В Бургундии К. М. принудил местную знать к повиновению, конфисковал у крупных сеньоров земельные владения и распределил их между своими вассалами. Заняв г. Лугдун (ныне Лион), майордом подавил восстание знати и назначил должностных лиц во все города Юж. Галлии до Арелата (ныне Арль) и Массилии (ныне Марсель). Знать Прованса оказала сопротивление К. М. Предводитель мятежников Мауронт, связанный с соперниками Пипинидов в Нейстрии, заручился поддержкой арабов. К. М. отправил против восставших своего брата, комита Хильдебранда, который осадил г. Авенион (ныне Авиньон). Сам он нанес поражение арабам; тем удалось укрыться в г. Нарбона (ныне Нарбон), осада города завершилась неудачей. Франки опустошили Септиманию и Зап. Прованс, уничтожив крепости Немавс (ныне Ним), Агат (ныне Агд) и Бетерры (ныне Безье), и установили т. о. прочный контроль над Юж. Галлией, но в результате длительных военных действий эти земли были разорены. Среди тех, кто поддержали К. М., был Аббон, вероятно выходец из бургундской аристократии, правитель (rector) горной области на границе Савойи и Пьемонта. Из акта об основании Аббоном мон-ря Новалеза (726) и завещания Аббона (739) известно, что провансальские мятежники действительно пользовались поддержкой арабов, а конфискованные у них земли были переданы вассалам и сторонникам майордома ( Geary. 1985; Wood. 1994. P. 280-281). К. М. установил дружественные отношения с Лиутпрандом, кор. лангобардов (712-744). По свидетельству Павла Диакона , он отправил к Лиутпранду своего сына Пипина, чтобы король обрезал ему волосы (после этого Пипин считался совершеннолетним) и усыновил его. Во время войны в Провансе майордом обращался к Лиутпранду с просьбой о помощи. Известие о приближении лангобардского войска привело арабов в смятение, и франки одержали победу ( Paul. Diac. Hist. Langobard. VI 53-54). Союз с Лиутпрандом стал причиной того, что К. М. отказался помочь папе Римскому Григорию III (731-741) в войне против лангобардов. В это время Папский престол порвал отношения с иконоборческой Византией, тогда как лангобарды угрожали Риму. Благодаря св. Бонифацию папа Римский был осведомлен о событиях в гос-ве франков и о военных успехах майордома. В 739 г. Григорий III обратился к К. М. с жалобой на притеснения со стороны лангобардов, но майордом, приняв папских посланников с почестями, отказался помочь (Codex Carolinus. 1-2//MGH. Epp. T. 3. P. 476-479; см.: Noble. 1984. P. 44-49). По сообщению Старших Мецских анналов, в это время К. М. был тяжело болен и, готовясь к смерти, разделил Франкское гос-во между сыновьями (Annales Mettenses Priores. 1905. P. 30-31).

http://pravenc.ru/text/1681079.html

По мысли прот. Станилоэ, понятие «Личности» в Боге не может быть «вписано в природную систему координат». 730 «Бог, как высший Субъект, превосходит бесконечность» собственной Сущности, Сам «будучи ее основанием». «Только принадлежность» сущностной бесконечности «Божественной общности» Лиц позволяет говорить о «неистощимом богатстве» общения Бога и человека. 731 Соглашаясь с анализом немецкого мыслителя Г. Кепгена (Koepgen G.), прот. Думитру утверждает, что схоластическое богословие, «избегая» Троичного парадокса, «рассматривает Сущность как причину Лиц, что в реальности ведет к де-персонализации Бога». 732 Однако Божественная Сущность не может быть безличной реальностью, существующей «Сама по Себе», ибо таковая реальность своими энергиями «подавила бы нас» и «разрушила». 733 Согласно о. Станилоэ, безличная Сущность Бога не могла бы быть «сверх-сущностной», но была бы «монотонной и лишенной подлинной бесконечности, вечности», «истинного всемогущества» и никогда бы не удовлетворила «человеческой потребности в личном существовании и общении». Безличный Бог «не мог бы предложить любви, святости» человеку, и Он «не мог бы воплотиться». 734 Но «Божественная Сущность не просто личностна, а «обладает свойством тройственной субъективности». 735 «Личность в полном одиночестве не может быть абсолютной». 736 «Бог Нового Завета и святых Отцов Восточной Церкви – живой и несократимо Троичный в Единстве», тогда как «Бог схоластической философии, пропитанной аристотелизмом, легко будет спутан с пантеистическим богом». 737 Для о. Станилоэ Троичный догмат – «Абсолютная Личностная Реальность, которая одновременно есть и неизреченная тайна, и Реальность, объясняющая все». 738 «Высшая Личная Реальность, как само-существование (существование per se), не моно-личностно, но есть личностная сообщность». 739 Сокровенная жизнь в Боге состоит в «получении и отдаче бытия в Нем Самом». 740 Последнее утверждение завершает характеристику личности «не только как реальности per se, но еще и общения», 741 «живого общения между высшими Субъектами», 742 описываемого как «бесконечное богатство». 743

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В глазах хазар-язычников и других тюрок и кочевников каган был окружен ореолом божественной силы, присущей его предкам, владыкой огромного государства. При каком-либо несчастии - засухе, голоде или поражении на войне, считали, что это произошло из-за духовной немочи кагана. Тогда народ и знать могли потребовать убить кагана. В VIII веке в Хазарии происходят важные перемены как в государственном устройстве, так и в общественном и религиозном положении. Примерно в 730/731 году один из знатных людей Хазарии Булан обращается в иудейскую веру. Первое обращение хазар в иудейство, как полагают исследователи, произошло в Дагестане, где находилась первоначально древняя Хазария. Обращение, по преданию, произошло в пещере, где хранились священные книги иудеев и где они праздновали субботу. Принятие каганом иудейской веры, видимо, совершилось в глубокой тайне и долго оставалось неизвестным для большей части хазар. Только ближайшее окружение из числа родственников и знати, так же принявшее иудаизм, знало о новой вере кагана. Иудаизм, как вера избранных, презирающих всякий иноверный народ, в какой-то мере была близка мировоззрению кагана, считающего себя божественным. Скрытный характер веры, с одной стороны, позволял держать в трепетном повиновении хазар-язычников, для которых личность кагана была священной, а с другой стороны, держать в подчинении самого кагана, в угоду Булану и поддерживающим его сторонникам. К сокрытию новой веры кагана побуждало и желание не осложнять отношений с христианской Византией, во время Льва Исавра (717-741 гг.), начавшей новое преследование иудеев, с исламским халифатом и собственными подданными - христианами, мусульманами, язычниками.. Создавшимся положением в Хазарии воспользовался потомок Булана, " сын его сыновей " , хазарский военачальник Обадия, совершивший государственный переворот и лишивший кагана действительной власти. Как следует из письма царя Иосифа, Обадия провёл в государстве ряд преобразований, или, по словам Иосифа, " обновлений " . По его словам, Обадия " ...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

T. 1. P. CLXII; о папской администрации в этот период см.: Noble T. F. X. The Republic of St. Peter: The Birth of the Papal State, 680-825. Phil., 1984. P. 212-230). Э. Каспар предположил, что папские биографы сначала трудились в вестиарии, а начиная с понтификата Захарии (741-752) - в канцелярии, т. к. более поздние жизнеописания имеют стилистическое сходство с папскими посланиями, включенными в «Codex Carolinus» ( Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 731-732). Предположение Каспара поддержал Ноубл, к-рый указал на то, что биографы часто использовали архивные документы и уделяли много внимания функционированию папской администрации. Примицерий нотариев управлял не только латеранской канцелярией (scrinium), но, как правило, и б-кой и архивом, находившимися в Латеранском дворце. С тем обстоятельством, что папские биографии составлялись церковными «бюрократами», исследователь связывал отсутствие в них интереса к личности каждого понтифика: «Папы изображены не как личности, а как винтики огромной машины, бесстрастно выполняющие свои пастырские обязанности, управляющие своей Церковью и соблюдающие требования католической веры» ( Noble. 1985. P. 352-356). Дейвис поддержал т. зр. Дюшена, назвав аргументы Ноубла несостоятельными (Lives of the 9th-cent. Popes. 1995. P. X). Однако Ф. Бугар пришел к выводу, что папские биографии VIII-IX вв. создавались сотрудниками 2 ведомств - канцелярии и вестиария, к-рые отвечали за составление нарративных и документальных разделов. Работники канцелярии писали вводную часть биографии и передавали в вестиарий, где к ней на основе адм. и финансовых документов добавляли сведения о строительстве храмов, благотворительности и т. д., расположенные в хронологическом порядке. После этого текст возвращали нотариям, задачей к-рых было описать др. аспекты деятельности понтифика. Эта работа вызывала наибольшие трудности, поэтому нарративная часть нек-рых биографий осталась незавершенной ( Bougard F. Composition...//Liber. 2009. P. 129-131).

http://pravenc.ru/text/2463643.html

Букв. «впали в руки действования лжи». 721 Или «неизменяемости» (la meštahlpanuta). 722 Рим.1:22. 723 Букв. «Который почитаем тварями». 724 Букв. «со страхом и трепетом и от необходимости имеющей место причины». Смысл последнего выражения нам неясен, поэтому мы перевели его свободно. 725 Сир. qurbana (приношение, жертва). Этим термином в сирийской традиции обозначается также евхаристическое богослужение (божественная Литургия). 726 Или «поворот». 727 Букв. «вынужденность своего порабощения». 728 Вар. «из которого нет исхода». 729 Здесь в издании С.Брока кончается фраза и начинается новый абзац. Мы относим последующие восемнадцать слов к предыдущей фразе, а потому несколько смещаем номер абзаца. 730 Или «к милости». 731 Сир. teksa является калькой с греч. taxis (порядок, чин, строй). 732 Букв. «умудряются». 733 Или «в том, чтобы действовать самостоятельно», т. е. совершать различные молитвенные действия, не свойственные церковной традиции. 734 Букв. «повесить перед ним». 735 Букв. «большей». 736 Здесь и далее речь идет о кратких молитвах, сопровождаемых поклонами. 737 Так в тексте. На самом деле Моисей Мурин был эфиопом. 738 Преп. Исаак в своих сведениях о перечисленных подвижниках основывался на «Изречениях пустынных отцов» (Apophthegmata patrum), которые он знал в сирийском переводе. 739 Сир. segdot " означает «поклонение», «поклон» и вообще всякое внешнее выражение богопочитания. 740 Здесь преп. Исаак употребляет греческий термин metanoia, который означает «покаяние» (букв. «изменение ума»); в византийских аскетических и литургических памятниках он также означал «поклон». 741 Так читается в Paris syr.298. По рукописи Bodleian syr.e.7, «мы, конечно, презираем делающих это». 742 Букв. «когда об истине готовимся мы говорить и передавать " . 743 Или «осуществлять». 744 Букв. «с точным разумом видения»: так читается в Paris syr.298. По рукописи Bodleian syr.e.7, «с точным разумом любви». 745 По рукописи Paris syr.298, «учить о противоположном " . 746 Вар. «считая каждый поклон и каждое целование за одну молитву». 747

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Беседа 17. 725 Того же мар Исаака. О том, чем сохраняется сокровенное трезвение в душе. И откуда сонливость и холодность входят в разум, и угашают в душе святую горячность, и умерщвляют стремление к Богу ради духовных и небесных наслаждений. 726 1 . Нет возможности у сопротивника 727 воспрепятствовать желающим благого, если только для хитрого лукавства его не найдется места 728 в самих любящих благое. Дело вот в чем: ко всякому побуждению к желанию благого в самом начале возникновения его присоединяется некая ревность, напоминающая по теплоте своей раскаленные угли. 729 Она обычно, словно стена, окружает это побуждение желания и отгоняет от него всякое возможное препятствие или помеху; ибо обладает она великой мощью и невыразимой силой для всецелого укрепления души, 730 дабы не ослабевала и не колебалась под воздействием всевозможных неприятностей. И это первое есть сила святого желания, насажденная в естестве души, 731 то есть побуждение, возбуждаемое силой «раздражительной» , 732 которая естественна для души, 733 которую Бог естественным образом поместил в нас, дабы охраняла она пределы естества, посылая мощь стремительности своей 734 для исполнения естественного желания души, то есть добродетели: без этой  добродетель не взращивается. 735 Она и называется «ревностью». 2 . Вот что дает душе, возбуждая, воспламеняя и укрепляя ее время от времени, 736 дабы презирал тело в скорбях и страшных искушениях, встречающих его, дабы с уверенностью предавал он себя на смерть 737 и противостоял силам мятежника 738 ради исполнения того, что особенно любит душа. 739 3 . Ибо человек , облеченный во Христа, где-то в книге своей назвал эту ревность «псом» и «стражем закона Божия», который есть добродетель. 740 Добродетель же есть исполнение законов Божиих. 741 4 . Укрепляется же эта сила ревности, пробуждается и воспламеняется, дабы охранять дом, по двум причинам; 742 также и ослабляется, впадает в дремоту и небрежение по двум другим причинам. 743 Первая причина воспламенения ее и возбуждения 744 – возникновение некоего страха в человеке, 745 ибо он опасается за добродетель, которую или приобрел, или должен приобрести, как бы не была она похищена или погублена по какой-либо случайности, происшедшей с ней. И этот божественным Промыслом возбуждается во всех подлинных делателях добродетели для трезвения и постоянной ревности души, дабы она не дремала.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ III Григорий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († 28.11.741), св. (пам. зап. 10 дек.), папа Римский (с 18 марта 731). Согласно Liber Pontificalis , по происхождению сириец; в Веронском каталоге пап (кон. VIII в.) назван римлянином. До избрания папой служил пресвитером в рим. ц. св. Хрисогона. В Liber Pontificalis, а также у рим. каноника Флодоарда указывается, что Г. был избран на Папский престол рим. народом после смерти папы Григория II и утвержден через 35 дней экзархом Равенны (представителем визант. императора в Италии). Заняв Римскую кафедру, Г. продолжил борьбу с иконоборчеством, ставшим частью социальной и церковной политики Византийской империи. Признавая визант. императора высшим светским правителем, Г. направил в К-поль пресв. Георгия, дабы уведомить императоров Льва III Исавра и Константина V Копронима о своем избрании и передать письменное увещание против иконоборчества. Опасаясь гнева императоров, папский посол не сделал этого, за что по возвращении в Рим Г. хотел лишить его сана, но по решению Римского Собора (весна 731) приговорил лишь к публичному покаянию. Вскоре папа вновь направил пресв. Георгия в К-поль с посланием против иконоборчества, о чем стало известно в столице Византии, и Георгий был задержан имп. чиновниками на о-ве Сицилии. 1 нояб. 731 г. Г. созвал в Риме новый Собор, объявивший анафему всякому, кто оскверняет или хулит иконы и священные изображения. Согласно эпитоме Кассинской Хроники, приписываемой Анастасию Библиотекарю (IX в.), тот же Собор потребовал от жителей еп-ств Аврелиана (совр. Орлеан, Франция) и Ценоман (совр. Ле-Ман, Франция) вернуть в Кассинский мон-рь (совр. Монте-Кассино ) мощи прп. Венедикта Нурсийского и его сестры св. Схоластики , к-рые в период запустения мон-ря (с кон. VI до нач. VIII в.) были перенесены в Галлию монахами аббатства Флёри . Для оповещения императоров о решениях Собора папа направил в К-поль дефенсора Константина с посланием, требовавшим восстановления иконопочитания; от итал. епископов с теми же требованиями был направлен патрикий Сергий, но оба посла были задержаны на о-ве Сицилии и заключены в тюрьму. В 732/3 г. Г. направил к императорам и к К-польскому патриарху Анастасию дефенсора Петра (сведения о миссии не сохр.).

http://pravenc.ru/text/166747.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИЙ III РИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Григорий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий III (+ 741 ), папа Римский , святитель Память 28 ноября (Итал. ) Согласно Liber Pontificalis, по происхождению сириец ; в Веронском каталоге пап (кон. VIII в.) назван римлянином . До избрания папой служил пресвитером в римской церкви св. Хрисогона . В Liber Pontificalis, а также у римского каноника Флодоарда указывается, что Григорий был избран на папский престол римским народом после смерти папы Григория II (+ 11 февраля 731 ) и утвержден через 35 дней экзархом Равенны (представителем визант. императора в Италии).  Заняв Римскую кафедру, Григорий III продолжил борьбу с иконоборчеством , ставшим частью социальной и церковной политики Византийской империи. Признавая византийского императора высшим светским правителем, Григорий III направил в Константинополь  пресв. Георгия, дабы уведомить императоров Льва III Исавра и Константина V Копронима о своем избрании и передать письменное увещание против иконоборчества. Опасаясь гнева императоров, папский посол не сделал этого, за что по возвращении в Рим Григорий III xomeл лишить его сана, но по решению Римского Собора (весна 731) приговорил лишь к публичному покаянию. Вскоре папа вновь направил пресв. Георгия в Константинополь с посланием против иконоборчества, о чем стало известно в столице Византии, и Георгий был задержан имп. чиновниками на острове Сицилии. 1 ноября 731 года Григорий III созвал в Риме новый Собор , объявивший анафему всякому, кто оскверняет или хулит иконы и священные изображения. Согласно эпитоме Кассинской Хроники, приписываемой Анастасию Библиотекарю (IX в.), тот же Собор потребовал от жителей епископств Аврелиана (совр. Орлеан , Франция) и Ценоман (совр. Ле-Ман , Франция) вернуть в Кассинский монастырь (совр. Монте-Кассино ) мощи прп. Венедикта Нурсийского и его сестры св. Схоластики , которые в период запустения монастыря (с конца VI до начала VIII века) были перенесены в Галлию монахами аббатства Флёри. Для оповещения императоров о решениях Собора папа направил в Константинополь  дефенсора Константина с посланием, требовавшим восстановления иконопочитания; от итальянских епископов с теми же требованиями был направлен патрикий Сергий, но оба посла были задержаны на острове Сицилии и заключены в тюрьму. В 732/3 году Григорий III направил к императорам и к Константинопольскому патриарху Анастасию дефенсора Петра (сведения о миссии не сохранились).

http://drevo-info.ru/articles/13681323.h...

In Rome too, at the beginning of the seventh century, a large and significant community of “Greeks” (those fleeing from different parts of the Eastern Roman Empire), immigrating from several areas of the Mediterranean, began to form. These immigrants built numerous churches and basilicas. This was similar to what was occurring in Ravenna and elsewhere during the Byzantine Exarchate. At the Roman Synod of 649, convoked against monothelitism by St. Martin, pope of Rome, Eastern monks played an important role in the proceedings. Furthermore, during this historical period the Church of Rome began to elect Greek popes. Between 642 and 772, almost uninterruptedly, thirteen of the Roman popes were of Eastern origin, and many had lived in Sicily before moving to Rome. During this period there took place the Byzantinization of Sicilian culture and of the administrative and economic framework of Southern Italy, as well as of the liturgy. 3. The Iconoclast Period During the eighth century two events occurred which greatly affected the life and development of the Italo-Greek Church in Southern Italy and Sicily: the iconoclast controversy and the shift of the ecclesiastical jurisdiction of Southern Italy and Sicily from Rome to Constantinople. In about the year 730 the Byzantine Emperor Leo III (the Isaurian) issued an edict forbidding the veneration of icons throughout the empire. A fierce persecution of iconophiles ensued, especially of the monastics, the primary defenders of the veneration of icons, whose monasteries were destroyed and who were banished, tortured, and put to death. The Roman popes, however, remained adamant in their opposition to iconoclasm. Popes Gregory II (715–731) and Gregory III (731–741) refused to accept Leo’s edict, and at a local synod in 731 excommunicated the iconoclasts. Leo responded by severely taxing papal property holdings in Sicily and Calabria, eventually seizing them. Finally, between the years 732 and 757, the emperor attached the hellenized territories of Sicily and Southern Italy to the jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople. Besides the iconoclast controversy, another compelling reason for this move was the alliance of the Roman popes with the Frankish kings, beginning in 754, in order to forestall attacks by the Lombards. From this time on, until the late eleventh century, Sicily and Calabria were entirely Byzantine, both ecclesiastically and culturally. The Italo-Greek bishops no longer participated in synods of Rome, but became quite active in synods in the East, particularly at the Seventh Ecumenical Council (of Nicea) in 787, which condemned the iconoclastic heresy. It was after this council that Bishop Gregory of Syracuse was sent back to Southern Italy to reintroduce the veneration of icons.

http://pravoslavie.ru/7354.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010