Вообще посольство, подобное тому, которое послужило поводом к сарацинской миссии Константина, могло быть только от самого калифа. По всей вероятности, оно находилось в связи с историей амморийских мучеников (как предполагает, кажется, и Четии-Минея), мученичество которых относится в 845–846 годам. А о посольстве в Ассирию (Сирию), следовательно, к самому калифу при Михаиле положительно упоминает Фотий, в предисловии или письме к брату Тарасию о своей библиотеке, выражаясь, что он и сам был избран в это посольство. Какое это посольство, к сожалению, неизвестно. Кроме того, говоря, что быль избран, Фотий не говорит, что действительно был в посольстве. Не заменен ли он там Георгием асикритом, который был спутником Константина? Если Константин ходил к калифу, то, должно бы думать, ходил в Багдад на реке Тигр. Но едва ли должно быть оставлено без внимания и показание Четии-Минеи, что он ходил в Самару. Бильбасов и здесь неудачно возражает Четии-Минеи, что г. Самара неизвестен. Он упоминается не только в сказаниях об амморийских мучениках (откуда, вероятно, и взяла его Четии-Минея), но в отдельно от них стоящем сказании о Петре афонском, бывшем в плену в Самаре (преосв. Порфирий, Восток христианский. Афон, ч. III, стр. 117–127). Известен он и по другим источникам (у Морери Le Grand Dictionnaire, 1790 г. под словом Samara, Asker). Этот город называется городом великим, твердым, укрепленным, находившимся на реке Евфрате. Местность его определяют в 12 милях от Багдада, там, где течения Тигра и Евфрата наиболее сближаются. Передают отчасти и самую историю этого города, бывшего временною резиденцией багдадских калифов Мутассема и Ватека. Преемник последнего Муттаваккиль (847–861), к которому ходил Константин, перестал жить в Самаре, но неизвестно, когда именно, так что нельзя с полною несомненностью утверждать, сюда ли или в Багдад ходил Константин. Вероятнее – в Багдад. Но если часть своего пути он совершил по реке Евфрату, то мог быть и в Милитене и в Самаре и отсюда направиться в Багдад.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

pers. 1113. Fol. 180v–181) Осада Багдада монголами. Миниатюра из рукописи. Ок. 1430 г. (Paris. Suppl. pers. 1113. Fol. 180v–181) При наследнике ан-Насира аль-Мустансире (1226-1242) на территорию И. вторглись монг. отряды, посланные Угэдэй-ханом, к-рые захватили в т. ч. Мосул, но были остановлены у хребта Хамрин. Постоянные набеги монголов заставили халифа с согласия алимов объявить им джихад , вооружить жителей Багдада и провести дополнительную подготовку войска и добровольцев. Аль-Мустасим (1242-1258) пренебрег приготовлениями предшественника, чем серьезно ослабил обороноспособность своих владений. В 1257 г. наводнением был разрушен Багдад, в кон. того же года племянник Угэдэя Хулагу-хан остановился в Ханакине, откуда он пошел в наступление на И. Первая армия, переправившись через Тигр у Тикрита, двинулась к Анбару, затем повернула на восток и разбила войска Аббасидов близ Дуджайля. Вторая достигла Басры. В февр. 1258 г. Хулагу-хан вошел в Багдад и казнил почти всех мужчин из рода Аббасидов, эмиров и сановников, за исключением везира шиита Муайяд-ад-Дина ибн аль-Альками и патриарха Церкви Востока, к-рые пытались договориться об условиях сдачи города. Двуречье вошло в состав нового улуса Вел. Монгольской империи, где правили потомки Хулагу - ильханы. В адм. отношении Багдад превратился в столицу наместничества, включавшего только И. (отныне все чаще именуемый Ирак Арабский в противоположность Ираку Персидскому в Сев.-Зап. Иране), Джазира управлялась из Мосула. Эти отличавшиеся друг от друга и порой соперничавшие области находились под властью монг. наместников (даруга), за спиной к-рых стояли управители (вали) или заместители (наибы) - высокопоставленные чиновники-мусульмане, христиане или иудеи, как правило представлявшие те или иные группы влияния в ильханской Орде. Для монгольского периода в долине Тигра и Евфрата характерен упадок сельского хозяйства и экономики. В сер. XIII - сер. XIV в. основную массу жителей И. составляли мусульмане - сунниты и шииты, говорившие на араб.

http://pravenc.ru/text/673821.html

конфедерации Кара-Коюнлу Кара-Юсуфу, а в 1432 г. превратилась в арену борьбы между Кара-Коюнлу и их соперниками Ак-Коюнлу, одержавшими верх в 1466 г. Как реликты их гегемонии в И. сохранились территории компактного расселения туркмен в районах Мосула и Талль-Афара. Первыми проявили недовольство курдские беки, пользовавшиеся ранее широкой автономией. В 1514 г. некоторые из них перешли под покровительство османов, а в 1515 г. в В. Месопотамии вспыхнуло восстание под предводительством знатных курдских родов, активное участие в котором приняли и христиане-ассирийцы. Повстанцы, выбив кызылбашей из ряда городов, дважды обращались с просьбой о защите к османскому султану Селиму I, к-рый в 1516 г. принял Сев. Ирак под свое покровительство. В 1529 г. восставшие при поддержке местного населения захватили Багдад и также отправили делегацию в Стамбул. В 1533 г. наследник Селима султан Сулейман I Кануни со 140-тысячным войском и с мощной артиллерией выступил в «поход на два Ирака». В дек. 1534 г. султан уже принимал в Багдаде посланцев из Ср. Двуречья и от бедуинских племен с заверениями преданности. Стремясь к поддержанию межконфессионального мира, османские власти пожаловали как суннитским, так и шиитским мечетям значительные вакфы. Сулейман торжественно посетил наиболее почитаемые суфийские святыни - мечеть шейха Абд аль-Кадира аль-Джилани, могилу Маруфа аль-Кархи и гробницы Алидов в Казимайне (Эль-Казимии) - места поклонения шиитов-имамитов. Восстановлен был и мавзолей Абу Ханифы. Османы построили мощный флот, к-рый был необходим, чтобы сдерживать морскую экспансию португальцев, регулярно поддерживавших Иран в войне против И. Османо-сефевидские войны продолжались в 1548-1549 и 1554-1555 гг. Сефевиды потерпели поражение, и шах Тахмасп I признал И. частью Османской империи. Права османов на И. были закреплены в мирном договоре, заключенном в мае 1555 г. в Амасье. В 1621 г. сефевидский шах Аббас I осадил Багдад, обороноспособность которого к этому времени ослабили неск. неурожайных и засушливых годов и набеги бедуинов. Осажденные перебили всех находившихся в городе иранцев, а после захвата города воины шаха Аббаса истребили ок. 1/10 багдадских суннитов и сровняли с землей мечети Абу Ханифы и Абд аль-Кадира. В 1623 г. Аббас I вернул под свою власть также Мосул и Шахризор, но попытки завладеть Басрой (1624-1625) оказались безуспешными. К кратковременному периоду владычества в И. Сефевидов относится появление здесь арм. общин, переселявшихся на берега Тигра и Евфрата с Иранского нагорья, куда они были перемещены Аббасом. В дек. 1638 г. султан Мурад IV захватил Багдад, а в 1639 г. Зохабский договор окончательно закрепил И. за Османской империей. Граница, установленная по договору, практически полностью совпадает с совр. границей между И. и Ираном.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Около восьми утра позиции американцев были атакованы несколькими отрядами ополченцев, судя по всему жителей из прилегающих к аэропорту районов. Огнём танков и БРТ они были рассеяны. 2-я бригада этой же дивизии вышла к южным окраинам Багдада и находится в 7-8 км. от города на пересечении шоссе Багдад- Амман, Багдад – Кербела. Не получили подтверждения заявления американского командования о «полном разгроме» дивизий республиканской гвардии «Медина» («Аль-Мадина аль-Мунаввара») и «Хаммурапи» из состава 2-го корпуса РГ Ирака. Анализ фотосъёмки района показал, что в полосе наступления американцев было выявлено не больше 80 единиц уничтоженной иракской бронетехники, что соответствует примерно 20% от, имеющейся по штату в дивизии РГ. Установлено, что дивизия «Хаммурапи» участвовала в боях лишь отдельными передовыми подразделениями и отошла в Багдад. «Медина» участвовала в боях одной бригадой, которая была рассечена и частично отошла к Багдаду, частично к Кербеле, где находятся основные силы дивизии. Не являются пока впечатляющими и цифры взятых в плен иракцев. За четверо суток наступления американцы смогли взять в плен чуть больше 1000 человек, из которых, по докладам американских командиров лишь половину можно с уверенностью считать солдатами и офицерами армии Ирака. Практически нет захваченной и брошенной боевой техники. Всё это свидетельствует о том, что пока не произошло перелома в боевых действиях , иракские войска не деморализованы и командование иракской армии по-прежнему управляет своими силами. За сутки практически не изменилась обстановка в других узлах сопротивления. Продолжаются бои в Эн-Насирии, где войска коалиции по-прежнему не могут овладеть левобережной частью города. Несмотря на заявления представителя американского командования о «почти полном взятии города под контроль», перестрелки в городе продолжаются и, только за вчерашние сутки американские десантники потеряли здесь 1 человека убитым и не менее трёх ранеными. Американцы больше не пытаются штурмовать районы, занятые подразделениями 11 пехотной дивизии Ирака, а просто методично разрушают их огнём артиллерии и ударами авиации.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=34

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Багдад в осаде 01.11.2006 17:03 Версия для печати Суннитские боевики отрезали дороги, связывающие город с остальным Ираком. Страну расчленяют – боевики ведут кровавые битвы за контроль над городами и поселками к северу и югу от столицы. На фоне того, как американские и британские политические лидеры спорят по поводу ответственности за кризис в Ираке, страна делает новый шаг к дезинтеграции. Сейчас Багдад почти полностью окружен хорошо вооруженными суннитскими племенами, которые сражаются с шиитскими бойцами с целью завершить окружение. Суннитские мятежники, похоже, следуют плану, нацеленному на установление контроля над всеми подступами к Багдаду. Они уже давно контролировали главную трассу, ведущую на запад, к иорданской границе, и к востоку, к провинции Дияла. Теперь они, похоже, систематически распространяют свой контроль на дороги к северу и к югу. Пыльные стоянки грузовых автомобилей и города с базарами, такие как Махмудия, Балад и Бакуба – все лежат на важных дорогах, ведущих из Багдада. В каждом случае суннитские боевики вытесняют шиитов и усиливают хватку над столицей. Шииты, возможно, и занимают сильные позиции в самом Багдаде, однако рискуют жизнью, пользуясь дорогами. Вчера после того, как автобус остановили на поддельном КПП к югу от Балада, из автобуса выкинули около 30 шиитов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

К вечеру противники снизили активность и в течение ночи проводили перегруппировку сил. Американцы спешно оборудуют оборонительные позиции, вертолётами перебрасывают подкрепление в район аэропорта и наращивают группировки в районе Хан-Азад и Абу-Гарайб. Иракцы выдвигают к окраинам города противотанковые подразделения. Но, несмотря на обмен ударами, ожидать в ближайшее время серьёзных попыток овладения городом, нет никаких оснований. Войска коалиции вышедшие к границам города по численности личного состава и вооружения не отвечают даже самым минимальным требованиям для начала штурма и тяжёлых городских боёв. Общее количество войск коалиции, вышедших к Багдаду сейчас составляет примерно до 18 – 20 тыс. человек и, может быть усилена не боле чем на 3-5 тыс. военнослужащих. В то время как минимальная группировка, необходимая для блокирования такого города как Багдад, должна составлять от 80 до 100 тыс. человек. По сообщениям синоптиков уже в ближайшие сутки погода в районе боевых действий может резко испортиться. Ожидается усиление ветра и снижение видимости до 200-300 м. Все вчерашние заявления командующего авиацией антииракской коалиции генерала Майкла Мосли о том, что «…иракской армии как организованной структуры с большими боевыми единицами более не существует.» не соответствуют действительности и, по мнению аналитиков, скорее всего, связаны с серьёзным давлением на военное командование коалиции американских финансовых кругов, которым к концу финансовой недели были крайне необходимы хорошие сообщения с американо-иракского фронта. На самом деле, дивизии РГ обороняющие Багдад не потеряли и 5% от численности личного состава и вооружения. Причём, большая часть этих потерь пришлась не на сухопутные сражения, а на потери при бомбёжках. Общие потери Вооружённых сил Ирака с начала войны не превышают 5 –8 % оборонного потенциала Ирака. И это означает, что основные сражения этой войны ещё впереди. Обстановка на других участках американо – иракского фронта будет обобщена ближе к вечеру.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=38

Мы знаем подобные случаи и в мусульманской истории. Хулага-хан, потомок грозного Чингисхана напал на Багдад. А в Багдаде тогда правил султан, известный своим сребролюбием и жестокими набегами на другие страны. Когда монгольский хан окружил Багдад, султан не смог дать ему должного отпора, потому что войско его было голодным и плохо вооруженным. Хулага захватил Багдад, ворвался во дворец султана и забрал его в плен. Когда победитель открыл подвалы дворца и увидел, что они наполнены золотом, он очень удивился и спросил плененного султана, почему, имея такое богатство, он не подготовил войско и не защищался? Султан молчал. Хан разгневался на своего сребролюбивого пленника и отведя его в подвал, сказал – если ты золото любишь больше, чем родину и честь, сиди на нем и наслаждайся! Запер подвал, а султана оставил умирать с голода среди золотых россыпей. Подобная судьба постигает всех, кому неправедное и чрезмерное богатство дороже всего на свете, на земле и на небесах. Если не найдется какой-нибудь Хулага-хан и не уморит их голодом, придет болезнь или другое страдание и то же сотворит с ними, отдаст их сокровище в чужие руки, а их души, пустые и грешные, падут в бездну проклятия. Вот как говорит Иоанн Златоуст : «Нередко имение сребролюбца делят между собой многие, а грехи его только он один с собой уносит». Мир страдает не столько от богатых, как ослепленных богатством, которые думают о том, как еще обогатиться, а не о том, как употребить свое богатство на добро. Спросите того, кто нечестно богатеет, как он собирается использовать свое богатство и вы смутите его. Он не много размышлял об этом. Но проследите его судьбу до конца и увидите, что богатство послужит ему не для спасения, а для погибели. Бог смотрит на сердце человека и от каждого ждет служения, и богатые не исключение. Кто не несет служения – пострадает, кто не страдает несет служение. Богач, избегающий служения Богу и людям, неминуемо пострадает, или от болезни, или от грабителей, или от расточительных наследников, или от угрызений совести, или от всего одновременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Из Персии Гулагу хотел было двинуться на Костантинополь, но, по совету своего астронома Насыр ед-дипа, оставил это намерение и пошел против Багдадского халифа Аббасида, Мустагасима 88 . В феврале 1258 г. монголы взяли Багдад приступом, город предали пламени, вырезали почти все население и самого халифа умертвили. Покорив Багдад, Гулагу двинулся в Сирию. Мосул сдался без сопротивления, а великолепный и богатый Алепо, попробовавший было сопротивляться, постигла почти такая же участь, как и Багдад. Испуганные его судьбою, Дамаск, Гемс и другие города покорились без сопротивления. Назначив наместников Сирии Кетбогу (Киту-Буга), Гулагу вернулся в восточную Персию (1260 г.) для прекращения возникших там междоусобий. Мухаммедане приведены были в ужас. Господство их в Сирии, Персии и других странах, казалось, окончательно должно было уничтожиться. Христиане, напротив, радовались успехам монголов. В церквах и над самым гробом И. Христа молились Богу о ниспослании победы монголам и о пособиях из Европы перестали было уже и думать 89 . И действительно, монголы на первых порах покровительствовали христианам и смотрели на них, как на своих друзей. Но это доброе согласие продолжалось не долго. Вскоре ссора, произшедшая между немецкими крестоносцами и монголами дала другой оборот делам и открыла врагов в тех, которых считали союзниками. Несколько мухаммеданских деревен, плативших дань татарам, были разграблены и Кетбога послал требовать от христиан вознаграждения, в котором они отказали. Во время спора, возникшего по этому случаю, убит был племянник монгольского начальника. Вследствие этого Кетбога объявил войну христианам, разорил область сионскую и угрожал птолемаидской. При виде опустошенных полей, все приятные мечты христиан исчезли 90 . Ясно было, что монголы вовсе не имели особенной склонности к христианству и особенной ненависти к мухаммеданам и если иногда позволяли себе подавать надежды христианам, или мухамеданам, то руководились при этом одними политическими расчетами. Пока они воевали с мухаммеданами, то ласкали христиан, но как скоро достигли своих целей, то оставили всякое пристрастие и не делали уже никакого различия между своими бывшими союзниками и неприятелями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Тогда халиф Аль-Мамун захотел пригласить Льва Философа в Багдад и написал ему письмо следующего содержания: «Как по плоду мы узнаем дерево, так и по ученику учителя. Так как ты, будучи великим в познании бытия, по своей добродетели и глубине ведения остаёшься, однако, неизвестным своим согражданам, не получил ещё плодов своей мудрости и знания и даже не удостоился надлежащей от них чести, то не откажись прибыть к нам и преподать нам своё учение. Если это исполнится, то весь народ сарацинский преклонится перед тобой, и ты удостоишься богатства и подарков, каких никто из людей и никогда не получал». Вручив это письмо юноше и наградив подарками, Аль-Мамун приказал ему отправиться в Константинополь и пригласить в Багдад Льва Философа, опять обещал ему почести, подарки и свободу от плена, если он убедит своего дидаскала оставить землю ромеев. Когда юноша прибыл в Константинополь и предстал перед Львом Философом, то между ними произошла трогательная сцена свидания, причём ученик оросил слезами лицо и грудь своего дидаскала. Вспомнив о прежних занятиях, рассказав о своём плене и о причине прибытия в Константинополь, юноша передал Льву письмо от Аль-Мамуна и от имени халифа пригласил его в Багдад. Но ввиду того, что письмо было из вражеской страны и представлялось небезопасным для подданного византийского басилевса, Лев Философ поспешил отправиться к логофету 25 Феоктисту, рассказал всё о своём ученике и передал письмо халифа. Это обстоятельство сделало Льва известным византийскому императору Феофилу (829–842), которому Феоктист представил письмо Аль-Мамуна. Император вполне оценил этого выдающегося учёного, приблизил к себе, обогатил его и открыл для него школу при храме Сорока Мучеников, где он и читал лекции византийскому юношеству по богословию, философии и математике. Спустя немного времени Аль-Мамун, узнав, что Лев Философ не желает оставить родину и переселиться на чужбину, отправил ему другое письмо, в котором изложил свои недоумения по вопросам из геометрии, астрологии и других наук, и просил прислать ему ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Папа Франциск прибыл в Багдад 05.03.2021 15:16 Версия для печати Фото с caйma aposmrophe.ua Багдад, 5 марта. Папа Римский Франциск прилетел в Ирак, его самолет приземлился в аэропорту Багдада. Как сообщается на сайте телеканала « Вести », понтифика встретил премьер-министр государства Мустафа аль-Каземи. Глава иракского кабмина написал в Twitter, что народ Ирака встречает Франциска «с любовью и миром», тем самым подтверждая, что «Междуречье было, есть и будет историческим местом встречи религий и общечеловеческих ценностей». Сам понтифик ранее сообщил, что едет в Ирак как « паломник мира и надежды ». Он заявил о намерении молиться за примирение после долгих лет войны и террора в этой стране и попросить Господа «утешить сердца и залечить раны» ее жителей. В Instagram он обратился к иракцам, признавшись, что с нетерпением ждет поездки в «выдающуюся древнюю колыбель цивилизации». В рамках визита Папа Франциск должен встретиться с главой государства Бархамом Салехом, а затем обратиться к властям, дипломатам и представителям дипкорпуса. Также у Папы Римского запланирована встреча с местным духовенством. Визит продлится три дня.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010