Кроме сочинений Григория Турского (созданных в 70-80-х гг. VI в.) о распространении почитания Г. свидетельствует Мартиролог блж. Иеронима; в его 2-й галльской редакции, созданной в 596 г. в Автиссиодуре, впервые появляется память Г. То, что память святой была распространена за пределами Паризиев, подтверждается и наличием ее в Лекционарии из Люксёя, датируемом кон. VII - нач. VIII в. Ко 2-й пол. IX в. относится похвала Г., созданная неизвестным монахом из аббатства Сент-Женевьев в Париже. Автор рассказывает о 2 перенесениях мощей, вызванных угрозой нападения на Париж норманнов: в 845 г. мощи Г. были перенесены в монастырское поместье Дравей, в 857 г.- в Маризи. Во всех местах, где они пребывали, совершалось множество чудес. Обширный пролог повествует о чудесах, происходивших по благодати Г. в Париже до первого нападения норманнов. Наиболее известно чудо с неугасимой лампадой у гробницы Г.; ее масло имело благодатную силу исцелять недуги (Miracula S. Genovefae post mortem 1). Это сочинение неоднократно переписывалось и копировалось и сохранилось до наст. времени в 2 редакциях (BHL, N 3341-3342). Во время осады Парижа норманнами под предводительством Сигурда, длившейся целый год с нояб. 885-го, мощи святой были перенесены из аббатства и укрыты за городскими стенами. Их носили вдоль крепостных сооружений, при этом, как сообщает Аббон из Сен-Жермен-де-Пре, Г. вместе с Богоматерью и др. святыми помогала осажденным, не раз заставляя норманнов отступить. Возвращение мощей Г. в ц. апостолов Петра и Павла 29 окт. 886 г. стало поводом для учреждения еще одного празднества в честь святой - 28 окт. В 1130 г. Париж был спасен заступничеством Г. во время эпидемии болезни, к-рую называли «священная горячка». Жители приносили и приводили больных в собор Парижской Богоматери, ожидая милости от Бога. Когда туда были внесены мощи Г., начали происходить исцеления и вскоре эпидемия прекратилась. Сохранилось сказание об этом чуде, составленное неизвестным монахом из аббатства Сент-Женевьев (BHL, N 3344-3345). Прибывший через год в Париж папа Иннокентий II (1130-1143) засвидетельствовал исцеление и учредил празднество в честь Г. (26 нояб.), к-рое офиц. именовалось «Прославление св. Геновефы» (Excellentia s. Genovefae), народное название - «Св. Геновефа воспаленных» (Сент-Женевьев-дез-Ардан). То же название получила и церковь, выстроенная в честь этого события на о-ве Сите недалеко от собора Богоматери и именовавшаяся также «Св. Геновефа Малая» (Сент-Женевьев ла Птит). Впосл. народное предание связало местонахождение этой церкви с домом Г. в Париже.

http://pravenc.ru/text/162115.html

254. Св. Дунстан читает наставление бесу, – ibid. Fig. 398 (перстосложение то же). – У митрополита Григория в Истиннодревней и исгинноправославной Христовой церкви изображения перстосложений, часть II, издание 2, стр. 72, 78, 81, 90, 120, 129–131. У Η. П. Кондакова Лицевой иконописный подлинник, т. I, СПБ., 1905г., перстосложения: 1) преобладает двоеперстие с частным разнообразием, 2) палец сомкнут с малым средним, остальные протянуты, 3) латинское перстосложение – два последние перста пригнуты, два первые протянуты, палец протянут отдельно. на стр. 38: „Византийский императорский киот частицы Животворящего Древа, ныне в соборной ризнице г. Лимбурга на Лане, Х столетия”. На четырёхугольной доске, представляющей одну из сторон киота, три, идущие поперёк, ряда изображений: в среднем ряду деисус, – Спаситель с Божьей Матерью и Предтечей и двумя ангелами; в верхнем и нижнем рядах по 6 апостолов. У Спасителя и у 5 апостолов руки перстосложены, и у всех – двоеперстие. 844  Кортюм в примечаниях к своему немецкому переводу Павла Силенциария указывает таких примеров несколько (пример 55; перевод приложен к известному изданию Зальценберга Alt-christliche Baudenkmale von Konstantinopel), см. также Таблицы к Истории древнего искусства Рангави ( Πνακες δι τν στοραν τς ρχαας καλλιτεχνας), – таблица 8 таблица 9 таблица 11 и таблица 12 В знаменитой группе Лаокоона один из сыновей Лаокоона изображён с поднятой и перстосложенной рукой в знак того, что он говорит, жалуется на боль, отцу. 845  С перстосложенными руками изображаются: Спаситель, пророки, апостолы и святители, т. е. лица благовествующие, проповедующие. На иконах Спаситель и святые изображаются с перстосложением двоеперстным, как говорящие, см. Деяния апостолов глава 21, ст. 40 ( κατσεισε τ χειρ τ λα); Мартиньи Словарь p. 568 col. 2 и p. 577 col. 2 (фигура), p. 597 (фигуры) и p. 334, 336. А что как говорящие, видно из того, что в руках у них свиток (речей). Деян. 24:1 . В сборнике, принадлежавшем Буслаеву, XVI века, в его Очерках русской народной словесности рисунок с изображениями Троицы, и Бог Отец и Сын изображены с перстосложенными руками в знак того, что Они разговаривают, – к стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Прп. Феодор Студит. Роспись ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде. 1363 г. Прп. Феодор Студит. Роспись ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде. 1363 г. На Западе попытки упорядочить поведение И. выразились в постановлениях 2 поместных Соборов. 25-е прав. Эльвирского Собора (ок. 306) гласит: «Если кто-либо принесет письмо исповедания, то ему должно выдаваться [простое] рекомендательное письмо, так чтобы титул исповедника был вычеркнут, ибо много людей простых повсюду смущаются славой этого титула» ( Mansi. T. 2. Col. 10). По мнению одних исследователей, здесь речь идет о письме, выдаваемом исповедником тому, кто пал во время гонений (libelli pacis); другие считают, что это письмо, данное И. тому христианину, к-рый, отправляясь в путешествие, предпочитал иметь не просто рекомендацию епископа, а письмо исповедника. Согласно третьей т. зр., в письме сам предъявитель именовался исповедником, и епископ, если кто-либо приносил ему такое письмо на подпись, должен был либо убрать это именование, либо забрать письмо и выдать вместо него обычное рекомендательное ( Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 1. Pt. 1. P. 235). 23-е прав. Эльвирского Собора повторяется в 9-м прав. Арелатского Собора (314): «О тех, которые приносят письмо исповедников, было угодно [постановить], чтобы, после того как у них будет забрано это письмо, они принимали рекомендательное письмо» ( Mansi. T. 2. Col. 472). В Месяцеслове РПЦ содержится память 2 И., борцов с ересью монофелитов - прп. Максима Исповедника († 662) и свт. Мартина Исповедника, папы Римского († 655). Однако более значительную группу составляют памяти И. (как правило, епископов и монахов), пострадавших за веру от иконоборцев: прп. Василий Исповедник († ок. 750), прп. Прокопий Декаполит († ок. 750), свт. Емилиан, еп. Кизический († после 815); прп. Афанасий Исповедник († 821); свт. Павел, еп. Прусский († ок. 850); свт. Феофилакт , еп. Никомидийский (842-845); прп. Феофан Сигрианский († 818); свт. Никифор I , патриарх К-польский († 828); прп. Феофан Студит († ок. 850), прп. Феодор Студит († 826); прп. Николай Студит († 868). В России и в Греции особым почитанием пользуется св. прав. Иоанн Русский († 1730), к-рый, попав в плен к туркам-мусульманам, проявил твердость в вере.

http://pravenc.ru/text/675007.html

[Мелкиты, мел(ь)хиты; араб.  ,  ,  ,  ], 1) применительно к реалиям средних веков и раннего Нового времени - православные Сиро-Египетского региона; 2) применительно к периоду после 1724 г.- католики-униаты вост. обряда, члены Мелькитской католической Церкви . Этимологию термина возводят к сир. слову   - «царские», т. е. исповедующие веру визант. императоров. Считается, что понятие возникло в период Вселенских Соборов и церковных расколов V-VI вв. для обозначения сторонников визант. Православия и отличия их от ближневост. монофизитов. Однако в ранних источниках такое словоупотребление не встречается. Так, монофизитский автор Иоанн Эфесский († после 585) именовал своих правосл. оппонентов синодитами, т. е. сторонниками Халкидонского Собора. Более поздние западносир. хронисты ( Дионисий Телль-Махрский († 845), Михаил Сириец († 1199), анонимный автор хроники 1234 г.) чаще употребляли наименование «халкидониты». Копто-араб. летописцы на протяжении всего средневековья называли егип. православных «ромеи» (  ). В западносир. традиции термин «ромеи» имел не конфессиональное, а этническое наполнение и обозначал визант. греков. Сир. авторы, конечно, осознавали свое этнолингвистическое различие с ромеями, но затруднялись выразить его в этнических категориях. Термин «сирийцы», изредка встречающийся в источниках, чаще указывал на принадлежность к территории Сирии, чем к некоему этносу. Для людей средневековья вероисповедная идентификация была намного важнее национальной. В силу этого этническое самосознание ближневост. православных раннего средневековья (сообщества, изначально полиэтничного, где доминировали греч. и сир. языки) было столь же размыто и почти не распознаётся. И до и после арабских завоеваний VII в. они ассоциировали себя с Византией и к-польским василевсом, а в вероисповедном плане называли себя православными, что было свойственно практически каждой этноконфессиональной группе ближневост. христиан. Возможно, термин «мелькиты» уже бытовал в ту эпоху. В хронике Агапия Манбиджского (1-я пол. X в.) приведено предание о том, как иран. шах Хосров II принуждал мелькитов захваченного им г. Эдесса перейти в несторианство или монофизитство (Kitab al-‘Unvan: Histoire universelle écrite par Agapius (Mahboub) de Menbidj/Éd., trad. A. Vasiliev. Pt. 2(2). P., 1912. P. 198-200. (PO; T. 8. Fasc. 3)). Этот рассказ восходит к несохранившемуся эдесскому источнику 1-й трети VII в., однако нет уверенности в том, что термин «мелькиты» употреблялся уже там, а не был привнесен Агапием Манбиджским.

http://pravenc.ru/text/2562946.html

841 В греческой мифологии Крон был одним из титанов, сыном Урана и Геи (Hes. Theog. 167–182; Apollod. I. 1. 4). После победы над Ураном он взял в жены свою сестру Рею, детей которой проглатывал, чтобы избежать участи отца, которую ему предсказала Гея. В «Первом Ватиканском мифографе» (ПВМ. II. 1. 2) Крон предстает владыкой и покорителем многих царств. Такая характеристика существенно отличается от обычных мифологических представлений о Кроне (ПВМ. С. 132. Прим. 2). Действительно, с именем Крона связано сказание о золотом поколении людей, которые были благонравны, ибо Крон всюду утверждал справедливость (Ср.: Diod. Bibl. V. 66. 4). 842 Следует пояснить, что у Иоанна Малалы ( Mal. I. III .) указаны названия звезд, которые придумал сын Адама Сиф: «Его сын Сиф имел мудрость от Бога и по велению Бога дал имена всем звездам и пяти планетам, чтобы люди их различали. Первую планету назвал Кроном, вторую – Зевсом, третью – Аресом, четвертую – Афродитой и пятую – Гермесом». 844 В греческой мифологии Семирамида – дочь сирийской богини Деркето, ставшая женой вавилонского царя Нина (Luc. De dea syr. XIV. 39). В античной традиции Семирамида изображалась жестокой завоевательницей (Diod. Bibi. II. 13. 1–14. 4; Jus. Eplt. I. 2. 8–9; Oros. Hist. I. 4. 4–8). Известные висячие сады Семирамиды, построенные в VI в до н. э. Навуходоносором II, не имеют отношения к мифу. 845 В греческой мифологии Рея была дочерью Геи и Урана и матерью богов (Hes. Theog. 135; ПВМ. III. 1. 4), а в поздней античности ее стали отождествлять с фригийской матерью богов оргиастической богиней Кибелой. 846 Греческое имя Πκος в русской транскрипции передается в соответствии с фонетическими изменениями в греческом языке VI в. как «Пик». Однако во всех независимых от Иоанна Малалы источниках это имя пишется через йоту долгую. В римской мифологии Пик, отец Фавна, – лесное божество, дававшее оракулы (Sero. Schol. Verg. Аеп. VIL 190, X. 76; Ovid. Met. XIV. 320). У Плутарха (Plut. Numa. XV) Пик и Фавн, «которых можно было бы сравнивать во всех отношениях с сатирами или панами греков», часто посещали Авентинский холм во времена римского царя Нумы и открыли царю много тайн, так как были «знатоками врачебного искусства и записными колдунами» (Пер.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Эту же мысль высказывают блаженный Феодорит (Бл. Феодорит. Толкование на книгу Бытия. Хр. Чт. 1843. Ч. 3. С. 352), святой Ефрем Сирин ( Ефрем Сирин , прп. Слова против исследования существа Божия. Хр. Чт. 1838. Ч. 1, С. 39) и отчасти святой Григорий Богослов ( Григорий Богослов , свт. Творения. Ч. 2. Слово 22 о мире. Изд. третье. Ч. 2. С. 181–183). Другие святые отцы полагали отображение Святой Троицы или в уме, воле и памяти человека (свт. Амвросий) (Макарий, еп. Винницкий. Том 2. СПб., 1854. С. 141. (Цит. по: Православному Догмат. Богословию)), или в разуме, слове и духе его (свт. Димитрий Ростовский ) ( Димитрий Ростовский , свт. Сочинения. Ч. 1. С. 62. «Розыск...» (Цит. по: Православному Догмат. Богословию м. Макария)). Образ Божий, заключающийся в душе человека, по разъяснению святых отцов, выражается и во вне, именно в царственном положении человека на земле. Исходным для этой мысли у святых отцов служили слова Самого Создателя, Который, сотворив человека, сказал: И да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверей, и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли ( Быт.1:26 ). Находя прямое основание в Откровении этой стороне образа Божия в человеке, святые отцы неоднократно останавливали на ней своё внимание. Прежде всего, её отразил в своих стихирах святой Иоанн Дамаскин . «Почел еси образом Твоим рук Твоих, Слове, создание, – говорится в одной из них, – живописав бо в вещественном зраце умнаго существа подобие, его же и причастника мя поставил еси, положив на земли начальствовати тварем самовластием» (Вторая стихира 6 гл. самоглас. на погребение священников). Слова: «И да обладает, показывают, – замечает святитель Григорий Нисский , – что где власть обладания, там и образ Божий» ( Григорий Нисский , свт. Слово первое... Хр. Чт. 1840. 7. С. 309). Больше других отцов видит образ Божий во владычестве человека святой Иоанн Златоуст . В таком смысле он и объясняет библейские слова «по образу» ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. Том 6. СПб., 1900. С. 845), «да обладает» (Там же. С. 788), и, наконец, говорит, что сама душа дарована человеку бессмертной потому, чтобы он постоянно «имел власть над всем видимым» ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. СПб., 1898. Т. 4. Б. 21 на кн. Бытия. С. 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

834 См. 1 и 2 изд. цер. печ. стр. 119; 2 изд. гражд. печ. стр. 91; 3 изд. церк. печ. стр. 115. В учении о покаянии. 837 Так значится цитата во всех изданиях первой группы; но место книги пророка, из которого ею приведены последующие слова, есть 2, 1. 839 Припомним одно из правил Записок Филарета от 28 февраля 1842 года и 8 мая 1845, по которому при переводе и толковании Св. Писания в основании должно лежать между прочим «самоистолкование Ветхого Завета в Новом». 840 Правда член ha или hal вообще является точнейшим определителем предмета, разумеваемого в слове, перед которым он стоит и, таким образом, какбы служит заместителем указательного местоимения, подобно греческому: , , τ. В частности, такое значение он имеет и в настоящем случае; но это не указывает необходимости и переводить его указательным местоимением. Иначе, как само собою понятно, каким же русским местоимением переводить было бы действительно указательное местоимение: zeh? Указательность, если можно так выразиться, члена более неуловима, нежели указательность местоимения: zeh – этот, сей, и точно не передается этим последним. 842 К сим последним словам, переведенным с еврейского, в параллельном им столбце сделан перевод тех же слов и с славянского: «как ткань дух мой во мне, когда ткательница приближается, чтобы отрезать». Стр. 106. 844 Припомним, что этот перевод, по времени происхождения своего, относится к началу 1842 года, когда только что возбудилось горячее дело о переводах Г. П. Павского. 845 Слово происходить от damah – быть ровным, гладким, спокойным и др. См. Словарь Гезениуса цит. изд. стр. 208, 209. 847 У Макария: не увижу я Иеговы, Иеговы. Выше мы видели, что к этому в Письмах Филарета к Муравьеву сделано примечание, что «с Евр. не увижу Бога, Бога». К сожалению, не означено, кому принадлежит это примечание, самому ли Филарету или издателю его Писем – Ан. Н. Муравьеву. Мы скорее склонны предполагать, что последнему, ибо никак не можем согласиться с тем, чтобы святитель Московский сам сделал это. Опыты его точности в различении имен Божиих мы видели уже.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Монастырский. Никольский женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1886 и 1887. Адрес: 413720, Саратовская область, Пугачевский район, п. Монастырский; тел.: (845-74) 2-22-47 Координаты: 51.972013, 48.817817 Проезд:рейсовый междугородний автобус Саратов-Пугачев, поезд до г.Пугачева, далее такси до монастыря 3 км. Расстояние от г. Саратова до г. Пугачева 250 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В монастыре имелись 2 церкви: Свято-Никольская и Покровская. Свято-Никольская церковь была деревянной, холодной, снаружи она была обшита тесом, а внутри оштукатурена. На церкви имелось 14 глав. При церкви находилась 4-х ярусная деревянная обшитая тесом колокольня. Высота колокольни с крестом достигала 12 сажен. В 1886 году Свято-Никольская церковь была перестроена, а 31 мая 1887 года - освящена. После октябрьского переворота, в 1918 году, монастырь был закрыт. С февраля 1918 года по январь 1920 года все постройки и имущество монастыря находились в ведении Николаевского уездного земельного отдела. Свято-Никольский храм был отдан под зернохранилище. Постановлением Пугачевского уездного исполкома от 11 феврале 1920 года все монастырские здания были переданы в распоряжение уездного отдела народного образования, в Свято-Никольском храме был размещен клуб. В 1997 году началось восстановление Свято-Никольского храма поселка Мопр силами прихожан Воскресенского храма города Пугачева. Помощь в восстановлении храма и монастыря оказывали предприятия города Пугачева и Пугачевского района: колхоз «Родина», на балансе которого находились здания монастыря, ПМК-19, Пугачевский элеватор, ликеро-водочный завод, завод «Птицемаш» и прихожане храмов Пугачевского района. Приход во имя Святителя Николая Чудотворца поселка Мопр Пугачевского района был зарегистрирован Министерством юстиции Саратовской области 26 ноября 1998 года. При приходе, на территории монастыря, образовалось сестричество. Сестры-насельницы принялись за восстановление храма и зданий монастыря: келейного двухэтажного дома и дома для послушниц (в других сохранившихся зданиях монастыря проживают жители поселка). По материалам сайта Православное Заволжье Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=22002

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010