Было уже поздно, когда я возвратился в Каир. Мечети Каира Халиф-эль-Моэзз-ле-дин-Аллах, третий из племени фатимитов, которые выводили род свой от дочери Магомета Фатимы, и основали новое государство в Африке, отделил Египет от престола Абасидов, и, желая сравниться с ними столицею, создал Каир. Визирь его, Каид Гухар, покоритель Египта, основал в 370 году эгиры сию новую столицу, недалеко от Вавилона и слободы ибн-Тулуна. Древнее имя всего Египта Маср, с присоединением прилагательного эль-Кагира (победоносный), перешло к ней вместе с престолом; но она только, под названием эль-Масра, известна народам Азии и Африки. Если пышный Багдад мог иметь соперника, то один только Каир был в силах бороться с ним великолепием и даже затмит его; ибо ныне Багдад опустел, а Каир еще в полном цвете. Со времени основания своего не преставал он расширяться, так что стены, которыми был обнесен чрез два века спустя, по воле знаменитого Саладина, находятся ныне во многих местах внутри города, равно как и некоторые из семидесяти его ворот. Каир отчасти образует четвероугольник, хотя неправильный, наполненный тысячью извилистых улиц и закоулков, иногда столь тесных, что два человека могут только идти в них рядом. Город сей, вполне достойный своей знаменитости, разделен на множество кварталов, заимствующих имена свои от больших мечетей или известнейших базаров, которых считается до шестидесяти, даже самые лучшие улицы идут промеж лавок. Одних фонтанов и колодцев, блестящих мраморными столбами и раззолоченными решетками, находится в нем слишком шестьдесят, не считая менее украшенных: более ста бань, внутри великолепно убранных мрамором; и в сей толпе общественных заведений, существует одна только больница, эль-Мористан, ныне пришедшая в упадок. Но из сонма бесчисленных зданий столицы, меж коими не отличаются красотою дома богатых шейхов и шерифов, или старшин, мечети все затмевают своим величием и, по роскоши зодчества, кажутся чуждым созданием гениев, в сей массе человеческих творений. Они одни остались истинными памятниками славы арабов, которые подобно древним грекам, будучи беспечны к собственным своим жилищам, истощили для храмов все свое искусство и богатство. Из четырехсот мечетей столицы, четыре особенно огромны и великолепны: Тулуна, Гакима, Гассана и эль-Асхар. Сей последней мне не удалось видеть, равно как и других менее знаменитых: эль-Гасанейн, эль-Мористан, султана Баркука, эль-Мойед, Шейкуна, эль-Гури, эль-Эхрофиэ, Сунхера, султана Калауна в вышгороде и Дагера вне города. Говоря о мечетях, нельзя не заметить, что в арабах гораздо более терпимости, нежели в турках: я не мог ни одной посетить в Царьграде, а был напротив того днем, во всех главных святилищах Каира, даже во франкском платье, не смотря на приглашение Мегемета Али надеть турецкое. Его страж и деньги повсюду открывали мне вход, и народ был покоен, чего нельзя было бы ожидать от турок, всегда непокорных и буйных.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В 1-й пол. XI в. Багдад, охваченный суннитско-шиитскими смутами и вооруженными выступлениями городских низов (айяров), нередко выходил из-под контроля офиц. властей. В 1018 г. халиф аль-Кадир (991-1031), делая акцент на верности исламу «благочестивых предков» (салафов), обнародовал «Послание аль-Кадира», иногда именуемое «суннитским Символом веры». Оно было направлено прежде всего против умозрительного богословия и шиитских убеждений. В 1055 г. И. был захвачен тюрк. племенем сельджуков: сельджукид Тогрул без боя вступил в Багдад. При сельджуках ведущую роль в управлении страной играло хорасанское чиновничество, усилиями к-рого была создана развитая бюрократическая организация. Наиболее заметными представителями хорасанцев были везиры аль-Кундури и Низам аль-Мульк. Под их патронатом возникли духовные уч-ща - медресе (первое учреждено в Багдаде). Однако эта политика, стимулировавшая теологические споры с шиитами, приводила также к столкновениям между приверженцами различных правовых школ ( мазхабов ) и богословских направлений в суннитском сообществе. Торжество суннитской ортодоксии сказалось и на статусе иноверцев. Низам аль-Мульк в «Книге о правлении» советовал не допускать к руководящим должностям не только христиан, иудеев, зороастрийцев, но и шиитов. При этом он ссылался на примеры Тогрула (1055-1063) и Алп-Арслана (1063-1072) и сетовал на несоблюдение подобных мер предосторожности при Малик-шахе (1072-1092). Монета династии Аббасидов. 1244 г. (Британский музей, Лондон) Монета династии Аббасидов. 1244 г. (Британский музей, Лондон) На рубеже XI и XII вв. перерождение военного икта в подобие удельной системы усилило позиции отдельных членов сельджукидского дома и способствовало возникновению сильных центробежных тенденций. После смерти Малик-шаха, правление к-рого считается пиком могущества династии, началась затяжная междоусобица. На фоне деградации власти последних Сельджукидов возрос военно-политический авторитет Аббасидов. В сер. XII в. Аббасиды контролировали практически весь И.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Это финансирование может быть предоставлено и христ. религ. учреждениям, но церкви в основном предпочитают самофинансирование. Большинство мусульм. праздников являются также праздниками национальными, в их числе Ашура, Арбайн, Ид аль-Фитр, Ид аль-Адха и Маулид аль-Наби (День рождения пророка Мухаммада). Из христ. праздников национальным было объявлено Рождество Христово. И. Р. Л. Древнее Двуречье Статуэтка с развалин храма богини Нинту в Хафадже. XXVI в. до Р. Х. (Национальный музей Ирака, Багдад) Статуэтка с развалин храма богини Нинту в Хафадже. XXVI в. до Р. Х. (Национальный музей Ирака, Багдад) Территория совр. И. в основном совпадает с зоной древнейшего очага оседлой цивилизации - Двуречьем (греч.- Месопотамия). В предгорьях Загроса, в бассейне вост. притоков Тигра, в VII-V тыс. до Р. Х. сложились высокоразвитые культуры (Джармо, Самарры, Телль-Халафа), освоившие земледелие, скотоводство, изготовление керамики, на более поздних этапах - обработку меди. В кон. V-IV тыс. до Р. Х. была заселена Н. Месопотамия. Развитая система ирригации сделала возможным высокопродуктивное земледелие, на базе которого к рубежу IV и III тыс. до Р. Х. возникли первые гос. образования со сложной социальной структурой, с письменностью, крупными храмовыми хозяйствами, широкими торговыми связями. В становлении социально стратифицированных обществ региона важнейшую роль сыграли 3 неолитические культуры нижнего течения Евфрата, условно обозначаемые как Убейд (Телль-эль-Убейд), Урук и Джемдет-Наср (2 последние, согласно лингвистическим и топонимическим данным, связаны с шумерами - народом, чье этническое происхождение с точностью не установлено, мигрировавшим сюда с востока к нач. V тыс. до Р. Х.). Рельеф на мозаичных колоннах из храма богини плодородия Нинхурсаг в Талль-эль-Убайде. Ок. 2600 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон) Рельеф на мозаичных колоннах из храма богини плодородия Нинхурсаг в Талль-эль-Убайде. Ок. 2600 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон) Древнейшее оседлое население Убейда жило в хижинах, построенных из плетеного камыша, облепленного глиной.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Закрыть Американцы возвращаются в Ирак 20.06.2014 334 Время на чтение 7 минут ДЕЖА-ВЮ - то, что уже было, случалось, имело место в прошлом. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой Американские истребители F-18 с авианосца George H.W. Bush, находящегося в Персидском заливе, совершают разведывательное патрулирование над территорией Ирака. Как передают американские СМИ, решение о начале проведения разведывательных полетов над Ираком было принято в рамках программы по " усилению содействия Ираку в сфере безопасности " , утвержденной президентом США Бараком Обамой. Глава Объединенного комитета начальников штабов генерал Мартин Демпси подтвердил запрос иракских властей о нанесении авиаудара по позициям боевиков группировки " Исламское государство Ирака и Леванта " (ИГИЛ). Как заявил Демпси, борьба с ИГИЛ " отвечает интересам национальной безопасности " США вне зависимости от месторасположения членов группировки. Как известно, США в одностороннем порядке вывели свои войска в 2011 году после почти 8 лет оккупации Ирака. Суннитская группировка ИГИЛ, воевавшая до последнего времени в Сирии, возглавила на минувшей неделе наступление на северные и западные районы Ирака. К ИГИЛ присоединились сунниты Ирака, недовольные политикой премьер-министра шиита Нури аль-Малики, а также военные из бывшей армии Саддама Хусейна и мелкие террористические группировки. За неделю боевикам удалось захватить большую территорию, включающую провинцию Найнава со вторым по значению в Ираке городом Мосул, часть провинции Салах-эд-Дин с городом Тикрит. На захваченных территориях исламисты насаждают нормы шариата, проводят массовые казни местного населения, а также попавших в плен военных. Боевики готовят наступление на Багдад, из которого спешно эвакуируется персонал международных организаций и посольств. Экспертные оценки: Анатолий Эль-Мюрид. Насколько можно судить по приходящим сообщениям, пока в Ираке установилось относительное равновесие. Боевики проводят перегруппировку, потому что сильно растянули свои коммуникации. К ним подошло подкрепление из Сирии - по разным данным, которые, естественно, сложно подтвердить - до 5 000 боевиков, как из группировки ИГИШ, так и из более мелких группировок, которые решили перейти под её командование. На территориях, где сейчас они обосновались, проходит вербовка. Для них сейчас это просто, потому что в Мосуле они захватили достаточно большое количество средств. Для нищего Ирака деньги - серьёзный аргумент, поэтому вербовка идёт весьма успешно. Но пока, насколько понимаю, они приостановили наступление на Багдад и готовятся.

http://ruskline.ru/opp/2014/06/20/amerik...

За сегодняшнюю ночь в перестрелках был убит 1 военнослужащий армии США. Ещё 2 получили ранение. Неудачей закончилась очередная попытка англичан вклиниться в оборонительную полосу Басры. Ночью до 2 усиленных танками батальонов 16 бригады королевской морской пехоты Великобритании попытались прорвать оборону иракцев с северо-запада от аэродрома Маакиль вдоль реки Эль-Араб. Одновременно с ними с юго-запада, со стороны Эз-Зубаир ещё до 2 батальонов морской пехоты попытались прорваться в район Махаллат-эс-Зубаир, но были встречены мощным огнём и после четырехчасового боя отошли. По докладам иракцев на поле боя англичане оставили 2 танка и 5 БТР, не менее 30 англичан было уничтожено. Но английские командиры докладывают о 4 потерянных бронеобъектах и 5 убитых. Кроме того, над городом огнём ПВО был сбит истребитель-бомбардировщик F-18. О потере ещё одного самолёта севернее Багдада поступила информация от службы радиоперехвата. Пока не ясно был ли он сбит огнём ПВО или потерял управление, в следствии технической неполадки. Как мы видим, командование коалиции продолжает тактику «марша на Багдад» - наступления, в ходе которого, соединения коалиции обходят основные узлы иракской обороны, блокируя их «заградотрядами» и, предоставляя их разгром авиации и артиллерии. Насколько такая тактика является оправданной, покажет уже ближайшее время. Пока, по данным разведки, только в ближайшем американском тылу, продолжает сражаться более чем 50-ти тысячная кербельская группировка. Не менее 30 тысяч иракских солдат и ополченцев продолжают сражаться на юге Ирака в Басре и Эн-Насирии. Не менее 5 тысяч иракцев обороняются в городах Эн-Наджаф и Эд-Дивания. А всего, по оценкам экспертов, на занятой американцами территории, продолжает обороняться до 90-100 тысяч солдат армии Ирака и ополчения. В этих условиях командование коалиции либо должно сходу взять Багдад, и тем самым лишить иракские гарнизоны в своём тылу смысла сражаться дальше, либо, выйдя на подступы к Багдаду и, закрепившись здесь, начать одновременную подготовку к штурму и повторную «дозачистку» уже занятых территорий. Возможно, американцы так и сделают, используя для «зачистки», прибывающие в Кувейт части, которые в ходе этих боёв, с уже ослабленным и окружённым противником, получат необходимый боевой опыт для последующего штурма Багдада.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=35

  Анн Нива с горечью описывает междоусобную вражду суннитов, шиитов и курдов, доходящую порой до открытых вооруженных стычек:   «Мы держим путь на Киркук, который оспаривает у Мосула звание второй столицы страны. Это последний из крупнейших иракских городов, действительно являющийся многонациональным: испокон веков тут курды мирно соседствуют с арабами и туркменами, а ислам – с христианством. Но как долго еще продлится этот мир?   Курды взяли под свой контроль Киркук летом 2014 года, пока отряды ИГ захватывали север страны. С тех пор курды постоянно наступают, и под предлогом «обеспечения безопасности перед лицом угрозы ИГ» они за полгода расширили свою территорию еще на 500 кв. км. «В городе стало безопаснее, по крайней мере на какое-то время, – соглашается Адиб, инженер туркменского происхождения, – однако у нас нет уверенности в завтрашнем дне: курды пользуются всем этим хаосом, и когда грянет решающий бой между ИГ и пешмерга, а мы окажемся зажатыми в тиски между ними, захотим бежать, но будет уже поздно».   А вот прискорбное наблюдение одного высокопоставленного офицера городской службы безопасности, тоже туркмена по происхождению: «Теперь каждый политический деятель считает своим долгом обзавестись своим собственным ополчением, а при Саддаме Хусейне по крайней мере все силы безопасности были едины». Еще одно признание этого офицера: он ни за что не поедет отсюда в Багдад (который в 270 км к югу), так как не уверен, что там он сумеет защитить даже самого себя.   Шиитские ополченцы   Отправиться отсюда в Багдад проще всего той дорогой, что идет через провинции Салах-эд-Дин и Дияла – два региона со смешанным шиито-суннитским населением, которые всегда считались наиболее опасными, особенно в период войны против «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) во время американской оккупации. С тех пор местные жители стараются обходить эту дорогу стороной, а теперь там еще появились отряды шиитского ополчения, которые наводят на всех ужас. После их рейдов обитатели суннитских деревень боятся возвращаться в свои дома, ибо их запросто могут заклеймить, обозвав пособниками ИГ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Под влиянием указанных условий, город Багдад с 766 года по Р. Хр. стал новым образовательным центром. Так говорит об этом Эр. Ренан: «Багдад возвысился, как столица возрождающейся Персии. Арабский язык, язык завоевателей, не мог быть оставлен (персами) так же, как не отказались они совершенно от религии арабов; но дух новой цивилизации был смешанного характера. Последователи парсизма и христиане одерживали перевесь: администрация и в особенности полиция сосредоточивались в руках христиан. Все эти блестящие халифы, современники Каролингов: Мансур, ГарунальРашид, Мамун почти не были мусульманами. Они исполняют внешние обряды религии, главенство в коей им принадлежит; им принадлежит папская власть, если так можно выразиться, но ум их не туда направлен. Они интересуются по преимуществу всем иностранным и языческим: они вопрошают Индию, древнюю Персию и в особенности Грецию. Правда, что иногда мусульманским пиэтистам удавалось возбуждать при дворе странные реакции, и халиф становился иногда набожным и жертвовал своими друзьями – неверными или свободными мыслителями; потом дуновение независимой, свободной мысли получало перевес, и халиф опять призывает своих ученых и товарищей пиров и, к великому негодованию мусульманских пуритан, свободная жизнь продолжалась. Так объясняется любопытная и чарующая багдадская цивилизация, столь живо воспроизведенная сказками «Тысячи и одной ночи»: удивительная смесь официального ригоризма и тайной распущенности, время молодости и непоследовательности, когда, благодаря покровительству плохо верующих глав фанатической религии, научное развитие и веселая жизнь шли рука об руку; когда распущенный человек всегда встречал отличный прием при дворе, хотя уголовный закон грозил ему в то же время самыми жестокими наказаниями. Пышным цветом распустилась свободная мысль при этих халифах, которые, если и воздвигали иногда гонения, то всегда неохотно: мотакаллимины или спорщики устраивали собрания, на которых все религии обсуждались согласно с началами разума» 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В Америке различные вероучения насчитываются сотнями. Но местность между Нью-Йорком и Юта очевидно представляет собой наиболее благоприятную почву для развития всевозможных сект. Мы встречаем здесь приверженцев христианской науки, Мормонов, Допистов, Миллеритов, поклонников Святого Духа, Библейских учителей и сотни других сект, быстро возникающих и процветающих в этом районе Штатов. Многие из этих вероучений явились сюда с Востока, как, напр., учения Теофистов, Буддистов, Магометан, Парсов и последователей Зороастра. Одна из интереснейших среди всех этих „новых сект“ конечно секта Бабистов. Учение это проникло в Америку из Персии, где оно имеет уже широкое распространение. В Новом Свете им увлеклись не только женщины, как это одно время говорили, но также очень многие образованные и учёные мужчины. Американцы часто отправляются сами в Сирию, в город Акку, чтобы услышать из уст самого Учителя“ Аббас-Эффенди благую весть, полученную им от его отца Баба-Уллы для передачи всем народам. Магнетическая сила, которой обладает этот человек, так велика, что многие, отправлявшиеся к нему с целью осмеять его, кончали тем, что поклонялись ему. Город Акка замечателен тем, что в нём уже 34 года живут представители Бабизма, изгнанные из Персии, где они подвергались гонениям за распространение своего учения. Основателем секты был Али-Магомет, молодой человек, объявивший в 1844 г., что он „Баба“, что означает: ворота. Это выражение свойственно мусульманам: под ним разумеют избранного Богом посредника, предназначенного передавать людям откровения свыше. Бабисты подверглись жестоким гонениям: по одним источникам 10 тыс., а по другим 30 тыс. из них погибли мученической смертью. В 1850 г. сам Баба был казнён в Таврисе: в 1852 г. некоторым главарям секты удалось бежать из Тегерана в Багдад, во владения турецкого султана. Там они прожили 17 лет, после чего были переселены турецким правительством сначала в Адрианополь, а спустя ещё 5 лет, в Акку. Среди этих изгнанников находился некто Мирза-Гассейн-Али, из знатной и богатой семьи. На него смотрели как на „Бабу“ и чтили его за мудрость и чистоту жизни. Первый Баба дал ему титул „Баба-Уллы“ (слава Божья). Вскоре после бегства в Багдад, Баба-Улла покинул свою семью и провёл два года в горах в полном одиночестве, после чего вернулся в этот город и стал учить и объяснять догматы Бабизма. Когда вышло повеление перевести изгнанников в Адрианополь, Баба-Улла объявил своим ближайшим пяти последователям, что он – видимое проявление Самого Бога, о котором предсказывал первый Баба. Но до всеобщего сведения заявление это было доведено только пять лет спустя, и все бабисты приняли его единодушно за святую истину. Остаток жизни Баба-Улла посвятил писанию книг; из оставленных им многотомных сочинений на европейские языки переведены только очень немногие отрывки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но вот один не визир, не паша, а простой эфенди, лихой наездник ворвался во владения муфтия, начал командовать улемами, кадиями и пр. Муфтий сначала даже не обратил внимания на эфенди; впрочем, вскоре заметив опасность, решился вступить с ним в борьбу. Но эфенди помогали некоторые паши, визири, особенно многие улемы, муллы, и кадии, которым давно не нравилась теория послушания и смирения. Муфтий один бороться не мог, обратился к своим подчиненным не с приказом, а с приглашением остановить успехи эфенди, который уже за свои подвиги сделался пашой. И тут-то ученейших муж узнал, что в военное время не выиграешь битвы с людьми, в которых убита всякая самостоятельность; старался было задобрить пашей, визирей и пр.; но все кончилось тем, что из столицы, доложим из Константинополя, он должен был уехать читать алкоран, и молить Аллаха о прощении своих грехов в отдаленный город, напр. хоть в Дамаск или Багдад, тоже бывшие когда-то столицами. Что, Никита Мартынович, ведь Муфтий промахнулся? – «Послушай, Иван Иванович куда это ты заехал? мы с тобой в Европейской России, говорим об ее училищах, а ты примеры отыскиваешь у Персидского Залива; чего доброго, не отправишься ли в Новую Голландию, или в Антарктические страны. Далеконько ты друг уехал. – «Ну, не очень далеко; ведь Россия к Югу граничит с Турцией, а Багдад Турецкий город. – «Спорить с тобой, начали мы опять, мне не хочется. Положим даже, что самостоятельность, независимость характера несколько страдают в училищах; но зачем тебе не вспомнить, сколько других качеств благоприятных для нравственности ученики выносят из школы? Пересчитай-ка. – «Изволь, Никита Мартынович, почему не посчитать? Выносят действительно много всякой всячины. Выносят напр. казенные способы выражать свое раболепство пред начальниками, свое смиренничанье, свое беспредельное уважение ко всему, что выше их, свою невыносимую спесь пред всем, уважение ко всему, что им подчинено, или от них зависит. Выносят множество казенных признаков, которыми можно распознать каждую добродетель и порок и мастерски им пользуются, чтобы прослыть нравственными людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostis...

Коммерческие документы дома Эгиби были обнаружены арабами во влажный сезон 1875–76 года в кургане поблизости от Хилла – город на расстоянии примерно 4 миль (6,5 км) на юго-востоке от руин Вавилона. Приблизительно 3 или 4 тысячи табличек были найдены запечатанными во множестве глиняных кувшинов, похожих на кувшины для воды, закрытых сверху плиткой и закупоренных битумом. Нашедшие принесли таблички в Багдад и продали их там. В этом же году Джордж Смит (George Smith) посетил Багдад и приобрёл около 2500 из этих важных документов для Британского Музея. В течение следующих месяцев таблички исследовал Вильям Боскавен, (W. St. Chad Boscawen), и его отчёт появился в 1878 г. в журнале Сборник трудов Общества Библейской археологии – Transactions of the Society of Biblical Archaeology. Боскавен говорит, что таблички «относятся к разным денежным операциям, проводимым вавилонскими банковскими и финансовыми учреждениями, работавшими под названием „Эгиби и сыновья”». Таблички «касаются всевозможных коммерческих сделок: от ссуды нескольких сиклей серебра, до продажи или залога целых имений, стоимость которых оценивалась тысячами мин серебра». Уже вскоре Боскавен осознал, как важно придерживаться последовательности сменяющих друг друга глав фирмы Эгиби, и после более тщательного анализа, он выяснил, кто из них приходил на смену кому, и когда: С 3 года Навуходоносора, человек по имени Шула возглавлял фирму Эгиби и прослужил в этой должности 20 лет, до 23 года Навуходоносора, когда он умер и его сменил его сын, Набу-аххе-иддин. Его сын, Набу-аххе-иддин, продолжал управлять делами как глава фирмы 38 лет, то есть с 23 года Навуходоносора до 12 года Набонида, когда фирму наследовал его сын Итти-Мардук-балату. В свою очередь, Итти-Мардук-балату оставался главой фирмы до первого года Дария I (521/20 г. до н.э.), т.е. до своего 23 года руководства фирмой. Боскавен представляет эти находки следующим образом: «Теперь, просуммировав эти периоды, мы приходим к результату, что с 3 года Навуходоносора II по первый год Дария I Гистапа прошёл 81 год: Шула, во главе фирмы 20 лет; Набу-аххе-иддин 38 лет; ИттиМардук-балату 23 года. Это даёт в результате интервал в 83 года с первого года Навуходоносора по первый год Дария I Гистапа». Существенен тот факт, что это в точности согласуется с Беросом, Царским каноном и нововавилонскими историческими записями. Отсчитав от первого года Дария I (521/20 до н.э.) назад 83 года, мы приходим к 604 г. до н.э. как первому году Навуходоносора, что полностью согласуется с остальными линиями доказательств, представленными выше.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010