Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Константин V. Монета. Аверс, реверс. VIII в. (сент. 718 - 14.09.775), визант. император-иконоборец (18 июня 741 - 14 сент. 775). Уничижительные прозвища как приложение к имени: Копроним (греч. Κοπρνυμος, от κπρος - «навоз», слав. «лаиноименитый», «гноеименитый»), Кавалин (Καβαλλνος, от позднелат. caballus - «конь»), Мам(м)она (Μαμ(μ)ωνς), Ирод (Ηρδης). Источники Практически все тексты о К., дошедшие до наст. времени, в той или иной степени неблагожелательны по отношению к нему, поэтому верификация сведений, относящихся к его богословским взглядам, церковной, внутренней и внешней политике, а также к его деятельности как полководца, представляет собой очень сложную источниковедческую задачу. По-видимому, между 775 и 784 гг. было составлено историческое сочинение антииконоборческой направленности, описывавшее царствование Льва III и К., фрагменты которого сохранились в «Бревиарии» и «III Антирретике» патриарха К-польского Никифора I , «Хронографии» прп. Феофана Исповедника и «Краткой хронике» Георгия Амартола . Несмотря на ярко выраженную полемическую направленность, последнее произведение претендовало на правдивость ( Theoph. Chron. P. 413), благодаря чему стала известна важная информация о победах К. над болгарами и арабами. Наиболее объективным источником считается «Бревиарий» патриарха Никифора, доведенный до 767 г. Биография К. род. в сент. 718 г. у имп. Льва III Исавра и его жены Марии и был крещен на Рождество того же года патриархом К-польским свт. Германом I . Согласно позднейшему преданию (негативно передающему факты биографии К.), во время крещения младенец обмарался в купели, за что и получил прозвище Копроним (Ibid. P. 400). 31 марта 720 г. К. был коронован как соправитель отца. Ок. 731/2 г. женился на хазарской принцессе Чичак (Цветок), получившей при крещении имя Ирина. От этого брака у К. 25 дек. 750 г. род. сын Лев (впосл. имп. Лев IV, коронован как соправитель 6 июня 751). После смерти Ирины К. женился на Марии († 751). Неизвестно, были ли дети от этого брака. От 3-го брака с Евдокией у К. было 6 детей: Христофор, Никифор, Никита, Анфим, Евдоким и Анфуса (см. Анфуса Омонийская , прп.).

http://pravenc.ru/text/2057044.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Папство в раннем средневековье (VIII-XI века) Е. Гергей. История папства Римская рабовладельческая империя распалась, и на территории античного мира возникли многочисленные государства варваров, которые по мере слияния завоевателей с населением Рима и формирования феодального общества преобразовывались в феодальные государства (королевства). Католическая церковь обеспечивала непрерывность этого процесса, и она стала основной организующей силой нового общества. Монахи-бенедиктинцы с крестом и плугом (cruce et arato) шли к варварам, чтобы обратить их в христианскую веру, но их словам придавал вес меч франкского феодального государства. Первые монахи-миссионеры появились в Британии по поручению папы Григория I. В результате их успешной деятельности английская церковь полностью подчинилась папе (позднее и сама Англия стала платить папе ленный налог). Монахи английской и ирландской церквей при поддержке франков и папства продолжали вести на континенте миссионерскую деятельность. Руководителя миссии, монаха Виллиброрда, папа назначил архиепископом Утрехта. Но на развернувшуюся деятельность германских миссионеров решающее влияние оказало католическое франкское королевство, чьи завоевания были тесно переплетены с деятельностью миссионеров. Создание союза с франками (VIII век) В первой половине VIII века папству еще приходилось маневрировать между иконоборческой византийской империей и лангобардами-арианами. Папа Константин, находясь в Византии, обнаружил там полный политический разлад, для преодоления которого император Лев III (717-741), стремившийся к дальнейшей секуляризации государственной жизни, предпринял реорганизацию государственного управления. Под влиянием епископов-иконоборцев из Малой Азии он выступил в 727 году против почитания икон. Папа Григорий II (715-731) отвергал иконоборчество, однако он не хотел доводить это расхождение до разрыва. За противоречиями стояла проблема изображения Христа как человека. Согласно ортодоксальной концепции, Христос был реальной личностью и, как такового, его можно было изображать в культовых произведениях искусства. А согласно утверждениям иконоборцев, Христос был только Бог, а не реальный человек, поэтому его и нельзя изображать, рисовать в человеческой ипостаси (монофизитство).

http://sedmitza.ru/lib/text/441587/

Агиографический топос мима, чудесно обратившегося в христианство, пародируя Крещение, обнаруживается как в лат. (Генесий), так и в визант. агиографии (Геласий, Порфирий Мим). С др. стороны, первое упоминание о Геласии Илиопольском (в Хронике Иоанна Малалы) почти совпадает по времени с самой древней версией «Мученичества св. Генесия» (BHL, N 3320). По мнению П. Аллара, если даже не признавать исторической достоверности «Мученичества св. Генесия», историческая реальность рим. мученика Г. М.- «вне всякого сомнения» ( Allard. P. 7). Наименее вероятным кажется, чтобы Генесий Арелатский, судебный писец, чей образ был хорошо известен на Западе, в т. ч. в Риме, мог превратиться в комедианта. Мартиролог Иеронима четко разделяет Генесия Арелатского и Г. М., при этом память последнего указывается в разных рукописях то 24, то 25 авг. Дата 24 авг. была, по всей видимости, изначальной, на 25-й день этого месяца она перешла позже по аналогии с Генесием Арелатским, празднуемым в этот день. Известны случаи, когда памяти др. Генесиев приурочивались и переносились ко дню памяти Генесия Арелатского (Генесий, еп. Брикселлский, Генесий, мч. Медиоланский). Но даже если предположить, что Г. М. из Мартиролога Иеронима является лишь одним из частых в этом памятнике повторений и смешений имен, когда один и тот же святой неск. раз повторяется в ближайшие дни, зачастую присоединяясь к дружине др. мучеников, к-рые к нему не имеют никакого отношения ( Van der Vorst. P. 260), то нельзя не принять во внимание указания «Календаря Карфагенской Церкви» (нач. VI в.), более древнего, чем окончательная редакция Мартиролога Иеронима (кон. VI в.). В «Календаре» за неск. дней до сентябрьских календ (1 сент., в единственной, содержащей этот «Календарь» ркп. из Клюни, точная дата не поддается прочтению) упоминается Г. М. Т. о., Карфагенская Церковь праздновала память только Г. М. и ничего не знала о писце из Арелата. С VII в. в итинерариях (описания паломничеств) упоминается о захоронении Г. М. в Риме в ц. во имя св. Ипполита рядом с др. мучениками на Тибуртинской дороге. Тексты итинерариев указывают на наличие именно захоронения, а не, как полагают, на существование церкви, посвященной этому мученику ( Leclercq. Col. 906). Церковь упоминается в Liber Pontificalis, в связи с тем что папа Григорий III (731-741) обновил ее крышу, но о ее посвящении нет никаких сведений. Очевидно, что захоронение в Риме не может принадлежать Генесию Арелатскому, к-рый был погребен на Елисейских полях - в некрополе к востоку от Арелата.

http://pravenc.ru/text/162035.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Каменный щит алтарной преграды в Равенне Изображение алтарной преграды находится на фресках подземной церкви св. Климента в Риме, как мы это видим на прилагаемом при сем рисунке 11 5), изображающем чудо у мощей св. Климента. Алтарная преграда изображена на нем в виде архитрава, покоящегося на легких колоннах, к которому между колонн привешены светильники. Правый пролет снабжен, по-видимому, невысокою стенкою. Посреди алтаря находится престол, на котором пелена или, вернее, антиминс и две горящих свечи. Над престолом имеется сень, а над средним проходом завеса, состоящая из двух половин, поднятых и прикрепленных к столбам иконостаса. Фреска подземной церкви св. Климента в Риме Следующий рисунок 6) изображает реставрированный иконостас церкви на острове Торчелло, согласно рисунку Rohault de Fleury, который сообщает в своем труде «La messe» 12 , что материалом ему служила одна миниатюра из армянского монастыря, причем построение этой базилики он относит к VII веку. Иконостас этот состоит из антаблемента, поддерживаемого шестью колоннами. Весьма интересен рисунок каменных скульптурных щитов в нижней части преграды. Rohault de Fleury сообщает, что траб или антаблемент, покрывавший колонны, в настоящее время уже не существует; он слышал от M. Benouville, что тот не нашел ни малейшей от него части и что он заменен широкою рамою с натянутым полотном, на котором помещаются совершенно новые изображения Богоматери и 12 апостолов. Базилика на острове Торчелло. Иконостас первоначального храма св. Петра в Риме, построенного при Константине Великом , состоял из ряда колонн, над капителями которых возвышались статуи св. апостолов. Rohault de Fleury высказывает сомнение в том, чтобы первоначально над колоннами мог быть антаблемент и чтобы этот последний мог составлять вообще принадлежность алтарной преграды особенно за долго до VI века. Рисунок, изображающий внутренний вид первобытного храма св. Петра в Риме в Real-encyklopädie der Christlichen Alterthümer F. X. Kraus 13 , представляет иконостас о шести колоннах, покрытых антаблементом, на котором уже размещены статуи. Подобный вид этот иконостас мог иметь не ранее 514 года, когда, по свидетельству Анастасия библиотекаря, папа Ормизда, устроив алтарную перекладину, покрыл ее серебряною обшивкой весом в 1400 фунтов 14 . Rohault de Fleury сообщает, что иконостас этого храма бы возобновлен папою Григорием III (731–741), при чем его антаблемент был снабжен барельефами Спасителя, Богоматери, апостолов и ангелов 15 . К сожалению этот замечательный иконостас до нашего времени не сохранился. Rohault de Fleury сообщает, что целы лишь несколько весьма ценных и замечательных его колонн, по преданию бывших якобы в Иерусалиме, в Соломоновом храме.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kratkaja...

соорудил грандиозную базилику. С VI в. катакомбы Домитиллы стали упоминать под именами мучеников: так, в Liber Pontificalis говорится, что папа Иоанн I (523-526) восстановил катакомбы Н. и А. (Л. Дюшен считал, что речь идет о базилике Н. и А., а не о катакомбах - LP. T. 1. P. 276-278). В рим. итинерариях VII в. отмечено, что Н. и А. были похоронены вместе с мц. Петрониллой в посвященной ей церкви на Ардеатинской дороге (Codice topografico della città di Roma/Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1942. T. 2. P. 89, 110, 149). Т. о., с этого времени эта базилика стала местом почитания не только Н., А. и мц. Домитиллы, но и мц. Петрониллы. Именно с почитанием последней было связано учреждение папой Григорием III (731-741) ежегодных торжественных процессий к этой базилике. Интерьер базилики во имя мучеников Нерея и Ахилия в Риме. IX, XVIII в. Фотография. 2013 г. Интерьер базилики во имя мучеников Нерея и Ахилия в Риме. IX, XVIII в. Фотография. 2013 г. Во время археологических раскопок базилики при катакомбах Домитиллы, предпринятых Де Росси в 1873-1875 гг., были обнаружены 2 фрагмента мраморной плиты с отрывками эпитафии папы Дамаса (ICUR. N. S. T. 3. N 8132), выполненной шрифтом, характерным для мастерской каллиграфа Фурия Дионисия Филокала. Мраморная плита располагалась над гробницей Н. и А. Вместе с фрагментами в апсиде базилики были найдены барельефные изображения, являющиеся своего рода иллюстрацией к тексту эпитафии и также относящиеся к кон. IV в. Барельефы вырезаны на 2 небольших колоннах, к-рые поддерживали киворий алтаря. На 1-м барельефе изображено страдание А. с частично сохранившимся именем святого: (Achil)LEUS (ICUR. N. S. T. 3. N 8133). Мученик представлен в длинной тунике без пояса, т. е. он был лишен воинского звания. Палач, заносящий над святым меч, облачен в полное позднерим. воинское одеяние. Присутствуют христ. символы, указывающие на то, что А.- мученик: крест и венец. На 2-м барельефе изображен, вероятно, Н., но надпись отсутствует. В Риме центром почитания Н.

http://pravenc.ru/text/2565064.html

223. Мозаическая фигура Божией Матери из «Распятия», бывшая в оратории папы Иоанна VII Сохранились также две фигуры из мозаики «Распятие»: Предтечи и Богоматери (высотой 12 вершков и шириной 10 вершков), вделанные ныне в стену, обходящую ватиканские гроты или крипту храма церкви св. Петра. Божия Матерь юного типа (рис. 223), обращена лицом и фигурой к Распятому и покрывается полой мантии; облачена в пурпурные одежды. К сожалению, мало сохранился один сюжет, более любопытный для нашей темы: мозаическое изображение Божией Матери с Младенцем на престоле, среди апостолов Петра и Павла. Части этой мозаики (0,75 выш. и 1,15 шир.) находятся в крипте базилики Петра, но переделаны; мозаика была помещена в оратории, под большим изображением Божией Матери «Оранты» и поверх престола. Существование этой темы указано и в описании Гримальди. Любопытным дополнением к сказанному о мозаиках оратория базилики св. Петра может служить также известие «Папской Книги» о папе Григории III (731–741), родом сирийце, что он украсил этот ораторий, сделавши на образ Божией Матери «царский венец» и пр.: in imaginem Sanctae Dei Genitricis diademam auream in gemmis et collare aureum in gemmis cum gemmis pendentibus inaures habentes jacinthias sex. 224. Мозаическое украшение над входом в капеллу Зенона в церкви св. Пракседы в Риме Сплошная мозаическая роспись капеллы во имя муч. Зенона в церкви св. Пракседы в Риме, относящаяся ко временам папы Пасхалия (817–824), является наиболее пышным и характерным памятником греко-восточного мастерства на Западе. Сама церковь эта на Эсквилине, близ церкви Св. Марии Маджоре, была, вместе с монастырем ордена Василия, приютом греческих монахов, восточного духовенства вообще и иконописцев, бежавших из Византии во времена иконоборства. Мозаикой здесь покрыты две триумфальные арки в главной церкви, абсида и малая арка (рис. 224) капеллы (оратория), открывающаяся в храм, или ее вход, а также все своды капеллы внутри. 225. Божия Матерь с Младенцем среди святых жен – мозаика в капелле Зенона в церкви Пракседы

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В 726 году новое восстание римлян против приведения в исполнение в итальянских областях эдикта императора Льва Исаврянина в пользу иконоборцев. Держась тех же приемов, как современные карбонарии, папы только заставляли действовать, сами же они пока еще не действовали прямо. В 727 году, например, Григорий II смиренно свидетельствовал о своей покорности империи; он называл превосходительным господином (excellent maitre) Равенского экзарха, а императорскому князю в Венеции писал: «Мы всегда будем признавать нашими повелителями наших великих императоров Льва и Константин 238 , и хотим с помощью Господа нашего нерушимо пребывать в их службе». И в это же самое время венецианцы, итальянцы экзархата, ломбардцы, франки были подстрекаемы к сопротивлению; Люитпранд был привлечен на папскую сторону; семейство Геристала подготовлялось для обладания Западом, и не смотря на вышеприведенные прекрасные заявления, Григорий II, немного времени спустя, выступил сам на сцену и писал Льву Исаврянину следующее: «Я взываю к Иисусу Христу, Главе небесного воинства. Да пошлет он диавола на разрушение вашего тела… Размышляйте, трепещите, кайтесь: благочестивые варвары горят желанием отмстить за церковь … Повелитель, ты держишь меч судебный: я держу меч еще страшнейший – меч отлучения». Исполнение следует за угрозой: Рим изгоняет императорского префекта; Люитпранд во главе своих ломбардов-ариан уничтожает господство греков в экзархате; но как государь, Люитпранд, разумеется, работал для своего господства, а не для папского; поэтому он спокойно осадил Рим, чтоб приняться с этого центра за объединение Италии. Это не входило в расчет Григория II, который, чтоб удалить неудобного союзника; а Григорий III (731–741) поразил в голову монархию Лонгобардов и единство Италии кровавою шпагою франко 239 . Такая политика, прием радикальной монархии, сначала пугала и возмущала святость лучших пап. Поставленный против воли в епископы Рима сенатом и духовенством древнего хищного города, Григорий II (т.е. Григорий I) (590–604), первый из истинных политиков святейшего престола, писал императору Маврикию (582–602), умоляя его не подтверждал его избрания; зная роль, его ожидавшую, он убеждал, скрылся вне Рима, а когда, наконец, он увидел себя папою, не смотря на все свое отвращение от этого, как христианин, он произнес следующие достопамятные слова, подтверждающие все, что было раньше и потом: «Епископство, в особенности мое, есть скорее должность земного государя, чем пастыря душ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Прерванное нашествием готфов погребение усопших в катакомбах едва ли продолжалось. В надписях с 426 года уже не упоминаются гробокопатели, fossores. В литургийных книгах пятого века об умерших и на благословение могил намекают на погребение христиан в церквах и подле них, а не в подземных кладбищах. Однако эти подземелья еще посещаемы были тогда набожными людьми. Папа Симмах, святительствовавший с 498 г. по 514-й, произвел тут большие работы. Но готфы, предводимые королем их Витигесом (526 г.), разорили церкви и истребили тела святых 134 . Усыпальницы у дороги Саларийской пострадали более прочих, потому что сии варвары осаждали Рим с этой стороны. Надписи свидетельствуют о причиненных ими разорениях гробниц Хрисанфа и Дарии, Александра, Виталия, Марциала и Диогена, а гробницы эти находились в скровах у обеих дорог Саларийских. Когда же эта буря прошла, тогда папа Вигилий (538–555) возобновил развалины, которых один вид исторгал у него стенание. Он же заменил и расколотые варварами надписи св. Дамаса копиями с них, инде неудачными, какова, например, копия с надписи в честь Евсевия в скрове Каллиста. В 568–569 гг. папа Иоанн III возобновил некоторые усыпальницы святых мучеников и повелел, чтобы свечи, сосуды, хлеб и вино в каждое воскресенье были приносимы туда из Латранского дворца его для совершения литургии 135 . Это было после опустошения Рима Тотилой. Реченному Иоанну подражали в этом папы Сергий I (687–701 гг.) и Григорий III (731–741 гг.). Но при всем старании пап продолжить и поддержать прежнее уважение к священным усыпальницам, они ветшали и обваливались, а запустение окрестностей их увеличивалось с каждым днем. Посему христиане перестали посещать гробницы мучеников. Однако папы еще не решались подражать св. Амвросию, который многие останки святых перенес из катакомб города Милана в тамошние церкви. Еще долго только два св. мученика Иоанн и Павел, умерщвленные Иулианом Богоотступником, покоились в своих гробницах внутри самого Рима. Из катакомб же, когда они обвалились, переносимы были мощи только в те церкви, кои построены были над этими же мощами. Венок из мученических гробниц, окружавший вечный город, как говаривал св. папа Лев, оставался неприкосновенным до нашествия ломбардов в 756 г. Нашествие их было так разрушительно, что папа Павел I-й в следующем году, наконец, решился открыть гробницы мучеников, более славных и досточтимых, и перенес их мощи в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Остров Уайт — остров в проливе Ла-Манш у южных берегов Англии. 727 Голгофа — гора, на которой, согласно евангелию, был распят Христос. 728 Савл, согласно евангелию, преследовавший Христа и его учеников, услышав «голос с неба», сам стал апостолом Христа, под именем Павла. 729 …видящим небо отверсто — цитата из «Деяний апостолов» (VII, 56). 730 …не пил ни вина, ни сикера — обычная библейская формула (напр.: «не пей вина и сикера» — Книга судей, XIII, 4). Сикер — алкогольный напиток. 731 Поревнование — усердие, ревность, старание. 732 Елена Прекрасная — в греческой мифологии дочь Зевса и Леды, жена царя Спарты Менелая, славившаяся своей красотой. 733 …иностранными диалекты — на иностранных языках. 734 Предикация — проповедь. 735 Снемлются (старослав.) — собираются. 736 …а-ла-мужиком кружат…— подстрижены в кружок à la мужик (то есть по-мужицки). 737 …назареиской долготы…— длины волос Иисуса Христа. 738 Ксересное вино — херес. 739 Новое золото — металлический сплав, имитирующий золото. 740 Консистория — епархиальное управление при архиерее. 741 Извет — ложный донос. 742 Справщик — корректор. 743 Мироносицы — здесь: поклонницы руководителя какой-нибудь религиозной секты. 744 Справка — корректура. 745 Приклад — здесь: пример. 746 …иже рекутся (старослав.) — которые называются. 747 Ахав — царь израильский (917–895 до н. э.). 748 …недоверок из столичных высланцев — скептик в вопросах религии, высланный из столицы. 749 …по символу…— то есть по символу веры — краткому изложению основных догматов православной религии. 750 …«чаю воскресения»…— то есть жду воскресения Христа. 751 …сердовых лет…— средних лет. 752 …надежда им лжет детским лепетом своим — цитата из «Евгения Онегина» (глава 5, VII). 753 Краснуха, или красненькая — десятирублевая ассигнация. 754 …присвоить ей один из тех грехов, которые Макар отмаливает, стоя на коленях среди стада пасомых им в отдалении телят — то есть приписать ей политическое преступление, за которое она может попасть в ссылку (куда Макар телят не гонял). 755

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010