креста, возвращенного императором Ираклием (610 – 641) из Персии в Иерусалим, а в Риме чтится живоносное древо Креста, обретенное папою Сергием (687–701); под 1 ноября сказано: праздник всех святых, который соборно и торжественно совершается в Риме, а сей праздник установлен при папе Григорие III (731–741). Солье полагает составление сего календаря около 740 года, потому что из самого означения праздника всех святых видится, что празднование его еще не распространилось по другим землям, а совершается внове в Риме; в других местах он же предполагает, что сей мартиролог служил между прочим даже основанием бедова мартиролога, а Беда умер в 735 году, следовательно начало римского малого ранее сего года. Древность малого римского мартиролога видна из того, 1) что к именам, в нем содержащимся, редко прибавляются святого, блаженного; напр. в феврале из 45 памятей 27 не имеют сих прибавлений, в марте из 44 памятей только 16 имеют означенные прибавления; 2) вигилий (т. е. всенощных или препразднств) во всем мартирологе показаны только две: на Рождество Христово и на день св. мученика Лаврентия. Солье находит четыре особенности, отличающие сей мартиролог от древнего римского: 1) в нем находится довольно таких святых, которые взяты составителем из истории Евсевия; 2) в первый раз внесены ученики Спасителя из 72 и современники апостолов, напр. Пармен, Агав, Анания, Онисим, Корнилий и другие; 3) внесены многие из ветхозаветных пророков, например: Аввакум, Михей, Иеремия, Елисей и другие; 4) внесены мученики, пострадавшие в Африке во время гонения вандальского. Вообще же он содержит гораздо менее имен, нежели римский иеронимов. Сравним оба мартиролога. Первоначально возьмем из малого римского: Января 1. Обрезание Господне. В Риме св. Алмахия, обезглавленного при Алипии, префекте города. Св. Мартины девицы. В Сполете св. Конкордия мученика. В руспийской церкви св. Фульгенция епископа. 2. Блаженного Макария (т.-е. ученика Антония великого ). И в Томах мученика Аргея, Нарцисса и Маркеллина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

730 Соотв. «голоса» в начале стихиры. 731 вместо проклятия. 732 Мы, за грехи недостойные богатой милости, по крайней мере просим. 733 Втор. 28:66: «жизнь твоя будет висеть пред тобою», здесь это выражение имеет тот смысл, что жизнь едва будет держаться в человеке (в израильтянине за его греховность); за этим ближайшим смыслом песнописец видит в этих словах дальнейший, пророческий смысл, усматривая в образе выражения пророка указание на распятие Христа, жизни нашей. 734 Грех по существу есть обман, в который вводится человек, ища своего счастья там, где его не может быть, придавая вещам и явлениям такое значение, какого они не имеют; такая природа греха, как лжи и обмана, искусно изображена в библейском рассказе о грехопадении Евы и Адама. Избавление мира от греха, совершенное крестной смертью Спасителя, есть прежде всего избавление его от обмана, обольщения; таким образом, искупление здесь рассматривается до его самых глубоких корней. 735 Ближайшим образом здесь говорится об «обновлении» (освящении) храма Воскресения, совпавшим с первым воздвижением Креста (ср. 2 стих литии); но в этом историческом событии и в таком совпадении песнописец усматривает нечто знаменательное: что и воздвижением Креста обновляется, т.е. как бы повторяется само воскресение Христово (отсюда пение «Воскресение Христово» на утрени Воздвижения после Евангелия и вторая половина тропаря «Кресту Твоему поклоняемся»). 736 См прим. 588. 737 Греч. «в Давидских кимвалах», имеется в виду Пс. 150и т.п. 738 Два определения соответственно двум сказуемым. 739 В греч. точка, а перед дальнейшим «и» запятая, а не двоеточие (­ точке с запятой). 740 χλανα (лат. chlaena) — верхнее шерстяное косматое платье от холода, пальто. 741 χλεη — шутка, насмешка, созвучие с пред. словом. 742 πλινος — глиняный; т. е созданной Богом из глины, грязи ( πηλς , но в Быт 2:7 χος — земля, пыль, у класс земля насыпанная, насыпь). 743 πλαττω — лепить, образовывать, создавать 744 φραγγελω — бичевать (переделанное лат flagello); впервые — в Н. 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

80, 12, 493). Это событие имело колоссальное значение для современников, ибо хотя предшественницы Екатерины II, начиная с Анны Иоанновны (1730–1740), также причащались подобно священнослужителям во время своей коронации , однако коронация и причащение Екатерины II сопровождались совершенно особыми обстоятельствами. Екатерина, напомним, захватила престол силой и свергла своего мужа, вскоре убитого ее сторонниками; при этом еще оставался в живых 22летний Иоанн Антонович, легитимный император (с 1741 г.) . Причащение Екатерины по чину священнослужителей подчеркивало легитимность переворота и самодержавный характер нового царствования, предполагавший, что императрица является главой Церкви и в определенной степени стоит над канонами. В известном смысле с точки зрения канонического права повторялась история 610 г., когда Константинопольский патриарх Сергий (610–638) короновал на царство императора Ираклия (610–641), пришедшего к власти в результате переворота и убийства Фоки (602–610) и отстранившего от наследования престола законного императора августа Феодосия (602–623?) . Позднее, в 622/623 г., тот же патр. Сергий признал «кровосмесительный» брак Ираклия и его племянницы Мартины, заключенный вопреки церковным канонам . Еще более очевидные канонические параллели коронации Екатерины II можно отыскать в политической биографии императрицы Ирины (780–802), которая свергла и приказала ослепить своего соправителя и родного сына (!) Константина VI, после чего официально стала римским автократором . Причащение Екатерины II по чину священнослужителей выражало священнический характер императорской власти, который признавался архиереями независимо от того, был ли самодержец мужчиной или женщиной, был ли его приход к власти насильственным или же не был. В сущности, Екатерина наиболее радикально в русской политической традиции выразила канонический принцип, сформулированный еще в VIII в. Львом III Исавром (717–741) и пересказанный в подложном письме папы Григория II (715–731): «imperator sum et sacerdos» (я — император и священник) .

http://bogoslov.ru/article/6192912

Монетный двор Ватикана отчеканил монету в честь Года апостола Павла 22 октября 2008 г. 16:52 Новую монету достоинством в 2 евро отчеканил монетный двор Ватикана в честь Года св. апостола Павла. На аверсе — лицевой стороне монеты — обозначен ее номинал 2 евро на фоне карты Европы. На реверсе — обратной стороне — стилизованное изображение сцены обращения св. апостола Павла. С левой стороны нанесена надпись на итальянском языке «Citta’ del Vaticano» («Град Ватикан»), а с правой — латинское посвящение «Anno Sancto Paulo Dedicato» («Посвящается Году св. Павла»). Новая монета продается в Ватиканском бюро филателии и нумизматики по цене в 14 евро. Первые Папские монеты могли быть выпущены во время понтификатов пап Григория III (731-741 гг.) и Захарии (741-752 гг.), но некоторые из них эксперты считают не более чем медалями. Большинство нумизматов сходятся во мнении, что время правления Папы Адриана I (772-795 гг.) является началом производства Папских монет. В декабре 1998 года после принципиального принятия единой валюты Европейское Сообщество предоставило Ватикану право чеканить собственные евро. 2 июля 2001 года Папа Иоанн Павел II подписал документ, согласно которому с 1 января 2002 года валюта евро была введена в Ватикане как средство платежа. ProCatholoic.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/477858.htm...

90. ГРИГОРИЙ III Римские Папы. Список 90. ГРИГОРИЙ III. 731—741. По происхождению сириец. Был последним папой, который, несмотря на натянутые отношения с Львом III, обратился к византийским властям, чтобы получить их согласие на занятие папского трона. Григорий III был избран общим голосованием римского населения, которое поддерживало политическую линию папства. Бонифаций был назначен митрополитом всей Германии. Папа осудил иконоборчество, император в ответ на это выслал свою флотилию, которая захватила папские владения на Сицилии и в Калабрии. Император лишил папу власти над Иллирией (Западная Югославия) и присоединил все захваченные им земли к константинопольскому патриархату. В это же самое время лангобарды под предводительством короля Лиутпранда стали угрожать с севера Равенне и Риму. В этой ситуации папа обратился за помощью к Карлу Мартеллу — франкскому майордому, который после одержанной им над арабами победы при Пуатье в 732 г. был фактическим правителем государства франков. Карл Мартелл содействовал миссионерской работе Бонифация в Германии и был готов прийти на помощь папе, но медлил с решением. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442097/

727 Отсюда и кончая «сотворенным» имеется и в Thesaurus’e, почему опущено Пюзеем. 728 Отсюда и до конца этого отдела (кончая словом «Слово») совпадает с Thesaurus’oм и опущено у Пюзея. Переводимый текст — у Migne 29. c-30. d. 729 Ал. вм. древнесл. и тепер. не имите Ми веры. 730 Так св. Ал. согл. греч. вм. ли др. 731 Св. Ал. согл. греч. вм. аще и . 732 Св. Ал. вм. разумеете . 733 Так одни греч. и св. Ал. и др. поздн. вм. в Отце древнесл. и другие греч. 734 Этот небольшой фрагмент взят и переведен из сирских сборников. Pusey, 216. Not. ad h. 1. 735 Отсюда и до конца этого отдела (кончая словами: «в одно Божество») имеется в Thesaurus’e и опущено Пюзеем. 736 Так св. Ал. точно вм. др. и теп.: иде . 737 Так св. Ал. точно вм. др. и теп.: на . 738 Св. Ал.: кде... первее крестяй... тамо . 739 Так мн. греч., но авторит. согл. слав. древн. и теп.: знамения не сотвори ни единаго . 740 Так древнесл. согл. греч. ν вм. поздн. и теп. бяху , что неточно. 741 Др. некы, некый, един, етер, некотерый . Св. Ал. кто , Конст. некто . 742 Др. града и градьця . 743 Вм. Мариины или Мариина . 744 Др.: Мария , св. Ал. Марьиа . 745 Др. хризмою, мастию, маслом, миром благовонным, мастию благовонною. 746 Вм. двойственного нозе . 747 Ал. точно; послаша вм. двойств. древн. и тепер.: посласта Гал. Мст. Мир. и посласте или посласте — прочие. Все древн. и Ал. же вм. поздн. убо . Асс. опуск. Древн. и поздн. двойств. сестре . Древнесл. приб. его после сестре согл. мн. греч. и др., но Ал. Конст. и поздн. опускают согл. авторит. греч. тексту. 748 Вместо: сия болезнь и слав. и др. все греч. и вар. Кир. 749 Древнесл.: ею и Ал., но Конст. поздн. и теп.: ея ради . 750 Этот отдел, кончая словом «скорби», цитируется у Макария с именем какого то неизвестного «архиерея», почему Pusey выносит под черту, не считая этот отдел принадлежащим св. Кириллу. 751 Св. Ал. яко убо соотв. греч. ς ον, — и тогда убо — ττε μεν. 752 Этот отдел до слова «пророки», по Пюзею, не принадлежит св. Кириллу и в Катенах Кордериевых приписывается Оригену, почему и помещен у Пюзея под чертою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

Возражение, взятое из счета годов Льва III, Губерт отклоняет замечанием, что-де у Глики стоять 23 года. Важный авторитет, в самом деле, этот поздний (конца XII века) и произвольный эпитоматор в вопросах текста Феофана!.. Если в одном месте Феофан полагает смерть Льва в 24 году его правления, то два других (приведенных у нас) его расчета, согласно с общим положением дела, указывают, где его истинное мнение. По Феофану, говорит Губерт, 35 год Константина V истек 18 июня 775 года, и значит его расчет здесь вообще не годится, как ошибочный. Но тут Губерт впал сам в арифметическую ошибку: 18 июня 775 кончается 34, а не 35 год Константина V, и первый расчет Феофана совершенно точен. Феофан дает Герману 14 лет с месяцами патриаршества. Это потому, говорит Губерт, что он считаете за год несколько дней от 11 августа до 25 сентября... Credat Judaeus Apella! Почему же Феофан не считает за год шесть месяцев 717 года (от 25 марта до 25 сентября), или 3 месяца от 18 июня 741?.. Да и эта уловка не помогает делу. Если от 11 августа до 25 сентября 715 г. Феофан считаете первый год Германа, то значит 14 лет Германова патриаршества истекли 25 сентября 728 г.; прибавляя 5 месяцев и 6 дней получаем не 7 января 729 г., а 3 марта... Чем доказано, что в 726/7 г. индикта был удвоен? В 6224 г., 1 индикта, по Феофану, Львом III усилены были подати с Сицилии и Калабрии. Замечательно, говорит Губерт, что это быль первый индикт, и, по Бьюри, начало второго пятилетия, считая от 726/7 года. Ничего удивительного нет, что эта финансовая мера была приурочена к началу индиктов; не в том ведь дело, что в 6224 г. был 1 индикт, а в том, какой это был год по нашему счету – 731/2 или 732/3? Но зато весьма важно то, что 726/7 год не совпадает с 1 индиктом, к каковому еще естественнее было приурочить общую финансовую меру, какую предполагает на этот год Бьюри. Прямо подивиться можно тому бесстрашию, с которым Губерт сам себя побивает: он сам нагромождает факты, явно его опровергающие, и затем воображает разделаться с ними двумя сплеча написанными словами; читатель видел уже тому примеры. Но его анализ папских актов – верх совершенства в этом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Два или несколько произведений, принадлежащих памяти святого, празднуемого не один раз в год, распределяются между всеми этими днями; так, память св. Афанасия Великого 18 января имеет чтением похвальное слово Афанасию Григория Богослова , а 2 мая – житие 731 ; память св. Феодора Тирона 16 февраля имеет чтением житие его, а в субботу 1 седмицы великого поста похвальное слово Григория Нисского и слово о чуде св. Нектария; при совпадении минейной памяти с триодной житие вытесняет собою похвальное слово Григория Нисского 732 . В трех случаях – 11 ноября (житие св. Феодора Студита 733 . 1 января (надгробное слово Григория Богослова св. Василию Великому ) 734 и 1 августа 735 (слово Иосифа о Маккавеях) одно из произведений переносится на агрипнию ближайшей последующей недели или же еще и предшествующей. Такое перенесение, предотвращающее чрезмерное удлинение утрени, имеет целью своевременное окончание ее в определенное время утра. Для той же цели Типикон употребляет и другой прием: чтобы утреня не окончилась ранее положенного момента утра, Типикон в некоторые праздники указывает дополнительно особые произведения, специально на случай «если еще рано – ε στ ταχ, если есть время – ε χει ρα»; таковы: видения Даниила на каноне недели праотцев 736 , слово Златоуста по 6 п. канона Рождества Христова – Что это (Τ τοτο) 737 , 20-е слово толкования на ев. Матфея по 6 п. канона недели Сыропустной 738 , 66 слово толкования на св. Иоанна по 6 п. канона недели Ваий 739 . В первый день Пасхи для этой цели вставляются особые чтения ио 5 и 8 п.п. и на каноне панихиды 740 . Сюда же нужно отнести чтения на полиелеях праздников, в которые самый полиелей, а следовательно и чтение на нем указаны при том же условии – ε χει ρα, именно, 25 декабря (слово Григория Богослова – Паки Иисус (Πλιν’ ‘Ιησος) 741 и 15 августа 742 . Сюда же наконец следует отнести и слово Златоуста на младенцев – по 6 п. канона 29 декабря: по 3 п. в этот день указывается читать слово Григория Нисского на младенцев в два или в один прием, смотря по времени (ες στσεις δο ες μαν πρς τν ραν) 743 , но, если это слово читать в два приема, то второй должен падать уже на 6 п.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

731. Двум бабам было заказано по одинаковому количеству холста. Одна ткет в день 6, другая 8 аршин. Первая кончила свою работу 4-мя днями позже, чем другая. Сколько им было заказано аршин холста? 732. Купец купил 100 аршин сукна по 5 руб. и разрезал сукно на 2 части, из коих одну продал по 4, другую по 9 руб. за аршин, причем не получил ни барыша, ни убытка. Сколько аршин в каждой части? 20] 733. Два поезда выехали друг другу навстречу из двух городов, которые отстоят один от другого на 1001 версту. Один проезжает версту в 2 минуты 24 секунды, другой в сутки проезжает 1248 верст. Через сколько часов они встретятся? 734. Купец променял 2 пуда сахару на 4 стопы бумаги, а бумагу на 6 фунтов чаю. Золотник чаю стоит 2½ коп. Сколько стоит пуд сахару? руб. 20 коп.] 735. Окружность переднего колеса 7 футов, заднего — 10 футов. Переднее сделало 150-ю оборотами больше, чем заднее. Сколько проехала повозка? версту] 736. Подрядчик взялся доставить известное количество дров по 5 руб. сажень. 35 саженей он купил сам по 3 руб. Остальные дрова обошлись ему по 6 руб. Получил он 5 руб. барыша. Сколько саженей дров взялся он доставить? 737. Я дал одному ученику 3 ореха, а всем остальным по 5. Если бы я всем дал по 4 ореха, у меня осталось бы 15. Сколько было орехов? 738. У торговца есть бумага. Продавая стопу по 2 руб. 25 коп., он будет в убытке на 2 руб. 40 коп. Если он продаст ее по 2 руб. 75 коп., получит 5 руб. 60 коп. барыша. Сколько у него стоп, и почем он покупал стопу? по 2 руб. 40 коп.] 739. Торговец смешал 28 фунтов чаю по 3 руб. 50 коп. с 24 фунтами чаю по 4 руб. 25 коп. Почем он должен продавать фунт смешанного чаю, чтобы получить прибыли 8 руб.? [По 4 руб.] 740. Если к моим деньгам прибавить 4 руб., у меня будет столько же, сколько у моего брата. Если к моим деньгам прибавить 55 руб., у меня будет вчетверо больше, чем у брата. Сколько денег у каждого? руб.; 17 руб.] 741. У меня не хватило 20 руб., чтобы купить лошадь. Но отец подарил мне 200 руб., и я тогда купил тройку таких лошадей. Сколько стоит каждая лошадь? руб.]

http://azbyka.ru/deti/1001-zadacha-dlja-...

но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. 729 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. 730 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. 731 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним. 732 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. 733 Прозелиты — язычники, частично или полностью принявшие иудейскую веру 734 Они подошли в Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. 735 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. 736 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. 737 Любящий душу свою погубит ее; 738 а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. 739 и где Я, там и слуга Мой будет. 740 И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. 741 И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. 742 Отче! избавь Меня от часа сего! 743 Но на сей час Я и пришел. 744 Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. 745 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; 746 а другие говорили: Ангел говорил Ему. 747 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. 748 потому что все согрешили и грехом вошла смерть. 749 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. 750 Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного и тогда расхитит дом его? 751 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертию Он умрет. 752 Народ отвечал Ему. мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? 753 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, – 754 а ходящий во тьме не знает, куда идет. 755

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010