С первых дней существования на Афоне монашества святогорские обители отличались необычайным гостеприимством в отношении каждого, кто приходил туда для иноческого подвига. Никого здесь не спрашивали о происхождении. На рубеже X–XI веков святогорские обители насчитывали многие сотни монахов самых разных национальностей. Конечно, греки были все же в большинстве, однако немало было грузин, армян, итальянцев и представителей других народов. Среди учеников преп. Афанасия Афонского многие были иберы (грузины); поблизости от Великой Лавры подвизались монахи из Амальфи, обустроившие свою собственную обитель. Можно предположить, что в числе последователей преподобного были и балканские славяне, тем более что они упоминаются в Житии преп. Афанасия. Сам факт славянского присутствия на Святой Горе в X веке не вызывает сомнений. Одно из ярких свидетельств этого – судебный акт Иверского монастыря (982), древнейший датированный памятник, в котором встречаются глаголические буквы (подпись попа Георгия). Еще ранее, в 960 году, император Роман издает буллу, где упоминает 40 освобожденных от податей париков (зависимых крестьян) монастыря Иоанна Колова, которые происходили из числа «славяно-болгар». Как отмечает В. А. Мошин, «некоторые из числа этих болгарских поселенцев могли стать монахами на Афоне, а можно предполагать, что отдельные болгары могли появиться на Афоне и раньше, в эпоху завоеваний Симеона Великого во Фракии и Македонии традиция, записанная в так называемом сводном зографском хрисовуле, утверждает, что основатели болгарского монастыря на Афоне братья Моисей, Аарон и Иоанн Селина пришли на Святую Гору во время императора Льва Мудрого (886–912) и основали Зографскую обитель». Болгария, после некоторых колебаний между Римом и Византией, официально приняла христианство по восточному обряду при князе Борисе (852–889), и ее правители стали носить титул князя, а затем царя. Князь Борис крестился около 864 г., получив имя Михаила – в честь сына византийской императрицы Феодоры. Вероятно, тогда же он крестил свою дружину и бояр. Несомненно, христианство начало распространяться среди болгар задолго до этого. Крещение болгарского народа и правителя совпало с просветительной деятельностью свв. Кирилла и Мефодия, первоучителей славянства.

http://pravoslavie.ru/82528.html

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 8. Болгарская Православная Церковь 8.1. Краткий очерк истории Болгарского Патриархата 8.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Болгарии Христианство на территории современной Болгарии начало распространяться очень рано. Согласно преданию, в Варне (древний Одесс) первым епископом был ученик апостола Павла Амплий. Церковный историк Евсевий сообщает, что во II в. здесь уже имелись епископские кафедры в городах Дебелт и Анхиал. Епископ Сардики (будущая София) Протогон был участником I Вселенского собора (325 г.), а впоследствии в Сардике состоялся Поместный собор, принявший важные для древней Церкви канонические правила. В конце IV и в начале V в.в. христианство на Балканском полуострове распространял миссионер св. Никита Ремесьянский. Славянское, а затем болгарское нашествие на Балканы в VI–VII в.в. подорвало основы церковной жизни в этой местности. Однако впоследствии через пленников-византийцев и собственных воинов-наемников, служивших в византийской армии и императорской гвардии, христианство стало постепенно распространяться среди местного населения. Во второй половине VII в. в восточной части Балкан образовалось Болгарское царство. Создателем новой державы был пришедший с северных берегов Черного моря воинственный народ тюркского племени – болгары. Покорив живших на Балканском полуострове славян, болгары с течением времени совершенно смешались с местным населением. Два народа – болгары и славяне – слились в один, получив от первого имя, а от второго язык. В 863 г. святое крещение от византийского епископа принимает болгарский царь Борис-Михаил (852–889), а 865 г. становится годом массового крещения болгар по византийскому обряду. Первоначально князь Борис пытался лавировать между Римом и Константинополем, пытаясь получить церковную автокефалию, однако в 870 г. на Поместном соборе в Константинополе вопрос о принадлежности Болгарской Церкви к Вселенскому Патриархату был решен окончательно, а сама Церковь во главе с архиепископом Иосифом, рукоположенным в этот сан Константинопольским Патриархом Игнатием, получила права автономии. Страна была разделена на несколько епархий, которые с расширением границ Болгарского государства постепенно возрастали в количественном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Имя годы Ранний период Апостол Пётр Игнатий I 68–104 104—126 Корнилий 127—151 Ирон II 151—169 Феофил 169—188 Максимин 188—192 Серапион 192—212 Асклипиад 212—220 Филипп 220—232 232—240 Вавила 240—252 252—255 Димитрий 256—262 Амфилохий 262—266 Павел I Самосатский 267—270 270—273 273—277 Кирилл I 277—279 Тиранн 299—308 Виталий 308—314 Филогоний Св. 314—324 Павлин I 324 и 332 Евстафий 324—331 С 331 по 358 антипатриархи-ариане Евлавий 332—333 Евфроний 333—334 Плакентий 334—341 Стефан I 341—345 Леонтий 345—356 Евдоксий 357—358 Схизма 360—392 Мелетий I 360—381 Евзой — арианин 360—376 Павел II 362—388 Виталий II Дорофей I (наследник Евозия) 376—380 Первая Византийская эра 395—637 Флавиан I (наследник Милетия) 381—404 Евагрий (наследник Nabлa II) 388—392 Порфирий 404—408 Александр I 408—418 Феодот 418—427 Иоанн I 427—443 Домн II 443—450 Максим 450—456 Василий 456—459 Акакий 459—461 Мартирий 461—465 Петр II Сукновал 465—466, 474—475 и 475 466—474 Иоанн II Кодонат 475 и 495—497 Стефан I Стефан II Калландион 481–484 Петр II Сукновал 482–488 Петр Белильник (или Кнафей) ок. 485 Палладий 488—498 Флавиан II 498—512 Севир Антиохийский 512—518 Павел II (III) 518—520 Евфрасий 521—527 526—545 Домн III 545—559 Анастасий I 559—570 и 593—598 Григорий I 570—593 Анастасий II 599—610 Григорий II 610—620 Македоний 620—628 и 639—649 Эра Халифата 637—750 (Омейяды с 661) вакантно 628—639 Георгий I 649—656 Макарий I 653—680 Феофан 680—687 Севастиан 687—690 Георгий II 690—695 Александр II 695—702 вакантно 702—742 Стефан IV 742—748 Эра Аббасидского халифата 750—969 Феофилакт 748—757 Федор I 757—797 Иоанн IV 797—810 810—826 Николай I 826—834 Симеон 834—840 840—852 Феодосий I 852—860 Николай II 860—878 Михаил I 878—889 Захария 890—901 Георгий III 902—917 917—937 вакантно 937—939 Евстафий 939—959 Христофор I 960—966 Вторая Византийская эра 969—1084 Федор II 966—976 Агапий 977—995 Иоанн V 995—1000 Николай III 1000—1002 Илия II 1003—1010 Георгий IV или Феодор III 1010—1015 Макарий II

http://azbyka.ru/shemy/hronologicheskij_...

В., названный при Крещении Василием, вскоре после 847 г. был рукоположен во иподиакона Евстратием, митр. Пессинунтским, учеником свт. Игнатия, Патриарха К-польского (Аморий, разрушенный арабами в 838, тогда еще не был восстановлен). Затем В. отправился к брату в К-поль и был рукоположен свт. Игнатием во диакона храма Св. Софии. Однако через нек-рое время покинул столицу, вероятно, в связи с низложением Игнатия и переходом патриаршего престола к свт. Фотию (858) и отправился в Рим через Болгарию. Там недобросовестный спутник продал В. в рабство, из к-рого тот освободился, по-видимому, через неск. лет благодаря сочувствию своего хозяина и др. новообращенных в христианство знатных болгар. Покинув Болгарию, В. отправился в Рим по Дунаю, но был схвачен пиратами, ограблен и оставлен в безлюдном месте. По молитве святого ангел вывел его обратно в пределы Болгарии, где В. познакомился с неким епископом, представившим его Борису-Михаилу, первому христ. правителю Болгарии (852-889). Вместе с этим епископом В. прибыл в Рим, где принял монашеский постриг от Евстратия (грека из Кизика), игум. мон-ря св. Кесария. В этом мон-ре В. в течение более чем 18 лет исполнял должности канонарха, экклесиарха и переписчика книг. Там же он был рукоположен во иерея. В Риме В. совершил неск. исцелений, а у «первого из римлян» (πρτος τν Ρωμαων, возможно, имеется в виду должностное лицо) по его молитве родился наследник, восприемником к-рого стал В. Затем В. под предлогом путешествия в Путеолы для поправки здоровья покинул Рим вместе с учениками Лукой, Симеоном и Иосифом и отплыл в К-поль. Здесь он был радушно принят игум. Студийского мон-ря Анатолием, к-рый представил его Патриарху К-польскому свт. Антонию II Кавлею (893-901) и имп. Льву VI Мудрому (886-912). Житие так описывает встречу В. с императором: оставленный стражниками ожидать аудиенции в специальном помещении дворца, В. заглянул в единственную открытую дверь и, увидев императора, занятого переписыванием книг, принял его за простого писца. В. спросил его, где же обитает император. Тот, восхищенный простосердечием святого, усадил его рядом с собой на подставку для ног и стал с ним беседовать. Когда же В. догадался, кто перед ним, Лев рассказал, что Христос за 3 года до того показал ему во сне облик старца.

http://pravenc.ru/text/155011.html

В рамках выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» состоялся международный семинар, посвященный равноапостольному царю Борису Болгарскому 2 ноября 2007 г. 22:51 2 октября в выставочном комплексе «Экспоцентр» прошел Международный научно-церковный семинар, посвященный деяниям равноапостольного царя Бориса Болгарского. 2 мая 2007 года исполнилось 1100 лет со дня преставления святого князя Болгарии Бориса (852-889), в крещении Михаила, крестителя болгар. Крещение Бориса-Михаила и болгарского народа в 865 году — одно из эпохальных событий в истории Православия, неразрывно связанное с просветительной миссией славянских Первоучителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Именно православная Болгария в лице князя Бориса приняла учеников святителя Мефодия, изгнанных из Моравии в 885 году. При преемниках князя Бориса трудами святых Климента Охридского, Константина Преславского и многих других в Болгарии утверждается и расцветает богослужение на славянском языке, возникает глубокий и многообразный мир переводной и оригинальной церковнославянской литературы. Равноапостольный подвиг святого Бориса-Михаила по своему значению выходит далеко за пределы болгарской истории и культуры. Православная Русь, приняв Святое Крещение более ста лет спустя после обращения Болгарии, смогла опереться в своем духовном делании на богатейшее наследие славянской книжности, которое сохранила и преумножила. Международный семинар, посвященный крестителю болгар равноапостольному царю Михаилу, прошел в рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства». В заседании приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк , Чрезвычайный и Полномочный Посол Болгарии в России Пламен Грозданов, председатель Научного совета Российской Академии наук «Роль религий в истории» доктор исторических наук А.В. Назаренко (Институт всеобщей истории РАН), заместитель председателя Императорского православного палестинского общества доктор исторических наук Н.Н. Лисовой (Институт российской истории РАН), И.С. Чичуров (Институт всеобщей истории РАН), М.И. Чернышева (институт русского языка РАН) и другие деятели науки.

http://patriarchia.ru/db/text/316350.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОРИС [греч. Βγωρις; в Крещении Михаил] (1-я пол. IX в.- 2.05.907), св. равноап. кн. (852-889), креститель Болгарии. Сын хана Пресиана. При Б. завершается славянизация правящего слоя болг. общества, для обозначения верховного правителя начинает употребляться слав. термин «князь» взамен тюрк. «каган», «хан». Дети Б. до Крещения имели, очевидно, двойные тюрк. и слав. имена, достоверно это известно в отношении его старшего сына кн. Владимира (Расате). Св. равноап. кн. Борис. Миниатюра из Учительного Евангелия. 2-я пол. XII в. (ГИМ. Син. 262. Л. 1 об) Св. равноап. кн. Борис. Миниатюра из Учительного Евангелия. 2-я пол. XII в. (ГИМ. Син. 262. Л. 1 об) После восшествия Б. на престол в 852 г. его послы подтвердили кор. Людовику Немецкому условия прежних договоров Болгарии с Восточнофранкским королевством, но уже через год болгары заключили антинем. союз с Вел. Моравией и Западнофранкским королевством Карла Лысого. Война с Восточнофранкским королевством была неудачной для Болгарии, не принес успеха и поход против союзных Людовику хорватов, к-рый завершился заключением мира и стабилизацией болгаро-хорват. отношений. В результате похода кор. Людовика на северо-западе Болгарии в 855 г. Б. был вынужден отказаться от союза с зап. франками и Вел. Моравией. Заключенный в 856 г. мир с Византией был невыгодным для Болгарии, и в 863 г. на стороне Восточнофранкского королевства Б. принял участие в войне против союзной К-полю Вел. Моравии. Под давлением визант. войск в 864 г. Б. заключил мирный договор с империей, условиями к-рого стал разрыв союза с немцами и Крещение страны во главе с ее правителем (см. статьи: Болгария , Болгарская Православная Церковь ). Согласно визант. хронике Продолжателя Феофана, решающее значение для Б. в выборе религии сыграло изображение Страшного Суда, написанное во дворце визант. мон. Мефодием, познакомившим Б. с основами христианства ( Theoph. Contin. P. 162-164). Не позднее XI в. появилось предание о том, что Б. принял Крещение от св. равноап. Мефодия . Оно нашло отражение в пространном Житии св. Климента Охридского , написанном архиеп. Охридским Феофилактом . Ок. 865 г. Б. вместе с семейством и представителями болг. знати тайно крестился ночью во дворце, приняв христ. имя своего крестного отца визант. имп. Михаила III . Массовое крещение болгар произошло, вероятно, в нач. осени 865 г. К-польский Патриарх Фотий обратился к новокрещенному Б. с пространным посланием, позднее переведенным на слав. язык, в к-ром наставляет его, как управлять страной, как относиться к приближенным и подданным, предписывает правила дворцового этикета, затрагивает вопросы об идейных корнях и философской сути христианства, сущности Св. Троицы, богословских спорах.

http://pravenc.ru/text/153131.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН († 899), прп. (пам. визант. 12 мая), основатель мон-ря Косиница (Козиница; совр. Икосифинисса, к югу от Драмы, Греция). Род. в Иерусалиме, юношей принял постриг в мон-ре св. Иоанна Предтечи на Иордане. Желая подражать древним подвижникам, Г. вел строгую аскетическую жизнь. В возрасте 30 лет ему явился во сне ангел и велел отправиться в Македонию и основать там мон-рь во имя Божией Матери. Г. находился в сомнении, но на следующую ночь видение повторилось. Ангел ударил Г. за нерадение и указал точное место, где должен быть построен новый мон-рь,- гору близ г. Христополь (совр. Кавала, Греция). Проснувшись, Г. обнаружил на теле побои, пошел к игумену и рассказал ему о видении. Тот благословил инока, и Г. отправился в путь. Он поселился на горе недалеко от Драмы и устроил в пещере ц. во имя Пресв. Богородицы. Это произошло в правление болг. князя Бориса (852-889). По словам Феофилакта, архиеп. Охридского, «в его время явился святой Герман в стране Болгарской» (PG. 126. Р. 201). Однако ангел повелел ему переселиться на гору Матикия и построить там большой мон-рь. При закладке фундамента Г. обрел 2 креста, от к-рых происходили исцеления. К отшельнику стали стекаться паломники. Собрав немного денег, Г. нанял строителей для возведения храма. По окончании строительства рабочие потребовали плату - 100 золотых монет, но у Г. было только 19. Они связали Г. и повели его в Драму. По дороге им встретились послы визант. императора Неофит и Николай, ехавшие к серб. князю. Они заплатили рабочим требуемую сумму и освободили Г. По исполнении своей миссии Неофит и Николай вернулись к преподобному и приняли монашеский постриг. Они построили келлии, посадили виноградники. Мон-рь стал процветающей обителью, слава о нем распространилась по всей округе. Перед смертью Г. собрал братию и заповедал им следовать нестяжательному житию. Житие Г. сохранилось в единственной рукописи XIV в. (Laurent. Plut. 59. Fol. 414-416). Судя по обилию топографических данных, житие написано одним из иноков мон-ря Косиница. По монастырскому преданию (возможно, этот рассказ содержался и в утраченной части Жития Г.), при жизни Г. в обители явилась нерукотворная икона Божией Матери: Ее образ проявился на одной из оставленных мастерами досок. Ист.: BHG, N 698; ActaSS. Mai. T. 3. P. ГИБИ. 1964. Т. 5. С. 102-106. Лит.: Лопарев Х. М. Греч. жития святых VIII и IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 479-487; Stiernon D. Germano, fondatore del monastero di Cosinizza//BiblSS. Vol. 6. Col. 240-243; Dujcev I. Germain de Kossinitza (14)//DHGE. T. 20. Col. 909. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164709.html

Por una parte, los llamados apóstoles de los eslavos, los hermanos san Cirilo y san Metodio , fueron a evangelizar Moravia, a petición del príncipe Rostislav, deseoso de abrazar el cristianismo. Frente a las presiones germánicas de Occidente, cuyos obispados vecinos (Salzburgo, Passau, etc.) pretendían evangelizar de acuerdo con la Iglesia latina, el príncipe moravo se volvió hacia Constantinopla; y los hermanos Cirilo y Metodio, enviados por el patriarca Focio el año 862, empezaron su magna obra, creando el alfabeto glagolítico y traduciendo al antiguo eslavo la Biblia y los libros litúrgicos. Dicha evangelización encontró enormes dificultades por parte de los vecinos latinos, que acusaron de herejía a Cirilo y Metodio, quienes tuvieron que defenderse ante los papas Adriano II (867–872) y Juan VIII (872–878). Cirilo murió en Roma (869), mientras que Metodio volvió a Moravia, donde murió el 885. Sus discípulos tuvieron que huir hacia Bulgaria, mientras los obispos latinos introducían el rito latino en Bohemia (el 973 fue creado el obispado de Praga). En Bulgaria, el príncipe Boris (852–889), después de fluctuaciones entre Bizancio y Roma, se dirigió al emperador bizantino Miguel III y él y su pueblo recibieron el bautismo (864) según el rito bizantino. Posteriormente los búlgaros recibieron a los discípulos de Cirilo y Metodio, huidos de Moravia. Pronto el príncipe Boris pretendió un reino y una Iglesia autocéfala, pero quedó bajo la jurisdicción de Constantinopla. Por el mismo tiempo Servia se convertía masivamente al cristianismo bajo Basilio I el Macedonio (867–886) y vivió, más aún que Bulgaria, los vaivenes y las disputas entre bizantinos y latinos, pero quedó bajo la órbita de Constantinopla. Aquí importa, para ver la evolución de la Iglesia Ortodoxa en general y sus relaciones con Roma, constatar cómo este forcejeo entre ambas sedes por llevar el evangelio tenía lugar tanto bajo el patriarcado de Ignacio como de Focio. No era cuestión de las personas, sino de los dos patriarcados principales de la cristiandad, Roma y Constantinopla. Pero en estas disputas se sacaron a relucir, criticándolas, algunas prácticas y costumbres propias de cada Iglesia, que nada tenían que ver con la fe. Así, por ejemplo, los latinos recriminaban a los bizantinos el que no ayunaran en sábado, que no usasen pan ázimo para la Eucaristía, se burlaban de sus barbas y les echaban en cara que los sacerdotes estuvieran casados. Los bizantinos reprochaban a los latinos que quisieran introducir en las tierras eslavas costumbres contrarias a las propias de siempre de la tradición bizantina.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

Кроме книг Священного Писания существовали тогда у нас на славянском языке и жития святых. Преподобный Нестор говорит о святом Борисе, что он, будучи исполнен благодати Божией, часто “взимаше книгы и чтяше житья и мучения святых”, а мних Иаков свидетельствует, что святой Борис пред своею кончиною воспоминал именно страдания святого Никиты, святого Вячеслава, князя чешского, и святой великомученицы Варвары, которые, следовательно, были ему известны 850 . О других книгах славянских, сохранившихся в списках XI в., скажем в следующем отделе нашей истории, потому что нельзя доказать, чтобы они относились к первой половине этого столетия, а не к последней. Здесь же ограничимся общим замечанием, что благочестивых книг тогда находилось у нас уже довольно. Ярослав, по словам летописца, собрал и списал “книгы многы”, так что из них составилась Киево-Софийская библиотека, и ими поучались не только князья или пастыри, но и вообще “вернии людье”. И пресвитер Иларион, который сам получил образование в то время, в одном из своих слов выразился: “Мы пишем не для незнающих, а для насыщающихся с избытком книжною мудростию” 851 . Вот каких людей можно уже было встречать тогда между русскими! Памятников духовного просвещения и учения, относящихся непосредственно к отечественной нашей Церкви того времени, сохранилось весьма мало. Но тем-то более они и драгоценны для нас и привлекают на себя наше внимание. Первую драгоценность представляет собою довольно обширный Символ веры , преподанный в пояснение и дополнение краткого Никео-Цареградского Символа великому князю Владимиру вдруг после крещения его в Херсоне. Этот Символ представляет собою буквальный перевод с небольшими по местам пропусками греческого исповедания веры, написанного Михаилом Синкеллом († ок. 835) 852 . И мы думаем, что Символ переведен точно для нашего князя крестившими его греками, а преподобным Нестором, который мог еще видеть перевод если не в первоначальном списке, то в копиях, внесен в летопись без всякой перемены. Ибо, во-первых, этот перевод очень неточен и показывает, что переводчики мало были знакомы с богословскою терминологиею на славянском языке и вовсе не знали, что исповедание Михаила Синкелла уже давно и с большею точностию переведено было на славянский язык для болгарского царя Симеона (889–927) в Сборнике, впоследствии переписанном для нашего великого князя Святослава 853 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

8. О мерах и способах духовнопросветительного действования миссии в борьбе с расколосектантством. Стр. 852–872. 9. Совещания и решения того-же Съезда о внешних мерах пресечения пропаганды лжеучений и других против веры и церкви преступлений расколосектантства. Стр. 872–889. 10. Совещания и решения Съезда: а) Об условиях вчинания судебных дел по преступлениям отпавших против веры и церкви и об экспертизе. б) Об усилении общецерковного моления о вразумлении отпавших. в) О будущем 4-м Миссионерском Съезде. Стр. 889–892. 11. Как возражают сектанты и что отвечают православные миссионеры. Недоуменный листок. (Из записок миссионера). Д. Боголюбова. Стр. 892–903. 12. Венчание «Кулугурского» благочинного (Из жизни раскола). М. В. Гневушева. Стр. 904–907. 13. Примерное распределение апологетического материала в курсе преподавания Закона Божия для одноклассных цер.-приходск. школ среди сектантского населения. Свящ. И. Ольшевского. Стр. 907–917. 14. Библиография: 1) 2) 3) 4) 5) 15. НОЯБРЬ, КНИГА 1 Психопатизм в среде заживо-замурованных насельников тираспольских скитов. Проф. университ. Св. Владимира Ив. А. Сикорского. Стр. 937–961. Значение успехов миссии Церкви для упрочнения государственного единства России. В. М. Скворцова. Стр. 962–974. Третий Всероссийский Миссионерский Съезд о правах и обязанностях миссионерской службы. Стр. 974–980. Армия спасения Гл. 2. Учение салютистов. прот. Ар. Рождественнского. Стр. 980–991. Донские толки в молоканстве и в штундизме. Препод. Таврич . Сем. А . Высотского. Стр. 921–1000. Притворный плач либеральной прессы и гонимые на св. Руси исповедники православия в расколосектантской среде. (Письма в редакцию). Э. Я. Стр. 1007–1020. В мире старообрядцев-раскольников. (Из дневника миссионеров). Пензен. Епархиальн. Мис. Свящ. К.Попова. Стр. 1021–1026. Как возражают сектанты и раскольники и что отвечают православные миссионеры. Киевские полемико-апологетические собеседования со штундистами. Киевско-городская штунда. Организация противосектантских собеседований. Пастырские миссионерские собрания. Первое собеседование. Ревнитель. Стр. 1027–1043.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010