Страстная седмица Во св. великий понедельник на утрени Тропарь, гл. 8. Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща; не достоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, по сном отяготися, да не смерти предана будет и, и Царствия вне затворишися, но восприни зовуще: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас (3-жды). Ирмосы трипеснца, гл. 2, песнь 1-я. Непроходимое волнящееся море, Божиим Своим велением изсушившему, и пешешсствовати сквозе е. Израильтеския люди наставльшему, Господеви поим, славно бо прославися. Кондак, гл. 8. Иаков рыдаше Иосифова лишения, и доблей седяше на колеснице, яко царь почитаем; египтяныни бо тогда сластем не поработав, воспрославляшеся от ведущаго человеческая сердца, и посылающаго венец нетленный. – 8. Устрашися отроков благочестивых, сообразнаго души несквернаго тела, и устранися воспитанный в безмерном веществе, неутружден огнь; присноживущу же изувядшу пламеню, вечнуюшая песнь воспевашеся: Господа, вся дела, пойте, и превозносите во вся веки. Сборник духовных песнопений – 9. Возвеличил еси, Христе, рождшую Тя Богородицу, от Неяже, Создателю наш, в подобострастное нам облеклся еси тело, наших прегрешений решительное: Сию ублажающе вси роди, Тебе величаем. Ексапостиларий: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в он; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя (3-жды). Стихира на хвалитех, гл. 5. Господи грядый к страданию, Твоя утверждая ученики, глаголал еси особь прием их: како глагол Моих не помните, яже прежде рекох вам; яко всякому пророку несть писано, токмо во Иеросолиме убиену быти. Ныне убо время настоит, еже рекох вам: се бо предаюся рукама грешных поруган быти, иже и кресту Мя пригвоздивше, и погребению предавше, омерзена вменяют яко мертва. Обаче дерзайте: тридневен бо востану в радость верных, и жизнь вечную. Во св. великий понедельник на вечерне Стихиры на Господи воззвах, гл. 1. грядый Господь к вольной страсти, Апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иеросолим, и предастся Сын Человеческий, яко же есть писано о Нем. Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не ктому в земный Иеросолим за еже страдати; но восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему, и совозвышу вас в горний Иерусалим, в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

1 Так именуют себя в выходных листах первые печатные Уставы, оканчивая изданными при патр. Иосифе, и нынешний старообрядческий (единоверческого издания) устав. 2 Peregrinatio ad loca sancta 34 Правосл. Сборник, 20 вып., стр. 54 3 Лк. 24:53. 4 Пс. 150. 149:1, 3. 5 Пс. 21:23. 26; 49, 14. 23. Ср. Евр. 13:15 6 Числ. 10:10. 7 Священные трубы заменяли также у евреев наши колокола: ими созывался народ к скинии, а впоследствии д.б. и в храм; для этой цели было при скинии две серебряных трубы; когда трубили в обе вместе, это было призывом для всего народа; звук одной трубы – для одних начальников; для снятия стана трубили тревогу (Числ. 10:1—7). Место об этом их книги Числ читается в нашей и р.-католической церкви при благословении колоколов. При храме число труб доходило до 100 (1 Пар. 15:24; 2 Пар. 5:12. Ср. Иосиф Флавий . Antiqu. III, 12, 6). Трубы имели только священное употребление. Они напоминали рожки, которыми ныне муэззины сзывают на молитву магометан. Олесницкий (А.) . Древнееврейская музыка и пение. Труды Киев. Духов. Акад. 1871, 11, 117. 8 1 Пар. 16:40. 41. 9 Суд. 9:13. Талмуд, Erachin, Hemarah 11 10 М. б. Места псалмов, где должно было происходить такое повышение тона и аккомпанемент труб, обозначены загадочным термином selah . Этот термин имеют 39 псалмов (напр. 7, 21, 22) и песнь Аввакума; 16 псалмов имеют его 1 раз, 15 – 2 раза, 7 пс. И песнь Авв. — 3 раза, один псал. (88) – 4 раза. LXX переводят этот термин διαψαλμα , славянская Библия опускает. Термин, как и перевод его у LXX, объяснялся различно (древнейшее объяснение: «во век»), но большинство склоняется к мнению, что он означает начало строф или изменение голоса и тона музыки, и скорее всего поднятие последнего вверх. Sommer J . Biblishe Abhandlungen, 1 B, Bonn 1844, I. Erklärung des Sela. S. 1—84. Думают также, что selah означает место песни, где должен был останавливаться один хор, и другой повторять пропетое первым, и что слово составляет первые буквы слов: sok lemahla haschar – возвратись певец к началу. Олесницкий . Др.-евр. Муз. И пение. Т.К.Д.А. 1871. 12, 371.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Объявления Что читать летом Предмет – литература. Окончившим 3 и поступившим в 4 класс. 1. Г.Х.Андерсен.  Сказки. 2. Ф. Бернет.  Маленькая принцесса. Маленький лорд Фаунтлерой.      3. Р. Киплинг.        Маугли.  4. Дж. Родари.  Рики-тики-тави. 5. А. Погорельский.  Черная курица. 6. С. Лагерлеф.  Путешествие Нильса с дикими гусями. 7. П. Трэверс.  Мэри Поппинс. 8.Л. Чарская.  Один за всех. Окончившим 4 и поступившим в 5 класс. 1. Мифы древнего Египта. 2.  Русские народные сказки. 3. А.С.Пушкин.  Сказка о мертвой царевне… Поэма «Руслан и Людмила». 4. П.П.Ершов.  Конек- горбунок. 5. В.А.Жуковский.  Спящая царевна.  Сказка о царе Берендее.  6. Л.Н.Толстой.  Кавказский пленник. 7. М.Ю.Лермонтов.  Бородино. 8. П.Бажов.  Уральские сказки. 9. В. Астафьев.  Белогрудка. Конь с розовой гривой. 10. А. Куприн.                  Ю-Ю. Скворцы. Изумруд. В цирке. Чудесный доктор. 11. М. Пришвин.  За волшебным кольцом. В краю непуганых птиц. 12. К.Паустовский.  Мещорская сторона. Повести о жизни.            13.В.Катаев.             Сын полка. Зарубежная литература. 1. Дж. Даррелл. Говорящий сверток. Зоопарки. 2. Э. Сетон-Томпсон. Рассказы о животных. Снап. 3. М. Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. 4. С.Лагерлеф. Легенды о Христе. 5. Р.Л.Стивенсон. Остров сокровищ. 6. К.Льюис. Хроники Нарнии. 7. М.М.Додж. Серебряные коньки. Окончившим 6 и поступившим в 7 класс. Русская литература 1. В.А.Жуковский Баллады: «Лесной царь», « Кубок», «Светлана». 2. А.С.Пушкин Баллада: «Песнь о вещем Олеге» Поэмы: «Медный всадник», «Полтава» Роман: «Дубровский» Стихотворения: «19 октября» (1825 год), «19 октября» (1827 год), «Няне», «Зимний вечер», «Туча», «К морю», «Анчар», «Зимняя дорога». 3. М.Ю.Лермонтов Поэма: «Песнь …купца Калашникова» Стихотворения: «Ангел», «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива», «Смерть поэта», другие по выбору учащегося. 4.Н.В.Гоголь Повесть «Тарас Бульба»

http://old.gymnasia-radonezh.ru/notices/...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Объявления Что читать летом Список произведений. Окончившим 3 и поступившим в 4 класс. 1. Г.Х.Андерсен. Сказки. 2. Ф. Бернет. Маленькая принцесса. Маленький лорд Фаунтлерой. 3. Р. Киплинг. Маугли. 4. Дж. Родари. Рики-тики-тави. 5. А. Погорельский. Черная курица. 6. С. Лагерлеф. Путешествие Нильса с дикими гусями. 7. П. Трэверс. Мэри Поппинс. 8.Л. Чарская. Один за всех. Окончившим 4 и поступившим в 5 класс. 1. Мифы древнего Египта. (адаптированный вариант, издание для детей) 2.  Русские народные сказки. 3. С.Т.Аксаков.  «Аленький цветочек» 4. А.С.Пушкин.  Сказка о мертвой царевне… Поэма «Руслан и Людмила». 5. В.А.Жуковский. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. 6. Л.Н.Толстой. Кавказский пленник. 7. М.Ю.Лермонтов. Бородино. 8. П.Бажов. Уральские сказки. 9. В. Астафьев.  Белогрудка. Конь с розовой гривой. 10. А. Куприн. Ю-Ю. Скворцы. Изумруд. В цирке. Чудесный доктор. 11. М. Пришвин. За волшебным кольцом. В краю непуганых птиц. 12. К.Паустовский. Мещорская сторона. Повести о жизни. 13.В.Катаев. Сын полка. Зарубежная литература. 1. Дж. Даррелл. Говорящий сверток. Зоопарки. 2. Э. Сетон-Томпсон. Рассказы о животных. Снап. 3. М. Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. 4. С.Лагерлеф. Легенды о Христе. 5. Р.Л.Стивенсон. Остров сокровищ. 6. К.Льюис. Хроники Нарнии. 7. М.М.Додж. Серебряные коньки. 8. Мифы Древней Греции. 9. М. Гаспаров. Занимательная Греция Окончившим 5 и поступившим в 6 класс. 1. В.А. Жуковский. «Светлана», «Кубок» 2. А. С. Пушкин Песнь о Вещем Олеге. Повести Белкина. 3. Н.В.Гоголь.  Вечера на хуторе близ Диканьки.  Ночь перед Рождеством. 4. Былины.  Илья Муромец и Соловей-разбойник, Садко 5. П.П.Ершов.  Конек- горбунок. 6. Н.С.Лесков.  Левша. 7. К.Г. Паустовский. Золотая роза. (Рассказы по выбору). 8. В.Гарин-Михайловский. Детство Темы. 9. Л. Н. Толстой.  Детство. Отрочество. 10 П. Астафьев.  Васюткино озеро. 11 В. Распутин. Уроки французского.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/notices/...

Глава 15 1–21. Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное море. 22–27. Путешествие по пустыне Сур, отсутствие пресной воды и ропот израильтян; чудо в Мерре и приход в Елим. Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное море, кроме приступа или введения ( Исх.15:1–2 ), распадается на три части. Первая ( Исх.15:3–8 ) изображает всемогущество Всевышнего, Мужа брани, выступившего на спасение Израиля против фараона; вторая ( Исх.15:9–13 ), начинаясь описанием гордости врага и его погибели, раскрывает положение, что Господь, Бог Израиля, неизмеримо высок по сравнению с другими богами; третья ( Исх.15:14–18 ) описывает впечатление, произведенное всемогуществом Господа на окрестные языческие народы. Исх.15:1 .  Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Тема песни – прославление величия Всевышнего ( «высоко превознесся»), сказавшегося в частном случае – поражении египтян: «коня и всадника его ввергнул в море». Исх.15:2 .  Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Победитель египтян, Господь является для народа еврейского «крепостью», так как переход через Чермное море и избавление от смерти – дело не сил Израиля, а силы Господа ( Исх.14:31 ); народ заявил себя только испугом и воплями ( Исх. 14:10 ), в нем нет ни силы, ни славы. Могущество Всевышнего даровало народу спасение, поэтому, составляя силу, крепость евреев, Он является и их спасением. Как таковой, только Он один служит предметом почитания, прославления среди Израиля ( Быт. 28:20–21 ). Он, хранивший отцов ( 1Пар.16:19–22 ), исполнил данные им обетования ( Быт.15:14 ), есть Бог истинный и потому достоин того, чтобы быть превозносимым ( 2Цар. 22:47 , Пс. 98:5, 117:28 , Ис. 25:1, 57:15 ). Исх.15:3 .  Господь муж брани, Иегова имя Ему. Исх.15:4 .  Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. Исх.15:5 .  Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Изъяснение псалма 82-го. Пс.82:1 .  Песнь. Псалом Асафа. «Песнь псалма Асафу». По возвращении Иудеев из Вавилона, ближние соседи, увидев обновление Божия храма и славу их, сходятся вместе, и собрав другие варварские народы, предприяли войну против Иудеев. И сие предрекают как божественные Иоиль и Иезекииль, так и чудные Пророки Михей и Захария. Впрочем всех преодолевают Иудеи, которыми предводительствует Зоровавель и которым свыше споборает Бог, сокрушающий дерзость врагов. Сие-то предвозвещает и настоящий псалом. В виде же молитвы излагается пророчество Божественнаго Духа, научающаго воюемых, как должно им умилостивить Бога. Пс.82:2 .  Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже. «Боже, кто уподобится Тебе?» И все собранное вкупе естество Ангелов и человеков не может сравниться с Твоею силою, потому что могущество Твое не сравнимо. Слово: «кто» Пророк употребил вместо: «никто». «Не премолчи, ниже укротися, Боже». Умоляем Тебя, Владыка, не употреблять долее обычнаго Тебе долготерпения. Ибо сие означает сказанное: «ниже укротися». Так перевел и Симмах: «не оставайся в покое». Потом Пророк показывает причину сего прошения. Пс.82:3 .  Ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову. «Яко се, врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу». Подобно морю, шумят и волнуются, поступая с нами кичливо и дерзко, по неприязненности к Тебе предприяв воевать с нами; ибо, враждуя против Тебя, нападают и на народ Тебе преданный. Пс.82:4 .  Против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою. «На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя». Симмах, вместо: «на святыя Твоя», перевел: «на утаеннаго Твоего», и Акила, а также и Феодотион: «на сокровеннаго Твоего». Поскольку от них имел произойдти по плоти Владыка Христос, а народы сии сошлись с намерением совершенно искоренить род иудейский, то Всесвятый Дух научает Иудеев принести следующую молитву: не против нас только злобно и злоумышленно действуют враги, но и против утаеннаго Твоего и в нас сокровеннаго, о котором предвозвестил Ты, что процветет от колена Иудина. Ибо по отсечении корня от чего родиться плоду? Сие же и чрез Исаию дал разуметь Бог всяческих, говоря: «им же образом обретается ягода на грезне, и рекут: не погуби его, яко благословение Господа есть в нем, тако сотворю служащаго Ми ради, не имам всех погубити ради его, и изведу из Иакова семя и из Иуды» ( Ис.65:8–9 ), и тогда уже предам прочих конечной гибели. Посему ради одной ягоды весь грезн, даже весь виноградник, пользовался Божиим попечением; а когда ягода сия снята, а с нею собраны и другие плоды, тогда оставшийся виноградник предается зверям, зобает его и вепрь от дубравы, и поядает его «уединенный дивий, и вси мимоходящии путем» попирают, сколько угодно ( Пс. 79, 13–14 ). Сии и здесь, говорят молящиеся, не против нас только, но и против Сокровеннаго Твоего, дерзают неистовствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Марк Мангано (протестант) Книга Песни Песней. Уолтер Зорн Исторический и культурный фон Среди различных жанров библейской литературы Песнь Песней занимает особое положение. Уникальное, с точки зрения еврейского языка, название книги указывает на то, что перед нами – «величайшая из песен». Книга представляет собой поэму о любви, жанр, который довольно часто встречается в литературе Ближнего Востока в Египте, Месопотамии, древнем Шумере и Угарите (древней Финикии). По содержанию и по форме Песнь Песней более всего напоминает египетские поэмы о любви. Египетские поэмы о любви Из англоязычных богословов, пожалуй, только Михаил В. Фокс уделил самое пристальное внимание исследованию параллелей между египетскими поэмами о любви и Песни Песней. 727 Египетские поэмы датируются девятнадцатой и двадцатой династиями (ок. 13051150 до н.э.), то есть предваряют период правления Соломона (ок. 970930 до н.э.). Среди них различают четыре сборника поэм: Папирус Честера Битти 1, Папирус Харриса 500, Туринский Папирус и Песни о любви Кайро. В отличие от месопотамских поэм о любви, египетские только вскользь упоминают о божествах. Похоже, что они были написаны лишь с целью мирских развлечений, не более того. А вот, что связывает их с библейской Песнью Песней: 1) они рассказывают об обычных молодых людях; 2) юноша и девушка томятся от любви; 3) девушка названа «сестрой», что вполне обычно для древней культуры; 4) юноша желает быть «привратником» у дверей; 5) в связи с любовными утехами часто упоминаются благовония и ароматы; 6) в диалогах девушка говорит чаще и больше, чем юноша, а в большинстве случаев мы слышим только монолог девушки; 7) оба стремятся преодолеть разделяющие их преграды; 8) картина пышного сада или поля чаще всего играет роль метафоры женской сексуальности; 9) дерево используется как поддержка для любовной игры и 10) иногда даются описания мужского и женского тела. Эти и другие сходства не оставляют сомнений в том, что египетские поэмы о любви в какой-то степени повлияли на создание Песни Песней. Но не стоит забывать и о различиях, которых, кстати, можно отыскать немало.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Изъяснение псалма 9-го. Пс.9:1 .  Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида. «В конец о тайных 5 сына, псалом Давиду». Симмах перевел: победная песнь о смерти сына; Акила: победодавцу сына юности; а Феодотион: о цветушей юности сына. Поэтому все, упомянув согласно о сыне, научают тем нас, что и сей псалом содержит в себе пророчество о победе над смертию Владыки Христа; потому что, небоязненно и мужественно победив грех , и смерти не дав ни малаго повода к уловлению Себя, сокрушил ея державу. Сокровенною же назвали Седмьдесят тайну сию; потому что она сокрыта была от всех прочих и от самых Апостолов. Свидетель сему – Евангелист. Поскольку Господь неоднократно говорит им: «се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет на пропятие, и убиют Его, и в третий день воскреснет»; то Евангелист присовокупил: «и сие было сокровенно от очей их» ( Лк.18:31–34 ). Посему и блаженный Павел взывает; «глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо Быша разумели, не Быша Господа славы распяли» ( 1Кор.2:7–8 ); и еще: «тайну сокровенную от век и от родов» ( Кол.1:26 ). Посему Седмьдесят справедливо смерть Сына наименовали тайною. Пс.9:2 .  Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои. Пс.9:3 .  Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний. «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя». «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою имени Твоему, Вышний». Совершенным свойственно Богу предоставлять все сердце и Ему посвящать весь ум. Ибо сказано: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим» ( Лк. 10:27 ). А кто делит помыслы свои между мамоною и Богом, между Христом и золотом, между настоящею и будущею жизнию, тот не может по правде сказать: «исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим». Пророк же, духовными очами прозревая в будущее, не только исповедуется всем сердцем, но и поведывает все чудеса Божии, делая слушателей сообщниками песнопения, желая песнословить единаго Благодетеля, и поводом к радованию иметь не богатство и владычество, не здравие и крепость тела, но памятование о Боге. Ибо говорит: «возвеселюся и возрадуюся о Тебе». Так и в другом месте сказал: «помянух Бога и возвеселихся» ( Пс. 76, 4 ); и еще в другом: «веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии» ( Пс. 31, 11 ); и еще: «возвеселится сердце ищущих Господа» ( Пс. 104, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Беседа на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского 112 Радуйся зело, дщи Сионя! проповедуй радость, дщи Иерусалимля ( Захар. 9:9 )! Ликуй, народ града Божия ( Пс. 47:2 )! Взыграйте, врата и стены Сиона и вся земля! Возопийте, горы ( Ис. 44:23 ) и взыграйте в восторгах, холмы ( Пс. 113:6 )! Реки, восплещите руками ( Псал. 97:8 ), и, людие, обымите Сион ( Псал. 47:13 ), – видя присущего в нем Бога. Да совокупят ныне свой глас небесные жители с земными, да прославит песнями горний Иерусалим вместе с дольним: ибо здесь – Христос небесный и земной. Окрест Небесного да возликуют умные Силы; окрест земного да воспоют земнородные с Ангелами. Ныне явися Бог богов в Сионе ( Псал. 83:8 ). Ныне преселавная глаголашася о тебе, граде Божий ( Псал. 86:3 ). Иерусалим, град Царя великаго ( Псал. 47:3 ). Отверзи врата " Гому, Кто всем отверз врата небесные и отворил всем райские двери, – Тому, Кто отверз всем врата гробов ( Матф. 27:52 ), Кто сокрушил вечные врата ада ( Псал. 23:7; 106:16 ), Кто чудесно заключил врата девства. Тот, Кто древле на горе Синайской, как Бог, беседовал с Моисеем ( Исх. 20:1 ), – ныне, как раб, исполняет закон, подчинившись закону ( Галат. 4:4 ). Ныне Бог от Фемана пришел в Сион ( Авв. 3:3 ). Ныне Небесный Жених с Богоматерью, брачным Своим чертогом, приходит во храм. Дщери Иерусалимские! изыдите во сретение Ему! Возжем светло светильники истинным светом! Приготовим хитоны душ для Жениха Христа ( Матф. 25:6 )! Народы из языков, вместе с Сионом! сретим Его со светильниками! Соберемся во храм вместе с Храмом, Богом и Христом! Воскликнем Ему песнь Ангельскую с Ангелами: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; исполнь вся земля славы Его ( Ис. 6:3 ); полны пределы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его; исполнено все человечество снисхождения Его; полны небесная, земная и преисподняя милосердия Его, – полны Его милости, Его щедрот, Его даров, Его благодеяний. Итак, все народы восплещите руками ( Пс. 46:2 ); все пределы земли, приидите и видите дела Божии ( Пс. 45:9 ); всякое дыхание да хвалит Господа ( Пс. 150:6 ); вся земля да поклонится ( Пс. 65:4 ); всякий язык да поет, да славит, да прославляет Бога, Младенца четыредесятидневного и предвечного, Младенца малого и ветхого деньми ( Дан. 7:9 ), Младенца млеко ссущего и веки сотворившего ( Евр. 1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Псалом 23. Приготовление верующих к достойному принятию Господа при вступлении Его на Сион Псалом 23 излагает условия достойного восхождения на гору Господню и пребывания на святом месте Божием и возбуждает к благоговейно-торжественному принятию Господа, как всемогущего и славного Царя-победителя, при вступлении его в ворота, ведущие на св. гору. А так как, по библейскому словоупотреблению, под горою Господнею со времени Давида обыкновенно разумелась гора Сион ( Пс.2:6; 47:2–3; 73:2; 77:54:68 ), а святым местом Его называлось место нахождения скинии или храма ( Пс.25:8; 131:5; 75:3; 14:1 ), видимым же образом победоносно шествующего Господа обыкновенно служил ковчег завета ( Числ.10:35 ; Пс.67:2–3, 25–26; 131:8 ); то очевидно, что этот Пс.есть песнь на перенесение ковчега завета на гору Сион в устроенную на ней скинию, и именно на перенесение его из дома Аведдара, когда Господь, предводительствовавший войсками Израиля и даровавший Давиду победу над Сионом, еще в первый раз видимым образом вступал в ворота Сионской крепости и когда, после первоначальной, неудачной попытки перенесения ковчега завета из Кириафиарима ( 1Пар.13:6–14 ), более, чем когда-либо, потребно было преподать израильтянам, и особенно ближайшим к скинии жителям Иерусалима, наставление о благоговейном отношении к святыне, чтобы в противном случае не подвергнуться наказанию Божию, постигшему дерзновенного Озу ( 2Цар.6:7–9 ; 1Пар. 15:12–13 ). А при этом, не может подлежать сомнению и то, что псалом написан был Давидом, которому приписывается надписанием, так как в то время Давид был единственным составителем и учителем священных песней, и ему принадлежало устроение всего торжества перенесения ковчега ( 1Пар.15:16; 16:4:7 ), псалом по духу и по характеру, и по самому образу выражения всего более приличествует именно Давиду (ср. ст. 3–6 с Пс.14 и 100; ст. 8–10 с Пс.9:37; 17:32 и след.; 144:1, 6, 11–12). Древние оо. и уч. Церкви, согласно признавая Давидово происхождение этого Пс., обыкновенно объясняли его в смысле таинственном, – о вознесении Христа Спасителя на небо и восхождении верующих в Него в духовный Иерусалим, в обители Отца небесного 126 ; но этот таинственный смысл не отрицает, а скорее предполагает первоначальный исторический смысл: так как основывается именно на преобразовательном значении события перенесения ковчега завета на Сион.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010