В 1258 г. был взят и разгромлен Багдад. Все жители великого исламского мегаполиса были вырезаны или проданы в рабство. Жизнь и имущество сохранили лишь христианам. Багдад так и не оправился от этого страшного погрома. Город более уже никогда не вернул себе прежнего величия. Конечно, постепенно он начал отстраиваться вновь, и к началу XIV в. это был благополучный провинциальный городок, приблизительно в 1/10 прежнего размера. Один за другим монголы брали великие мусульманские города. И всюду повторялась одна и та же схема: мусульман вырезали, а христианам оставляли жизнь и имущество. В 1260 г. пали Алеппо и Дамаск. 1 марта 1260 г. Китбуга вступил в Дамаск во главе монгольской армии. Вместе с ним ехали король Армении и князь Антиохийский. Впервые за шесть веков три христианских государя ехали с триумфом по улицам древней столицы халифата. Впервые за 6 веков мусульмане на всем Ближнем Востоке оказались на положении притесняемого меньшинства. Они горели жаждой мести, правда, пока чисто теоретически, ибо испытали на себе силу монгольского меча. Однако в Каракоруме вновь начались осложнения. Стали выявляться трения и в самой громадной Монгольской империи: если монголы в Персии и Сирии склонялись к христианству, то их братья в Золотой Орде склонялись к исламу. Это вызывало определенные сложности в отношениях. Хулагу должен был оттянуть часть войск из Сирии, чтобы в полной боевой готовности следить за действиями своих северных собратьев. Китбуга с весьма поредевшей армией остался править захваченной провинцией. Но в мусульманском мире имелась еще одна сила, не разбитая пока монголами, - мамелюки, новые правители Египта. Мамелюки были гвардией из тюркских (половецких) рабов, захвативших власть в древней стране фараонов и установивших в ней свое - жесткое и, впервые за долгие годы, эффективное правление. Силы были приблизительно равны. Итог столкновения во многом зависел от позиции франков-крестоносцев: их вмешательство перевесило бы баланс в ту или иную сторону. Франки решили соблюдать дружелюбный нейтралитет по отношению к мамелюкам. Они пропустили их армию через свою территорию, снабдив ее продовольствием. Таким образом мамелюкам удалось выйти в тыл к монголам.

http://sedmitza.ru/lib/text/434817/

Позднее столь пьянящие ноты упоения ушли из дневниковых записей, но пластическая и степенная мистерия «пира веры» осталась навсегда. Вот как видит Шергин зрелых лет предначатие весны, своё любимое время года, преддверие Пасхи: «Воспоминание о рае; и вновь, и вновь видение рая для меня — эта вот тишина земли апрельской. Расточились снега, отшумели ручьи. Весна — утро для Земли-Матери. Глинистая, овеваемая ветрами Земля глядится в тихость небес и беседует шорохом безлиственных ещё дерев, шелестом пролетающих в ночи ветерков. — Благослови, отче, — говорит Земля. И, незримо благословляемая, учнёт наряжаться на пир брачный, в благоуханную прозрачность первой зелени» . Как видим, родная природа для Шергина — поэтические врата веры. Ему чужда и непонятна клюевская «журавлиная тяга с Соловков — на узорный Багдад». «Тот не художник, кому за сказкой надобно ехать в Индию или Багдад, — пишет он. — Человек-художник с юных лет прилепляется к чему-нибудь «своему». Всё шире и шире открываются душевные его очи, и он ищет, находит и видит желанное там, где нехудожник ничего не усматривает. Ежели твоё «упование» есть любовь к красоте Руси, то «эти бедные селенья, эта скудная природа» радостное «извещение» несут твоему сердцу». «Моё упование, — продолжает Шергин, — в красоте Руси. И, живя в этих «бедных селеньях», посреди этой «скудной природы», я сердечными очами вижу и знаю здесь заветную мою красоту» . Но в то же время Шергин говорит: «С досадами повторяю слово «краса природы»… Созвучие это — пустой орех» . Как же связать эти, на первый взгляд, непримиримые определения? Почему «бедные селенья» и «скудную природу» писатель подчёркнуто называет «заветной красотой»? Шергин явно не в дружеских связях с чисто внешней красотой природы, даже, когда «вольно дышит грудь, бодро движутся члены, крепнет весь человек» — для него это скорее некая «олеография». Шергина притягивает не внешний лик природы, а тайна, сокрытая в ней («мы видим яичко-то простое, а оно золотое»), чудо, которое обращает человека к мистической мысли о Творце. Вот почему «хиреет творчески человек, изолировавший себя от жизни природы, от времён года» , и, напротив, пьёт радость человек, припавший к груди природы.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

В кон. IX - нач. X в. халифы и стоявшая за ними тюрк. военно-адм. верхушка относились к зиммиям достаточно терпимо. Запреты аль-Мутаваккиля были забыты, христиане снова занимали важные посты в гос. управлении, особенно в правление халифов аль-Мутамида (870-892) и аль-Мутадида (892-902). Однако среди низших слоев мусульм. об-ва и служителей культа неприязнь к иноверцам все более усиливалась, приводя иной раз к межконфессиональным столкновениям. Особого размаха преследования зиммиев достигли при халифе аль-Муктадире (908-932), когда в разных провинциях гос-ва мусульмане громили христ. храмы и мон-ри. К сер. X в. распад халифата завершился. Под властью А. остался Багдад с областью Ср. и Н. Месопотамии. Даже титул халифа потерял ореол исключительности: в X в. существовали помимо Аббасидского Кордовский халифат Омейядов в Испании (с 929) и шиитский халифат Фатимидов в Сев. Африке. В 945 г., когда к Багдаду подступили войска Буидов (шиитской династии, правившей в Зап. Иране), халиф аль-Мустакфи сдался им без сопротивления. Новые правители Багдада лишили халифа политической власти и превратили Ирак в одну из своих провинций. Однако духовный авторитет титула халифа был еще настолько силен, что даже Буиды, исповедовавшие шиитскую доктрину, не посмели посягнуть на него. В большей части мусульм. мира халифа продолжали считать религ. главой: не обладая реальной силой, халифы оставались символом мусульм. сообщества. Многие мусульм. правители получали от халифа регалии в знак формального подтверждения своих властных полномочий. В кон. 1055 г. Багдад перешел под власть новых правителей, тюрок-сельджуков, создавших в Передней Азии обширную империю - от Аральского до Средиземного морей. Во время господства Сельджукидов , исповедовавших суннитский ислам, авторитет халифов значительно возрос. В нач. XII в. различные ветви этой династии увязли в междоусобной борьбе, к-рая привела к упадку их гос-ва, и в частности к ослаблению контроля над Багдадом. В условиях массового недовольства сельджуками халифы сумели выйти из-под их власти и воссоздать независимое гос-во в пределах Ирака (начиная с аль-Муктафи, 1136-1160). Внутриполитическая ситуация в Багдаде сер. X - сер. XIII в. была крайне нестабильной. Практически каждый год происходили вооруженные столкновения суннитов и шиитов, жителей различных кварталов, вспыхивали голодные бунты. На этом фоне положение багдадских христиан, к-рых насчитывалось 30-40 тыс. при полумиллионном населении города, оставалось относительно спокойным, т. к. они не были вовлечены в политическую и религиозно-идеологическую борьбу. За 300 лет зафиксировано только одно антихрист. выступление: сожжение церкви в квартале ан-Насари в февр. 1002 г. Христиане, как и раньше, занимались престижными ремеслами; межконфессиональные отношения на бытовом уровне оставались терпимыми.

http://pravenc.ru/text/62416.html

Давид Альрои родился в Амадии и обучался в Багдаде. По свидетельству еврейского путешественника Вениамина Тудельского, посетившего Багдад в половине XII в, Давид Альрои получил блестящее по тому времени образование. Он был знатоком закона Моисеева и раввинских постановлений, изучил арабскую литературу, многие науки и в числе их магию. Когда он явился из Багдада в свой родной город Амадию, то изумил всех своими познаниями. При своём блестящем образовании Альрои обладал замечательною красотою, сильным характером и непомерным честолюбием. Между тем обстоятельства времени были таковы, что разжигали честолюбивые стремления, давая возможность талантливым и энергичным людям выдвигаться из толпы. Слабость халифов, замешательства на востоке, вызванные крестовыми походами, всё это порождало смуты и создавало почву, на которой легко могли достигать крупных успехов такие люди, как Нуреддин и Саладин. Поэтому и Альрои не удовлетворился скромным положением приближённого правителя города: ему захотелось выступить на широком поприще. И вот, он попытался воспользоваться средством, которым до него уже пользовались некоторые с успехом. Давид Альрои стал проповедовать, что он есть обещанный избавитель иудейского народа, и ему назначено свыше свергнуть магометанское иго. Сам он сначала не называл себя Мессией. Но Вениамин Тудельский сообщает, что он явил себя евреям в ложных знамениях, и потому его стали звать «наш мессия». Своей резиденцией Альрои имел Амадию. Отсюда он писал послания в Моссул, Багдад и другие места, приглашая собираться в Амадию, принося под одеждой оружие для освободительной войны. Этот призыв встретил особенное сочувствие в Багдаде. Багдадские евреи «насколько уверовали в наступление мессианского царства, что в ослеплении своём сделались жертвой ловкой эксплуатации двух обманщиков. Показывая подложные письма, писанные будто бы самим Мессией, эти обманщики уверили евреев, что в известную ночь все они, как птицы, полетят из Багдада в Иерусалим. Для этого они предлагали одеться в зеленые одежды, взойти на крыши и ждать определённого часа. В надежде на скорое получение мессианских благ легковерные фантазёры отдали ловким авантюристам своё имущество для раздачи бедным. Между тем наступила и назначенная ночь. Собравшиеся на крышах иудеи в волнении ждали желанного часа отлета; женщины и дети плакали, все двигались, делая попытки лететь. Наступивший рассвет обнаружил, конечно, обман, а знаменитая ночь надолго осталась памятной в Багдаде под именем aom-el-tajaron – год полёта.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

И. под властью тюркских династий (945-1467) В 945 г. И. перешел под контроль династии Буидов, Ахмад ибн Буй вступил в Багдад и принял титул эмира эмиров. Он сосредоточил в своих руках всю полноту светской власти, назначив халифу фиксированное денежное содержание и сохранив за ним номинальный статус духовного главы суннитов. С этого времени главенство признавалось за тем из Буидов, кто правил в Багдаде. Эмир Адуд ад-Даула назначил везиром христианина Насира ибн Харуна и добился для него у халифа разрешения не только на восстановление, но и на строительство церквей и мон-рей. В этот период создавались новые, преимущественно имамитские интеллектуальные центры, напр. Дар аль-ильм (Дом науки) с большим книгохранилищем; восстанавливались и украшались гробницы Алидов в Эн-Наджафе и Кербеле. Была построена новая больница, где работали 24 врача и использовались самые передовые для того времени достижения медицины. Вход Господень в Иерусалим. Миниатюра из Сирийского Евангелия из мон-ря Мар-Маттай. 1220 г. (Vat. Syr. 559. Fol. 105 r) Вход Господень в Иерусалим. Миниатюра из Сирийского Евангелия из мон-ря Мар-Маттай. 1220 г. (Vat. Syr. 559. Fol. 105 r) С кон. Х в. обстановка способствовала возвращению на политическую арену Аббасидов. В условиях планомерного упрочения позиций Фатимидов в Сирии и успешной пропаганды крайнего шиизма создалась непосредственная угроза владениям Буидов - умеренных шиитов. Духовный авторитет суннитских халифов, в т. ч. Аббасидов, рассматривался Буидами как необходимый противовес в борьбе с фатимидской опасностью. Начиная с 80-х гг. Х в. внутрисемейные распри и соперничество придворных группировок все более дестабилизировали власть династии. Халифы начали активнее вмешиваться в религиозно-политическую жизнь И. после того, как Буидский двор стал открыто покровительствовать имамитскому вероучению и офиц. признал шиитские праздники, что вызывало недовольство суннитов. Под более жесткий контроль властей попали и христиане: с 987 г. католикос-патриарх Церкви Востока утверждался халифом даже при отсутствии согласия епископов. Вмешательство халифа во внутренние дела Церкви приводило к тому, что престол первоиерарха периодически оказывался вакантным. Духовный глава зап. сирийцев тоже получал грамоту от правящего халифа, но с 912 г. ему было запрещено избирать своей резиденцией Багдад. Резиденцией мафриана чаще всего служил г. Тикрит.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРАК [Республика Ирак; араб.  ; от среднеперсид. erq - низменность, равнина], гос-во в Юго-Зап. Азии. Территория - 434,1 тыс. кв. км. На севере граничит с Турцией, на востоке - с Ираном, на западе - с Иорданией, на северо-западе - с Сирией, на юге и юго-западе - с Саудовской Аравией, на юго-востоке - с Кувейтом; на юго-востоке имеет незначительный выход к Персидскому зал. Индийского океана. Столица - Багдад. Крупные города (по данным на 2008): Багдад (6432 тыс. чел., с пригородами 10 634 тыс. чел.), Мосул (2595 тыс. чел.), Басра (1862 тыс. чел., с пригородами 3803 тыс. чел.), Эрбиль (1628 тыс. чел.), Сулеймания (1201 тыс. чел.), Киркук (676 тыс. чел.), Эн-Наджаф (615 тыс. чел.). И. является членом ООН, МВФ, Лиги арабских гос-в (ЛАГ), ОПЕК, орг-ции Исламская конференция. Офиц. языки - арабский и курдский. Карта Ирака Карта Ирака География. Большую часть территории И. занимают равнины В. и Н. Месопотамии. В. Месопотамия, расположенная в среднем течении рек Тигр и Евфрат, представляет собой повышающуюся с юга на север равнину высотой 200-500 м, покрытую небольшими хребтами; Н. Месопотамия - обширная аллювиальная низменность высотой не более 100 м над уровнем моря. На севере и северо-востоке страны расположены складчатые горные хребты Армянского и Иранского нагорий высотой более 3 тыс. м; на западе и юго-западе - пустынные районы понижающейся по направлению к долине Евфрата окраинной полосы Сирийско-Аравийского плато высотой до 900 м. Страна делится на 2 климатические зоны: в сев. части И. климат субтропический, континентальный, в юж. части страны - тропический, континентальный. Для сев. горных районов характерны жаркое, сухое лето и мягкая, теплая зима с редкими морозами и частыми снегопадами; в В. Месопотамии сухое, знойное лето и мягкая, дождливая зима; для Н. Месопотамии характерны жаркое лето и теплая зима с дождями при относительно высокой влажности воздуха. На большей части территории И. (в зап., юго-зап. и юж. районах) распространена растительность, характерная для степных субтропиков и полупустынь, переходящих в тропические пустыни. В долинах Евфрата, Тигра и их притоков, где распространены плодородные луговые почвы, преобладают орошаемые земли. Леса занимают не более 2% площади страны. Население

http://pravenc.ru/text/673821.html

Закрыть О возможном выводе военных баз США из Сирии и из Ирака Основной проигравшей стороной в регионе в случае ухода американцев станет государство Израиль 26.01.2024 108 Время на чтение 3 минуты Новости о возможном уходе США из Сирии и из Ирака как минимум нуждаются в подтверждении. Для США это – серьезное геополитическое поражение. Объяснение этому может служить нехватка в США финансовых и материальных ресурсов на все конфликты, которые сами Соединенные Штаты Америки разожгли в различных регионах мира, а также невыгодное расположение некоторых из этих баз. Кроме этого, возможно, некоторые базы стали просто ненужными. Чтобы понять мотивы возможного американского решения, нужно проанализировать расположение этих военных баз на территориях Сирии и Ирака, их статус и функции. Юридический статус всех этих военных баз США очень прост – это все незаконные военные базы, находящиеся на территориях суверенных и независимых государств. Ни Сирия, ни Ирак никогда не давали никакого разрешения на размещение на своей территории американских военных баз и не подписывали никаких соглашений с США на эту тему. Расположение американских военных баз на территории Ирака и Сирии с точки зрения геополитики примерно одинаково. Они расположены в узловых транспортных центрах территорий, а также на территориях, контролируемых курдскими сепаратистами, и под которыми находятся большие нефтяные месторождения. В Ираке основные «транспортные» военные базы США находятся в Багдаде и на стратегической трассе Багдад – Дамаск (это та самая база «Аль-Асад», в последние дни постоянно находящаяся под обстрелами), в Сирии – это база «Ат-Танф», находящаяся на территории Сирии у границы с Иорданией рядом с городом Ат-Танф, через который проходит вторая стратегическая трасса Багдад – Дамаск, и в Дейр-Эс-Зоре. Остальные основные военные базы Соединенных Штатов Америки в Сирии и в Ираке находятся на курдских территориях рядом с месторождениями нефти, которую курды незаконно добывают и продают на экспорт. Несмотря на выгоднейшее военно-стратегическое положение этих баз, в случае обострения конфликтов вокруг них и в случае увеличения их обстрелов может возникнуть ситуация нехватки ресурсов, в том числе средств ПВО, что может повлечь за собой гибель американских солдат непонятно где, за непонятно какие и непонятно чьи интересы. Американскому правительству в случае значительных потерь будет трудно объяснить американскому народу, за что погибли эти солдаты – фактически, если это произойдет, то американские солдаты погибнут за интересы курдов и за интересы Израиля. Технически снабжение некоторых из этих военных баз США может быть прервано в любую минуту – так, американская военная база в Багдаде и база «Аль-Асад» находятся фактически в окружении и в случае обострения конфликта с правительством Ирака, эти базы могут быть полностью блокированы со всех сторон.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/26/o_...

Характерно уже и то, что все эти детали восточного происхождения приведены в русских былинах, так сказать, в меру, что наиболее облегчает певцу композицию, даёт ей ясность, а движению его экспрессию, чего именно, за подавляющею массою деталей, часто недостаёт в тюркских сказаниях. Правда, из этого сходства обстановки, равно как тождества деталей нельзя заключать о непосредственной зависимости русских былин от тюркских песен, за то, и здесь близость сюжетов говорит нам об основной близости культур: древней восточной и новой славянской, также как, по обилию львов, фантастических и крылатых зверей на древнейших греческих вазах археолог бесспорно заключает о той или иной связи, художественной и бытовой, древней Греции с передне-азиатским Востоком. И, действительно, из «Книги путей и государств» Ибн-Хордадбе, арабского географа, писавшего в 860 годах, мы имеем полное основание утверждать, что во второй половине IX века русские купцы ходили с товарами до Багдада, а этот писатель знал о восточных Славянах и русских, по-видимому, по лично-добытым известиям, так как ему было легко приобрести их во время его бытности начальником почт в Персидском Ираке; только этот арабский писатель знает Славянских князей, славянское происхождение Русов и пр. Полный, но к сожалению испорченный текст этого свидетеля гласит: «Путь купцов Евреев, которые говорят по-персидски, по-гречески, по-арабски, по-французски, по-андалузски, и по-славянски: они путешествуют с Запада на Востоке и Востока на Запад морем и сушей. Что же касается купцов Русских – они же Славянского племени – то они вывозят меха выдры (иди бобра), черных лисиц и мечи из дальнейших концов Славянской земли к Румскому (греческому – Черному или Средиземному) морю, и царь Рума (Византийский) берёт с них десятину (пошлину вообще). А если желают, то ходят на кораблях по Славянской реке (Волге), проходят по заливу Хазарской столицы (Итиль), где владетель её берёт с них десятину. Затем они ходят к морю Джурджана (Грузинскому – юго-восточная часть Каспийского моря) и выходят на любой берег. Иногда же они привозят свои товары на верблюдах в Багдад. Иногда купцы берут путь за Арменией), в стране Славян, затем к заливу столицы Хазарской, затем в море Джурджана, затем к Балху и Мавараннагру, потом до Сина (Китая) ». А так как арабский писатель жил в то время, когда Новгородская (и Киевская) область получила название Руси по преимуществу, то полагают, что это были купцы Новгородских Славян, которые, объехав предварительно области западно-русских Славян и запасшись западно-европейскими товарами, ходили двумя путями в Индию и Китай: северным, через Среднюю Азию, и Южным, через Дамаск, Багдад и Синд. Другой безыменный арабский писатель X века, повторяя все известия Ибн-Хордадбе, прибавляет только, что Славянские купцы пристают на Каспийском море в Рее: « удивительно, что этот город есть складочное место всего мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Вызывает недоумение, как могли сасанидские власти допустить заключение договора с завоевателями района, прилегающего непосредственно к столице. Арабские источники ат-Табари объясняют это борьбой за престол в Ктесифоне, хотя сохраненная им же сасанидская историческая традиция говорит, что в 633 г. на престоле уже утвердился Йездигерд III. Возможно, что и после этого продолжались неурядицы, не позволявшие собрать силы для отражения арабов, которые до сих пор не считались серьезными соперниками Ирана. Не исключено также, что, став царем, Йездигерд III первое время не жил в столице, где могли сидеть его противники. Следующим этапом действий Халида многие источники называют завоевание Анбара и набег ал-Мусанны на базарное местечко Багдад, но и то и другое является анахронизмом; есть надежное сообщение, восходящее к «шейхам Анбара», что город был завоеван не Халидом, а набег на Багдад упоминается в рассказах о событиях следующих лет 636 . Последним походом Халида в 633 г. был поход на крепость Айн Тамр с большим арабо-персидским гарнизоном. При известии о его приближении предводитель арабской части гарнизона Акка б. Абу Акка решил встретить Халида в поле. Встреча произошла на расстоянии дневного перехода, примерно на полдороге из Кербелы. Халид вел войско компактной группой и с ходу нанес удар по центру противника. Акка попал в плен и был казнен 637 , а остатки его отряда бежали в Айн Тамр. Персидский комендант Михран вывел свой гарнизон из крепости, оставшиеся в крепости арабы после непродолжительного сопротивления сдались на милость победителя. Халид казнил предводителей и часть рядовых пленных. В одном из монастырей были захвачены 40 арабских юношей, монахов или учащихся монастырской школы, которые были обращены в рабство. После захвата Айн Тамра безопасность мусульманских владений в районе Хиры была гарантирована. Пока Халид одерживал победу за победой, Ийад б. Ганм безуспешно пытался подчинить земли племен калб, тамим и танух с центром в Думат ал-Джандал. Поэтому, когда от Халида прибыл в Медину обоз с пятой долей добычи, Абу Бакр приказал Халиду идти на Думу. Приближение Халида, несколько лет назад вынудившего владетеля Думы признать верховенство Мухаммада и уплатить джизйу, заставило многих задуматься. Один из вождей предложил вступить в переговоры и, получив отказ со стороны большинства, ушел со своим отрядом.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Его «Итинерарий Святой земли» ( Wilbrand von Oldenburg. Itinerarium Terrae Sanctae//Ibid. Vol. 3. P. 197-250) отличается обилием подробностей о рельефе местности, климате, городских и замковых укреплениях. Вместе с тем Вильбранд описывал встретившиеся ему христианские святыни и достопримечательности, связанные с античной историей и мифологией. В сочинении Вильбранда Ольденбургского присутствуют сведения этнографического характера, в частности, он благожелательно характеризует армян, которых называет «наилучшими христианами» (optimi Christiani). Большой интерес представляет описание политической и экономической обстановки в Палестине в первые десятилетия после восстановления мусульм. владычества. О магистре Титмаре (Дитмаре), посетившем Ближ. Восток в 1217-1218 гг. ( Magister Tetmarus. Iter ad Terram Sanctam//Ibid. P. 254-295); сохр. в разных списках под разными заголовками), известно мало. По всей видимости, он был уроженцем Рейнской обл. и, возможно, мирянином, а не клириком. Титмар отправился на Восток, «приняв крест», однако он ничего не сообщил об участии в 5-м крестовом походе (1217-1221). Прибыв в Акру, он осмотрел св. места Галилеи, а затем вопреки обычному маршруту паломников поехал не в Иерусалим, а в Дамаск, потом, вероятно, в Багдад (возможно, впрочем, что Титмар так и не посетил столицу халифата, а описал ее по рассказам). Вернувшись в Акру, он отправился на юг, осмотрел Иерусалим, Иерихон, долину р. Иордан, а также Синай, Каир и Александрию. В основном он описал не Палестину, о святынях к-рой, по его словам, уже достаточно известно из др. источников, а др. регионы Ближ. Востока - Дамаск, Багдад, Синай, города Египта. В сочинении магистра Титмара содержится немало ярких подробностей его странствий, в т. ч. малоправдоподобных. В нек-рых случаях он явно рассказывал о собственных путевых впечатлениях (напр., первым из европейцев описал развалины Петры, древней столицы Набатейского царства), в др. разделах заметно использование популярных путеводителей по Палестине.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010