На территории Болгарии, в те времена Римской империи, христианство стало распространяться рано, в апостольские времена. Однако крещение Болгарии и принятие христианства произошло в 865 г. в годы правления св. царя Бориса I (852-889, † 907, пам. 2 М.) после того, как византийские монахи нарисовали на стене его дворца картины страшного суда и адских мук. Сразу же после принятия христианской религии был поднят вопрос об автокефалии, которая частично в форме автономной архиепископии в верховной юрисдикции Константинопольской Патриархии была получена 4 марта 870 г. Этот день считается днем рождения Болгарской Церкви. С 919 г. провозглашена абсолютная автокефалия, а архиепископ признан патриархом. Решение вопроса о юридическом статусе Церкви привело ее в состояние нестабильности, потерям автокефалии и гонкам за ее восстановлением, расколам. В 1018-1019 гг. завоевавший Болгарию Василий Болгаробойца признал автокефалию, однако снизил ее ранг до архиепископии и стал назначать епископов из греков, хотя богослужение продолжалось в основном совершаться по-славянски. В результате восстания, организованного братьями Петром и Асенем в 1185-1186 гг.., с целью избавиться от двухвекового греческого засилья, было основано Второе Болгарское Царство (1187-1396) с столицей в Велико Тырново, где располагалась резиденция архиепископа. В 1235 г. по решению Константинопольской Патриархии архиепископия была повышена до статуса Тырновского Патриархата, просуществовавшего до 1393 г. – покорения Болгарии турками. Духовный центр переместился в Охрид, изнывавший под игом греков-фанариотов. После покорения в 1767 г. Балканского полуострова турками и он прекратил свое существование. Начались годы двойного греко-турецкого диктата, оставалась одна надежда на «деда Ивана – братский русский народ, который поможет освобождению болгарской земли». . София - Русская церковь и проспект Русский Когда идешь по центру Софии, то невольно погружаешься в историю русско-болгарских отношений: «проспект Царя Освободителя», «Русский бульвар», кафедральный собор Александра Невского...

http://pravoslavie.ru/39688.html

Во второй половине VII века в восточной части Балканского полуострова было образовано Болгарское государство. Его создатели - болгары - приходят из северных берегов Черного моря. Они завоевали огромные территории Балканского полуострова и с временем полностью ассимилировались местным славянским населением. Оба народа - болгары и славяне - соединяются в один народ, который взял себе имя от болгар, а язык от славян. Массовое крещение болгарского народа произошло лишь в 865 году во время правления князя Бориса Первого (852-889 г.) . Непосредственно после принятия христианства Святой князь Борис-Михаил принимает активные меры к провозглашению церковной автокефалии. Прежде всего он обращается с просьбой о даровании независимости своей Церкви в Константинопольский Патриархат, но там ему отказали на том основании, что Болгарская Церковь только что основана и ей, как еще молодой, необходимо пребывать под непосредственным руководством своей Матери-Церкви. Тогда князь Борис направляет такую же просьбу Римскому папе Николаю Первому. Переговоры с Римом тянутся около трех лет (в периоде 866-869 годах) и заканчиваются безрезультатно. Убедившись в том, что Рим не сможет дать желанную автокефалию Церкви, болгарский князь обращается снова в Константинополь, где в то время проходит Поместный Собор в храме " Премудрости Божией " (храм „Святой Софии " ). Введенные в собрание Отцов прибывшие послы св. Бориса говорят: " Незадолго до сегодняшнего дня мы были язычниками, и лишь в весьма недавнее время приобщились к благодати христианства. Чтобы теперь не согрешить в каком-либо пункте, мы желаем узнать от вас, местоблюстителей всех Патриархов, какой Церкви мы должны подчиняться? " Папские легаты незамедлительно отвечают, что болгары должны подчиняться Римской Церкви. Но болгарские послы не удовлетворяются этим ответом и требуют, чтобы легаты этот вопрос решили вместе с представителями Восточной Церкви. Тогда представители Восточных Патриархов спросили у болгар: " Кому же страна принадлежала в то время, когда вы ее заняли, и какие в ней были тогда священники: греческие или латинские? "

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/11/...

Шкандыба, бессрочно-каторжный, «дуйский чудак» – 68, 181, 461, 515, 708, 810 Шмидт И., поручик, спутник Чехова в путешествии по Сибири – 28, 29, 31, 34, 751, 771 Шмидт Федор Богданович (1832–1908), академик, ботаник, геолог, палеонтолог, участник экспедиции 1859-62 гг. по Амуру и Сахалину, автор известных Чехову работ – 41, 49, 378, 704, 801, 830, 889, 891 Шренк Леопольд Иванович (1830–1894), нач. экспедиции Академии наук на Амур и Сахалин в 1854-56 гг., автор известного Чехову исследования об инородцах Амурского края и этнографических карт – 143, 169, 170, 172, 176, 178, 215, 218, 219, 503, 504, 506, 510, 792, 805, 834, 840, 841, 842, 853, 855, 887, 892 Штеллинг Эдуард Васильевич (1850–1922), геофизик, директор Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории – 187, 192, 522, 845 Шубин М. Е., классный фельдшер в Большом Такоэ; его жена – Шубина Прасковья (1862–1890), женщина своб. состояния, отравилась борцом – 208, 540, 851 Шуликина Авдотья Антоновна (р. 1862), женщина свободного состояния в Александровске – 258, 591 Шустов Егор Иванович (р. 1822), поселенец сел. Александровское; его жена – Шустова Мария Михайловна (р. 1833) и их приемная дочь – Шустова Михалина (р. 1879) – 69, 412, 717, 811, 812 Шушков Григорий Семенович (р. 1847), хлебопек в Арковском Станке – 124 Щербак Александр Викторович (1848–1894), судовой врач Добровольного флота, сопровождавший каторжных на Сахалин, автор известных Чехову корреспонденций («Список», Имеются его письма Чехову (ГБЛ) – 184, 248, 518, 581, 608, 777, 803, 816, 821, 833, 843, 845, 846, 852, 854, 892 Э… в, морской офицер, друг М. Бестужева, нач. Адмиралтейства в Иркутске в 1832 г., автор известной Чехову статьи о ссыльнокаторжных в Охотске – 353, 354, 732, 839, 884, 893 Эриксон Иван Мартыныч, помощник капитана парохода «Байкал», швед, жена его – Бутакова Александра Арсентьевна, дочь начальника Тымовского округа – 44, 181, 802, 803 Эрисман Федор Федорович (1842–1915), профессор-гигиенист, автор известных Чехову трудов – 160, 297, 494, 713, 837, 870, 893

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

62–71, 313, 339– 46–49, 148–158, 162–196, 202–203, 50–57, 239, 247, 146–147, 263, 326– 159, 204– 327,334– (схолии 208, 268– 338. 390– других 270, 272– авторов 281, 283 72, 246, к стихам) 58–61, 256, 262, 73–74, 264–267, 160–161, Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 368, 546 [Dub.] 403–404 407–408 552–555 411–460 516–517, 4078/1– 4078/9 409, 518 522,558 Прп. Иперихий CPG Рус. пер. 5618 [=6072] Прокл Константнопольский CPG Рус. пер. «Лавсаик» Палладия CPG Рус. пер. 480 [отрывок] «Вопросоответы» прп. Анастасия Синаита CPG Рус. пер. 491 [отрывок] Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 248–409 596–641 96–197 411–476 644–680 200–208 480–521 683–689 208–220 524–533 692–693 221–240 94 537–593 696–796 PG 26 PG Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 12–145 813–820 1168–1169 145–321 837–976 1169–1179 321–468 978–980 1179–1181 468–524 984–1028 1185–1188 529–607 1029–1048 607–623 1049–1070 623–637 1072–1084 1264–1292 637–676 1085–1089 681–793 1093–1165 796–809 1165–1168 1436–1441 PG 27 PG Рус. пер. 60–545 1364–1389 1392–1404 PG 28 CPG Рус. пер. 1581–1592 Творения св. Василия Великого PG 29 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. nep 209–228 416–432 228–249 432–460 460–469 264–280 469–484 93–117 280–305 484–493 117–148 305–324 497–669, 148–164 324–349 672–768 164–188 349–388 188–208 388–416 PG 30 PG Рус. пер. 118–425 425–668 PG 31 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 164–184 472–481 869–881 185–197 484–489 881–888 197–217 489–508 889–901 217–237 508–525 905–1052 237–261 525–540 261–277 540–564 1080–1305 277–304 564–589 304–328 589–600 329–353 600–617 1321–1428 353–372 620–625 372–385 625–648 385–424 648–652 1705–1714 6 424–444 653–676 1713–1722 444–464 676–692 464–472 692–869 PG 32 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 68–217 664–1033 1092–1093 220–340 1033–1068 359, 360, 348–381 1068–1077 384–452 452–533 1084–1085 536–640 640–664 1088–1089 Творения св. Григория Богослова PG 35 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 396–401 828–832 1044–1064 408–513 832–841 1065–1080 517–525 844–849 1081–1128 532–664 852–856 1132–1152 664–720 857–909

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

     С первых дней существования на Афоне монашества святогорские обители отличались необычайным гостеприимством в отношении каждого, кто приходил туда для иноческого подвига. Никого здесь не спрашивали о происхождении. На рубеже X–XI веков святогорские обители насчитывали многие сотни монахов самых разных национальностей. Конечно, греки были все же в большинстве, однако немало было грузин, армян, итальянцев и представителей других народов. Среди учеников преп. Афанасия Афонского многие были иберы (грузины); поблизости от Великой Лавры подвизались монахи из Амальфи, обустроившие свою собственную обитель. Можно предположить, что в числе последователей преподобного были и балканские славяне, тем более что они упоминаются в Житии преп. Афанасия. Сам факт славянского присутствия на Святой Горе в X веке не вызывает сомнений. Одно из ярких свидетельств этого – судебный акт Иверского монастыря (982), древнейший датированный памятник, в котором встречаются глаголические буквы (подпись попа Георгия). Еще ранее, в 960 году, император Роман издает буллу, где упоминает 40 освобожденных от податей париков (зависимых крестьян) монастыря Иоанна Колова, которые происходили из числа «славяно-болгар». Как отмечает В. А. Мошин, «некоторые из числа этих болгарских поселенцев могли стать монахами на Афоне, а можно предполагать, что отдельные болгары могли появиться на Афоне и раньше, в эпоху завоеваний Симеона Великого во Фракии и Македонии традиция, записанная в так называемом сводном зографском хрисовуле, утверждает, что основатели болгарского монастыря на Афоне братья Моисей, Аарон и Иоанн Селина пришли на Святую Гору во время императора Льва Мудрого (886–912) и основали Зографскую обитель». Болгария, после некоторых колебаний между Римом и Византией, официально приняла христианство по восточному обряду при князе Борисе (852–889), и ее правители стали носить титул князя, а затем царя. Князь Борис крестился около 864 г., получив имя Михаила – в честь сына византийской императрицы Феодоры. Вероятно, тогда же он крестил свою дружину и бояр. Несомненно, христианство начало распространяться среди болгар задолго до этого. Крещение болгарского народа и правителя совпало с просветительной деятельностью свв. Кирилла и Мефодия, первоучителей славянства.

http://pravoslavie.ru/82528.html

Археологические находки в Струмице, как мы увидим, решитель­но подтверждают свидетельство Феофилакта о культе Пятнадцати мучеников в царствование Бориса; особую ценность имеют для нас фрески, поскольку они являются единственным средневековым изоб­ражением тивериопольских мучеников. Но вернемся к рассказу Феофилакта. Прочитав повествование о мученичестве, мы расстаемся с античным миром и, пропустив несколько столетий, попадаем и Средневековье. После того как – вероятно, в 580-х годах – «Тивериополь» разграбили авары – ни один другой источник об этом событии не упоминает, – столетием позже появились болгары, что и послужило Феофилакту отправной точкой Для второй части его повествования. Он, должно быть, использовал один или не­сколько славянских источников, весьма точных и достоверных, и до­полнил наши сведения о древней Болгарии в нескольких направлени­ях. Он пишет об обращении в христианство члена царского рода Энравоты, сына хана Омуртага. Правящие сословия Болгарии по-прежне­му придерживались язычества, и Энравоту, открыто исповедовавшего христианство, предал мученической смерти его брат, хан Маламир (831–836 гг.). Эта мученическая кончина возвращает Феофилакта к глазной теме. Он в ярких красках живописует крещение Бориса в 864 году византий­скими священниками и последовавшее за этим распространение хри­стианства в его царстве; таким образом. Феофилакт подготавливает читателя к рассказу о посмертной истории Пятнадцати мучеников. Со времени аварского нашествия могилы их, пишет Феофилакт, были заброшены и забыты. В царствование Бориса (852–889 гг.) начались чу­десные явления святых и исцеления, и тогда Борис, «всегда ревностный ко всему божественному», решил торжественно перезахоронить остан­ки свитых в церкви. Рассказ об извлечении и переносе мощей в Струмицу весьма любопытен; он еще раз подтверждает точность источни­ков, которыми пользовался Феофилакт. Извлечение останков из могил происходило при большом стечении знати, духовенства и простого народа. Когда сняли слой земли, «Случилось так, что увидели они сар­кофаги, покрытые тесаными мраморными плитами, на коих высечены были имя, очертания тела, род занятий, знание и выражение лица». Борис не стал хоронить мощи в Струмице, а велел перенести их в но­вую церковь , построенную им в окрестностях Брегалницы и посвящен­ную Пятнадцати мученикам. Феофилакт не приводит никаких причин, по которым могло быть принято такое решение, но нет сомнения, что это было сделано потому, что в Брегалнице находилась епископская кафедра. Останки мучеников, подготавливая к переносу, облачили в саваны и положили в деревянные гробы, мраморные же плиты поместили в некоем неназванном святилище епархии. Точное местонахож­дение Брегалницы неизвестно; по последним археологическим данным она располагалась в долине реки с тем же названием, вероятно, на месте античной Баргалы или поблизости от нее, примерно в тридцати милях западнее Струмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Notitia Tafel, 755–6. EUTHYMIUS ZIGABENUS, s. XII, 128–131. In Psalmos (Bongiovanni), 128, 41–1326. A Bongiovanni præfatio, 35–38. • P. Turchi ad Clementem VII, 39–40. In quatuor evangelia (Matthæi), 129: In Matthæum, 107–766. In Marcum, 765–852. In Lucam, 853–1102. In Joannem, 1105–1502. Chr.-Fr, Matthæi præfatio, 3–18 et 130, 9–14. R. Simon. Histoire critique tie» principaux commentateurs du N.-T.. 1693, с. 29, 17–28, gallice. Fabricius, Labbe, Ernesti, Noesseti judicio, 29–34. " J. Hentenii præfatio, 23–52. J. Hentenii lectiones variæ, 51–70. J. Millii examen cod. Barocc., 69–76. Chr.-Fr. Matthæi lectiones variæ utriusque cod. mosquensis, 75–106. R. Holmes notula de 2 codd. Barocc., 107 108. Panoplia dogmatica (editio tergobystensis cum supplementis Chr.-Fr. Matthæi et Sylburgii), 130, 19–1362. Prolegomena græce, 9–20. Expositio symboli (Matthæi), 131, 9–20. Disputatio de fide cum philosopho saraceno (M.), 19–38. Contra Massalianos, 39–43. Contra Phundagiatas, 47–58. Sermo de Zona SS. Deiparæ, latine (Surius), 1243–50. Migne monitum de editione, 128, 9–10. Fabricius-Harles notitia, 9–22. N. Fogginii not., 21–36. EUTYCHES hæreticus, s. V. Epistola ad Leonem papam, in Synodico, c. 222, 84, 854–6. Libellus (ibid), с. 223: 856. EUTYCHIUS ALEXANDR. patr. 940, 111. Annales lat, 907–1156. Præfatio Seldeni, 889–94; A. Echellensis, 893–906; monitum Migne, 893–4. Chronologiæ Eutychianæ parapegmata, 1155–70. Index topographicus, 1181–92. Index fluciorum et montium, 1193–4. Index personarum (classes X), 1193–1252. Index analyticus, 1171–82. EUTYCHIUS CP. patr., 552–65, 577–82; 86, II. Sermo de Paschate et SS. Eucharistia (M.), 2391–402. Epistola ad Vigilium papam (Mansi), 2401–6. Vita auctore Eustratio ex AA.SS., 2269–90. Notitia Mai, 2267–70. EVAGRIUS ANTIOCHENUS, s. IV. Interpretatio latina vitæ S. Antonii, 28, 836–76 (cum ejus prologo). EVAGRIUS PONTICUS, s. IV, 40. Capita practica ad Anatolium, 1219–51 Rerum monachalium rationes, 1251–64; 561]. Capitula 1–33, 1263–68. Spirituales sententiæ, 1267–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

К 60-м годам относится крещение болгарского царя Бориса I ( 852–889 ). Получив христианство от Византии, Борис стремился, однако, создать в своей стране автокефальную Церковь . Не получив автокефалию от Константинополя, он обратился в Рим с просьбой прислать в Болгарию епископов. Епископы были присланы, однако это вызвало негодование патриарха Фотия, отраженное в его окружном послании. На Константинопольском Соборе 869–870 годов вопрос о церковной принадлежности болгар был решен, несмотря на протесты папских легатов, в пользу Константинополя. Первым болгарским архиепископом стал святой Иосиф, рукоположенный патриархом Игнатием. Большое содействие Борису в деле христианизации болгарского народа оказали ученики святого Мефодия – святые Климент, Наум и Горазд. В середине 60-x годов IX века греческий епископ был отправлен на Русь. Об этом упоминает патриарх Фотий в своем окружном послании: «Ибо не только этот народ (болгарский) переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, сами себя с любовью поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере... что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды». Неизвестно, как долго просуществовала на Руси первая епископская кафедра. По-видимому, плоды «первого крещения Руси», описанного Фотием, были уничтожены при князе Олеге (после 911). Впрочем, когда в 944 году, при князе Игоре между Византией и Русью был заключен договор, среди русских купцов и княжеской дружины уже были христиане, а в Киеве имелась «соборная церковь » во имя пророка Илии. Вдова князя Игоря, княгиня Ольга, в середине X века приняла христианство в Константинополе в царствование императора Константина VII Багрянородного. Как и болгарский царь Борис почти за сто лет до этого, Ольга обратилась с просьбой о присылке епископов и священников не в Константинополь, а в Рим. В 961 году в Киев прибыл немецкий епископ Адальберт, однако его миссия оказалась неудачной. В правление Ярополка в Киеве, возможно, снова побывали немецкие миссионеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН († 899), прп. (пам. визант. 12 мая), основатель мон-ря Косиница (Козиница; совр. Икосифинисса, к югу от Драмы, Греция). Род. в Иерусалиме, юношей принял постриг в мон-ре св. Иоанна Предтечи на Иордане. Желая подражать древним подвижникам, Г. вел строгую аскетическую жизнь. В возрасте 30 лет ему явился во сне ангел и велел отправиться в Македонию и основать там мон-рь во имя Божией Матери. Г. находился в сомнении, но на следующую ночь видение повторилось. Ангел ударил Г. за нерадение и указал точное место, где должен быть построен новый мон-рь,- гору близ г. Христополь (совр. Кавала, Греция). Проснувшись, Г. обнаружил на теле побои, пошел к игумену и рассказал ему о видении. Тот благословил инока, и Г. отправился в путь. Он поселился на горе недалеко от Драмы и устроил в пещере ц. во имя Пресв. Богородицы. Это произошло в правление болг. князя Бориса (852-889). По словам Феофилакта, архиеп. Охридского, «в его время явился святой Герман в стране Болгарской» (PG. 126. Р. 201). Однако ангел повелел ему переселиться на гору Матикия и построить там большой мон-рь. При закладке фундамента Г. обрел 2 креста, от к-рых происходили исцеления. К отшельнику стали стекаться паломники. Собрав немного денег, Г. нанял строителей для возведения храма. По окончании строительства рабочие потребовали плату - 100 золотых монет, но у Г. было только 19. Они связали Г. и повели его в Драму. По дороге им встретились послы визант. императора Неофит и Николай, ехавшие к серб. князю. Они заплатили рабочим требуемую сумму и освободили Г. По исполнении своей миссии Неофит и Николай вернулись к преподобному и приняли монашеский постриг. Они построили келлии, посадили виноградники. Мон-рь стал процветающей обителью, слава о нем распространилась по всей округе. Перед смертью Г. собрал братию и заповедал им следовать нестяжательному житию. Житие Г. сохранилось в единственной рукописи XIV в. (Laurent. Plut. 59. Fol. 414-416). Судя по обилию топографических данных, житие написано одним из иноков мон-ря Косиница. По монастырскому преданию (возможно, этот рассказ содержался и в утраченной части Жития Г.), при жизни Г. в обители явилась нерукотворная икона Божией Матери: Ее образ проявился на одной из оставленных мастерами досок. Ист.: BHG, N 698; ActaSS. Mai. T. 3. P. ГИБИ. 1964. Т. 5. С. 102-106. Лит.: Лопарев Х. М. Греч. жития святых VIII и IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 479-487; Stiernon D. Germano, fondatore del monastero di Cosinizza//BiblSS. Vol. 6. Col. 240-243; Dujcev I. Germain de Kossinitza (14)//DHGE. T. 20. Col. 909. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164709.html

В., названный при Крещении Василием, вскоре после 847 г. был рукоположен во иподиакона Евстратием, митр. Пессинунтским, учеником свт. Игнатия, Патриарха К-польского (Аморий, разрушенный арабами в 838, тогда еще не был восстановлен). Затем В. отправился к брату в К-поль и был рукоположен свт. Игнатием во диакона храма Св. Софии. Однако через нек-рое время покинул столицу, вероятно, в связи с низложением Игнатия и переходом патриаршего престола к свт. Фотию (858) и отправился в Рим через Болгарию. Там недобросовестный спутник продал В. в рабство, из к-рого тот освободился, по-видимому, через неск. лет благодаря сочувствию своего хозяина и др. новообращенных в христианство знатных болгар. Покинув Болгарию, В. отправился в Рим по Дунаю, но был схвачен пиратами, ограблен и оставлен в безлюдном месте. По молитве святого ангел вывел его обратно в пределы Болгарии, где В. познакомился с неким епископом, представившим его Борису-Михаилу, первому христ. правителю Болгарии (852-889). Вместе с этим епископом В. прибыл в Рим, где принял монашеский постриг от Евстратия (грека из Кизика), игум. мон-ря св. Кесария. В этом мон-ре В. в течение более чем 18 лет исполнял должности канонарха, экклесиарха и переписчика книг. Там же он был рукоположен во иерея. В Риме В. совершил неск. исцелений, а у «первого из римлян» (πρτος τν Ρωμαων, возможно, имеется в виду должностное лицо) по его молитве родился наследник, восприемником к-рого стал В. Затем В. под предлогом путешествия в Путеолы для поправки здоровья покинул Рим вместе с учениками Лукой, Симеоном и Иосифом и отплыл в К-поль. Здесь он был радушно принят игум. Студийского мон-ря Анатолием, к-рый представил его Патриарху К-польскому свт. Антонию II Кавлею (893-901) и имп. Льву VI Мудрому (886-912). Житие так описывает встречу В. с императором: оставленный стражниками ожидать аудиенции в специальном помещении дворца, В. заглянул в единственную открытую дверь и, увидев императора, занятого переписыванием книг, принял его за простого писца. В. спросил его, где же обитает император. Тот, восхищенный простосердечием святого, усадил его рядом с собой на подставку для ног и стал с ним беседовать. Когда же В. догадался, кто перед ним, Лев рассказал, что Христос за 3 года до того показал ему во сне облик старца.

http://pravenc.ru/text/155011.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010