Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Константин V. Монета. Аверс, реверс. VIII в. (сент. 718 - 14.09.775), визант. император-иконоборец (18 июня 741 - 14 сент. 775). Уничижительные прозвища как приложение к имени: Копроним (греч. Κοπρνυμος, от κπρος - «навоз», слав. «лаиноименитый», «гноеименитый»), Кавалин (Καβαλλνος, от позднелат. caballus - «конь»), Мам(м)она (Μαμ(μ)ωνς), Ирод (Ηρδης). Источники Практически все тексты о К., дошедшие до наст. времени, в той или иной степени неблагожелательны по отношению к нему, поэтому верификация сведений, относящихся к его богословским взглядам, церковной, внутренней и внешней политике, а также к его деятельности как полководца, представляет собой очень сложную источниковедческую задачу. По-видимому, между 775 и 784 гг. было составлено историческое сочинение антииконоборческой направленности, описывавшее царствование Льва III и К., фрагменты которого сохранились в «Бревиарии» и «III Антирретике» патриарха К-польского Никифора I , «Хронографии» прп. Феофана Исповедника и «Краткой хронике» Георгия Амартола . Несмотря на ярко выраженную полемическую направленность, последнее произведение претендовало на правдивость ( Theoph. Chron. P. 413), благодаря чему стала известна важная информация о победах К. над болгарами и арабами. Наиболее объективным источником считается «Бревиарий» патриарха Никифора, доведенный до 767 г. Биография К. род. в сент. 718 г. у имп. Льва III Исавра и его жены Марии и был крещен на Рождество того же года патриархом К-польским свт. Германом I . Согласно позднейшему преданию (негативно передающему факты биографии К.), во время крещения младенец обмарался в купели, за что и получил прозвище Копроним (Ibid. P. 400). 31 марта 720 г. К. был коронован как соправитель отца. Ок. 731/2 г. женился на хазарской принцессе Чичак (Цветок), получившей при крещении имя Ирина. От этого брака у К. 25 дек. 750 г. род. сын Лев (впосл. имп. Лев IV, коронован как соправитель 6 июня 751). После смерти Ирины К. женился на Марии († 751). Неизвестно, были ли дети от этого брака. От 3-го брака с Евдокией у К. было 6 детей: Христофор, Никифор, Никита, Анфим, Евдоким и Анфуса (см. Анфуса Омонийская , прп.).

http://pravenc.ru/text/2057044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАМАНТА СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ [Греч. μον το γου Μαμ], близ К-поля, был расположен на зап. (европейском) берегу прол. Босфор, в совр. стамбульском районе Бешикташ. Руины мон-ря и имп. резиденции рядом с ним были известны еще в 1-й пол. XX в.; к наст. времени полностью утрачены. Мон-рь был посвящен мч. Маманту Кесарийскому (пам. 2 сент.; пам. зап. 17 авг.). В 469 г. на берегу Боспора (ныне Босфор) был построен торговый порт; с того же времени существовал имп. дворец с ипподромом. Об основании М. м. в Византии были известны 2 предания. Согласно 1-му, его основателем был евнух Фарасман, придворный имп. Юстиниана I (527-565) ( Zonara. Epit. hist. Vol. 3. P. 300; Σθας. ΜΒ. Τ. 7. P. 101). По 2-й версии, мон-рь построен Гордией, сестрой имп. Маврикия (582-602) (Scriptores originum Constantinopolitanarum/Ed. T. Preger. Lipsiae, 1907. Vol. 2. P. 274). Вероятно, обе версии исторически обоснованы, т. к. мон-рь, возникший в сер. VI в., мог быть перестроен Гордией или возведен в ранг дворцового владения. Существовало также мнение, что М. м. основан самим имп. Маврикием ( Nicet. Pector. Vita Sym. 34//OrChr. 1928. Vol. 12. P. 46). С VII в. в кафоликоне мон-ря находились могилы семьи имп. Маврикия и августы Константины, большинство членов к-рой погибли в результате переворота Фоки в 602 г. Дворец Маманта приобрел особое значение в VIII в.; здесь в разное время жили имп. Лев III Исавр (717-741), Константин V (741-775), Константин VI и имп. св. Ирина (80-е гг. VIII в.- нач. IX в.), в 809 г.- св. Феодор Студит , его дядя Платон и брат Иосиф ( Theod. Stud. Laudatio s. Platonis hegumeni. 39//PG. 99. Col. 841; Idem. Ep. 1. 48//Ibid. Col. 1073). В 813 г. дворец и М. м. были разграблены болгарами из войска хана Крума, которые подходили к К-полю и угрожали городу осадой. Однако вскоре комплекс был восстановлен, его значение сохранялось в IX в. 24 сент. 867 г. во дворце Маманта был убит имп. Михаил III , также подолгу живший здесь и увлекавшийся скачками на ипподроме.

http://pravenc.ru/text/2561782.html

Г. И. Беневич Учение о церковном символе. Иконоборчество и иконопочитание Иконоборческий период (730–843 гг.) (Т. А. Сенина (монахиня Кассия)) Иконоборческие споры продолжались в Византии больше ста лет, однако с перерывом в 787–815 гг., и поэтому принято говорить о двух периодах иконоборчества. К началу VIII в. почитание икон, ставшее общепринятой практикой уже к VI в., считалось исконным преданием, однако его прямого богословского обоснования сделано при этом не было 699 , а бытовое почитание образов начало принимать гипертрофированные формы 700 . Это чрезвычайное усиление культа икон вызвало негативную реакцию в церковных кругах, особенно в восточных провинциях Византийской империи, где сильнее ощущалось иконоборческое влияние армян-монофизитов, а также сект павликиан и манихеев. Сколько бы позднее православные источники ни твердили о том, что иконоборчество было единственной ересью, навязанной Церкви извне, в Константинополе при дворе Льва III, а именно в Малой Азии среди духовенства мы находим самую древнюю форму выражения византийского иконоборчества» 701 . Наиболее древние источники приписывают решающую роль в возникновении новой ереси Константину, епископу Наколеи Фригийской. Об этом упоминает св. патриарх Герман в своих письмах, и когда они были прочитаны на VII Вселенском соборе, св. патриарх Тарасий сопровождал чтение словами: «Ересь вышла от Константина Наколейского, это он ее ввел». По словам патриарха Германа, в его время «целые города и множество людей» были «в большом смущению) относительно иконопочитания, а иконоборческая ересь являлась «нововведением» епископа Наколейского, который нашел многочисленных сторонников внутри самой церковной иерархии 702 . Подобное усиление антииконоборческих настроений вошло в резонанс с настроениями воцарившегося в 714 г. Льва III Исавра, который после своих блистательных побед над арабами ощущал себя мессианской фигурой, призванной навести порядок и в государстве, и в Церкви. Впрочем, при нем иконоборчество не получило сколько-нибудь большого размаха: император ограничился символическим удалением с главных ворот дворца иконы Христа и отправлением на покой престарелого патриарха Германа, который не соглашался с новым курсом, но не имел сил оказать должное сопротивление. Только в 754 г. сын Льва император Константин V (741–775 гг.) созвал в Иерии собор, осудивший иконопочитание и официально провозгласивший иконоборческие догматы. Этот же император развернул преследования иконопочитателей, в ходе которых пострадали более всего монахи, главные хранители традиционного благочестия. На Иерийском соборе были преданы анафеме патриарх Герман и Мансур – преподобный Иоанн Дамаскин 703 , который в VIII в. оказался главным богословом, писавшим в защиту иконопочитания 704 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Н. род. в семье чиновника имп. канцелярии Феодора. Возможно, Н. связывали родственные отношения с семьей будущего патриарха К-польского свт. Тарасия (784-806) ( Афиногенов. 1997. С. 39). Феодор подвергся репрессиям со стороны имп. Константина V (741-775). По сообщению Игнатия Диакона, это произошло из-за его иконопочитательских убеждений. Феодор был дважды отправлен вместе с семейством в ссылку (не ранее 761), а затем, вероятно, вновь приближен ко двору (о чем Житие Н. умалчивает) и скончался не ранее 767 г. После смерти отца Н. получил в К-поле светское образование, включавшее знакомство с античной лит-рой и основными положениями аристотелевской логики ( Boor. 1880. P. 150-151). Между 770 и 780 гг. Н. стал асикритом и служил предположительно под началом буд. патриарха Тарасия, бывшего в это время главой имп. канцелярии (протоасикритом). Точно датировать назначение Н. нельзя. Видимо, Игнатий Диакон не желал акцентировать внимание читателя на том, что Н. был приближен ко двору императоров-иконоборцев, поэтому датировка в Житии отсутствует. В 787 г. Никифор принял участие во Вселенском VII Соборе , восстановившем иконопочитание. В качестве представителя двора «славнейший асикрит» Н. зачитал на 2-м заседании Собора греч. перевод послания папы Римского Адриана I (772-795) к имп. Константину VI и имп. Ирине ( Mansi. T. 12. P. 1055A). Нек-рое время спустя Н. оставил службу, покинул столицу и, согласно Игнатию Диакону, удалился в пустынное место на азиатском берегу Босфора, недалеко от К-поля (возможно, там располагалось его семейное имение), где впоследствии основал мон-рь ( Boor. 1880. P. 147). Вероятно, это был либо Агафов мон-рь, либо мон-рь св. Феодора, в к-рых Н. позже находился в ссылке. Согласно др. источникам, Н. поселился в Пропонтиде (на побережье Мраморного м.) (PG. 100. Col. 176A; SynCP. Col. 724). Игнатий Диакон не называет иных причин отставки Н., кроме желания вдали от столицы обрести возможность в спокойствии изучать Свящ. Писание. Большинство исследователей склонны относить эти события к 797 г. и связывать их с возвращением к власти имп. Ирины и тем, что она одержала верх в конфликте с Константином VI, за которого, по всей видимости, выступил Н. ( Alexander. 1958. P. 63; Pratsch. 1999. S. 115). После свержения Ирины (31 окт. 802) и возведения на престол Никифора I Н. вернулся в К-поль и был назначен птохотрофом (руководителем богоугодных заведений столицы). Это могло произойти уже после коронации соправителем Ставракия в дек. 803 г.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

Послание псевдо-Льва халифу Омару Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 8 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 Сочинение и автор “Послание Льва, императора Византии, Омару, правителю сарацин” дошло до нас в двух различных версиях-переводах: латинской и армянской. Все исследователи согласны в том, что эти версии невыводимы одна из другой, но каждая была сделана с греческого оригинала, который не сохранился. Версия латинского перевода более краткая и простая, относящая авторство к Льву VI (886–912). Версия армянского перевода, сохраненная армянским историком Гевондом, более пространная и богатая аргументацией, недвусмысленно атрибутируется Льву III (717–741). Джеффри и отец Иоанн Мейендорф считают это сочинение подлинной перепиской Льва III Исавра, датируя ее 718 г., и на основании этого называют самым ранним полемическим византийским текстом 1 . В пользу этого привлекаются свидетельства средневековых историков о самом факте подобной переписки, а также то, что Лев Исавр рос в захваченном арабами Мараше, хорошо знал арабский язык и с детства должен был быть знаком с религией арабов. Однако совершенно очевидно, что армянская версия не могла быть написана ранее середины IX века; Хури суммирует главные основания для такого вывода: автор упоминает среди мусульманских сект последователей Джахиза (775–868), пишет о Салмане ал-Фариси как об одном из авторов Корана, — давшая почву для такого утверждения мифологизация этой личности относится ко временам Аббасидов; наконец, упоминается Багдад как столица, и в целом уровень как мусульманской, так и христианской аргументации соответствует явно более позднему времени, чем начало VIII века 2 . Исходя из последнего соображения, мы считаем несостоятельным мнение самого Хури о том, что латинскую версию можно рассматривать как более раннюю и возможно даже относящуюся к VIII в. 3 : хотя там и отсутствуют упомянутые подробности, аргументы в целом те же самые. Наконец, сам автор в тексте пишет о восьми столетиях, прошедших после воскресения Христа, следовательно, текст был записан не раньше 830-х гг.

http://pravmir.ru/poslanie-psevdo-lva-ha...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАКАТАРСИС [греч. Ανακθαρσις τν παλαιν νμων - очищение древних законов], наименование деятельности визант. императоров Македонской династии Василия I (867-886) и Льва VI (886-912) по переработке юстиниановского права и составлению новых законодательных сборников; результатом этой деятельности стали юридические памятники: Исагога , Василики , новеллы имп. Льва VI, Прохирон . Иногда встречается более узкое толкование - как описательное обозначение Василик в их различных редакциях (К. Э. Цахариэ фон Лингенталь , Д. Азаревич, А. Шминк). Целью программы А. была замена Эклоги императоров-иконоборцев Льва III (717-741) и Константина V (741-775) др. сборниками, но главная задача состояла в ревизии и классификации правового наследия имп. Юстиниана I (527-565): освобождении его от противоречивых и устаревших норм, устранении терминов лат. происхождения и переводе классического законодательства в греч. языковую систему. В XIX и до 80-х гг. XX в. считалось, что в ряду законотворческих инициатив, объединенных общим названием «А.», первоначально, в 879 г., был составлен т. н. Прохирон (греч. Πρχειρος νμος, в слав. и рус. традиции - «Закон градский»), затем, между 879 и 886 гг., возникла Исагога (Εσαγωγ; традиц. название «Эпанагога» основано на неправильном прочтении рукописной надписи), причем последняя не получила юридической санкции и осталась лишь в проекте. Высказывалось также предположение (Цахариэ фон Лингенталь), что оба текста составлялись на конкурсной основе одновременно 2 комиссиями, после чего в качестве кодекса законов был принят только Прохирон. Новейшие исследования (А. Шминк), однако, доказывают, что Исагога все же имела статус офиц. юридического сборника, была составлена ок. 886 г. (при активном участии К-польского Патриарха Фотия ) и предшествовала Прохирону. Содержание ее 40 глав (титулов) составляют вопросы брачного, наследственного и уголовного права; в титулах II и III, написанных Патриархом Фотием, содержатся принципы соотношения власти императора и Патриарха.

http://pravenc.ru/text/114678.html

Л.В. Луховицкий Основное богословско-полемическое сочинение патриарха Никифора Константинопольского «Apologeticus Atque Antirrhetici»: опыт комплексного историко-филологического анализа Источник Исследование посвящено пространному богословско-полемическому трактату свт. Никифора патриарха Константинопольского (806–815 гг.) «Apologeticus atque Antirrhetici», созданному в 815–820 гг. с целью опровержения иконоборческой доктрины, провозглашенной Иерийским собором (754 г.) и лично императором Константином V Исавром (741–775 гг.). Этот трактат представляет собой важнейший источник по истории иконоборческой полемики в Византии и развитию православной теории образа в VIII–IX вв. Тем не менее, сводить значение «Apologeticus atque Antirrhetici» исключительно к источниковедческой ценности было бы неверно, поскольку он представляет собой глубокое, оригинальное и многоплановое высказывание, которое должно занять принадлежащее ему по праву место в истории византийской словесности. В наиболее общем виде цель исследования может быть обозначена как комплексный анализ произведения, основанный, в первую очередь, на использовании филологического инструментария. Задачи исследования можно разделить на пять групп: 1) Описать композицию трактата, обращая особое внимание на дискуссионный вопрос о единстве его четырех частей, т.н. «Большого Апологетика» и трех «Антирретиков». 2) Провести анализ трактата, с точки зрения его задач и организации как полемического произведения, описав языковые средства создания негативного образа оппонента-иконоборца и риторические приемы, использованные автором при введении в текст цитат из опровергаемого сочинения. 3) Установить, с какими целями и при помощи каких приемов Никифор инкорпорировал в богословский контекст фрагменты историографического характера. Проанализировать взаимодействие жанровых традиций и рассмотреть эти фрагменты в сопоставлении с иными историографическими источниками. Рассмотреть актуально-политический уровень трактата, проанализировав образ императорской власти в целом и образы Константина V и Льва V Армянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Константин V (741-775 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Продолжателем всей политики Льва был сын его Константин, доведший иконоборчество до ужасов жестокого гонения. Личность, столь же противоположно оцениваемая светскими византологами и церковными. У церковных историков к Константину пристало прозвище Копроним (Κοπρωνυμος, Гноетезный, т.е. по-церковно-славянски тезоименитый гною, навозу, калу), Летописец Феофан сообщает, будто он назван так потому, что обмарался в самой купели крещения. Но вернее, что так назвали его православные по другим основаниям. Он был маниакальный любитель лошадей, возился с ними, обмазывался навозом и уверял своих близких и семейных, что это и приятно и полезно для здоровья. Назывался он обыкновенно Καβαλλινος — «Лошадиный» — «Константин Лошадник,» церковные люди только усилили это прозвище — «Навозник.» Константина некоторые историки превозносят до небес за победы и поднятие экономического благосостояния империи. Но никто не может отрицать его варварской жестокости и садизма в религиозных преследованиях и его личной развратности. Он был мужеложник, закончивший свои дни в злейшей гнилостной болезни. На оргиях Константина присутствовал (ради элемента кощунства) его собутыльник из сбросивших с себя сан монахов, некто с прозвищем της χαρας παπας — «веселый батька.» Религиозный цинизм Константина доходил до того, что, казалось, он враг не православия, a всякой религии. Летописец рассказывает: «Царь дошел до такого безумия и маньячества, что предписал не называть всенародно святым никого из угодников Божиих; обретаемые мощи оплевать, заступничества их не требовать, ибо они ничего не могут. Вдобавок к этому всескверный нечестивец приказал: да не призывает никто предстательства Марии, ибо она ничего не может, и запрещал называть ее Богородицей. Держа в руке кошелек, полный золота, и показывая всем, царь спрашивал: чего стоит кошелек? Отвечали: стоит дорого. Вытряхнув золото, спрашивал опять: чего стоит теперь? Отвечали: ничего. Так и Мария, сказал царь, не удостаивая, окаянный, ее даже имени Богоматери, пока имела в себе Христа, была достойна чести. A как только родила Христа, ничем уже не отличается от других женщин. От такой хулы пощади нас, Господи!»

http://sedmitza.ru/lib/text/435380/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВ [Греч. Λων] (VII-VIII вв.), свт. (пам. 20 февр., 19 и 21 февр.; пам. зап. 20 февр.), еп. Катанский. Хронология и источники Свт. Лев Катанский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 416) Свт. Лев Катанский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 416) Для изучения агиографической традиции, посвященной Л., главное значение имеют 3 текста: краткое Житие (BHG, N 981), пространное Житие (BHG, N 981b) и стихотворное Житие (BHG, N 981c; написано не позднее XIII в. греч. пятнадцатисложником). Текст краткого Жития изобилует элементами разговорного языка, пространное Житие риторично, композиционно сбалансировано, содержит античные реминисценции. Точное время жизни Л. неизвестно. Установлено, что Юлиан, еп. Катанский (г. Катана, ныне Катания на о-ве Сицилия, Италия), засвидетельствованный в 680 г., был одним из его предшественников, а Феодор, еп. Катанский, подписавший орос VII Вселенского Собора 787 г., но известный уже в 785 г.,- одним из преемников. В неск. Житиях Л. указываются имена визант. императоров, при к-рых он совершал служение: в тексте BHG, N 981b - Константин IV (668-685) и Юстиниан II Ринотмит (685-695; 705-711), в тексте BHG, N 981c - Лев IV (775-780), сын Константина V (741-775), в текстах BHG, N 981 и 981e - Лев IV и Константин V. Относить служение Л. к сроку правления императоров, названных в 1-м тексте, мешает то, что при этой хронологии между 680 и 685 гг. (смерть Константина IV) должно произойти слишком много событий: смерть Юлиана, еп. Катанского, весь епископат Савина, еп. Катанского (непосредственного предшественника Л. на кафедре), начало бесчинств мага Илиодора (см. ниже) и т. д. Пара Лев и Константин может подразумевать соправительство Льва III и Константина V (720-741), Льва IV и Константина VI (776-780) и теоретически Льва V и его сына Симбатия (Константина) (813-820; см.: Acconcia Longo. 1989. P. 53). Хотя 2 независимые датировки указывают на правление Льва IV, явно неслучайная подстановка Константина (в Житиях не уточняется какого) и Юстиниана II вместо Льва (также без уточнения) и Константина (без уточнения) скорее говорит в пользу того, что служение Л. проходило при иконоборцах Льве III и Константине V; именно из-за приверженности ереси этих императоров они были заменены православными. Впрочем, автору текста BHG, N 981b, так же как и автору стихотворного Жития, могло просто не прийти в голову, что Лев IV формально имел соправителем малолетнего Константина VI, и в этом случае пара Лев и Константин не ассоциируется с гонителями православных Львом III и Константином V.

http://pravenc.ru/text/2463221.html

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Илариона Нового 2235 Память 28 марта Преподобный Иларион от юности возложил на себя иго иноческого жития: последуя распятому Христу, он нес крест свой, побеждая страсти плотские воздержанием; уйдя в затвор и много лет пробыв в безмолвии, он, просветившись бесстрастием, превзошел добродетельною жизнью всех монахов, за что сподобился пресвитерского сана и впоследствии был игуменом монастыря, называемого Пеликит, находящегося в Азии, близ Геллеспонта 2236 . Преподобный Иларион совершил много дивных чудес. Словом своим он отгонял от нив и виноградников животных, вредящих растениям; молитвою остановил сильный град и низвел на землю дождь во время засухи; подобно пророку Елисею , разделил реку, исцелил сухорукого, даровал зрение слепому, избавлял от увечья хромых, изгонял бесов и наполнил множеством рыбы сети рыбаков при неудачном лове. Преподобный Иосиф Песнописец в тропаре 8-й песни канона, написанного им в честь святого, сообщает, что святой Иларион претерпел от мучителей за почитание честной иконы Спасителя гонения и оскорбления, за что и называет его мучеником. По одним известиям преподобный Иларион жил в царствование Льва Армянина, ругавшегося святым иконам, другие же считают временем его жизни царствование Льва Исаврянина и сына его Копронима 2237 , бывших задолго до Льва Армянина, что кажется, более справедливо. За святые же иконы он пострадал в то время, когда в Великий Четверток воевода Копронима Лахондракон неожиданно напал с воинами на Пеликитский монастырь: во время божественной службы он дерзко вошел в церковь , а затем в алтарь, приказал прекратить пение и поверг на землю Святые и Животворящие Тайны Христовы; потом, схватив, он заковал в железные цепи сорок двух избранных иноков; из остальной же братии одним нанес раны, терзая их тело, других же опалил, сначала обмазав им бороды и лица смолою, третьим обрезал носы; и, наконец, зажег монастырь с церковью. А избранных отцов, святых в числе сорока двух, он послал в заточение на окраину ефесской области, и там, затворив их в одной старой бане, предал насильственной смерти. Полагают, что в это время пострадал и преподобный Иларион, как старший по сану игумена среди помянутых отцов 2238 . 2235 Вспоминаемый ныне исповедник Христов Иларион называется «новым» в отличие от Илариона далматского, также исповедника, пострадавшего при императоре византийском Льве V Армянине (812–830 гг.). Память этого последнего Илариона празднуется 6 июня 2236 Геллеспонт – древнее название Дарданельского пролива, соединяющего Мраморное и Эгейское моря. 2237 Лев III Исаврянин царствовал с 717 по 741 г., а сын его Константин V Копроним с 741 по 775 г. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010