Для чего, когда нам уготовано Царство Небесное и неизреченные блага, для чего мы увлекаемся страстью к богатству и временное, часто и до вечера у нас не остающееся, предпочитаем нескончаемому и вечному? И что может быть хуже этого безумия, когда, через привязанность к временным благам, мы и будущих лишаемся, да и настоящими не можем беспорочно наслаждаться?» 888 . Помилуй, Боже, помилуй мя. Едом Исав наречеся, крайняго ради женонеистовнаго смешения: невоздержанием бо присно разжигаемь и сластьми оскверняемь, Едом именовася, еже глаголется разжжение души любогреховныя Едомом был назван Исав из-за крайней своей женопохотливости: всегда разжигаемый невоздержанием и оскверняемый страстями любовными, Едомом именовался, что значит – распаление любогреховной души. Так понимает преподобный Андрей прозвище «Едом», которое получил невоздержанный Исав. Бытописатель повествует: «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом» ( Быт. 25, 30 ). Толкователи поясняют: от вида того кушанья, которого он так ненасытно и жадно хотел 889 и в «небрежной рассеянности» 890 потребил (как передает ход его мыслей святой Златоуст: «что мне пользы от первенства, когда угрожает мне смерть, если не приму пищи?» 891 ), – Исав получает прозвание «Едом, то есть красный» 892 . Но святой Андрей толкует иначе: Едом, говорит он, означает разжжение души любогреховныя – распаление души, любящей грех . И связывает преподобный это прозвание Исавово не с тем, что он «родился в красной рубашке», и не с тем, что он «уже от рождения был предрасположен к кровопролитию» 893 , а с тем, что был Исав невоздержанием присно разжигаемь и сластьми оскверняемь, и от того-то, то есть – из-за крайняго женонеистовнаго смешения, – и получил свое прозвание, которое стало потом этнонимом – словом для обозначения целого народа, произошедшего от потомства Исава (идумеи). Писание дает весомые доказательства в пользу такого толкования: «И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке, – читаем мы в книге Бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Дорога в Вефиль 888 подымается по извилистому дефиле, называемому ныне Вади Сувейнит. По этому дефиле и теперь есть еще деревья – остатки дремучего леса, ныне уничтоженного, где водились дикие звери, которых было много в Палестине 889 . Здесь, в этом лесистом дефиле происходит событие, которое подало повод ко многим сомнениям и толкованиям. В 4 Ц. II, 23 – 24 сказано, что когда Елисей шел по дороге, то малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый, иди, плешивый, «Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка». Так как это единственный случай в жизни кроткого и незлобивого Елисея, в котором проявилась строгость, именуемая многими жестокостью, то необходимо вникнуть в те причины, которые заставили Елисея поступить так с детьми. Из сопоставления мнений многих, писавших об этом событии, кажется можно вывести то заключение, которое мы здесь изложим, основываясь на соображении всех относящихся к этому вопросу событий. Во-первых надо вспомнить грозное значение пророка Илии – этой духовной огненной колесницы Израиля, – пред которым трепетало все царство Ахава и Иезавели, пред которым трепетали не только поклонники Ваала и Астарты, но и жрецы тельцов, которых чтили в особых капищах Вефиля и Дана. Весьма недавно, пред преложением Илии на небо, весьма вероятно ученик Илии – и во всяком случае действующий в духе Илии – пророк Михей (3 Ц. XXIII) постыдил ложных пророков культа тельца, указав им, что не Духом Господним пророчествуют они, а что они находятся под влиянием духа лживого. Все это конечно заставляло ненавидеть пророка Илию тех, которые были неверны Иегове, Господу Завета. Когда же разнеслась весть о том, что Илия исчез и нет его более на земле, то враги культа Бога истинного возликовали. Между тем среди Израиля вместе с таинственными рассказами о взятии Илии на небо разнеслась и другая весть, что «опочил дух Илии на Елисее» (4 Ц. И, 15). Ненависть к Илии естественно должна была перенестись на преемника Илии, на Елисея, и в особенности должна была она высказаться с особою силою среди жрецов и ложных пророков культа тельца, которые хотели говорить именем Иеговы, не имея на это права и вероятно сознавая, что единственный культ Иеговы, именем Которого Илия творил чудеса, есть культ Иерусалимский, а не их искаженный и отвергнутый Богом еще в пустыне культ.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И в самом деле, насколько можем мы понять, представить себе теперь это их блаженство, оно будет главным образом гармоническою полнотою высоко-духовных переживаний – во всей глубине, богатстве и многоразличиях, и во всех направлениях. Но ведь каждому, думается, ясно, что все это – совершенно недоступно тем крайним нечестивцам, о которых теперь идет у нас речь, прямо немыслимо в них. Это – даже не то, что красочный мир для слепого, хотя бы он и родился таким; ибо слепой и мог бы, и несомненно – хотел бы наслаждаться им, только бы открылись его очи: но здесь перед нами – самоослепленные, которые сами, сознательно и по доброй воле своей, изуродовали, вырвали у себя эти очи свои, всей душою своей «… возлюбили тьму, потому что дела их были злы» 887 . Тем более немыслима в них, доколе и по скольку они таковы, основа блаженства будущей жизни – радость жизни богообщения . Бог есть свет, грех есть тьма: где светло, где сияет солнце, там нет этой тьмы, она исчезает – более, нежели «… яко тает воск от лица огня», как и наоборот: раз есть где мрак, это значит – нет вовсе там света. – Так и в будущем веке, где нынешней бесцветности и пестроты не будет, a отдельными и обособленными сферами лягут светлое и темное, и как мы видели, ничто нечистое и скверное не войдет в новый град, что вместо солнца и звезд сияет славою Божиею и Ее Светильником – Христом 888 . И как нормально и естественно пшенице быть в житнице Господней, так естественно и нормально соломе и плевелам сожигаться огнем неугасимым 889 . Это отстранение, удаление от Господа особенно часто и сильно указывается в Евангелии, как сущность будущей судьбы нечестивцев. «Отступите от Мене вси делатели неправды» 890 . «Идите от Мене проклятии» (в противоположность – приидите ко Мне благословеннии) 891 , скажет им Судия. Если Невеста – Церковь Христова со всеми верными сынами ее станет тогда святым, новым Иерусалимом – «… скиниею Бога с человеками», где «Он будет обитать с ними» 892 , брачным чертогом Царского сына 893 , то их удел – тьма кромешная (вне сущая) «за городом» находящееся «точило гнева Божия». «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере горящем огнем и серою: это – смерть вторая» 894 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Иез. 34 :9. Посему, пастыри, выслушайте слово Господне: Иез. 34 :10. Так говорит Господь Бог: вот Я-на пастырей, и взыщу овец Моих от рук их, и удалю их, чтобы они не пасли 885 овец Моих, и не будут пасти их пастыри, и самих себя не будут пасти 886 , и исторгну овец Моих из челюстей их, и более не будут им в пищу. Иез. 34 :11. Посему так говорит Господь Бог 887 : вот Я взыщу овец Моих и осмотрю их. Иез. 34 :12. Как пастырь осматривает стадо свое, в день облачный и туманный, когда находится 888 среди разсеянных овец своих, так и Я взыщу овец Моих и удалю их из, всякого места, куда оне разсеялись в день облачный и туманный. Иез. 34 :13. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и введу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, и в долинах, и во всяком обитаемом месте земли. Иез. 34 :14. На хорошей пажити буду пасти их, на высокой горе Израилевой, и загоны их будут там, и будут лежать и покоиться там на хорошей пище, и на тучной пажити будут пастись на горах Израилевых. Иез. 34 :15. Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их, и узнают, что Я-Господь 889 . Иез. 34 :16. Так говорит Господь Бог: потерявшуюся отыщу и заблудшую возвращу, и израненную перевяжу, и ослабевшую подкреплю, и крепкую охраню 890 , и буду пасти их по правде. Иез. 34 :17. А о вас 891 , овцы Мои, так говорит Господь Бог: вот Я буду судить между овцою и овцою, и бараном и козлом. Иез. 34 :18. Недовольно-ли вам, что вы на хорошей пажити паслись, а остаток пажити вашей ногами своими топтали, устоявшуюся воду пили, а остаток (ея) мутили ногами своими? Иез. 34 :19. А овцы Мои питались потоптанным ногами вашими и возмущенную ногами вашими воду пили. Иез. 34 :20. Посему так говорит Господь Бог: вот Я буду судить между овцою сильною и между овцою слабою: Иез. 34 :21. Боками и плечами своими вы толкали, и рогами своими бодали, и всякое слабое (животное) отталкивали, пока вон не изгоняли их 892 . Иез. 34 :22. И Я спасу овец Моих, и не будут более расхищаемы, и буду судить между овцою и овцою 893 , и между овном и овном.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

«Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон» ( Ин. 18, 1 ). «И было к нему (Илии) слово Господне: пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить» ( 3Цар. 17, 2–4 ). После хлеба на вечери спешит Христос Спаситель наш к воде – к потоку: «Из потока на пути будет пить» ( Пс. 109, 7 ). Учители церковные, объясняя слова Давидовы: «Поток прошел бы над душею нашею» ( Пс. 123, 4 ), называют потоком гонения, скорби и беды. Вот через какой поток идет наш Господь – через гонения, через скорби: «Начал скорбеть и тосковать» ( Мф. 26, 37 )... Вот от какого «потока на пути будет пить, и потому вознесет главу» ( Пс. 109, 7 ), когда будет вознесен на Крест. Идет через поток скорбей, чтобы и нам оставить в нем Свои следы. «Пути в водах многих» – во многих скорбях, чтобы и мы путем многих скорбей шли за Ним к Небесному Царствию; чтобы поток бед прошла душа наша, то есть «воду непостоянную» гонений, преследований, нападений от мира, плоти и диавола. Бежит Давид от сына Авессалома через поток ( 2Цар. 15, 23 ) с плачем, со скорбью: преследует и здесь злобный Авессалом, а грешник – Отца своего, который породил его водою и духом. Идет и Господь через тот же поток со скорбью, говоря: «Объяли Меня муки смертные и потоки беззакония устрашили Меня» ( Пс. 17, 5 ), ибо из-за потоков беззаконий наших переходит Он поток страданий ( 103, 889–890 ). Но бывает ли у какого-нибудь человека столь тяжкое делание, столь скорбная работа, столь трудное дело, как у Того, Кто сделался Человеком ради человеколюбия, Кто явился на земле и жил среди людей. Кого Пилат показывает народу со словами: «се, Человек» ( Ин. 19, 5 ), – делание Господа нашего Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася, Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна», Который говорит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5, 17 )? Что же это? «Спасение содея посреде земли, Христе Боже, на Кресте Пречистыя Свои руце простер!» О, сколь трудное дело, сколь великое делание, сколь тяжкая работа, в которой и слезами, и кровавым потом, и самой кровию обливается Делатель! ( 103, 890–891 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Как оградить верующим себя от заблуждений? Апостол Павел дает один ответ: должно держаться преданного учения. Этот ответ одинаково проходит через все его послания. Солунян он убеждает твердо держаться Преданий 888 , удаляться от всякого… поступающего бесчинно (τκτως), а не по преданию, которое приняли от него (μ κατ τν παpδοσιν ν παpελβετε πα μν) ( 2Сол.3:6 ). [Он] хвалит коринфян за то, что они держат Предания, как он им передал (καθς παpεδωκα μν παpαδσεις κατχετε) ( 1Кор.11:2 ). Филиппийцев [он] убеждает исполнять то, чему они научились, что приняли, что слышали и выдели ( Флп.4:9 ) 889 . Римлян умоляет остерегаться производящих разделения и соблазны, вопреки учению (παp τν διδαχν), которому они научены ( Рим.16:17 ) 890 . А вот наиболее выразительное место из Послания к Галатам: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:8–9 ) 891 . Вполне понятно, что критерием иномыслия здесь можно считать не писание апостола, а только Предание в широком смысле слова. Это, очевидно, есть живое самосознание Церкви, обладательницы и хранительницы апостольской истины. Это Предание обязательно. Несогласие с ним – признак лживости. Так принцип Предания положительно установлен е в раннейших посланиях апостола Павла 892 . Но наиболее ясно и подробно учение о предании раскрыто апостолов Павлом в посланиях последнего периода его жизни, в посланиях пастырских. Знал святой апостол, что наступало время его отшествия; течение свое он скончал, уготовлялся ему венец правды (см. 2Тим.4:7 ) 893 . Прошел он с проповедью Евангелия от края до края земли, основал много Церквей. И когда на закате жизни своей окидывал он взором дело свое, невольно мысль его обращалась в будущее, и тревога закрадывалась в сердце апостола языков. Уже события жизни апостола убеждали его в том, что по смерти его настанут лютые времена: отступят многие от веры, внимая духах обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей ( 1Тим.4:1–2 ) 894 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Находясь в плену Вавилонском, вдали от родины и святого града Иерусалима, народ еврейский самой горечью своего заброшенного и рабского положения побуждаем был сожалеть о своей народности, дорожить ею и искать возвращения своих национальных прав. Когда же Евреи поселились опять на своей родине, то беспечное и свободное вступление в брачные союзы с иноплеменниками, не ограждаемое и не останавливаемое никаким внешним давлением, могло грозить величайшей опасностью для народности еврейской. Но могло выйти и другое, еще более опасное зло от смешанных браков, вытекавшее, впрочем, как прямое следствие из первого, – это потемнение и искажение истинной веры, а также умножение языческих пороков в среде народа Божия. « Не вступай с ними в родство, – заповедал Господь Израильтянам о ханаанских и других языческих народах, – дочери твоей нс отдавай за сына его, и дочери его нс бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя » 888 . Эта опасность языческой заразы для Евреев нисколько не исчезла и после плена Вавилонского; ибо, по любострастному характеру своему, языческая религия всегда была увлекающей приманкой для сластолюбивого и чувственного народа еврейского. Это-то, главным образом, и привело в ужас благочестивого Ездру. Только что народ еврейский успел оправиться от бедствий плена, бывшего наказанием за уклонение в язычество, как снова он становится на дорогу, ведущую к язычеству. Это могло угрожать конечной гибелью народу еврейскому. „ По малом времени наказания, нам даровано помилование, – восклицает Ездра в своей пламенной молитве к Богу. – Ибо мы остались уцелевшими до этого дня... Но не прогневаешься ли Ты на нас даже до истребления нас, так что не будет уцелевших, и не будет спасения » 889 . 10:17. …И окончили исследование о всех, которые взяли жен иноплеменных, к первому дню первого месяца… Как производилось исследование о лицах, взявших жен иноплеменных? На основании некоторых указаний, находящихся в самом Писании, можно догадываться, что для предварительного исследования об этом деле, для наведения справок и отобрания показаний, ездили по городам и селениям два нарочитых следователя (Ионафан и Яхзеия), которым дано было два помощника (Мешуллам и Шавфай, левит) 890 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

О суде перед Синедрионом вовсе не говорится. Точнее, иудейский суд представлен здесь очень кратко – как допрос у Анны, тестя Каиафы, и у самого Каиафы ( Ин. 18, 13–27 ). Ответы Иисуса – 20 Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего...; 23 если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? ( Ин. 18, 20. 23 ) и др. – звучат как спокойное свидетельство о Его собственной правде. Гораздо больше места уделено рассказу о суде перед римлянами ( Ин. 18, 28 – 19, 16 ). Именно здесь сосредоточен главный акцент истории суда. Внешне суд происходит над Иисусом, но на самом деле суд вершит Он Сам – как Царь, Чье Царство не от мира сего ( Ин.18, 36 ). Так исполняются Его же пророческие слова: Ныне суд миру сему ( Ин. 12, 31 ). Во время судебного процесса Пилат вынужден то выходить к иудеям, находящимся вне претории, «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин. 18, 28 ), то вновь входить внутрь для разговора с Иисусом. Это происходит семь раз, так что вся сцена оказывается четко поделена на семь эпизодов, из которых четвертый, центральный – «коронование» Иисуса терновым венцом и издевательское приветствие Его как царя ( Ин. 19, 2–3 ) 889 . Впрочем, все повествование о Страстях наполнено многозначительными деталями. Здесь уместно еще раз вспомнить, что Евангелие написано Иоанном много лет спустя после описываемых событий, так что оно предстает как рассказ, полный смысла, актуального для Церкви. Хитон – не сшитый, а сотканный целиком, символизирует то единство учеников как Церкви, о котором Христос говорил на Тайной Вечере (см. Ин. 17, 11. 21 ). Даже воины говорят: «не станем раздирать его» ( Ин. 19, 24 ), где «раздирать», по-гречески sxi/zw, на вербальном уровне напоминает о «схизме». «Совершилось!» из уст Иисуса на Кресте ( Ин. 19, 30 ) звучит как финал мировой истории, как завершение суда над миром. И, преклонив главу, предал дух, – эта странная для описания смерти фраза перекликается с тем, как на Тайной Вечери Иисус обещал послать Своим ученикам Другого Утешителя, Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Соломон был провозглашен наследником царского престола по ее просьбам. Мф.1:7 .  Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Соломон царствовал сорок лет (1015–975 гг. до Р.Х.). При нем был выстроен храм в Иерусалиме. Ровоам, или Реговоам, сын Соломона, царствовал в Иудее «только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных» ( 3Цар.12:17 ; 2Пар.10:17 ). Он вступил на царство в 41 год и царствовал в Иерусалиме 17 лет (975–957). После него на престол вступил сын его Авия и царствовал три года (957–955). После Авии воцарился сын его Аса (955–914). Мф.1:8 .  Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; После Асы воцарился Иосафат, или Иегосафат, сын его, 35 лет, и царствовал 25 лет (914–889). После Иосафата воцарился Иорам, 32 лет, и царствовал 8 лет (891–884). За Иорамом встречается у Матфея пропуск трех царей – Охозии, Иоаса и Амасии, царствовавших в общем с 884 по 810 год. Если этот пропуск сделан не случайно, по ошибке переписчика, а намеренно, то причину исключения из родословия трех названных царей следует искать в том, что евангелист считал их недостойными быть исчисленными в ряду наследников Давида и предков Иисуса Христа 1 . Мф.1:9 .  Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Правнук Иорама Озия (810–758) называется в Библии еще Азарией. После Озии воцарился Иофам, или Иоафам, сын его, 25 лет, и царствовал в Иерусалиме 16 лет (758–742). После Иоафама вступил на престол сын его, Ахаз, 20 лет от роду, и царствовал в Иерусалиме 16 лет (742–727). Мф.1:10 .  Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; После Ахаза воцарился Езекия, сын его и царствовал 29 лет (727–698). После Езекии вступил на престол сын его Манассия, 12 лет, и царствовал 50 лет (698–643). После Манассии воцарился сын его Аммон, или Амон (в Евангелии от Матфея, согласно некоторым рукописям, синайской, ватиканской и др., следует читать Амос, но в других, не менее авторитетных, но многочисленных рукописях – Амон), 22 лет, и царствовал два года (643–641). Мф.1:11 .  Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу , пришел в Листры 887 , где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе на апостольское служение и сделал его своим постоянным спутником во всех трудах и сослужителем о Господе. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву ( Деян. 16:3 ), – не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника. Вышедши из Листр, святой апостол Павел проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие Божие и всех просвещая светом благочестия. За ним, как звезда за солнцем, воссиявшим от третьего неба, следовал Божественный Тимофей 888 , воспринимая немерцающий свет благочестия учение благовествования Христова и научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святой апостол Павел свидетельствует: «ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях» ( 2Тим. 3:10, 11 ). Так святой Тимофей почерпнул все добродетели от сосуда избранного, апостола Павла, и воспринял от него, ради Христа, апостольскую нищету. Не приобретая себе никаких богатств, ни золота, ни серебра, ни каких-либо других вещественных благ, он переходил с места на место, возвещая Евангелие Царствия Божия. Он усвоил обычай воздавать добром за зло; укоряемый – он благословлял, гонимый – терпел, поносимый – радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою, будучи истинным подражателем своему учителю. Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и, наконец, – епископом 889 , хотя он был и молод годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010