прот. Алексий Сидоренко Вопросы перевода и интерпретации Священного Писания в переписке блаженного Августина с блаженным Иеронимом Источник Блаженный Августин (354–430) и блаженный Иероним (ок. 347–420) никогда не встречались друг с другом, хотя неоднократно высказывали горячее желание беседовать лично. Их общение ограничивалось перепиской, которая была не простым делом в то время, о чем свидетельствуют несколько пропавших писем и недоразумения с задержкой некоторых из них на несколько лет. Письма этих двух святых мужей остаются для нас драгоценным источником их суждений по разным темам, но главным образом по вопросам перевода и истолкования некоторых мест Священного Писания . Сохранилось 18 писем из, несомненно, более обширной их переписки, протекавшей с перерывом между 395 и 419/420 гг. 1 В исследовательской литературе она подразделяется, в соответствии с временными рамками и обсуждаемой тематикой, на два отдела. В первом отделе речь идет, главным образом, о толковании Послания св. ап. Павла к Галатам и о разных трактовках возникшего в Антиохи спора между апостолами Петром и Павлом ( Гал.2:11–14 ), а также об источниках предпринятого блаженным Иеронимом нового перевода Библии на латинский язык. Эти письма относятся к 395–405 гг. – 28 2 , 39 , 40, 67, 68 , 71, 72, 73, 74 (к третьему лицу, сопроводительное), 75, 81, 82. Второй отдел касается, в основном, проблем, связанных с вопросом о происхождении душ, и спора с пелагианами. Сюда относятся: а) большие по объему письма Августина Иерониму 166, 167, которые в «Пересмотрах» (Retractationes) Августином характеризуются как книги, и б) письма 172, 195, 123, 202, Переписка начинается письмом 28 Августина Иерониму. Оно было написано в 394 или 395 г., но попало к адресату лишь 8 лет спустя 3 . Однако по условиям того времени вышло так, что оно циркулировало в Риме независимо от воли Августина, из-за чего потом случилась размолвка между двумя святыми мужами, поскольку Иерониму сообщили, что Августин якобы выпустил в Риме какую-то книжку с критикой его переводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

М.В. Бибиков Данные писем Григория Кипрского , византийского патриарха с 1283 по 1289 гг., его отношения с теми или иными из адресатов, отраженные в переписке, многочисленные высказывания и наблюдения, встречающиеся в ней, дают возможность рассматривать эпистолографическое наследие Григория Кипрского как источник для изучения историко-культурных и социо-психологических условий византийской жизни второй половины XIII в. 1 Эти письма становятся как бы зеркалом общества, в котором отразилась и жизнь двора, и мир высших государственных людей и вместе с тем проблемы, связанные с другими слоями общества, литературная жизнь, деятельность известных духовных лиц, их борьба. Кроме того, всякое литературное наследие (а таковым является и корпус писем исследуемого автора) интересно и с других точек зрения 2 . Обилие авторских высказываний, выражение мнений по тем или иным вопросам общественной и духовной жизни, сам выбор тех фактов, которые упоминаются в посланиях, дают богатый материал для изучения мировоззрения Григория Кипрского – его социальных взглядов, этических принципов, его интеллектуальных интересов и духовных запросов. Письма Григория – это и отражение событий общественно-политической и экономической жизни византийского общества, и выражение вкусов и воззрений самого автора, и памятники литературного жанра, отвечающие его принципам. Бедственное положение государства и личная бедность – темы постоянных рассуждений эпистолографа. Патриарх активно вмешивается в житейские дела своих современников. Так, Григорий Кипрский оказался посредником в ходатайстве братьев аркадца Дионисия перед василевсом. Их просьба – освободить от налогов их землю (181. 9–15). В это время Пелопоннес только-только присоединялся к владениям восстанавливающейся Византийской империи. В письмах Григория содержатся сообщения и о спекуляциях императорской челяди. Люди, следящие за царским скотом и пасущие его на территории от Галлиполи до горы Ганос, получив большое количество хлеба, продают его на рынке по более высоким ценам, чем купили (132. 58–70). Помогают им в этих операциях служащие императорской кухни (132. 71–74). Они не ограничиваются этим. По рассказам Григория, когда василевс остановился в пути около Лампсака, они отправились на Киос, Триглею, Элегмы и там забирали у населения птицу, свиней и другой скот (132. 76–82). Это письмо, по-видимому, написано около января 1285 г. (так датируется письмо Из другого письма, написанного в это время, мы узнаем о наступившем голоде в Адрамиттии (134. 8–10). Теперь становятся более понятными условия спекуляции хлебом придворной челяди 3 . Григорий сообщает о том, что наступивший голод был весьма силен (134. 39–41).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kiprs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОМИРЬЕ Гомирье [серб. Гoмupje], жен. мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Крестителя Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви. Находится на севере Хорватии близ г. Огулин. Назван по с. Гомирье, существовавшему еще до расселения в этих местах сербов на рубеже XVI и XVII вв. Время возникновения мон-ря иногда связывают с митр. Дабро-Босанским Гавриилом (Аврамовичем; 1578-1588) (Српски jepapcu. С. 97). В диптихе Г. основание мон-ря отнесено к 1557 г. В нач. XVII в. в опустевшее Г. по просьбе серб. населения из мон-ря Крка пришли монахи Авксентий (Бранкович), Виссарион (Вучкович) и Мардарий (Орлович). Вероятно, именно с ними связано возникновение рукописи Евангелия учительного, переписанного в 1590 г. в мон-ре Крка, а потом долгое время хранившегося в Г. (Загреб, Исторический музей Хорватии. Ф. Гомирье, 1). К 1602 г. относится строительство деревянной ц. во имя св. Иоанна Крестителя. 27 сент. 1619 г. гр. Вук Франкопан дал мон-рю дарственную, а в 1621 г. он построил в мон-ре дозорную башню для предупреждения тур. нападений. С 1609 г. Г. подчинялся епископу с кафедрой в мон-ре Марча , его насельники неск. раз возглавляли кафедру, напр. Василий (Предоевич; 1644-1648). Когда в 1671 г. вместо правосл. епископа насильно был поставлен униатский, Г. стал центром сопротивления унии, насаждаемой австро-венг. властями. В этот период при мон-ре действовала школа. Еп. Карловацко-Сеньско-Приморский Даниил (Люботина ; 1713-1739), бывший до избрания игуменом Г., между 1718 и 1722 гг. заменил деревянный храм мон-ря каменным, с удлиненным основанием с полукруглой апсидой и узкой припратой, увенчанным крестообразным сводом, и освятил его в 1730 г. В 1719 г. он перестроил башню Франкопана в братский корпус. В 1747 г. на монастырском кладбище была построена часовня в честь Успения Пресв. Богородицы, освященная митр. Карловацким Павлом (Ненадовичем ; 1749-1768). Разрушена в кон. XIX в. В XVII-XVIII вв. в Г. предположительно действовал скрипторий, снабжавший книгами церкви Горно-Карловацкой епархии. Известно имя переплетчика - мон. Феодор Гомирац. В 1771 г. в монастырской б-ке было 50 рукописных книг, к сер. XIX в. их число сократилось до 18. В авг.-сент. 1941 г. в Г. было изъято 14 рукописей 1-й пол. XVI - кон. XVIII в. С послевоенного времени это рукописное собрание Г. находится в Историческом музее Хорватии в Загребе ( Мошин В. рукописи Nobujechor мyзeja Хрватске и Копитареве збирке. Београд, 1971. 1. С. 16-17, 19-21, 24-25, 28-31, 43-44, 53-54, 74-78, 82-87, 101, 108; 7, 10-12, 16, 22, 24, 26, 38, 48, 71, 73, 79, 89).

http://pravenc.ru/text/166117.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН († 3.09.1580 (?), Ростов), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Власатый, Милостивый, Ростовский. Краткое Житие И. известно в неск. редакциях в списках XVII-XIX вв. и имеет названия: «Житие», «Повествование», «Чудеса», «О чудесах». Наиболее ранний список - в Четьих-Минеях Иоанна Милютина (ГИМ. Син. 808. Л. 1447-1451, 1646-1654 гг.; перечень списков Жития см.: Мельник. 2004. С. 389). Краткое Житие является предисловием (или послесловием, как в списке РНБ. Тит. 3510. Л. 82-90 об., XVIII в., и в публикации в «Ярославских ЕВ» 1877 г.) к описанию чудес, совершавшихся по молитвам к И. Первоначальная подборка чудес включала, по-видимому, 4 чуда и завершалась сообщением о том, что ростовские священники дважды (при царях Феодоре Иоанновиче и Михаиле Феодоровиче ) обращались в Москву с просьбой о строительстве над гробом блаженного новой церкви, к-рая спустя нек-рое время была сооружена на средства купца М. Гурьева, исцеленного по молитвам к И. (возможно, тогда же поднимался вопрос о канонизации святого). Подборка, к-рая состоит из 11 чудес, читающаяся в большинстве списков, сложилась позднее. Блж. Иоанн Ростовский. Икона. XVIII в. Ростов (ц. Толгской иконы Божией Ма-тери в Ростове) Блж. Иоанн Ростовский. Икона. XVIII в. Ростов (ц. Толгской иконы Божией Ма-тери в Ростове) Хронологические данные об И. противоречивы. В списках ранней редакции (в т. ч. в Милютинских Четьих-Минеях и в более поздних рукописях, напр., в списке 2-й пол. XVII в. РНБ. Тит. 1434) сказано о приходе блаженного в Ростов в 1570/71 (7079) г. В большинстве списков сообщается о кончине И. в 1580 (7089) г. В поздних рукописях и в пересказах Жития встречаются сведения о преставлении И. в 1572, 1582 или 1589 г. (последняя дата, очевидно, возникла при вычислении года от Рождества Христова путем вычитания из 7089 не 5509, а 5500 лет). В Житии в Милютинских Четьих-Минеях память святого указана под 3 сент., в заголовке Жития в списках XVIII-XIX вв. память, как правило, отмечена под 12 нояб. В «Описании о российских святых» (сочинение известно в рукописях XVIII-XIX вв.) и в старообрядческих святцах (БАН. Дружин. 131. Л. 6) день празднования И.- 3 сент.

http://pravenc.ru/text/469398.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Москва. XVII.] Прп. Макарий Желтоводский (на лицевой стороне Св. Троица). Шитьё. Пелена подвесная. Москва. Начало XVII в. Вклад царя Михаила Федоровича Романова и его матери инокини Марфы в Макарьевский Унженский монастырь. Собрание Костромского музея. Файл 7940.jpg:   Размер: 1149x1200, 1.38 MPix, 336 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (179) , (8) . Описание: [Россия. 2004.] Прп. Макарий Желтоводский, Унженский. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2004 г. Файл 7941.jpg:   Размер: 1100x1200, 1.32 MPix, 202 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (180) , (4) . Описание: [Кострома. 1620-е.] Прпп. Макарий Унженский и Иаков Железноборовский. Икона. Кострома. 1620-е гг. 160. х 110. Из церкви Успения в Костроме. С 1929 в КГОИАМЗ " Ипатьевский монастырь " . Файл 7942.jpg:   Размер: 821x1200, 0.99 MPix, 232 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (180) , (5) . Описание: [Галич. Н. XVIII.] Прп. Макарий Унженский с житием. Икона. Кострома. 1-я треть XVIII в. 67. х 59. Из церкви Ввведения в Рыбинской слободе в Галиче (Костромская обл.). С 1964 в КГОИАМЗ " Ипатьевский монастырь " . Файл 7946.jpg:   Размер: 1605x1800, 2.89 MPix, 543 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (265) , (7) . Описание: [Галич. Н. XVIII.] Прп. Макарий Унженский с житием. Икона. Кострома. Начало XVIII в. 102. х 88. Из с. Починок (Чухломский р-н Костромской обл.). С 1965 в ГТГ. Г. Москва. Файл 7947.jpg:   Размер: 1506x1800, 2.71 MPix, 534 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (219) , (4) . Описание: [Галич. XVIII.] Прп. Макарий Унженский. Скульптура, темпера. Галич. Последняя треть XVIII в. 158. х 91. Из церкви Успения в Солигаличе (Костромской обл.). С 1968 в КГОХМ, г. Кострома. Файл 7948.jpg:   Размер: 716x1200, 0.86 MPix, 117 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (151) , (3) . Описание: Преподобный Макарий Желтоводский Чудотворец. XVII в. Дерево, темпера. 32,3 х 27,2 см. Место создания: Россия. Кинешемский художественно-исторический музей. Файл 33188.jpg:   Размер: 664x800, 0.53 MPix, 109 Kb. Дата: 2018-12-10, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (80) , (0) . Описание: Преподобный Макарий Унженский. Конец XVII века. Мастер круга Оружейной палаты. 31,3 х 26,5 х 3,7. Дерево, левкас, темпера. Музей русской иконы, Москва. Файл 33189.jpg:   Размер: 768x922, 0.71 MPix, 238 Kb. Дата: 2018-12-10, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (82) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2318-photo

ГРИГОРИЙ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 12 , С. 556 опубликовано: 7 июля 2011г. ГРИГОРИЙ патриарх Александрийский (1346-1370). В т. н. Дионисиевском каталоге Александрийских патриархов под 82 указан как Григорий IV (Γρηϒριος ) ( Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. С. 8). Согласно др. сведениям (см., напр.: Лопарев. Каталог алекс. патриархов. С. XLVI), в это время на патриаршей кафедре находился Григорий II . Еще один Григорий, патриарх Александрийский, указан в справочнике Дж. Федальто между 1523 и 1564 гг. ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 585). А. А. В. Рубрики: Александрийская Православная Церковь Александрийская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Патриархи Александрийские Григорий, патриарх Александрийский (1346-1370) См.также: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АПОЛЛИНАРИЙ († ок. 568 г.), свт., Патриарх Александрийский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/166603.html

Иоанн (Кухтин) Иоанн (Кухтин Михаил Иванович), митр. б. Пражский и всея Чехословакии. Родился 20 сентября 1901 года в семье священника, в станице Каргапольской, Ростовской епархии. Учился в Новочеркасской духовной семинарии, в которой окончил четыре класса. В октябре 1920 года эвакуировался в Грецию, а в 1922 году выехал в Югославию и там поступил в 4-й класс Призренской духовной семинарии, которую и окончил в 1926 году. В апреле 1927 года пострижен в монашество. В мае 1927 года был рукоположен в сан иеродиакона, а затем в сан иеромонаха. В октябре 1930 года был назначен настоятелем монастыря Св. Прохора Пчинского, а затем – монастыря Св. Георгия Делядровского. С осени 1931 года до 1950 года проживал в Югославии, посвящая себя богословской науке и приходской деятельности. В 1936 году закончил Православный Богословский факультет в Белграде и до 1948 года в звании игумена нёс послушание, как настоятель монастыря в Дечанах, как священник Загребской епархии. С 7 ноября 1948 года – профессор духовной семинарии в гор. Призрене. В 1950 году переехал в Болгарию, а оттуда был вызван в Чехословакию митрополитом Елевферием и был назначен воспитателем студентов Православного богословского факультета в Пряшеве. С 1 окт. 1953 года – доцент того же факультета в сане архимандрита. 24 окт. 1954 года хиротонисан во епископа Жатецкого. 17 мая 1956 года избран Председателем Православной Церкви в Чехословакии с титулом митрополита Пражского и всея Чехословакии. В 1965 году уволен на покой. Проживает в г. Одессе. Литература «ЖМП» 1956, 7, стр. 71–75. 1957, 1, стр. 11. 1958, 5, стр. 3, 4. 1958, 6, стр. 5, 10. 1958, 7, стр. 43, 74–75, 8. 1958, 8, стр. 10. 1958, 9, стр. 28. 1959, 2, стр. 9. 1959, стр. 79. 1959, 5, стр. 19. 1959, 6, стр. 10, 12. 1959, 9, стр. 13. 1959, 10, стр. 73. 1960, 1, стр. 4, 12. 1960, 2, стр. 10. 1960, 3, стр. 5, 9. 1960, 10, стр. 27, 29, 30. 1960, 12, стр. 5 «Русск. Прав. Церк.» стр. 170, 189 «Состав Иерархии Русск. Прав. Церкви на 1966 год» Епископа Иоанна Снычева, стр. 82 Er wurde 1964 in den Ruhestand versetzt und kehrte 1965 in die Sowjetunion zurück, wo er dann im Uspenskij-Kloster in Odessa lebte. Seit 15.05.1975 war er bettlägerig. Gestorben am 05.06.1975 in Odessa. Literatur МР 1964, 12, 5. 1966, 11, 6. 1968, 8, 9. 1971, 12, 21; StdO 1971, 12, 56 f. (70. Geburtstag). 1975, 9, 39–42: Nekrolog Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Платон (Кзельбут или Кульбуш Павел), еп. Таллинский (Ревельский) Родился в 1869 году в семье псаломщика. В l893roдy окончил С.-Петербургскую духовную академию. Рукоположен в сан иерея. С 1904 года настоятель Православно-Эстонской Исидоровской церкви в С.-Петербурге. Заведывал свечным делом Сю-Петербургской епархии. Возведен в сан протоиерея. Пострижен в монашество. В январе 1918года хиротонисан во епископа Ревельского, вик. Рижской епархии. В этом же году временно управлял Рижской епархией. Скончался 14 января 1919 года в г.Тарту (Юрьев). Погребен под кладбищенской церковью в г.Юрьеве. Литература: «Церк.Вед.» 1918, I, стр.6. ФАМ II, 74, стр.8. Platon (Pavel Petrovi) wurde am 13.7.1869 in der Ep. Riga geboren. Abschluß der GA Petersburg als mag. theol. 13.1.1918 Bvon Reval (durch M Benjamin und В Artemij von Luga geweiht). Mit Eifer nahm er sich der Wiederherstellung des Gemeindelebens an, das in den Revolutionswirren zum Erliegen gekommen war. Er visitierte persönlich 71 Gemeinden. Am 21.12.1918 wurde Tartu (Jurev), wo er sich gerade aufhielt, von den Bolschewisten wieder erobert. Mit anderen Priestern hat man ihn am 2.1.1919 auf der Straße verhaftet. Am 14.1.1919 , als sich die estnischen Befreiungstruppen Tartu näherten, wurde er irn Keller der Hypothekenbank erschossen. Sein Leichnam hatte sieben Stich- und vier Feuerwaffenwunden. Er wurde am 8.2.1919 in Tallin begraben. Literatur : M. Pol " skij, Novye mueniki I, 82–83, 178. Bote der Russischen Diözese der ROK im Ausland, 1982,2 9–12. Prav. Put’ 1980,133–135. W. Kahle, Die Orthodoxie im baltischen Raum, in· Kirche im Osten 21/22(1978/79)91f. Theophil Laatsi, Die Estnische Orthodoxe Kirche in der Heimat und im Exil, in: Acta Baltica 6(1987)63. Regel‘son 524. I.M. Andreyev, Russia’s Catacomb Saints 586. D.O. Schabert (Hg), Die Märtyrerakte des Revalschen Bischofs Platon vom Jahre 1919, in: Zeitschrift für Kirchengeschichte 52(1933)358–385. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

9 бил. А. Лев III Исавр. Характеристика. Большая победа над арабами Законодательство. Фемная организация. Финансы. Иконоборчество (Мотивы. Начало борьбы. Италия). Константин V Копроним. Борьба с арабами, с болгарами. Вопрос о славянизации балканского п-ва. Борьба с иконопочитанием. Собор в Иерии. Лев IV. Константин VI. Ирина. Собор в Никее. Интриги и борьба Ирины и Константина. Карл Великий. Никифор I. Церковная и финансовая политика. Арабы. Славяне. Ставракий. Михаил I Рангави. Лев V Армянин. Ликвидация войны с Болгарией. Борьба против иконопочитания (63–71). B. Религиозное значение императорского сана. Православие, как политический фактор. Император – распространитель православия. Борьба с персами, исламом. Искоренение ересей (36–38). C. Иосиф Генесий. Его история царей. Иоанн Камениат. Лев Диакон. История времени 959–75 гг. Михаил Атталиат. 10 бил. А. Михаил VI из Амория. Фома – претендент. Крит. Сицилия. Феофил. Характеристика. Хазарские дела. Херсон. Борьба с арабами. Церковные дела. Михаил III Пьяница. Феодора. Конец иконоборчества. Сицилия. Борьба со славянством, с халифатом. Павликиане. Варда и Михаил. Россы Кирилл и Мефодий. Борис. Фотиев раскол. Гибель Варды и Михаила. Василий I. Характеристика. Развитие дела Фотия. Успехи в Италии и Сицилии. Война с павликианами (71–82). B. Значение церемониала. Его современные пережитки. Два донесения Лиутпранда. Современный церемониал КП. патриарха. (39– 42). C. Никифор Вриенний. Анна Комнина. Иоанн Киннам. 11 бил. А. Лев VI Философ и Александр. Характеристика. Отношение к Риму и низложение Фотия. Законодательство. Лев Триполийский. Сарацины. Царь Симеон. Семейные дела Льва. Александр. Константин VII Порфирородный. Борьба с Симеоном. Роман Лекапин. Мир с Болгарией. Петр. Критские корсары. Борьба на юге. Борьба с халифатом. Армянская держава. Ашот Смбат. Игорь Киевский. Аграрный вопрос. Соправители. Церковные дела. Падение Лекапинов. Крещение Ольги. Роман II. Семейные дела и характеристика. Внешние успехи. Никифор Фока и завоевание Крита (82–92).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Судьбу правосл. духовенства на ливонских землях определили постановления Ям-Запольского русско-польск. договора в 1582 г. Было достигнуто соглашение, что правосл. духовенство, находившееся в ливонских городах, получит возможность уехать в Россию вместе с иконами и церковной утварью. Для наиболее удаленных городов в бассейне Зап. Двины устанавливался крайний срок - 4 марта, но такие центры, как Юрьев (Дерпт) и Феллин, должны были перейти под польск. власть раньше. Сразу после заключения мирного договора командующий польск. армией Ян Замойский лично отправился в Дерпт, чтобы удалить оттуда епископа и других русских. В Дерпте также была организована коллегия иезуитов. По русско-швед. договору 1583 г. в состав Шведского королевства вошли земли Сев. Ливонии, ранее занятые рус. войсками, а также такие рус. земли, как г. Корела (ныне Приозёрск) с уездом и новгородские пригороды - Ям, Копорье и Ивангород. На этих землях оставалось правосл. духовенство, но возникли сложности в его отношениях со своим духовным главой - Новгородским архиепископом, население этих земель - русские и карелы - стало объектом лютеран. пропаганды. Ист.: Повесть о начале и основании Печерского мон-ря, взята из древних летописцев. М., 1831. С. 8; Книга посольская Метрики Великого княжества Литовского, содержащая в себе дипломатические сношения Литвы в государствование кор. Стефана Батория. М., 1843. 82-83; АЗР. 1848. Т. 3. 137, 143; Monumenta Livoniae antiquae. Riga; Lpz., 1847. Bd. 5. N 191; Russow B. Chronica der Prowintz Lyfflandt//Scriptores rerum Livonicarum. Riga; Lpz., 1853. Bd. 2. S. 134, 140, 142; Псково-Печерский мон-рь. Новг., 1864. С. 131, 17; Сапунов А. П. Витебская старина. Витебск, 1885. Кн. 4. Ч. 1. С. 122, 134, 140, 156-157, 189, 195, 213-214, 217, 232; Донесение кн. Александра Полубенского//Тр. X Археол. съезда в Риге. М., 1900.Т. 3. С. 127; ПСРЛ. Т. 13. 2-я пол. С. 295, 299, 304-306, 345-346, 358, 363, 366, 403; Т. 30. С. 157, 160, 194; Renner J. Livländische Historien. Lübeck, 1953. S. 79; Псковские летописи. М.; Л., 1955. Вып. 2. С. 235-236, 239-240, 244, 248; Разрядная книга 1475-1605 гг. М., 1982. Т. 2. Ч. 3. С. 490-491, 503, 508 и др.; 1984. Т. 3. Ч. 1. С. 7, 10, 14, 20; Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983. С. 170, 173, 179-180, 183-184, 204, 218, 221, 224; Курбский А. М. История о великом князе Московском//ПЛДР. 2-я пол. XVI в. М., 1986. С. 282-284, 286, 288; Столбцы дел московских приказов (Городового, Поместного, Разрядного) по управлению ливонскими городами 1577-1579 гг./Подгот.: Н. Ф. Демидова//Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв. М.; Варшава, 1998. Т. 3: Док-ты Ливонской войны. С. 61, 63, 70-82, 95; Книга полоцкого похода 1563 г.: (Исслед. и текст). СПб., 2004. С. 67, 70-71, 77; Степенная книга царского родословия. М., 2008. Т. 2. С. 381, 384-387.

http://pravenc.ru/text/2110471.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010