как исторического источника к нему растет доверие и в данном вопросе 811 . Если достоверность отраженного в четвертом Евангелии Иоаннова свидетельства оспорить трудно, то вопрос о том, когда и как евангелист изложил его в окончательном виде, предполагает разные решения. Скорее всего, оно «претерпело некоторую редакцию в несколько этапов, пока не получило окончательный вид к 95–100 гг.» 812 Вполне уместно говорить об Иоанновой традиции, школе или общине 813 , обосновавшейся в Ефесе. Ее первосвидетелем (т.е. живым свидетелем, видевшим Христа), вдохновителем и главой был святой апостол, вернувшийся из ссылки на остров Патмос. Здесь и записывались, сохранялись и редактировались его воспоминания и наставления. Вывод о некоторой поэтапности написания Ин. напрашивается, например, из того, если обратить внимание на его окончание. После 20-й главы, последние стихи которой (30–31) имеют характер заключения для всего Евангелия, следует явно добавленная 21-я глава 814 со своим, еще одним, но похожим заключением Евангелия ( Ин. 21:25 ). Итак, речь идет уже по крайней мере о двух этапах. К тому же 21-я глава имеет прямое отношение к вопросу о личности св. апостола Иоанна. Вероятно, она была написана в том числе и для опровержения слуха (который пронесся среди учеников) о том, что апостол Иоанн не умрет до Второго Пришествия Христова. Вот что мы читаем в Ин. 21, 20–23 : 20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? 21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? 22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. 23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Так Евангелие отвергает слухи («молву», как писал еп. Кассиан 815 ) о земном бессмертии Иоанна. Впрочем, церковное Предание не отрицает, а несколько видоизменяет эти слухи, говоря об исчезновении тела погребенного апостола из могилы 816 . В службе же, посвященной памяти апостола (26 сентября и 8 мая по ст.ст.), в одной из стихир говорится:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Народу и книжникам не было известно, что пророчества исполнились и что Господь Иисус действительно родился в Вифлееме Иудейском ( Мф. 2:1 ). Премудрости Божией угодно было, чтобы до времени это оставалось неизвестным и чтобы к Господу Слову шли человеки, влекомые благодатию, исходящею из уст Его, влекомые любовию и верою, ибо в этих чувствах было спасение людей. Может быть, если бы огласился факт, что Господь родился в Вифлееме, то и в Иерусалиме толпы народа пожелали бы сделать Его Царем, что не было согласно с волею Божиею и не могло служить к возрождению человека. Посему Господу не угодно было открыть людям исполнение пророчеств, доколе все они не исполнились в Его страдании и смерти и воскресении и напоении верующих животворною струею Духа Святого Утешителя, Его же Господь послал от Отца 811 . Дотоле же надлежало быть разделению по словам Господа: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» 812 . И Симеон Богоприимец Духом Святым вещал, взяв на руки Младенца Иисуса: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий... да откроются помышления многих сердец» 813 . Развитие души человеческой конечно не в квиетизме и не в самодовольном покое мысли, в котором находились Иудеи, уверенные, что они достигли совершенства, а в движении по пути, начертанному Господом, в стремлении к истине и добру, и это стремление создало мир христианский. Это же стремление выделило чад тьмы из среды чад света 814 , и чада тьмы вышли из мира любви, потому что они не принадлежали к нему 815 , а мир любви нравственно и духовно ушел далеко вперед, оставив назади чад тьмы, ставших врагами его, и одолел их любовию и верою: «И сия есть победа, победившая мир, вера наша» 816 . 44 . Нецыи же от них хотяху яти его: но никтоже возложи нань руце. 45 . Приидоша же слуги ко архиереом и фарисеом: и реша им тии: почто не приведосте его; 46 . Отвещаша слуги: николиже тако есть глаголал человек, яко сей человек. 47 . Отвещаша убо им фарисее: еда и вы прельщени бысте;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Они были как бы два глаза 809 . Св. Дееписатель о многом не повествует из первых дней жизни и деятельности этих двух великих св. Апостолов; не говорит об их проповеди по домам, о совершении ими вечери любви, о знамениях, какие они несомненно совершали 810 . Их благовестнические труды он начинает подробным описанием знамения, которое произвело великий ужас и всех поразило 811 . Нужно полагать, что это совершено довольно долгое время спустя после Пятидесятницы. Однажды Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. Они подходили к так называемым красным ( ρααν) воротам храма 812 . У этих ворот храма Апостолы встретили человека, который был хром от чрева матери. Эта болезнь хромого происходила от природы и была выше врачебного искусства. И действительно, уже сорок лет он провел в храме, и все это время никто не исцелил его. Болезнь была столь ужасная, что больной не мог даже доставать себе необходимую пищу. Каждый день его приносили и сажали у ворот храма. Этот несчастный был известен всем. Бросив взгляд на подошедших к нему Апостолов, хромой почувствовал, что может получить от них что нибудь. „Так самый внешний вид обнаруживал их душевное свойство“. Их внутренняя, великая нравственная сила отображалась и вовне. Это чувствовалось всеми. И вот он просит милостыни. „Взгляни на нас“, сказали Апостолы. Они хотели узнать степень его духовной восприимчивости, подготовленности к чудесному благотворению 813 . Но он не понял надлежаще слов Апостолов и по прежнему просил от них милостыни. Во взоре его Апостолы усмотрели, что он достоин того дара, какой они хотели ему дать. И дают его 814 . „Серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи“, сказал ему Ап. Петр. При этом он взял его за руку, поднял, и вдруг укрепились его ступни и колена. Вскочив, он встал и начал ходить, вошел с ними в храм, ходя, скача и хваля Бога. Его радость была безгранична. Велика была и радость Апостолов. „Они шли в храм собственно не для того, чтобы совершить это чудо“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Святой Иоанн Златоуст рассуждает о том, почему должно было произойти чудо насыщения Даниила в рове львином пророком Аввакумом. Во-первых, Даниил, оказавшись в рове со львами, должен был не просто остаться живым, но и не претерпеть никакого лишения. Бог если творит защитительное чудо, то до конца. Некогда, чтобы не оскверниться, иудейские отроки должны были провести время в воздержании. Теперь – нет! Не только убережен от смерти, от растерзания пастью львов, но и сыт! Бог заботится о Своих. И на Данииле долж­ны исполниться слова псалмопевца: Я был молод, и состарился, и не видел пра­ведника оставленным и потомков его просящими хлеба 811 . Однако напитать Даниила мог бы по действию Божию и кто-нибудь по­ближе – зачем пророк из далекой Иудеи? Зачем еще одно чрезвычайное чудо? На это св. Иоанн Златоуст отвечает: «Аввакум должен был сделаться вестником величайшего чуда для тех, которые находились в Иудее». Те, кто в Иудее не видели правды Божией. Сначала они стонали от собственных судей: ... закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный. 812 Пришли из Вавилона халдеи, наказали судей неправедных, наказали всех подряд, все разорили, еще хуже стало. И еще громче застонала от неправды людской Иудея: Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец (халдей) поглощает того, кто праведнее его. 813 И вот чтобы сделаться вестником величайшей Божьей правды; возвестить жителям Иудеи, как в рове львином, там на дне этой бездны, куда, казалось бы, не проникают лучи никакой правды; где свирепые челюсти перемалыва­ют бессмысленно все, что имеет хоть какой-нибудь смысл; как именно там и вершится чудо правды Божией – для этого орудием чуда берется пророк из Иудеи. Причем тот пророк, который больше других недоумевал и досаждал Богу своими вопросами. От кого, как не от него, Аввакума, иудеям и услы­шать о дивных делах Божиих в преисподней неправды и злобы людской? То была Божественная теодицея. И дальше Златоустый толкователь красочно заключает – ясно, почему львы не терзают тела праведника (Бог его защищает!), а вот что же они, голод­ные, и к похлебке-то не притрагиваются? «Как бы какой-нибудь намордник или узда удерживала их». И это Божья теодицея.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ср. Кол. 2, 14. 780 Ср. Быт. 3, 24. 781 Ср. Мф. 7, 13–14. 782 Ср. Ин. 7, 37–38. 783 Ср. Пс. 24, 5; Мф. 22, 4. 784 Ср. Мф. 22, 10; Лк. 14, 16. 785 Ср. Мф. 25, 6; 27, 52. 786 Ср. 1 Фес. 4, 17. 787 Ср. 1 Кор. 15, 52. 788 Ср. Мф. 24, 31. 789 Ср. Лк. 16, 24. 790 Ср. 1 Кор. 15, 54–56. 791 Ср. Лк. 6, 35; Гал. 3, 28. 792 Ср. Мф. 25, 7–10. 793 Ис. 56, 5 (Пешитта). Синод.: тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям. 794 Ср. Притч. 6, 27. 795 Ср. Мф. 25, 1–12. 796 (В) возлюбленные мои. 797 Ср. Фил. 2, 6–8. 798 Ср. Мф. 8, 20. 799 Ср. Дан. 7, 13; Мф. 26, 64. 800 Ср. Ин. 12, 14–15. 801 Ср. Флп. 2, 7. 802 Ср. Ин. 4, 6. 803 Ср. Ин. 19, 28. 804 Ср. Мф. 4, 2; Лк. 4, 2. 805 Ср. Пс. 120, 4. 806 Ср. Мф. 8, 24; Мк. 4, 38; Лк. 8, 23. 807 Ср. Мф. 9, 12; Мк. 2, 17; Лк. 5, 31. 808 Ср. Пс. 22, 17. 809 Ср. Пс. 49, 4. 810 Ср. Пс. 69, 22; Мф. 27, 34. 811 Ср. Ис. 59, 8–9. 812 Ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14. 813 Ин. 14, 3. 814 Ср. Евр. 2, 9. 815 Ср. Еф. 1, 14. 816 Ср. Лк. 1, 26. 817 Ср. Прем. 18, 15. 818 Ин. 1, 14. 819 Еф. 2, 6. Пешитта: и воскресил нас с Ним, и посадил с Ним на небесах. Синод.: и воскресил с Ним, и посадил на небесах. 820 Мф. 28, 20. 821 Ср. Мк. 16, 19; Еф. 1, 20; Евр. 10, 12. 822 Ср. Плач. 4, 20; Лк. 1, 36. 823 Ис. 53, 12. Фраза в Пешитте может быть переведена и так, как в Синод.: Я дам Ему часть между великими. 824 Ин. 14, 20. 825 Ин. 10, 30. 826 Чис. 11, 17. 827 Ср. 1 Кор. 12, 11–28; Рим. 12, 3–6. 828 Ср. Ин. 3, 34. 829 Ср. Иоил. 3, 1–2; Деян. 2, 17–18. 830 Ср. Мк. 10, 19; Еф. 1, 20; Евр. 10, 12. 831 Ин. 3, 34–35. Пешитта=Синод.: ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. 832 Мф. 11, 27. 833 Ин. 5, 22. Пешитта=Синод.: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. 834 1 Кор. 15, 27–28. Пешитта=Синод.: все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. 835

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ст. 8. ...и мерзости Иоакима, какие найдены в нем, описаны в книге царей Израильских и Иудейских... Некоторые толковники (преимущественно, еврейские) под обнаруженными мерзостями Иоакима разумеют те идольские знаки и нарезы, которыми, будто бы, испещрено было все тело его в честь ложных богов, и которые открыты были на обнаженном трупе Иоакима в то время, когда он валялся за стенами Иерусалима. При всей вероятности такого объяснения, представляется, однако же, более натуральным и вполне согласным с языком Писания – под мерзостями Иоакима разуметь просто его развращение и языческие пороки 808 . Ст. 9–10. ...три месяца и десять дней царствовал в Иерусалиме Иехония, сын Иоакима. По прошествии года, послал царь Навуходоносор и велел взять его в Вавилон... Если, по ясному указанию свящ. летописца, всего царствования Иехонии было только три месяца и десять дней 809 ; то, очевидно, что, стоящее рядом выражение книги Паралипоменон о пленении Иехонии «по прошествии года» – должно быть понимаемо не так, что Иехония пленен был через год от своего воцарения, но так, что окончание его трехмесячного царствования совпало с окончанием года; с началом же нового года, или при наступлении того времени года, когда выходят цари в походы 810 , Навуходоносор пленил Иехонию 811 . О сем пленении рассказывается подробнее в 4 книге Царств. ...и воцарил Навуходоносор над Иудеей и Иерусалимом Седекию, брата его… (т. е. пленного Иехонию). Но Седекия был не брат, а дядя Иехонии 812 , и потому слово «брат» должно быть понимаемо здесь в обширном и общем смысле родственника, подобно тому, напр., как Авраам называет братом своего племянника Лота 813 . Посему-то, конечно, и 70 толковников перевели это место книги Паралипоменон так, что царем постави (Навуходоносор) Седекию, брата отцу Иехониину (т. е. дядя Иехонии). Ст. 13. …и отложился Седекия от царя Навуходоносора, взявшего клятву с него именем Бога... Клятвопреступление Седекии по отношению к царю Вавилонскому, свящ. писатель выставляет, очевидно, как одно из пятен, которыми омрачил себя нечестивый царь Иудейский. Отсюда уразумеваем обязанность и святость клятвы, даваемой даже иноверным, – за исключением, конечно, тех случаев, когда исполнение таковой клятвы по самому существу своему было бы некоторым беззаконием. Седекия же отнюдь не находился в подобных обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Так, Мелхиседек, священник Бога Всевышнего, принес Аврааму хлеб и вино как прообраз истинного Тела и Крови Христовой; а ветхозаветная «образная пасха» (typicum pascha) была прообразом «истинного священнодействия Пасхи» (verum Paschae sacramentum) 808 . Подобным образом хлеб, вино и елей, о которых говорит пророк Иеремия, по мнению нашего автора, были «образом» (typus) Тела и Крови Господних 809 . Также и хлебы предложения в ветхозаветном храме «настолько отличались от Тела Христова, насколько тени – от предметов, образ – от истины (inter imaginem et veritatem), а прообразы будущих вещей – от того, что прообразы предызображают» 810 . Переходя от прообразов к истине, Иероним учит, что на Тайной вечере Спаситель показал «образ Своих Страстей и подтвердил истинность Своего Тела» 811 , а совершаемая ныне священниками Евхаристия есть «заклание Агнца» (immolatio agni), приготовляющее нас к принятию Плоти и Крови Христовой 812 . Наш автор однозначно свидетельствует о реальном присутствии Христа в таинстве Евхаристии. Так, в пространном письме к Гедибии, отвечая на ее вопрос о том, что значат слова Христа: Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф.26:29 ), он пишет: «Да услышим, что хлеб, который преломил Господь и дал Своим ученикам, есть Тело Господа Спасителя, как Он Сам сказал им: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое; а чаша сия есть та, о которой Он сказал: Пейте из нее все, сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ) 813 . Царство Отца, о котором далее сказал Христос, есть Церковь , в которой “мы пьем Его Кровь... и Христос с нами будет пить Свою Кровь в Царствии Церкви”, поскольку “Он Сам – сотрапезник и трапеза, Сам вкушающий и вкушаемый”» 814 . Вместе с тем блаж. Иероним в близком к богословию александрийской школы духе полагает, что Тело и Кровь Христовы должны пониматься двояко: и как небесный хлеб – те «духовные и Божественные» Плоть и Кровь (spiritualis ilia atque divina), о которых Христос сказал, что они суть истинная пища и питие (ср.: Ин.6:55 ), и как распятое на кресте Тело и Кровь, истекшая из Его пронзенного ребра (ср.: Ин.19:34 ) 815 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Я хочу дать тебе закон и правило, если ты будешь соблюдать (эти) мои заповеди и законы». Он отвечал ангелу, который говорил с ним: «О, Господин мой! Ты знаешь помыслы моего сердца и расследовал нутро мое, (Ты знаешь), что я возложил свое упование только на Тебя. Народ, над которым я царствую, (люди) неверующие. Я не знаю, поверят ли они или нет. Если на меня снизошло милосердие Твое, явись к такому-то князю, который (есть) среди них» 808 . Всесвятой, – благословен он, – исполнил желание его и явился тому человеку во сне. Он встал утром, пошел и рассказал (это) царю, а царь собрал всех князей и рабов своих и весь свой народ и изложил перед ними все это. Они приняли (новую) веру, пошли и стали под покровительством Шехины 809 . Этому (уже) 340 лет 810 . И он еще раз явился ему и сказал ему: «О, сын мой! Небеса и земля не вмещают меня. Ты, все же, построй храм во имя Мое, и Я буду пребывать в нем». Он отвечал ему: «О, Владыка мира! Ты знаешь, что нет у меня в распоряжении серебра и золота. На что я построю (храм)?» Он сказал ему: «Крепись и мужайся! Возьми народ твой и все войско твое и иди по пути к “Д-ралан», в страну Ар-д-вил 811 . Вот я вложу в сердце их страх и ужас перед тобой и дам их в твои руки. Вот я приготовил тебе два склада: один, полный серебра, и один, полный золота. Ты их возьмешь, а Я буду с тобой, охраню тебя и помогу тебе, и ты доставишь (это) имущество благополучно (к себе) и построишь на него храм во имя Мое». И он поверил Господу и сделал, как Тот (ему) сказал. Он пошел и вел многие войны и одержал в них, с помощью Всемогущего, победу. Он опустошил (этот) город, взял имущество и благополучно вернулся. Он посвятил их (Богу) и выстроил благодаря им шатер, ковчег, светильник, стол, жертвенники и священные сосуды. По милосердию Господа и силе Всемогущего, они до настоящего дня целы и хранятся в моем распоряжении 812 . После этого слух о нем распространился по всей земле, и услышали о нем царь Эдома 813 и царь исмаильтян 814 и прислали своих посланцев и послов с великим имуществом и великими и многочисленными дарами, вместе со своими мудрецами, к царю, чтобы склонить его (перейти) в их веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ири­на 780–790, 797–802/ок.752–803 Ста­ла пер­вой жен­щи­ной, имев­шей ти­тул им­пе­ра­то­ра. В 787 г. со­зва­ла в г. Ни­кея Все­лен­ский со­бор, вре­мен­но вос­ста­но­вив­ший ико­но­по­чи­та­ние. Но ее по­ли­ти­ка при­ве­ла к ка­та­стро­фе: ви­зан­тий­ские ар­мии бы­ли уни­что­же­ны бол­га­ра­ми ; на­ло­го­вые льго­ты, ко­то­рые она при­ме­ня­ла для при­вле­че­ния сим­па­тий на­ло­го­пла­тель­щи­ков, а так­же чрез­мер­ные на­ло­го­вые льго­ты мо­на­сты­рям – все это при­ве­ло к ослаб­ле­нию государства. В ре­зуль­та­те двор­цо­во­го пе­ре­во­ро­та бы­ла низ­ло­же­на, умер­ла в ссылке. Про­слав­ле­на. Ди­на­стия Никифора Ни­ки­фор I/Никифор 802–803, 803–811/760–811 Про­во­дил жест­кую фис­каль­ную по­ли­ти­ку. Пе­ре­се­лял кре­стьян из Ма­лой Азии в ев­ро­пей­скую часть им­пе­рии. Пы­тал­ся огра­ни­чить мо­гу­ще­ство Церк­ви, хо­тя и при­дер­жи­вал­ся ико­но­по­чи­та­ния. При этом тер­пи­мо от­но­сил­ся к иконоборцам. По­гиб в бит­ве с бол­гар­ским ха­ном Кру­мом. Из че­ре­па им­пе­ра­то­ра хан сде­лал ча­шу для пи­ров, от­де­лан­ную серебром. Став­ра­кий 803–811/?-812 Вви­ду его пол­ной не­спо­соб­но­сти к управ­ле­нию дер­жа­вой был низ­ло­жен вель­мо­жа­ми и войском. Умер сво­ей смер­тью, бу­дучи монахом. Ми­ха­ил I Ран­га­ве/Ми­ха­ил Ран­га­ве Игнатий 811–813/?-844 Щед­ро раз­да­вал день­ги ар­мии, церк­ви и на­ро­ду, что рас­то­чи­ло каз­ну и при­ве­ло к ослаб­ле­нию го­су­дар­ства. До­пол­ни­тель­ную леп­ту в бед­ствия им­пе­рии внес во­ен­ны­ми не­уда­ча­ми. Объ­явил смерт­ную казнь всем ере­ти­кам: ма­ни­хе­ям, пав­ли­ки­а­нам и др. Умер сво­ей смер­тью, бу­дучи монахом. Лев V Ар­мя­нин/ Лев 813–820/775–820 Был ико­но­бор­цем. Мно­же­ство пре­крас­ных про­из­ве­де­ний ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ства бы­ло вар­вар­ски уни­что­же­но. От­ра­зил на­па­де­ние бол­гар на Константинополь. Из­руб­лен на кус­ки при­вер­жен­ца­ми буд. имп. Ми­ха­и­ла II в ал­та­ре со­бо­ра Св. Софии. Кон­стан­тин Сим­бат/Симбат 813–820/?-820 В 815 го­ду но­ми­наль­но пред­се­да­тель­ство­вал как пред­ста­ви­тель сво­е­го от­ца на Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре, ко­то­рый вос­ста­но­вил за­прет на по­чи­та­ние икон.

http://azbyka.ru/shemy/imperatory-vizant...

Отдельные успехи византийцев на Балканах в правление Константина VI и св. Ирины (экспедиция патрикия Ставракия против «склавиний» в Македонию в 783-784, походы имп. Константина VI в 90-х гг. против болгар) не могли переломить ситуацию. В нач. IX в. империя оказалась под ударами могущественного хана Крума. В 809 г. он разбил стратига Македонии и овладел Сердикой (совр. София), поставив под угрозу замыслы имп. Никифора I. В 811 г. император предпринял решающее наступление в Болгарию; визант. армия захватила и разграбила болг. столицу Плиску, но в сев. предгорьях Балканского хребта попала в окружение в Вырбицком ущелье; 26 июля Никифор I и почти все войско во главе с большинством фемных стратигов погибли, а сын и соправитель Никифора Ставракий был тяжело ранен. Население фракийских городов, в т. ч. Анхиала и Филиппополя, бежало к столице и переправлялось в Азию. Ввиду смертельной болезни имп. Ставракия (811) престол достался мужу его сестры Михаилу I Рангаве (811-813), нашедшему поддержку у Патриарха св. Никифора. Стремясь укрепить свое положение, новый император официально признал имп. титул Карла Великого (812), к-рый в свою очередь признал власть Византии над побережьем Далмации. Однако Михаил, не имевший политического авторитета и попавший в зависимость от своих советников (в числе к-рых важное место занимали студийские монахи), не смог противостоять болгарам: Крум взял штурмом Месемврию, обратил в бегство визант. армию в сражении под Адрианополем и угрожал К-полю (июнь 813). Имп. Михаил I был вынужден отречься от престола в пользу стратига фемы Анатолик Льва V Армянина (813-820) и вместе с семьей принял монашеский постриг. Тем временем Крум подступил к К-полю; во время встречи имп. Льва с ханом византийцы безуспешно попытались убить Крума. Не имея сил для штурма столицы империи, болгары захватили Адрианополь и увели в рабство все население. От дальнейших испытаний Византию спасла лишь смерть Крума (весна 814). Его преемник хан Омуртаг был разбит Львом при Месемврии (816) и заключил мир с империей на 30 лет.

http://pravenc.ru/text/372674.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010