Иудейском, в граде Давидовом, славным образом вочеловечившись превыше мыслей и слов (человеческих), как человек (рожденный) от Жены и Сам же как Бог – от Пресвятой Девы. Обвитый пеленами, Он оказался под властью времени, но (одновременно как) Вневременный вместе с Отцом и Святым Духом был покрыт неприступным светом. Предвозвещенный звездою, принял поклонение от волхвов. (Бог) Слово возлег в хлеве бессловесных, но (как Бог) вместе с Отцом восседал на престоле. Сын Давидов носился в объятиях Девы, но словом (Своим) содержал всю тварь. По естеству плоти Он был питаем Родительницей, но и раздавал благие дары роду человеческому.

http://pravoslavie.ru/113416.html

97 Монофизиты осуждали каноническое послание св. Льва папы римского к св. Флавиану, между прочим, за то, что, приводя в нем извлечение из символа веры , папа писал верую в Бога Отца и во Иисуса Христа, по-римски без слова единого. Защищая послание папы, Вигилий писал на это обвинение, между прочим. «Нечего упрекать за слова, когда смысл остается неизменен и когда сверх того такое чтение в исповедании веры согласно с изречением Господа Иисуса Христа, сказавшего веруйте в Бога и в Мя веруйте (Иоанн. 14:1). Не сказал Он во единого Бога Отца и во единого Меня Самого; потому что кто же не знает, что един Бог Отец и един Иисус Христос, Сын Его»! Contra Eutychetem lib 4, cap 1, – Max Biblioth patrum Lugdunensis tom 8, pag 730. 98 Usserii De romanae ecclesiae symbolo apostolico vetere aliisque fidei formulis in prima catechesi et baptismo proponi solitis Diatriba, edit Oxonii 1660 anno, pag 3 et sequ. Соответственный этому греческому чтению латинский текст древнего римского символа, поуказанию Уссерия, встречается в конце не менее древней греколатинской рукописи Деяний Апостольских, хранящейся в публичной библиотеке Оксфордской Академии Ibidem. 102 Edit Pamelii Oxon , Baluz., Lips epist 70, num 2; edit Paris epist 69; Mings Patrolog. Curs Compl tom 3, Concilium Carthag sub Cypriano quintum, col 1040. 106 Rufini Apolog. in Hieronymum lib 1, num 4–14, ibidem col 544–551; Apologiae ad Anastasium num 4, ibidem col 625. 107 Credo in Deo Patre omnipotenti invisibili et impassibili Et in Christo Iesu unico Filio Ejus, Domino nostro Et in Spiritu Sancto. Дале же, как обыкновенно, идет винительный падеж sanctam ecclesiam, remissionem etc. 108 S Nicetae episcopi Aquileiensis, Explanatio symboli ad competentes, num 2–10 edit Migne Patrolog Curs Compl tom 52 col 867–871. 110 Вальх (pag 55 et 56), а за ним и Ган (pag 38–40) указывает, что подлинные тексты этих обеих форм древнего римского символа, употреблявшиеся в аквилейской церкви при епископе Лупе в 855 году первый издал Ioannus Franc Bernardus Maria de Rubeis вопервых, in Dissertationibus, – prima de Rufina, et altera de vetustis limurgicis aliisque sacris ritibus, qui vigebant olim in aliquibus Forojuliensis provinciae ecclesiis, edit. Venet 1754 an pag 242, 243 et 249, – за тем опять в своих Dissertationibus variae eruditionis, edit Venet 1762, pag 18 et 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/d...

972 Восписание и сказание предписанное о похвал святаго; и зд мало нчто имат к похвал святому... многогрешным Иоанном, Русина родом. – В заглавии данного сочинения царевич Иоанн Иоаннович (28.03.1554–19.11.1581), старший сын Ивана IV Васильевича Грозного, указывает на очередность создания Похвального слова: оно было им написано после Жития Антония Сийского. Временную очередность создания царевичем Иоанном Иоанновичем сочинений, посвященных Антонию Сийскому, отражает и структура рукописи РНБ, ОСРК, 0.1.22: Служба Антонию Сийскому (л. 2–72), Житие Антония Сийского (л. 73–369), Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (л. 369–385 об.) и «Исповедание» (л. 385 об.–391). 977 ...Херсуни... и глаголется и Корсунь... – Корсунь – древнерусское название греческой колонии Херсонес в Крыму, где крестился князь Владимир. 978 ...Михаилом митрополитом... – Согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым киевским митрополитом был Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Эта традиция пошла от так называемого церковного устава Владимира I, восходящего к XII–XIII вв., по которому Михаил являлся современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что в свою очередь породило мнение, что Михаил являлся тем епископом, который был послан патриархом Фотием на Русь в 867 г. В действительности же имя этого епископа в источниках не называется. 979 ...Олга! – великая княгиня Ольга (ум. в 969 г.), приняла крещение согласно летописным источникам в 855 г. См. наст, изд., т. 12, с. 324–377 (Житие великой княгини Ольги в составе Степенной книги). 981 ...предле Радонеж... в пустынь пожывый святый Сергий авва... – Создатель и игумен подмосковного Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря Сергий Радонежский (1321/1322–25 сентября 1391/1392). См. наст. изд., т. 6, с. 254–411 (Житие Сергия Радонежского). 982 ...весь Обжора... поживе блаженный Павел! – Павел Обнорский (1317–1429), уроженец г. Москвы, основатель Троицкого Комельского, или по имени своего основателя – Павло-Обнорского, монастыря, находящегося на юге Вологодской области. Согласно некоторым источникам, св. Павел провел в Обнорской пустыни последние 40 лет своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины " проходили пред градом, простирая свои мечи " . Император Михаил III (842-867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. " Город едва не был поднят на копье " , - говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего - святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива. После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда - храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля. Вскоре, в октябре - ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора " любви и мира " . В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии. Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Продолжатель византийской " Хроники Феофана " говорит, что " посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено " . Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена была православная миссия. Незадолго до того (в 855 г.) святым равноапостольным Кириллом Философом († 869; память 14 февраля и 11 мая) изобретена была славянская азбука и переведено Евангелие. Естественно было направить с миссией в Киев именно святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия († 885; память 6 апреля и 11 мая), с переведенными славянскими книгами. Так и поступил святитель Фотий , учеником которого был святой Кирилл. Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у князя Аскольда.

http://patriarchia.ru/db/text/910060.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010