Неправильно переводит и толкует грузинские слова: ciskideni края неба в, смысле края Мира 843 , damyna привитие, привитие, привязывает в значении защиты, ограды 844 , gancxadebulad открыто, явно переводит через признав 845  и др. Книга Бытия, по мнению проф. Марра, имеет на грузинском языке два названия: Sobani (?) и dabadeba; очевидно, ему неизвестно, что существует на нашем языке еще два названия указанной khuru-igni Sesaqmisa, igni SeqmnaTa-khura творения 846 Подчас конъектурно восстановляет и не везде правильно читает проф. Марр разборчивые в тексте слова: cremli 847 , ityvs 848 , miemadla 849 , eklestiaste 850 , scuan viTa 851 , mun Tques 852 , sulibnis 853 , Tanamdebarian 854 , var daSavebul 855 , Svenier var 856 , Sav vari me 857 , umwyni 858 , dalpis 859 , viTar 860 , Sinao 861 , aRsrulebuli 862  и др. Есть и пропуски слов: var 863 , vas 864 , и др. Оставлено без перевода: „ese yi misTana“ 865 . Относительно слова проф. Марр рассуждает так: «судя по славянскому переводу, должно означать кротость; этого требует также обычное представление о голубе, качеством которого и выставлено dasaxlebuloba. Между тем слово это может означать по- грузинские лишь (?) построение дома, обзаведение семьею (и домовитость добавим мы с своей стороны):чтобы понять его в значении кротости, надо знать что оно представляет материальный перевод армянского (арм.), -что, происходя от (арм).домашний, однако значит и кротость» 866 . Когда хочет проф. Мирр, то грузинские, переводчики превращаются в буквалистов, как в данном месте, а в других случаях он освобождает их от подобного раболепия перед буквою, утверждая, что «точность составляет основное условие у авторов (раз. грузин) этих переводов» 867 . Даже там, где грузинский текст ясно говорит, что он переведен не с армянского, Марр силится Оправдать свою предвзятую мысль: «толкование богословения Иакова, говорит проф. Марр, в Шатбердском списке помещено на втором месте по какому то недоразумению (?!) на грузинской почве, так как в армянском в этом отношении соблюдается правильный порядок. По всей видимости виновники этого недоразумения-переписчики грузинского перевода» 868 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

842 «Не стремитесь стать чистыми, – вы чисты в естестве своем. Вам не нужно искать совершенства, вы уже совершенны» (см. у В.Джемса. Многообразие религиозного опыта, с.503, прим.2). 845 «Я так же велик, как Бог; Он так же мал, как и я. Не могу я быть ниже Его, Он не может быть выше меня» (см. у В.Джемса, op.cit., с.409). 846 См. особ. Ioannes Chrysostomus. Homil. XXIX in Epistolam prim. ad Corinthios. Migne. P.s.gr., t.61, B., col.242. (Δαμονος μν γρ διον, τ θορυβον κα μαναν ποιεν κα πολν τν ζφον). Также Basilius Magnus. Commentarium in Isaiam. Migne. P.s.gr., t.30, col.126. См. у еп.Хрисанфа и о других отцах Церкви (op.cit., с.304–305). 847 Вопреки, напр., E.Hengsmenberg«y (Christologie Alten Testamentes) и Tholuck»y (Die Propheten und ihre Weissagungen). Ср. у проф.А.П.Лопухина (Библейская история. Ветхий Завет , m.II, с.688–697); здесь же см. и критику Henstenberg " а и Tholuck " а. 850 Некоторые пиэтисты – «друзья Божии» отвергают седьмое прошение молитвы Господней (C.Schmidt. Gottesfreude, s.12). 856 Мы скажем, что психология бесспорно не может дать объяснения, ибо чудо в области психической природы не может подходить под естественные психологическое законы, будучи явлением, которое превосходит естественную психическую жизнь. 860 Ibid., p.216–217. Ср. также о нем – Н.И.Кареев (Основные вопросы, m.I, 135–136). Ср. еще G.Gervinus (Einleitung in die Geschichte, s.179), Buchez (Introduction à la science de l " histoire, I, p.65. sq.), которые утверждают в истории наличность и произвола, свободы человека, что также Henne-Am-Rhyn " а – даже сторонника Бокля – заставляет отказаться от возможности открыть законы истории (O.Henne-Am-Rhyn. Die Kulturgeschichte im Lichte des Fortschritts, s.17. Обо всем см. Н.И.Кареев, op.cit., m.I, с.135). 861 Гераклит, Гиппократ, Платон, Аристотель, Полибий, Витрувий, Лонгин, Галиен, Юлиан Отступник и т.п. (см. Н.И.Кареев, op.cit., ч.II, с.162, прим.2). 862 Для XIVb., напр., Петрарка, XVIb. – Боден и др. [ср. Н.И.Кареев, ibid., также F.Laurent, op.cit. (XVIII), p.99. Sq.].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Маших – библейский и коранический персонаж 38 Менахем – хазарский царь 203 Мешех – библейский персонаж, потомок Яфета 170, 171 Мешко – польский князь Мешко I (960–992) 79 Минучихр ибн Йазид – ширваншах (XI в.) 162 Моисей – библейский пророк 180, 196 Моисей – хазарский царь 203 Муавия – сын халифа-Омейяда Хишама I (724–743) 190 Муса ат-Тузи – проповедник в Дербенте (XI в.) 163 Муса ибн Фадл – правитель Гянджи (XI в.) 162 Муслим ибн Абу Муслим ал-Джарми – автор несохранившейся книги о Византии и Европе, выкупившийся из византийского плена в X в. 27 ал-Мутаваккил – аббасидский халиф (847–861) 39 Мухаммад (Мохаммед) – сын омейядского эмира Испании Абдаллаха (888–912) 189 Мухаммад ибн Ахмад ал-Азди – точнее: Мухаммад ибн Ахмад ал-Йазиди, ширваншах (981–991) 94 Мухаммад ибн Исхак – информатор Ибн ал-Факиха 35 Мухаммад ибн Халид ибн Йазид ибн Мазйад аш-Шайбани – правитель Арминии (845–849) 39 Нахшон – библейский персонаж 174 Нисси – хазарский царь 203 Ной (араб. Нух) 38, 110, 117, 170 Обадья – хазарский царь 203 Песах – см. Бул-ш-ци Петахия Регенсбургский – еврейский путешественник XII в. 208–210 Реувен бар Самсон – член киевской еврейско-хазарской общины X в. 176 Рипат – библейский персонаж, потомок Яфета 170 Роман I Лакапин – византийский император (919–941) 181, 182 Савир – библейский персонаж, потомок Тогармы 199 Савриил, Сабриэль – хазарский царь VIII в. (?) 180 Салман (Салман ибн Раби‘а ал-Бахили) – арабский полководец, участвовавший в арабском завоевании Закавказья в VII в. 36 Самана род – династия Саманидов, правившая в Табаристане до 914 г. 166 Свиет-малик, Свийт.м.л.к – имя или титул славянского правителя 46, 54, 57 Серах – жена Савриила 179 Сим – библейский персонаж 170 Симеон – библейский персонаж 180 Синай бар Самуил – член киевской еврейско-хазарской общины X в. 176 Смутсвит – см. Свиет-малик, Свийт.малик Сулайман – Соломон, царь Израиля и Иудеи (965–926 до н. э.) 140 Т-р-на – библейский персонаж, потомок Тогармы 199 Таршиш – библейский персонаж, потомок Яфета 170, 172

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дионисий говорит о Боге в отрицатель­ных и превосходных терминах, называя Его γνωστος (неведомый, непознаваемый), ακατληπτος (непостижи­мый), ακατονμαστος (неименуемый), ληπτος (не­доступный), μθεκτος (непричастный), αννυμος (безымянный), αρατος (невидимый), πειρος (беспре­дельный), περγαθος (сверхблагой), περγνωστος (сверхневедомый), περρρητος (сверхневыразимый), περοσιος (сверхсущностный), πρφωτος (сверхсвет­лый), и даже πφθεος (сверх-бог) 847 . Дионисий широко использует такие оксимороны, как «сверхсветлый су­мрак» 848 , «сверхсущностная Сущность» 849 , а также па­радоксальные утверждения, например, «будучи вы­ражен, остается невыразимым, и будучи постигнут, остается непостижимым» 850 , или «невидением и незна­нием увидеть и познать» 851 . Сопоставляя апофатический словарь Симеона со словарем Дионисия 852 , мы видим, что оба автора поль­зуются сходной терминологией. Впрочем, язык Симе­она значительно богаче, когда дело касается отрица­тельной терминологии, и более ограничен в употреб­лении терминов с превосходной степенью. Симеон ис­пользует почти все отрицательные термины, встре­чающиеся в Ареопагитиках, но добавляет к ним тер­мины собственного изобретения, а также такие, кото­рые он заимствует в других, не-ареопагитских, источ­никах, например αθερητος (несозерцаемый) 853 , ακατα­ νητος (неуразумеваемый) 854 , ακρτητος (неудержи­ваемый) 855 , μαρντινος или αμραντος (неувядаю­щий) 856 , αμετακνητος (неизменный) 857 , αμχανος (не­выразимый) 858 , ναμρτητος (безгрешный) 859 , νεκλλη– τος, ανκφραστος, νεκφωνητος, ανερμνευτος (неизречен­ный) 860 , а также никогда ранее не встречавшийся термин νυπερφανος (негордый) 861 , и многие другие.   Среди терминов с приставкой превосходной степе­ни мы находим у Симеона преимущественно термины литургического происхождения, такие как περνορχος (пребезначальный) 862 , περδεδοξασμνος (препрославленный) 863 , περευλογημνος (преблагословенный) 864 , περ– εσπλαγχνος (премилосердный) 865 , υπερπλρης (сверх­полный) 866 и некоторые другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

840 …Ваше письмо…— Данное письмо неизвестно. 841 С книгами Стрижевского…— Как видно из письма 97, речь идет о «Сравнительном польско-русском букваре». 842 …история с азбукой Блинова…— Николай Николаевич Блинов (род. в 1839 г.) — священник и прогрессивный педагог, автор ряда учебных пособий для начальной народной школы, в том числе «Лыдзон. Азбука для вотских детей» (Вятка, 1867), о которой, очевидно, и упоминает Лесков. 843 …Ваше письмо…— данное письмо неизвестно. 844 Алексей Ив — А. И. Ходнев. 845 Курт, Андрей Вернерович — экзекутор департамента народного просвещения. 846 Бобоша — Б. М. Маркевич. 847 …описывая характер покойного…— Имеется в виду заметка Маркевича об А. К. Толстом в «С.-Петербургских ведомостях», 1875, 5 октября. 848 «Форейтор» — Н. А. Любимов. 849 Не слыхали ли… про «Анну Каренину»? — После апреля 1875 года печатание «Анны Карениной» прервалось до января 1876 года; этот перерыв послужил причиной различных толков о печатании романа. 850 …письмо об оптимизме…— Данное письмо неизвестно. 851 …как кривда П. И. Мельникова. — Имеется в виду брошюра Мельникова «О русской правде и польской кривде» (1863). 852 «…он близок III-мy отделению». — Речь идет о слухах, распространявшихся в связи с «антинигилистическими» произведениями Лескова в 1860-е годы. 853 Аксаков просил за меня Кокорева…— См. письма к Аксакову (67–70) и примечания к ним. 854 Черкасский. — См. примечание к письму 93. 855 «Друзья минутного, поклонники успеха» — неточная цитата из стихотворения Пушкина «Полководец» (1835). 856 Воскобойников. — См. примечание к письму 4. 857 …надежда… лжет своим лепетом…— выражение из «Евгения Онегина» (гл. пятая, строфа VII). 858 Берг. — См. примечание к письму 93. 859 «Голубая» служба — то есть служба в жандармском управлении. 860 Губонин, П. И. — крупный русский промышленник. 861 Генерал Шмилик Поляков…— Лесков называет генералом Самуила Соломоновича Полякова (1836–1888), крупного железнодорожного концессионера, имевшего чин тайного советника. 862 Вольф, Маврикий Осипович (1825–1883) — издатель и книгопродавец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Вообще посольство, подобное тому, которое послужило поводом к сарацинской миссии Константина, могло быть только от самого калифа. По всей вероятности, оно находилось в связи с историей амморийских мучеников (как предполагает, кажется, и Четии-Минея), мученичество которых относится в 845–846 годам. А о посольстве в Ассирию (Сирию), следовательно, к самому калифу при Михаиле положительно упоминает Фотий, в предисловии или письме к брату Тарасию о своей библиотеке, выражаясь, что он и сам был избран в это посольство. Какое это посольство, к сожалению, неизвестно. Кроме того, говоря, что быль избран, Фотий не говорит, что действительно был в посольстве. Не заменен ли он там Георгием асикритом, который был спутником Константина? Если Константин ходил к калифу, то, должно бы думать, ходил в Багдад на реке Тигр. Но едва ли должно быть оставлено без внимания и показание Четии-Минеи, что он ходил в Самару. Бильбасов и здесь неудачно возражает Четии-Минеи, что г. Самара неизвестен. Он упоминается не только в сказаниях об амморийских мучениках (откуда, вероятно, и взяла его Четии-Минея), но в отдельно от них стоящем сказании о Петре афонском, бывшем в плену в Самаре (преосв. Порфирий, Восток христианский. Афон, ч. III, стр. 117–127). Известен он и по другим источникам (у Морери Le Grand Dictionnaire, 1790 г. под словом Samara, Asker). Этот город называется городом великим, твердым, укрепленным, находившимся на реке Евфрате. Местность его определяют в 12 милях от Багдада, там, где течения Тигра и Евфрата наиболее сближаются. Передают отчасти и самую историю этого города, бывшего временною резиденцией багдадских калифов Мутассема и Ватека. Преемник последнего Муттаваккиль (847–861), к которому ходил Константин, перестал жить в Самаре, но неизвестно, когда именно, так что нельзя с полною несомненностью утверждать, сюда ли или в Багдад ходил Константин. Вероятнее – в Багдад. Но если часть своего пути он совершил по реке Евфрату, то мог быть и в Милитене и в Самаре и отсюда направиться в Багдад.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Упустив почему – то из виду одно из переодеваний г. Пападопуло-Керамевс легко уличает существующий текст жития в несообразности и двойственности. Зачем было облачать в архиерейскую одежду, когда Игнатий сам надел такую? Но, ведь на дороге произошла перемена. Нет, таким способом ничего нельзя достигнуть – ни доказать подложность жития Игнатия, ни посрамить кардинала Гергенротера, который ведь тоже не всегда доверял Никите, хотя и доверял больше, чем следовало. Для приближения к искомой православной истине существуют более надежные пути критического изучения и они уже с большею или меньшею отчетливостью указаны – хотя бы в двух сочинениях русской духовной литературы, Мы разумеем труд покойного профессора церковной истории в Московском университете А.М. Иванцова Платонова «К исследованиям о Фотии» (СПБ. 1892; печаталось первоначально в журнале Минист. Народн. Просвещения), и книгу его преемника по кафедре, проф. Алексея Петр, Лебедева «История Константинопольских соборов IX века (861–880 гг. Москва, 1888), который хотя и излагал главным образом по Гергенротеру, но сделал все-таки несколько замечаний не лишенных значения и направленных именно к защит Фотия против показаний Никиты Пафлагонского, считаемого, само собою разумеется, современным автором жизнеописания Игнатия. В. Васильевский 1 Если ναδειχθντα принять в смысле провозглашения патриархом, 847 г., а поколение считать, по обычаю древних, в 30 лет, то придется, что сочинение писано вскоре после 877 года – для людей, которые считали себя тогда около 50 лет. Игнатий умер в 877 г. восьмидесяти лет. 3 S. 195. Allein der Annahme der Identität beider Persönlichkeiten stehen gewichtige Bedenken gegenüber... S. 196. Trotz der Gleichheit des Namens und der Heimath glaube ich somit, dass wir Ignatianer Nicetas von dem in photianischen Anschauungen gross gewordenen Vertheidiger Nicolaus zu unterscheiden haben. 4 Один пример, приведенный в средине у Пападопуло-Керамея, мы намеренно пропустили, так как тут решительное во всем и в передаче смысла сделанного на соборе постановления и в рассуждениях о его непризнании и в признаниях в разные эпохи. 5 Ср. выше в статье г. Пападопуло стр. 36. Справедливость нашего замечания будет очевидна для всякого, кто обратит внимание на положение союзов μν δ в тексте Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

В Западной Франкии уже при жизни Карла Лысого (875–877), который все-таки стал императором, один мятеж сменял другой. Аквитания вышла из-под его власти и объявила о своей самостоятельности как независимое королевство. Аристократы, почувствовав свою силу, посчитали совершенно необязательным соблюдать старые клятвы и потребовали от короля, чтобы ни одно серьезное решение с его стороны не было сделано без предварительного совета с ними и их согласия. После 843 г. в течение короткого времени еще 5 раз (!) будут составляться новые и новые договоры о разделе империи Карла Великого, которой попросту не стало 468 . IV В отличие от франков, неспособных вместить в свое сознание имперскую идею, Рим, как уже говорилось выше, по-прежнему мыслил существование мира в старых образах, хотя качественно перераспределил роли в церковной и политической иерархии. Пусть Западная империя разделена, но ведь все три короля – христиане, и все они в той или иной степени признают первенство Римского епископа в Кафолической Церкви. Почему же, спрашивается, не попытаться воссоздать если не Римскую империю, то организовать, например, Тройственный союз всех христианских западных государей? Надо сказать, такие попытки предпринимались, и не раз. В 844 г., в 847 г. и в 851 г. созывались необходимые конференции, где говорилось много красивых слов и давалось множество обещаний, о которых забывали, не успев разъехаться по домам. На самом деле, сохраняя внешне братские отношения, все три наследника Людовика Благочестивого постоянно пытались сговориться двоем против одного, чтобы устранить «несправедливости» раздела их отцом Франкского государства. В 848 г. Лотарь попытался объединиться с Людовиком Баварским против Карла Лысого, а в 854 г. – с Карлом против Людовика. В этом же году Людовик в отместку направил своих людей в Аквитанию, чтобы поднять восстание против брата. Дважды, в 858 и 875 гг., Людовик Баварский нападал на королевство Карла Лысого, пытаясь лишить того короны. После смерти Лотаря, происшедшей в сентябре 855 г., Карл дважды (в 861 и 869 гг.) вторгался в Лотарингию и Прованс, пытаясь отобрать эти земли у законных наследников. Лишь изредка оба брата, Карл и Людовик, договаривались о взаимных действиях, если их интересам угрожали третьи силы, или для того, чтобы посягнуть на чьи-то чужие территории. Поэтому соглашение, которое они заключили в 859 г., как вечное и нерушимое, стоило столько, насколько соответствовало интересам каждого из наследников покойного Лотаря в конкретную минуту 469 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Аллах будет мучить тех, кто мучает людей в этом мире»; «Остерегайся мольбы угнетенного, ибо не существует никакой преграды между ним и Аллахом»; «Тот, кто убьет должника (зимми), не вдохнет запах рая, хотя запах этот и ощутим на расстоянии сорока лет ходьбы». Перед смертью Омар ибн ал-Хаттаб говорил будущему халифу: – И я снова послал тебе рекомендации относительно народа (Книги), находящегося под протекцией Аллаха и Его Посланника. Необходимо верно хранить соглашение с ним, защищать его и не возлагать на него непосильное бремя. 106 Путешествуя по Палестине, Омар освободил некоторых зимми из тюрьмы, куда они были посажены за неуплату подушной подати. 107 Под властью Аббасидов (750–1258) многие не мусульмане занимали официальные посты, несмотря на ужесточавшиеся законы относительно неверных в эдиктах Харун-ар-Рашида (786–809), ал-Мамуна (813–833), ал-Мутаваккили (847–861), ал-Муктадира (908–932), а также иракских эмиров рода Буваджихидов (945–1055). Сельджукиды 108 в Турции (1038–1194) были более терпимы, хотя халиф ал-Муктари (1075–1094) пересмотрел эдикты ал-Мутаваккили и установил значительные размеры выкупов, взимавшихся с зимми. В XII столетии условия существования не мусульман в Ираке улучшились. Языческая династия Великих Моголов (1265–1353) отменила религиозную дискриминацию. Но когда в 1295 году был обращен в ислам Газан, зимми снова стали предметом дискриминации и страдали от гонений, опустошавших целые общины. В правление Фатимидов 109 (909–1171) общины зимми Египта, Сирии, Палестины и части Магриба пользовались значительной свободой, за исключением времени правления халифа ал-Накимби амр Аллаха (996–1021). Преследования зимми Альморавидами 110 и Альмохадами (1042–1269) уничтожили христианские общины мусульманской Испании и Северной Африки. Евреи, которым Юсуф ибн Ташфин угрожал насильственным обращением, избежали этой участи лишь с помощью тяжких денежных выкупов. Однако в 1159 году под властью Альмохадов евреи снова были поставлены перед необходимостью выбирать из трех возможностей: обращение, изгнание или смерть (см. док. 94). Обращенные стали внешне мусульманами, но продолжали втайне придерживаться законов иудаизма. Относительно более терпимые Хафсиды (1228–1534) разрешили им вернуться в иудаизм при условии выплаты ими джизьи и других тяжелых налогов, ношения ими специальной одежды и исполнения других унизительных предписаний.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Флоровский, Ор. cim,cmp. 292. 846 Сочин., т. 1, стр. 356. 847 Такой же верой в материализм были проникнуты воззрения очень популярного в радикальных кругах того времени журналиста М . А. Антоновича. См. о нем, напр., Радлова (статья «Лавров в русской философии» в сборнике «П. Л. Лавров», Петербург 1922), Котляревский, Ор. cim,cmp. 524, Когана («Под знаменем марксизма», 1939. 848 Та же статья «Схоластика XIX b.». Соч., т. 1, стр. 366. 849  Ibid. стр. 339. 850 Сам Писарев предпочитает слово «реализм». 851 В одной статье (о книге Молешотта) Писарев договорился до такой фразы: «до сих пор не придумано микроскопа, который мог бы следить за работой мысли в мозгу живого человека» (!). 852 Сочин., т. 1, стр. 347. О ярком индивидуализме нигилистов верные замечания у Степняка Кравчинского, «История подпольной России» (т. II, стр. 2). 853 «я все основываю на непосредственном чувстве». (Т. 1, стр. 368). «Я вижу в жизни только процесс и устраняю цели и идеалы». (Ibid, стр. 369). 854 «Полнейшее проявление человечности возможно только в цельной личности». (Ibid, стр. 369). 855 Мотивы Руссо. 856 Сочин., т. IV., стр. 95. 857 Ibid, стр, 65. 858 Писарев постоянно возвращается к той мысли, что только непосредственная очевидность «есть полнейшее. и единственное ручательство действительности». (Соч., т. 1, стр. 361, 369). Это — примитивный сенсуализм, с которым так часто у нас соединяется позитивизм. 859 Борьба с «абсолютными истинами» и защита релятивизма заполняет статью «Схоластика XIX века». 860 Андреевич, Ор. cim,cmp. 236. 861 См. о нем книгу Богучарского, Активное народничество 70–х годов, 1912. 862 См. об этом, напр., у Massaryk., В. II, стр. 111. 113. 863 См. о нем сборник статей Н. В. Чайковский, Париж 1929. 864 Воспоминания (в том же сборнике, стр. 36–7). 865  Открытое письмо (Н. В, Чайковского) к друзьям (в том же сборнике, стр. 279). 866 Открытое письмо…, Ibid, стр. 279. 867 См. очерк Полнера («Чайковский и богочеловечество» в том же сборнике (стр. 97–167). 868 Федотов (Богданов). Трагедия русской интеллигенции («Версты», 1927. Стр. 171). 869

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010