Преподобный Максим Исповедник Территории Константинопольского Патриархата В VIII веке константинопольский патриарший престол на протяжении длительного времени занимали сторонники иконоборческой ереси, насильственно насаждавшейся императорами Исаврийской династии. Лишь созванный усилиями святого Константинопольского Патриарха Тарасия (784-806 гг.) Седьмой Вселенский Собор сумел остановить  ересь иконоборчества и предать анафеме её основоположников – византийских императоров Льва Исавра (717-741 гг.) и Константина Копронима (741-775 гг.). Стоит также отметить, что в VIII веке в состав канонической территории Константинопольского Патриархата была включена западная часть Балканского полуострова (диоцезы Иллирика). В IX веке наиболее выдающимся патриархом Константинополя стал «новый Златоуст», святитель Фотий Великий (858-867, 877-886 гг.). Именно при нем Православная Церковь впервые осудила важнейшие заблуждения ереси папизма: изменяющее Символ Веры учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (учение о «filioque»), и учение о единоличном главенстве римского папы в Церкви и о примате (превосходстве) папы над церковными Соборами. Время патриаршества святителя Фотия – время наиболее активной за всю историю Византии православной церковной миссии, результатом которой стало не только крещение и обращении к Православию народов Болгарии, сербских земель и Великоморавской державы (последняя  охватывала территории современных Чехии, Словакии и Венгрии), но и первое (так называемое «Аскольдово») крещение Руси (состоявшееся вскоре после 861 г.) и формирование начатков Русской Церкви. Именно представители Константинопольского Патриархата — святые равноапостольные миссионеры, просветители славян Кирилл и Мефодий – разгромили так называемую «трехъязычную ересь» (сторонник которой утверждали, что существуют некие «сакральные» языки, на которых только и должно молиться Богу). Наконец, подобно святителю Иоанну Златоусту, святитель Фотий в своих трудах активно проповедовал общественный идеал православного христианского общества (и даже составил для империи пропитанный христианскими ценностями свод законов – Эпанагогу). Неудивительно, что, как и Иоанн Златоуст, святитель Фотий подвергался гонениям. Однако если идеи святителя Иоанна Златоуста, несмотря на прижизненные гонения, после его смерти были все же официально признаны имперской властью, то идеи святителя Фотия, распространявшиеся при его жизни, были отвергнуты вскоре после его кончины (так, принятая незадолго до смерти святителя Эпанагога так и не была введена в силу).

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

А патриарх Мефодий, когда совершались молитвы и моления, взяв чистый свиток, написал на нем имена всех царей-еретиков, включая и царя Феофила, и положил на святой престол (под индитию) в алтаре. В пятницу увидел и он какого-то страшного и великого Ангела, входящего в храм, который, подойдя к нему, сказал: «Услышана твоя молитва, епископ: царь Феофил получил прощение; отныне больше не докучай этим Богу». Патриарх, испытывая, истинно ли видение, сошел со своего места, взял свиток, развернул его и нашел — о, судьбы Божии! — что имя Феофила совершенно изглажено Богом. Узнав об этом, царица очень обрадовалась, послала к патриарху и повелела собрать весь народ с честными крестами и святыми иконами в Великую церковь, дабы вернуть в нее святые образа и возвестить всем новое Божие чудо. Вскоре, когда все собрались в церковь со свечами, пришла и царица с сыном. Во время литии они вышли и достигли упомянутой дороги, со святыми иконами, божественным и честным древом Креста, священным и Божественным Евангелием, взывая: «Господи, помилуй». И так вернувшись снова в церковь, они совершили Божественную литургию. Тогда были возвращены святые иконы избранными святыми мужами, возглашено многолетие благочестивым и православным, а противящиеся и нечестивые, не принимающие почитания святых икон, были отлучены и преданы анафеме. И с тех пор святые исповедники постановили ежегодно таким образом совершать это священное торжество, чтобы нам когда-нибудь снова не впасть в то же нечестие. Неизменный Образ Отчий, молитвами святых Твоих исповедников помилуй нас. Аминь. 18 марта 2005 г. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1027 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Лев III Исаврянин — Византийский император-иконоборец, царствовавший в 717—741 гг. Анастасий занимал патриарший престол с 730 по 753 гг. Константин V Копроним царствовал с 741 по 775 гг. Довел иконоборчество до ужасов жестокого гонения. Умер во время похода на болгар в жару и воспалении, пораженный чрезмерно сильной и жгучей огневицей, по его собственным словам, заживо преданный неугасимому огню.

http://pravoslavie.ru/1854.html

ИКОНОБОРЧЕСТВО, иконоборство - еретическое движение, выразившееся в отрицании почитания священных изображений и гонениях на них. В период с VIII по IX вв. несколько раз получало официальное признание в восточной церкви. Первый этап гонений имел место при императорах Льве III Исавре (717-741 гг.) и Константине V Копрониме (741-775 гг.), когда был созван иконоборческий собор 754 года и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. При императрице Ирине и её сыне Константине Порфирородном (780-797 гг.) был созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 843 году при императоре Феодоре, в честь чего был установлен церковный праздник (первое воскресенье Великого поста). Иконоборцы апеллировали прежде всего к ветхозаветному запрещению изображать Бога (Втор V, 8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений - херувимов на ковчеге Завета, в Иерусалимском храме и др. ИКОНОГРАФИЯ - описание и классификаций установленных видов иконных изображений. ИКОНОПИСЕЦ, иконник - мастер, специализирующийся в создании икон. В отличие от художника, иконописец не рассматривается как автор своего произведения, он является проводником Божественной истины. По преданию, первым иконописцем был апостол и евангелист Лука. ИКОНОПИСНЫЙ КАНОН - совокупность определённых принципов иконописи. Сами принципы написания установлены на основании догматических норм использования и почитания священных изображений в Православной Церкви. ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК - практическое руководство по иконописанию с описанием и образцами конкретных иконных изображений. Указаны все детали канонических изображений различных лиц и событий (вплоть до технических приёмов письма). Иконописные подлинники подразделялись на толковые и лицевые (иллюстрированные). См. также ерминия. ИКОНОСТАС - установленная иконами перегородка, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма. В церковном искусстве древней Руси складывается на рубеже XIV - XV вв. Включает в себя пять (и больше) основных рядов. В центре иконостаса расположены Царские врата, по сторонам от них - Севренный и Южные врата.

http://pravicon.com/text-24

Император Византийский Зенон царствовал с 474–491 гг. После него вступил на престол Анастасий I, царствовавший с 491–518 гг. Здесь разумеется император Анастасий II (713–715 гг.) Патриарх Герман I, управлял Византийскою церковью с 715–730 г. Это было в 715 г. Разумеется Феодосий III Адрамитен, царствовавший с 715–716 вв. Император Лев III Исаврянин царствовал в 716–741 гг. Исаврянином он назывался потому, что был родом из Исаврии, провинции, расположенной на юге Малой Азии. Лаодикия финикийская была расположена на самом берегу Средиземного моря, несколько южнее Антиохии Сирийской. Аравия — довольно большой полуостров на юге Азии, между Красным или Чермным морем и Персидским заливом. Население Аравии — семитического происхождения и ведет преимущественно кочевой образ жизни. При этом Аравия делится на множество мелких княжеств, в главе которых стоят шейхи. Христианство в Аравию проникло очень рано (как можно заключать из Деян.Ап. 2:11; Гал. 1:17), и предание говорит, что там проповедывали христианство Апостолы Варфоломей, Фаддей, Андрей, Фома и даже Иоанн. Титул патрициев принадлежали первоначально лишь детям сенаторов, которые назывались по-латыни patres. Потом это название стало прилагаться ко всем лицам благородного римского происхождения. Но император Константин сделал титул патриция личным достоинством, которое даровалось высшим чиновниками, но не переходила по наследству. Спафарий — оруженосец, телохранитель царский. Впоследствии наименование спафарий сделалось одним лишь почетным титулом, даваемым лицам военным, — с которым не соединялись обязанности охранения царя. Константинопольский патриарх Анастасий управлял Церковью с 730–753 гг. Выражение мерзость запустения взято из книги Дан.9:27, ср. Мф.24:15; к Анастасию оно приложено для указания его недостоинства быть заместителем святителя Германа. Авксентиева гора находилась против Константинополя, у Никомидийского залива. Это было в 756 г. от Р. Хр. Император Константин V Копроним царствовал с 741–775 г. Разумеется Константинопольский патриарх Константин II, который управлял Византийскою Церковью с 754–766 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Предание, записанное Константином Порфирородным, сообщает, что когда Анания, возвращаясь на родину, достиг г. Иераполя, то он, остановившись вне города скрыл изображение Лика Христова в куче только что сделанных кирпичей. Около полночи жители города увидели огонь, окружавший это место и нашли здесь скрытую святыню; вместе с тем оказалось, что на одном из кирпичей отобразилось изображение Спасителя. Жители Иераполя удержали у себя этот кирпич, а Ананию отпустили. Константин замечает, что этот кирпич еще в его время сохранялся в Иераполе. Храм этот создан императором Михаилом (856–867 гг.). Константин Порфирородный описывает перенесение Нерукотворного образа из Эдессы и письма Христова к Авгарю в Константинополь в 944 г. Нерукотворный образ хранился в Константинополе до 1204 г. Что касается кирпича с нерукотворенным образом, то, по свидетельству Зонары (ум. 1118 г.), он перенесен императором Никифором Фокою (963–969 гг.) в 968 г. Зонара называет его иерон кэ фион ектипора (священное и божественное изображение). — По одному сказанию Нерукотворный образ около 1362 года был отдан Иоанном Палеологом генуэзскому генералу Леонардо-де-Монтальто за избавление греческой империи от нападения сарацин, а Монтальто отдал его в монастырь св. Варфоломея в Генуе, где он и доныне. По другому, более вероятному сказанию, он во время владычества крестоносцев в Царьграде в 1204–1261 гг. похищен венецианским дожем Дандоло, но корабль, на котором он находился с другими священными предметами, потонул в Пропонтиде. Слово преподобного Иоанна Дамаскина о поклонении святым иконам Святой Иоанн Дамаскин — знаменитый богослов и песнописец, инок обители св. Саввы, ревнитель православия в борьбе с иконоборцами, живший в VIII веке. За свои высокохудожественные умилительные песнопения он получил наименование «златоструйный». — Память его празднуется св. Церковью 4 декабря. Говоря о людях, порицающих христиан, святой Иоанн Дамаскин имеет в виду иконоборцев. Иконоборческая ересь появилась в VIII веке, следовательно святой Иоанн Дамаскин был ее современником. Иконоборцы неразумно смешивали иконопочитание с идолопоклонством. Святой Иоанн Дамаскин в настоящем слове о поклонении святым иконам обличает безбожное заблуждение иконоборцев. — Основателем иконоборческой ереси считается Константин, епископ наколийский (во Фригии — малоазийской области). Самыми рьяными поборниками иконоборчества были императоры Лев III Исаврянин (717–741 гг.) и Константин V Копроним (741–775 гг.) Эта ересь была осуждена на VII Вселенском соборе, происходившем в 787 г. в городе Никее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Иконоборчество — ересь, которая осуждала иконопочитание как идолопоклонство. Ересь эту воздвигли императоры из династии Исавров. В 726 г. Лев III (717–741 гг.) издал эдикт против икон и мощей, а в 754 г. его сын Константин V (741–775 гг.) собрал лжесобор против иконопочитания. Ересь была осуждена на VII Вселенском Соборе (787 г.), но, несмотря на это император Лев V (813–820 гг.) и его преемники возобновили ее. Окончательное Торжество Православия над ересью наступило на Соборе 843 г. Преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 750 г.) был главным борцом с иконоборческой ересью на ее первом этапе, разработав богословие иконы в «трех словах в защиту икон». Его главный труд «Точное изложение Православной веры» явился образцом для всех последующих изложений христианской догматики. В расцвете сил он ушел с высокого поста (1й министр калифа Велида) в лавру преподобного Саввы Освященного, где занимался гимно-графией, составил гласы «Октоиха» и написал ок. 64 канонов (в том числе Пасхальный канон). Преподобный Феодор Студит († 826 г.) противостоял иконоборчеству на его втором этапе. Монах, а затем игумен Олимпийского монастыря, он не побоялся отлучить от Церкви самого императора Константина V, за что был сослан. Царица Ирина вернула его в столичный Студийский монастырь, откуда он бесстрашно обличал Льва V, за что был подвергнут истязаниям и снова сослан в Вифанию, где скончался. Его подвижнические наставления занимают весь IV том Добротолюбия. После этого иконоборческую ориентацию сохранила только секта павликиан , которая выросла на основе маркионизма и манихейского дуализма, отвергала церковную обрядность, священство, почитание Богородицы, святых и т.д. Период после Вселенских Соборов (IX–XX вв.) Св. патриарх Фотий и схизма 862–870 гг. Предшественник Фотия, св. патриарх Игнатий был строгий аскет и канонист, который за свои обличения был низложен императором Михаилом III Пьяницей и сослан (857 г.). Тогда-то и был возведен на патриаршество гос. секретарь Фотий — человек ученый, но светский. Игнатий послал апелляцию к самому папе Римскому. Властолюбивый папа Николай I учинил разбор и в 862 г. объявил патриаршество Фотия незаконным. Возмущенный этим вмешательством, Фотий написал Окружное послание (866 г.) к Восточным патриархам, призывая их к суду над папой. Собор, осудивший папу за вероотступничество, состоялся летом 867 г., но уже осенью покровитель патриарха Михаил Пьяница был убит, а новый император Василий I низложил Фотия и вернул Игнатия. На IV Константинопольском Соборе 870 г. Фотий был осужден, и этот Собор, признавший правоту Рима, католики считают VIII Вселенским. Однако когда в 879 г. патриарх Игнатий умер, V Константинопольский Собор 880 г. оправдал Фотия и снова возвел его на патриаршество. Окончательно он был низложен в 886 г. императором Львом VI Мудрым. Схизму 862–870 гг. обычно рассматривают как репетицию окончательного разрыва с Римом в 1054 г.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

подписал собственноручно. Ямбы иконоборцев Иоанна Акростих: Христа страдание – надежда Иоанна. Христос низверг крестною Божественною силою Нападение демонского полчища. Для всех живущих Он есть сила и надежда на великую победу И ясно учит уповать только на Него. Итак, изображать на стене Владыку беззаконно. Ибо [Он] есть всецелый 68 Бог, не подверженный заблуждению, Возвышающий царей благочестивых в венчании на царство. Игнатия Акростих: Крест – для Игнатия похвала. Крест, соединивши прежде рассеянное, Благочестие истинно начертывает. Ибо Он, уничтожая икон всякое зрелище, Ясно возвысил Твою славу, о Слово, И является свидетельством могущественной силы веры. Ему достойно поклоняясь, владыки Обращают в бегство врагов, [его] силой порабощенных. 1. По-гречески буквы расположены так, что они образуют правильную форму четырехконечного креста. [Col. 477] Получившие власть от одного только Бога, Лев и Константин венценосцы, Выставляют для созерцания образ Господа [то есть Крест], Сердечное имея к Нему влечение. Прежде же напрасно и без основания распространенное, Они потом уничтожили устроения икон зрелище. 1 Акростих в данном случае получается таким образом, что слово «Христа» составляют первые буквы (читаемые сверху вниз) каждой строки, а «Иоанна» – последние буквы строк, читаемые сверху вниз. Слово «надежда» присутствует в тексте целиком, а «страсть» составлено «зигзагом» из букв в середине последних четырех строк. – Ред. 3 В ТФС: «в людях», что правильно, но не совсем точно, однако может служить в качестве пояснения. – Ред. 4 Лев III Исавр (правил в 717–741 гг.) и его сын Константин V Копроним (правил в 741–775 гг.) – византийские императоры-иконоборцы. – Ред. 6 На некоторых монетах православных императоров изображение Христа имело лицо, обращенное назад, причем на Его голове было положено изображение креста. 9 Валентин – еретик-гностик II в., мыслящий о Христе докетически и считавший, что Христос не воплощался истинно, но сошел на землю с небес в особом духовном, нематериальном теле. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

ПСРЛ. Т. 22. Ч. С. 316–319, 332–333:338), Иван Грозный называет имена византийских императоров, наиболее значимых деятелей иконоборчества – движения против почитания икон в Византии в первой пол. VIII–cep. IX в.: Лев III Исаврийский (717–741) в 726–728 гг. первым выступил против иконопочитания, приказав снимать и закрашивать иконы. Константин V Копроним (Гноитезный, 741–775) – сын предыдущего. В 754 г. созвал церковный собор, поддержавший иконоборцев. Постановления этого собора, на котором не присутствовало ни одного представителя патриарших кафедр, были отвергнуты в 787 г. VII Вселенским собором в Никее, предавшим иконоборцев анафеме и возобновившим иконопочитание. Лев Армянин (813–820) в 815 г. созвал собор, восстановивший определения собора 754 г., вследствие чего движение иконоборцев возобновилось при нем после длительного перерыва. Феофил Богомерзкий (828–842) также активно преследовал поклонение иконам, так что окончательно иконопочитание было установлено лишь после его смерти, когда в 842 г. состоялся собор, окончательно утвердивший все определения Никейского собора. Имена этих византийских императоров упоминаются Иваном Грозным и в Первом послании Андрею Курбскому, где Грозный сравнивает с императорами-иконоборцами современных «врагов христианства» – польско-литовских правителей и военачальников, неоднократно обвиняемых русскими источниками того времени в разграблении и разорении православных церквей. 629 «He сотвориши себ подобия... на земли низу»... – Одна из 10 заповедей Моисея (ср. Исход. 20, 4; Вт. 5:8). 630 ...во Исходе Моисеове... «Сии есть бози твои, изведшии тя из Египта, Израилю». – Исход – вторая книга Ветхого Завета, входящая в Пятикнижие Моисеево, состоит из 40 глав и повествует о чудесном исходе евреев из Египта под предводительством Моисея и о законе, данном народу на горе Синай; продолжает историю народа, избранного Богом, от Иосифа до построения скинии. Сюжет о создании богательца см. Исход. 32, 1–4. 631 ...к Валаку царю Маавску... о Хамосе плакашеся...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Радикальное изменение в византийской императорской политике, которое произойдет при императорах-иконоборцах Льве III (717—741) и Константине V (741—775), — насильное внедрение иконоборчества, конфискация папских доходов в Сицилии и прекращение военной поддержки папства в его противостоянии лангобардам — будет концом периода «византийского» папства. Папа Стефан II стал искать поддержки в другом месте и перенес свою лояльность на франков (754). Эти события имели длительные и катастрофические последствия для отношений между Востоком и Западом. 2. Лангобарды-ариане и Аквилейский раскол    Хотя Пятый собор при Юстиниане (553) предлагал значительные и необходимые христологические уточнения, вновь утверждая авторитет и Кирилла Александрийского и Халкидонского собора, практические его последствия для примирения христианства в единой общей вере были минимальны. Кирилловский «фундаментализм» монофизитских масс на Востоке оставался столь же твердым, как и прежде. На Западе же, когда папа Вигилий наконец признал Пятый собор, это вызвало резкое сопротивление «фундаменталистов» — халкидонитов, которые считали посмертное осуждение Феодора Мопсуестийского неуместным, а критику Феодорита и Ивы, реабилитированных Халкидонским собором, совершенно неприемлемой. Для этих западных церковных людей осуждение «Трех Глав» означало предательство Халкидона. В их глазах папа Вигилий отверг веру Льва, устами которого раз и навсегда «говорил Петр».    Это движение западной оппозиции явно ставило истинную веру, как оно ее понимало, выше авторитета римского епископа. Богословским кредо здесь была «Защита Трех Глав», опубликованная в 547—548 гг. африканским епископом Факундом Гермианским. Он отвергал Второй Constitutum папы Вигилия и находил широкую поддержку своего неприятия у епископов Африки и Иллирика. Однако репрессивные меры, использованные императорской властью, вынудили принять Пятый собор в этих двух областях. Но поскольку лангобардское завоевание 568 г. делало большую часть Северной Италии недоступной для императорской администрации, противостояние, усиленное беженцами из Иллирика, продолжалась здесь более столетия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Услыхав такие слова от патриарха Павла, благочестивая царица Ирина и сын ее, царь Константин, отошли со скорбью. Павел же, обратившись к некоторым вельможам, оставшимся у него, сказал им: – О, как бы хотел я не быть на том престоле в то время, когда Церковь была в смятении от еретиков, осужденных вселенскими престолами. Если не будет созван седьмой Вселенский собор и если не будет осуждена ересь иконоборческая, вы не будете спасены. Вельможи сказали ему: – Для чего же ты при поставлении в патриархи, дал письменное одобрение иконоборчеству? Отвечал Павел: – Так как я дал тогда подпись, то теперь я каюсь в сем и боюсь наказания от Бога за то, что молчал тогда страха ради и не говорил вам истины. Ныне же я каюсь, и говорю, что вы не можете надеяться на спасение, если пребудете в том еретическом мудрствовании. Спустя несколько дней после сего патриарх почил с миром 5318 . С того времени граждане в Константинополе начали свободно и безбоязненно беседовать и препираться с еретиками о святых иконах в защиту которых никто не дерзал со времени Льва Исавра 5319 открыть уст своих. Уведав всё сие о воспоминаемых ныне трех святителях: Александре, Иоанне и Павле, прославим Единого в Троице Бога, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Кондак, глас 8: Христовою любовию распалаеми славнии, и ярем его приемшии крест честный, подражатели того жития явистеся, и божественныя славы его причастницы бысте, Александре богомудре со Иоанном чудным и Павлом славным. Темже престолу Его предстояще, прилежно молитеся за души наша. 5303 Павел (I-ый) патриаршествовал с 340 г.; в скором времени был изгнан и снова возвращен в 347 г.; управлял патриаршим престолом до 350 г. 5312 Иконоборческая ересь появилась в VIII в. Иконоборцы неразумно смешивали иконопочитание с идолопоклонством. Самыми рьяными поборниками иконоборчества были императоры: Лев III Исаврянин (717–741 гг.) и Константин V Копроним (741–775 гг.). Эта ересь была осуждена на VII Вселенском соборе, происходившем в 787 г. в городе Никее. 5316 Разумеются патриаршеские престолы: константинопольский, римский, антиохийский и александрийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010