844 Их называют забавой... – О занятии сочинением стихов как о забаве Плиний говорит и в письмах IV.27.3 и V.3.1–4 Также – Катулл I, 2; Марциал IV, 49, 2; Тацит, Диалог об ораторах 10, 4. 845 Воску хвала... – Воск в качестве материала для статуй и бюстов (см. IV.7.1); Ювенал, Сатиры 7, 238; Плиний, Естественная история XXXV, 153. 848 Недостает еще, чтобы провинция... раскаялась в своем раскаянии. – Молчание в книгах VIII и IX показывает, что этого не случилось. 851 ...я повинуюсь высшему долгу. – С точки зрения права, ситуация была сложной. В случае, если земельная собственность переходила к нескольким наследникам (как в данном случае), и они не соглашались владеть ею сообща, а разделить ее путем частного соглашения не удавалось, раздел производился третейским судьей, арбитром (Гай 2, 219). После этого наследники могли продать свою часть. В данном случае Плиний и его сонаследники после раздела пришли к соглашению продать имение как нечто целое. Плиний, помня об обещании, данном Кореллии, сообщил ей о предстоящей продаже. Вольноотпущенник Гермес превысил свои полномочия и поставил Плиния в положение, при котором тот вынужден был продать землю ей, Кореллии. Сонаследники могли объявить состоявшуюся сделку недействительной. Плиний оправдывает свои действия не юридическими доводами, а моральными основаниями. 852 Миниций Юст упомянут у Тацита (Истории III, 7). По мнению новейшего комментатора, он и Кореллия были во время написания этого письма в возрасте от 70 до 80 лет. 853 ...в мое преторство он даже председательствовал на данных мною играх. – Со времени Августа почти все празднества, в том числе общественные зрелища и игры, были поручены ведению преторов. Новейший комментатор задается вопросом, почему сам Плиний, вопреки установившемуся обыкновению, не председательствовал на данных им самим играх, и отвечает предположением, что Плиний в это время болел. 854 ...любое из моих поместий... кроме доставшихся мне от матери и от отца... – Упоминание о полученных от матери имениях – II. 15. 2. Как видно, они были для Плиния скорее источником хлопот, нежели доходов. Тем не менее Плиний дорожит ими из уважения к памяти своих родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

п., – так как в в том и в другом случае христианин только становится в правомерные отношения к Богу и ближнему, воздавая должное. Вместе с тем тот же принцип правомерности определяет, по мысли св. Григория, и взаимное отношение между нравственными нашими обязанностями, как видно то из известного уже нам его учения о «чине (τξις) любви» (in Cant. cant. hom. 6. col. 845 D–848 A. Твор. 3, 105–106), по которому любовь к Богу должна быть выше всего, любовь к близким нам людям больше, чем к дальним и т. д., соответственно нравственному значению объектов наших. действий. 778 De beatitud. orat. 7. Patr. t. 44. col. 1289 В. (Твор. 2, 465); de hom. opif c. 5 col. 137 C (Твор. 1, 90). 779 De pauper, or. 1. Patr. t. 46. col. 460 C, 465 B. orat. 2. col. 473 D, 476 D. Твор. 7, 401, 407, 416, 418. 780 In Cant. cant. hom. 14. Patr. t. 44. col. 1077 D–1080 A. (Твор. 3, 363–364); de hom. opif. c. 5. Patr. t. 44; col. 137 C. (Твор. 1, 90). 783 Излагая учение Григория Нисского о нравственной жизии христианина, мы держались распределения нравственных обязанностей христианских на две общие группы – на «богопочтение» и «преспеяние нравов», с подразделением последней группы на два частных отдела – на обязанности христианина, с одной стороны, к себе самому, а с другой – к ближнему. Классификация эта имеет для себя, как мы видели, твердые основания в творениях Григория Нисского , хотя и не проводится там последовательно, особенно в разделении того, что называется у Григория «преспеянием нравов», на обязанности христианина в отношении к себе самому и другим людям. Однако мы следовали этой именно группировке добродетелей христианина, как наиболее удобной при изложении нравственного учения Григория Нисского, а также основанной и на собственных словах св. Григория. Но следует заметить, что кроме этой классафикации в творениях св. Григория есть и другая или точнее – попытка другой классификации. Эта другая классификация имеет ту особенность, что основывается она на психологических данных, а не на разделении нравственных действий христианина по тем объектам, к которым они относятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

характерна жанровая классификация песнопений, при к-рой сборник разбит на отдельные осмогласные комплекты песнопений, имеющих жанровое родство ( Husmann. 1972). Типичным является деление О. на 2 части: стихирокафизматарь (часть, содержащая только монострофы,- стихиры и седальны) и канонник (преимущественно состоящий из многострофов - канонов, блаженн и степенн). Однако среди ранних сборников О. встречаются памятники и более строгого жанрового типа. Так, рукопись X в. Sinait. gr. 779 разбита на отдельные восьмигласовые циклы стихир, седальнов, троичных гимнов, эксапостилариев, блаженн и канонов ( Husmann. 1972. S. 34-35; Епифаний (Булаев). 2017. С. 15). В рукописи XII в. Sinait. gr. 791 сохранился фрагмент канонов будничного О., причем сборник состоит из отдельных октав канонов, дифференцируемых по теме посвящения. Вероятно, такой способ организации сборника канонов передает структуру первоначального оригинала будничного О. преподобных Феофана Начертанного († 845) или Иосифа Песнописца († ок. 886). Древнейшим сохранившимся греч. О. является рукопись кон. VIII - сер. IX в., 4 фрагмента к-рой хранятся в 3 рукописных собраниях: Sinait. gr. 1593; Lond. Brit. Lib. Add. 26113; Cantabr. Add. 1879.3; Sinait. gr. 776. Сборник относится к жанровому типу, в к-ром Sinait. gr. 1593 является фрагментом 1-й (стихирокафизматарной) его части, а остальные 3 рукописи представляют собой 2-ю часть О., содержащую блаженны и каноны О., причем недавно обнаруженный Г. Р. Парпуловым (см.: Parpulov. 2014. P. 106, Footnot. 26) фрагмент сборника, рукопись Cantabr. Add. 1879.3, восполняет лакуну рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 26113, а Sinait. gr. 776 является органическим продолжением Лондонского фрагмента (подробно о структуре и составе сборника см.: Husmann. 1972. S. 33; Крашенинникова. Ранневизант. и слав. источники. 2006. С. 302-315). Стихиры и седальны 1-й части жанрового О. (стихирокафизматаря) не дифференцированы по дням седмицы, но скомпонованы по темам посвящения почти той же структуры, что и осмогласные группы будничных тропарей и «каноны» Тропология: за воскресными песнопениями следуют покаянные, крестные, апостольские, мученичны (в нек-рых рукописях также присутствуют гимны преподобным отцам и женам и иерархам), заупокойные богородичные.

http://pravenc.ru/text/Октоих.html

Уст.), «от менших» (сн. 850 стр., 41 прим.), по гласу тропаря, но в первом случае он поётся на «Слава» и «И ныне», а во втором случае – на «И ныне» и притом по гласу тропаря второго святого. Если в указанные дни случится святый, «емуже вход, или славословие, или полиелей, или бдение», то поётся тоже тропарь святого 2-ды и на «Слава» и «И ныне», по гласу тропаря святого, отпустительный (см. там же) богородичен, но не «от менших», а воскресный (из тех, которые в 53 гл. Уст.). Порядок пения тропарей в субботы («егда поется Бог Господь») – таков же, как и в прочие седмичные дни; после же тропарей в субботы всегда поются только что указанные отпустительные воскресные богородичны, обозначаемые также и наименованием «первые», так как на утрене они предваряют собою другие богородичны (сн. 845 стр., 22 прим.); причем, если в субботу не положено бдения или полиелея, то поётся воскресный «богородичен первый по гласу тропаря святого» («настоящего же гласа», т.е., рядового, «глаголется богородичен по 1-й кафизме, по 1-м седальне»), если же в субботу празднуется память святого с бдением, полиелеем или великим славословием, то поётся «богородичен первый настоящего гласа», т.е., того гласа, который пелся в предшествующее этой субботе воскресенье. – В воскресные дни, если особого «тропаря святому не будет», поётся только тропарь воскресный рядового гласа 2-ды и на «Слава» и «И ныне» поётся богородичен настоящего гласа, т.е., гласа этого воскресного тропаря (он указан и в Октоихе на ряду, а печатается в службе великой вечерни); если есть тропарь святому (хотя бы и Имеющему бдение), то этот тропарь, после двухкратного пения воскресного тропаря, поётся на «Слава», а если «случится в неделю другий святый имеяй тропарь», то воскресный тропарь поётся 1-ды, затем поётся тропарь первого святого 1-ды и на «Слава» – тропарь второго святого; во всех этих случаях на «И ныне» положен воскресный богородичен по гласу того тропаря, который поётся на «Слава», а «первый богородичен настоящего (т.е., рядового) гласа» глаголется «по 1-м седальне, рядового же богородична (положенного в Октоихе после этого седальна, на ряду) не глаголем».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Закрыть «Пособие формирует недопустимо упрощенное содержание понятия «зло» Заключение по учебному пособию для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы» 13.12.2010 845 Время на чтение 27 минут Представленное на исследование учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений» (М.: Просвещение, 2010, 63 с.) (далее - Пособие) предназначено для использования в общеобразовательных школах на занятиях по учебному предмету «Основы светской этики» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» а также для самостоятельных занятий школьников по этому предмету (одному из шести учебных предметов этого комплексного учебного курса). Примечательно, что в Пособии не указаны его авторы, кроме указания, что автор уроков 1 и 30 - А.Я. Данилюк. Это может свидетельствовать о небрежности при подготовке Пособия или о желании сокрыть информацию о других его авторах. Предназначение Пособия в смысле образовательных целей и задач указано на с. 2: « Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше ». Исследуемое Пособие предназначено для школьников 4 и 5 классов, состоит из 30 разделов - уроков, в каждом из которых рассматриваются отдельные вопросы, отнесенные его авторами к содержанию учебного предмета «Основы светской этики», содержатся иллюстративные материалы, вопросы и задания по теме урока. Содержащиеся в Пособии материалы должны изучаться детьми на уроках в школе и дома в рамках указанного учебного предмета, и, следовательно, в значительной мере предопределяют образовательные, в том числе воспитательные, результаты преподавания этого предмета и социальные последствия его изучения, проявляющиеся в дальнейших отношениях детей в обществе.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/14/...

813. письмо 719. вып. 4. стр. 125.)   Дорожное молитвенное правило Спрашиваете об исполнении правила. Уж теперь какое правило? Дорога! Пришлось поклонник положить, хорошо; а не пришлось, так и быть. Лежа про себя что–либо поговорите Господу. Где тут, утомившись, правило справлять? Когда воротитесь на свое место, тогда все пойдет своим чередом. 811. письмо 699. вып. 4. стр. 125.)   О правиле Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, — коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже милостив буди…» Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании однаго псалма на память, составляя из всякаго стиха свою молитву. Еще — иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами… А то из таго, другаго и третьяго понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь. Все сие пишу вам по–книжному. У вас сколько опытов! Из них выбирайте, что найдете пригожим. (Письмо к отцу Архимандриту Задонскаго Святаго Тихона Монастыря Димитрию. 21 февраля 1881 г.) 815. письмо 2. вып. 1. стр. 126.)   Что делать, когда молитва нейдет на ум? Что делать, когда молитва нейдет на ум? Если это домашняя молитва, то можно немножко — на несколько минут отложить ея… Если и после нейдет… нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголимое и чувствовать… похоже на то, как, когда дитя не хочет поклониться, его берут за чуб и нагинают. 845. письмо 113. вып. 1. стр. 128.)   Поспешность в чтении молитвеннаго правила Беспокоит совесть вашу поспешное совершение молитвословий… И правильно. Зачем врага слушаете? Это враг гонит вас… скорей, поскорей… От этаго вы и никакаго плода от молитвы не ощущаете… Но положите себе законом не спешить… Но так произносить молитвы, чтобы ни одно слово не произносилось без сознания смысла и по возможности и чувства… Наложите на себя труд сей с решительностью главнокомандующаго, чтобы отнюдь никакаго не пораждалось возражения против сего… Враг внушает, то надо и другое надо, а вы ответьте: без тебя знаю, поди прочь…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Reg. Ep. 3//PL. 58. Col. 837-845). Следуя ранним лат. отцам, гл. обр. Тертуллиану, Фавст полагал, что бестелесен только ничем не ограниченный Бог (Unus ergo Deus incorporeus, quia et incomprehensibilis et ubique diffusus), тогда как материальность неизменно связана с ограниченностью. Души ангелов и людей сотворены Богом и ограниченны (имеют начало существования и место пребывания), следов., они телесны, хотя и обладают телами особого рода (habet enim secundum se corpus), более тонкими, чем плотские (licet multo et incorporabiliter tenuis quam nostra sunt corpora). Учение Фавста о том, что Божество не подвержено страданию, и о телесности души К. М. счел сомнительным. Утверждение, что страдания Христа стали возможными, т. к. они были добровольными, показалось ему недостаточно четко сформулированным. Исходя из учения об ипостасном соединении божественной и человеческой природы во Христе, К. М. полагал, что страдание Христа можно отнести к единой богочеловеческой личности, а не только к Его человеческой природе, к-рая стала неотделима от божественной после Воплощения . Т. о., благодаря единению Божества и человечества в лице Христа оказалось возможным страдание Божества, не подверженного страданию по сущности. Основная тема трактата К. М.- проблема телесности души. Возражая Фавсту, автор указывал на то, что ангелы, как и человек, имеют душу и тело, к-рое состоит из субтильной материи (angeli spiritus corporati sunt - De statu animae. I 12). Душа человека, сотворенная по образу и подобию Божию, не может быть телесной, т. к. Бог бестелесен, поэтому к душе неприменимо понятие количественности (quantitas), свойственное всему ограниченному (в этом К. М. следовал блж. Августину). Диалектические аргументы К. М. укоренены в античной философии, гл. обр. в особой интерпретации учения Платона. Во 2-й книге трактата приведены мнения древних авторов, начиная с пифагорейца Архита. Среди философов названы Платон, Порфирий и Варрон, среди христ. авторов - Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский, блж.

http://pravenc.ru/text/1841195.html

По внешнему своему виду проповеди Григория одни очень кратки, другие – обширны. Первые – Слова, вызванные внезапными обстоятельствами; если эти Слова, может быть, и не были импровизациями, к каковому заключению подает повод то, что небольшую приветственную речь Евлалию 839 он называет Словом новосоставленным, тем не менее, по словам самого Григория, они «сказаны просто, со всяким благорасположением» 840 . К этой группе относятся Слова 1, 2, 9, 10, 12 и 13 (по русскому изданию). Другие Слова – длинные, тщательно обработанные, до высшей степени художественности, о которых, выражаясь языком самого Григория, можно сказать, что они назначены светить всем церквам и душам и всей полноте вселенной – как Слова не догадочно предложенные, не мысленно только преднаписуемые, но изрекаемые ясно, как совершеннейшее обнаружение богословия 841 . Некоторые из этих Слов были, по-видимому, после произнесения вновь переработаны Григорием, после чего получили ту большую обширность, при какой, очевидно, произнесены быть не могли, каковы, например, Слова на Юлиана, похвальное Василию Великому , Слова о богословии. По форме и по строению проповеди Григория, за исключением единственной гомилии – толкования на слова из Евангелия от Матфея ( Мф.19:1–12 ), суть все тематизированные Слова (Λγοι). В этом отношении (в установлении типа тематизированного Слова в проповеднической литературе IV в.) Григорий стоит впереди своих великих современников – не только Ефрема, но и Григория Нисского и Василия Великого . Тематизация эта состоит в единстве предмета, хотя и не всегда выдерживаемом со всей строгостью, так как проповедник, о чем бы ни говорил, никогда не упускает случая возвратиться к главному предмету всей своей проповеднической деятельности – к догматическому учению о Троице, которое и вставляет нередко в проповеди, не имеющие в целом догматического характера 842 . Иногда тема проповеди и прямо высказывается проповедником: так видим в Слове о бегстве в Понт, где Григорий прямо говорит, что речь его будет иметь предметом объяснение причин бегства и причин возвращения. Подобным образом в следующих случаях: «Теперь предназначу другую цель слову –...как правдивы весы Божий и какие воздаяния находит для себя нечестие» 843 ; «Примите слово о любви к бедным» 844 . Иногда в приступе намечается предмет Слова: «Любезный мир, вожделенный делом» 845 и т. д. Затем, в структуре проповеди большей частью нет внешнего схематизма, то есть ясного обозначения составных частей Слова или деления, какое видим в Слове на Святое Крещение 846 или в Слове Горгонии 847 и еще 848 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Фил. 2:7–10 ), «чтобы по знал весь дом Израилев, что Бог соделал Его Господом и Христом?» 844 (Ср. Деян. 2:36 ). Григорий не боится цитировать тексты, которые в глазах ариан свидетельствовали о неравенстве между Сыном и Отцом. Он намеренно ссылается на эти тексты, чтобы подчернуть величие таинства обожения человеческой природы, происшедшее в лице Иисуса Христа, в результате соединения и «смешения» с Божеством. Для Григория эта идея имеет ключевое значение, поскольку именно на ней основана его вера в обожение человека. 845 Следующая группа текстов, указывающих, по мысли ариан, на то, что Сын не совечен Отцу, содержится в Новом Завете: «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» ( 1Кор. 15:25 ); «Которого небо должно было принять до времен совершения всего...» ( Деян. 3:21 ); «Седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих» ( Евр. 1:13 ). Но, во-первых, слово «доколе» в библейском словоупотреблении совсем не всегда указывает на временный характер действия. А во-вторых, все эти тексты имеют двойной характер и могут быть истолкованы применительно к «домостроительству» – принятию на Себя Богом человеческой природы для нашего спасения. Впрочем, и истолкованные применительно к Божеству, эти тексты говорят о совечности и единосущии Сына Отцу: ...Ты заблуждаешься из-за своего незнания... И не только из-за этого, но и из-за того, что не умеешь различать значений. О Сыне говорится, что Он царствует – в одном смысле как Вседержитель и Царь хотящих и нехотящих, а в другом приводящий к покорности и подчинивший Своему Царствию нас, добровольно признавших Его Царем. Итак, Царствию Его, если понимать его в первом значении, не будет предела (ouk estai peras). 846 А если во втором значении – какой предел? Тот, что нас примет под Свою руку, и притом спасенных! Ибо нужно ли покорившихся приводить к покорности? После этого «восстанет Судия земли» ( Пс. 93:2 ). и отделит спасаемое от погибающего; после этого »Бог станет по среди богов» спасенных (Ср. Пс. 81:1 ), чтобы рассудить и определить, какой славы и обители заслуживает каждый. К этому присоедини и покорность, которой покоряешь Ты Сына Отцу. Или Ты хочешь сказать, что Сын не покорен ныне? Но, будучи Богом, Он должен быть всецело покорен Богу... Но обрати внимание вот на что. Как за меня назван проклятием освобождающий меня от «клятвы закона» (Ср. Гал. 3:13 ) и " грехом взявший на Себя грех мира " , ( Ин. 1:29 , Ср. 2Кор. 5:21 ). так и мою непокорность делает Он Своей непокорностью, будучи Главой целого тела. Итак, пока я непокроен и мятежен своим отречением от Бога и своими страстями, Христос тоже называется непокорным в том, что относится ко мне. Когда же все покорится Ему.., тогда и Он исполнил Свою покорность, приведя (к Отцу) меня, спасенного. 847

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

836 Некоторые ученые держатся мнения, что исход совершился в конце этого царствования. Эта теория поддерживается очень остроумными аргументами, но она едва ли согласима с состоянием Египта в начале последующего царствования, и притом она не представляет тех сближений, которые истекают из рассмотрения царствования Тотмеса II и его преемников. 837 Более всех поразительные портреты этого царя находятся в издании Присса «Monuments» pl. X, и в «Denkmäler» III. Все портреты видимо списаны с натуры и носят печать индивидуальности: они представляют царя диким мечтателем и фанатиком, во многом не сходным с его предшественниками, и очень близко подходящим к Еврейскому типу. Эвальд признает эту попытку ввести более спиритуалистическую форму религии во время этого периода, и придает ей большую важность. «Geschichte» v. I, II, 51 page и прим. 2-го издания. 838 Теи по-Египетски изображается гиероглифом, весьма близким к гиероглифу, которым следует выразить имя Бифья. (В оригинале гиероглифические группы). Имя отца Теи (гиероглиф), Иуа положительно Еврейское. См. надпись в Брюгша «Geographische Inschriften», I, Taf. IX, 333. В сочинении, появившемся в 1868, «флот Египетской царицы», Г. Duemichen указывает на сходство и вероятную связь имени Атен с Еврейским Адонаи, Господь, замечая притом, что гиероглифическая группа первого вмени, конечно, выражает Семитическое имя Бога. См. его объяснение изображ. III. 839 Надо также заметить, что Рутенну или Ассирияне были так ослаблены к концу XVIII династии, что они утратили свое влияние; этот факт объясняется и изгнанием Хусарсафема. 842 Напр., изгнание Даная и его поселение в Аргосе См. указания Диодора, о которых мы говорим ниже. 844 Здесь ясно намек на одно и быть может на оба имени Иосифа. Последний слог Сиф отвечает слову Цаф-пища. Осир значит богатый, могущественный Осерсиф: богатый пищею. 845 Сеф последний слог Еврейского имени Ио-сеф и первый слог Египетского его имени Цаф (или Саф), по-видимому, оставили сильное впечатление в предании, и именно потому, что они значат: «пища».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010