807 Заметь, что божественные силы как свойство имеют боговидность. Свойство же есть качество постоянное. А отсюда делается ясным, что обладающие достоинствами как свойствами самовластны. Это более пространно представляет Аммон Адрианопольский в словах «О воскресении», написанных им против Оригена . 808 Толкование на нижнем поле без какого-либо значка-указания, к какому месту текста оно относится: Наименование превысоких престолов показывает, что они не причастны ни к какой подножной сниженности; (заметь) и прочее, о чем говорится, что они имеют. 809 Некоей высочайшей природой, учрежденной при Боге, сразу под Ним, он являет престолы, не соприкасающиеся ни с чем материальным, как показывает то, что они не имеют никакой «до ног сниженности», но (обладают) восходящей к Богу, обращенной вверх устремленностью. Он хорошо добавил «надмирно», – вместо бесплотно, невещественно и умопостигаемо, или же умственно. А чтобы ты не счел, что «к верху» означает телесный путь, он добавил «невещественно». 810 Заметь, что и чин святых престолов он назвал богоносным, – как носящий умопостигаемо покоящегося Бога. Обрати (на это) внимание: поскольку блаженный Василий Каппадокийский назвал богоносной плоть, надо рассмотреть, почему так сказано. Но ведь плоть Самого Господа была по существу и по ипостаси соединена с Самим Богом-Словом, почему и говорят отцы, что Он носит плоть и облекся во плоть. Что же странного, если и плоть Его называется богоносной как носящая Бога-Слово в нерасторжимом соединении, Его плотью и называясь, и являясь по праву и по истине? А они, (престолы), по благодати имеющие в себе Бога невыразимым для слова и непредставимым для мысли образом, – богоносными и они по этой причине называются. 811 (Заметь), что первыми первые силы причаствуют Богу и затем они передают меньшим происшедшее в них осияние. 812 (Заметь), что они невосприимчивы для всяких связанных с материей мечтаний и беспримесны по отношению ко всякому снижению. 813 Так составь это (предложение): «У первых сущностей, надо полагать, есть своя собственная во всем единообразная с ними иерархия, располагающаяся (сразу) за осуществляющим их Богоначалием и как бы в преддверии Его поставленная, и они превосходят всякую невидимую и видимую возникшую силу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ювачев Иван Павлович (р. 1860) (псевд.: И. П. Миролюбов), б. мичман, политический ссыльный (организатор военно-революционного кружка в г. Николаеве), зав. метеорологической станцией в Рыковском (1886–1893 гг.), автор известной Чехову книги «Восемь лет на Сахалине» и «Свода метеорологических наблюдений…» – 160, 458, 757, 758, 797, 798, 805, 812, 813, 814, 817, 824, 826, 827, 837, 838, 848, 849, 876, 884, 894 Юрин Семен (р. 1856), поселенец Мгачи, каюр – 125, 453 Юркевич Люциан Станиславович, «заведующий по агрономической части» (1887–1889), поляк – 277, 676, 874 Юровский Лейба, богатый поселенец в Александровске – 90, 94, 329, 673, 774, 818, 878 Ягельская Ягелло Мариания (р. 1865), ссыльнокаторжная Поро-ан-Томари, католичка, ушла от поселенца Котлярова Власа Васильевича и вышла замуж за крестьянина из ссыльных Большого Такоэ Филатова Моисея – 251, 583, 859, 860 Ядринцев Николай Михайлович (1842–1894), исследователь Сибири, писатель, публицист, основатель газеты «Восточное обозрение», автор известных Чехову статей – 338, 346, 685, 723, 769, 773, 774, 811, 842, 859, 875, 881, 883, 886, 889, 890 Яков Беспрозвания, поселенец Рыковского, совладелец Иванова Никанора, бродяга – 69, 402 Яковенко Маркиан Максимович (р. 1855), поселенец Мало-Тымова, «викарий» о. Ираклия – 303, 872, 874 Яковлева Зиновия, ссыльнокаторжная Александровской тюрьмы – 330, 331, 675, 879 Янсон Юлий Эдуардович (1835–1892), экономист, статистик, автор известного Чехову фундаментального труда по теории статистики – 267, 862, 892 Яроватый Афанасий Демьянович (р. 1858), поселенец Сиянцев, незак. жена его – Гаврилова Федосья Петровна – ушла к Маловечкину – 251, 851 Ярцев Николай Николаевич (1857–1895), смотритель поселений Южного Сахалина и смотритель Ведерниковского Станка. Имеются письма его Чехову (ГБЛ) – 144, 172, 198, 204, 210, 231, 239, 249, 334, 365, 366, 471, 507, 537, 539, 648, 680, 697, 789, 835, 848, 849, 850, 852, 857, 859, 877, 880, 883 Ярцева (Таратина) Анна Евгеньевна (р. 1856), штатная акушерка на Сахалине (1880–1896), жена Н. Н. Ярцева – 204, 266, 601, 850, 862

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

Отступничество от религиозных верований и сопровождающее его падение нравственных начал часто появляется лишь как кратковременная 810 эпидемия, охватывающая массы народа, не подготовленного к борьбе с тлетворными влияниями. Но как в первой французской республике, так и в других народах и веках преступления, являющиеся последствием отрицания всего дотоле священного, приводят в ужас большинство и наступает реакция 811 . Это Господь посылает исцеляющее наказание на народ, и большинство возвращается к Господу; эпидемия прекращается, больные выздоравливают и, с ужасом оглядываясь на свое безумие, приносят Господу покаяние, и Господь, по великому милосердию Своему, прощает кающихся. Так и было во Израиле во времена Ииуя; настала реакция против идолопоклонства, и хотя Ииуй «не отступил от грехов Иеровоама... и от золотых тельцов»... но он разрушил капище Ваала, уничтожил позорный культ Ваала и исполнил повеление Господне о доме Ахава (4 Ц. X 29–30); и потому дом его процарствовал до четвертого рода. Глава IV. Военные события: преступления Ахава и пророчество, произнесенное Илиею об истреблении его дома Чтобы понять, как велики были преступления Ахава и его дома, надо предпослать несколько слов о тех милостях, кои явлены были Израилю от Господа несмотря на грехи его и царского его дома в войне с Сириею. Но, заметим мы, в слове Господнем о семи тысячах мужей, оставшихся верными Господу, должны мы вероятно искать причины, почему Венададу Сирийскому не было попущено Господом покорить Израиль, хотя царь его непрерывно гневил Бога. Не много праведных было во Израиле, но и они были причиною спасения его 812 . В главе XX 3-й книги Царств рассказано о начале войны, последовавшей вследствие резких требований очевидно очень сильного царя Сирии, предъявленных к ослабленному голодом и народным бедствием царству Израиля. Царь Сирии назван Венададом, или правильнее – бен-Гадад(ом), т. е. сыном Гадада. Это имя носили многие монархи Сирии, и Венадада времен Ахава не следует смешивать с тем монархом, – носившим то же имя, – который вступил в дружественные сношения с Асою, царем Иудейским, во время войны его с Ваасою, царем Израильским 813 . Еще надо иметь ввиду, что по 3 Ц. XX, 34 Венадад говорит Ахаву: «города, которые взял мой отец у твоего отца, я возвращу»... Стало быть, Венадад времен Ахава был сыном того царя, который вел войну против Амврия, хотя об этом ничего не упомянуто в XVI гл. 3-й книги Царств (Ст. 23–28). Вероятно этот последний Венадад был внуком царя Венадада времен Асы, и между ними был на престоле сын первого Венадада и отец последнего, отнявший города у Амврия, отца Ахава.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

802 О Хориве см. в Исходе III, 1–15 и примечания в II т. Свящ. Летописи. Здесь Моисей видит несгораемую купину и получает повеление от Господа. Здесь Господь являет чрез Моисея Израилю и всему человечеству священное Имя Свое: Аз есмь вечно Существующий: Иегова, Ср. еще примеч. на Быm. I, 1 об именах Божиих. 805 О речи человеческой, как даре Творца, ср. в 1 т. вашей Св. Летописи прим. на Быm. II, 19 (прим. 20-е). «Человек получил, – говорит незабвенный митрополит Филарет, – дар слова вместе с бытием». Запис. на кн. Бытия, стр. 76. 806 Так мы понимаем замечательные выражения Исхода XXXIII, 21–23. И действительно, все, что мы созерцаем даже в природе, есть прошедшее. Свет напр. звезды, когда мы ее видим, шел многое время пока достиг до нас. Так во всем явлениях. 811 Народные бедствия всегда и везде заставляли народы образумиться и всегда считались наказанием за совершенные в народе преступления, когда эти преступления являлись обычными вследствие общего разврата. Таковы напоминания пророков. Но также понимали исторические события и классические историки. 812 См. в кн. Бытия XVIII, 23 32 моления Авраама о Содоме и ср. наше примечание 20-е в этой главе. (Св. Летопись. т. I, in loco). Не можем не обратить внимание, что даже у язычников было убеждение, что благоденствие города находится в зависимости от справедливости и честности его граждан. См. напр. у Гезиода в поэме Раб. и Дни ст. 219–269 и см. в нашем переводе примечания к тексту этого замечательного места. 813 3 Ц. XV, 18–19. Аса и Вааса в 960 году до Р. Хр.; Венадад же времен Ахава облагает Самарию в 907 году до Р.Х. (См. Св. Ист. Богословского, таблицы). 814 Ассирийские разобранные гвоздеобразные надписи, относящиеся к этому времени, также упоминают о множестве мелких государств в Сирии. Об мелких этих царствах см. м. пр. у Роулинсона в его Assyria Ch. IX in the oriental Monarchies (p. 75 in v. II of the 1871 ed.); в конце сказание о несколько древнейшем царе Тиглат-Пилезере I (Феглаффелассар нашей Библии). Время усиления Сирии Дамасской совпадает с временным ослаблением Ассирии, которая однако опять делается грозною при Ассир Изир Пале.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

810. Василики Г. Коста. Присутствие Архиепископа Святого Луки в Греции [Текст]/Василики Г. Коста//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 141–150. 811. Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) [Текст] : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва : Изд-во ФГКУ ГВКГ им. Н. Н. Бурденко, 2013. 488 с. 812. Духовное и врачебное наследие Святителя Луки – профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого [Текст]: о четвёртой междунар. науч.-практ. конф. в филиале 3 глав. воен. клинического госпиталя им. акад. Н. Н. Бурденко: к 135-летию со дня рождения Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) , сост. 31 мая 2012 г./И. Б. Максимов [и др.]//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 46–63. 813. Козовенко, М. Н. Памятные места в Москве , связанные с именем Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) [Текст]/М. Н. Козовенко, В. Н. Князев//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. С. 114–127. 814. Кузыбаева, М. Н. Об экспозиции к 135-летию со дня рождения В.Ф. Войно-Ясенецкого в музейном комплексе СГМУ в Архангельске [Текст]/М. Н. Кузыбаева//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013. – С. 179–185. 815. Четвертая международная научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)» [Текст]: [тезисы]//Военно-мед. журн. 2013. 4. С. 88–92. 816. Иванов, Д. Архангельская ссылка святителя Луки [Текст]: 25 апр. 2012 г. дата открытия новой экспозиции в архангельском музее истории медицины Европейского Севера, на которой будут представлены подлинные предметы, связан. с периодом архангельской ссылки проф. хирургии и епископа Рус. Православ. Церкви свт. Луки (Войно-Ясенецкого) /Д. Иванов, А. Андреева//Православная ярмарка. 2013. (весна). С. 22– 23 : фот. цв. (Тема номера).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Разгневанный император велел рассеять их и держать под стражею в близких к столице монастырях (§ 27). «Но не долго он безумствовал, ибо скоро божественный суд, постигнув его со всем войском, низложил и его в чужой стране. Предприняв поход против скифов (т. е. Болгар), Никифор сделался там жертвою руки неприятельской. Так пал несчастный царь, сделавшись предметом великого позора (τραγδα), а Ромейскую империю подвергнув большому посрамлению (κωμδα)». «Не излишне прибавить к сказанному, что это (будто бы) предсказал ему и великий Феодор». Никифор, возымев неудержимое желание идти против Скифов, пригласил к себе Феодора в одно из пригородных мест и при посредстве вельмож принуждал его согласиться на сделанное им распоряжение, но Феодор будто бы ответил ему словами писания: «не возвратишися путем, имже шел еси». 286 «И действительно, замечает автор, этот непослушный царь лишился жизни в Болгарской стране; сын его Ставракий, едва возвратившись оттуда раненным в столицу, царствовал всего два месяца и умер. – Сам Феодор Студит писал: «говорят, что когда стал умирать знаменитый оный Ставракий, то при самом последнем издыхании сильно томился, трепетал, скрежетал зубами и весьма страшно вопил, говоря: «помогите, помилуй меня, Господи, помилуй! О, сколько людей выходит из моря черные, безобразные, точно бесы, и идут ко мне». А лежал он на берегу моря. Многие там же были, но ничего не видели, а он видел и понимал, – он, который судил многих». 287 – Наследовал престол зять его по сестре, бывший в сане куропалата, Михаил (811–813). Последний немедленно вызвал из ссылки Феодора и бывших с ним, велел освободить и учеников его, содержавшихся под стражею в монастырях и вместе с папою древнего Рима был ходатаем между разногласными в Иосифовском деле: один увещательными письмами, другой личным убеждением помирили патр. Никифора с Феодором Студитом ; Иосиф снова был отлучен от священнослужения (§ 28). По возвращении монахов в Студийскую обитель общество учеников весьма умножилось. Иноки, с благочестием и любомудрием, «не оставались не сведущими и в словесных науках (λογικα τχναι), но занимались изучением грамматики, при посредстве которой научаются правильно писать и приобретают навык к чтению, также философскими упражнениями и заучиванием наизусть отеческих мыслей, при помощи которых они могли опровергать пустословные нелепости всякой ереси, составляя истинные суждения и умозаключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Подавленные аргументами византийцев, арабы вынужденно признали Армению римской территорией. Но этого мало: Абд-аль-Малик согласился уступить Византии не только Армению, но и соседние земли – Гурзан, Арзон и северную часть Мидии (Персии). Мир был заключён сроком на 10 лет, причём сумма дани, выплачиваемой арабами Римской империи, многократно возросла – теперь Абд-аль-Малик обязался платить 1 тыс. золотых монет, одного коня и одного раба ежедневно. Безусловно, это был блестящий дипломатический успех, к которому, объективно говоря, сам Юстиниан II имел опосредованное отношение: всё обеспечили предыдущие победы его покойного отца 811 . Со своей стороны Юстиниан II обещал мусульманам переселить на римские территории тех христиан, которые не признавали власть халифа, в первую очередь, так называемых мардаитов («разбойники»). Так арабы именовали горцев Ливана, которые совершали частые набеги в Палестину и в направлении Евфрата, очень беспокоившие магометан. Постепенно к горцам присоединялись другие туземцы, а также рабы, что ещё более усилило наступательный характер их военных операций. Они отстояли свою независимость от арабов и сумели организовать хорошо обученное и дисциплинированное войско 812 . Возможно, решение переселить мардаитов было спорным, поскольку в этом случае оголялась граница Империи с арабами, но оно имело свои объективные причины и выгоды. Как и все другие Византийские императоры, по неписаной обязанности Юстиниан II должен был заботиться о христианах, и, обеспечив мардаитам убежище на своих землях, он лишь выполнил свой нравственный долг. Кроме того, царь верно рассчитал, что внешняя эффективность действий мардаитов против арабов не может серьёзно изменить соотношения сил. В то же время Византийское государство остро нуждалось в военных пополнениях, и организованные мардаиты, войско которых насчитывало 12 тыс. бойцов (серьёзная сила), могли сослужить службу Империи на других, не менее опасных участках. Переселение мардаитов состоялось в 686 г., причём император сам выезжал на место, чтобы проверить организацию переселения. После этого из мардаитов были сформированы два новых корпуса. Один из них нёс службу в Пелопонессе, на острове Кефалония и в Никополе. Второй корпус был размещён в провинции Памфилии. Правда, по некоторым данным, у мардаитов не заладились отношения с полководцем Леонтием, который даже умертвил их вождя, чтобы быстрее выполнить приказ императора 813 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

804 2-е изд. по напеву Киево-Печерской лавры. Всенощное бдение. Переложение Л.Д. Малашкина. Ор. 42. Место и год не указаны. Партитура для однородного хора. 807 Скончался 16 ноября 1924 г. в эмиграции в Праге; через год тело его было перевезено в Ленинград и погребено в Александро-Невской лавре. 808 Д. Локшин: Замечательные русские хоры и их дирижеры. Москва. 1963 (издание 2-е), стр. 76–80. (При повторном цитировании: Д. Локшин: Хоры). 809 Мальчики, начавшие мутировать и потерявшие при этом голос, назывались раньше «спадышами» («мальчик спал с голоса»). 811 Ввиду постоянно встречающихся и по сей день недоразумений относительно названий «мужской» и «смешанный хор» не лишним будет провести здесь точное разграничение этих названий. Как известно, смешанным хором называется хор, составленный из дискантов (сопрано), альтов, теноров и басов, – причем безразлично, поются ли партии сопрано и альта женщинами или же мальчиками. Мужским же хором считается тот, который составлен из теноров и басов. 812 По довольно меткому выражению одного критика из московского духовенства: «Архангельский – это соль минор в тесной гармонии, уснащенный уменьшенными септаккордами». Несмотря на сгущенную резкость такой характеристики, в ней есть большая доля правды. 813 А. Филатьев: Композитор церковной музыки А. А. Архангельский (к 125-летию со дня его рождения). «Русская мысль». Париж, 1971. 2867 от 4 ноября. – Александр Александрович Филатьев 27 марта 1971 г. погиб в автомобильной катастрофе между По и Парижем, имея только 34 года от роду. Покойный весьма серьезно занимался русским литургическим музыковедением и собирал ценную духовно-музыкальную библиотеку. 814 В этом отношении очень выразительный пример можно видеть в упоминавшемся нами фа-минорном «Милость мира» 6) Архангельского. Слушатели настолько привыкли к этой вещи, что совершенно не чувствуют противоречия между безнадежно-грустной музыкой и богослужебным моментом и славословным характером текста на словах «Свят, свят...». 816 Об этих переложениях, где авторами являются главным образом Д.Н. Соловьев и С.Смирнов (старший учитель капеллы), В. Металлов пишет (История, стр. 148–149): «Написанные для однородного хора, а потому и значение этого издания ограничено и большого следа это издание – и некоторые подобные издания, по себе не оставили».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но эта живость представления, свойственная иранскому воззрению, только прикрывает пантеистическую мысль, лежащую в его основе. Мир земной во всяком случае, есть только видимая сторона другого, невидимого мира. Сущность того и другого одна и та же. Человек есть также порождение великих сил, – воплощение невидимых духов. Позднейший мифологический рассказ изводит его из общей первичной формы вола. Но и он отличает его происхождение, отделяя его в истории творения от других животных. Человек возникает из семени вола, но его одушевляет гений, посланный с неба, – фервер. Вновь рождающиеся люди происходят подобным же образом, как и Кайморт. В минуту рождения, с неба нисходит на землю фервер и соединяется с телом рождающегося. Таким образом, и по воззрению Зороастровой религии, как по индийскому учению, существо человека состоит из нескольких частей: из тела, особой силы, оживляющей тело, и души. Жизненная сила непосредственно связана с материальным началом, а душа обнимает собой силы сознания, ума, совести, и есть воплощение небесного начала 811 . В древних частях Авесты достоинство человека описывается высокими чертами. Человек есть предмет особенного попечения божества, среди всех других тварей земных. Он есть носитель того разума, той вечной правды, что от века сияет в самом Ормузде; в нем та сила, что постигает мысль божественную, скрытую в мире, и божественную, благость, явленную в мироздании. Он может быть причастником божественного разума и божественной святости 812 . Но особенно выдающуюся черту Зороастрова учения о человеке и о его достоинстве составляет учение о бессмертии, которое встречаем мы уже в древних частях Авесты – Гатах, и которое проходит чрез всю позднейшую литературу и своеобразно раскрывается в ней. Ормузд, по воззрению Зороастра, одарил человека двумя благами: счастьем на земле и бессмертием в будущей жизни 813 . Это последнее на земле есть достояние только человека и его особый дар – donum а sanctitate revelatum, т. е. бессмертие есть тайна, открытая Богом относительно смертных 814 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

В Новом Завете впервые проповедал о вечной муке Предтеча Христов. Он поставляет пред нами на этот раз такую картину. Когда жатва хлеба окончится, пшеница будет сложена в житницу и гумно очистится; тогда решают дело и с плевелами, или с мякиной. Мякину собирают в кучу и, как ни к чему негодный материал, сожигают огнем. Мякина – это и есть нераскаянные грешники, которых Судия сожжёт огнём неугасающим 807 . Сам премилосердый пастырь Христос неоднократно говорил об аде 808 , о геенне огненной 809 , о пещи огненной 810 и о тьме кромешной 811 . По Его учению, будущая казнь грешникам решительно не имеет себе предела. Так, когда Он внушает нам предусматривать и преодолевать опасные соблазны, то в одной этой речи много раз повторяет слова: идеже червь их (грешников) не умирает и огнь не угасает 812 . Не особенная ли это настойчивость Его проповеди? Всего же яснее Он проповедал о вечной муке за несколько дней до страданий Своих, когда пророчески описал последние события мира. Изображая страшный суд, Он сначала назвал вечным адский огонь: отыдите от Мене проклятии во огнь вечный. А потом и горение в этом огне признал вечным: идут сии в муку вечную 813 . Идут, без сомнения, означает такое действие, которое как бы уже совершается. Но хоть страшные шаги к геенне грешников ещё далеки от нас, может быть, последуют ещё через тысячу лет после этого: однако и пред Иисусом Христом и тысяча лет, яко день вчерашний 814 . Как Богочеловек, Он и видел ясно то время, когда грешники с места судилища двигнутся во ад. Таким образом, речь Его в настоящем случае особенно положительна; тут нет никакого условия. А поэтому, кто бы и как бы ни толковал изречения Его об огне вечном и муке вечной, остаётся несомненной та истина, что будут вечный огонь и вечная мука, что не одни духи злые будут гореть в том огне, но и некоторые из людей. Не существует вечная мука для всех людей, это совершенная правда. Но непременно она должна быть для некоторых, потому что Божие решение о ней уже состоялось и не изменится, хоть ни один из тех, до кого это решение относится, не пострадает как-либо случайно, по злосчастью, по неизбежной судьбе, но сам один будет причиной своей погибели. Какие же это несчастные люди, теперь мы не можем указать кроме немногих, например, будущего антихриста, Нерона, гонителя христиан, и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010