Материалы для истории Крымской войны и обороны Севастополя. Сборник, издаваемый по устройству Севастопольского музея под ред. Н. Ф. Дубровина. Спб. 1871—1874 — 429. Мекензиевы горы — возвышенность в окрестностях Севастополя — 422. Меншиков кн. Александр Сергеевич (1787—1869) — ген.-адъютант, адмирал, во время войны 1853—1856 гг. главнокомандующий Крымской армии (до 15 февраля 1855 г.) — 415, 417, 424 («князь Лександра»), 425 («Менщик»), 426 (idem), 427—430. Менщик. См. Меншиков кн. А. С. Меньков Петр Кононович (в рукописи ошибочно — Миньков) (1814—1875) — ген.-лейтенант, известный военный писатель и деятель, редактор «Русского инвалида» и «Военного сборника» — 282, 420. Мериканский флот. См. Американский флот. Милошевич Мария Николаевна — дочь Н. С. Милошевича, издательница его воспоминаний — 418, 419. Милошевич Николай Степанович (1828—1901) — участник кампании 1853—1856 гг. и обороны Севастополя. Автор воспоминаний: «Из записок севастопольца» СПб., 1904 — 418—420. Милютин гр. Дмитрий Алексеевич (1816—1912) — ген.-адъютант, военный министр, военный писатель и деятель — 283. Миньков. См. Меньков. Митрофаний (1623—1703) — епископ воронежский, святой — 27, 52. Михаил Николаевич (1832—1909) вел. кн. — четвертый сын имп. Николая I — 412, 414, 415, 418, 425 (один из «князьков»), 429. Михайловская батарея. См. Батареи. Мияковский В. В. «Неизданные строки Л. Н. Толстого. Ночь весною 1855 г. в Севастополе» — 392. Мольер (1622—1673) — «Тартюф» — 364 (Тартюф). Морская улица (Большая улица) — одна из главных улиц Севастополя, идущая от Николаевской площади к Театральной в западной его части — 19, 82. Моод (Eylmer Mood) — английский писатель, председатель Толстовского Общества в Лондоне, биограф Толстого — 386, 389. Москва — 62, 63, 67, 71, 72, 162. Мост Большой через бухту — пловучий мост, устроенный в конце осады Севастополя между Михайловской (на Северной стороне) и Николаевской (на Южной стороне) батареями; он имел в длину 430 саж. и 20 саж. пристаней, в ширину 3 сажени. По нему совершалось 27 августа 1855 г. отступление Севастопольской армии на Северную сторону — 80, 116, 118, 299.

http://predanie.ru/book/220794-sevastopo...

Мария Магдалина проповедует правителям Марселя. Роспись ц. Санта-Маддалена в Ренчо. 1370–1390 гг. Равноап. Мария Магдалина проповедует правителям Марселя. Роспись ц. Санта-Маддалена в Ренчо. 1370–1390 гг. В средневек. арм. Синаксаре Тер-Исраэла память М. М. отмечена неск. раз: под 16 или 17 хротица (22 или 23 июля) с изложением сказания о ней, согласно к-рому после Вознесения Христова она вела аскетический образ жизни при ап. Иоанне Богослове в Эфесе и была там погребена в пещере, где позже уснули 7 отроков (PO. T. 21. Fasc. 6. P. 763-764, 769); под 2 ахекана (9 апр.) в соборе апостолов (в списке жен-апостолов: Ibid. Fasc. 3. P. 280; здесь отмечено, что М. М. много пострадала за Христа от Каиафы, а ее тело погребено на поле близ Назарета, носящем ее имя); под 9 ахекана (16 апр.) в соборе жен-мироносиц (Ibid. P. 306-307; наряду с основной версией о погребении М. М. близ Назарета указаны также «эфесская» и зап. версии). В 2 последних случаях упоминается и др. Мария, к-рую «некоторые тоже называют Магдалиной», но к-рая скончалась вдали от Иерусалима. В копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиопской версии сказание о М. М. помещено под 2 абиба/хамле (22 июля); отмечается, что она обратила ко Христу мн. женщин и была поставлена диакониссой (Ibid. T. 7. Fasc. 3. P. 433-435; T. 17. Fasc. 3. P. 693-694). В средневек. сиро-яковитских Минологиях память М. М. помимо 22 и 23 июля встречается также под 7 февр. (Ibid. T. 10. Fasc. 1. P. 56, 71, 82, 111, 123). На груз. языке под 22 июля сохранилась метафрастическая (расширенная) версия Жития М. М. в коллекции Кутаисского государственного историко-этнографического музея (Кут. 3. Л. 674-649. XVI в.) и синаксарное упоминание, составленное в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) и включенное им в Великий Синаксарь, к-рый сохранился в рукописях XI в. (Ath. Iver. georg. 30; Hieros. Patr. iver. 24/25; Sinait. iber. 4; НЦРГ. А 97, 193, Н 2211; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 272). Почитание на Западе В отличие от вост.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

50 КВИЕТИЗМ (от лат. quietus — спокойный, безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному “спасению”. Возникло в 17 в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле — созерцательность, бездейственность. 51 За то поразит их лев из леса, волк пустынный опустошит их, барс будет подстерегать у городов их: кто выйдет из них, будет растерзан; ибо умножились преступления их, усилились отступничества их. 52 МАССИЛЬОН (Массийон) Жан Батист (1663—1742) Французский епископ, проповедник. 53 БУРДАЛУ (Bourdaloue) Луи (1632—1704), французский священник и религиозный писатель. Книга “Проповеди” (т. 1—17, издана в 1707—34). 54 НИКАНОР (в миру Александр Иванович Бровкович) (1827—90), русский православный философ, публицист, духовный писатель. В 1868—71 ректор Казанской духовной академии, с 1871 епископ, с 1886 архиепископ Херсонский и Одесский. Главный труд — “Позитивная философия и сверхчувственное бытие” (т. 1—3, 1875—88). 55 ПАЛЬМЕР (Palmer) Уильям (1811—79) — англиканский архидиакон. С целью воссоединения Англиканской церкви с Восточной православной дважды посетил Россию в 1840-х гг. После неудачи этих попыток перешел в католичество (1855). Вел переписку с А. С. Хомяковым, написал книгу о патриархе Никоне. 56 ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ (Teresa de Avila), Тереза Иисусова (1515—82), испанский мистик, монахиня-кармелитка с 1533. В 1562 ушла из монастыря и основала новую обитель, что привело в 1580 к выделению ордена т. н. босых кармелиток (а также кармелитов — см. Хуан де ла Крус). В 1960-х гг. причислена Католической церковью к учителям Церкви. Один из лучших писателей испанского “золотого века”. Основные сочинения — “Книга о моей жизни” (1562—65), “Путь к совершенству” (1583), “Внутренний замок или Обители души” (1589). Память в Католической церкви 15 октября. 57 ГЕБРАИСТ — специалист по изучению еврейского языка. 58 БАРОНИЙ (Baronius, Baronio) Цезарь (31 октября 1538 — 30 июня 1607, Рим), крупнейший историк католической церкви эпохи Контрреформации, член монашеской римской конгрегации ораторианцев, кардинал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3034...

Холмская Русь. Исторические судьбы русского Забужья. Изд. при Министерстве внутренних дел П. Н. Батюшковым//Общая польза. СПб., 1887. Титов И. В. Речь члена Государственной Думы И.В.Титова по смете Св. Синода, 64-е заседание Государственной Думы 23 февраля 1911 г. СПб., 1911. Тихомиров Л. А. Государство и Церковь //Русское обозрение. 1895. Кн. 5. С. 400–409. По поводу статьи Л. Соловьева. Тихомиров Л. А. Рабочий вопрос и русские идеалы. М., 1902. Гр. Толстой Д. Римский католицизм в России. Т. I–II. СПб., 1877. Трегубое И. Сектанты и военная служба//Вестник Европы. 1913. Кн. 12. С. 194–211. Данные 4-х судебных процессов в 1913 г. Уголовное уложение. Ст. 82. Уложение о наказаниях. Ст. 187, 189. Философов Д. Старообрядчество и Православие//Русская мысль. 1911. Кн. 5. Отд. 2. С. 62–71. Вопрос объединения со старообрядцами в связи с переходом архим. Михаила в старообрядчество и нарушением им предписаний старообрядческого съезда. Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.). М., 2002. Францев В. А. Карты русского и православного населения Холмской Руси. Варшава. Холмское Св.-Богородицкое братство. 1909. Фуделъ И. Русское дело в Подляшье//Русское обозрение. 1898. Кн. 1.С. 504–512. О русской народной школе в юго-восточной части Седлецкой губернии. Хвалынский М. И. Из истории женского образования в Западной России. Женские гимназии, ведомства, учреждения императрицы Марии//Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер. Ч. 32. 1911. Апрель. Отд. 3. С. 193–236; ч. 33. Май. С. 1–23. Период 1858–1860 гг. Хилков Д. А. Письма кн. Д. А. Хилкова к М. С. Дудченко, сообщил М.А.Новоселов//Богословский вестник. 1917. Т. 1. Январь. С. 61–73. Письма 1914 г. против обвинения Церкви в искании христианства. Холмитянин. Культурные нужды Холмщины. СПб., 1912. Холопов И. Борьба за религиозное мировоззрение//Русская мысль. 1914. Кн. 2. Отд. 2. С. Цветаев Д. В. Учреждение русских гимназий в Варшаве. К истории русского просвещения в Царстве Польском//Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер. Ч. 24. 1909. Декабрь. Отд. 3. С. 162–178. Период 1860-х годов, по Варшавским архивам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

В своем «Тактиконе» св. Никон Черногорец († 1060) свидетельствует о монахах армянах-халкидонитах, состоявших в братстве Антиохийских монастырей, относительно которых он указывает на их полезную деятельность в качестве полемистов: «И доднесь отцы наши и патриархи берут их с Богом на борьбу с врагами, когда на соборе возбуждается что-либо против еретиков-армян, так как они сведущи в их языке и писаниях. И недавно ещё при блаженных патриархах в наше время случилось, как некоторые из них в весьма малом количестве не дали отнюдь еретикам (армянам) и слово испустить или языком шевельнуть, хотя еретиков-армян и было весьма много». Как не сказать и о том, что одним из выдающихся и ведущих народов многонациональной Византийской Империи были армяне, среди которых было огромное множество православных 71 . Из среды армяно-халкидонитских общин Византии были выдвинуты знаменитые императоры и императрицы: Ираклий I 72 , Артавазд 73 , Мария 74 , св. Феодора 75 , Василий I Македонянин 76 , Никифор II Фока 77 , Иоанн I Цимисхий 78 ; легендарные полководцы: Нарсес 79 , Мжеж Гнуни 80 , Иоанн Куркуас 81 , св. Феодор Гаврас 82 и многие др.; патриархи константинопольские: св. Стефан I (память мая 17 (30)) 83 , Феофилакт Лакапин (Ваштакян) 84 , Михаил II Куркуас (1143–1146) и др. Добавим, что кроме императоров, патриархов и военачальников, большую роль в жизни Византии играли армянские халкидонитские чиновники, купцы и строители, особенно в эпоху Македонской (Армянской) династии (IX–XI вв.). В IX в. множество учёных армян-халкидонитов преподавали в школах и монастырях, а также в знаменитом Магнаврском университете Константинополя: Вард Мамиконян (брат Феодосии, супруги Льва V Армянина), ученый-астроном Баграт-Панкратиос, философ Фет, грамматик Комитас, знаток математики, астрономии, технических наук и собственно сам ректор Магнавра Лев (Левон) Математик, патриарх Иоанн Грамматик 85 и др. (хотя двое последник впоследствии впали в иконоборчество); писали исторические, правовые, научные, философские и богословские труды: хронограф Иосиф Генесий (IX в.), сын видного патриция Константина Армянина; полководец Катакалон Кекавмен (XI в.), магистр и дукс Антиохии; Георгий Вардан, митрополит Керкирский (XII–XIII вв.); известный математик Артавазд Николай Рабдас из Смирны (1320–1370 гг.); знаменитый юрист, солунский префект и номофилакс Константин Арменопул (1320–138083 гг.) и многие др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 12.11.2020). 71 Шкаровский М.В., Никитин Д.Н. Ленин./Православная энциклопедия. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pravenc.ru/text/2463379.html (дата обращения: 15.11.2020). 72 Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 583–584. (Козаржевский А.Ч. Церковноприходская жизнь Москвы 1920–1930-х годов//Журнал Московской Патриархии. 1992. 11/12. С. 22–23). 76 Плякин М., свящ. Просвещение молодежи в годы гонений//XVI Межрегиональные Пименовские чтения. Молодежь: свобода и ответственность. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2019. С. 22. 78 Гавриил (Игошкин)/«Древо» открытая православная энциклопедия. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://drevo-info.ru/articles/16227.html (дата обращения: 08.11.2020). 80 Кашеваров А.Н. Разработка советскими органами тактической линии в отношении Православной Церкви в период окончания гражданской войны и перехода к НЭПу//Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2012 С.103. 81 См.: Русак В. История российской Церкви./Православная энциклопедия «Азбука веры». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 16.11.2020). 82 См.: Лобанов В.В. Материалы Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б)-ВКП(б) как источник по истории «обновленческого» раскола/Электронная библиотека ИРИ РАН – [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 30.11.2020). 83 См.: Петр (Полянский) , митр. Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего престола, сщмч.: †1937. ». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: обращения: 30.11.2020). 84 Протоколы по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП (б) – ВКП (б) (Антирелигиозной комиссии) 1922–1929 гг./сост. В.В. Лобанов. – М.: ПСТГУ, 2014. С. 183–184. 87 См.: Лобанов В.В. «Следствие не нуждалось в объективном доказательстве и подтверждении вины»: документы Госархива Российской Федерации о репрессиях против обновленческого духовенства и мирян во второй половине 1930-х гг.//Отечественные архивы. 2009. 6. С. 94–101. 88 См.: Краснощеков К., прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Още веднъж по въпроса за старобълг. преводи на Протоевангелието на Яков//Лингвистични студии. Вел. Търново, 1994. С. 71-80; она же. Германов сборник от 1358-1359 г.: Изслед., изд. на текста. София, 2006. С. 80-84; Творогов О. В. Евангелие Иакова//СККДР. Вып. 1. С. 119-120; он же. Древнерус. четьи сборники XII-XIV вв.//ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 3-33; Станчев К., Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988. С. 82-85, 110; СтБл. 1992. С. 377-378; Ivanova K. Bibliotheca Hagiografica Balcano-Slavica. Sofia, 2008. S. 192-194 (3а-д), 309 (3), 383 (4а-б), 498 (6а-б). А. А. Турилов Иконография Богоматерь. Фрагмент композиции «Благовещение». Мозаика ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо. 1143-1148 гг. Богоматерь. Фрагмент композиции «Благовещение». Мозаика ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо. 1143-1148 гг. Влияние текста И. П. на иконографию можно отметить с V в., прежде всего в наличии апокрифических деталей в композициях «Благовещение» и «Рождество Христово». Рассказ И. П. об избрании Девы Марии в числе др. дев для изготовления завесы для Иерусалимского храма после Ее обручения с Иосифом и о том, что по жребию Ей выпало прясть коккин и пурпур, нашел отражение в композиции «Благовещение», где Богоматерь держит в руках веретено и пурпурную пряжу (ранние примеры - рельеф саркофага из ц. Сан-Франческо, Равенна, после 400; мозаика триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-445). Сцена «Благовещение у колодца», также основанная на И. П. (напр., на пластине слоновой кости на окладе Евангелия из сокровищницы Миланского собора, V в.), вошла в житийные циклы Богоматери, а в поздневизант. период - в иллюстрации акафиста . История исцеления высохшей руки повитухи, усомнившейся в приснодевстве Богородицы, запечатлена в композиции «Рождество Христово» на пластине слоновой кости трона архиеп. Максимиана (сер. VI в., Архиепископский музей, Равенна), а изображение этого персонажа и сцена омовения Младенца Христа с VI в. становятся традиц.

http://pravenc.ru/text/200365.html

76. Его заботами была издана по–итальянски книга: Nil Sorskij. La vita e gli scritti. A cura di Enzo Bianchi. Torino, 1988. 77. Μονχος Βασλιος (Γρολιμονδ). Το ν σοις πατρς ημν Νελου Σρσκυ παντα τα σωζμενα σκετικ. Θεσσαλονκη, 1985. 78. Grolimund V. II ruolo di Nil Sorskij per il monachesimo del XXI secolo//Nil Sorskij e lesicasmo. Atti del II Convegno ecumenico internazionale… P. 307. 79. Эта датировка подтверждается филигранями бумаги рукописей: в подавляющем большинстве случаев — голова быка типа: Брике, 15376 и 15377 — 1498 и 1505 гг. 80. Лл. 251–255 об. исписаны более поздним почерком, по–видимому, XVII в.; водяной знак этой бумаги — виноград типа: Брике, 13205 — 1599 г. 81. Казакова Я. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. JI., 1970. С. 248. 82. См.: Лихачев Д. С. Текстология. На материале русской литературы XXVII вв. М.; Л., 1962. С. 66–71. 83. Там же. С. 80. 84. Лихачев Д. С. Текстология. С. 74: «Верное же исправление испорченного места очень часто крайне затрудняет работу текстолога: текстолог предполагает, что перед ним первоначальное чтение, и оно, действительно, первоначальное, но “возвращенное”, появившееся вторично, в результате верного исправления испорченного текста». 85. Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев; их литературные труды и идеи в древней Руси. Часть первая. Преподобный Нил Сорский. СПб., 1882. С. 125–126. 86. Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI века. М.; JI., 1960. С. 325–326. 87. Там же. Прим. 174. 88. Клосс Б. М. Деятельность митрополичьей книгописной мастерской в 20–х — 30–х годах XVI века и происхождение Никоновской летописи//Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. С. 336 и прим. 41. 89. По альбому Брике, 24 и 25 — 1488–1491 и 1495 гг., по альбому Н. П. Лихачева, 1225 и 1227 — 1488–1489 гг. (рукопись Иосифо–Волоко- ламского монастыря). Б. М. Клосс определяет эту филигрань сходно: «агнец со знаменем — Брике, 24, конец XV в.» (Клосс Б. М. Деятельность… С. 336).

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

64 АФЗХ. Ч. 1. С. 60. 46. Ф.Ф. Сурмин был митрополичьим дворецким и в последующее время при митрополите Варлааме. См. его купчую грамоту 1515 г. (АФЗХ. Ч. 1. С. 162. 179). 70 АФЗХ. Ч. 1. С. 160. 176. Грамоту об обмене «писал митрополич подьячей Якуш Иванов сын Попов». 71 Там же. С. 193–194. 221. «По господинову слову Симона митрополита» менялись земли и в митрополичьих монастырях (АФЗХ. Ч. 1. С. 247–248. 288). 74 АФЗХ. Ч. 1. С. 209. 243. Там же см. текст жалованной грамоты игумену Протасию (С. 207. 239) и аналогичную грамоту обители Константина и Елены (С. 208. 241). 75 АФЗХ. Ч. 1. С. 65–66. 53. В 1499 г. митрополии было «отписано» село Горки дьяком Я. Кожуховым (Там же. С. 66. 54). 76 АФЗХ. Ч. 1. С. 118–121. 129. Аналогичный случай имел место также в 1501–1502 гг. (С. 217–220. 254). 82 Там же. С. 75. 70. Подобные грамоты этого же времени о церковных владениях в Коломенском, Переяславском и в Юрьевском уездах см.: АФЗХ. Ч. 1. С. 105. 113; С. 123–124. 134; С. 132. 150. 83 АФЗХ. Ч. 1. С. 199–200. 224. В марте 1499 г. Иоанн III дал «подорожную» грамоту о беспошлинном проезде людей и саней с товаром для митрополита (Там же. С. 249–250. 293). 89 Там же. С. 126. 138. По благословению митрополита Симона решались вопросы между монастырями о принадлежности земельных угодий (АСЭИ. Т. 3. С. 123). 90 АСЭИ. Т. 2. С. 172. 190. Три года спустя он дал жалованную грамоту Успенскому храму, приписному к этому монастырю (Там же. С. 172. 191). В это же время митрополит Симон обращался к волостелю с просьбой, чтобы тот «лихих людей поунял», оградив священника, служившего в этом храме (Там же. С. 173–174. 192). 93 Лагутенкова О.Ю. Списки Жития преподобного Арсения Комельского//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. Сб. статей в честь В.К. Зиборова. СПб., 1997. С. 37–42. 101 Соколова Г. Фрески Феодосия (1508 г.) и художников середины XVI в. в Московском Кремле (Публикация одного памятника). [Л., 1969]. 104 Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 20; Она же. К вопросу о южнославянских связях в русском лицевом шитье XV–XVI вв.//Проблемы русской средневековой художественной культуры. М., 1990. С. 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

66 Там же. См. также: Титов А. А. Реформы Александра II и их судьба. М., 1910. С. 157: один из цензурных комитетов хотел вырезать из акафиста Божией Матери слова: «Радуйся, незримое укрощение владык жестоких и зверонравных». 67 Цит. по: Герасимова Ю. И. Правительственная политика Александра II в области печати в годы первой революционной ситуации. Дисс. д-ра. ист. наук. М.. 1974. С. 124. 70 Сб. постановлений... С. 422. См. также распоряжения от 28 февр., 22 апр. и 6 июня 1858 г. и от 10 июля 1859 г. 72 Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902. СПб., 1902. С. 73. См. также: Аристов Н. Состояние образования в России в царствование Александра I. Киев, 1879. С. 7, 16, 28. 73 Померанцев А. Слово о том, что религия есть один из существенных признаков народного просвещения и вместе основание общественного благосостояния. М., 1816. С. 6. 81 Алешинцев И. История гимназического образования в России. XVIII и XIX век. СПб., 1912. С. 309. 82 Цит. по кн.: Карташев А В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2 т. М, 1991. Т. 2. С. 369–370. 83 Зайончковский П. Л. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978. С. 130, 135, 138, 150. 85 Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к Леониду, архиепископу Ярославскому. М, 1883. С. 5–6. 89 Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры Св. Синода в XVIII и в первой половине XIX столетия: Изд. 2-е. Казань. 1900. С. 404; ПСЗ-2. Т. VIII. 6657. 93 РГИА, ф. 801, оп. 1, д. 2, л. 1–11 об; См. также: Благовидов Ф В. Указ. соч. С. 419–424; Чистович И А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й половине текущего столетия. СПб., 1894. С. 329 и др. 95 Письма митрополита Московского Филарета к А. Н. М. 1832– 18б7 гг. Киев, 1869. С. 508; Историч. вестник. 1882. 11. С. 397. 99 ОР РНБ, ф. 573, AI/60, л. 95–104 об., 105–112 об. А. Толстой подкреплял свое мнение авторитетом митрополита Киевского Филофея. 100 Еп. Порфирий (Успенский) . Книга бытия моего. СПб., 1901. Т. VII. С. 71. Изданное в переводе на русский язык при А. П. Ахматове, Евангелие имело в образованном обществе большой успех: ОР РНБ, ф. 847, д. 584, Ахматов – Гилярову-Платонову, от 8 декабря 1863 г. Но сам обер-прокурор относился к новшеству неодобрительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010