Traites Theologiques… T. I, p. 161 n. 2. 818 Eth 1.10.129—132. 819 Hymn 41.188—189. 820 Eth 7.311—333. 821 Eth 7.342—346. 822 Hymn 47.1—29. 823 Cat 9.1—25. 824 Eth 4.388—390. 825 Eth 3.43—45, 56—59. 826 Eth 9.448—461. 827 Euch 1.223—237. 828 Eth 5.407—409. 829 Eth 10.481—490. 830 Eth 8.202—207. 831 Eth 8.207—216. 832 Eth 11.700—722. 833 Eth 12.184—188. 834 Hymn 52.1—6. 835 Eth 14.194—197. 836 Eth 9.351—355. 837 Hymn 47—17. 838 Eth 7.509—537. 839 Eth 3.104—112. 840 Eth 3.115—122. 841 Eth 3.361—374. 842 Eth 3.558—560. 843 Hymn 1.132—147 844 Hymn 13.32—36. 845 Eth 10.606—611. 846 Eth 2.7.205—208. 847 Theol 1.404—407. 848 Eth 5.418—424. 849 Eth 5.442—460. 850 См. примечание 2 к настоящей главе. 851 Eth 7.377—383. См.: Часть IV. Христос. Прим. 53. 852 Cat 6.198—201. 853 Eth 7.568—585. 854 Hymn 51.88—104. 855 Hymn 34.83—97. 856 Eth 5.379—384. 857 Theol 3.47—69. 858 Hymn phoem 1—23. 859 Theol 1.156—161. 860 Theol 2.196—218. 861 Theol 2.238—246. См.: Часть III. Бог непознаваемый и явленный. Примечание 31. 862 Theol 3.77—85. 863 Eth 9.24—46. См.: Часть III. Бог непознаваемый и явленный. Примечание 5. 864 Eth 10.466—470. 865 Eth 9.80—103. 866 Eth 4.605—607. 867 Eth 10.891—894. 868 Eth 8.99—123. 869 Eth 8.124. 870 Таково, во всяком случае, мнение о. Даррузеса, который думает, что видение пр. Симеона, подлинность которого он не оспаривает, могло быть окрашено «d " elements diffus de la speculation philosophique et theologique». Мы только скажем, что поскольку речь идет о видении, трудно различать в нем составные части тому, кто такого видения не имел. См.: Ethique Т. II, р. 210 п. 2. 871 Cat 27.142—151. 872 Сар 1.7. 873 Hymn 11.35—54. 874 Hymn 2.75—85. 875 Hymn 12.14—18. 876 Hymn 12.19—27. 877 Hymn 12.28—34. 878 Hymn 21.491—499. 879 Hymn 24.248—254. 880 Hymn 29.150—153. 881 Hymn 45.7—21. 882 Hymn 44.1—17. 883 Cat 33.177—192. 884 Cat 33.193—202. 885 Theol 3.8—29. 886 Сар 3.2. 887 Hymn 30.169—187. 888 Hymn 44.35—54. 889 Hymn 44.63—78. 890 Hymn 44.79—95. 891 Hymn 44.96—105. 892 Hymn 44.106—112.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

1 " день открытых дверей " (англ.). 823 2 университете Аляски (англ.). 824 3 День благодарения (англ.). 825 1 воинство Христово (лат.). 826 2 " Какой приятный вечер " (англ.). 827 3 собеседование в " Комитете по поискам " , в школе Spence. 828 1 Городской университет города Нью-Йорка. 829 2 Двухсотлетием независимости Америки (англ.). 830 3 волей-неволей (лат.). 831 4 Hunter College – университет Хантер (англ.). 832 1 Contribution (англ.) – вклад, лепта. 833 2 Из стихотворения Г.Иванова " Как вы когда-то разборчивы были… " . 834 3 в чистом виде (фр.). 835 4 встречи (англ.). 836 5 весельем, развлечением (англ.). 837 6 Ин.16:20, 22. 838 1 " Окончательное падение " Эммануэля Тодда (фр.). 839 1 Бpykлuhckjve туннел. (соединяет Бруклин с Манхэттеном). 840 1 прием (англ.). 841 1 прояснении понятий (англ.). 842 2 вообще, в целом (англ.). 843 3 Ср. " И небом невозбранно дышит/Почти свободная душа " – В. Ходасевич " Когда б я долго жил на свете… " . 844 1 " существенно важного внутреннего порыва " (фр.). 845 2 " изношенных до предела из-за полного отсутствия творчества " (фр.). 846 3 Анри Труайя. 847 4 съезд студентов (англ.). 848 1 О. Иоанн Ткачук. 849 2 башни Монпарнаса (фр.). 850 3 традиционно посещаемом ресторане (фр.). 851 4 Широкий обзор событий (фр.). 852 5 баре (фр.). 853 1 радушно принимает (фр.). 854 2 Frustration (фр .) – фрустрация, разочарование, неверие в свои силы. 855 3 " Дикое пиршество " (фр.). 856 4 неизбежная (фр.). 857 5 " …убежище, это ты… " (фр.). 858 1 гризайль; пейзаж в серых тонах (фр.). 859 2 " Бутылка в море " (фр.). 860 3 Франсуазу Леви " Карл Маркс. История немецкого буржуа " (фр.). 861 4 " левизны " (фр.). 862 1 Солидаристы – члены Народно-трудовою союза российских солидаристов (НТС), антибольшевистской эмигрантской организации. Коммунистическим идеям НТС противопоставил идеи солидаризма, основанные на русской религиозной философии начала XX века, на наследии сборника " Вехи " . Материализму он противопоставил идеализм, интернационализму – российский национализм (лишенный шовинизма, объединяющий все народы России), а обывательской апатии – активизм. 863

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Со 2-й трети IX в. в халифате изменяются межконфессиональные отношения. Политический кризис в гос-ве, междоусобные войны, прекращение победоносной экспансии вызвали в мусульм. об-ве тоску по былому величию ислама, утраченной простоте нравов и привели к подъему фундаменталистских настроений и росту религ. нетерпимости. В 837 г. в ответ на вторжение в Сирию визант. войска халиф аль-Мутасим обрушил гонения на местных христиан. В 838 г. он предпринял поход на визант. г. Аморий , откуда вели свой род императоры правившей тогда Аморийской династии. Взятие и уничтожение этого важного стратегического пункта в центре М. Азии, сопровождавшееся пленением многих видных визант. военачальников (см. Аморийские мученики ), вызвало в мусульм. мире эмоциональный подъем. Поворотным в религ. политике гос-ва стало правление халифа аль-Мутаваккиля (847-861). Он начал систематические гонения на шиитов, «неортодоксальные» мусульм. учения, а также на зиммиев, стремясь подорвать позиции иноверцев в управленческом аппарате и общественной жизни. Рост образовательного и интеллектуального уровня мусульман привел к тому, что гос-во все менее нуждалось в услугах христ. чиновников. Указом 850 г. для немусульман вводились ограничения в одежде - им полагалось носить желтые головные уборы особой формы, специальные нашивки на рукавах, употреблять только деревянные стремена и седла с шарами. В 854 г. было предписано разрушить все новопостроенные церкви; зиммиям запрещалось ездить на лошадях. В 859 г. появился запрет принимать немусульман на гос. службу, начались увольнения христ. чиновников. Дома христиан и иудеев должны были быть отмечены деревянными изображениями демонов. Притеснения инаковерующих привели к эмиграции христиан из Сирии в М. Азию и на Кипр, а также к массовой исламизации оставшихся в халифате христиан. Аль-Мутаваккиль был убит в результате заговора своих гвардейцев-тюрок. Со времен аль-Мутасима халифы стремились использовать их как противовес хорасанской гвардии; ко 2-й пол. IX в. тюрк. гулямы настолько усилились, что фактически управляли гос-вом, возводя и свергая халифов по своему усмотрению. Начался территориальный распад халифата, провинции выходили из повиновения. Еще в 788 г. отпали от халифата берберы Магриба во главе с шиитской династией Идрисидов; в 800 г. династия Аглабидов превратила в свое наследственное владение Тунис; в 822 г. отделился Хорасан; с 892 г. в Мавераннахре образовалось гос-во Саманидов; в IX-X вв. халифы дважды теряли Египет, переходивший к тюрк. династиям Тулунидов и Ихшидидов. Хотя большинство эмиров и султанов формально признавали главенство аббасидского халифа и платили ему нек-рую дань, но в своей политике и в вопросах престолонаследия они оставались совершенно самостоятельны.

http://pravenc.ru/text/62416.html

В Мученичестве много говорится о том, что К. К. помогал нуждающимся, описывается его паломничество во Св. землю: «...когда он прибыл в Иерусалим, помолился по святым местам и пожертвовал большие дары церквям и нищим, а потом вышел из Иерусалима и обошел каждый монастырь пустыни и поселенцев Иордании... а когда вернулся в свою страну, каждый год посылал одного служащего с 300 тысячами серебром для раздачи иерусалимским неимущим, часть для (отшельников.- Авт.) пустыни» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 166). Деятельность К. К. пришлась на период араб. владычества в Грузии. В кон. VIII - 1-й пол. IX в. народы Закавказья непрерывно восставали против Арабского халифата, выступления жестоко подавлялись араб. властями. В 852 г. халиф Джафар аль-Мутаваккиль (847-861) снарядил карательную экспедицию под начальством Буги аль-Кабира для подавления восстания в Армении и приведения к покорности албан. (см. Албания Кавказская ) и груз. властителей. Воинам было приказано взять в плен всех князей и отправить в Багдад; конницу и простолюдинов, способных «опоясаться мечом или владеющих оружием», истребить, а тех, кто приняли ислам, отослать к халифу ( Иоанн Драсханакертели. 1965. С. 13). В 853 г. Буга аль-Кабир, подавив восстание в Армении, вторгся в Грузию. По словам агиографа, «началось гонение великое на христиан во всей стране Картли, и были войны великие, и погибло в них множество христиан, которые подвизались в вере Христовой» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 167; Житие и мученичество. 1978. С. 70). Тбилисский эмир Исхак ибн Исмаил ибн Шуаб (в груз. источниках - Сахак) (830-853) вышел из повиновения араб. халифу, его поддержали груз. властители и вельможи: младший сын царя св. Ашота I Великого Гварам (Гуарам) Мампали († 882), возглавлявший антиараб. настрой в доме Багратиони; кахетинский князь Самоел (839-861); западногруз. (абхазский) царь Деметре II (825-861); К. К. и др. Груз. сторона пыталась создать широкую антиараб. коалицию с участием византийцев, хазар и вост. славян (в араб. источниках - сакалибы), августа Феодора призывала грузин в письме «блистать мечами... дабы заслужить благоволение наше и получить от Христа обещанную славу для творящих добро» ( Minorsky. 1958. P. 110. n. 2; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 172; Житие и мученичество. 1978. С. 79; Вачнадзе, Куция. 1998. С. 154-158). Однако Визант. империя и Хазарский каганат воздержались от активных военных действий.

http://pravenc.ru/text/2057080.html

архиепископ Анастасий (Яннулатос) Часть I. Византийская эпоха 1. Кирилл и Мефодий – путеводные маяки (1966) В период, когда снова возрождается миссионерское сознание нашей Церкви, изучение дела корифеев византийской миссии Кирилла (827–869) и Мефодия (815–885) имеет особое значение для нашей правильной ориентации. Хотя времена ныне другие, некоторые основные характеристики их жизни остаются актуальными и достойны особого внимания. 1.1. Осознание великого церковного и исторического долга Эпоха, в которую жили и трудились солунские братья (середина IX в.), была полна волнений. В царствование фанатичного иконоборца императора Феофила (829–842) и особенно после восшествия на патриарший престол в 837 г. его наставника Иоанна Грамматика, весьма деятельной личности, иконоборческая буря снова охватила Византию. Только в 843 г. волнение закончилось: Патриарх Иоанн Грамматик был удален со своей должности, и новый Патриарх Мефодий (843–847) совместно с императрицей Феодорой и логофетом Феоктистом начали трудиться над успокоением страстей. Славянское житие Кирилла описывает спор будущего апостола славян с патриархом-иконоборцем, в котором проявляют себя кругозор и одаренность молодого «философа» 2 (обычно Кирилла называют его мирским именем – Константин). По окончании иконоборчества последовал относительно краткий мирный период. Однако противостояние на патриаршем престоле Игнатия и Фотия создало новую церковную смуту с далеко идущими последствиями. Эта аномалия, как известно, стала поводом для вмешательства Папы Римского Николая, следствием чего стал первый весьма острый конфликт между Восточной и Западной Церковью . В то же время империю периодически беспокоили крупные внешние проблемы, вызванные притеснениями и завоеваниями южных провинций со стороны арабов-мусульман. Константин (Кирилл) имел возможность близко познакомиться с сильным противником, когда император послал его вместе с Грамматиком Георгием в город Самару, севернее Багдада, где пребывал халиф Мутаваккиль (847–861), с ответственным поручением 3 . Позже, вместе с братом Мефодием, он также провел какое-то время рядом с крымскими хазарами 4 , стал свидетелем усиления исламской и иудейской пропаганды и был в состоянии осознать всю полноту проблем, которые сжимались плотным кольцом вокруг Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Папа Николай (858–867 гг.), к которому в 860 г. прибыло византийское посольсгво с известием о смене Константинопольского патриарха, отказался признавать Фотия и послал легатов в Константинополь, чтобы выяснить вопрос на месте. Под давлением византийских властей легаты решили превысить свои полномочия и возглавили новый суд над патриархом Игнатием, которого теперь обвинили в незаконном избрании на патриарший престол в 847 г. Двукратный собор 861 г., под председательством римских легатов, низложил Игнатия на основе показаний 72-х свидетелей из мирян, представленных сторонниками Фотия, которые подтвердили, что при избрании Игнатия в патриархи была нарушена традиционная процедура (судя по всему, в 847 г. не были проведены формальные выборы, а Синод сразу же одобрил кандидатуру, предложенную императрицей Феодорой 1188 ). Фотий написал в Рим пространную апологию своего избрания, в которой, однако, полностью умалчивал о двух главных обвинениях своих противников: о своей принадлежности к движению Григория Асвесты и о своем поставлении на кафедру, иерарх которой не дал отречения 1189 . Патриарх Игнатий, со своей стороны, апеллировал в Рим, куда от его имени поехал Феоктист Студит. Папа Николай категорически отказался угверждать самовольные действия своих легатов в Константинополе и решительно поддержал Игнатия. На Римском соборе 863 г. Григорий Асвеста, Фотий и все рукоположенные им были объявлены лишенными сана, однако это решение не возымело на Востоке практически никакого действия. В 866 г. болгарский князь Борис-Михаил, незадолго до этою принявший крещение от византийского духовенства, но так и не получивший из Византии епископа, обратился к папе. Поскольку папа всегда считал Болгарию собственной канонической территорией, то немедленно из Рима в Болгарию была послана впечатляющая делегация во главе с несколькими итальянскими архиереями, к которым по дороге присоединились и клирики соседней с Болгарией франкской епархии Пассау. Это было очень большим поражением византийской дипломатии в отношении жизненно важного для империи региона.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

602 Василий Емесский очевидно не стеснялся историческою правдою и введя в житие старинную романическую повесть, связал её с современным ему трагическим событием, смертью Михаила, в умерщвлении которого однако нет причин сомневаться. Во времена Феодора и Василия халифом был абассид Мотаваккель (847–861). По арабским сведениям, у него было три сына: Мостансир, с 850 г. правитель Ерака, Гежаза и Ямана, а с 861 г. Мотац, правитель Хорасана и позже также халиф (866–869), и наконец Моавид, правитель Сирии; известно также, что в 866–867 году Мотац приказал задушить в темнице своего брата Моавида, за что, летописи умалчивают. Нет основания не доверять арабской хронологии; возможно, что Moavid (Μαυας) действительно погиб в 866–867 г., можно допустить, что он убит именно за переход в христианство, но тогда придется признать, что после поездки в Константинополь Феодор долго жил в Едессе, Иерусалиме, Савиной лавре и в Багдаде, что Моавид-Иоанн не был самостоятельным государем Вавилона и очень долго скрывал свое христианство (по крайней мере 16 лет) и что Феодор скончался в конце 60-х годов IX столетия. Повесть об иноке Михаиле представляет собою прение христианина с жидовином. После исследований акад. А. Веселовского трудно уже сказать что либо новое по этому предмету, хотя она и осталась ему неизвестною. 603 Феодор Киринский при Диоклитиане обличал евреев и эллинов, Иустин мученик иудеев, Ипполит Римский иудеев, Иероним иудеев, Иоанн Дамаскин иудеев и сарацин, Самона Газский сарацин, Гвалтер и Балдуин иудеев. Любопытно однако, что тогда как позднейшие редакции сказания представляют дело так, что христианин, выпивая без вреда чашу яда и переспоривая жидовина, служит предметом почитания сарацин и христианам даруются разные льготы от сарацинского царя, – здесь этот христианин, препревший жидовина, усекается мечем и христиане не получают ничего, кроме тела мученика. Но христианин становится предметом почтения и христиане получают льготы от сарацинского царя при новой обстановке, когда сам царь принимает крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

правосл. Церквей, утверждая необходимость закрепления этого Собора в числе Вселенских (см., напр.: Phot. Ep. P. 52). Ист.: Oratio historica in festum Restitutionis imaginum//Analecta byzantino-russica/Ed. W. Regel. Petropoli, 1891. P. 19-39. Лит.: Boor C., de. Der Angriff der Rhos auf Byzanz//BZ. 1895. Bd. 4. S. 445-466; Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1900. [T. 1:] Полит. отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. Прил. С. 142-146; Gouillard J. Le décret du synode de 843//CIEB, 12. 1964. T. 2. P. 439-449; Афиногенов Д. Е. Торжественная процессия в К-поле в день восстановления иконопочитания 11 марта 843 г.//Сакральная топография средневек. города/Ред.-сост.: А. Л. Баталов, Л. А. Беляев. М., 1998. С. 31-35; он же. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество Православия. М., 2004. П. В. Кузенков Собор 858-859 гг. Осенью 858 г. Собор, состоявшийся в имп. дворце (очевидно, σνοδος νδημοσα), объявил о смещении патриарха Игнатия по обвинению в заговоре (по-видимому, без канонических прещений) и о поставлении свт. Фотия . По обоснованному мнению Ф. Дворника ( Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. Camb., 1948), Игнатий подал добровольное отречение. Однако противники свт. Фотия в февр. 859 г. на 40-дневном собрании в ц. Св. Ирины провозгласили его низложенным, а Игнатия - единственным законным патриархом. Ответом со стороны властей стал многолюдный Собор игнатианского клира, состоявшийся, вероятно, в марте в храме св. Апостолов, на к-ром участники собрания в ц. Св. Ирины были лишены сана и отлучены от Церкви, а поставление Игнатия в 847 г. объявлено незаконным на основании 30-го Апостольского правила, поскольку произошло без Собора, по единоличному повелению имп. Феодоры. В вину патриарху была также поставлена присяга на верность правительству, принесенная при вступлении на кафедру. На основании расходящихся показаний источников Дворник предполагает, что в 859 г. было 2 Собора: один, более официальный,- весной в храме св. Апостолов, другой - в авг. во Влахернах, на к-ром, в отличие от первого Игнатий присутствовал. Собор 861 г. (также Двукратный, или Перво-Второй, Πρωτοδευτρα). Весной 860 г. имп. Михаил III и свт. Фотий отправили послания папе Николаю I . Император в силу своих прерогатив предложил ему прислать легатов на Собор, к-рый должен был окончательно осудить иконоборчество. Папа направил известных знатоков канонического права епископов Родоальда и Захарию, которые прибыли в К-поль осенью и вступили в длительные переговоры с визант. светскими и церковными властями. Собор открылся на Пасху, 6 апр. 861 г., и, согласно Иоанну Зонаре (PG. 137. Col. 1004-1007), был представлен как продолжение К. С. 859 г. в храме св. Апостолов, отчего и получил свое название.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

В это же время арабская армия, находясь в закате своей славы, еще раз попытала счастья на границе с Византией. Однако она потерпела страшное поражение, а ее командующий Мухаммад ибн Муаз попал в плен грекам 705 . Так арабы, долго писавшие историю мира, начали сходить с ее страниц... Глава 4. Патриархи святой Игнатий, святой Фотий и Римский папа Миколай I. «Двукратный» Собор 861 года 11 июля 847 г. скончался Константинопольский патриарх св. Мефодий, и царица, не желая отдавать выбор патриарха в руки клириков – видимо, из небезосновательного опасения новой фронды с их стороны, назначила столичным архиереем св. Игнатия (847–858 и 867–877). Это был сын императора Михаила I Рангаве Никита, в 14-летнем возрасте насильно постриженный в монашество после политического падения отца. Вскоре после его пострижения выяснилось, что мальчик благочестив, прилежен и тверд в желании неуклонно следовать церковным традициям и канонам. Благодаря помощи, оказанной семейству Рангаве императором Львом V, св. Игнатий сумел построить на Принцевых островах три монастыря, настоятелем одного из которых и стал. Строгий аскет, 33 года проведший в келье, непривычный к светскому обществу и лишенный навыков общения с людьми, св. Игнатий не без труда находил себя в Константинополе в новом качестве. В силу личных пристрастий ему больше соответствовал идеал студийских монахов, чем широкая, нередко компромиссная позиция св. Мефодия. В византийском обществе св. Игнатия хвалили за примирение Студийского монастыря с Церковью, но упрекали, как порицателя св. Мефодия. Характерен следующий эпизод. Прибыв в Константинополь, чтобы выслушать волю святой императрицы и покориться ей, св. Игнатий сразу же решил продемонстрировать свое нерасположение к сторонникам св. Мефодия. Хиротонисать его в патриархи должен был круг заранее назначенных архиереев, куда вошел и Сиракузский епископ Григорий, сын императора Льва V Армянина. Но когда св. Игнатий увидал его, то громким голосом приказал тому удалиться (!). Разгневанный Григорий бросил свечку, которую держал в руках, на землю и в ответ назвал св. Игнатия «волком, противозаконно вторгшимся в Церковь ». Затем он, епископ Сардикийский Петр и епископ Евлампий Апамейский вышли из храма. Григорий немедленно обратился с апелляцией в Рим, а попутно высказал сомнения в каноничности поставления патриархом самого св. Игнатия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С указанным характером представляются отношения сарацин Багдадского халифата к Византийской империи и христианству особенно ко времени знаменитого Гарун-аль-Рашида (786–808), переходя и на время византийских императоров Амморейской династии, третьим и последним представителем которой был Михаил III, современник Константина. Гарун-аль-Рашид, известный своими сношениями с Карлом Великим, был в сношениях и с византийским императором Никифором, который посылал к нему послом Михаила епископа синнадского. Покровительствуя наукам, он желал иметь на службе образованных христиан, но нередко принуждал их к исламу и казнил твердых в вере. Преемник его Аль-Мамун (813–833) приглашал к себе из Царьграда известного нам Льва философа (будущего учителя Константина), которого, однако, не отпустил император Феофил. Сперва довольно благосклонный к христианам, он потом преследовал их по возбуждению мусульманских фанатиков. Известные при Аль-Мамуне споры их о том, сотворен или не сотворен алкоран, показывают и их охоту к религиозным спорам и высокое мнение о своем коране. Преемник его Муттасал Белла (833–842) завоевал родину императорской династии Амморию во Фригии, избил жителей и солдат, а пленных офицеров и генералов в числе 42 увел в Багдад, по другим известиям в Касамару на Евфрате, где заключил их в тюрьмы, подсылал к ним ученых мусульман для совращения в ислам. Но все они оставались тверды в вере, семь лет томились в тюрьме и были замучены 6 марта 845 года, при его преемнике Гарун аль-Ватеке (842–847). Легче стало христианам при следующем калифе Джафар-аль-Муттаваккиле (847–861). Он был в сношениях с императором Михаилом, которые вел именно Фотий, в качестве государственного секретаря. Христиане при этом калифе появились на важнейших должностях в государстве, а при матери калифа они исключительно находились в услужении. Но это раздражало мусульман, и фанатики ислама грозили калифу гневом Божиим. Калиф принужден был уступить. Христианам запрещено занимать общественные должности, совершать (общественные) священные обряды, показывать кресты и т.п., взималась двойная подать с их домов, на которых, для большего отличия, ставились изображения богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010