Poeci kršanstva u Hrvata//Crkva u svijetu. Split, 1976. Sv. 11. N 3. S. 206; подробнее см.: Strika Z. «Catalogus episcoporum ecclesiae Nonensis» zadarskog kanonika Ivana A. Gurata//Radovi Zavoda za povijesne znanosti Hrvatske akademije znanosti i umjetnosti u Zadru. 2007. Sv. 49. S. 91-92). Высказывалось мнение, что послание Н. было ответом на просьбу кн. Домагоя, к-рый добивался от папы Римского церковной автономии для хорватов. Получив отказ, князь тем не менее организовал избрание «епископа хорватов» ( Vlasto. 1970. P. 193-194). Однако др. исследователи полагают, что кафедра в Нине существовала со времен Римской империи ( Strika Z. Poetci i razvoj ninske Crkve do dolaska franakih misionara u hrvatske krajeve//Radovi Zavoda za povijesne znanosti Hrvatske akademije znanosti i umjetnosti u Zadru. 2011. Sv. 53. S. 1-47). Больше сведений о Нинской кафедре и о Церкви в Хорватском княжестве содержится в посланиях папы Иоанна VIII (см.: Codex diplomaticus. Zagrabiae, 1967. Vol. 1. P. 8-19). В частности, Иоанн VIII утверждал, что епископы Нина обычно принимали рукоположение от папы Римского (MGH. Epp. T. 8. P. 153). В 20-х гг. X в. из-за отказа епископа Нинского подчиняться архиепископу Сплита вспыхнул конфликт, приведший в 928 г. к упразднению кафедры по распоряжению папы Льва VI . Н. принял деятельное участие в организации проповеди христианства среди болгар в годы правления кн. Бориса (852-889). Желая принять крещение, Борис сначала обратился к восточнофранк. кор. Людовику Немецкому, затем - к визант. имп. Михаилу III. В 863 г. Людовик и Борис выступили против великоморавского кн. Ростислава. По свидетельству Гинкмара Реймсского, в 864 г. «каган болгар» пообещал Людовику принять крещение (Annales Bertiniani. 1883. P. 72; Annales Fuldenses. 1891. P. 56). В 864 г. послы Людовика Немецкого сообщили Н., что «король болгар» намеревался заключить союз с франк. королем и стать христианином; многие его подданные уже приняли крещение (Ep. 26). Однако под давлением византийцев Борис был вынужден отказаться от союза с франками.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Правда, на Юге Италии, в Кампании, в городе Беневенто есть древний Софийский храм, строительство которого относят к правлению лонгобардского князя Арехиса II во второй половине VIII века . Но дело в том, что Юг Апеннинского полуострова до завоевания его лонгобардами находился под протекторатом Константинополя, там служили по греческому чину. И вполне вероятно, что Софийский храм в Беневенто, в центральной конструкции которого присутствуют явные мотивы Софии Константинопольской, создавался христианами Юга Апеннин по греческому чину, тем более что в итальянских описания храма встречается указание на то, что князь Арехис II около 760 года храм возобновил или обновил, то есть сам храм был выстроен гораздо раньше, возможно в VI веке, когда возводился и Константинопольский храм. Санта-София Беневенто. В расчищенной кладке разных эпох видны греческие плинфы, да коринфские капители колонн указывают на восточную традицию Седьмой храм построили в Македонии, в Охриде во времена первого Болгарского Царства между 852–889 годами. Восьмой Софийский храм был заложен в Киеве при Святом Благоверном Великом Князе Ярославе Владимировиче Мудром в 1037 году на месте битвы с печенегами. Однако некоторые исследователи считают, что ещё в середине Х века в Киеве была небольшая домовая церковь во имя Божественной Премудрости при дворе Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги. Немецкий хронист Титмар Мерзебурский упоминает под 1017/1018 годами действующий Софийский монастырь, который мог разместиться в бывшем Дворце Святой Княгини Ольги. София Киевская. Рисунок Абрахама Ван Всестерфельда 1651 года Почти одновременно с Киевским Софийским на родине Матери Великого Князя Ярослава — Княгини Рогнеди-Гориславы Рогволодовны в Полоцке в конце 1030-х годов начали также строить Софийский Собор, его строительство было завершено в 1060-х годах. В 1045–1050 годах Великий Князь Ярослав вместе со Своей Супругой Ингигердой-Ириной создал Велико-Новгородский Софийский храм . И хотя Полоцкий храм начал строиться раньше Новгородского, его строительство затянулось до 1060-х годов. По нашему счету, Полоцкий и Велико-Новгородский Софийские соборы делят между собой на равных девятую и десятую очередь в мipe.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/10/...

Что же касается учеников св. Мефодия, то их ждала новая нива, где их труды принесли обильные плоды. В 864 г. болгарский князь Борис (правил с 852 по 889 г.) принял крещение, после чего был крещен и весь болгарский народ. При этом стоял вопрос, чью высшую церковную власть признает Болгария – Римского Папы или Константинопольского Патриарха. Дело тогда дошло даже до временного разрыва молитвенного общения между Константинополем и Римом. Но в конце концов князь Борис признал высшую церковную власть над своей страной Константинопольского Патриарха. При этом встал вопрос о просвещении новокрещенного народа. Поэтому, узнав об изгнании учеников св. Мефодия из Моравии, Борис с радостью принял их в своем княжестве. Наиболее видные среди них – святые Климент, Наум, Савва, Горазд -и Ангеларий – стали подлинными просветителями болгар, а через древнеболгарскую церковную книжность и всего православного славянства. Особенно плодотворно на просветительской ниве потрудился святой Климент , занявший вскоре по прибытии в 886 г. кафедру епископа города Охрида (ныне в Республике Македонии) (ум. 916). Им была основана школа, насчитывавшая небывалое по тем временам число учеников – порядка трех тысяч. Это способствовало быстрому распространению славянской книжности в Болгарии и появлению своих церковных писателей. При этом сам св. Климент оставил после себя немало поучений, в которых он выступает как умелый подражатель лучшим образцам греческой святоотеческой проповеди. Вероятно, он также является составителем житий святых Кирилла и Мефодия. Высшего своего расцвета славянская книжность в Болгарии достигла в правление князя Симеона (с 893 по 927 г.), которое называют «золотым веком» славянской книжности. Благодаря трудам болгарских книжников этого времени до нас дошли переводы книг Священного Писания, богослужебных последований и другой церковной литературы, выполненные святыми Кириллом и Мефодием и их ближайшими учениками. При этом некоторые из них получили новую редакцию. Также в это время было осуществлено немало новых переводов – главным образом творений греческих Отцов Церкви и житий святых. Стали появляться и произведения древнеболгарских церковных писателей, ориентированные на греческие образцы и представлявшие собой толкования Священного Писания («Учительное Евангелие» Константина, епископа Преславского; «Шестоднев» Иоанна Экзарха), церковные поучения, исторические сказания и службы различным святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Болг. князь св. Борис I (852-889), пытаясь использовать противоречия в отношениях К-польского Патриархата и Римского престола, Византийской империи и Восточнофранкского королевства, начал переговоры с Людовиком Немецким о необходимости прислать епископа для крещения болгар, в то время как в Вел. Моравии осуществлялась визант. миссия равноапостольных Кирилла и Мефодия. В ответ на это визант. имп. Михаил III выступил против кн. Бориса (864). Борис принял крещение от визант. духовенства и разрешил деятельность греч. миссионеров в Болгарии. Однако, не видя усилий по организации Церкви в Болгарии, он обратился к Римскому папе Николаю I с просьбой прислать лат. епископов. Вскоре к Борису прибыл папский легат Формоз, еп. Порто. Тем временем на К-польскую кафедру вернулся патриарх Игнатий, заинтересованный в продолжении болгарской миссии, и переговоры кн. Бориса с Папским престолом были прерваны. В начале понтификата И. попытался возобновить переписку с болг. князем и поставил перед имп. Василием I вопрос о возвращении Болгарии в юрисдикцию Папского престола. Самое раннее из сохранившихся посланий И. Борису датировано 16 апр. 878 г. Папа сообщал, что рад обращению болгар в христианство, однако предупреждал, что тесные отношения с византийцами могут стать причиной появления ересей и расколов. Только послушание Римскому престолу может, по мнению папы, гарантировать чистоту веры в Болгарии; Римские епископы всегда оставались православными и заботились об искоренении ереси на Востоке (Ep. 108). Похожие послания И. отправил различным влиятельным лицам в Болгарии. Особое послание было адресовано проповедовавшим там визант. клирикам. В этом послании, а также в посланиях, отправленных в нач. 879 г. патриарху Игнатию, папа в резких выражениях потребовал отозвать визант. клириков из Болгарии (Ep. 112-114). После возвращения К-польской кафедры Фотию И. добился согласия участников Собора 879-880 гг. на восстановление папской юрисдикции в Болгарии. В мае 879 г. папа отправил в Болгарию 3 послания, требуя признать юрисдикцию Рима (Ep. 217-219). Перемены в Хорватии, где кн. Бранимир, сменивший визант. ставленника Здеслава, восстановил общение с Папским престолом, дали И. повод в июне 879 г. вновь написать Борису. Папа напомнил князю, что лат. миссионеры способствовали разрешению ряда церковных и гос. проблем в Болгарии. Переписка папы с кн. Борисом продолжалась до кончины И., однако переговоры не принесли результатов. Готовность патриарха Фотия пойти на уступки князю способствовала тому, что Борис выбрал провизант. ориентацию.

http://pravenc.ru/text/469686.html

Как примирить употребление клятвы в каноническом делопроизводстве с категорическим ее запрещением в правилах Св. Василия об инокинях. (Кормч. 62 гл.). Стр. 761–774. Н. Высоцкий. Аскетизм и монашество. Стр. 775–809. Врач С. Апраксин. Одна из мнимых причин отделения сектантов от церкви православной. Стр. 810–832. М. Кальнев. Православно-русское дело в Холмской Руси. О так называемом униатском упорстве и о средствах борьбы с ним. Желательная постановка борьбы с упорством. Стр. 833–842. М. Кобрин. Церковь Христова и временно без епископа быть не может. (Замечания на книгу Ивана Усова – “ Церковь Христова временно без епископа” – миссионеров: священника С. Шалкинского и К. Картушина). Стр. 843–849. Из миссионерских запросов. Стр. 850–852.С. А–мов, С.-Петерб. епарх. мисс. Н. Булгаков. Из записок и дневников. Голос Сельского пастыря о народном образовании. Стр. 853–876. Свящ. М. Платонов. Беседа с молоканами о св. Причащении. Стр. 877–885. Д. Боголюбов. Раскольничий иерей в роли обличителя своей паствы. Стр. 886–888. Свящ. С. Шалкинский. Из миссионерской полемики. Беседа со штундо-баптистами о признаках истинной Церкви Христовой. Стр. 889– 899. Д. Грацианский. Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. А. В. Круглов. Запросы духа. Размышления православного мирянина. Спб. 1903 г. Стр. 900–904. Иеромонах Александр. Свящ. А. Советов. Миссионерские проповеди в обличения хлыстовского лжеучения. Спб. 1903 г. Стр. 905–906. Иером. Александр. Свящ. Д. Александров. Критический разбор раскольнического сочинения Усова:”О Миропомазании священнослужителей, присоеидняемых от ереси второго чина”. Спб. 1904 г. Стр. 906–910. Свящ. С. Шлеев, Хроника. Миссионерство, секты и раскол. Расколосектантство и православная миссия. Стр. 911–920. Свящ. М. Лисицын. Корреспонденция “Миссионерского Обозрения”, известия и заметки. Плоды сектантства. Стр. 921–924. Свящ. Иустин Шиманский, Томск. епарх. мисс. свящ. Павлин Смирнов. Наши “Гамалиилы”. (По поводу газетных рассуждений о “веротерпимости”). Стр. 925–936. Н. Гринякин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В дар Папе Адриану II Кирилл и Мефодий преподнесли мощи святителя Климента Римского, которые в свое время обрели в Херсонесе, а затем привезли с собой в Моравию. Понтифик с большим почетом встретил солунских братьев, приняв под свою защиту богослужение на славянском языке. Видимым знаком этого благословения стало возложение Папой славянских богослужебных книг на святой Престол с. 125]. Папа рукоположил Мефодия в священника, а его учеников – в пресвитеры и диаконы. В это же время слабый здоровьем Кирилл скончался, приняв перед смертью схиму. По благословению Папы Кирилл был погребен в Риме в храме святителя Климента с. 91-92]. После смерти Кирилла Папа Адриан II рукоположил Мефодия в сан архиепископа, сделав его своим легатом в Моравии и Паннонии с. 140]. Вернувшись в Моравию, Мефодий с учениками развернул бурную деятельность по распространению славянского богослужения и письменности и переводам священных и богословских текстов. Эти славянские переводы с греческого оригинала отличает тщательная обработка и тонкое авторское филологические чутье, одновременно свидетельствующее о глубоком знании богословской и литургической терминологии. Поистине, просветителями славян совместно с их учениками был проделан огромный труд, давший толчок и положивший начало интенсивному распространению богослужебного языка и книжной литературы среди славян. Кончина святого Мефодия в 885 году, захват Моравии венграми в 905 году и возвращение в регион немецкого духовенства сделали продолжение успешной миссии среди славян на этих землях невозможным. Четверо из изгнанных из Моравии учеников святого Мефодия – Климент, Наум, Савва и Ангелларий поселились в Болгарии, где князь Борис (852-889) оказал им всемерную помощь и поддержку с. 161]. А когда при царе Симеоне (893-927) Болгария достигла наивысшего политического могущества и культурного расцвета, дело святых апостолов славян продолжила целая плеяда выдающихся деятелей славянского просвещения. Это – Иоанн экзарх Болгарский, Климент Охридский, Наум Охридский, черноризец Храбр, Константин Преславский и Григорий Мних с. 16]. Последователи солунских братьев сами много переводили, писали собственные труды и обучали славянскому письму учеников. Рукописные сборники, составленные болгарскими переводчиками, составили сокровищницу святоотеческой богословской мысли и в большом количестве распространились среди славянских народов. Первой такой книгой стал составленный в Преславле по указанию царя Симеона с. 16-17] сборник, куда вошли труды двадцати христианских византийских писателей.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/01/cerkov...

Despite repeated harassment by the German clergy, Methodius continued to promote Church life in the Slavonic language in Moravia for twelve more years, until his death in 885. Then Sventopulk moved fiercely against Methodius’s many disciples. Most of them were arrested, exiled, or even sold into slavery. Some of them, including a number of exceptionally talented missionaries, escaped into Bulgaria. Led by their leader, Saint Khan Boris (r. 852–889), the Bulgarians had embraced the Christian Faith in 865 at the hands of Greek clergy from Byzantium. The Bulgarian Christians were delighted when Methodius’s disciples entered their land, bringing the services in Slavonic, which they much more readily understood than Greek. In 893, the Bulgarians officially adopted Slavonic as the official language of both their Church and State. Saints Clement and Naum did outstanding missionary work among the Bulgarians. Most likely it was another of Saint Methodius’s disciples, Constantine of Preslav, who developed a second alphabet for the Slavonic language, based on letters mostly adapted from the Greek alphabet, making it more readily accessible than the Glagolitic alphabet. Constantine named his alphabet Cyrillic in honor of St Cyril, and it is this alphabet which continues to this day to serve the nations of Bulgaria, Serbia, Russia, Ukraine, and Byelorussia, as well as the Czech, Slovak, and Polish Orthodox Christians. The Papacy In alliance with Charlemagne and his successors, the Roman popes managed to extend their authority in Western Europe. By the middle of the ninth century, Pope Nicholas I (r. 858–867) succeeded in gaining direct control over the entire Western Church by suppressing the local metropolitans and making all bishops in the West directly subject to the Roman see. In this effort, he made use of the False Decretals, documents that were later decisively proved to be forgeries, which claimed that Emperor Constantine the Great in the fourth century had given extensive powers and privileges to the Bishop of Rome. It was claimed that these powers included having governmental control over large territories in central Italy which later came to be called the Papal States. This particular forgery was the so-called Donation of Constantine. Saint Photius, Patriarch of Constantinople

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

820–821. Две книги Измарагдов, письменные в полдесть. 822. Книга Измарагд письменный, в четверть. 823–824. Две книги Златоструи, письменные в десть, одна Соборная. 825. Книга Иоанна Лествичника письменная в десть, Селиверстовская. 826. Книга Лествица в десть, бумага малая Аникеевская. 827. Книга Лествица с Дорофеем Селиверстовская письменная, в десть. 828. Книга Лествица Соборная письменная, в десть. 829. Книга Лествица в ней же Иоасафа Царевича житие письменное, в полдесть. 830. Книга Лествица с Дорофеем, письменная, в полдесть. 831. Книга Лествица с Петром Дамаскиным , письменная, в полдесть. 832–844. Тринадцать книг Лествиц, письменные в полдесть. 845–850. Пять книг Лествиц толковые письменные в полдесть. 851–852. Две книги Лествицы толковые в четверть. 853–856. Четыре книги Исака Сирина, письменные в десть; одна в них книга бумага малая. 857–867. Одиннадцать книг Исака Сирина, в полдесть. 868–869. Две книги в четверть, в начале от Исака Сирина, одна в коже. 870. Книга Патерик Скитский с Дорофеем, в полдесть, Соборный. 871–877. 7 книг Патериков письменных, в полдесть. 878–888. 11 книг Патериков письменных, в полдесть. 889. Книга Григория Синаита , в четверть. 890. Книга Григория Синаита с Петром Дамаскиным , да с Семионом Новым Богословом, письменная, в полдесть. 891. Книга Григория Синаита с Семионом Новым Богословом, в полдесть. 892. Книга Григория Синаита с Дорофеем, письменная, в полдесть. 893. Книга Семиона Нового Богослова с Федором Едесским, да с Петром Дамаскиным , в полдесть, Соборная. 894–895. Две книги Симеона Нового Богослова письменная, в полдесть, Соборная. 896. Книга Симеона Нового Богослова с Григорием Синаитом , письменная, в полдесть. 897–898. Две книги Симеона Нового Богослова , письменные, в четверть. 899. Книга святого Селивестра о Святой Троице, письменная, в полдесть, 900. Книга о Святом Духе, письменная, в полдесть, ветха. 901. Книга о шести днях, письменная, в полдесть. 902. Книга Феодора Студита, Селивестровская, в десть, в затылке. 903. Книга Феодора Студита, поучение с приписми, в десть, с жуки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Обострение отношений между Константинополем и Римом совпало по времени с расширением миссионерской деятельности христианских Церквей в славянских землях. После того как в 860 году киевские князья Аскольд и Дир совершили поход на Константинополь (об этом походе рассказывается в «Повести временных лет»), Византия предприняла дипломатические усилия для налаживания отношений с северными соседями. В 861 году в Хазарию направилась миссия в составе двух братьев, Константина и Мефодия , которые владели славянским языком и переводили на этот язык Священное Писание . В 863 году моравский князь Ростислав обратился к императору Михаилу III u nampuapxy Фотию с просьбой прислать в Моравию миссионеров: выбор опять пал на Константина и Мефодия. В моравских землях они продолжали переводческую деятельность. Около 864 года чешский князь Боривой и его жена Людмила приняли крещение от святого Мефодия. К 60-м годам относится крещение болгарского царя Бориса I (852–889). Получив христианство от Византии, Борис стремился, однако, создать в своей стране автокефальную Церковь . Большое содействие Борису в деле христианизации болгарского народа оказали ученики святого Мефодия – святые Климент, Наум и Горазд. В середине 60-x годов IX века греческий епископ был отправлен на Русь. Неизвестно, как долго просуществовала на Руси первая епископская кафедра. По-видимому, плоды «первого крещения Руси», описанного Фотием, были уничтожены при князе Олеге (после 911 года). Впрочем, когда в 944 году, при князе Игоре, между Византией и Русью был заключен договор, среди русских купцов и княжеской дружины уже были христиане, а в Киеве имелась «соборная церковь » во имя пророка Илии. Вдова князя Игоря, княгиня Ольга, в середине X века приняла христианство в Константинополе в царствование императора Константина VII Багрянородного. Как и болгарский царь Борис почти за сто лет до этого, Ольга обратилась с просьбой о присылке епископов и священников не в Константинополь, а в Рим. В 987 году в Византии произошел мятеж, поднятый двумя полководцами – Вардой Фокой и Вардой Склиром, которые надеялись, придя к власти, поделить между собой империю. У императора Василия II не хватало собственных сил на подавление мятежа, и он отправил посольство в Киев к князю Владимиру с просьбой о помощи. Владимир дал согласие с условием, что он получит в жены сестру императора Анну. В 988 году в Византию отправилось шеститысячное русское войско, которое в начале 989 года помогло Василию II усмирить мятеж. Однако, поскольку император задерживал отправление Анны на Русь, Владимир захватил Корсунь. Туда и была отправлена Анна для бракосочетания с Владимиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Основан в 927 г. В XIV в. после разрушения лавиной восстановлен феодалом Хреле, имя которого носит монастырская башня «Хрелева кула», знаменитая своими фресками XIV в. В период турецкого господства разрушался и сжигался трижды. Архитектурный комплекс в современном его виде, с многоярусными келейными корпусами, расцвеченными чередующимися полосами красной и белой кладки, восстановлен в 1834-37 гг. на пожертвования. В соборной церкви Рождества Пресв. Богородицы выставлена икона Одигитрии XII в. Библиотека насчитывает 16 тысяч томов, включая рукописи с X в. Отстояли вечерню. Служат в Болгарии на современном болгарском. Поют, как и в Румынии, то многоголосно, а то на греческий манер. Из сонма наиболее почитаемых в Болгарии святых в России хорошо известны и св. равноап. Кирилл (869) и Мефодий (885) , создатели славянской письменности, переводчики Св. Писания и богослужебных книг. 11 мая, в день их памяти, Болгария отмечает День Славянской письменности. Школу, организованную Кириллом и Мефодием, поддерживал царь Борис (852-889) и его сын Симеон (893-927). Он поощрял деятельность и учеников основателей школы — Климента (916) и Наума (910) Охридских. Ими были выполнены переводы святоотеческих (Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Василия Великого, Кирилла Александрийского), юридических («Законы судного людям»), богослужебных текстов; начали создаваться первые оригинальные произведения. Этим первым болгарским филологам в Софии посвящена специальная филологическая церковь Седьмочисленных святых – Кирилла и Мефодия и их учеников – Климента, Наума, Горазда, Саввы, Ангелария. Рукописная коллекция из монастыря вмч. Екатерины на Синае, отснятая на микрофильмы и в таком виде хранящаяся в Болгарской Академии наук, меня потрясла в первый же день находкой куска греческой служебной Минеи X-XI вв., хранящейся в Публичке в Питере. Визу в Грузию в Софии я получить не смогла по причине отсутствия там грузинского консульства, и мне пришлось возвращаться в Москву. Для исторических справок (курсивом) использованы материалы книги К.Е. Скурата " История Поместных Церквей. " Том.1. - М., 1994. 13 августа 2001 г. Рейтинг: 9 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/39688.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010