властью и осуществлялось как гос. политика. На 1-м этапе Лев III пытался убедить высший клир осудить почитание икон как идолопоклонство. Потерпев неудачу, он приказал удалить образ Христа с Халкийских ворот Большого дворца. Эта акция вызвала волнения среди столичного населения, к-рые были подавлены вооруженной силой. Церковные иерархи во главе с Патриархом свт. Германом I перешли в оппозицию Льву III, выдвинув тезис о неподсудности императору вопросов веры, к-рые вправе решать только церковный Собор. Когда Лев III начал гонение на иконопочитателей (730), Патриарх Герман отказался одобрить его и был смещен императором. Лев III добился избрания на К-польскую кафедру своего единомышленника Анастасия и приступил к формированию иконоборческой иерархии. Однако папу не удалось заставить принять иконоборческую доктрину: Римский Собор (731) предал иконоборцев анафеме. Тогда император изъял из сферы церковной юрисдикции Рима Юж. Италию, Сицилию и Иллирик, передав их во временную юрисдикцию К-поля под предлогом окружения Рима варварами. В ответ папы отказались признавать власть императора, перестав вносить налоги в казну. В др. областях империи под руководством гос. чиновников активно проводилось уничтожение образов Христа, Богоматери и святых. Среди иконопочитателей особую популярность приобрел тезис о том, что император не может навязывать Церкви свои богословские воззрения. Главным защитником иконопочитания стал тогда прп. Иоанн Дамаскин , живший в Арабском халифате вне пределов досягаемости императоров-иконоборцев. Св. имп. Ирина. Номисма (реверс) Св. имп. Ирина. Номисма (реверс) Имп. Константин V (741-775), выступая в роли верховного авторитета в богословских вопросах, перевел борьбу с иконами на уровень догматического спора, сделав главной мишенью критики возможность материального изображения Христа, к-рое или ограничивает неограничимое Божество, или смешивает две природы, или разделяет человеческую и божественную ипостась воплощенного Слова. Иерархи на «Вселенском» Соборе в Иерии (близ Халкидона) (754) постарались дать богословское обоснование иконоборчеству, провозгласив, что император был подвигнут на искоренение «нового язычества» Св.

http://pravenc.ru/text/372674.html

89. ГРИГОРИЙ II Римские Папы. Список 89. ГРИГОРИЙ II. 715—731. Избрание этого священника-римлянина свидетельствовало об изменении настроений в Риме. Имя нового папы как бы обязывало его продолжить осуществление религиозно-политической программы его выдающегося предшественника — Григория Великого. Действительно, отношения между Римом и Константинополем оставались напряженными. После бурных переворотов Восточная империя нашла в лице Льва III (717— 741) монарха, который не только вернул себе всю полноту власти, но и основал новую династию, известную как Исаврийская или Сирийская. По причинам, до конца не выясненным, Лев III начал борьбу против культа икон, опираясь на поддержку части церковных иерархов. Однако это вызвало бешеное сопротивление со стороны монахов и духовно связанного с монастырями населения. Борьба с религиозными картинами, называемая иконоборчеством, в большой степени ослабила императорский авторитет. Этим воспользовался Григорий II, который начал искать союзников в государстве Меровингов, в Англии, а также среди недавно обращенных в христианство германских племен, находящихся за Рейном. Подобно своему предшественнику Григорию I, он пользовался помощью бенедиктинцев, которые вели активную миссионерскую работу в Германии. Апостол Восточной Франконии монах Уинфрид, позднее называвшийся Бонифацием, получил от Григория II епископский сан. Обширная переписка между Бонифацием и папской курией свидетельствует о далеко идущих намерениях римского епископа. В самой Италии Григорий II вмешивался с переменным успехом в распри между лангобардами и Равенной. Он противодействовал иконоборческой политике императора Льва III, но следил за тем, чтобы дело не дошло до всеобщего антиимператорского восстания, поскольку понимал, что еще не наступил удобный момент для полного освобождения из-под власти Константинополя. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442094/

Простейшие К. обычно располагались под алтарной частью, ниже ее уровня (ц. Сен-Жермен-л " Осеруа, Париж, IX в.), были тесными, в них вели крутые ступени. Иногда К. были доступны только священникам, в ряде случаев для них строили отдельную лестницу. В базилике ап. Петра в Ватикане при папе Григории I (590-604) К. разделили на 2 уровня, приподняв зону алтаря над конфессио с гробницей ап. Петра. В К. устроили частично заглубленный сводчатый подковообразный ход вдоль внутренней стены апсиды, от к-рого по оси собора к центру алтарного полукружия вел дополнительный проход. Паломники, увидев гробницу ап. Петра, возвращались тем же проходом в кольцевой обход (аннуляр). Т. о. было обеспечено круговое движение паломников, исключавшее встречу разнонаправленных потоков. К. в базилике ап. Петра считают прообразом всех сводчатых, круглых в плане К., к-рые были широко распространены в VIII-IX вв., это К. в церквах: Сан-Кризогоно в Риме (731-741), Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (IX в.), в Зелигенштадте (831-840), в Вердене (район Эссена) (после 809). В огромной каролингской церкви мон-ря Санкт-Галлен (ок. 820) центральные ступени между хором и алтарем вели вниз в конфессио, к саркофагу св. Галла, где монахи уединялись для молитвы, в то время как паломники обходили К. по коридору и могли посмотреть на святыню через небольшое отверстие. Впосл. в Зап. Европе были выработаны и другие способы сочетания пространства главного алтаря с К., позволявшие сохранить открытым доступ к святыням и одновременно видеть престол. Во Франции романский амбулаторий (круговой обход вокруг алтаря, позже с радиальными часовнями, «венцом капелл») был сперва опробован на К., которые представляли собой сводчатый зал с апсидой, ограниченной проходами по краям; от амбулатория расходились капеллы (иногда в 2 уровня). В эпоху Каролингов К. c кольцевым обходом дополнил новый тип - внешняя К. Его основу составляет обычное конфессио, но помещенное вне стен храма и соединенное с ним коридором или проемом в стене. Простейший сохранившийся до наших дней образец внешней К. представлен в ц. Всех святых в Бриксуэрте (VIII в.): стандартный кольцевой обход охватывает апсиду с внешней стороны, а спуск в него расположен с обеих сторон апсиды. Так же, по обеим сторонам от апсиды, устроены спуски внешней К. (832) базилики Сен-Дени.

http://pravenc.ru/text/2459067.html

Поэтому, говорит он: «слово Христово» 730 , " Своё слово в проповеди , вверенной мне по повелению, то есть проповедание. Оно, это благовестие, заключало в себе всё – и настоящее, и будущее, жизнь, благочестие, веру, всё вместе» ( Тит. 1:3 ) 731 . Значит, учение Господа и проповедь Евангелия святой Иоанн Златоуст называет «догматами» и «догматами истины», или «божественными догматами», «правильными догматами», «догматами Церкви» и «догматами Христовыми» 732 . Необходимо подчеркнуть, хотя это само собой разумеется, что для святого Иоанна Златоуста и всего святоотеческого богословия нашей Церкви «догматы» имеют весьма широкое значение. Мы найдём их как слова Божии, как спасительные «истины веры» и «догматы жизни вечной» 733 , как живоначальные принципы спасения 734 , как «правила новой твари» (ср. Гал. 6:16, 15 ) 735 . Догматы являются тем же самым, что и Евангелие Христово: сила Божия ко спасению всякому верующему ( Рим. 1:16 ; ср. 1Кор. 1:18, 24 ). «Догматы, – говорит святой Златоуст, – являются основанием нашей жизни; из них наша жизнь берёт своё существование» 736 . Они «составляют основание ( τ κεφλαιον – основной капитал) нашего спасения» 737 . Догматы – объявленные Богом истины (факты, события) Христовой Икономии спасения. Во всех этих приведённых выше определениях, которые мы встречаем у апостола Павла и святого Иоанна Златоуста , выражена, в сущности, одна и та же вещь: правильная и истинная вера, или вера Истины (ср. 2Сол. 2:10, 12, 13 ), которая дана нам для спасения и вечной жизни 738 . Речь идёт о тех Господних словах жизни вечной ( Ин. 6:68 ; ср. Евр. 6:5 ), которые всецело представляют собой «веру нашу, истинную и апостольскую» 739 , то есть всецелую кафолическую веру Церкви. В этой и в такой вере мы существуем, живём и спасаемся в Церкви как христиане 740 . Всё то, что мы привели ранее, святой апостол и святой Златоуст выразят одним единственным словом, и это слово – благочестие ( εσβεια – благочестие, богопочитание), или «полное благочестие» ( πηρτισμνη εσβεια) 741 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Святителю удалось собрать вокруг себя значительную группу помощников, продолживших впоследствии его начинания. Большинство из них были англосаксами, а некоторые — его родственниками. История сохранила до наших дней имена святых Бурхарда, Вигберта, Витты, Штурмия, Виннебальда, Виллибальда, а также преподобных Лиобы, Вальбурги, Бригитты, Теклы и многих других. Устроитель Франкской Церкви и мученик за Христа После смерти в феврале 731 г. папы Григория II на престол Римской Церкви вступил папа Григорий III. Бонифаций поспешил отправить к новому папе посольство и заверить его в своей преданности. В 732 г. Бонифаций вновь написал в Рим, упомянув среди прочего и о том, что работы стало слишком много для одного человека. Григорий III, оценив достигнутые Бонифацием успехи, отправил ему архиепископский паллиум, хотя и не назначил для митрополии постоянного центра. Кроме того, папа разрешил Бонифацию самостоятельно учреждать епархии и ставить на служение епископов. В 737 г. Бонифаций в сопровождении многочисленных учеников в третий раз отправился в Рим, где был милостиво принят папой Григорием III. Папа наделил его полномочиями легата и поручил установить канонический порядок в церковной жизни Баварии. В Риме к нему присоединился Лулл, который впоследствии стал одним из его ближайших учеников и преемником на Майнцской кафедре. По возвращении Бонифаций с помощью герцога Одилона и баварской знати начал работу по созиданию Баварской Церкви на канонических началах. Он по-новому определил границы епархий и назначил епископов на свободные кафедры: в Зальцбург, Фрайзинг и Регенсбург. Бонифаций основал самостоятельную гессенскую епархию с центром в Бюрабурге и назначил в неё епископом святого Витту. Были созданы также епархии в Айхштадте, куда в октябре 741 г. епископом был рукоположен святой Виллибальд, и Эрфурте. Новым епископом Вюрцбурга стал святой Бурхард. Бонифаций обращал особое внимание на каноничность рукоположений духовенства и отстранял от служения неканонических клириков. Если рукоположенные неканоническим образом священнослужители были готовы признать, что они допускали упущения не по злой воле и приносили покаяние в содеянном, то Бонифаций заново рукополагал их в священный сан.

http://pravmir.ru/svyatoy-bonifatsiy-apo...

Святителю удалось собрать вокруг себя значительную группу помощников, продолживших впоследствии его начинания. Большинство из них были англосаксами, а некоторые - его родственниками. История сохранила до наших дней имена святых Бурхарда, Вигберта, Витты, Штурмия, Виннебальда, Виллибальда, а также преподобных Лиобы, Вальбурги, Бригитты, Теклы и многих других. УСТРОИТЕЛЬ ФРАНКСКОЙ ЦЕРКВИ И МУЧЕНИК ЗА ХРИСТА После смерти в феврале 731 г. папы Григория II на престол Римской Церкви вступил папа Григорий III. Бонифаций поспешил отправить к новому папе посольство и принести уверения в своей преданности. В 732 г. Бонифаций вновь написал в Рим, упомянув среди прочего и о том, что работы стало слишком много для одного человека. Григорий III, оценив достигнутые Бонифацием успехи, отправил ему архиепископский паллиум, хотя и не назначил для митрополии постоянного центра. Кроме того, папа разрешил Бонифацию самостоятельно учреждать епархии и ставить на служение епископов. В 737 г. Бонифаций в сопровождении многочисленных учеников в третий раз отправился в Рим, где был милостиво принят папой Григорием III. Папа наделил его полномочиями легата и поручил установить канонический порядок в церковной жизни Баварии. В Риме к нему присоединился Лулл, который впоследствии стал одним из его ближайших учеников и преемником на Майнцской кафедре. По возвращении Бонифаций с помощью герцога Одилона и баварской знати начал работу по созиданию Баварской Церкви на канонических началах. Он по-новому определил границы епархий и назначил епископов на свободные кафедры: в Зальцбург, Фрайзинг и Регенсбург. Бонифаций основал самостоятельную гессенскую епархию с центром в Бюрабурге и назначил в нее епископом св. Витту. Были созданы также епархии в Айхштадте, куда в октябре 741 епископом был рукоположен св. Виллибальд, и Эрфурте. Новым епископом Вюрцбурга стал Бурхард. Бонифаций обращал особое внимание на каноничность рукоположений духовенства и отстранял от служения неканонических клириков. Если рукоположенные неканоническим образом священнослужители были готовы признать, что они совершали свои упущения не по злой воле, и приносили покаяние в содеянном, то Бонифаций заново рукополагал их в священный сан.

http://pravoslavie.ru/1462.html

К концу века положение изменилось. Для Тайнозрителя в Апокалипсисе, Рим есть Вавилон, великая блудница (17 гл.) 730 , а память о Нероне даёт материал для образа зверя (13; 17:8–11) 731 . Но и в эпоху начавшихся гонений апостол Пётр призывал христиан оказывать послушание носителям власти ( 1Пет.2:13–17 ). Христианство никогда не призывало к политической или социальной революции. У него совсем другая задача. Церковь должна приводить людей к Богу и богообщению. Каждый член Церкви «является Божиим домостроителем» 732 . Тем не менее, всякий христианин является и гражданином того или иного государства, задачи которого в основном определяются устроением земного благополучия 733 своих подданных. Поэтому вопрос о взаимоотношениях христианина, как «Божиего домостроителя», с земными властителями (тем более, что последние не всегда бывают единоверными, а иногда и богоборцами), с самого зарождения христианства очень актуален. По общему мнению наших экзегетов в Рим.13:1–7 святой Апостол говорит только о принципе 734 «гражданской жизни» 735 , не входя в подробности этого вопроса 736 . Живя в государстве, христианин должен руководствоваться тем, что сама по себе власть не есть нечто извне навязанное человечеству. «Законы общественности, а стало быть, и государственности и политики развиваются из психологического источника» 737 . Власть есть внутренняя необходимость человека в его общественном состояний 738 , она вытекает из глубин человеческого духа 739 . Её целью есть правда, как выражение человеческой жизни 740 , и общее благо 741 . «Напротив, безначалие везде есть зло и производит замешательство» 742 . «В истории, – пишет Л. Тихомиров , – мы знаем лишь очень относительные случаи анархии, но и в них человечество становится жертвой таких бедствий, что готово подчиниться скорее какой угодно жестокой и несправедливой власти, лишь бы только её господство дало общий для всех и всем известный порядок 743 . Таким образом, власть, как порядок, есть Божественное учреждение ( Рим.13:1 ). В этом смысле ей принадлежит священная неприкосновенность 744 , ибо всё, что творит Бог – «добро» ( Быт.1 ), Поэтому Апостол и увещевает подчиняться власти: «Несть бо власть аще не от Бога, сущие же власти от Бога учинены суть» ( Рим.13:1 ) 745 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

731 . С именем св. Мефодия ныне известны три Беседы о Симеоне и Анне, в неделю Ваий и о Кресте. 732 Но весьма сомнительно, чтобы принадлежали они св. Мефодию тирскому, – Святителю 3 века. а) Слог их мало похож на слог сочинений Мефодия тирского и одинаков со слогом сочинений св. Мефодия – Патриарха 9 века; б) В содержании их также есть не согласное с обстоятельствами 3 века. В первой Бес. часто встречаются: Слово единосущное Отцу и Марии Богородице; Пресв. Деве усвояется публичное празднование. Во 2 бес., кроме определенного учения о Троице, говорится: «праздники за праздниками следуют в Церкви», чего не могло быть во времена гонений. В 3 бес. читаем: «когда Императоры наши увидали, что знамение креста употребляется на прогнание всех зол, то придумали знамена, называемые римским языком vexilla». Это могло быть сказано только после благов. Царя Константина. Сочинитель 1-й беседы говорит, что он кратко говорит о девстве εν συμποσιας: но св. Мефодий тирский говорил о девстве не кратко, а пространно и не в συμποσιοις. Потому συμποσια означает в 1 Бес. просто название Слов, Бесед. Никакого нет сомнения в том, что откровения св. Мефодия патарского о последних временах 733 , на которые ссылался и пр. Нестор 734 , не принадлежат св. Мефодию 3 века. Здесь говорится о Византии и о завоеваниях Сарацин. § 77. Св. Петр Александрийский Петр Александрийский епископ, «священное, как говорит Евсевий 735 , украшение епископов и по святости, и по упражнению в свящ. глаголах». С 295 г. Петр был начальником александрийского училища. 736 Приняв жезл пастырский после св. Феоны 737 , в 303 г., он управлял церковью в тяжкое время; гонение Диоклитианово с особенной жестокостью свирепствовало тогда в Египте. Св. Петр, уклонившись из Александрии на время бури, укреплял на подвиги и издали не только свою паству, но верных всего Египта – Фиваиды и Ливии. По его увещанию целые сонмы увенчались венцом мученическим. Слабость некоторых, не выносивших жестокости мучений, побудила ревностного пастыря в 306 г. разослать правила покаяния. 738 Но в то же время новую и тяжкую скорбь и церкви, и ее пастырю нанес Мелетий, епископ Ликополя ливийского. Тогда как св. Петр с любовью Христовой принимал искренно раскаивавшихся в общение с церковью, Мелетий, за которым самим было много открытых грехов, с жестокосердием отвергал всех падших и, явившись в Александрию в сане Пастыря ее, самовластно распоряжался делами не принадлежащей ему церкви. Увещания Мелетию остались безуспешными. Св. Петр принужден был с собором епископов произнести на него осуждение; Мелетий произвел раскол, более столетия раздиравший церковь 739 ; при этом Арий был первым из присоединившихся к Мелетию, потом раскаялся и был посвящен во диакона, потом опять восстал против своего пастыря и св. Петр подверг его запрещению. 740 В 311 г. «великий учитель веры Христовой» внезапно был схвачен и без всякого суда лишен головы. 741

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преемник Ираклия император Констанс (641–668) активно поддерживал монофелитов. В период его правления главными оппонентами монофелитства были папа Римский Мартин на Западе и константинопольский монах Максим на Востоке. Папа Мартин осудил монофелитство на Латеранском Соборе 649 года. Максим Исповедник в своих сочинениях развивал учение о том, что во Христе сосуществовали две воли – Божественная и человеческая, так же как и два действия. Однако в отличие от прочих людей, у которых наличие воли означает наличие выбора между добром и злом, человеческая воля Христа была всегда направлена только к добру и потому находилась в гармонии с Божественной волей. В 680 году в городе Константинополе состоялся Шестой Вселенский Собор , созванный императором Константином Погонатом, осудивший ересь монофелитства и определивший признавать в Господе Иисусе две воли – Божескую и человеческую – в соответствии с двумя природами. Иконоборческий спор Последний великий спор эпохи Вселенских Соборов относится к VIII-IX векам, когда Византия из могущественной империи превратилась в небольшое государство, теснимое с разных сторон арабами и варварами. Предметом спора было почитание икон, против которого выступил император Лев Исавр (716–741) . В 726 и 730 годах им были изданы эдикты, запрещающие иконопочитание. Папа Римский Григорий II (715–731) и патриарх Константинопольский Герман (715–730) отказались подчиниться императорской воле. В 727 году папа созвал в Риме Собор, подтвердивший иконопочитание. Патриарх же за отказ подписаться под эдиктом был смещен, низложен и сослан. На его место избран патриархиконоборец Анастасий (730–753). Наиболее агрессивная фаза иконоборчества приходится на время правления Константина Копронима (74–770), который вошел в историю как жестокий гонитель иконопочитателей. В 754 году император созвал в Константинополе Собор, на котором 338 епископов подписались под иконоборческим вероопределением. После Собора гонения с особой силой обрушились на монашество, которое, в отличие от епископата, твердо стояло за иконопочитание: многие монахи стали исповедниками и мучениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иконография Самое раннее изображение Каллиста сохранилось на стеклянном медальоне из Рима (IV в.; Кабинет медалей Национальной библиотеки, Париж), поясная фигура святого выполнена в технике гравировки и покрыта позолотой . Поясное изображение Каллиста имеется среди фресковых папских портретов V-VI веков в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура . В VII-VIII веках предположительно по указанию папы Григория III (731-741) в усыпальнице Каллиста в катакомбах Калеподия были выполнены росписи на сюжет Мученичества святого. Несмотря на плохую сохранность росписей, определяются сцены казни и погребения Каллиста . К 1140-1143 годах относятся мозаики в конхе апсиды церкви Санта-Мария-ин-Трастевере, где Христос и Богоматерь, восседающие на престоле, изображены в окружении святых. С левой стороны представлены ап. Петр, Римские папы Корнелий и Юлий I и св. Калеподий, с правой - Каллист, св. Лаврентий и папа Иннокентий II. Каллист представлен в рост, фронтально. На святом епископское облачение, правой рукой он благословляет, в левой руке закрытая книга. Сочинения Подложные послания Каллиста к некоему еп. Бенедикту и к епископам Галлии сохранились среди Лжеисидоровых декреталий , созданных ок. середины IX века в Северной Франции . Литература Использованные материалы    " Memoria di San Callisto I, greco di nascita, prima schiavo e poi papa e patriarca di Roma martire sotto Alessandro Severo (222) " , страница официального сайта Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, .    " Pyhä Calixtus I, Rooman paavi "http://Календарь на официальном сайте Финляндской Православной Церкви, http://ort.fi/kirkkokalenteri/20241014/ .    " Saint CALIXTE Ier, Grec de nation, ancien esclave et banquier, pape et patriarche de Rome, martyr sous Alexandre Sévère (222) "http://Laporte Claude. Tous les saints de l " Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008. - P. 529; " st Calixte I, pape de Rome, martyr "http://Calendrier liturgique 2024 на официальном сайте на сайте Французского деканата Западно- и Южноевропейской митрополии Румынской Православной Церкви, , p. 67.

http://drevo-info.ru/articles/13679972.h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010