Г. И. Беневич Учение о церковном символе. Иконоборчество и иконопочитание Иконоборческий период (730–843 гг.) (Т. А. Сенина (монахиня Кассия)) Иконоборческие споры продолжались в Византии больше ста лет, однако с перерывом в 787–815 гг., и поэтому принято говорить о двух периодах иконоборчества. К началу VIII в. почитание икон, ставшее общепринятой практикой уже к VI в., считалось исконным преданием, однако его прямого богословского обоснования сделано при этом не было 699 , а бытовое почитание образов начало принимать гипертрофированные формы 700 . Это чрезвычайное усиление культа икон вызвало негативную реакцию в церковных кругах, особенно в восточных провинциях Византийской империи, где сильнее ощущалось иконоборческое влияние армян-монофизитов, а также сект павликиан и манихеев. Сколько бы позднее православные источники ни твердили о том, что иконоборчество было единственной ересью, навязанной Церкви извне, в Константинополе при дворе Льва III, а именно в Малой Азии среди духовенства мы находим самую древнюю форму выражения византийского иконоборчества» 701 . Наиболее древние источники приписывают решающую роль в возникновении новой ереси Константину, епископу Наколеи Фригийской. Об этом упоминает св. патриарх Герман в своих письмах, и когда они были прочитаны на VII Вселенском соборе, св. патриарх Тарасий сопровождал чтение словами: «Ересь вышла от Константина Наколейского, это он ее ввел». По словам патриарха Германа, в его время «целые города и множество людей» были «в большом смущению) относительно иконопочитания, а иконоборческая ересь являлась «нововведением» епископа Наколейского, который нашел многочисленных сторонников внутри самой церковной иерархии 702 . Подобное усиление антииконоборческих настроений вошло в резонанс с настроениями воцарившегося в 714 г. Льва III Исавра, который после своих блистательных побед над арабами ощущал себя мессианской фигурой, призванной навести порядок и в государстве, и в Церкви. Впрочем, при нем иконоборчество не получило сколько-нибудь большого размаха: император ограничился символическим удалением с главных ворот дворца иконы Христа и отправлением на покой престарелого патриарха Германа, который не соглашался с новым курсом, но не имел сил оказать должное сопротивление. Только в 754 г. сын Льва император Константин V (741–775 гг.) созвал в Иерии собор, осудивший иконопочитание и официально провозгласивший иконоборческие догматы. Этот же император развернул преследования иконопочитателей, в ходе которых пострадали более всего монахи, главные хранители традиционного благочестия. На Иерийском соборе были преданы анафеме патриарх Герман и Мансур – преподобный Иоанн Дамаскин 703 , который в VIII в. оказался главным богословом, писавшим в защиту иконопочитания 704 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Историк и полемист Никифор – один из наиболее активных политических и церковных деятелей конца VIII начала IX в. – родился в Константинополе во время правления фанатичного иконоборца Константина V Копронима (741–775 гг.). Отец Никифора был близок к императорскому двору (занимал должность нотария в тайном императорском приказе) и все же в течение всей жизни оставался явным противником иконоборческой политики императоров, за что неоднократно подвергался ссылкам. Никифор начал свою деятельность придворным писцом в том же тайном приказе, но в правление императрицы Ирины (797–802 гг.), восстановившей иконопочитание, бросил службу при дворе и удалился в основанный на берегу Фракийского Боспора монастырь. Там он изучал духовные и светские науки – богословие, грамматику, риторику, философию, математику, музыку; по свидетельству одного из биографов Никифора, в каждой из этих областей он достиг «вершин познания». В монастыре Никифор прожил, по–видимому, недолго: он не успел еще принять монашеского пострижения, как император Никифор I (802–811 гг.) назначил его патриархом Константинопольским на место умершего Тарасия (806 г.). Несмотря на протесты его будущего друга и единомышленника Феодора Студита , Никифор провозглашается патриархом и остается им до 815 г. О его деятельности до 811 г. – года смерти императора Никифора – нам известно только, что он обратился к римскому папе Льву III с письмом о воссоединении церквей. Вероятно, Никифор не одобрял императора за его покровительство сектантам–павликианам, так как после смерти императора он вступает в ряды заговорщиков против его сына Ставракия и содействует тому, чтобы престол перешел к Михаилу I Рангаве, мужу дочери императора Никифора. При этом патриарх Никифор взял с Михаила письменное заверение в том, что новый император будет стоять за православие и расправится с еретиками, которым покровительствовали предшественники Михаила на императорском троне. Михаил I сдержал свое слово, но правление его продолжалось недолго – до 813 г. После того как императорские войска потерпели поражение от болгар, Михаил бежал с поля боя, и Никифор уговорил его отречься от престола. При содействии патриарха императором становится Лев V Армянин, уверивший Никифора в своем стремлении придерживаться православия. Но, заняв престол, Лев стал проводить иконоборческую политику, и против него создалась резкая оппозиция во главе с Феодором Студитом , к которой принадлежал и Никифор. В 815 г. иконоборческий собор низложил Никифора с кафедры патриарха. Никифор был сослан в монастырь, где он живет в изгнании в течение четырнадцати с лишним лет. Он умер в 829 г. в монастыре св. Феодора на азиатском берегу Босфора. С восстановлением иконопочитания его прах был перевезен в Константинополь и погребен в церкви св. Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

54. Лев Диакон ошибается в определении территории, обещанной болгарам Юстинианом II: к 705 г. болгары уже четверть века жили к югу от Дуная, после же воцарения Юстиниана II им была уступлена область Загорье (район совр. Сливена). Данный пассаж обнаруживает незнакомство Льва с трудами как Феофана, так и Константина Багрянородного. 55. Уже в 708 г. византийцы предприняли неудачное нападение на болгар. С 712 г. болгарский хан Тервель, в свою очередь, начал опустошать византийскую Фракию. 56. Никифор I (Лев называет его " древним " в противоположность Никифору Фоке) пришел к власти в 802 г. в результате переворота, когда была свергнута императрица Ирина. Внешняя политика Никифора была неудачной: при нем вновь перешли в наступление арабы и болгары. В 811 г. император предпринял поход против Болгарии и занял ее столицу Плиску. Но на обратном пути 26 июля его войско было атаковано болгарами в горных проходах и целиком уничтожено; сам Никифор I при этом погиб. 57. Константин V, сын императора Льва III, вступил на престол в 741 г. Население столицы с неприязнью относилось к новому императору и дало ему прозвище " копроним-гноеименитый " . Военные предприятия Константина были успешны: он отразил натиск арабов; совершал походы против болгар в 756, 763, 768, 773-774 гг.; замышлял полностью подчинить Болгарию, и некоторые круги болгарской знати сочувствовали его планам. Однако флот, посланный в 766 г. для завоевания Болгарии, был рассеян бурей, а дальнейшие походы были безрезультатны. Умер Константин в 775 г. 58. Константин VI был внуком Константина V и сыном Льва IV. Со смертью последнего в 780 г. его вдова Ирина стала регентшей при малолетнем Константине VI. Внешнее положение Византии в тот период резко ухудшилось. В 789 г. болгары вторглись в Македонию. Константин VI выступил против них и был разбит. Попытка реванша, предпринятая им в 796 г., также оказалась не вполне удачной. В 797 г. по приказу матери Константин был ослеплен. 59. Эти слова могли быть написаны лишь до решающих побед Василия II над болгарами.

http://sedmitza.ru/lib/text/433428/

В «Хронографии» Феофана Исповедника последнее по времени упоминание о К. связано с противостоянием ближневосточных правосл. Церквей политике иконоборчества, достигшей пика в правление имп. Константина V (741-775). После того как еп. Епифании (Хамы) Косма принял иконоборческое учение, патриархи Феодор I Антиохийский, Феодор I Иерусалимский и К. в день Пятидесятницы 763 г. каждый в своем городе отлучили его от Церкви. К. наряду с Феодором Антиохийским также подписал послание Феодора Иерусалимского с исповеданием иконопочитания, адресованное Римскому папе Павлу I ; его получил уже антипапа Константин в авг. 767 г., о чем сообщил франк. кор. Пипину Короткому ( Jaff é . RPR. N 2375). Это же письмо было зачитано на Римском Соборе в апр. 769 г. (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 90-91). В летописи Евтихия продолжительность правления К. определяется 28 годами, но эту цифру следует принимать с осторожностью. Если годом поставления патриарха считать 731-й, а последнее упоминание о нем относится к 763-му, то промежуток между этими датами превышает 28 лет. Если же относить избрание Космы к 742/3 г., как указывает «История Александрийских патриархов» (и чему не противоречат данные Феофана Исповедника), то окончание его Патриаршества приходится на нач. 70-х гг. VIII в. Ист.: History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. Evetts. P., 1910. Pt. 3. P. 103-105, 119-132, 161. (PO; T. 5. Fasc. 1); Theoph. Chron. P. 416, 433-434; Eutych. Annales. Pt. 1. P. 45-46 (рус. пер.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2/1. С. 276-277. (ППС; Т. 17. Вып. 2/2)). К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/2458809.html

Н. род. в семье чиновника имп. канцелярии Феодора. Возможно, Н. связывали родственные отношения с семьей будущего патриарха К-польского свт. Тарасия (784-806) ( Афиногенов. 1997. С. 39). Феодор подвергся репрессиям со стороны имп. Константина V (741-775). По сообщению Игнатия Диакона, это произошло из-за его иконопочитательских убеждений. Феодор был дважды отправлен вместе с семейством в ссылку (не ранее 761), а затем, вероятно, вновь приближен ко двору (о чем Житие Н. умалчивает) и скончался не ранее 767 г. После смерти отца Н. получил в К-поле светское образование, включавшее знакомство с античной лит-рой и основными положениями аристотелевской логики ( Boor. 1880. P. 150-151). Между 770 и 780 гг. Н. стал асикритом и служил предположительно под началом буд. патриарха Тарасия, бывшего в это время главой имп. канцелярии (протоасикритом). Точно датировать назначение Н. нельзя. Видимо, Игнатий Диакон не желал акцентировать внимание читателя на том, что Н. был приближен ко двору императоров-иконоборцев, поэтому датировка в Житии отсутствует. В 787 г. Никифор принял участие во Вселенском VII Соборе , восстановившем иконопочитание. В качестве представителя двора «славнейший асикрит» Н. зачитал на 2-м заседании Собора греч. перевод послания папы Римского Адриана I (772-795) к имп. Константину VI и имп. Ирине ( Mansi. T. 12. P. 1055A). Нек-рое время спустя Н. оставил службу, покинул столицу и, согласно Игнатию Диакону, удалился в пустынное место на азиатском берегу Босфора, недалеко от К-поля (возможно, там располагалось его семейное имение), где впоследствии основал мон-рь ( Boor. 1880. P. 147). Вероятно, это был либо Агафов мон-рь, либо мон-рь св. Феодора, в к-рых Н. позже находился в ссылке. Согласно др. источникам, Н. поселился в Пропонтиде (на побережье Мраморного м.) (PG. 100. Col. 176A; SynCP. Col. 724). Игнатий Диакон не называет иных причин отставки Н., кроме желания вдали от столицы обрести возможность в спокойствии изучать Свящ. Писание. Большинство исследователей склонны относить эти события к 797 г. и связывать их с возвращением к власти имп. Ирины и тем, что она одержала верх в конфликте с Константином VI, за которого, по всей видимости, выступил Н. ( Alexander. 1958. P. 63; Pratsch. 1999. S. 115). После свержения Ирины (31 окт. 802) и возведения на престол Никифора I Н. вернулся в К-поль и был назначен птохотрофом (руководителем богоугодных заведений столицы). Это могло произойти уже после коронации соправителем Ставракия в дек. 803 г.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

750 ...отець нашь Амунъ, богоносьць... – Преподобный Аммон был основателем Нитрийской пустыни иноков в среднем Египте, насчитывающей около 50 обителей. Умер в 350 или 356 г. 752 Св. Лукиан – христианский ученый, основал училище христианских богословов в Антиохии и был его пресвитером. 753 Трепарь – древнерусское название тропаря, церковного песнопения, составленного в честь праздника или святого. 754 ...въ царство Диоклитиане... – Т. е. время правления римского императора Диоклетиана, гонителя христиан (284–305). По сведениям других источников, Лукиан был схвачен при императоре Максимиане в 311 г. 756 Козьма и Дамиан – братья-лекари, жившие во второй половине III в. около Рима. Были убиты из зависти врачом-язычником в 284 г. В некоторых богослужебных книгах их память отмечается также 1 июля. 757 Преподобный Феодор, игумен Студийский (759–826) – аскетический деятель, писатель, основатель монастыря в Студиях, одном из районов Константинополя, автор Большого и Малого Катихизисов, посланий, касающихся различных сторон церковной жизни, а также правил монашеской жизни, записанных после его смерти в форме Устава. Одна из 9 его редакций (патриарха Алексея) была принята на Руси и действовала до начала XV в. 758 В царство Костяньтине... – Преподобный Феодор родился в эпоху правления императора Константина V Копронима (741–775). 759 Въ царство Ирины... – Византийская императрица Ирина, жена Льва IV Исавра, после смерти мужа управляла империей вместо малолетнего сына Константина VI с 780 по 790 г. 760 ...Сакудиовъ монастырь... – Этот монастырь находился в местечке Сакудион, около Константинополя. 761 ...и от Тарасья патриарха... – Тарасий был патриархом константинопольским в 784–806 гг. В истории церкви известен тем, что содействовал подготовке и проведению 7-го вселенского собора, на котором было осуждено иконопочитание. 762 Селунь (Солунь) – древнерусское название города Фессалоники, в то время одного из главных городов на Балканском полуострове, входившего в состав Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наличие упомянутых нестроений в известной степени объясняется и внешними причинами. Не всегда в монастырь шли люди аскетически настроенные, для угождения Богу и спасения души. «Иные шли, чтобы уклониться от военной службы и других государственных повинностей; рабы бежали сюда от своих господ; иногда преступники – от ответственности перед законом; иные шли от тяжёлого труда и нужды, ища праздности и достатка. Здесь были и несамовольные постриженники, – те, которые были пострижены в детстве по воле родителей, и те, которых насильственно постригали вследствие политических интриг» 16 . Понятно, что такое необдуманное и ясно неосознанное принятие иноческого звания, равно как и принятие этого звания по соображениям и побуждениям, ничего общего с истинно-подвижнической жизнью не имеющими, было одной из причин, порочащей монашество. Другой немаловажной причиной, объясняющей наличие столь частых отклонений от идеала монашеской жизни, было оскудевание в иноческой среде истинных монахов-подвижников, монахов-образцов. При этом, однако, не стоит думать, что не было вовсе достойных подвижников. Несомненно, были достойные своего звания иноки-подвижники, о чём говорят сохранившиеся жития, которые сознательно и искренно стремились к осуществлению монашеских принципов, оставаясь преданными им на всю свою жизнь, и которые путём аскетических подвигов достигали высокого духовного совершенства, какое только возможно для человека 17 . Но вообще, по своему действительному состоянию монашество, как мы видели выше, далеко не отвечало тому высокому назначению его как «соли земли и светильника миру» ( Мф.5:13–14 ) (4:26:142; 6:137:509), с каким являлось оно в сознании его самого и общества. Оживление истинно монашеской жизни стало особенно заметно в период обрушившихся гонений на монашество в результате иконоборческой смуты. Эти гонения представляли собой едва ли не ещё более страшную, чем борьба с иконами, черту эпохи. Под угрозу ставилось существование монашества вообще. Так, при Константине V Копрониме (741–775 гг.) монастыри разорялись или продавались в частные руки, обращались в военные казармы или конюшни, монахов угрозами склоняли к отречению от иночества, подвергали публичному поруганию, упорных и опасных наказывали ссылкой, тюремным заключением, побоями и другими истязаниями, увечьями разного рода и иногда смертью 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Еп. Гимерий участвовал во Вселенском III Соборе (431) и поддержал осуждение архиеп. К-польского Нестория . Еп. Евномий на Эфесском «разбойничьем» Соборе 449 г. солидаризировался с архиеп. Александрийским Диоскором , однако во время проведения Вселенского IV Собора в Халкидоне в 451 г. поддержал правосл. большинство. На 13-м заседании Собора (30 окт. 451) обсуждался спор между епископами Евномием и Анастасием Никейским. Последний в предыдущие годы пытался распространить свое право рукополагать епископов не только в пров. Вифиния Вторая, но и во всей древней области. Собор определил каждому из епископов право юрисдикции только в своей митрополии. Это решение стало последним в процессе оформления митрополии Н., которая заняла 7-е место в составе иерархии К-польского Патриархата в V в. В разное время Н. подчинялось от 10 до 12 епархий, в основном приморские портовые городки Вифинии. О епископах Н. в VI-VII вв. свидетельствуют лишь их подписи в актах Вселенских и Поместных Соборов. Еп. Иоанн, занимавший кафедру в сер. VIII в., в 787 г. был посмертно анафематствован Вселенским VII Собором как один из лидеров иконоборчества (подробности деятельности Иоанна в источниках не сохр.). В 60-х гг. VIII в. еп. Константин участвовал в осуждении св. Стефана Нового . В средневизант. эпоху близость Н. к К-полю по-прежнему определяла статус этого города. Однако с VII в., с начала персид. и араб. завоеваний, его торговое значение сошло на нет. Н. преимущественно играла роль важной неприступной крепости на восточном берегу Мраморного м. на подступах к К-полю. Город неоднократно упоминался в источниках. 15 апр. 624 г. в военном лагере близ Н. праздновал Пасху имп. Ираклий (610-641) вместе с августой Мартиной. Отсюда он отправился в очередной поход против персов на Ближ. Восток. В 717 г. близ Н. состоялось сражение, в к-ром имп. Лев III Исавр победил своего конкурента в гражданской войне имп. Феодосия III . В 743 г. близ Н. решился исход еще одной гражданской войны, в которой имп. Константин V (741-775) одержал верх над своим зятем Артаваздом.

http://pravenc.ru/text/2566234.html

С. лежат только несохранившиеся письменные источники, а историчность миссии в Тефрику должна быть поставлена под сомнение ( Speck. 1974; Ludwig. 1987). Гипотеза о первенстве «Полезной истории…» и вторичности труда «О павликианах, или же манихеях» также может быть опровергнута. Если ни 2-й, ни 3-й тексты, представленные в Vat. gr. 511, в др. списках не сохранились, то 1-й, краткий текст не только имел хождение как самостоятельное сочинение (издатели используют 4 списка X-XIV вв. помимо Vat. gr. 511), но и был включен во всемирную «Краткую хронику» Георгия Амартола , а затем - в «Исторический синопсис» Георгия Кедрина ( Cedrenus. Сотр. hist. Vol. 1. P. 756-761). В более поздней (после 871/2) версии «Хроники» Георгия Амартола, т. н. вульгате, он был помещен в конце раздела, посвященного правлению имп. Константа II (641-668) ( Georg. Mon. Chron. 1978. Vol. 2. P. 718-725), а в более ранней, созданной уже в 846-847 гг. (Paris. Coislin. gr. 305), завершил рассказ о Константине V (741-775), причем в редакции, представленной в ранней версии, текст более подробный, чем в редакции «вульгаты». Более того, в майском томе ВМЧ сохранилась слав. редакция памятника, близкая к версии Paris. Coislin. gr. 305. Согласно Д. Е. Афиногенову, архетип соч. «О павликианах, или же манихеях» создан значительно раньше «Полезной истории…» и они не могут принадлежать одному автору ( Afinogenov. 1999. S. 439-441). Эти наблюдения близки к гипотезам, высказанным еще до публикации антипавликианского досье группой Лемерля. Согласно Н. Гаросоян, «О павликианах, или же манихеях» - самое раннее сочинение, созданное в Патриаршество свт. Мефодия I (843-847), а затем неск. раз переработанное Георгием Амартолом. В то же время восходящая к нему «Полезная история…» - низкого качества компиляция, созданная при дворе Константина VII Багрянородного в сер. X в. ( Garso ï an. 1967. P. 40-73; ср.: Loos. 1956. P. 31-36; Ter-Mkrttschian. 1893. S. 1-6, 119-129: «Полезная история...» - подделка эпохи Комнинов). Теорию о фальсификации развил К.

http://pravenc.ru/text/2580424.html

Для подачи вина и «теплоты» (теплой воды или теплой воды с вином) используется специальный ковш, красовуль (от греч. «чаша для вина»). Существует ковчежец (ящичек) для чина Святого крещения, где полагаются флакон с миром (мироносица), флакон с елеем, ножницы для подстрижения причащаемого, два помазка – один с кисточкой, другой с шариком для помазания елеем и миром, губка для отирания мира с тела причащаемого. Ножницы использовали и при постриге в монахи. Для кропления освященной водой людей и предметов употребляется большая кисть, называемая кропило, или васильки. Для помазания народа елеем на всенощной или при соборовании (см.: треба) используется помазок (кисточка). Кроме многосвечных подсвечников – поликандилов существует переносной подсвечник с одной свечой – примикирий. На архиерейском богослужении употребляется подсвечник о двух свечах, дикарий (от греч. дуо – «два» и кирос – «свеча»), которыми архиерей благословляет народ. Трикирием называется пасхальный подсвечник на три свечи, которым пользуется священник на Пасху. В византийской церкви в ходу был и семисвечник (см.: престол). Церковь Господа – дворцовый храм, построенный Константином Великим . Был соединен с Триклинами Экскувитов и Кандидатов, примыкал к Большому Триклину Магнавры и входил в комплекс Большого императорского дворца. В Ц. Г. заходили для поклонения вновь произведенные чиновники, посещал ее и сам император перед приемами. Церковь Св. Ирины – известна также как Старая церковь , она же Айя Ирина. Находилась недалеко от Большого императорского дворца в Константинополе. Сгоревшая в 532 г, она была перестроена и расширена Юстинианом I (527–565 гг.) в виде купола, возвышающегося над базиликой. Храм был поврежден землетрясением в 740 г. и частично восстановлен, вероятно, в правление Константина V (741–775 гг.). Известен своим простым мозаичным крестом на золотом фоне в апсиде. Прочего декора сохранилось немного. Циканион – слово персидского происхождения, означающее конную игру в мячь (поло) на циканистирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010