21 июля (3 августа). Пророка Иезекииля (VI в. до P. X.). 22 июля (4 августа). Мироносицы, равноапостольной Марии Магдалины. 23 июля (5 августа). Почаевской иконы Божией Матери (1675 г.). Праведного воина Феодора (Ушакова) Санаксарского. 24 июля (6 августа). Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1015 г.). 27 июля (9 августа). Великомученика и целителя Пантелеймона (305 г.). Преподобного Германа Аляскинского (1837 г.). 28 июля (10 августа). Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) – принесена из Византии в 1046 г. Святителя Питирима, епископа Тамбовского (1698 г.). Собор Тамбовских святых. 31 июля (10 августа). Священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна (1922 г.). Август 1 (14) августа. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Семи мучеников Маккавеев (166 г. до P. X.). 2 (15) августа. Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557 г.). 3 (16) августа. Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147 г.). 4 (17) августа. Семи отроков Ефесских (около 250 г.). 6 (19) августа. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 7 (20) августа. Обретение мощей святителя Митрофана Воронежского (1832 г.). Преподобного Антония Оптинского (1865 г.). 8 (21) августа. Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566 г.). 9 (22) августа. Апостола Матфея (около 63 г.). Собор Соловецких святых. 13 (26) августа. Преставление (1783 г.), второе обретение мощей (1991 г.) святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. 14 (27) августа. Пророка Михея (VIII в. до P. X.). Перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского (1091 г.). 15 (28) августа. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 16 (29) августа. Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944 г.). 17 (30) августа. Преподобного Алипия Печерского (1114 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

1418–1422; память 12 мая); Варлаам Улейминский, Угличский († после 1460); Севастиан Пошехонский (Ток. 1500; память 18 декабря); Паисий Угличский († 1504; память 6 июня); Адриан Угличский († после 1504; память 26 августа); Боголеп Угличский (XVI; память 22 августа); Кассиан Грек, Угличский († 1504; память 2 октября); Вассиан Угличский, Рябовский († 1509; память 12 февраля); Игнатий Прилуцкий, в миру князь Угличский Иоанн († 1523; память 19 мая); Даниил Переяславский († 1540; память 7 апреля); Леонид Пошехонский († 1549; память 5 марта); Киприан Тропский, Ярославский († до сер. XVI); Герасим Болдинский († 1554; память 1 мая); Геннадий Любимоградский, Костромской († 1565; память 23 января); Игнатий Ломский († 1591; память 28 декабря): Исаакий Ломский († кон. XVI – нач. ХШ; память 28 декабря); Иринарх, затворник Ростовский († 1613; память 13 января); Дорофей Югский, Ярославский († 1622; память 5 июня); Иларион Югский, (XVIII; память 5 июня); Никодим Кожеезерский († 1640; память 3 июля); Дионисий Переяславский († 1645; память 15 апреля); Иоаким Шартомский († сер. XVII); Корнилий Переяславский († 1693; память 22 июля); Кирилл, схимонах Борисоглебский; Пимен, затворник и верижник Ростовский (XVII; память 26 августа). Мученики Василий Мангазейский († 1602; память 22 марта) Преподобномученики Адриан Пошехонский († 1550; память 5 марта); Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братии и 200 мучеников мирян, Угличские († 1608; память 1 октября); Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею († 1609; память 10 апреля); Антонин, игумен Покровский, Герасим архимандрит, Евфимий и Варсонофий священноиноки и иноки Макарий, Матфий, Вассиан, Гурий, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет, Геласий, Иосиф, Вассиан, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосии, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с ними 1000 мучеников мирян, Угличские († 1609; память 24 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

84. Сохранился в рукописи XIV в Париж. Национ. библ. Разумовский, Церк. пение в России, 44. 85. Разницу здесь вносят органы. Но они в римско-католическом богослужении появились очень поздно. Хотя Liber pontificalis приписывает папе Виталиану († 671) введение органа в итальянских церквах, а ряд историков повторяют известие о присылке органа Константином Копронимом Пипину в 757 г. и имп. Михаилом I Карлу Великому, но и в IX–XII b. орган встречает противников на Западе: ими явились известный литургист Amalarius (IX b.), шотландский аббат Ealred (XII b.), знаменитейший богослов Фома Аквинат, а позднее Еразм (Luft, Liturgik II, 258. Binterim, Die vorzüglichste Denkm IV, I, 55. Арх. Филарет. Ист. обз. песнопевцев, 264). 1 — отсутствует 2. Издан впервые полностью проф. А. А Дмитриевским по рук. Х в. Патмосской библ. в «Описании литург. рукописей» I, Τυπικ Киев, 1890, стр. 1–153. Кроме этого списка Софийского Типикона ныне известны еще два: в Иерусалимской патриаршей библиотеке X–XI b. (о нем сообщено Παπαδοπολο-Κεραμες " ом в εροσολυμικ βιβλιοθκη Спб. 1897, 80) и в Дрезденской Королевской библ. (описан подробно впервые Дмитриевским А. Древнейшие патриаршие Типиконы Святогр. Иерус. и Велик. Константинопольск. церкви, Киев, 1907, 214 и д.). Наиболее древняя — Патмосская редакция; самые поздние памяти в ней — Игнатия, архиеп. Константинопольск. († 877 г.) и освящение церкви всех свв. в Вуле, построенной Львом VI в память супруги Феофано († 894 г.) при ее жизни; есть «память мч. Вакха, пострадавшего в наши дни при Ирине (797–802) и Константине (VI, 780–797)»; нет праздника Нерукотворенного Образа 16 авг., установленного в 944 г. Иерусалимский список написан по повелению Константина VII Багрянородного (912–953 г.): самая поздняя память Трифона патр. Константинопольского († 933 г.) В Дрезденской рукописи есть уже Нерукотворенный образ, равно как здесь есть 25 янв. перенесение мощей Григория Богослова из Арианзена в Константинополь, бывшее в 950 г., но нет памяти 3 святителей 30 янв., установленной в 1084 г.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

1573 Разницу здесь вносят органы. Но они в р.-католическом богослужении появились очень поздно. Хотя Liber pontificalis приписывает папе Виталиану † 671 введение органа в итальянских церквах, а ряд историков повторяют известие о присылке органа Константином Копронимом Пипину в 757 г. и имп. Михаилом I Карлу Вел, но и в IX-XII в. орган встречает противников на западе: ими явились известный литургист Amalarius (IX в.), шотландский аббат Ealred (XII в.), знаменитейший богослов Фома Аквинат, а позднее Еразм ( Luft , Liturgik II, 258. Binterim , Die vorzüglichste Denkm IV, I, 55. Арх. Филарет . Ист. обз. песнопевцев, 264). 1574 Издан впервые полностью проф. А. А Дмитриевским по рук. X в. Патмосской библ. 266 в «Описании литург рукописей» I, Τυπικ Киев, 1890, стр. 1—153. Кроме этого списка Софийского Типикона ныне известны еще два: в Иерусалимской патриаршей библиотеке 40 X-XI в. (о нем сообщено Παπαδοπολο - Κεραμες ом в εροσολυμικ βιβλιοθκη Спб. 1897, 80) и в Дрезденской Королевской библ. 104 (описан подробно впервые Дмитриевским А . Древнейшие патриаршие Типиконы Святогр. Иерус. И Велик. К-польск. церкви, Киев, 1907, 214 и д.). Наиболее древняя – Патмосская редакция; самые поздние памяти в ней – Игнатия, архиеп. К-польск. † 877 г. и освящение церкви всех свв. в Вуле, построенной Львом VI в память супруги Феофано † 894 г. при ее жизни; есть «память мч. Вакха, пострадавшего в наши дни при Ирине (797—802) и Константине (VI, 780—797)»; нет праздника Нерукотворенного Образа 16 авг., установленного в 944 г. Иерусалимский список написан по повелению Константина VII Багрянород. (912—953 г.): самая поздняя память Трифона п. К-польск. † 933 г. В Дрезденской рукописи есть уже Нерукотворенный образ, равно как здесь есть 25 янв. перенесение мощей Григория Б. из Арианзена в К-поль, бывшее в 950 г., но нет памяти 3 святителей 30 янв., установленной в 1084 г. 1575 Симеон Сол . О божеств. молитве, гл. 345. Migne Patrol. s. gr. t. 155, col. 624). 1576 Устав св. Софии ставят не только в связь, но и в генетическую зависимость от иерусалимского Святогробского устава (храма Воскресения). Основания для этого – совпадение позднейших (IX-X в.) редакций того и другого в некоторых мелочах (напр., раздавание так. наз. руги – жалований, подарков – патриархом в большие праздники, пение некоторых песней псалтами на амвоне, а других монахами, спудеями и т.п.) и в немногих чинах: тот и другой имеют тритекти и панихиду ( Дмитриевский А . Древнейшие патр. Типик. 144. 147. 206. 208. 298). Но строй суточной службы по тому и другому Типикону иной: в Иерусалимском, IX в., по кр. м., этот строй гораздо ближе к нынешнему нашему, чем к тогдашнему Константинопольскому, а более раннего богослужения в той и другой церкви мы не знаем (не считая описания Сильвии).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Покаяния время и обращения плод принеси/и смоковницы неплодныя посечения прещения, душе моя, клятвы убойся,/напитай же Христа добродетелей благоплодием. Богородичен: Не забуди гласа, Предстательнице страшная, раб Твоих,/но от всякия беды молитвами Твоими и всякаго прещения исхити,/преклоняет бо Бога Твоя Матерняя молитва. Песнь 9 Ирмос: От Бога Бога Слова,/неизреченною мудростию пришедшаго обновити Адама,/ядию в тление падшаго люте,/от святыя Девы неизреченно воплотившагося нас ради,/вернии, единомудренно песньми величаем. Увядил еси, отче, коварствия и стрелы вражия огнем воздержания/и чистоты плоти вещный гнев попалил еси истинно,/онаго светозарения, Тарасие, сподобився. С патриаршескими лики водворяяся, поеши песнь Ангельскую с ними:/Свят, Свят, Свят Отец Родитель, и Сын рождейся,/и Дух, исходяй нераздельно./Троице Святая, слава Тебе. Яко вшедшу в Вышняя с Павлом, вопием:/преблаженне, Божие блаженство, Церкви утверждение,/воинству победу, нам же даровати очищение,/чтущим тя любовию, Тарасие, помолися. Богородичен: Воплощься неизреченно от чистых Твоих кровей,/яко солнце, явися нам, Пречистая Мати безневестная,/век всех иже первее, Отцу Собезначален Сын/и, тьму отгнав, просвети всяческая. Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский, родился в Константинополе в семье патрициев Георгия и Енкратии. Воспитанный в благочестии, он получил глубокое и разностороннее образование: изучил Священное Писание и философию. За добрый нрав и благоразумие его все любили и почитали. При дворе императора Константина VI Порфирородного (780–797) и его матери, святой царицы Ирины (797–802), святой Тарасий получил звание сенатора и стал одним из ближайших царских советников. Император Константин Порфирородный воцарился в десятилетнем возрасте. Он был внуком императора-иконоборца Константина Копронима (741–775) и сыном императора Льва IV Хазара (775–778), также иконоборца. Ересь иконоборчества, начавшаяся при императоре Льве III Исаврянине (716–741), продолжала распространяться. Поборники иконопочитания, особенно монахи, подвергались жестоким гонениям и казням; бесчестию и поруганию подвергались не только иконы, но и мощи святых угодников. Святитель Павел IV, Патриарх Константинопольский (780–784), не проявлял решительных мер в борьбе с ересью. Не имея помощников, чтобы противостать заблуждениям нечестивых, укрепить немощных, воодушевить борющихся за истину, он скрывал, что почитает святые иконы. После четырехлетнего пребывания на патриаршем престоле святитель Павел с глубокой скорбью и покаянием тайно удалился в монастырь святого Флора и принял схиму (†784; память 30 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Помириться царственным супругам уже не пришлось: немногим позже Лев IV Хазар заболел и 8 сентября 780 г. скончался, не исключено, что от яда. Феофан со злорадством пишет, что его погубила любовь к драгоценным камням – Лев без ведома патриарха забрал из св.Софии хранившийся там императорский венец, чтобы насладиться зрелищем его украшений, за что Бог и покарал «нечестивца», наслав на него смертельный недуг. Ирина (ок. 752 – 803, имп. 769 – 790 и 791 – 802, как автократор 797802) В начале 769 г. император Константин V выбрал сыну невесту. Ею оказалась славная красотой молодая афинянка Ирина. Осенью того же года корабль с будущей василисой ромеев бросил якорь в константинопольской гавани, а 17 декабря Ирина стала женой Льва Хазара и императрицей. Время шло, у Ирины родился сын (Константин VI), ее грозный свекор-иконоборец умер, и Лев IV взошел на престол. Ирина включилась в политическую жизнь двора, но на стороне близкой ей, рожденной на Западе, партии иконодулов. Едва ли василевс приветствовал такое поведение супруги, и когда летом 780 г. он обнаружил у нее в спальне две иконы, произошел разрыв. Однако Лев IV вскоре умер, десятилетний Константин VI наследовал отцу, а Ирина стала при нем регентшей. Августа, приняв на себя бремя власти, оказалась в самом центре придворной борьбы. Не прошло и полутора месяцев со дня смерти Льва Хазара, как среди высших чиновников возник заговор, во главе которого стоял логофет дрома Григорий. Заговорщики намеревались возвести на трон сосланного кесаря Никифора и его братьев. Однако планы Григория были раскрыты, его с помощниками ослепили, а всех пятерых сыновей Копронима рукоположили в священники и, чтобы это видел народ, заставили в праздник раздавать верующим причастие. В 781 г. восстал сицилийский стратиг Елпидий, объявивший себя императором. Через год он был сломлен, но сумел бежать в Африку, к мусульманам. К неприятностям внутренним добавились и внешние: набеги арабов и болгар (783). От первых удалось откупиться, а против болгар отправился сражаться фаворит императрицы евнух Ставракий. В течение двух лет Ставракий успешно воевал в Элладе, Фессалии и Фракии, основал город Ирино-поль (Верою), а затем вернулся и справил триумф.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Император Константин хотел побывать в Саккудийском монастыре, проезжая поблизости. Но монахи не вышли ему навстречу. За это «оскорбление Величества» игумен Платон был посажен под арест в Константинополе, a братья Иосиф и Феодор были биты плетьми и высланы в Фессалонику. Однако такая пропаганда монахов и словом и делом широко порочила императора в глазах народа. Грех императора преподносился, как выдающееся беззаконие, грозящее гневом Божиим византийскому царству. Все это роняло Константина и выдвигало Ирину. Замышлялся заговор «справа» в ее пользу. Ирина сама его направляла. Когда в 797 г. Константин возвращался с игр на ипподроме к церкви св. Маманта во Влахернах, на него напали заговорщики из военных. Однако он сумел вырваться, вскочить на царский корабль, который и увез его на азиатский берег. Народ заволновался. Ирине пришлось опасаться за себя. Она послала письмо к спутникам сына, которые были тайно причастны к заговору. Ирина припугнула их тем, что откроет этот секрет, и тогда Константин не пощадит их. Устрашась такой перспективы, лжедрузья Константина решили его предать. Они привезли Константина в Константинополь, во дворец рано утром в день Успения — 15 августа, заперли его в Пурпуровой палате, той самой, где он родился. И здесь в 9-м часу утра он был варварски, с жестокостью ослеплен, после чего вскоре и умер. Сделано было это, по словам летописца, «γνωμη της μητρος αυτου και των συμβουλων αυτης — по решению его матери и ее советников.» B это же время патриарх Тарасий освободился от политической необходимости покрывать грешный брак Константина с Феодотой и наложил для успокоения зилотов запрещение на совершителя его, авву-иконома Иосифа. Ирина воцарилась снова единодержавно (797-802 гг.). Это был первый, но не единственный случай единодержавия женщины на византийском троне. B этот момент возник проект: Ирине соединиться браком с Карлом Великим и создать вновь единую Корону объединенной Империи Востока и Запада. Папы еще мыслили себя политическими подданными византийских императоров, но реальную помощь получали все более и более от новых королей Запада.

http://sedmitza.ru/lib/text/435410/

Игумен Феодор (будущий Студит) и ряд других видных монашеских деятелей разорвали общение с патриархом Тарасием за благословение «прелюбодейного» брака, и это несмотря на то, что Феодота была родственницей Феодора Студита. Она даже послала ему подарки, которые он отверг. Император сослал мятежных монахов, наказав их. Все это весьма раздражало народ: Феодор Студит пользовался огромным авторитетом. Ирина вновь набирала популярность, и через краткое время ей удалось организовать успешный заговор. В день Успения 15 августа 797 г. Константин был схвачен и ослеплен, причем это было сделано с такой жестокостью, что вскоре после этого он умер. Ирина воцарилась единодержавно (797-802). С ее воцарением изгнанники вернулись со славой и восстановили общение с патриархом Тарасием. Ирина назначила Феодора игуменом Студийского монастыря в Константинополе, и эта славная обитель св. Иоанна Предтечи расцвела под управлением высокообразованного, энергичного, полного самоотвержения игумена. Преп. Феодор Студит (759-826) увеличил число насельников своего монастыря с 12 до 1999 человек. Монастырь был известен благотворительной деятельностью и активным служением братии. Св. Феодор ввел строгий общежитийный устав, монахи занимались как физическим трудом, так и книжной деятельностью. Сам Феодор стал столь влиятельным лицом, что легко было усмотреть в нем преемника патриарху Тарасию. Ирина стала первой (но не последней) женщиной, непосредственно правившей в Византийской империи. Неудивительно, что многие восприняли это в штыки. Особенно оппозиция ощущалась на Западе: там даже высказывались предположения, что теперь трон в Константинополе вакантен. В этом контексте и произошло событие, имевшее весьма далеко идущие последствия. Папа Лев II, переживавший в Риме большие смуты и не получавший помощи от Константинополя, а дождавшийся ее только от Карла Великого, в Рождество 25 декабря 809 г. венчал его в Риме титулом императора. Это мыслилось не как восстановление Западной Римской империи, а как введение Карла во власть над единой Империей.

http://sedmitza.ru/lib/text/434787/

Это не улучшило и без того напряженных отношений матери и сына. Вскоре Константин поднял восстание, отправил Ставракия и мать в ссылку и стал править единолично. Но через два года он примирился с матерью и вернул ее и Ставракия из ссылки. Правда, он продолжал не допускать их к правлению. В 795 г. брак императора распался. Константин насильно постриг в монашество Марию-армянку и женился на фрейлине Феодоте. Игумен Феодор (будущий Студит) и ряд других видных монашеских деятелей разорвали общение с патриархом Тарасием за благословение “прелюбодейного” брака, и это несмотря на то, что Феодота была родственницей преподобного Феодора Студита. Она даже послала ему подарки, которые он отверг. Император сослал мятежных монахов, наказав их. Все это весьма раздражало народ: преподобный Феодор Студит пользовался огромным авторитетом. Ирина вновь набирала популярность и вскоре ей удалось организовать успешный заговор. В день Успения 15 августа 797 г. Константин был схвачен и ослеплен; причем, это было сделано с такой жестокостью, что вскоре он умер. Святая Ирина воцарилась единодержавно (797–802 гг.). С ее воцарением изгнанники вернулись со славой и восстановили общение с патриархом Тарасием. Ирина назначила преподобного Феодора игуменом Студийского монастыря в Константинополе, и эта славная обитель святого Иоанна Предтечи расцвела под управлением высокообразованного, энергичного, полного самоотвержения игумена. Преподобный Феодор Студит (759–826 гг.) увеличил число насельников своего монастыря с 12 до 1000 человек. Монастырь был известен благотворительной деятельностью и активным служением братии. Преподобный Феодор ввел строгий общежитийный устав, монахи занимались как физическим трудом, так и книжными делами. Сам Феодор стал столь влиятельным лицом, что легко было усмотреть в нем преемника патриарху Тарасию. Правление Ирины стало первым (но не последним) случаем непосредственного правления женщины в Византийской империи. Поэтому естественно, что многие восприняли это в штыки. Оппозиция особенно ощущалась на Западе: там даже высказывались предположения, что теперь трон в Константинополе вакантен. В этом контексте и произошло событие, имевшее весьма далеко идущие последствия. Папа Лев II, переживавший в Риме большие нестороения, и получавший помощь не от Константинополя, а только от Карла Великого, в Рождество 25 декабря 800 г. венчал его в Риме титулом императора.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

Елена 25 августа 2020, 10:28 Царствие Небесное усопшим отцам, братиям и сестрам нашим! Спасибо большое за синодик. Виктор 25 августа 2020, 09:51 середина августа - монахиня Иоанна, Борисо-Глебский женский монастырь, Водяное Харьковской области. 22 августа - Анатолий Андреевич Басаргин, староста кафедрального Благовещенского собора в Харькове, 84 года. lyudmila toll 25 августа 2020, 09:24 помяни Господи всех к Тебе пришедших во царствии Твоем Тамара 25 августа 2020, 01:30 Царствие Небесное всем усопших и вечная память!!! Pozharska Svetlana 25 августа 2020, 01:23 28 мая 2020 на праздник Вознесение отошёл ко Господу Архиепископ Штутгартский Агапит/Горачек/Вечная память Наталья Богоявленская 24 августа 2020, 22:17 Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих! Наталия 24 августа 2020, 21:59 Епископ Валевский Милутин (Кнежевич), иерарх Сербской Православной Церкви, умер в возрасте 71 года в белградском медицинском центре «Драгиша Мишович» от заболевания, вызванного коронавирусом 30.03.20 Светлана 24 августа 2020, 21:10 Протоиерей Андрей Шохирев Настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского при Пермской Краевой клинической больнице 7 февраля 2020 Виктор 24 августа 2020, 19:39 30 марта - епископ Валевский Милутин (Кнежевич) (Сербской православной церкви), в возрасте 71 года. Мария 24 августа 2020, 17:56 12 июня. Схиигумения Елисавета (Кривошеева), 82 года, настоятельница Киево-Николаевского Новодевичьего женского монастыря, город Алатырь, Чувашская Республика. - 24 августа 2020, 15:47 17 августа Протоиерей ВЛАДИМИР (Кириченко), клирик Екатерининского кафедрального собора, г. Краснодар 24 августа Монахиня МАРИЯ (Кириченко), г. Краснодар richie 24 августа 2020, 14:31 Протоиерей АЛЕКСИЙ (Иродов) г. Винница мой духовник. Горячий поборник православия. Бог да спасёт и поимилует этого наставника благочестия. Дарья 24 августа 2020, 14:14 13 июля Прот. Евгений Абехтиков 1959 г. р. Настоятель ХРАМА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, Московская епархия, Богородское благочиние, село Воскресенское

http://pravoslavie.ru/133481.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010