Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Илариона Нового 2235 Память 28 марта Преподобный Иларион от юности возложил на себя иго иноческого жития: последуя распятому Христу, он нес крест свой, побеждая страсти плотские воздержанием; уйдя в затвор и много лет пробыв в безмолвии, он, просветившись бесстрастием, превзошел добродетельною жизнью всех монахов, за что сподобился пресвитерского сана и впоследствии был игуменом монастыря, называемого Пеликит, находящегося в Азии, близ Геллеспонта 2236 . Преподобный Иларион совершил много дивных чудес. Словом своим он отгонял от нив и виноградников животных, вредящих растениям; молитвою остановил сильный град и низвел на землю дождь во время засухи; подобно пророку Елисею , разделил реку, исцелил сухорукого, даровал зрение слепому, избавлял от увечья хромых, изгонял бесов и наполнил множеством рыбы сети рыбаков при неудачном лове. Преподобный Иосиф Песнописец в тропаре 8-й песни канона, написанного им в честь святого, сообщает, что святой Иларион претерпел от мучителей за почитание честной иконы Спасителя гонения и оскорбления, за что и называет его мучеником. По одним известиям преподобный Иларион жил в царствование Льва Армянина, ругавшегося святым иконам, другие же считают временем его жизни царствование Льва Исаврянина и сына его Копронима 2237 , бывших задолго до Льва Армянина, что кажется, более справедливо. За святые же иконы он пострадал в то время, когда в Великий Четверток воевода Копронима Лахондракон неожиданно напал с воинами на Пеликитский монастырь: во время божественной службы он дерзко вошел в церковь , а затем в алтарь, приказал прекратить пение и поверг на землю Святые и Животворящие Тайны Христовы; потом, схватив, он заковал в железные цепи сорок двух избранных иноков; из остальной же братии одним нанес раны, терзая их тело, других же опалил, сначала обмазав им бороды и лица смолою, третьим обрезал носы; и, наконец, зажег монастырь с церковью. А избранных отцов, святых в числе сорока двух, он послал в заточение на окраину ефесской области, и там, затворив их в одной старой бане, предал насильственной смерти. Полагают, что в это время пострадал и преподобный Иларион, как старший по сану игумена среди помянутых отцов 2238 . 2235 Вспоминаемый ныне исповедник Христов Иларион называется «новым» в отличие от Илариона далматского, также исповедника, пострадавшего при императоре византийском Льве V Армянине (812–830 гг.). Память этого последнего Илариона празднуется 6 июня 2236 Геллеспонт – древнее название Дарданельского пролива, соединяющего Мраморное и Эгейское моря. 2237 Лев III Исаврянин царствовал с 717 по 741 г., а сын его Константин V Копроним с 741 по 775 г. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда в, том же году эдикт об иконах пришёл в Италию, папа Григорий II высказался против него и проклял императорского экзарха. Вся провинция открыто восстала и вступила в союз с лангобардами. Но преданность венецианцев и политически мудрое поведение папы, обратившего весь свой авторитет на то, чтобы воспрепятствовать разрыву с восточно-римским правительством, спасли ещё раз византийское господство в Италии. Далеко за границами империи кипел спор. Православные подданные халифа энергично вступились за иконопочитателей, в особенности Иоанн Дамаскин, блестящий литературный застрельщик их дела. Тем решительнее выступил Лев. Вселенский патриарх Герман должен был, как ревностный иконопочитатель, уступить в 729 году своё место Анастасию, единомышленнику императора. Правда, попытка вновь подчинить Рим и Италию не удалась; в 731 году восточно-римский флот потерпел крушение в Адриатическом море. Но зато в Нижней Италии и в Сицилии, где продолжали господствовать греки, были конфискованы земли св. Петра. Эти области и весь Иллирик, принадлежавший дотоле юрисдикции древнего Рима, были подчинены Константинополю. Спор за иконы всё явственнее становился принципиальным спором. С одной стороны стояли высшие чиновники, а также епископы, утверждавшие за императором право надзора и управления над церковью, с другой стороны – подкреплённые народным расположением монахи, отказывавшие светской власти во всяком праве вмешательства в духовную область. Когда 18 июня 741 года 17 Лев умер, оставив бразды правления своему сыну Константину V Копрониму (741 –775 гг.) 18 , борьба не была ещё решена окончательно. Зять императора, армянин Артавасд, воспользовался озлобленностью иконопочитателей и благорасположением к нему в войске многочисленных армян, чтобы поднять восстание; столица и патриарх перешли на его сторону. Лишь после двухгодичной войны удалось Константину вновь овладеть Константинополем и сломить силу претендента. Укрепившись теперь окончательно в своей власти, император направлял с большим счастьем внешнюю политику империи. Против арабов он сражался решительно успешно. Большой арабский флот, который должен был отторгнуть у греков Кипр, был в 746 году совершенно уничтожен; Германикия, Мелитина (Малатия) и даже армянский Феодосиуполь (752 г.) были отвоёваны. Связанные с падением Оммайядов и вступлением на трон Аббасидов внутренние смуты в халифате были византийцам на руку; правда, что с 756 года наступил здесь снова поворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Монофизитский раскол, за которым последовало арабское вторжение, чей успех отчасти был обязан раздорам меж христианами, оставил Константинопольского патриарха одного быть главным представителем восточного христианства в границах империи. Конечно, в Александрии, Антиохии и особенно в Иерусалиме оставалось небольшое число православных (или «мельхитов», т. е. «роялистов»), возглавляемых своими патриархатами, но они имели мало влияния во Вселенской Церкви. В течение долгих веков исламской оккупации для них главной проблемой было выживание, и решалась она преимущественно поиском и получением культурной, моральной и материальной помощи из Константинополя. Уменьшенная до размеров восточной Малой Азии, южных Балкан и южной Италии, Византийская империя нашла силы для успешного противостояния исламу. Но во время этой борьбы, в период между 726 и 843 гг., византийские христиане пережили тяжелый кризис, во многом сформировавший облик средневекового византийского христианства – кризис иконоборчества, окончившийся торжеством православного иконопочитания. Догматическую, философскую и богословскую почву византийского иконоборчества невозможно свести к простой схеме. Отвращение к употреблению образов и преклонению перед ними в богослужении восходит к запрету любого изображения Бога в Ветхом Завете. Иконоборчество находилось в согласии и со своего рода платоническим спиритуализмом, популярным среди христиан-греков, чем объясняется существование враждебного образам течения в раннем христианстве. Однако несомненно, что иконоборческое движение VIII века началось по инициативе императоров и имело политический смысл в рамках борьбы империи против ислама . В самом деле, убеждение в абсолютной трансцендентности и невидимости Бога и резкая полемика против христианского «идолопоклонства» составляли существенную часть мусульманской антивизантийской пропаганды. Императоры Лев III (717–741) и Константин V (741–775), покровители иконоборчества, решили «очистить» христианскую Церковь от «идолопоклонства», чтобы успешнее бороться с исламской идеологией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В основе работы лежит перевод «Творений преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита », осуществлённый Санкт-Петербургской Духовной Академией в 1907–1908 гг. 4 Что касается самого перевода, то редакция замечает, что она «приложила все старания к тому, чтобы сделать его наиболее точным, правильным и выражающим мысль и изложение подлинника» (т. I, с. VIII). Добавим, что перевод этот на данное время наиболее полный, отвечающий научным требованиям и к тому же единственный. Все цитаты из творений преподобного Феодора Студита даются по этому переводу. Цитация указывается тремя заключёнными в скобках цифрами, разделёнными двоеточиями. Первая цифра означает порядковый номер творений, указанных в конце работы, вторая – номер оглашения или письма, а третья – страницу. Где в работе встречаются в скобках две цифры или буква и цифра, то первая указывает порядковый номер творений, а вторая – страницу. Введение Как бы ни тяжелы и беспокойны были времена в жизни Христовой Церкви, всегда Промысл Божий воздвигал для человеческого спасения светильников веры, непоколебимых столпов Православия, ревностных исповедников и подвижников благочестия. К числу таковых в VIII–IX веках принадлежал преподобный Феодор, получивший наименование Студита по имени знаменитого в Византии Студийского монастыря, который всецело ему был обязан своим образцовым благоустройством во всех отношениях и исключительным процветанием иноческой жизни. Обладая необыкновенной духовной силой, преподобный Феодор с первых же шагов своей практической деятельности сумел приковать к себе внимание современников и, можно сказать, «был единственным борцом за Православие и самым выдающимся защитником Церкви и её установлений в критический период церковно-исторической жизни, самым страстным и убеждённым вдохновителем современного общества в делании добра и правды… самоотверженным организатором византийско-восточного монастырского строя, клонившегося к упадку и разрушению под воздействием иконоборства» 5 . Преподобный Феодор застал конец царствования Константина V Копронима (741–775 гг.), при императрице Ирине (780–802 гг.) приступил к восстановлению монастырской жизни и далее, в царствование императоров Никифора (802–811гг.), Льва Армянина (813–820 гг.) и Михаила Косноязычного (820–829 гг.), не ослаблял своих усилий на этом поприще. При жизни Преподобного состоялся Седьмой Вселенский Собор. Скончался святой Отец в царствование Михаила Косноязычного в 826 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

42 . Почему в борьбе с ересью и остатками язычества ромейское духовенство обращалось к религиозным чувствам простого народа? Найдите в источниках и в специальной литературе, когда и как это происходило. 43 . В чем можно заметить кардинальные отличия византийской цивилизации от цивилизации средневекового Запада? Внимание, источник! Выдержка из постановлений Никейского церковного собора (787 г.) Некоторые лживые приверженцы религии евреев, думая, что они могут издеваться над Христом, Господом нашим, притворяются христианами, а сами тайно отрицают Христа и украдкой соблюдают Субботу и другие еврейские обычаи. Мы предписываем, чтобы их не допускали ни к Причастию, ни к молитве, ни в церковь . Евреи должны жить открыто, в соответствии со своей собственной религией, не крестя своих детей, не приобретая рабов и не владея ими. Никифор, Патриарх Константинопольский (806–815 гг.) в «Краткой истории» о переселении славян при императоре Юстиниане II (685–695 и 705–711 гг.) ...Юстиниан принял царствование от отца, распоряжавшегося с целью сохранения мира и установления прочного порядка в государстве, и все разрушил. Он разорвал и мир, заключенный с болгарами. Приведя конную армию в области Фракии, он сразу же устремился против славян. Сделав набег до города Фессалоники, многих из тамошних людей славянского народа захватил одних насильственным образом, других обещаниями, переправил их через Авидос и поселил в так называемой области Опсикий. Из них набрал в войско до 30 тысяч народа, и народ, который вооружил, стал именоваться избранным войском. И поставил над ними архонтом из числа благородных по имени Небула. Феофан Исповедник в «Хронографии» (814–816 гг.) о переселениях при Константине V (741–775 гг.) 747 г. Царь Константин поселил во Фракии сириян и армян, которых привел из Феодосиополя и Мелитины, и которые составили ересь павликиан. Равным образом и в Городе 33 , по недостатку жителей от моровой язвы 34 , поселил целые семейства с островов, из Эллады, и других западных стран и сделал его по-прежнему населенным и многолюдным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игнатий – один из трех кастрированных сыновей низложенного василевса Михаила II Травла (820–829 гг.), стойкий иконопочитатель, основатель монастыря на острове Теревинф в Мраморном море, известном как убежище для тех, кого преследовали иконоборцы. В 847 г. стал Патриархом Константинопольским, но был смещен Фотием в 858 г. Его отправили в Иерий, где поместили в козий хлев, затем вернули в Константинополь, бросили в тюрьму и сильно избили, выбили два зуба, после чего отправили на остров Лесбос. Через полгода ему было разрешено вернуться в свой монастырь, где он пережил нападение росов в 860 г. В 861 г низложение И. было оформлено официальным документом, который его заставили подписать в полубессознательном состоянии после избиений и издевательств, растянув на оскверненном саркофаге иконоборца Константина V (741– 775 гг.) и привязав к щиколоткам тяжелые камни. За И. вступился Папа Николай I, что усугубило ссору Папы с Фотием. В 867–877 гг., желая примирения с папским Римом, Василий I (867–886 гг.) вновь сделал И. Патриархом, после чего его снова сменил Фотий. Соперничество фотиан и игнатиан десятилетиями раскалывало византийское общество. Игнатий Диакон – известный агиограф IX в., перу которого принадлежат четыре Жития, включая Жития Патриархов Тарасия и Никифора (конец VIII – начало IX вв.). Игорь – князь Киевский, воспитанник князя Олега, который, согласно летописям, «привел» ему в жены Ольгу. В 941 г. совершил морской поход на Константинополь и в 944/945 г. подписал с Византией мирный договор. Игумен – дословно с греч. «ведущий», сан священнослужителя из монахов, настоятель византийского монастыря или приходского храма, обычно избираемый из высших монахов – схимников (см.: схима). То же – кафигумен. Идик – помещение, где находилось ведомство частного имущества византийского императора, сокровищница Большого императорского дворца, где хранились императорские деньги и драгоценности. Во главе ведомства стоял чиновник с тем же названием – И. Иезуиты – члены католического монашеского ордена «Общества Иисуса», основанного в 1534 г. бывшим военным, Игнатием Лойолой. Главная задача ордена состояла в борьбе за сохранение и распространение католического вероучения и за неограниченную власть Папы римского. Большое внимание уделяли просвещению, образованию, создавали школы с соответствующими католическими критериями воспитания, научные общества. См.: болландисты, агиография.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

300 Письмо датируется 809–811 гг. В надписании письма рукописная традиция весьма различна; так, например, Codex Coislinianus 269 дает «Ему же о второбрачных»; Parisinus graecus 894 «Иже во святых отца нашего Феодора, игумена Студийского, исповедника, к Навкратию о второбрачных»; Vindobonensis juridicus graecus 10 «Феодора, брата и игумена Студийского, исповедника, к Навкратию пресвитеру о второбрачных»; Scorialensis graecus 380 «Письмо святого отца нашего Феодора, игумена, исповедника Студийского, к Навкратию монаху»; Parisinus graecus 364 «Блаженного отца нашего Феодора, пресвитера и игумена Студийского, исповедника, письменный ответ к ученику его Навкратию, вопросившему о возможности венчания второбрачных, и защитительная речь от Божественых канонов и Писания»; рукописи Vaticanus graecus 1432, Marcianus graecus 1077, Parisinus graecus 1321 и Meteorensis S. Stephani 22 дают «Иже во святых отца нашего Никифора, патриарха Константинопольского, к Навкратию о второбрачных»; Parisinus suppl. Gr. 1089 «Святого отца нашего Феодора, исповедника и игумена Студийского, письмо к Навкратию монаху». Ред. 301 Вероятно, разумеется Константин V Копроним, император в 741–775 гг. Был три раза женат. В его правление произошло одно из самых жестоких гонений на иконопочитателей, особенно сильно пострадали монашествующие. Ред. 306 Вступать во второй брак может лишь лицо, невиновное в расторжении брака первого, но и в таком случае оно исполняет двухгодичную епитимию. См.: Свт. Василий Великий . Письмо 188. Правило 4//Свт. Василий Великий. Творения. Т 2. С. 702. Ред. 307 Имеется в виду заключение брака через его регистрацию в государственных институтах, что было допустимой практикой еще при жизни преп. Феодора. Лишь в конце IX в. император Лев Мудрый ввел браковенчание для всех православных свободных граждан Византии (новелла 89). Ред. 308 В настоящее время литургико-каноническая практика Православных поместных церквей допускает венчание второбрачных с измененным составом молитв чинопоследования, имеющих покаянный характер. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И Извод - в средневековой иконографии одна из разновидностей установленного канона. Иконоборчество - еретическое движение, выразившееся в отрицании почитания св. икон и гонениях на них; в период с VIII по IX в. несколько раз получало официальное признание в восточной Церкви. Первый этап гонений имел место при византийских императорах Льве III Исавре (717-747 гг.) и Константине V Копрониме (741-775 гг.), когда был созван иконоборческий собор 754 года и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. При императрице Ирине и ее сыне Константине Порфирородном (780-797 гг.) был созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 843 году при императрице Феодоре, в честь чего был установлен церковный праздник " Торжество православия " . Обосновывая свою позицию, иконоборцы апеллировали прежде всего к ветхозаветному запрещению изображать Бога (Втор. 5.8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений - херувимов на ковчеге Завета, в Иерусалимском храме и др. Кроме того, с догматической точки зрения, иконоборческая ересь была направлена против воплощения Христа, поскольку икона воспринималась как одно из наглядных подтверждений явления Бога в мир в человеческом образе. В защиту иконопочитания выступали многие богословы и церковные деятели: Иоанн Дамаскин, Федор Студит, константинопольские патриархи Герман, Тарасий, Никифор и др. Иконография (греч.) - в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников (Св. Писание, апокрифы, агиография, предания и легенды, литургические песнопения) и организующая их в соответствии с принятыми догматическими, символическими и литургическими толкованиями. Иконописный подлинник - особое средневековое руководство по иконописанию; собрание образцов, определявших все детали канонических изображений различных лиц и событий (вплоть до технических приемов письма). Иконописные подлинники подразделялись на толковые и лицевые (иллюстрированные).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

  ИЗВОД — в средневековой иконографии одна из разновидностей установленного канона. ИКОНОБОРЧЕСТВО — еретическое движение, выразившееся в отрицании почитания св. икон и гонениях на них; в период с VIII по IX b. несколько раз получало официальное признание в восточной Церкви. Первый этап гонений имел место при византийских императорах Льве III Исавре (717-747 гг.) и Константине V Копрониме (741-775 гг.), когда был созван иконоборческий собор 754 года и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. При императрице Ирине и ее сыне Константине Порфирородном (780-797 гг.) был созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 843 году при императрице Феодоре, в честь чего был установлен церковный праздник «Торжество православия». Обосновывая свою позицию, иконоборцы апеллировали прежде всего к ветхозаветному запрещению изображать Бога (Втор. 5.8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений — херувимов на ковчеге Завета, в Иерусалимском храме и др. Кроме того, с догматической точки зрения, иконоборческая ересь была направлена против воплощения Христа, поскольку икона воспринималась как одно из наглядных подтверждений явления Бога в мир в человеческом образе. В защиту иконопочитания выступали многие богословы и церковные деятели: Иоанн Дамаскин, Федор Студит, константинопольские патриархи Герман, Тарасий, Никифор и др. ИКОНОГРАФИЯ (греч.) — в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников (Св. Писание, апокрифы, агиография, предания и легенды, литургические песнопения) и организующая их в соответствии с принятыми догматическими, символическими и литургическими толкованиями. ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК — особое средневековое руководство по иконописанию; собрание образцов, определявших все детали канонических изображений различных лиц и событий (вплоть до технических приемов письма). Иконописные подлинники подразделялись на толковые и лицевые (иллюстрированные).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Нимфы – дословно с греч. «невесты, юные девы», в античной мифологии низшие божества, олицетворявшие силы природы, часто считались дочерьми верховного бога Зевса. Нипсистиарий – дословно «мойщик» (от греч. низо – «мыть»). Придворная должность, носитель которой подавал византийскому императору золотой рукомойник для омовения (см.: Портик Августея). Обычно Н. были из числа дворцовых евнухов. Нисибис (Нисибин, Низибия) – большой, хорошо укрепленный пограничный город в северной Месопотамии, к востоку от Эдессы и юго-западу от армянского озера Ван. В 298 г. был захвачен римлянами, но в 363 г. по договору с римским императором Иовианом (363–364 гг.) был уступлен персам условным сроком на 120 лет. По его истечении персы Н. не возвратили и по этому поводу начался долгий спор между Сасанидами и Византией. Город неоднократно отвоевывался ромеями. В ранневизантийское время славился своими школами медицины и теологии. Был узаконенным центром рыночной торговли ромеев и персов. См.: Артаксата, Дара, Каллиник. Нистиа (греч.) – см.: пост. Нитрия – пустыня в Египте, где находился Скит, центр крупной монашеской конфедерации. Нищенствующие ордены – католические монашеские ордены, устав которых требовал строгого соблюдения обета бедности, то есть отречения от какого бы то ни было имущества и существования только за счет милостыни. В XII-XIII вв. сложились четыре основных Н. о. – францисканцев (миноритов), доминиканцев, августинцев и кармелитов. Н. о. сыграли большую роль в борьбе с ересями, приверженцы которых провозглашали бедность угодной Богу. Нищенствующее монашество уже в середине XIII в. стало отходить от первоначальной строгости жизни, ордены, обмирщаясь, богатели и приближались по своему положению к ранее существовавшим монашеским орденам. Новая церковь (Неа Екклессиа) – построена около 880 г. на территории Большого императорского дворца и посвящена Христу Спасителю, архангелам Михаилу и Гавриилу, Пророку Илие, Богородице и Св. Николаю. Роскошно оформленный мозаиками в технике opus sectile и цветным мрамором, храм представлял в плане равноконечный крест, четыре рукава которого и средокрестие были перекрыты золочеными куполами, видимыми со всех концов города и с дальнего расстояния на море. Здесь были собраны главные реликвии, имеющие отношения к героям и событиям Ветхого Завета, тогда как реликвии, связанные с Новым Заветом, хранились в дворцовом храме Пресвятой Богоматери Фара, построенном не ранее конца VII в. или в правление василевса Константина V (741–775 гг.). Н. ц. – величайший архитектурный триумф василевса Василия Македонянина (867–886 гг.) – была разрушена во время завоевания Византийской империи крестоносцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010